Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Пленер № 9: Обзор

Пленер № 9: Обзор

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

Одно из направлений марафона — Дежурный по городу, сокращенно ДПГ. Участники — команды детских СМИ — выбирают одну неделю и дежурят по своему городу, пишут новости, снимают сюжеты, рассказывают о проблемах и событиях, знакомят читателей со своим городом. У проекта есть своя история и свои принципы. И свои особости. Однажды мы решили добавить в задания квест. Заступающая на дежурство команда придумывала журналистскую игру для следующей, а следующая команда выбирала и выполняла 3–5 «пунктов». Одно дежурство — это от 7 до 15 новостей, фоторепортажей, видеороликов. То есть вполне постижимый объем. Но на деле получилось, что вместо квеста команды предлагали друг другу викторины. Вышла путаница в жанрах.

.
Попробуйте себя в роли обозревателя. Ваша задача — обзор дежурства одной из команд ДПГ. Какую именно команду вам обозревать, решайте после того, как убедитесь, что ее никто еще не обозрел.

Ракурсы

Как делать обзор
Критика, как говорил Пушкин, это искусство говорить о красотах и недостатках, добавим — и делать это так, чтобы от этого была польза. Команды ДПГ исследуют свой город, а вы исследуете то, как именно они это делают. Команды ДПГ рассказывают о своем городе, а вы рассказываете о том, как они рассказывают о нем.
Обзор — это реконструкция замысла с попутным анализом или комментарием. Анализ — это способность открыть принципы и изложить их в определенной последовательности.

Обзор прошлого года. Начало статьи про дежурство одной из команд ДПГ 

Дальше мы предлагаем несколько «обзорных ракурсов», а вы остановитесь на тех, которые вам по вкусу. Или найдите свои.


Ракурс 1. Все в целом. Прочитайте все обозреваемые материалы. По ходу чтения записывайте все, что бросилось в глаза, чтобы представить эти наблюдения в своем обзоре. Сформируйте свой взгляд на материалы, продумайте как подать то, что вы обнаружили, чтобы получилось последовательно и интересно.
Сразу воспринимайте свой текст глазами авторов, о которых вы говорите и которым важно как вы это делаете, и глазами читателя, который будет читать (или смотреть) то, что вы говорите. Ваши критические замечания должны быть реализуемы, корректны и полезны для частных авторов (которых вы обозреваете) и широкого читателя (который не знает исходный материал и вообще про ДПГ).

Ракурс 2. Явные плюсы обозреваемого цикла. Чего вам не хватило. Чего хватило с избытком. Что заслуживает внимания. Это достаточно тонкая материя, субъективность тут должна сочетаться с объективностью. Вкусовые вещи — со всеобщими.


Ракурс 3. Охватность. Создается ли впечатление во городе целом, узнали вы для себя интересную и новую информацию? Если нет, предложите идеи, как построить дежурство, исходя из потенциала прочитанного вами цикла.


Ракурс 4. Реконструкции. Обозреватель, если вдруг ему не хватает информации о городе, узнает ее сам и восстанавливает в своем обзоре недостающие звенья этой информации, пользуясь материалом разных источников. Таким образом он как бы дополняет впечатление о городе для читателя и одновременно оказывает авторам «дополнительные образовательные услуги», показывая возможные «точки роста».

Ракурс 5. Как реализуются в целом принципы проекта (они изложены на странице ДПГ). Иными словами — есть проект (расскажите о нем своими словами) и есть цикл материалов, который вы обозреваете.
Как эта связь работает? Если она слабая, имеется ли потенциал. Скажем, автор описывает, а не исследует событие, но потенциал для исследования — проглядывает. Вот отметьте это, научите его. Но помните — сначала видеть плюсы, найти то, в чем автор показал себя с интересной стороны.

Ракурс 6. Что нового привнесла команда в проект. Да, такое бывает.

Ракурс 7. Частный, но важный. Отражено ли дежурство в соцсетях, если да, то как именно. Хорошо бы прямо тут, в обзоре — показать людям образцы яркой работы в соцсетях. Рассказать про роль хештегов, обозначить отдельные приемы. Кстати, именно по хештегам вы и сможете вычислить материалы вк и фб.


Ракурс 8: Дежурка ДПГ (в этом году она скромная, без баталий). Что там с квестом, со сдачей приемкой дежурства. Все это можно интересно преподнести в обзоре, только не забывайте, что читать его будут «все», а не только посвященные в портал. И вам нужно так описывать каждую деталь, чтобы читатель понял, что за ней стоит.


Ракурс 9: Несколько слов о редакции и о руководителе. Здесь вы покажете свою журналистскую сноровку и подковку. Свою способность найти информацию даже при ее отсутствии.



Ракурс 10: Мысли на полях. Попутные журналистские вопросы, научалки, отступления. Пример. Обзор прошлого года. Автор ДПГ берется за интересную тему — городская реклама. Обозреватель, анализируя его новость, предлагает несколько вариантов «как превратить обыденную тему в проблемную».


Ракурс 11. Статистика. Цифры и факты — это практически беспроигрышный способ заякорить читателя. А приправленные инфографикой — особенно. Выражаться может в чем угодно — в количестве новостей, в числе жителей. Выглядеть может даже так:

Необязательно разбирать абсолютно каждую новость. Хотя это возможно и в прошлом году делались именно такие обзоры и дежурные их с нетерпением, как нам кажется, ждали.
Можно сделать обзор » в целом», отмечая и приводя в пример отдельные фрагменты. Да, цитирование + комментирование или пересказ + комментарий — самый интересный обзор.


Несколько советов

  • Иллюстрируйте свой обзор. Добавляйте понравившиеся вам фото, видео — не бойтесь цитировать.
  • Чтобы проиллюстрировать свой текст — скопируйте картинки (опция 400 под любым файлом в гусенице). До и после картинки поставьте «пропуск строки», нажав на «Шифт + энтер».
  • Подписывайте картинки. Это повышает воспринимаемость текста на 72 %
  • Большие тексты делите на озаглавленные части. Это создаст у читателя чувство постижимости вашего материала.
  • Пересказывайте в обзоре то, что обозреваете (в меру, конечно).
  • Не ставьте много ссылок. Одна-две гиперссылок не помешают, но не всякий читатель осилит переходы на новые страницы с целью понять, о чем речь в вашем обзоре. Человек должен понимать, о чем идет речь, — из вашей статьи.
  • Приводите простые и постигаемые примеры. Выуживайте истории — самое интересное в журналистике. ничего нет интереснее.

.

Мы в сугробе
Юрий Сватухин, #1980 «Четвертое измерение»,
центр образования, Заречный
Пост сдал-пост принял. Анастасия Диковицкая, #121 «Горностай», оЦ Горностай, Новосибирск

Участвуйте, побеждайте и будьте счастливы!

Оглавление

1. Начало персонажа

2: Пресс-поплавОК

3: Каков вопрос — таков ответ

4: Компактная композиция

5: Правила фотокомпозиции

6: «Цикл», «серия», «фоторяд»

7: Критерии оценки новости

8: Интервью. Проверка жанром

9: Обзор

10: Лонгрид

11: Новость и немножко нервно

12: Элементарная типографика

13: Литературные штудии

17: Творческая математика

НАШпресс
Утешение

Дорогу осилит идущий.
Москва не сразу строилась.
Тяжело в ученье — легко в бою.

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 




© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета