![](/img/2016/700-obzor2.png) |
Пленер № 9: Обзор |
Одно из направлений марафона — Дежурный по городу, сокращенно ДПГ. Участники — команды детских СМИ — выбирают одну неделю и дежурят по своему городу, пишут новости, снимают сюжеты, рассказывают о проблемах и событиях, знакомят читателей со своим городом. У проекта есть своя история и свои принципы. И свои особости. Однажды мы решили добавить в задания квест. Заступающая на дежурство команда придумывала журналистскую игру для следующей, а следующая команда выбирала и выполняла 3–5 «пунктов». Одно дежурство — это от 7 до 15 новостей, фоторепортажей, видеороликов. То есть вполне постижимый объем. Но на деле получилось, что вместо квеста команды предлагали друг другу викторины. Вышла путаница в жанрах.
. Попробуйте себя в роли обозревателя. Ваша задача — обзор дежурства одной из команд ДПГ. Какую именно команду вам обозревать, решайте после того, как убедитесь, что ее никто еще не обозрел. |
Ракурсы |
Как делать обзор Критика, как говорил Пушкин, это искусство говорить о красотах и недостатках, добавим — и делать это так, чтобы от этого была польза. Команды ДПГ исследуют свой город, а вы исследуете то, как именно они это делают. Команды ДПГ рассказывают о своем городе, а вы рассказываете о том, как они рассказывают о нем. Обзор — это реконструкция замысла с попутным анализом или комментарием. Анализ — это способность открыть принципы и изложить их в определенной последовательности.
|
|
![](/img/2016/2017-01-19_18-33-28.png) |
|
|
Обзор прошлого года. Начало статьи про дежурство одной из команд ДПГ |
Дальше мы предлагаем несколько «обзорных ракурсов», а вы остановитесь на тех, которые вам по вкусу. Или найдите свои.
Ракурс 1. Все в целом. Прочитайте все обозреваемые материалы. По ходу чтения записывайте все, что бросилось в глаза, чтобы представить эти наблюдения в своем обзоре. Сформируйте свой взгляд на материалы, продумайте как подать то, что вы обнаружили, чтобы получилось последовательно и интересно. Сразу воспринимайте свой текст глазами авторов, о которых вы говорите и которым важно как вы это делаете, и глазами читателя, который будет читать (или смотреть) то, что вы говорите. Ваши критические замечания должны быть реализуемы, корректны и полезны для частных авторов (которых вы обозреваете) и широкого читателя (который не знает исходный материал и вообще про ДПГ).
Ракурс 2. Явные плюсы обозреваемого цикла. Чего вам не хватило. Чего хватило с избытком. Что заслуживает внимания. Это достаточно тонкая материя, субъективность тут должна сочетаться с объективностью. Вкусовые вещи — со всеобщими.
Ракурс 3. Охватность. Создается ли впечатление во городе целом, узнали вы для себя интересную и новую информацию? Если нет, предложите идеи, как построить дежурство, исходя из потенциала прочитанного вами цикла.
Ракурс 4. Реконструкции. Обозреватель, если вдруг ему не хватает информации о городе, узнает ее сам и восстанавливает в своем обзоре недостающие звенья этой информации, пользуясь материалом разных источников. Таким образом он как бы дополняет впечатление о городе для читателя и одновременно оказывает авторам «дополнительные образовательные услуги», показывая возможные «точки роста».
Ракурс 5. Как реализуются в целом принципы проекта (они изложены на странице ДПГ). Иными словами — есть проект (расскажите о нем своими словами) и есть цикл материалов, который вы обозреваете. Как эта связь работает? Если она слабая, имеется ли потенциал. Скажем, автор описывает, а не исследует событие, но потенциал для исследования — проглядывает. Вот отметьте это, научите его. Но помните — сначала видеть плюсы, найти то, в чем автор показал себя с интересной стороны.
Ракурс 6. Что нового привнесла команда в проект. Да, такое бывает.
Ракурс 7. Частный, но важный. Отражено ли дежурство в соцсетях, если да, то как именно. Хорошо бы прямо тут, в обзоре — показать людям образцы яркой работы в соцсетях. Рассказать про роль хештегов, обозначить отдельные приемы. Кстати, именно по хештегам вы и сможете вычислить материалы вк и фб.
Ракурс 8: Дежурка ДПГ (в этом году она скромная, без баталий). Что там с квестом, со сдачей приемкой дежурства. Все это можно интересно преподнести в обзоре, только не забывайте, что читать его будут «все», а не только посвященные в портал. И вам нужно так описывать каждую деталь, чтобы читатель понял, что за ней стоит.
Ракурс 9: Несколько слов о редакции и о руководителе. Здесь вы покажете свою журналистскую сноровку и подковку. Свою способность найти информацию даже при ее отсутствии.
Ракурс 10: Мысли на полях. Попутные журналистские вопросы, научалки, отступления. Пример. Обзор прошлого года. Автор ДПГ берется за интересную тему — городская реклама. Обозреватель, анализируя его новость, предлагает несколько вариантов «как превратить обыденную тему в проблемную».
Ракурс 11. Статистика. Цифры и факты — это практически беспроигрышный способ заякорить читателя. А приправленные инфографикой — особенно. Выражаться может в чем угодно — в количестве новостей, в числе жителей. Выглядеть может даже так:
Необязательно разбирать абсолютно каждую новость. Хотя это возможно и в прошлом году делались именно такие обзоры и дежурные их с нетерпением, как нам кажется, ждали. Можно сделать обзор » в целом», отмечая и приводя в пример отдельные фрагменты. Да, цитирование + комментирование или пересказ + комментарий — самый интересный обзор. |
Несколько советов |
- Иллюстрируйте свой обзор. Добавляйте понравившиеся вам фото, видео — не бойтесь цитировать.
- Чтобы проиллюстрировать свой текст — скопируйте картинки (опция 400 под любым файлом в гусенице). До и после картинки поставьте «пропуск строки», нажав на «Шифт + энтер».
- Подписывайте картинки. Это повышает воспринимаемость текста на 72 %
- Большие тексты делите на озаглавленные части. Это создаст у читателя чувство постижимости вашего материала.
- Пересказывайте в обзоре то, что обозреваете (в меру, конечно).
- Не ставьте много ссылок. Одна-две гиперссылок не помешают, но не всякий читатель осилит переходы на новые страницы с целью понять, о чем речь в вашем обзоре. Человек должен понимать, о чем идет речь, — из вашей статьи.
- Приводите простые и постигаемые примеры. Выуживайте истории — самое интересное в журналистике. ничего нет интереснее.
.
![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/portal.lgo.ru/man/files/izdat/643409.jpg&max_x=300&max_y=300) |
|
![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/portal.lgo.ru/man/files/izdat/644021.jpg&max_x=300&max_y=300) |
|
|
|
Мы в сугробе Юрий Сватухин, #1980 «Четвертое измерение», центр образования, Заречный |
|
Пост сдал-пост принял. Анастасия Диковицкая, #121 «Горностай», оЦ Горностай, Новосибирск |
|
|
|
НАШпресс Утешение |
Дорогу осилит идущий. Москва не сразу строилась. Тяжело в ученье — легко в бою.
|
![](/img/2013/zn_20x20.jpg)
|