Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
10: Лонгрид

Пленер № 10: Лонгрид. Искусство создания мультимедиапроизведений

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

Журналистика как профессия в настоящее время претерпевает большие изменения. Вместо или вместе с понятиями «текст», «статья», «фото», «видео» — давно уже используется слово «контент». Вектор развития наших дней: мультимедиапродукт, конвергентная журналистика, универсальный формат; лонгрид: все виды медиа соединяются в единый информационный блок.


Что такое мультимедиажурналистика

Мультимедийная журналистика — это способ представления журналистского материала, который сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографику, различные интерактивы.

Мультимедиаконтент — новый, современный вид представления информации. От читателя требуется не только «пассивное усвоение материала», но и разработка логики собственных действий, необходимых для получения информации (прочитать текст, просмотреть картинки, ознакомиться с данными и др.), а также участие в «доращивании» контента (вики-технологии, веб2) и придание ему нового качества. По такому принципу строится работа у нас на портале. Для больших текстов существует специальный раздел «Статья в тему»

Мультимедийные элементы помогают разнообразить подачу информации, чтобы улучшить воспринимаемость контента. Удержать внимание за счет «переупаковки» части текстовой информации в визуальную. Собственно, в такой «переупаковке» и заключается искусство создания мультимедиа. Мультимедийные элементы увеличивают действенность информации и способствуют лучшему усвоению, запоминанию и пониманию информации.

Опрос мнений подчеркивает достоверность материала

Использование «говорящих» фотографий — дополнительный плюс
Отдельные элементы материала можно сопроводить
одной и той же запоминающейся картинкой
Что? Опять контрольная? — картинка вместо
текстового пассажа в некоторых случаях уместней

Но чрезмерная визуализация текста может привести к «дисбалансу», когда внешняя составляющая, заведомо более активно воспринимаемая аудиторией, просто «затмевает» текст и вместо качественного контента получаются недотексты, недовидео, недорепортажи, недожурналистика.
Поэтому нужно помнить, что в основе журналистского произведения заложен текст и только потом — насыщенный аудио и визуальный ряд.


Главные правила лонгрида (журналистского мультимедиа произведения)

Правило № 1. Текст — основа, мультимедийные элементы — в придачу
Не публиковать протокольные и случайные тексты. Не забивать все пространство интерактивом. Стержень — крепкий текст, написанный хорошим языком и, что особенно важно для лонгрида — имеющий ясную структуру.

Правило № 2. Толковать информацию
Рассказывать о теме так, чтобы читатель не потерял интерес и понял какие-то важные вещи, на которые без журналиста не обратил бы внимание. Мысли, мысли и мысли.
Объяснять термины, доказывать утверждения (принцип «тезис-аргумент»). Останавливаться на неочевидных моментах, не жевать понятные вещи.




Правило № 3. Транзитивные заголовки
Заголовки бывают назывными и транзитивными. Назывной заголовок отвечает на вопрос «О чем говорится?», транзитивный — «Что именно говорится?»

Примеры
Назывной заголовок: Градусники и еще раз градусники
Транзитивный заголовок: Что делать, если разбился градусник
Все новостные ресурсы давно перешли на транзитивные заголовки. И только школьные СМИ продолжают тиражировать «Мы на параде», «Экскурсия на гору», «Наши просторы».

Правило № 4. Текст, разбитый на блоки
Структурировать текст — значит разбить его на небольшие смысловые блоки, как книгу на главы. Структура создает ощущение порядка, чувство, что чтение будет легким. Огромные и неподъемные текстовые рулоны — прощай, читатель. Однако дробить на мелкие абзацы — это еще хуже, чем «рулонить». Для узких строк, идущих подряд, есть даже специальный термин — «зубы».

Правило №  5. Озаглавленные блоки
Правило. В одном блоке раскрывается одна идея. Каждый блок сопровождается своим заголовком. Подзаголовки — это тезисный план материала. Пробежав текст глазами, читатель понимает, о чем статья, и выбирает, какую ее часть прочитать. Нашел интересный кусок — углубился в чтение. Стало неинтересно — перешел к следующему подзаголовку. Или пробежал глазами все подзаголовки, выбрал интересные фрагменты — вернулся к ним и прочитал. Путаная структура — автор одного читателя (себя).

Правило № 6. Емкие абзацы
Правило крепкого текста: главную мысль выносить в начало блока. Тогда смысл статьи не ускользнет при любой скорости чтения.

Правило № 6. От частного к общему
Начинать с истории, с детали и только потом обобщать. Никогда не начинать статьи словами: «В современной жизни много…», «Сейчас очень распространено…», «Все мы хорошо знаем…»
Такие обобщения — от неумелости речи, малого словарного запаса. Начинайте с сути, отжимайте воду.

Правило № 7. Веб2
Выбирать сюжеты, которые потенциально могут развиваться с помощью контента от пользователей.

Правило № 8. Немонотонная верстка
Выделять цитаты и делать врезки, акцентирующие главную мысль. Мультимедиа: фото, видео, инфографика (иногда просто картинка, на которой размещен слоган с темой статьи).
Интерактивные элементы: «было / стало», интерактивные иллюстрации (когда по клику на картинку появляется подсказка с подробностями), таймлайны (хронологические линии), тесты, викторины, опросы. Но не переборщ!

Правило № 9. Разумное сочетание форматов
Три видеоролика подряд вызывают такую же скуку, как монотонный текст.

Правило № 10. Грамотно визуализировать данные
Применять разные способы иллюстрировать: фотографии, видеозаписи, графика. Визуальные элементы обязательно сопровождать подписями. Текст не может повторять действие, изображенное на фотографии

Правило № 11. Проверка фактов (фактчекинг) — обязательна.

  • Найти первоисточник информации.
  • Найти альтернативный источник информации, подтверждающий проверяемый факт.
  • Использовать средства верификации при работе с пользовательским контентом и социальными сетями. Верификация: удостовериться доступными способами, что автор информации — тот, за кого себя выдает.

Типичные нарушения правил

  • Отсутствие заголовков.
  • Повторения мыслей. Мусоление одного и того же.
  • Текст, повторяющий действие, изображенное на фотографии.
  • Ссылки, не добавляющие смысла и объема истории, уводящие в другие темы.
  • Использование слов там, где нагляднее будет схема или картинка.
  • Включение мультимедиа материала, которое не несет эмоциональной или смысловой нагрузки.
  • Малокровность темы (ничего нового текст не сообщает, кроме известных вещей.
Мультимедийные форматы

Таблица форматов

Карта, схема, маршрут

Таймлайн

Алгоритм действий, tudu-лист

Карточки

Календарь

Фоторепортаж

Слайдшоу, фотоклип

Интерактивное фото

Цитата эксперта, участника и организатора

Цитата из альтернативных источников (pro и contra)

Краткая справка, биография

Саммари

Короткий факт, цитата в виде выноски, врезки, призванные акцентировать внимание на ключевых моментах
Подборка ссылок, контекст
История

Опросы, голосования и комментарии

Рейтинг

Инфографика типа «Тема в разрезе»

Сравнительная инфографика

Часто задаваемые вопросы

Форма для вопроса

Видео, интерактивное видео

Текст рядом с роликом

Оценка материала пользователями

Участвуйте, побеждайте и будьте счастливы!

Оглавление

1. Начало персонажа

2: Пресс-поплавОК

3: Каков вопрос — таков ответ

4: Компактная композиция

5: Правила фотокомпозиции

6: «Цикл», «серия», «фоторяд»

7: Критерии оценки новости

8: Интервью. Проверка жанром

9: Обзор

10: Лонгрид

11: Новость и немножко нервно

12: Элементарная типографика

13: Литературные штудии

17: Творческая математика

Новый проект!

НАШпресс
Смысл и польза

1. Общероссийская аудитория.

2. Практика и одновременно учеба.

3. Можно подключить своих читателей, используя новостной информер

4. Участие в акциях и делах российского Школиздата

5. Возможность «Поделиться» своим творчеством, собрать портфолио.

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 



© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета