Правило № 1. Текст — основа, мультимедийные элементы — в придачу Не публиковать протокольные и случайные тексты. Не забивать все пространство интерактивом. Стержень — крепкий текст, написанный хорошим языком и, что особенно важно для лонгрида — имеющий ясную структуру.
Правило № 2. Толковать информацию Рассказывать о теме так, чтобы читатель не потерял интерес и понял какие-то важные вещи, на которые без журналиста не обратил бы внимание. Мысли, мысли и мысли. Объяснять термины, доказывать утверждения (принцип «тезис-аргумент»). Останавливаться на неочевидных моментах, не жевать понятные вещи.
Правило № 3. Транзитивные заголовки Заголовки бывают назывными и транзитивными. Назывной заголовок отвечает на вопрос «О чем говорится?», транзитивный — «Что именно говорится?»
Примеры Назывной заголовок: Градусники и еще раз градусники Транзитивный заголовок: Что делать, если разбился градусник Все новостные ресурсы давно перешли на транзитивные заголовки. И только школьные СМИ продолжают тиражировать «Мы на параде», «Экскурсия на гору», «Наши просторы».
Правило № 4. Текст, разбитый на блоки Структурировать текст — значит разбить его на небольшие смысловые блоки, как книгу на главы. Структура создает ощущение порядка, чувство, что чтение будет легким. Огромные и неподъемные текстовые рулоны — прощай, читатель. Однако дробить на мелкие абзацы — это еще хуже, чем «рулонить». Для узких строк, идущих подряд, есть даже специальный термин — «зубы».
Правило № 5. Озаглавленные блоки Правило. В одном блоке раскрывается одна идея. Каждый блок сопровождается своим заголовком. Подзаголовки — это тезисный план материала. Пробежав текст глазами, читатель понимает, о чем статья, и выбирает, какую ее часть прочитать. Нашел интересный кусок — углубился в чтение. Стало неинтересно — перешел к следующему подзаголовку. Или пробежал глазами все подзаголовки, выбрал интересные фрагменты — вернулся к ним и прочитал. Путаная структура — автор одного читателя (себя).
Правило № 6. Емкие абзацы Правило крепкого текста: главную мысль выносить в начало блока. Тогда смысл статьи не ускользнет при любой скорости чтения.
Правило № 6. От частного к общему Начинать с истории, с детали и только потом обобщать. Никогда не начинать статьи словами: «В современной жизни много…», «Сейчас очень распространено…», «Все мы хорошо знаем…» Такие обобщения — от неумелости речи, малого словарного запаса. Начинайте с сути, отжимайте воду.
Правило № 7. Веб2 Выбирать сюжеты, которые потенциально могут развиваться с помощью контента от пользователей.
Правило № 8. Немонотонная верстка Выделять цитаты и делать врезки, акцентирующие главную мысль. Мультимедиа: фото, видео, инфографика (иногда просто картинка, на которой размещен слоган с темой статьи). Интерактивные элементы: «было / стало», интерактивные иллюстрации (когда по клику на картинку появляется подсказка с подробностями), таймлайны (хронологические линии), тесты, викторины, опросы. Но не переборщ!
Правило № 9. Разумное сочетание форматов Три видеоролика подряд вызывают такую же скуку, как монотонный текст.
Правило № 10. Грамотно визуализировать данные Применять разные способы иллюстрировать: фотографии, видеозаписи, графика. Визуальные элементы обязательно сопровождать подписями. Текст не может повторять действие, изображенное на фотографии
Правило № 11. Проверка фактов (фактчекинг) — обязательна.
- Найти первоисточник информации.
- Найти альтернативный источник информации, подтверждающий проверяемый факт.
- Использовать средства верификации при работе с пользовательским контентом и социальными сетями. Верификация: удостовериться доступными способами, что автор информации — тот, за кого себя выдает.
Типичные нарушения правил
- Отсутствие заголовков.
- Повторения мыслей. Мусоление одного и того же.
- Текст, повторяющий действие, изображенное на фотографии.
- Ссылки, не добавляющие смысла и объема истории, уводящие в другие темы.
- Использование слов там, где нагляднее будет схема или картинка.
- Включение мультимедиа материала, которое не несет эмоциональной или смысловой нагрузки.
- Малокровность темы (ничего нового текст не сообщает, кроме известных вещей.
|