Вернемся, однако, на некоторое время назад, чтобы узнать, чем закончился день неутомимого спецкора Лехи, которого мы оставили в тот самый момент, когда Николай Николаевич положил трубку и мысленно пожелал ему удачи.
Тишина была непривычной: не гудел лифт на лестничной площадке, не хлопали двери, не доносились звуки фортепиано из верхней квартиры, где упорная девчонка, явно правнучка великого музыканта, день-деньской лупила по клавишам, донимая гаммами соседей. Только Чарли громко вздыхал в своем углу. «Наверно, черный чел ему снится», — подумал Леха. Было уже поздно, в доме напротив начали гаснуть окна. Время словно обходило дома и уговаривало хозяев: «Закругляйтесь, граждане. Экономьте электричество!» Звонарев представил себе старичка с седыми космами, в изношенной одежде и стоптанных тапках, семенящего по лестничным площадкам от квартиры к квартире.
Точки — такой же текст, ну может, не такой же, но текст. В любом случае, это осмысленный прием
Но Лехе страшно хотелось как можно быстрее распечатать снимки. Какой уж тут сон? Пока пожилой принтер кряхтел над заданием и мигал лампочками, наш спецкор буквально изнывал. Его отчаянно подмывало с кем-нибудь поговорить, но с кем? Леха остановился перед зеркалом. В нем он узнал вполне приличного молодого человека, не лишенного естественной привлекательности. Открытый взгляд, решительный профиль. Дядя бы сегодня им гордился: пережить мамину проповедь «от аза до ижицы» и ни разу не огрызнуться! А «ижицу прописывать» Лехина мама известный мастер!
Еще до начала разговора он, следуя совету «Курса воспитания родителей», дал себе слово джентльмена: стиснуть челюсти и молчать.
Особый подвиг: в самом начале взбучки, когда было оглашено, что до понедельника «сыночке» грозит домашний арест, с достоинством склонить чело: — Может быть, ты и права. Будет мне наука. Но я предлагаю другое. — Что именно? — удивилась мама, никак не ожидавшая такого поддавка и, конечно, заподозрившая подвох. — С сегодняшнего дня я буду всегда ставить тебя в известность о своих планах. — О каких это, интересно, планах? По поводу очередной подворотни? Или о новом коротком замыкании в подъезде под чутким руководством твоего дорогого Пусякина? Ты бы лучше запланировал заполнить дневник — туда без слез не взглянешь.
Тут Леху, конечно, жутко подмывало сменить поддавки на шашки по-чапаевски и защитить дневничище, но то ли ангел пролетел над его головой, то ли сознание уже заблокировало какую-то воинственную извилину, — он сдержался. Молчал, молчал и молчал. Как Прометей на утесе.
И гроза, бушевавшая над Лехиной головой, постепенно стихала, только отдаленным рокотом напоминая о пронесшейся буре.
Леха собой гордился — пережить мамину проповедь «от аза до ижицы» и ни разу не огрызнуться!
Леха прошелся перед зеркалом. Ни дать ни взять — ни добавить ни убрать. Уверенность, мужество, привлекательность — все на лице. Не зря «бегущая» на него запала! Единственно, ухо, за которое кое-кто противный оттаскал его в печатне, покраснело и топорщилось, но — плевать на увечья — раны только украшают героя. Покрутившись туда-сюда, спецкор Звонарев закатал рукава (да, так он явно взрослее), загреб ладонью волосы, выдвинул челюсть, изображая свирепый, по его мнению, взгляд, и заговорил деланым баском, обращаясь к своему отражению: «Принцесса, а какие книжки ты предпочитаешь? Вот ты такая умница-разумница, наверняка не один роман за свою жизнь прочла. В отличие от некоторых. Не будем показывать пальцем».
Он манеристо покивал, «принимая ответ» собеседницы, и продолжил: «Ну да. Я тоже не против Тургенева. Мы с Пусякиным в молодости напару даже про „Муму” статью писали. Не веришь? А зря». Леха чуток погрустил по другу, который в этот час уже наверняка просмотрел с десяток снов, и вернулся к принтеру. — Ну ты, зомби! Шевели картриджем! — рявкнул он на осоловевший аппарат. Тот боязливо моргнул зрачками и с урчанием заглотил очередной лист фотобумаги. Опять ждать! Надоело. Время словно играло в шахматы. Желтые окна в бетонных многоэтажках постепенно исчезали. Когда белые с щелчком вылетали — гас свет. Скоро соседний дом с головой укрылся одеялом ночи.
Лехыч сонно пялился на него и не знал, что его собственный силуэт уже давно стал объектом пристального внимания. В темной комнате дома напротив с полевым биноклем (а не каким-нибудь там театральным слабачком) затаилась девочка повышенного любопытства.
Бормоча под нос: «Сижу у моря, жду погоды, маню ветрила кораблей», Ритуля караулила нашего красавца с самого раннего вечера и уже собиралась свернуть наблюдательный пункт, когда желанное Звонарево окно вдруг засветилось. «Вот он — долгожданный свет в окошке», — то ли о свете, то ли о своих развед-открытиях поэтически подумала Ритуля.
Надо сказать, навыки разведчицы Ритка развивала в себе постоянно. Про координацию левого и правого полушария с помощью упражнения «восьмерка» — это уже всем известно. Про ходьбу с книгой на голове во время телефонных разговоров (для удержания эмоций) — тоже. Никто бы не удивился и тому, что она умела делать несколько дел одновременно — например, сидя над домашним заданием, слушала радио и прихлебывала чай вприкуску с печеньками; зажимая плечом телефон, болтала с Лялей и тут же держала под наблюдением детскую площадку во дворе.
Потом, по памяти, особыми значками, понятными только ей, записывала увиденное и услышанное, включая количество пуговиц на пальто бабушки из соседнего подъезда. Тренируя логику и интуицию, она прогнозировала развитие событий и как минимум в трех случаях из десяти попадала в яблочко (это только пока, то ли еще будет!)
Но это все уже никого не изумляет. А вот как именно Ритуля этого достигла — на этом стоит заострить особое внимание (ведь наша повесть не только детективная, но еще и «воспитательная». И мы, авторы, как никто заинтересованы в обучательном эффекте нашего произведения).
Итак, прежде всего, Ритка была находчивой. В том смысле, что она умела извлекать сведения буквально из ничего. А потом изучала их и применяла. Во-вторых, она была колеблющейся (без нерешительности), все подвергала веселому сомнению и знала: истина хоть и одна, а правды-то все равно разные. В-третьих, она была очень изобретательной девочкой. Не хуже Степы Пусякина, только по-другому. Ритуля изобретала не «что», а «как». Она придумывала методы.
Вы наверняка слышали и даже неоднократно повторяли мысль, что практика важнее теории. Так вот, это глубочайшее заблуждение всех времен и народов Носова разбила водяной бомбочкой еще в пору бантиков и куколок. Ей исполнилось восемь лет, а она уже была в курсе: если не выучишь таблицу умножения, сколько ни практикуйся, ничего конкретно-путного из такой математики не выйдет. Потому как без понимания принципов любое творчество становится катанием на карусели. Круг за кругом по одной и той же траектории: машущая руками мама, киоск с мороженым, качели-лодочки, продавец воздушных шариков, билетные кассы, опять машущая руками мама… А «колесо обозрения» так и осталось на другом конце парка.
С другим распространенным заблуждением Ритка была более-менее в ладах, по причине своего на редкость любопытного характера. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Но что значит «владеть информацией»? Сама по себе информация — только кирпичики, из которых можно построить дом, стену, мост, башню — что захочешь. При условии, что у тебя в голове есть план, чертеж, инструкция или хотя бы объяснение, как эти кирпичики между собой соединить. Нет плана — кирпичи валяются на стройплощадке бесполезной грудой. Можно и по-другому выразить: информация — это телеграфные столбы. Пока между ними не натянуты провода — ток не пойдет. Умеешь натягивать провода — ты царь и бог. Если нет — скупой рыцарь, чахнущий над златом и ведущий при этом нищенское существование.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон владели одинаковой информацией, но только великий сыщик умел извлекать из нее пользу. Без ложной скромности: Носова была убеждена, что кое в чем знаменитого детектива она превзошла. Если фишкой Шерлока была одна дедукция, то Рита имела в своем арсенале аж несколько фирменных методов. Перечислим некоторые.
Как известно, информация имеет привычку улетучиваться, забываться, путаться и превращаться в свою противоположность — дезинформацию. Горячий момент сходит, и ты можешь потерять или перепутать даже самое важное. Что же делать? Как быть? Вернее, как не забыть? Записывать — не способ. Неудобно, лениво да и просто вредно. Вот академик Бехтерева говорила, что записывать — только память дырявить. Мозг — он всегда должен быть в рабочем тонусе. Кстати, у Ритки, которая вообще-то была не склонна к поклонениям, кумир все-таки был. Наталья Петровна Бехтерева. Внучка знаменитого Бехтерева, который не испугался поставить диагноз самому Сталину и поплатился за это жизнью. Великий русский медик, ученый-реалист, выдающийся физиолог и экспериментатор тоже был близок Риткиной натуре. Она про него читала.
Под влиянием Натальи Петровны Ритка изобрела метод «Фиолетовая стрекоза» — для случаев, когда надо быстро запомнить, а потом легко вспомнить. Чтобы «раз» — и вспыхнуло. Вообще-то, этим методом многие пользуются. Еще наши бабушки узелки на память завязывали. Да и вам наверняка приходилось рисовать на руке крестик. А теперь признайтесь: сколько раз, глядя на запястье, вы мучительно пытались вытянуть из недр сознания: что сей крестик означает? Так вот. Риткина «фиокозочка» работала надежнее.
Суть способа: где-то в комнате примастрячиваешь крючок и с помощью воображения «вешаешь» на него то, что надо не забыть. А оно и впрямь не забывается. Можете проверить. В чем принципиальное отличие крючка от крестика? В яркости образа. Крестик лишен индивидуальности, безлик и скучен. К тому же сродни чему-то висельному. Крючок имеет характер. Ритка долго искала подходящий, чтобы он не «параллелился» со школьной раздевалкой или шкафом в прихожей. Да так и не нашла. Зато под руку попала Лялькина брошка — стрекоза. Ритуля ловко пришпандорила тонкий силуэтик над комодом и, приплясывая, изобразила стрекозиные движения в полете. Теперь легкокрылая должна была играть роль крючка памяти.
Всю следующую неделю Ритка проводила апробирование методы: фиолетовые крылышки работали! Они сохранили зацепку «позвонить Лиде Белоус в 20:30», тему сочинения по лит-ре, просьбу мамы выкинуть мусор, и всякие мелкие нужности, типа не забыть тетрадку. Стоило только глянуть на крылатую брошечку или просто ее представить — информация всплывала, как окошко в Windows,e.
Про метод «Пазл» вы знаете из 5-ой главы. Это ноу-хау устанавливает взаимоотношения между разрозненными событиями или фактами. Непонятно? Поясняем. Большинство людей мыслят линейно, пытаясь оценивать факты, выстроенные как на параде. Осматриваешь их с видом главнокомандующего и делаешь выводы о боеспособности армии. Ошибочка выйти может. Хорошо марширующие солдаты не обязательно быстро бегают.
Ритка делила информацию на блоки, каждый блок «красила» в свой цвет, потом «разрезала» на разноцветные пазлики, а их уже складывала-раскладывала в зависимости от ситуации, направления ветра и прочих субъективных и объективных причин. Отдельное внимание обращала на стыки и края: что к чему притягивается и где щелкает. Складывание-раскладывание пазликов, которые сначала живут отдельно друг от друга, но рано или поздно обречены спаяться и стать пазлом-отгадкой — это Ритку и занимало последние дни.
Пока картинка не вырастала, но часть ее, и довольно значительная, уже щелкнула, это точно. По крайней мере, пазлики с цифрой «29» можно было покрасить в один цвет, а с Петром — в другой. Большой пазл — это отгадка. Она была впереди.
Если фишкой Шерлока была одна дедукция, то наша Рита имела в своем арсенале аж несколько фирменных методов
Тут Ритуля и другую фишку держала наготове. Она хорошо помнила старинную игрушку, найденную у бабушки, перешедшую той в наследство, как выяснилось, от ее дедушки, а тому — подаренную каким-то неизвестным господином за то, что бабушкин дедушка вылечил его детей от тифа. Одной рукой надо было держать устройство у глаза, а свободной медленно поворачивать цилиндр. В плоской, едва пропускающей свет трубке, кучковались геометрические фигуры разнообразных форм и цветов. Эти занимательные узоры хотелось рассматривать бесконечно. Маленькая Рита почему-то сразу вспоминала сказку «Аленький цветочек», купца, выброшенного бурей на одинокий остров и бродящего по дивному дворцу. Он шел, задирая голову к высоким сводам, изумляясь оживающим хороводам самоцветов. Эта способность причудливых фигурок встретиться и совпасть в одном гармоничном узоре, а потом разойтись и собраться уже в другом, не менее оригинальном и развлекающем глаз, наводила на тревожную мысль, что связать пазлы можно не единственным способом, и результаты этого решения-соединения тоже могут быть вполне различны.
А недавно в арсенале появились «Точки Онегина». Как русский классик хитро поступил. Вытолкнул воображение читателя из привычной колеи на волю волн многовероятности. Додумывание за автора, читала где-то Ритуля, есть великое последействие искусства. Шедевр всегда несет в себе некоторую недоделанность и незавершенность, благодаря чему разгадывать его можно вечно, что исключает и скуку, и назойливость. Метод точек, хотя он, несомненно, имел прямое отношение прежде всего к искусству, привлекал Ритулю своей практической стороной (не знаешь, чем заполнить пустоту, — пробей пустую октаву).
пауза обладает силой притяжения. Вспомните сами, слышали ведь не раз, что главное для артиста — уметь держать паузу. Выражение «многозначительная пауза» тоже всем знакомо. В главе «Кому угрожает опасность» Ритуля сказала себе: «Если факты не стыкуются, пропусти слабое звено и двигайся дальше». Но после доклада про точки она изменила направление своей мысли. Да-да, не удивляйтесь, несмотря на плотный распорядок и плохо расследующееся, в силу своей капризности, расследование, Ритка все-таки добила этот доклад, ведь она умела делать несколько дел сразу. В процессе докладотворения Ритконосик пришла к доказательному выводу, что Пушкин в своем знаменитом романе не просто так эти точки ставил.
В процессе докладотворения Ритконосик пришла к доказательному выводу, что Пушкин в своем знаменитом романе не просто так эти точки ставил
Чего только она не выслушала в ответ! Верка кричала на переменке, что поэт по цензурным соображениям изъял часть текста, Едкий доказывал, что Пушкин поленился, вот и «пробил пустые октавы», но Ритка уже знала: это не так. Точки — такой же текст, ну может, не такой же, но текст. В любом случае это осмысленный прием. Не только желание доказать, что тема ей по плечу, руководили Ритконосиком. Ей нравился этот роман. Очень нравился. Особенно места, где Пушкин уводит читателя в сторону. Она просто балдела от авторских подстегиваний типа «Держите прямо свой лорнет», «Гм! Гм! Читатель благородный». Вроде Пушкин к ней обращается, и она и есть этот благородный читатель. Но про лорнет — ужасно нравилось. Почему-то именно лорнет больше всего и запомнился Ритке, прямо в память врезался. Ну, и «гм-гм» тоже.
Запечатлев на титульной странице «Что означает многократное повторение точек в знаменитом романе?», Ритка открыла книгу и занялась пересчетом «точечных октав». Не объединяет ли их какая-нибудь закономерность? Но зачиталась… Так зачиталась, что перестала спотыкаться о пропущенные строфы. Молчание этих ненаписанных строф притягивало как вырванная из книги страница.
Однажды Ритка слышала историю про какого-то знаменитого музыканта, который вышел в зал, сел за рояль, занес руки над инструментом и… сыграл «музыку тишины», то есть полное молчание. Потом встал, поклонился и ушел. А зал разразился овациями. Когда отец рассказывал про этот казус, она еще подумала: чеканутик, наверно. А теперь знала точно: гений. Как Малевич с «Черным квадратом». Ведь главное в искусстве — что? Произвести впечатление, толкнуть, пробудить от спячки. Настоящее — оно всегда трогает за живое. Недосказанность и безмолвие сильнее бьют по гребешку, чем поток слов, выпуливающийся как из брандспойта. «Правильные» словаБормашины — они никогда не западут в душу, даже если от них треснут все человеческие подкорки. Потому что они не допускают тишины.
Очень сложно играть с тишиной. Когда возникает пауза, чувствуется большая неловкость…
Ведь главное в искусстве — что? Произвести впечатление, толкнуть, пробудить от спячки
И в какой-то момент Ритке стало ясно: пропущенная строфа — это пауза, которая сама по себе тоже стих, а не пустое место. И ведь Пушкин пропускал не только строфы. Он целой главой пожертвовал. «Гм-гм, читатель благородный!», что ты на это скажешь? Каким макаром уездная барышня Таня превратилась в знатную даму? Без никаких тебе объяснений. Взяла и превратилась. И ведь ты слышишь это молчание пропущенных строф! Рассказывай Пушкин о переменах в своей героине подробно-последовательно и «правильно» — заметил бы «читатель благородный» контраст между «было» и «стало»?
Под конец докладотворения Носова пришла к выводу, что эти свободные места как минимум имеют тройное значение. 1. Многоточия — это «бессловесные слова». 2. Они помогают не увязнуть в подробностях. 3. Пушкин хотел, чтобы все сказано было в обрез, но точно. Он следовал какому-то правилу, которое определяло появление этих пропусков (какое, Ритконосик пока не выяснила). Это математически обоснованное повторение, которому подчиняются стихи.
«Все же эта Дарья-Анастасия поступила не так уж глупо, — решила Ритка. — Если учитель дает ответ, вопрос ученика сразу кончается, а она-то мой вопрос не потушила — она его продпалила». Самое потрясающее состояло в том, что любой ответ на Риткин вопрос про точки не был окончательным.
Запечатлев на титульной странице «Что означает это многократное повторение отточий в знаменитом романе?», Ритка открыла книгу и занялась пересчетом «точечных октав»
М
Резерв иллюстраций
Очень сложно играть с тишиной
Точки — такой же текст
Кто владеет информацией, тот владеет миром
А недавно у Ритули в арсенале появился метод «Точки Онегина»
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Нет. не понравилась.
Детали поведения и рассуждения обоих пионеров милы и приятны, но зачем их этого делать отдельную, ничем не кончающуюся, главу???
Разве что… пеерходим к пункту два.
2. Самое удачное место
Конечный кусочек — умозаключения про многоточия у Пушкина:
«тройное значение.
1. Многоточия — это «бессловесные слова».
2. Они помогают не увязнуть в подробностях.
3. Пушкин хотел, чтобы все сказано было в обрез, но точно. Он давал простор вымыслу, но при этом следовал какому-то правилу, которое определяло появление этих пропусков (какое, Ритконосик пока не выяснила).
Интересные выводы.
3. Самое неудачное место. Почему?
Тоже:
тройное значение.
1. Многоточия — это «бессловесные слова».
2. Они помогают не увязнуть в подробностях.
3. Пушкин хотел, чтобы все сказано было в обрез, но точно. Он давал простор вымыслу, но при этом следовал какому-то правилу, которое определяло появление этих пропусков (какое, Ритконосик пока не выяснила).
три вывода которые так ни к чему и не привели(((((За что мучить бедного читателя.
И еще Племянник какой-то шибко передзеркальный — дважды красуется у зеркала, при этом раньше нарциссизма у него не наблюдалось!
И принтер какой-то уж долгий, а про карточки которые печатались (они прямо с флешки печатались, или из камеры) в любом случае дисплей подключается быстрее чем фотопринтер. Эээээ, не важно, важно что интрижили-интрижили а что он хотел увидеть и что увидел так и не сказали.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Это все выше уже написано.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Единственный удачный решенный вопрос тут — это Риткино открытие про учительницу-практикантку. Отношение к которой уже изменено в повести!!
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Не углядел, значит не зацепило.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Нету её!!!
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Все хорошо. Не мешает.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Вернуться к отцу и сыну (Кругловым).
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Пропуск этой главы не отнял бы у повести ничего, а Ритку все-тки надо отправлять в свободное плаванье, она уже такая выпуклая и характерная, что на трех героев хватит. .
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Ксения Семушева#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
На фоне предыдущих слишком философских трудночитаемых глав, эту прочитала легко и с удовольствием. И Звонарев, и Носова в этой главе вызывают уважение и симпатию.
2. Самое удачное место
Очень понравилось, как Леха гениально пережил мамину проповедь «от аза до ижицы» и ни разу не огрызнулся, тем самым применив на практике «Курс воспитания родителей». И просто очаровали фирменные методы сыщика Ритули: «фиолетовая стрекоза», «пазл», «точки Онегина», с помощью которых она развивала навыки разведчицы.
3. Самое неудачное место. Почему?
В этой главе все замечательно и интересно написано.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хотелось бы, чтобы Лехин принтер побыстрее печатал.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Какую роль в дальнейшем сыграют фотки из кафе, распечатанные Лехой?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации однообразные и слабенькие.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Непонятно, одни авторы придумали главу, а другие должны придумать к ней «Историю»???
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Афоризмов и зеленых слов в этой главе мало, я их даже не заметила во время чтения.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
От интриг и загадок уже в голове каша, пора бы раскручивать потихонечку этот клубок тайн.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение КП и участие в МБИ.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Денис Семенов#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава понравилась, хотя сначала я думала, что она будет скучной, ведь здесь совершенно нет никаких действий. Но авторам удалось правильно преподнести текст о важных, может на первый взгляд занудных, вещах они рассказали легко и непринуждённо, чем смогли заинтересовать читателя и донести смысл. Также в этой главе, полностью посвящённой любимой Ритке, есть несколько идей, которые я обызательно возьму себе, что называется, на заметку. Ну и конечно, я уже давно поняла, что Носова необычная девочка, а эта глава тому прямое подтверждение.
2. Самое удачное место
Четвёртый фрагмент. Обожаю Звонарёва, этого активного, рыжего мальчишку, который всегда своими фразами и действиями поднимает мне настроение, заставляет улыбаться. В этом фрагменте, он даже вызвал у меня некую гордость. Считаю, что он молодец не грубил маме, не пререкался, терпеливо, как настоящий мужчина, вынес упрёки в свою сторону, а самое главное осознал и понял, почему мама на него злиться. Фрагмент, впрочем как и вся глава, написан хорошо, легко и понятно, никаких замудрённых фраз, а между тем хорошо передан характер героев, Лёха всё равно оставался Лёхой, а мама вела себя, как и должна вести себя мама в такой ситуации.
3. Самое неудачное место. Почему?
Честно? Не нашла таких. Глава кому-то может показаться чересчур затянутой и возможно бессмысленной, но мне понравилось абсолютно всё прочитала на одном дыхании, и мне показалась она не такой уж и длинной, цельной, интересной и полезной.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Исправлять тоже ничего не хочется всё отлично. Дополнять тоже глава получилась полноценной. Так что мне всего хватило, всё понравилось.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Помогут ли Ритке её методы в разгадке тайны злополучного кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
А вот иллюстрации не вызвали у меня такого восторга, как сама глава. Фотографии одной и той же книги, только в разных ракурсах слишком пресно и скучно. Хотелось бы портрета самой Ритке, иллюстрации фиолетовой стрекозы. К сожалению, художник я неважный, предел моего мастерства каракули на полях школьной тетради, а так бы с удовольствием взялась за работу над циклом к этой главе.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Жалко, что она отсутствует. Глава действительно отличная, и я бы с удовольствием почитала о том, что руководило авторами, а что вдохновляло при её создании.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
В главе не так уж и много зелёных слов, поэтому читать они однозначно не мешают. Но многие из тех слов, что озеленили, лично мне были понятно, поэтому заглядывать в их толкование не приходилось.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Марину и Едкого, про Звонаря, про Ритконосика, про всё, кроме, пожалуй, волшебного кафе. Разумеется мне очень хочется узнать разгадку, но последние главы меня немного утомили. Хочется почитать про обычных школьников, вроде меня, которые сидят на уроках, веселятся с одноклассниками и спорят с учителями.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Конечно, чтение коллективной повести и подготовка к МБИ.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Дарья Панченко#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Время словно играло в шахматы. Время шло. Желтые окна в бетонных многоэтажках постепенно исчезали. Когда белые с щелчком вылетали — гас свет. Скоро соседний дом с головой укрылся одеялом ночи.
Предлагаю убрать про шахматы, так как выше по тексту совсем недавно было что-то про шашки по-чапаевски.
Дарья Панченко#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Вот когда он Он заценил «Краткий курс воспитания родителей», подкинутый дальнозорким старпомом. В памяти всплыло: «Услышать не только себя, но и взрослых. Для начала — понять причины их недовольства».
Мария Высотенко#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
очень понравилась. Сейчас объясню почему.
Эта глава не полна событиями; мой мозг не искрится от того, что я узнала какую-то новую тайну; герои не ходили в кафе, но глава все равно взяла за живое.
Просто здесь хорошо все от начала и до конца. Интересный взгляд авторов на Ритулю, здравое рассуждение на тему литературы с точки зрения технаря. Очень понравились «фишки» детективной деятельности Носовой. Поулыбалась, прочла с удовольствием, получше узнала эту загадочную героиню.
2. Самое удачное место
Рассуждения о методах Ритули.
И, конечно же, рассуждение о точках Пушкина. Это же надо было до такого додуматься!
3. Самое неудачное место. Почему?
Прочитав главу, поняла, что не нашла таких мест. Молодцы, создатели.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Ничего не хочу исправлять. Глава закончена, нет повисших в воздухе вопросов. Также, я не увидела ни одного «кораблика». Читать легко и приятно.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Узнает ли что-то Ритка, если будет следить за Звонарем.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Хорошие иллюстрации, соответствую тексту, дополняют его.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
МБИ 2013 прошла, а истории главы так и нет: с
Может быть вы дадите МБИ-шникам 14 года это задание?
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Глава была легкой, поэтому «зеленых» слов я встретила немного. Все были к месту.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Ритоносика, ее слежку, еще про ее методы и быт. Очень уж она необычный персонаж со своим собственным взглядом на жизнь.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Татьяна Поминова#1514 Пресс-центр «Вместе»; Школа 2, Кисловодск, Ставропольский край
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Эта глава мне тоже понравилась. Наконец-то появилась моя любимая Ритуся! А еще все читается с ожиданием какого-то вывода. То есть очень интересно его даже вывести самому.
2. Самое удачное место
Это одно из понравившихся мне мест:
«Во-вторых, она была колеблющейся (без нерешительности), все подвергала веселому сомнению и знала: истина хоть и одна, а правды-то все равно разные».
Выводы Ритки меня поражают. Ведь, действительно, истина одна. А правда разные, только потому, что люди тоже разные. Очень неоднозначный и философский момент. Скажу по секрету, у меня в классе тоже есть такая Ритка. И что самое интересное, она полностью совпадает с данным персонажем.
3. Самое неудачное место. Почему?
Таких не увидела.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Я думаю, что здесь ничего не надо исправлять. Глава написана просто и со вкусом!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
К каким выводам придет Ритка? Какие еще черты характера откроются у Лехи?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Вот иллюстрации мне совершенно не понравились. Они однотипные и не соответствуют содержанию главы, а если и как-то подходят, то на 2% из 100.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
ознакомилась бегло. Но честно говоря, она меня не задела.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Я уже привыкла к интерактиву. Тем более, что выделенные слова действительно бывают мне непонятны.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Раскройте нам тайну азбуки!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение КП, МБИ. А вот идея для кораблика у меня возникла следующая: пусть читатели придумают или в виде описания, или в виде рисунка тот самый метод «Фиолетовой стрекозы»
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Александра Яшанина#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава замечательная. Вроде бы, активных действий нет. Большой интриги нет. А читается легко и, главное, надежно запоминается…
2. Самое удачное место
Во-первых, эпизод, где Леха убеждается в актуальности советов по общению со взрослыми. На примере героев авторы показывают читателю-ребенку, если так можно выразиться, «психологию взрослых». Тем более, ситуация с Лехой и его родителями мне очень близка.
Во-вторых, предпоследний, четырнадцатый эпизод рассказ о музыканте, сыгравшем тишину. Надолго западает в память и заставляет серьезно задуматься…
Рада была узнать, что Рите нравится «Евгений Онегин».
3. Самое неудачное место. Почему?
Как обычно…
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Такое чувство, что исправлять нечего.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как дальше будет продвигаться в своем расследовании Рита?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации неплохие, но мало отображают содержание и их самих по себе мало.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»? Может, вы сами готовы что-то написать в истории (как читатель, критик) — тогда сделайте это через примечания в главе
Эх, любят истории меня огорчать…
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Я уже настолько привыкла к афоризмам и «зеленке», что от чтения они меня не отвлекают. Уже. Раньше было слегка тяжеловато. Но с другой стороны, хорошо, что зеленые слова выделены прямо в тексте (ведь не надо спускаться вниз страницы и смотреть всякие там «звездочки» или «номерки»), а выделение афоризмов это вообще здорово! Находка для цитатника. Так что я бы оставила все, как есть.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Конечно же, хочется чаще видеть в главах Риту. Кстати говоря, что-то линия Даника и Марины прервалась…
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин
Виктория Чернакова#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава произвела на меня двоякое впечатление. С одной стороны, отличная альтернатива двум предыдущим. Смена репертуара, повествование о другом герое, это всё замечательно. Появление Риты порадовало. Но сама по себе глава, не очень. Слишком много распылялись не по делу. Есть замечательные эпизоды! Но на фоне огромного количества ненужной информации они меркнут.
2. Самое удачное место
Когда Рита сравнивала себя с Шерлоком Холмсом. Как только объявились её детективные способности, мне пришла на ум эта мысль. Теперь и сама Рита дошла до этого.
Ещё понравился момент, когда рассказывали про Ритин пазл, как она его складывает. Видимо, Рита действительно очень умная, раз проделывает это всё в своей голове.
3. Самое неудачное место. Почему?
Нет.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Много лишней информации. Некоторые эпизоды стоило бы уменьшить. Глава получилась бы меньше, но читать её стало бы проще и интереснее.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что будет дальше?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстраций мало. Они однообразные и неинтересные.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»? Может, вы сами готовы что-то написать в истории (как читатель, критик) — тогда сделайте это через примечания в главе
История отсутствует.
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Марину и Даника.
9. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Ваши советы организаторам проекта? Может, у вас есть идея для «кораблика»? Предлагайте прямо тут (или через примечание к главе, если идея разработана до состояния задачи).
Чтение КП и подготовка к МБИ.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин
Ксения Марчук#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава очень интересная. Очень много идей и полезных мыслей. Наконец-то объявляется Леша. Позновательно узнать про Риткиных способы запоминания информации
2. Самое удачное место
Очень интересно как Ритка рызмышляет об информации. Забавно было когда Ритка сравнивала себя Шерлоком Холмсом
3. Самое неудачное место. Почему?
Не было такого.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мало иллюстраций. Хотелось бы постановочных фотографий Ритки.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что обнаружить Леха в фотографиях?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Истории нет. Но думаю в будущем она получится очень хорошая
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Про Маринку и Леху. Так же, близится конец. Интересно узнать чем все кончится.
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Чтение КП и МБИ
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Вероника Устинович#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень понравилось. Правда хотелось бы больше иллюстраций.
2. Самое удачное место
Перемены в характере Лехи, секреты Риты.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не увидела такого.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстраций. Хочется больше и ярче
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что Леха увидит на фотографиях?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ее нет.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Риту
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
однотипные анкеты
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Дарья Виноградова#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Лёха порадовал похоже, он действительно стал настоящим джентльменом. И размышления Риты, а также её «фиокозочка» тоже по-своему интересны. В целом, понравилось.
2. Самое удачное место
Мысли о тишине гениальны!
3. Самое неудачное место. Почему?
Немного затянуто.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило красивых рисунков, иллюстрирующих главу.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что там у Риты в бинокле?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
История не обнаружена. Надеюсь встретиться с ней в следующей главе.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хотелось бы понаблюдать вместе с Ритой в бинокль и на пару с Лёхой рассмотреть фотографии.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Юлия Скороходова#1514 Пресс-центр «Вместе»; Школа 2, Кисловодск, Ставропольский край
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да очень понравилось. Особенно секреты памяти Риты
2. Самое удачное место
Когда авторы начинают рассказывать нам секреты Риты, про невидимые крючки. .
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне всего хватило, хочется продолжения
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же Рита увидит в бинокль?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
да, истории нет
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хочется прочитать уже про других героев, про Марину и Даника например
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Ваши советы организаторам проекта?
Чтение КП
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Дарья Сыроватко#1514 Пресс-центр «Вместе»; Школа 2, Кисловодск, Ставропольский край
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, порадовали перемены в Лехе и секреты Риты.
2. Самое удачное место
Про Риту.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же будет дальше? Что на фотографиях? Каке зацепки увидит Рита в бинокль?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Её нет.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Продолжение
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
КП
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Ксения Шовтута#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Очень сложно играть с тишиной. Когда возникает пауза, чувствуется большая неловкость. Чтобы этого избежать, нужна атмосфера, которая позволяет сосредоточиться.
Очень сложно играть с тишиной. Когда возникает пауза, чувствуется большая неловкость. Чтобы этого избежать, нужна точно знать, что мы хотим понять в минуты этой тишины и уловить витающие в воздухе мысли
Ксения Шовтута#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Потом попыталась выявить — не объединяет ли их какая-нибудь закономерность? Замахнулась на отличия. И снова попыталасьобъединить их какой-нибудь закономерностью.
Потом попыталась произвести анализ — не объединяет ли их какая-нибудь закономерность? Замахнулась на отличия. И снова попробовала найти в них общее звено или объединить их какой-нибудь закономерностью.
Ксения Шовтута#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава оставила читателю вопросы без ответов, чем заставляет заглянуть в следующие главы. Этим и понравилась.
2. Самое удачное место
Удачен Леха со своим скрипящим принтером, удачна Ритуля с полевым биноклем у окна.
Удачно авторы привлекли внимание к пушкинским точкам и выводам Ритули относительно их.
3. Самое неудачное место
Читатель ждал, что же обнаружит Ритка через очи своего бинокля, а там были только размышления и авторские мысли. Это разорвало связь между началом про Леху и концом про Риту.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватило событий. Леха великолепен в своем диалоге возле зеркала и в своих мыслях вслух, Рита прекрасна со своими методами, автор тоже весь в раздумьях… в одной главе все мыслят и рассуждают, что помогает в раскрытии образов, но тормозит развитие действия.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что Рита увидела в бинокль? Что у Лехи на фотографиях распечаталось?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ознакомилась — истории нет. Хотелось бы почитать, как создавалась глава.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Считаю, что проект интересен интересом к чтению. Согласитесь, что факт прочтения повести еще до ее завершения — уникальное явление. Следовательно, я являюсь уникальным читателем, потому что вношу свою лепту в проект чтением!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)
Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва
в тексте: В главе «Кому угрожает опасность» Ритуля сказала себе: «Если факты не стыкуются, пропусти слабое звено и двигайся дальше».
Думаю, что автор в своих отступлениях не должен ссылаться на главы, он должен говорить о событиях и эпизодах. А то получается критическая статья, а не авторская беседа с читателем. Как-то так.
Пока оставим
Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва
в тексте:Складывание-раскладывание
пазликов, которые сначала живут отдельно друг от друга, но рано
или поздно обречены спаяться и стать пазлом-отгадкой— это Ритку
и занимало последние дни.
нужно закрыть запятой придаточную часть: Складывание-раскладывание
пазликов, которые сначала живут отдельно друг от друга, но рано
или поздно обречены спаяться и стать пазлом-отгадкой, — это Ритку
и занимало последние дни.