Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Глава 39. Гм-гм, читатель благородный

Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
Ночь с четверга
на пятницу

Вопрос о соотношении практики и теории — не только философский, но и педагогический, и детективный


История создания этой главы и пожелания к доработчикам










Вернемся, однако, на некоторое время назад, чтобы узнать, чем закончился день неутомимого спецкора Лехи, которого мы оставили в тот самый момент, когда Николай Николаевич положил трубку и мысленно пожелал ему удачи.

 [ 98 ]




Тишина была непривычной: не гудел лифт на лестничной площадке, не хлопали двери, не доносились звуки фортепиано из верхней квартиры, где упорная девчонка, явно правнучка великого музыканта, день-деньской лупила по клавишам, донимая гаммами соседей. Только Чарли громко вздыхал в своем углу. «Наверно, черный чел ему снится», — подумал Леха.
Было уже поздно, в доме напротив начали гаснуть окна. Время словно обходило дома и уговаривало хозяев: «Закругляйтесь, граждане. Экономьте электричество!» Звонарев представил себе старичка с седыми космами, в изношенной одежде и стоптанных тапках, семенящего по лестничным площадкам от квартиры к квартире.




Точки — такой же текст, ну может, не такой же, но текст. В любом случае, это осмысленный прием


Но Лехе страшно хотелось как можно быстрее распечатать снимки. Какой уж тут сон?
Пока пожилой принтер кряхтел над заданием и мигал лампочками, наш спецкор буквально изнывал. Его отчаянно подмывало с кем-нибудь поговорить, но с кем? Леха остановился перед зеркалом. В нем он узнал вполне приличного молодого человека, не лишенного естественной привлекательности. Открытый взгляд, решительный профиль. Дядя бы сегодня им гордился: пережить мамину проповедь «от аза до ижицы» и ни разу не огрызнуться! А «ижицу прописывать» Лехина мама известный мастер!

Еще до начала разговора он, следуя совету «Курса воспитания родителей», дал себе слово джентльмена: стиснуть челюсти и молчать.


Особый подвиг: в самом начале взбучки, когда было оглашено, что до понедельника «сыночке» грозит домашний арест, с достоинством склонить чело:
— Может быть, ты и права. Будет мне наука. Но я предлагаю другое.
— Что именно? — удивилась мама, никак не ожидавшая такого поддавка и, конечно, заподозрившая подвох.
— С сегодняшнего дня я буду всегда ставить тебя в известность о своих планах.
— О каких это, интересно, планах? По поводу очередной подворотни? Или о новом коротком замыкании в подъезде под чутким руководством твоего дорогого Пусякина? Ты бы лучше запланировал заполнить дневник — туда без слез не взглянешь.

Тут Леху, конечно, жутко подмывало сменить поддавки на шашки по-чапаевски и защитить дневничище, но то ли ангел пролетел над его головой, то ли сознание уже заблокировало какую-то воинственную извилину, — он сдержался. Молчал, молчал и молчал. Как Прометей на утесе.

И гроза, бушевавшая над Лехиной головой, постепенно стихала, только отдаленным рокотом напоминая о пронесшейся буре.

Леха собой гордился — пережить мамину проповедь
«от аза до ижицы» и ни разу не огрызнуться!



Леха прошелся перед зеркалом. Ни дать ни взять — ни добавить ни убрать. Уверенность, мужество, привлекательность — все на лице. Не зря «бегущая» на него запала!
Единственно, ухо, за которое кое-кто противный оттаскал его в печатне, покраснело и топорщилось, но — плевать на увечья — раны только украшают героя. Покрутившись туда-сюда, спецкор Звонарев закатал рукава (да, так он явно взрослее), загреб ладонью волосы, выдвинул челюсть, изображая свирепый, по его мнению, взгляд, и заговорил деланым баском, обращаясь к своему отражению: «Принцесса, а какие книжки ты предпочитаешь? Вот ты такая умница-разумница, наверняка не один роман за свою жизнь прочла. В отличие от некоторых. Не будем показывать пальцем».

Он манеристо покивал, «принимая ответ» собеседницы, и продолжил: «Ну да. Я тоже не против Тургенева. Мы с Пусякиным в молодости напару даже про „Муму” статью писали. Не веришь? А зря».
Леха чуток погрустил по другу, который в этот час уже наверняка просмотрел с десяток снов, и вернулся к принтеру.
— Ну ты, зомби! Шевели картриджем! — рявкнул он на осоловевший аппарат. Тот боязливо моргнул зрачками и с урчанием заглотил очередной лист фотобумаги.
Опять ждать! Надоело.
Время словно играло в шахматы. Желтые окна в бетонных многоэтажках постепенно исчезали. Когда белые с щелчком вылетали — гас свет. Скоро соседний дом с головой укрылся одеялом ночи.

Лехыч сонно пялился на него и не знал, что его собственный силуэт уже давно стал объектом пристального внимания. В темной комнате дома напротив с полевым биноклем (а не каким-нибудь там театральным слабачком) затаилась девочка повышенного любопытства.

Бормоча под нос: «Сижу у моря, жду погоды, маню ветрила кораблей», Ритуля караулила нашего красавца с самого раннего вечера и уже собиралась свернуть наблюдательный пункт, когда желанное Звонарево окно вдруг засветилось.
«Вот он — долгожданный свет в окошке», — то ли о свете, то ли о своих развед-открытиях поэтически подумала Ритуля.



Надо сказать, навыки разведчицы Ритка развивала в себе постоянно. Про координацию левого и правого полушария с помощью упражнения «восьмерка» — это уже всем известно. Про ходьбу с книгой на голове во время телефонных разговоров (для удержания эмоций) — тоже. Никто бы не удивился и тому, что она умела делать несколько дел одновременно — например, сидя над домашним заданием, слушала радио и прихлебывала чай вприкуску с печеньками; зажимая плечом телефон, болтала с Лялей и тут же держала под наблюдением детскую площадку во дворе.
Потом, по памяти, особыми значками, понятными только ей, записывала увиденное и услышанное, включая количество пуговиц на пальто бабушки из соседнего подъезда. Тренируя логику и интуицию, она прогнозировала развитие событий и как минимум в трех случаях из десяти попадала в яблочко (это только пока, то ли еще будет!)

Но это все уже никого не изумляет. А вот как именно Ритуля этого достигла — на этом стоит заострить особое внимание (ведь наша повесть не только детективная, но еще и «воспитательная». И мы, авторы, как никто заинтересованы в обучательном эффекте нашего произведения).




Итак, прежде всего, Ритка была находчивой. В том смысле, что она умела извлекать сведения буквально из ничего. А потом изучала их и применяла.
Во-вторых, она была колеблющейся (без нерешительности), все подвергала веселому сомнению и знала: истина хоть и одна, а правды-то все равно разные.
В-третьих, она была очень изобретательной девочкой. Не хуже Степы Пусякина, только по-другому. Ритуля изобретала не «что», а «как». Она придумывала методы.
Вы наверняка слышали и даже неоднократно повторяли мысль, что практика важнее теории. Так вот, это глубочайшее заблуждение всех времен и народов Носова разбила водяной бомбочкой еще в пору бантиков и куколок. Ей исполнилось восемь лет, а она уже была в курсе: если не выучишь таблицу умножения, сколько ни практикуйся, ничего конкретно-путного из такой математики не выйдет. Потому как без понимания принципов любое творчество становится катанием на карусели. Круг за кругом по одной и той же траектории: машущая руками мама, киоск с мороженым, качели-лодочки, продавец воздушных шариков, билетные кассы, опять машущая руками мама…
А «колесо обозрения» так и осталось на другом конце парка.
С другим распространенным заблуждением Ритка была более-менее в ладах, по причине своего на редкость любопытного характера. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Но что значит «владеть информацией»? Сама по себе информация — только кирпичики, из которых можно построить дом, стену, мост, башню — что захочешь. При условии, что у тебя в голове есть план, чертеж, инструкция или хотя бы объяснение, как эти кирпичики между собой соединить. Нет плана — кирпичи валяются на стройплощадке бесполезной грудой. Можно и по-другому выразить: информация — это телеграфные столбы. Пока между ними не натянуты провода — ток не пойдет. Умеешь натягивать провода — ты царь и бог. Если нет — скупой рыцарь, чахнущий над златом и ведущий при этом нищенское существование.
М + КЛ















Шерлок Холмс и доктор Ватсон владели одинаковой информацией, но только великий сыщик умел извлекать из нее пользу.
Без ложной скромности: Носова была убеждена, что кое в чем знаменитого детектива она превзошла. Если фишкой Шерлока была одна дедукция, то Рита имела в своем арсенале аж несколько фирменных методов. Перечислим некоторые.



Как известно, информация имеет привычку улетучиваться, забываться, путаться и превращаться в свою противоположность — дезинформацию. Горячий момент сходит, и ты можешь потерять или перепутать даже самое важное.
Что же делать? Как быть? Вернее, как не забыть? Записывать — не способ. Неудобно, лениво да и просто вредно. Вот академик Бехтерева говорила, что записывать — только память дырявить. Мозг — он всегда должен быть в рабочем тонусе. Кстати, у Ритки, которая вообще-то была не склонна к поклонениям, кумир все-таки был. Наталья Петровна Бехтерева. Внучка знаменитого Бехтерева, который не испугался поставить диагноз самому Сталину и поплатился за это жизнью. Великий русский медик, ученый-реалист, выдающийся физиолог и экспериментатор тоже был близок Риткиной натуре. Она про него читала.

КЛ








М


Под влиянием Натальи Петровны Ритка изобрела метод «Фиолетовая стрекоза» — для случаев, когда надо быстро запомнить, а потом легко вспомнить. Чтобы «раз» — и вспыхнуло.
Вообще-то, этим методом многие пользуются. Еще наши бабушки узелки на память завязывали. Да и вам наверняка приходилось рисовать на руке крестик. А теперь признайтесь: сколько раз, глядя на запястье, вы мучительно пытались вытянуть из недр сознания: что сей крестик означает? Так вот. Риткина «фиокозочка» работала надежнее.

Суть способа: где-то в комнате примастрячиваешь крючок и с помощью воображения «вешаешь» на него то, что надо не забыть. А оно и впрямь не забывается. Можете проверить. В чем принципиальное отличие крючка от крестика? В яркости образа. Крестик лишен индивидуальности, безлик и скучен. К тому же сродни чему-то висельному. Крючок имеет характер. Ритка долго искала подходящий, чтобы он не «параллелился» со школьной раздевалкой или шкафом в прихожей. Да так и не нашла.
Зато под руку попала Лялькина брошка — стрекоза. Ритуля ловко пришпандорила тонкий силуэтик над комодом и, приплясывая, изобразила стрекозиные движения в полете. Теперь легкокрылая должна была играть роль крючка памяти.

Всю следующую неделю Ритка проводила апробирование методы: фиолетовые крылышки работали! Они сохранили зацепку «позвонить Лиде Белоус в 20:30», тему сочинения по лит-ре, просьбу мамы выкинуть мусор, и всякие мелкие нужности, типа не забыть тетрадку.
Стоило только глянуть на крылатую брошечку или просто ее представить — информация всплывала, как окошко в Windows,e.

М


КЛ


М + КЛ







Про метод «Пазл» вы знаете из 5-ой главы. Это ноу-хау устанавливает взаимоотношения между разрозненными событиями или фактами.
Непонятно? Поясняем. Большинство людей мыслят линейно, пытаясь оценивать факты, выстроенные как на параде. Осматриваешь их с видом главнокомандующего и делаешь выводы о боеспособности армии. Ошибочка выйти может. Хорошо марширующие солдаты не обязательно быстро бегают.

Ритка делила информацию на блоки, каждый блок «красила» в свой цвет, потом «разрезала» на разноцветные пазлики, а их уже складывала-раскладывала в зависимости от ситуации, направления ветра и прочих субъективных и объективных причин. Отдельное внимание обращала на стыки и края: что к чему притягивается и где щелкает. Складывание-раскладывание пазликов, которые сначала живут отдельно друг от друга, но рано или поздно обречены спаяться и стать пазлом-отгадкой — это Ритку и занимало последние дни.

Пока картинка не вырастала, но часть ее, и довольно значительная, уже щелкнула, это точно. По крайней мере, пазлики с цифрой «29» можно было покрасить в один цвет, а с Петром — в другой. Большой пазл — это отгадка. Она была впереди.

Если фишкой Шерлока была одна дедукция, то наша Рита имела в своем арсенале аж несколько фирменных методов






Тут Ритуля и другую фишку держала наготове. Она хорошо помнила старинную игрушку, найденную у бабушки, перешедшую той в наследство, как выяснилось, от ее дедушки, а тому — подаренную каким-то неизвестным господином за то, что бабушкин дедушка вылечил его детей от тифа. Одной рукой надо было держать устройство у глаза, а свободной медленно поворачивать цилиндр. В плоской, едва пропускающей свет трубке, кучковались геометрические фигуры разнообразных форм и цветов. Эти занимательные узоры хотелось рассматривать бесконечно. Маленькая Рита почему-то сразу вспоминала сказку «Аленький цветочек», купца, выброшенного бурей на одинокий остров и бродящего по дивному дворцу. Он шел, задирая голову к высоким сводам, изумляясь оживающим хороводам самоцветов. Эта способность причудливых фигурок встретиться и совпасть в одном гармоничном узоре, а потом разойтись и собраться уже в другом, не менее оригинальном и развлекающем глаз, наводила на тревожную мысль, что связать пазлы можно не единственным способом, и результаты этого решения-соединения тоже могут быть вполне различны.

Леонид

А недавно в арсенале появились «Точки Онегина». Как русский классик хитро поступил. Вытолкнул воображение читателя из привычной колеи на волю волн многовероятности. Додумывание за автора, читала где-то Ритуля, есть великое последействие искусства. Шедевр всегда несет в себе некоторую недоделанность и незавершенность, благодаря чему разгадывать его можно вечно, что исключает и скуку, и назойливость.
Метод точек, хотя он, несомненно, имел прямое отношение прежде всего к искусству, привлекал Ритулю своей практической стороной (не знаешь, чем заполнить пустоту, — пробей пустую октаву).

пауза обладает силой притяжения. Вспомните сами, слышали ведь не раз, что главное для артиста — уметь держать паузу. Выражение «многозначительная пауза» тоже всем знакомо.
В главе «Кому угрожает опасность» Ритуля сказала себе: «Если факты не стыкуются, пропусти слабое звено и двигайся дальше». Но после доклада про точки она изменила направление своей мысли. Да-да, не удивляйтесь, несмотря на плотный распорядок и плохо расследующееся, в силу своей капризности, расследование, Ритка все-таки добила этот доклад, ведь она умела делать несколько дел сразу.
В процессе докладотворения Ритконосик пришла к доказательному выводу, что Пушкин в своем знаменитом романе не просто так эти точки ставил.





В процессе докладотворения Ритконосик пришла к доказательному выводу, что Пушкин в своем знаменитом романе не просто так эти точки ставил

М



Чего только она не выслушала в ответ! Верка кричала на переменке, что поэт по цензурным соображениям изъял часть текста, Едкий доказывал, что Пушкин поленился, вот и «пробил пустые октавы», но Ритка уже знала: это не так. Точки — такой же текст, ну может, не такой же, но текст. В любом случае это осмысленный прием.
Не только желание доказать, что тема ей по плечу, руководили Ритконосиком. Ей нравился этот роман. Очень нравился. Особенно места, где Пушкин уводит читателя в сторону. Она просто балдела от авторских подстегиваний типа «Держите прямо свой лорнет», «Гм! Гм! Читатель благородный». Вроде Пушкин к ней обращается, и она и есть этот благородный читатель. Но про лорнет — ужасно нравилось. Почему-то именно лорнет больше всего и запомнился Ритке, прямо в память врезался. Ну, и «гм-гм» тоже.

Запечатлев на титульной странице «Что означает многократное повторение точек в знаменитом романе?», Ритка открыла книгу и занялась пересчетом «точечных октав». Не объединяет ли их какая-нибудь закономерность? Но зачиталась…
Так зачиталась, что перестала спотыкаться о пропущенные строфы. Молчание этих ненаписанных строф притягивало как вырванная из книги страница.

М




Однажды Ритка слышала историю про какого-то знаменитого музыканта, который вышел в зал, сел за рояль, занес руки над инструментом и… сыграл «музыку тишины», то есть полное молчание. Потом встал, поклонился и ушел. А зал разразился овациями. Когда отец рассказывал про этот казус, она еще подумала: чеканутик, наверно. А теперь знала точно: гений. Как Малевич с «Черным квадратом». Ведь главное в искусстве — что? Произвести впечатление, толкнуть, пробудить от спячки.
Настоящее — оно всегда трогает за живое. Недосказанность и безмолвие сильнее бьют по гребешку, чем поток слов, выпуливающийся как из брандспойта. «Правильные» слова Бормашины — они никогда не западут в душу, даже если от них треснут все человеческие подкорки. Потому что они не допускают тишины.

Очень сложно играть с тишиной. Когда возникает пауза, чувствуется большая неловкость…


Ведь главное в искусстве — что? Произвести впечатление, толкнуть, пробудить от спячки

М




И в какой-то момент Ритке стало ясно: пропущенная строфа — это пауза, которая сама по себе тоже стих, а не пустое место. И ведь Пушкин пропускал не только строфы. Он целой главой пожертвовал.
«Гм-гм, читатель благородный!», что ты на это скажешь? Каким макаром уездная барышня Таня превратилась в знатную даму? Без никаких тебе объяснений. Взяла и превратилась. И ведь ты слышишь это молчание пропущенных строф! Рассказывай Пушкин о переменах в своей героине подробно-последовательно и «правильно» — заметил бы «читатель благородный» контраст между «было» и «стало»?

Под конец докладотворения Носова пришла к выводу, что эти свободные места как минимум имеют тройное значение.
1. Многоточия — это «бессловесные слова».
2. Они помогают не увязнуть в подробностях.
3. Пушкин хотел, чтобы все сказано было в обрез, но точно. Он следовал какому-то правилу, которое определяло появление этих пропусков (какое, Ритконосик пока не выяснила). Это математически обоснованное повторение, которому подчиняются стихи.

«Все же эта Дарья-Анастасия поступила не так уж глупо, — решила Ритка. — Если учитель дает ответ, вопрос ученика сразу кончается, а она-то мой вопрос не потушила — она его продпалила». Самое потрясающее состояло в том, что любой ответ на Риткин вопрос про точки не был окончательным.




Запечатлев на титульной странице «Что означает это многократное повторение отточий в знаменитом романе?», Ритка открыла книгу и занялась пересчетом «точечных октав»

М



Резерв иллюстраций




Очень сложно играть с тишиной




Точки — такой же текст



Кто владеет информацией, тот владеет миром



А недавно у Ритули в арсенале появился метод «Точки Онегина»




Оценить главу Средний балл
4,5
Оценили 24 чел.

 
Комментарии к Главе 39

 [ 98 ]

Первая | < Предыдущая | Страница 7 из 8 | 8 | Следующая

Всего комментариев 178

Алёна Бурина #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск12:36 6.02.2011 | № 41876
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 13
Молчание этих ненаписанных строф притягивало, как вырванная из книги страница.
 
Считаю, что оставить.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 13)

Михаил Шабанов22:53 5.02.2011 | № 41726
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Обычная глава
2. Самое удачное место
Ничего в глаза не бросается
3. Самое неудачное место
такого не нашёл и не собираюсь искать
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Фото, они потрясающие
8. Оцените иллюстрации к главе. Предложите «иллюстративную идею»
Нужно было снимать всё в "Mакро"
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
20 минут
11. Как назвать всю повесть? Предложите несколько вариантов
Медиум Петра Великого
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Анастасия Корнеева #1310 Видеостудия «ТЕЛЕГАзета»; Школа 1310, Москва17:25 5.02.2011 | № 41545
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Отличная глава. Очень понравилась.
2. Самое удачное место
Риткины задумки.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Характеры героев.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
нет 
6. Ваш ответ на него
нет 
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
у меня не вопроса.
8. Оцените иллюстрации к главе. Предложите «иллюстративную идею»
ответа тоже.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
15
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь, про что и про кого?
Морской бой.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Дарья Панченко #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград14:54 4.02.2011 | № 41196
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Не самая лучшая из всех глав, но и не самая плохая.
2. Самое удачное место
Рита. Все что связано с Ритой, всегда интересно.
3. Самое неудачное место
Тут есть несколько не совсем удачных моментов.
К примеру:
"Тут Леху, конечно, жутко подмывало сменить поддавки на шашки по-чапаевски и защитить дневничище, но то ли ангел пролетел над его головой, то ли сознание уже заблокировало какую-то воинственную извилину, и он сдержался.
Молчал, молчал и молчал. В общем, вел себя как мужчина. "
Все как-то немного скучно и запутанно.

4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Все понемногу.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Если нагрузить главу(или статью) хотя бы несколькими странными и запутанными эпизодами, то читателю будет уже не очень интересно ее читать.
8. Оцените иллюстрации к главе. Предложите «иллюстративную идею»
К сожалению, мне не нравятся фотографии, но идей так же нет:(
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
20 мин.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Екатерина Тимошевская #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград22:27 1.02.2011 | № 40408
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Отличная глава вышла, мысль этой главы сразу расскрылся.
2. Самое удачное место
На мой взгляд, это необычайные методы Ритульки.
3. Самое неудачное место
хм…есть здесь пару неудачных моментов.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
У автора получились лучшего всего сравнения, их очень много и они не каждому доступны, но они очень красиво звучат.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Что же вдал принтер?
6. Ваш ответ на него
Это мы узнаем потом.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Я узнала, какие сравнения, хорошо звучайщие, в русском языке употребляются.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Неплохие иллюстрации, но тоже, как и в прошлой главе, они однотипные, и это не очень хорошо.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
20 минут.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Анастасия Болда23:01 29.01.2011 | № 39716
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Да.
2. Самое удачное место
Понравилось все. Ведь Рита ведет расследование, а это интересно.
3. Самое неудачное место
Такого нет.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Характеры героев и иллюстрации.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Очень хорошие фотографии
9. Ознакомились ли вы с  «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Нет.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
Минут 10
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Ксения Седых #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново22:19 28.01.2011 | № 39227
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Глава очень неплоха, мне понравилась, как, впрочем, и все главы про Риту и ее прекрасную логику.
2. Самое удачное место
Практически все места были удачны, и мне особо понравилось момент, где рассказывается о музыканте, которым восхищались за "музыку тишины" и которого Рита признала гениальным.
3. Самое неудачное место
"Было уже поздно, в доме напротив начали гаснуть окна. Время словно обходило дома и уговаривало хозяев: «Закругляйтесь, граждане. Экономьте электричество!» Звонарев представил себе старичка с седыми космами, в изношенной одежде и стоптанных тапках, семенящего по лестничным площадкам от квартиры к квартире." — нет, я бы не назвала место неудачным, просто у меня время вызывает другой представление: молодое, неистовое, вечно бегущее время, а не седой старичок в рваных тапках.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
рассказать нам о Рите: о ее чудесной логике, о собственной "системе запоминания" и упорству.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
у меня не возникло вопроса.
6. Ваш ответ на него
вопросов нет, ответов нет.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
здесь можно вынести множество фактов для лучшего написания — все так четко и слажено.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Иллюстрации отражают саму тему это главы, но они все однообразны, по-моему мнению.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
минут 10-13
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
Очень увлекательно описываю логические размышления и действия Риты.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
про Риту; про приключениях ребят в кафе.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара16:54 25.01.2011 | № 38318
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Глупый вопрос. Конечно состоялась! Не только понравилась, но и запомнилась. На мой взгляд, самая-самая глава. Каждая строчка особенная. Если приглядеться и «причитаться», то только что придуманные, сочиненные авторами фразы звучат как состоявшиеся фразеологизмы. Удивительно. Как книга афоризмов, только это немного другая книга…
2. Самое удачное место
Круг за кругом по одной и той же траектории: машущая руками мама, киоск с мороженым, качели-лодочки, продавец воздушных шариков, билетные кассы, опять машущая руками мама…
А «колесо обозрения» так и осталось на другом конце парка.

Можно и по-другому выразить: информация — это телеграфные столбы. Пока между ними не натянуты провода — ток не пойдет. Умеешь натягивать провода — ты царь и бог. Если нет — скупой рыцарь, чахнущий над златом и ведущий при этом нищенское существование. (И откуда берутся такие сравнения?:)

Настоящее — оно всегда трогает за живое. Недосказанность и безмолвие сильнее бьют по гребешку, чем поток слов, выпуливающийся как из брансбойта. Вот «правильные слова» Бормашины — они никогда не западут в душу, даже если от них треснут все человеческие подкорки. Потому что они не допускают тишины.

И другие необычные сравнения, размышления. Читай и запоминай. Мне нравится это.
3. Самое неудачное место
В комментарии все написала… Про облом учительницы.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Расследование Онегинских точек. В интернете это все не найдешь. Это чьи-то искания, анализ.
Образ Ритуськи дополняется интересными примечаниями. Все ее выдумки говорят сами за себя. Ее образ складывается очень ясно. Даже очень очень.
Написано превосходно. Довольно сложные для понимания (ну хотя бы непростые) вещи читаются легко. Буквально скользишь по строчкам как по маслу, медленно прокатываешься.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
К чему искания про точки?
Что же выдал принтер?
Ну когда же присоединиться Ритуська к основной группе исследователей, и случится ли это вообще?
6. Ваш ответ на него
Ответы интересные, наверняка. Только стеснительные.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Много уроков. Это энциклопедия для пишущего человека-новичка.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
Много, потому что отвлекалась на уроки и другие задания. А если все лишнее вычесть — минут 30, не больше.
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
Паззл влечет за собою.
Придумки Ритки. Они обоснованы, основаны на фактах, получивших научное объяснение. Я про Бехтереву.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
Приключение героев в кафе. Эта глава в основном посвящена кафе, его загадкам. Хочется получить разгадки. И герои этого тоже хотят.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара16:31 25.01.2011 | № 38315
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 15
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 15)
Под конец докладотворения Носова пришла к выводу, что эти свободные места, как минимум, имеют тройное значение.
???
Правка внесена
 Комментариев 1 
•   
Лиля Алиева18:15 25.01.2011 | № 38337
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 15
Непринципиально, обоюдоостро, — но запятые убрала.

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара16:19 25.01.2011 | № 38314
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 13
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 13)
Потом попыталась выявить — не объединяет ли их какая-нибудь закономерность? Замахнулась на отличия. И снова попыталась объединить их какой-нибудь закономерностью.
закономерить; вывести на чистую воду; вывести на бесточечное пространство.
 Комментариев 1 
•   
Лиля Алиева19:47 25.01.2011 | № 38355
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 13
Звонок Мастеру!

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара16:12 25.01.2011 | № 38311
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 13
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 13)
Кстати, за доклад этот Ритка взялась охотно: пусть эта Дарья-Анастасия обломается!
Против этого слова — «обломается». Не логично. Вот совсем недавно Дарья-Анастасия заливала подоконник слезами, засолила его почти, а Рита ее успокаивала, жалела. А самое главное — она признала свою ошибку в подобном обращении с молодой учительницей. И НикНик ей все понятно, запоминающе объяснил, эту правду жизни. А тут опять — очередной «облом» для бедной учительницы.
 Комментариев 3 
•   
Лиля Алиева18:27 25.01.2011 | № 38339
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 13
Разве каждый из нас похож на себя через пару минут, через день?!
«Обломается» — просто значит, что Рита ей докажет, что она — не «тварь дрожащая».
Не совсем уместно, но всё-таки к месту…
•   
Лиля Алиева15:10 26.01.2011 | № 38464
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 13
Даш, перечитала этот отрывок еще раз. Дошло!
«Пусть обломается» в адрес практикантки было еще ДО сцены с ее слезами.
В этой главе, 39, Рита просто вспоминает, как она готовила доклад и какие мысли ее обуревали.
•   •   
Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара16:54 26.01.2011 | № 38499
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Примечание к главе 39, эпизод 13
А! Ну тогда во времени я запуталась.

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара15:02 25.01.2011 | № 38294
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 13
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 13)
В любом случае, это осмысленный прием.
Звучит парадоксально — но и «в любом случае» не вводное слово. Не обособляется.
Правка внесена
 Комментариев 3 
•   
Лиля Алиева15:43 25.01.2011 | № 38302
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 13
Почему парадоксально? Ты права!
•   
Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара16:03 25.01.2011 | № 38308
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 13
Просто запятая эта даже навязывается. Пауза. Всегда думала, что она в таких словосочетаниях должна стоять! А нет!
•   •   
Лиля Алиева18:31 25.01.2011 | № 38340
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Примечание к главе 39, эпизод 13
А почему НЕТ? И правда, навязывается!
Пока мы добьем три тома повести с приложениями, я точно свихнусь! Или УЖЕ.
_________________________________________________
Отредактировано 16:12 26.01.2011 Лилия

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара14:58 25.01.2011 | № 38292
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 13
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 13)
Верунция, размахивая сборником сочинений, полчаса выступала на переменке, что поэт по цензурным соображениям изъял часть текста, в крайнем случае, не успел выполнить свой план или поленился, вот и «пробил пустые октавы», но Ритка уже знала: это не так.
в крайнем случае — не вводное слово, вторая запятая не нужна.
Правка внесена

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара8:59 25.01.2011 | № 38260
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 06
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 06)
Про координацию левого и правого полушария с помощью упражнения «восьмерка» и ходьбу с книгой на голове во время телефонных разговоров (для удержания эмоций) — это уже всем известно.
с помощью упражнения и ходьбЫ.
 Комментариев 1 
•   
Лиля Алиева13:01 26.01.2011 | № 38430
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 06
про координацию — про ходьбу

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара8:49 25.01.2011 | № 38259
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 02
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 02)
«Звонарев представил себе старичка с седыми космами, в изношенной одежде и стоптанных тапках, семенящего по лестничным площадкам от квартиры к квартире» — представился немного другой дед. Не хозяин-повелитель времени, это точно.
«. .старичка с седыми струящимися космами, в немного изношенном, светлом одеянии до пола с песочными (или золотистыми часами на цепочке) в руках, семенящего …»
_________________________________________________
Отредактировано 9:50 25.01.2011 TwinsColumn

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара8:44 25.01.2011 | № 38258
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 02
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 02)
где толстая, похожая на борца сумо, девчонка, явно не правнучка великого музыканта, день-деньской лупила по клавишам, донимая гаммами соседей.
Хочется сюда музыкальный термин, много читателей когда-то ходили в музыкальную школу.
… лупила на форте (или форте-фортиссимо, еще громче). Гаммами невозможно донимать. Притом скучное это занятие. Может интервалами?
 Комментариев 1 
•   
Лиля Алиева12:59 26.01.2011 | № 38427
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 02
Мне кажется, именно гаммами можно допечь до белой горячки!
Позже, возможно, исправим, если откликнется автор этого эпизода или абзаца.

Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара8:37 25.01.2011 | № 38257
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 02
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 02)
Лехе стало жаль бедную маму и возникло желание как-то успокоить ее.
Запятую перед И?
Правка внесена
 Комментариев 1 
•   
Лиля Алиева14:13 26.01.2011 | № 38448
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 02
Убрала союз.

Татьяна Вяльцева #1560 Газета «Блокнот»; Школа 1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова, Москва21:22 24.01.2011 | № 38174
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 02
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 02)
 
не доносились звуки фортепиано из верхней квартиры, где толстая, похожая на борца сумо, девчонка, явно не правнучка великого музыканта, день-деньской лупила по клавишам,
 
На мой взгляд, указание на физический недостаток (толстая, похожая на борца сумо), несущее негативную окраску, лишнее.
 
не доносились звуки фортепиано из верхней квартиры, где упорная девчонка, явно не правнучка великого музыканта, день-деньской лупила по клавишам,
 
 
Правка внесена
 Комментариев 1 
•   
Лиля Алиева1:12 25.01.2011 | № 38223
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 02
Звонок Мастеру!

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:51 24.01.2011 | № 38144
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 14
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 14)
брансбойта.
Я нашла БранДсПойт (от голл. brandspuit — пожарный насос) и 
брансбойД
Надо исправить и объяснить…
 Комментариев 1 
•   
Лиля Алиева2:10 25.01.2011 | № 38234
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 14
Поручите вашим деткам. Это ведь так увлекательно — искать значения непонятных слов.
Я не ленюсь. Я не всегда в этом русле…

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:46 24.01.2011 | № 38143
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 13
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 13)
не успел выполнить свой план, или поленился,
не успел выполнить свой план или поленился,
Правка внесена

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:45 24.01.2011 | № 38142
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 12
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 12)
В главе «Кому угрожает опасность» Ритуля сказала себе…
Это будет меняться?
 Комментариев 1 
•   
Лиля Алиева2:18 25.01.2011 | № 38235
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 12
Я не могу (и не рыпаюсь) убедить редколлегию, что никогда и ни в одной книге я такого не видела!

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:44 24.01.2011 | № 38141
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 11
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 11)
Эта способность… разойтись и собраться уже в другом, не менее оригинальном и развлекающЕм глаз,
Правка внесена
 Комментариев 3 
•   
Лиля Алиева2:23 25.01.2011 | № 38236
 
 0 
 
 0 
Re: Примечание к главе 39, эпизод 11
Почему «Е»?

…Эта способность причудливых фигурок встретиться и совпасть в одном гармоничном узоре, а потом разойтись и собраться уже в другом, не менее оригинальном и развлекающИм глаз, наводила на тревожную мысль…
Хотя…
_________________________________________________
Отредактировано 3:24 25.01.2011 Лилия
•   •   
Дарья Злобина #55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара14:39 25.01.2011 | № 38290
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Примечание к главе 39, эпизод 11
узоре КАКОМ? наверно Е.
Правка внесена
•   •   •   
Лиля Алиева15:48 25.01.2011 | № 38303
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Re: Примечание к главе 39, эпизод 11
Простите. Я отупела…

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:41 24.01.2011 | № 38140
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 07
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 07)
А Колесо обозрения так и осталось на другом конце парка.
колесо с маленькой буквы (или взять в кавычки)
Правка внесена

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:39 24.01.2011 | № 38139
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 06
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 06)
Тренируя логику и интуицию, она прогнозировала развитие событий, и как минимум в трех случаях из десяти
она прогнозировала развитие событий и как минимум в трех случаях из десяти
Правка внесена

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:38 24.01.2011 | № 38138
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 06
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 06)
Потом, по памяти, особыми значками, понятными только ей,
Потом по памяти, особыми значками,

Первая | < Предыдущая | Страница 7 из 8 | 8 | Следующая

Всего комментариев 178

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета