Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Глава 39. Гм-гм, читатель благородный

Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
Ночь с четверга
на пятницу

Вопрос о соотношении практики и теории — не только философский, но и педагогический, и детективный


История создания этой главы и пожелания к доработчикам










Вернемся, однако, на некоторое время назад, чтобы узнать, чем закончился день неутомимого спецкора Лехи, которого мы оставили в тот самый момент, когда Николай Николаевич положил трубку и мысленно пожелал ему удачи.

 [ 98 ]




Тишина была непривычной: не гудел лифт на лестничной площадке, не хлопали двери, не доносились звуки фортепиано из верхней квартиры, где упорная девчонка, явно правнучка великого музыканта, день-деньской лупила по клавишам, донимая гаммами соседей. Только Чарли громко вздыхал в своем углу. «Наверно, черный чел ему снится», — подумал Леха.
Было уже поздно, в доме напротив начали гаснуть окна. Время словно обходило дома и уговаривало хозяев: «Закругляйтесь, граждане. Экономьте электричество!» Звонарев представил себе старичка с седыми космами, в изношенной одежде и стоптанных тапках, семенящего по лестничным площадкам от квартиры к квартире.




Точки — такой же текст, ну может, не такой же, но текст. В любом случае, это осмысленный прием


Но Лехе страшно хотелось как можно быстрее распечатать снимки. Какой уж тут сон?
Пока пожилой принтер кряхтел над заданием и мигал лампочками, наш спецкор буквально изнывал. Его отчаянно подмывало с кем-нибудь поговорить, но с кем? Леха остановился перед зеркалом. В нем он узнал вполне приличного молодого человека, не лишенного естественной привлекательности. Открытый взгляд, решительный профиль. Дядя бы сегодня им гордился: пережить мамину проповедь «от аза до ижицы» и ни разу не огрызнуться! А «ижицу прописывать» Лехина мама известный мастер!

Еще до начала разговора он, следуя совету «Курса воспитания родителей», дал себе слово джентльмена: стиснуть челюсти и молчать.


Особый подвиг: в самом начале взбучки, когда было оглашено, что до понедельника «сыночке» грозит домашний арест, с достоинством склонить чело:
— Может быть, ты и права. Будет мне наука. Но я предлагаю другое.
— Что именно? — удивилась мама, никак не ожидавшая такого поддавка и, конечно, заподозрившая подвох.
— С сегодняшнего дня я буду всегда ставить тебя в известность о своих планах.
— О каких это, интересно, планах? По поводу очередной подворотни? Или о новом коротком замыкании в подъезде под чутким руководством твоего дорогого Пусякина? Ты бы лучше запланировал заполнить дневник — туда без слез не взглянешь.

Тут Леху, конечно, жутко подмывало сменить поддавки на шашки по-чапаевски и защитить дневничище, но то ли ангел пролетел над его головой, то ли сознание уже заблокировало какую-то воинственную извилину, — он сдержался. Молчал, молчал и молчал. Как Прометей на утесе.

И гроза, бушевавшая над Лехиной головой, постепенно стихала, только отдаленным рокотом напоминая о пронесшейся буре.

Леха собой гордился — пережить мамину проповедь
«от аза до ижицы» и ни разу не огрызнуться!



Леха прошелся перед зеркалом. Ни дать ни взять — ни добавить ни убрать. Уверенность, мужество, привлекательность — все на лице. Не зря «бегущая» на него запала!
Единственно, ухо, за которое кое-кто противный оттаскал его в печатне, покраснело и топорщилось, но — плевать на увечья — раны только украшают героя. Покрутившись туда-сюда, спецкор Звонарев закатал рукава (да, так он явно взрослее), загреб ладонью волосы, выдвинул челюсть, изображая свирепый, по его мнению, взгляд, и заговорил деланым баском, обращаясь к своему отражению: «Принцесса, а какие книжки ты предпочитаешь? Вот ты такая умница-разумница, наверняка не один роман за свою жизнь прочла. В отличие от некоторых. Не будем показывать пальцем».

Он манеристо покивал, «принимая ответ» собеседницы, и продолжил: «Ну да. Я тоже не против Тургенева. Мы с Пусякиным в молодости напару даже про „Муму” статью писали. Не веришь? А зря».
Леха чуток погрустил по другу, который в этот час уже наверняка просмотрел с десяток снов, и вернулся к принтеру.
— Ну ты, зомби! Шевели картриджем! — рявкнул он на осоловевший аппарат. Тот боязливо моргнул зрачками и с урчанием заглотил очередной лист фотобумаги.
Опять ждать! Надоело.
Время словно играло в шахматы. Желтые окна в бетонных многоэтажках постепенно исчезали. Когда белые с щелчком вылетали — гас свет. Скоро соседний дом с головой укрылся одеялом ночи.

Лехыч сонно пялился на него и не знал, что его собственный силуэт уже давно стал объектом пристального внимания. В темной комнате дома напротив с полевым биноклем (а не каким-нибудь там театральным слабачком) затаилась девочка повышенного любопытства.

Бормоча под нос: «Сижу у моря, жду погоды, маню ветрила кораблей», Ритуля караулила нашего красавца с самого раннего вечера и уже собиралась свернуть наблюдательный пункт, когда желанное Звонарево окно вдруг засветилось.
«Вот он — долгожданный свет в окошке», — то ли о свете, то ли о своих развед-открытиях поэтически подумала Ритуля.



Надо сказать, навыки разведчицы Ритка развивала в себе постоянно. Про координацию левого и правого полушария с помощью упражнения «восьмерка» — это уже всем известно. Про ходьбу с книгой на голове во время телефонных разговоров (для удержания эмоций) — тоже. Никто бы не удивился и тому, что она умела делать несколько дел одновременно — например, сидя над домашним заданием, слушала радио и прихлебывала чай вприкуску с печеньками; зажимая плечом телефон, болтала с Лялей и тут же держала под наблюдением детскую площадку во дворе.
Потом, по памяти, особыми значками, понятными только ей, записывала увиденное и услышанное, включая количество пуговиц на пальто бабушки из соседнего подъезда. Тренируя логику и интуицию, она прогнозировала развитие событий и как минимум в трех случаях из десяти попадала в яблочко (это только пока, то ли еще будет!)

Но это все уже никого не изумляет. А вот как именно Ритуля этого достигла — на этом стоит заострить особое внимание (ведь наша повесть не только детективная, но еще и «воспитательная». И мы, авторы, как никто заинтересованы в обучательном эффекте нашего произведения).




Итак, прежде всего, Ритка была находчивой. В том смысле, что она умела извлекать сведения буквально из ничего. А потом изучала их и применяла.
Во-вторых, она была колеблющейся (без нерешительности), все подвергала веселому сомнению и знала: истина хоть и одна, а правды-то все равно разные.
В-третьих, она была очень изобретательной девочкой. Не хуже Степы Пусякина, только по-другому. Ритуля изобретала не «что», а «как». Она придумывала методы.
Вы наверняка слышали и даже неоднократно повторяли мысль, что практика важнее теории. Так вот, это глубочайшее заблуждение всех времен и народов Носова разбила водяной бомбочкой еще в пору бантиков и куколок. Ей исполнилось восемь лет, а она уже была в курсе: если не выучишь таблицу умножения, сколько ни практикуйся, ничего конкретно-путного из такой математики не выйдет. Потому как без понимания принципов любое творчество становится катанием на карусели. Круг за кругом по одной и той же траектории: машущая руками мама, киоск с мороженым, качели-лодочки, продавец воздушных шариков, билетные кассы, опять машущая руками мама…
А «колесо обозрения» так и осталось на другом конце парка.
С другим распространенным заблуждением Ритка была более-менее в ладах, по причине своего на редкость любопытного характера. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Но что значит «владеть информацией»? Сама по себе информация — только кирпичики, из которых можно построить дом, стену, мост, башню — что захочешь. При условии, что у тебя в голове есть план, чертеж, инструкция или хотя бы объяснение, как эти кирпичики между собой соединить. Нет плана — кирпичи валяются на стройплощадке бесполезной грудой. Можно и по-другому выразить: информация — это телеграфные столбы. Пока между ними не натянуты провода — ток не пойдет. Умеешь натягивать провода — ты царь и бог. Если нет — скупой рыцарь, чахнущий над златом и ведущий при этом нищенское существование.
М + КЛ















Шерлок Холмс и доктор Ватсон владели одинаковой информацией, но только великий сыщик умел извлекать из нее пользу.
Без ложной скромности: Носова была убеждена, что кое в чем знаменитого детектива она превзошла. Если фишкой Шерлока была одна дедукция, то Рита имела в своем арсенале аж несколько фирменных методов. Перечислим некоторые.



Как известно, информация имеет привычку улетучиваться, забываться, путаться и превращаться в свою противоположность — дезинформацию. Горячий момент сходит, и ты можешь потерять или перепутать даже самое важное.
Что же делать? Как быть? Вернее, как не забыть? Записывать — не способ. Неудобно, лениво да и просто вредно. Вот академик Бехтерева говорила, что записывать — только память дырявить. Мозг — он всегда должен быть в рабочем тонусе. Кстати, у Ритки, которая вообще-то была не склонна к поклонениям, кумир все-таки был. Наталья Петровна Бехтерева. Внучка знаменитого Бехтерева, который не испугался поставить диагноз самому Сталину и поплатился за это жизнью. Великий русский медик, ученый-реалист, выдающийся физиолог и экспериментатор тоже был близок Риткиной натуре. Она про него читала.

КЛ








М


Под влиянием Натальи Петровны Ритка изобрела метод «Фиолетовая стрекоза» — для случаев, когда надо быстро запомнить, а потом легко вспомнить. Чтобы «раз» — и вспыхнуло.
Вообще-то, этим методом многие пользуются. Еще наши бабушки узелки на память завязывали. Да и вам наверняка приходилось рисовать на руке крестик. А теперь признайтесь: сколько раз, глядя на запястье, вы мучительно пытались вытянуть из недр сознания: что сей крестик означает? Так вот. Риткина «фиокозочка» работала надежнее.

Суть способа: где-то в комнате примастрячиваешь крючок и с помощью воображения «вешаешь» на него то, что надо не забыть. А оно и впрямь не забывается. Можете проверить. В чем принципиальное отличие крючка от крестика? В яркости образа. Крестик лишен индивидуальности, безлик и скучен. К тому же сродни чему-то висельному. Крючок имеет характер. Ритка долго искала подходящий, чтобы он не «параллелился» со школьной раздевалкой или шкафом в прихожей. Да так и не нашла.
Зато под руку попала Лялькина брошка — стрекоза. Ритуля ловко пришпандорила тонкий силуэтик над комодом и, приплясывая, изобразила стрекозиные движения в полете. Теперь легкокрылая должна была играть роль крючка памяти.

Всю следующую неделю Ритка проводила апробирование методы: фиолетовые крылышки работали! Они сохранили зацепку «позвонить Лиде Белоус в 20:30», тему сочинения по лит-ре, просьбу мамы выкинуть мусор, и всякие мелкие нужности, типа не забыть тетрадку.
Стоило только глянуть на крылатую брошечку или просто ее представить — информация всплывала, как окошко в Windows,e.

М


КЛ


М + КЛ







Про метод «Пазл» вы знаете из 5-ой главы. Это ноу-хау устанавливает взаимоотношения между разрозненными событиями или фактами.
Непонятно? Поясняем. Большинство людей мыслят линейно, пытаясь оценивать факты, выстроенные как на параде. Осматриваешь их с видом главнокомандующего и делаешь выводы о боеспособности армии. Ошибочка выйти может. Хорошо марширующие солдаты не обязательно быстро бегают.

Ритка делила информацию на блоки, каждый блок «красила» в свой цвет, потом «разрезала» на разноцветные пазлики, а их уже складывала-раскладывала в зависимости от ситуации, направления ветра и прочих субъективных и объективных причин. Отдельное внимание обращала на стыки и края: что к чему притягивается и где щелкает. Складывание-раскладывание пазликов, которые сначала живут отдельно друг от друга, но рано или поздно обречены спаяться и стать пазлом-отгадкой — это Ритку и занимало последние дни.

Пока картинка не вырастала, но часть ее, и довольно значительная, уже щелкнула, это точно. По крайней мере, пазлики с цифрой «29» можно было покрасить в один цвет, а с Петром — в другой. Большой пазл — это отгадка. Она была впереди.

Если фишкой Шерлока была одна дедукция, то наша Рита имела в своем арсенале аж несколько фирменных методов






Тут Ритуля и другую фишку держала наготове. Она хорошо помнила старинную игрушку, найденную у бабушки, перешедшую той в наследство, как выяснилось, от ее дедушки, а тому — подаренную каким-то неизвестным господином за то, что бабушкин дедушка вылечил его детей от тифа. Одной рукой надо было держать устройство у глаза, а свободной медленно поворачивать цилиндр. В плоской, едва пропускающей свет трубке, кучковались геометрические фигуры разнообразных форм и цветов. Эти занимательные узоры хотелось рассматривать бесконечно. Маленькая Рита почему-то сразу вспоминала сказку «Аленький цветочек», купца, выброшенного бурей на одинокий остров и бродящего по дивному дворцу. Он шел, задирая голову к высоким сводам, изумляясь оживающим хороводам самоцветов. Эта способность причудливых фигурок встретиться и совпасть в одном гармоничном узоре, а потом разойтись и собраться уже в другом, не менее оригинальном и развлекающем глаз, наводила на тревожную мысль, что связать пазлы можно не единственным способом, и результаты этого решения-соединения тоже могут быть вполне различны.

Леонид

А недавно в арсенале появились «Точки Онегина». Как русский классик хитро поступил. Вытолкнул воображение читателя из привычной колеи на волю волн многовероятности. Додумывание за автора, читала где-то Ритуля, есть великое последействие искусства. Шедевр всегда несет в себе некоторую недоделанность и незавершенность, благодаря чему разгадывать его можно вечно, что исключает и скуку, и назойливость.
Метод точек, хотя он, несомненно, имел прямое отношение прежде всего к искусству, привлекал Ритулю своей практической стороной (не знаешь, чем заполнить пустоту, — пробей пустую октаву).

пауза обладает силой притяжения. Вспомните сами, слышали ведь не раз, что главное для артиста — уметь держать паузу. Выражение «многозначительная пауза» тоже всем знакомо.
В главе «Кому угрожает опасность» Ритуля сказала себе: «Если факты не стыкуются, пропусти слабое звено и двигайся дальше». Но после доклада про точки она изменила направление своей мысли. Да-да, не удивляйтесь, несмотря на плотный распорядок и плохо расследующееся, в силу своей капризности, расследование, Ритка все-таки добила этот доклад, ведь она умела делать несколько дел сразу.
В процессе докладотворения Ритконосик пришла к доказательному выводу, что Пушкин в своем знаменитом романе не просто так эти точки ставил.





В процессе докладотворения Ритконосик пришла к доказательному выводу, что Пушкин в своем знаменитом романе не просто так эти точки ставил

М



Чего только она не выслушала в ответ! Верка кричала на переменке, что поэт по цензурным соображениям изъял часть текста, Едкий доказывал, что Пушкин поленился, вот и «пробил пустые октавы», но Ритка уже знала: это не так. Точки — такой же текст, ну может, не такой же, но текст. В любом случае это осмысленный прием.
Не только желание доказать, что тема ей по плечу, руководили Ритконосиком. Ей нравился этот роман. Очень нравился. Особенно места, где Пушкин уводит читателя в сторону. Она просто балдела от авторских подстегиваний типа «Держите прямо свой лорнет», «Гм! Гм! Читатель благородный». Вроде Пушкин к ней обращается, и она и есть этот благородный читатель. Но про лорнет — ужасно нравилось. Почему-то именно лорнет больше всего и запомнился Ритке, прямо в память врезался. Ну, и «гм-гм» тоже.

Запечатлев на титульной странице «Что означает многократное повторение точек в знаменитом романе?», Ритка открыла книгу и занялась пересчетом «точечных октав». Не объединяет ли их какая-нибудь закономерность? Но зачиталась…
Так зачиталась, что перестала спотыкаться о пропущенные строфы. Молчание этих ненаписанных строф притягивало как вырванная из книги страница.

М




Однажды Ритка слышала историю про какого-то знаменитого музыканта, который вышел в зал, сел за рояль, занес руки над инструментом и… сыграл «музыку тишины», то есть полное молчание. Потом встал, поклонился и ушел. А зал разразился овациями. Когда отец рассказывал про этот казус, она еще подумала: чеканутик, наверно. А теперь знала точно: гений. Как Малевич с «Черным квадратом». Ведь главное в искусстве — что? Произвести впечатление, толкнуть, пробудить от спячки.
Настоящее — оно всегда трогает за живое. Недосказанность и безмолвие сильнее бьют по гребешку, чем поток слов, выпуливающийся как из брандспойта. «Правильные» слова Бормашины — они никогда не западут в душу, даже если от них треснут все человеческие подкорки. Потому что они не допускают тишины.

Очень сложно играть с тишиной. Когда возникает пауза, чувствуется большая неловкость…


Ведь главное в искусстве — что? Произвести впечатление, толкнуть, пробудить от спячки

М




И в какой-то момент Ритке стало ясно: пропущенная строфа — это пауза, которая сама по себе тоже стих, а не пустое место. И ведь Пушкин пропускал не только строфы. Он целой главой пожертвовал.
«Гм-гм, читатель благородный!», что ты на это скажешь? Каким макаром уездная барышня Таня превратилась в знатную даму? Без никаких тебе объяснений. Взяла и превратилась. И ведь ты слышишь это молчание пропущенных строф! Рассказывай Пушкин о переменах в своей героине подробно-последовательно и «правильно» — заметил бы «читатель благородный» контраст между «было» и «стало»?

Под конец докладотворения Носова пришла к выводу, что эти свободные места как минимум имеют тройное значение.
1. Многоточия — это «бессловесные слова».
2. Они помогают не увязнуть в подробностях.
3. Пушкин хотел, чтобы все сказано было в обрез, но точно. Он следовал какому-то правилу, которое определяло появление этих пропусков (какое, Ритконосик пока не выяснила). Это математически обоснованное повторение, которому подчиняются стихи.

«Все же эта Дарья-Анастасия поступила не так уж глупо, — решила Ритка. — Если учитель дает ответ, вопрос ученика сразу кончается, а она-то мой вопрос не потушила — она его продпалила». Самое потрясающее состояло в том, что любой ответ на Риткин вопрос про точки не был окончательным.




Запечатлев на титульной странице «Что означает это многократное повторение отточий в знаменитом романе?», Ритка открыла книгу и занялась пересчетом «точечных октав»

М



Резерв иллюстраций




Очень сложно играть с тишиной




Точки — такой же текст



Кто владеет информацией, тот владеет миром



А недавно у Ритули в арсенале появился метод «Точки Онегина»




Оценить главу Средний балл
4,5
Оценили 24 чел.

 
Комментарии к Главе 39

 [ 98 ]

Первая | < Предыдущая | Страница 4 из 8 | 5 | 6 | 7 | 8 | Следующая | Последняя

Всего комментариев 178

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва15:36 11.01.2014 | № 65318
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 08
 
В тексте: Как известно, информация имеет привычку улетучиваться, забываться, путаться и превращаться в свою противоположность — в дезинформацию.
 
Нужно убрать второй предлог «в» — он дублирующий и в нет нет необходимости: Как известно, информация имеет привычку улетучиваться, забываться, путаться и превращаться в свою противоположность — дезинформацию.
Правка внесена

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва15:30 11.01.2014 | № 65315
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 07
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 07)
В тексте: Ей исполнилось восемь лет, а она уже была в курсе: если не выучишь таблицу умножения, сколько ни практикуйся, ничего конкретно-путного из такой математики не выйдет.

П
отому как без понимания принципов любое творчество становится катанием на карусели.
 
Данные предложения нельзя разбивать абзацем, их даже лучше соединить в одно предложение.
Правка внесена

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва15:24 11.01.2014 | № 65311
  
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 07
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 07)
В тексте: Вы наверняка слышали и даже неоднократно повторяли мысль, что практика важнее теории.
Нужно убрать тире
 

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва15:12 11.01.2014 | № 65297
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 06
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 06)
в тексте: (ведь наша повесть не только детективная, но еще и «воспитательная». И мы, авторы, как никто заинтересованы в обучательном эффекте нашего произведения).
 
несостыковочка: воспитание и обучение — это не синонимы, а здесь в значении синонимов.
Предложите замену

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва15:08 11.01.2014 | № 65296
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 06
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 06)
В тексте: Тренируя логику и интуицию, она прогнозировала развитие событий и как минимум в трех случаях из десяти попадала в яблочко (это только пока, то ли еще будет!)
 
Нужен знак завершения. Так: Тренируя логику и интуицию, она прогнозировала развитие событий и как минимум в трех случаях из десяти попадала в яблочко (это только пока, то ли еще будет!). Или так: Тренируя логику и интуицию, она прогнозировала развитие событий и как минимум в трех случаях из десяти попадала в яблочко (это только пока, то ли еще будет)!
 
Правило: 3. После закрывающей скобки ставится знак препинания, требуемый условиями контекста, независимо от того, какой знак стоит перед закрывающей скобкой: Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); всё подозрительно, и всё его тревожит (Кр.).
Правка принимается

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва14:09 11.01.2014 | № 65277
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 05
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 05)
В тексте: Время словно играло в шахматы. Желтые окна в бетонных многоэтажках постепенно исчезали. Когда белые с щелчком вылетали — гас свет. Скоро соседний дом с головой укрылся одеялом ночи.
 
несостыковка: шахматы — черно-белая игра, а здесь желто-белые цвета
Предложите замену

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва14:04 11.01.2014 | № 65275
  
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 05
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 05)
в тексте: Покрутившись туда-сюда, спецкор Звонарев закатал рукава (да, так он явно взрослее), загреб ладонью волосы, выдвинул челюсть, изображая свирепый, по его мнению, взгляд и заговорил деланым баском, обращаясь к своему отражению:
 
нужно закрыть деепричастный оборот: Покрутившись туда-сюда, спецкор Звонарев закатал рукава (да, так он явно взрослее), загреб ладонью волосы, выдвинул челюсть, изображая свирепый, по его мнению, взгляд, и заговорил деланым баском, обращаясь к своему отражению:
 

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва13:57 11.01.2014 | № 65273
  
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 05
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 05)
в тексте: Ни дать, ни взять — ни добавить, ни убрать.
 
нужно убрать запятые: Ни дать ни взять — ни добавить ни убрать.
 
правило (грамота ру http://www.gramota.ru/spravka/rules/?rub=zap&text=19_27):
Если повторяющимися союзами и, ни соединены два однородных члена с противоположными значениями, образующие одно цельное выражение, то запятая между ними не ставится, например:
 
    ни то ни се, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смел и горе, ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.
 
 
 

Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва13:31 11.01.2014 | № 65260
  
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 02
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 39, эпизод 02)
в тексте: Пожелав маме «Пококи ноки» (правда, не получив ответное «Ноки пококи»), он с подчеркнуто побитым видом отчалил на свою территорию.
 
нужно: Пожелав маме «пококи ноки» (правда, не получив ответное «ноки пококи»), он с подчеркнуто побитым видом отчалил на свою территорию.
 
 

Ксения Шовтута #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск13:25 10.01.2014 | № 65025
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава интересная, много деталей
2. Самое удачное место
Описание Риткиных методов
3. Самое неудачное место
Долго затянутые мысли, местами не к месту
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Другие иллюстрации. Книгу можно оставить только в одном месте. Остальное — заменить чем-нибудь другим
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что обнаружит Леха на фотографиях?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ее нет.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Ритку, конечно! Ее расследования и методы
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Олеся Стерлягова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск17:07 22.02.2013 | № 60407
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень понравилась.
2. Самое удачное место
Фирменные методы Ритули и где Леша ругается на принтер.
3. Самое неудачное место
Нет.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Ничего.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Где Марина?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Марину и Даника.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
КП и МБИ.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Анастасия Голышева #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск15:09 6.02.2013 | № 60047
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень понравилась. Много полезных идей и мыслей: Лехины про маму и Ритины про учителя и информацию. И Рита, как всегда, позабавила своими оригинальными идеями.
2. Самое удачное место
Наконец-то появилась Ритуля, чтение стало гораздо увлекательней. Очень понравились ее размышления про информацию, они на самом деле очень содержательные. Да, информацию тоже надо уметь использовать. Еще забавно то, что она считает себя лучше Шерлока Холмса. Понравилась фраза: «Без ложной скромности: Носова была убеждена, что кое в чем знаменитого детектива она превзошла».
3. Самое неудачное место
11 эпизод. Разве эта старинная игрушка называется не калейдоскоп? Может, стоит так и написать. Старинный калейдоскоп. И придумать такую же волшебную историю его появления, как и сам прибор, а не «за то, что бабушкин дедушка вылечил его детей от тифа».
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне кажется, надо было проиллюстрировать все методы Ритули: стрекозу, пазлы, точки. А не делать один цикл фотографий с романом Пушкина. Будто бы школьники никогда не видели и не увидят «Евгения Онегина».
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Обнаружит ли Леха какие-нибудь интресные зацепки на распечатанных фотографиях?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Надеюсь, что участники МБИ-2013, которые занимались этой главой, напишут очень интеоесную историю.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Рита как-то неожиданно появилась в этой главе, в начале гдавы авторы обещали рассказать про Леху. Так вот хотелось бы больше Риты и ее оригинальности в дальше.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Интересно узнать, чем же все-таки закончится повесть для каждого персонажа. Так же хочется поучаствовать в написании пока несуществующих глав.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Александра Ровкина #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск6:51 29.01.2013 | № 59604
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, неплохая глава. Познавательно было читать про методы Риты
2. Самое удачное место
Очень понравился эпизод, где рассказывалось история про музыканта
3. Самое неудачное место
Я не поняла про отношения Риты и практикантки
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не очень понравились картинки, они очень скучные
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что с принтером?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Опять же, оценить историю я не могу, ее нет 
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Может все таки покажут нам Пусякина?
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Коллективная повесть
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Екатерина Золотухина #1310 Видеостудия «ТЕЛЕГАзета»; Школа 1310, Москва21:21 28.01.2013 | № 59421
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 03
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 03)
А слово «Звонаревский» разве не с большой буквы?

Екатерина Золотухина #1310 Видеостудия «ТЕЛЕГАзета»; Школа 1310, Москва21:19 28.01.2013 | № 59420
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 02
Никогда не слышала выражения «Пококи ноки». Может стоит заменить на «споки ноки»?

Владислава Романова #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград17:31 28.01.2013 | № 59328
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава понравилась. Некое «пособие для чайников в расследовании». На мой взгляд, глава получилась очень удачной не только из-за прекрасно продуманного сюжета, но и из-за хорошего написания: ненавязчивый юмор, легкий стиль написания.
2. Самое удачное место
«Причины, причины, причины… Леха навел взгляд на часы: почти полночь! Сквозь высокочастотные звуки маминого голоса ему теперь ясно слышалось не «разгильдяй, оболтус, шляешься где ни попадя», а «Лешенька, сынок, я так волновалась. Ты представляешь, что с нами будет, если с тобой что-то случится».
Лехе стало жаль бедную маму, возникло желание как-то успокоить ее. После взбучки он покорно отсидел на кухне штрафной час, терпеливо переваривая мамины «обещания», и попутно занимался миротворческими процедурами: беспрекословно покормил пса и рыбок, помыл посуду. Пожелав маме «Пококи ноки» (правда, не получив ответное «Ноки пококи»), он с подчеркнуто побитым видом отчалил на свою территорию».
Господи, это как будто из моей жизни отрываок! Сама часто сталкиваюсь со «штрафными часами на кухне»
3. Самое неудачное место
На самом деле, было несколько моментов, которые меня ввели в заблуждение. Например, мысли Ритки о практикантке, хотя, может на это были причины, поэтому я не думаю, что есть какие-то неудачные моменты.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстраций. Уже которую главу я не вижу красивый, яркий картинок или фотографий. Без нужных иллюстраций глава не производит нужного впечатления.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же будет делать Леша со снимками?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да, жаль, но ее нет как таковой. Мало того, что нет самой истории создания, так еще и авторство не указано.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
О Пусякине. На самом деле, о нем часто заходит речь на протяжении нескольких последних глав, но его так и не показали нам, как отдельного персонажа, поэтому хотелось бы узнать о нем больше.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Лидия Девицына #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград15:57 28.01.2013 | № 59299
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Если верить «Истории создания главы», то глава не законцена. Я если верить собственным впечатлениям, то глава не только закончена, но и вообще удачна.
2. Самое удачное место»
Время словно обходило дома и уговаривало хозяев: «Закругляйтесь, граждане. Экономьте электричество!» » По какой-то неизвестной никому причине, эту фразу было читать очень приятно, во всяком случае, она развеселила.
Да и вообще точно сказать нельзя, придется всю главу копировать и сюда вставлять.
Отдельное спасибо за принцип «фиолетовая стрекоза».
3. Самое неудачное место
Седьмой эпизод слабоват, как будто авторы «подсдали». Как-то нет в нем прежней хватки, ка будто на этом моменте авторы уже засыпали, или торопились чай идти пить, а то конфет не останется, а когда вернулись, решилии дальше пойти, не заморачиваться ообо. Но даже он не портит картину и сам по себе совсем не плох!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
На главу жалоб нет, все в достатки. Особено бросилось в глаза вот что: сразу видно, что у автором нет проблемс чувством юмора.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что увидит Ритуля в свой бинокль и какие выводы сможет сделать на основе этого.
6. Ознакомились ли вы с »Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в »Истории»?
И все-таки, кто писал главу? Или это очередное Пусякинское изобретение: «Удачный создатель глав»?
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
О Пусякине говорится все больше и больше, но этот персонаж не разу не был нам показан.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Елизавета Секретаренко #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск15:49 28.01.2013 | № 59298
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась, была очень детективной и местами смешной.
2. Самое удачное место
Леха прошелся перед зеркалом. Ни дать, ни взять — ни добавить, ни убрать. Уверенность, мужество, привлекательность — все на лице. Не зря «бегущая» на него запала!
3. Самое неудачное место
Местами в голову лезли совершенно другие мысли, никак не связанные с повестью.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстраций. Опять однотипные снимки.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что Леха будет делать со снимками?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
К сожалению, ее нет.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Виктория Чебоненко22:48 27.01.2013 | № 59149
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, я думаю, что эта глава могла бы стать пособием для начинающих сыщиков.
2. Самое удачное место
«Причины, причины, причины… Леха навел взгляд на часы: почти полночь! Сквозь высокочастотные звуки маминого голоса ему теперь ясно слышалось не «разгильдяй, оболтус, шляешься где ни попадя», а «Лешенька, сынок, я так волновалась. Ты представляешь, что с нами будет, если с тобой что-то случится».
Лехе стало жаль бедную маму, возникло желание как-то успокоить ее. После взбучки он покорно отсидел на кухне штрафной час, терпеливо переваривая мамины «обещания», и попутно занимался миротворческими процедурами: беспрекословно покормил пса и рыбок, помыл посуду. Пожелав маме «Пококи ноки» (правда, не получив ответное «Ноки пококи»), он с подчеркнуто побитым видом отчалил на свою территорию».
Господи, это как будто из моей жизни отрываок! Сама часто сталкиваюсь со «штрафными часами на кухне»
3. Самое неудачное место
Вся глава была весьма удачной.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстраций!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как эти рассуждения помогут Ритконосику в расследовании?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Не ознакомилась.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про расследование Ритули.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Чтение повести, заполнение анкет.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Наталья Котельникова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск19:10 27.01.2013 | № 59041
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
глава ничего себе, более-менее. .
2. Самое удачное место
Но что значит «владеть информацией»? Сама по себе информация — только кирпичики, из которых можно построить дом, стену, мост, башню — что захочешь. При условии, что у тебя в голове есть план, чертеж, инструкция или хотя бы объяснение, как эти кирпичики между собой соединить. Нет плана — кирпичи валяются на стройплощадке бесполезной грудой. Можно и по-другому выразить: информация — это телеграфные столбы. Пока между ними не натянуты провода — ток не пойдет. Умеешь натягивать провода — ты царь и бог. Если нет — скупой рыцарь, чахнущий над златом и ведущий при этом нищенское существование.
3. Самое неудачное место
есть временами, что-то слабоуловимое
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
сделать больше связи между абзацами, иначе временами не понять, что из чего следует и почему
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Слежка за юношей? Какие цели?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Нет ее 
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Вся история в динамике
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Анна Васенкова #1310 Видеостудия «ТЕЛЕГАзета»; Школа 1310, Москва17:08 27.01.2013 | № 58932
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилось, это именно то, чего я ждала от ребят.
2. Самое удачное место
Глава написана вся удачно.
«Если фишкой Шерлока была одна дедукция, то наша Рита имела в своем арсенале аж несколько фирменных методов»
Это лишь одна из фраз которые мне понравились.
3. Самое неудачное место
Нету в этой главе таких, написана очень хорошо.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне все понравилось, если только чуть больше иллюстраций.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Вся глава такая детективная, что вопросов у меня даже не возникло.
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Снова нету истории, печально.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Очень интересно было бы прочитать про Леху.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Чтение, что же будет дальше?
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Александра Семенюта13:20 27.01.2013 | № 58800
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень. Особенно интересно было читать про методы Риты.
2. Самое удачное место
Вся глава была великолепна.
3. Самое неудачное место
нет 
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
ВСЕ было отлично.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же выдавал принтер
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да. Интересно читать и узнавать больше.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Лешу
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Кп 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Кристина Кононенко #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск21:10 26.01.2013 | № 58475
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 39. Гм-гм, читатель благородный
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да. Понравилось описание Риткин методов.
2. Самое удачное место
Для меня это эпизод 14. «Недосказанность и безмолвие сильнее бьют по гребешку, чем поток слов, выпуливающийся как из брансбойта» — прямо в точку!
3. Самое неудачное место
Мне кажется вот этот переход от Лехи к Ритке. Как-то резко оборвалось все…
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хоть в этой главе нет каких-то кульминационных действий или захватывающих приключений, но все же глава очень познавательная. Теперь узнала больше о характере Риты. Так что ничего исправлять не нужно!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же Леха будет делать со снимками?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Историю еще придумать надо:)
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хотелось бы узнать, покажет ли Леха снимки и кому? Как дальше будут развиваться события.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
МБИ и Коллективная повесть
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 39)

Полина Дубкова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск14:38 26.01.2013 | № 58259
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 14
Есть: выпуливающийся как из брансбойта.
Нужно: выпуливающийся как из бранДсПойта.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 14)

Полина Дубкова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск14:35 26.01.2013 | № 58257
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 39, эпизод 14
Например, «правильные слова» Бормашины — они никогда не западут в душу, даже если от них треснут все человеческие подкорки. Потому что они не допускают тишины.
или
Если подумать, «правильные слова» Бормашины — они никогда не западут в душу, даже если от них треснут все человеческие подкорки. Потому что они не допускают тишины.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 39, эпизод 14)

Первая | < Предыдущая | Страница 4 из 8 | 5 | 6 | 7 | 8 | Следующая | Последняя

Всего комментариев 178

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета