Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Глава 37. Ночной разговор

Глава 37. Ночной разговор
Ночь с четверга на пятницу
Ты ухватился за конец ниточки и нетерпеливо дергаешь. А клубок, чтобы не запутать и не оборвать концы, надо разматывать аккуратно

История создания этой главы и пожелания к доработчикам



— Николай, это форменное безобразие! Что за дела у вас с Лешкой? Ты на время-то смотришь? — «телефонный» голос сестры превысил все привычные децибелы.

Круглов услышал, как на другом конце провода задребезжал дверной звонок. Трубка на некоторое время отдалилась, с грохотом повесилась и не сразу вернулась обратно:
— Вот он, подельник твой, явился и не запылился! Он, видишь ли, спасает народ и историю!

Круглов решил действовать согласно золотому правилу оратора: если хочешь, чтобы тебя слышали, говори на тон ниже собеседника.
— Натка, ну не шуми. Мы с ним действительно занимаемся одним расследованием. У парня сложный день, я сам замотался, хотел тебе звонить и…
Наталья, похоже, с золотым правилом была незнакома и продолжала «заботиться о потомстве» во всю мощь своих голосовых связок:
— Ты слышал, что тут он несет! Говорящая сосиска! Коридор-трансформер! Вы что, в «Зарницу» играете? — ураган «Ната», похоже, только набирал силу.
— Пойми, в последние дни с нами приключаются невероятные истории… — договорить Главный Редактор не успел.
— Врет и не краснеет! Скоро отец из рейса вернется, — что я ему скажу? Будет Лешке и ноутбук на день рождения, и сноуборд на Новый год! С завтрашнего дня школа — дом, и никаких болтаний! Все. Я перезвоню.
«Удачи, племяш», — только и успел подумать Главный Редактор.


— Она трижды звонила, когда тебя не было. — Игорь стоял, опершись на притолоку и выжидательно смотрел на отца. — Пап. Что ты думаешь обо всем произошедшем? Лично ты. У тебя ведь должна быть какая-то гипотеза?

Круглов положил телефон на полку и жестом показал сыну на стул.
Тот сел на него верхом, как всегда садился во время задушевных бесед. Привычка детства.
— Понимаешь, после разговора с этим, ну, которого я принял за Медиума… — начал Игорь.
— Почему принял? Это и был Медиум.
— С чего ты взял?
— В этой истории рано или поздно он должен был появиться. Но ты говори, говори, я слушаю.
— Понимаешь, у меня возникло ощущение, будто ты что-то скрываешь. Не то чтобы специально скрываешь, а просто молчишь. Может, считаешь меня… — Игорь замялся, подбирая слово, — ну, недозрелым, что ли. Я понимаю, это не недоверие, а что-то другое, но все равно как-то неприятно. Пап, я очень-очень постараюсь понять тебя!  [3]

 [ 69 ]













Николай, это форменное безобразие! Что за дела у вас с Лешкой?

Игорь привстал и выключил верхний свет. В сумраке запрыгали, задергали рукавами и крыльями длинные тени. Круглова как будто осветило отблеском костра. Это настольная лампа, став единственным источником света, выхватила лицо, а силуэт отставила в тени. Сын молча вглядывался в отца как в незнакомца. Да так оно и было до сих пор. Некоторое время прошло в полной тишине.

И по этому особому молчанию Николай Николаевич вдруг понял: парень вырос. И если сейчас, в эту самую минуту, он, Круглов, не примет это как данность и не заговорит с ним на равных, такой минуты может больше никогда не наступить.  [2]

— Папа, давай я спрошу напрямую: кто этот человек, что он значит в твоей, а теперь уже и нашей, жизни? Что вообще происходит?
НикНик молчал. Но не потому, что не хотел отвечать. Просто ему нужна была пауза, чтобы найти слова, сформулировать то, что пока не удавалось сделать даже мысленно. Игорь это понял, и потому продолжал задавать вопросы, как бы помогая отцу оттолкнуться от них в своем рассказе:
— Он спросил меня: почему ты, получив письмо, ни на минуту не усомнившись, понесся в кафе? <…> еще несколько вопросов
— Ты помнишь, с чего все началось? — помедлил Круглов. — Я получаю кипу бумаг, в адресе отправителя значится: «29 генваря».
— Так дело в дате? Она что-то значит лично для тебя? — обхватив стул и уткнув подбородок в спинку, Игорь ждал ответа.












— В какой-то мере да. Но дело не в дате, а в том, что было в конверте вместе с письмом.
— Кстати, а что там было? Ты нам так и не показал, — вспомнил юноша.
— Бумаги.
— Пап, не темни. Что за бумаги? — Игорь заерзал на стуле в нетерпении. — Из тебя все клещами вытаскивать?
— Да я не темню, сын. Ты ухватился за конец ниточки, не ведая, от какого она клубка, и нетерпеливо дергаешь. Я согласен, разговор неизбежен, но это долгий и сложный разговор. А клубок, чтобы не запутать и не оборвать концы, надо разматывать аккуратно. Вот я и соображаю, как все это тебе объяснить. В конверте были фрагменты моей старой работы…
— Научной? Диссертации?
«Как был торопыгой в детстве, так и остался», — с нежностью глядя на сына, подумал Николай Николаевич.
— Не совсем… Я получил запачканные сажей обрывки старинного документа, бумага пожелтевшая, истлевшая, буквы полустертые, в допетровско-реформенном начертании.
— А твоя работа здесь при чем?
— А то и странно, что я, как только взглянул на них, сразу узнал свои фразы, да что там фразы, целые куски, — дословные тезисы моей гипотезы, которую, кроме меня, никто никогда не видел и не читал. Вообще никто и никогда. За всю жизнь я только одному человеку про нее и рассказывал. И то в пору, когда еще ничего конкретного не знал и не писал.



Натка, ну не шуми. Мы с ним действительно занимаемся одним расследованием


— Пап. Что за гипотеза? Да не тяни же!
Круглов почувствовал: это не просто любопытство, сыну действительно важно знать то, о чем он спрашивал.
— Ты знаешь, я когда-то занимался эпохой Петра, в частности, реформой алфавита. Она датируется 29 января 1710 года, — начал Николай Николаевич. — Тема меня очень увлекла, я посвящал ей все свободное и несвободное время. Сначала я был в восторге от этой реформы. Она казалась мне гладкой, гениальной и абсолютно ясной. Начал я с того, что хотел про это и написать. Показать, что было с кириллицей до реформы и что стало после. Какой молодец Петр, одним махом отсек все ненужное и сравнял наш алфавит с латиницей. Латиницей, которая — само совершенство! Я хотел найти яркие, но нерасхожие примеры, которые высветят всю гениальность этого кульбита, с чем и засел в библиотеке. У меня в голове были готовые ответы на все вопросы. Не хватало только иллюстраций. Но уткнувшись в эпоху, почти сразу я понял: мои примитивные вопросы просто отзеркаливают сведения, которые я получил в институте от своих профессоров. Я присвоил чужое мнение и засчитал его за свое. В общем, «проходить материал» пришлось заново. И по отзвукам документов, по разным косвенным сведениям о той эпохе я стал смутно догадываться, что реформа эта прошла вовсе не так гладко, как кажется. Было сопротивление… Нет, погоди, не так… — Николай Николаевич задержался, подбирая слова, встал, прошелся по комнате, потом поставил стул прямо напротив Игоря, сел, и, подавшись вперед, продолжил:
— Пропущу подробности, чтобы не утомлять тебя. Я неверно сказал. Сухой остаток такой. Был человек, который … — Николай Николаевич остановился и вдруг рассмеялся. — Да разве может быть преграда для махины, обладающей такой безграничной властью, как Петр!


Игорь непонимающе смотрел на отца. Невольно наблюдая за сыном, Круглов отчетливо видел: никакой иронии, весь здесь, чувствует, что ему выпало узнать что-то настоящее, и причина этой удачи — отец… Сдержанное воодушевление овладело им. Он пригладил усы и продолжил:
— Через некоторое время я уже знал наверняка: среди печатников и грамотеев имелся «диссидент», возможно, последователь Аввакума, который увидел в очередной реформе «Петра-антихриста» катастрофический знак.
— Это в реформе алфавита? Какая разница, как буквы писать? — удивился Игорь.
— Для него разница была. Но он не отказывался печатать книги новым шрифтом, не писал «возмутительные грамоты», он просто оставил завещание, где предсказал, что сулит будущему подобный произвол человека — пусть даже и монарха — над богоданным даром.





— Каким-каким даром?
— Богоданным. От Бога. Ну, так вот. В чем-то и я был с ним согласен.
— Он считал, что реформа алфавита — зло? И ты тоже?! — недоуменно переспросил сын.
— Слушай внимательно. В этом завещании он спокойно объяснял, что произойдет с нами, с нашим народом в ближайшие столетия. В каком-то смысле это пророчество, но не мистическое, а, говоря современными словами, прогностическое.
— А дальше что с этим делать, с этим пророчеством? — брови юноши удивленно поднялись, и сходство со стоящей на столе фотографией стало поразительным. Маленький Игорь когда-то воспринимал мир как большую загадку. — Ну, пап, тогда надо ко всем гадалкам-предсказательницам прислушиваться! Это же несерьезно! Они такого наговорят…
Круглов несколько раз перевел взгляд с сына на снимок и обратно и пояснил:
Печатник не был гадалкой. Это не угадывание, а размышление, анализ, если угодно. Он был думающим человеком. И вообще, прежде чем начинать новое дело, надо, как сейчас говорят, просчитывать риски. Можно сказать, это и было таким просчетом. Да и сам Петр как император великой державы должен был это сделать, любой глобальный проект начинается с прогноза. Но все это мне стало ясно гораздо позже. А тогда я просто искал завещание.


— Так. Именно это я и хочу, наконец, узнать. Говори скорее! — Игорь повернул свою фотографию в обратную от отца сторону. — Только не отвлекайся.
— Сначала я был уверен, да и сейчас не отказываюсь от этой мысли, что печатник считал, будто язык народа и все, что с ним связано, имеет сакральное значение.
— Сакральный — это какой? Растолкуй неучу, — попросил Игорь.
— Это значит «связанный глубинным смыслом с каким-то обрядом, таинством». Потом в словаре посмотришь.
— То есть, если проще, какой-то подтекст? Второе дно? Так?
«Молодец, дотошный!» — мысленно похвалил Николай Николаевич сына.
— Не совсем. Сакральность — это не «шифровка», а наслоение значений, что ли. Знаешь, что имеют в виду, когда говорят «намоленное место»? Так вот и азбука — за века служения русскому народу и православию — несла в себе следы того, чему служила.
Игорь пожал плечами:
— Пап. Но ведь азбука — не икона. Да чему такому особенному она служила? Азбука и есть азбука, читай-пиши. Любой первоклашка ею владеет.
— Не скажи! К писаному слову на Руси всегда было особое отношение. В изначальном виде азбука служила прославлению Божьего промысла. Неспроста же тех, кто «знал грамоте», считали посвященными.



А дальше что с этим делать, с этим пророчеством?















— А с другой стороны, бывает, что вещи, которые были задуманы в святости, перерастают в свою противоположность, а другие, задуманные как какая-нибудь ерунда, становятся великими. Типа вашей «Полундры».
— Великое, сын, — улыбнулся Круглов, — до поры может быть непостижимо. Но задуманное как ерунда великим стать не может. Ловкачи, конечно, могут повесить лапшу на уши «грамотным» современникам. Но кому все это нужно в будущем? Потомки все равно будут искать то, что в нашей современности делалось «навсегда».

Круглов сделал паузу. «Не увлекаюсь ли я лекциями?» — подумал он, вглядываясь в разгоряченное лицо сына. Но Игорь смотрел на него с таким нетерпением, что отец не стал испытывать его и продолжил:
— Однако вернусь к своему рассказу. Поначалу я опять пошел по проторенному пути и предположил, что это предсказание-завещание просто состоит из перечисления литер, вычеркнутых Петром из алфавита, с пространным комментарием к каждой: какие у нее сакральные функции и что произойдет, когда буква исчезнет.
— То есть буквы рассматривались как какой-то код, вроде заклинания? Переставишь
слова — и сила исчезнет?
— Ну да, примерно так.





— Ну, а потом — нашел ты завещание?
— Не торопись. Уйму времени я потратил на то, чтобы навести справки про «репрессированные» литеры и вникнуть в их значения. Но это ничего не дало. Абсолютно! Только всякий бред вроде нумерологии. Правда, я узнал для себя историю кириллицы, в деталях изучил этапы и смыслы ее реформирования. Но что касается Петра, окончательно пришел к своему изначальному выводу, что он поступил крайне рационально: убрал из азбуки дублеры, ликвидировал «титлы» и «силы» и облегчил тем самым путь простого народа к грамоте.
— Тут я с тобой согласен. По-моему, ты тогда чересчур увлекся.
— Все куда интереснее. Я, действительно, тогда так увлекся, что даже не заметил (кстати, как и ты сейчас): я же ищу то, что сам же и придумал, то, чего нет. И ведь я вполне отдавал себе отчет, что печатник с его завещанием — только моя гипотеза. Но искал как одержимый… Ты понимаешь, сын, что это могло значить?
— Кажется, понимаю… вернее, догадываюсь, — в глазах юноши заметался огонек мысли. — Вера — это как недоказанное знание… А может быть, и недоказуемое. Что-то такое, да?
В комнате уже стало совсем темно, и свет от абажура оставлял на стене косые блики.

— Ты сказал: Петр поступил рационально, — Игорь подвинулся поближе, чтобы лучше видеть отца. — Насколько я тебя знаю, слово «рационально» на твоем языке не несет положительного оттенка. Или я ошибаюсь? Что ты имеешь в виду под «рациональностью»?

Вера — это недоказанное знание… А может быть, и недоказуемое




— Иди сюда. Ну-ка, смотри, — Круглов приподнялся и достал с полки Лехины «Ведомости». — Это дореформенный текст. Строки кривые, буквы «корявые», одна в одну сторону наклонилась, другая в другую. Всякие точки-закорючки сверху-снизу. Представляешь, каково типографскому резчику этот набор исполнить? Долго, дорого, трудно.















1703 


А вот тебе для сравнения — почти то же самое, но напечатанное «петровыми азбуками», родившимися в результате реформы 1710, — Круглов выложил перед сыном другой листок и наклонил лампу.















1710 


— Ну да, разница есть, — согласился Игорь. — Все буковки, как на параде, ровненькие. И лист выглядит чище, а тот как мухами засиженный из-за этих закорючек. Кстати, что это за закорючки? Смысл в них какой?  [2]



— Это, Игореша, «силы», «псили» и «титлы». То есть ударения, придыхания и сокращения.
— Сокращать-то зачем? А, понял! Бумагу жалко?
Круглов улыбнулся.
— Да, для этого тоже. А самое главное, что тебе будет легко понятно: раньше при чтении приходилось почти что расшифровывать буквы и их сочетания. Например, ижица читалась совершенно по-разному в зависимости от окружения, в котором стояла. — Круглову было приятно и радостно, что сын с такой заинтересованностью отнесся к его «лекциям». — Кроме того, ее звучание зависело от надстрочных знаков. А вот после Петра читаться слова стали так, как они написаны. «Выжившие» буквы без вензелей и украшательств выглядели проще, печатный лист стал ровным и светлым.
— Так это класс! Там, — кивнул он на Лехиного близнеца, — за загогулинами и буквы-то не отличишь. Красиво, но нерационально. А новая азбука — рационально, но…
— Что «но»?
— Не знаю… Но чувствую, что тут сидит что-то в засаде.
— Объективно: с азбукой Петра чтение стало легким и быстрым, письмо — проще в освоении, — продолжил Николай Николаевич. — И в чем неоспоримая заслуга реформы — книгоиздание после нее пошло семимильными шагами. Собственно, в этом, по моей версии, и состояла цель Петра: упростить резку букв и удешевить печать. Азбуку-то он реформировал, так сказать, «заодно».


— Пап, это все, правда, очень интересно, но все-таки — что там дальше с печатником?

Круглов, переходя к самому главному, разволновался. Поискал в карманах расчесочку, не нашел, взял со стола чернильницу-пресс, повертел в руках, взглянул недоуменно: зачем взял? И, так и не выпуская из рук, продолжил:
— В какой-то момент я опять запутался. Мой герой выступает в защиту старой кириллицы? Абсурд. Он ведь книжник, печатник. После реформы открывались типографии, появились заказы. Кстати, хороших мастеров в ту пору было мало, иностранные стоили дорого, свои ценились на вес золота. Зачем ему было протестовать? Ему бы заказы брать. И вообще: «убитые» буквы когда-то были заимствованы из греческого, значит, на святыню Кирилла и Мефодия русский царь не посягал. Вдохновившись изяществом антиквы, Петр хотел лишь привести в порядок графику — то есть начертание букв.
— И правильно. Не мешало бы еще и орфографию с пунктуацией поправить, а то исключений больше, чем правил.
Круглов рассмеялся: у Игоря всегда были нелады с русским языком. Но встретившись глазами с нетерпеливым взглядом сына, он серьезно продолжил:
— В конце концов, я понял, что Карара говорит не про буквы, не про реформу, не про азбуку, а о чем-то другом. О чем?
— Карара?
— Это прозвище моего печатника. Странное, да?
— Нерусское какое-то. Коряво: Кара, каркать. Может, татарское? Звучит как-то грозно.
— Да, странноватое. Я и сам его только сегодня узнал. Вот, записал себе: узнать происхождение.  


И по этому особому молчанию Николай Николаевич вдруг понял: парень вырос







— Так ты понял, что имел в виду этот Карара? — Игорь аккуратно вынул из рук отца чернильницу и поставил повыше, на полку.
— Я попал в паутину парадокса. С точки зрения здравого смысла, печатник Карара должен быть с Петром согласен: это же благо — больше простых смертных смогут постигать божественное слово, читать священные книги, будет меньше искажений канонического текста.
— Это я уже слышал, плюсов много. Я все жду: в чем Карара видел минусы?
— Минус — это было бы слишком просто. Посчитал количество минусов и плюсов, сравнил, чего больше, и поставил резолюцию. Если б все так легко! — глядя в окно на шевелящуюся под дождем листву, Круглов подумал, сколько же раз поздним вечером шел такой же точно дождь, а он стоял в темной комнате, выходящей окнами во двор, и смотрел на танцующие в ночи листья. Нежность к сыну на какой-то миг смешалась с этой ностальгией. — Знаешь, нередко первоначальная задача при внимательном рассмотрении перерастает в совершенно иную. И наступил день, когда я открыл для себя, что искал решение, не понимая условий.

Николай Николаевич уперся лбом в стекло. Приятный холодок немного остудил его.  [2] 

— Но и Карара нарвался на мой парадокс: с одной стороны, налицо демократизм новой азбуки, сомнений нет, за реформой будущее; с другой — то, что неизбежно придется принести ей в жертву, — сокровища духовного знания, связанные с прежней книжностью.
— Опять не понимаю! Куда эти сокровища денутся, если одни буквы другими заменят, да еще и чтение упростят? Наоборот ведь, духовные знания станут общедоступными!
— Сейчас грамота всем доступна, но стали ли мы более духовными? — ответил Круглов вопросом на вопрос сына.
— А разве нет? Дикие времена канули в лету, на площадях не казнят …
— Разве? — усмехнулся Круглов. — Ну, а дух человеческий? Крепче стал?
— Не от количества же книжек на полке это зависит.
— Карара осознавал и хорошо чувствовал, что истина — за пределами разумных доводов. Как человек думающий, он отлично представлял альтернативу нашей стремящейся на Запад истории. Реформа азбуки и все, что с ней связано, — только бикфордов шнур. Рвануть должно в другом месте… Значит, решил Карара, он ни перед кем не ответчик, кроме как перед Всевышним. И взбунтовался — вопреки очевидностям.

Сумрак вдруг сдвинул свои пределы. Игорю показалось, что во всполохе, который на короткое мгновение осветил силуэт отца, проявился кто-то еще, и что в комнате их уже не двое, а трое; он же сам — свидетель и участник этой встречи.

В конце концов, я понял, что Карара говорит не про буквы, не про реформу, не про азбуку, а о чем-то другом



— Между тем, я продолжал свою работу, несмотря на ее неперспективность, — вернул сыну реальность Николай Николаевич. — Все нужные мне фрагменты и куски — никаких ксероксов тогда не было и в помине, — я терпеливо переносил в свою тетрадь.
— В зеленую? За которой этот шланг из кафе охотится? Зачем она ему понадобилась? В ней какие-то ценные записи? Расскажи о ней подробнее, — попросил Игорь.
— Она была поделена на две части. В первую я заносил то, что находил по своей теме, а во вторую, — Круглов сделал такой жест, как будто перевернул тетрадку, — записывал свои мысли.


И вот однажды, — как сейчас помню, это было перед самым закрытием библиотеки, я уже собирался сдавать свои залежи в окошко, — из какой-то подшивки выпало перо. Длинное, посеревшее от времени, перо. Ничего антикварного, просто палочка, очиненная для письма. Знаешь, иногда в старых книгах можно найти открытки, письма, записки, которые использовались вместо закладок и были забыты между страниц. Видно, это перо тоже служило закладкой. На нем были какие-то стертые значки, а может, просто насечки. Я шутя поводил перышком по листку, вроде как расписываюсь. Перо записало, будто его только что обмакнули в чернильницу! Я даже струхнул, ну, думаю, перезанимался. Из зала уже выгоняли, и я сунул его за пазуху — ладно, дома разберусь, а завтра положу на место.


Дома попробовал почеркать на бумаге — бесполезно. Тогда я стал писать им, окуная вот в эту самую чернильницу, — Круглов снял с полки пресс, повертел в руках и поставил на место. — Люди, чья работа связана с написанием текстов, знают, какое значение имеет то, чем ты пишешь. Это перо давало быстрый штрих, скользящий, словно летящий по бумаге, размах (а я, ты в курсе, очень люблю писать размашисто). Оно реагировало на нажим, скрипело, но не брызгало.
С большой неохотой я понес возвращать свою находку в библиотеку. Сунул в папку, но когда открыл ее — пера не было, как я ни перетряхивал, ни пересматривал свои бумаги по страничке. Вернулся домой, убежденный, что потерял хорошую вещь — и обнаружил ее на самом верху в той же папке. Не буду даже останавливаться на том, как я повторил попытку, и к чему она привела. Перо пропадало и появлялось, и будто играло со мной в прятки. Мистическим образом оно исчезло перед походом на экспертизу к знакомому студенту-криминалисту, а следом опять нашлось. В общем, еще два-три таких случая, и я понял: оно просто не хочет, чтобы его видели.
Так оно и лежало в зеленой тетрадке, всегда готовое к письму. Потом работа захватила меня, и я привык к нему, как к любимой ручке, не обращая больше внимания на загадку. И знаешь, самые лучшие строки в моей зеленой тетради были написаны именно им.
<…>  [2] 



…глядя в окно на шевелящуюся под дождем листву, Круглов подумал, сколько же раз… смотрел на танцующие в ночи листья

Как быть с пером, варианты

1. Оставить тут
2. Перенести в главу «Легенда о мятежном печатнике» и положить в Сашенькину
тетрадь
3. Вообще убрать из повести


<…> Круглов осекся, заходил по комнате, переставляя с места на место то пресс, то рамочку с фотографией маленького Игоря, то стаканчик для карандашей. Потом собрался с духом и произнес:
— Однажды я пережил большое душевное потрясение — от меня ушла любимая девушка…
— Мама?
— Нет, это было еще до мамы…. Самым тяжелым было то, что она не просто ушла, не просто покинула меня, — она пропала. Исчезла. Совсем. Даже дом, в котором она жила, мгновенно пошел под снос. В деканате института, где мы учились, мне не смогли дать никаких сведений — их просто не было! — голос у Круглова дрогнул.











Под окном прогрохотал грузовик, на несколько секунд осветив фарами окна соседнего дома. Те отбликовали прямо в квартиру длинными светлыми полосами, отрезая отца от сына.
— В тот год была страшно морозная зима. И мне казалось, что холод пронизал не только улицы, но и всю мою жизнь. — Пауза была долгой, НикНик не решался заговорить о самом трудном, будто вместе со словами могло прийти и то ощущение вымороженности. Он снова подошел к окну, машинально прихватил с подоконника брошенный карандаш и, глядя в ночь, молчал.
— Однажды вечером я понял: жить больше незачем.
Глаза Игоря округлились. Он хотел что-то сказать, но так и не нашел… Ему и в голову не приходило, что его доброго, милого, такого смирного отца посещали подобные мысли.

— Да, мне не хотелось жить, я не видел смысла. Хотя я был молод, здоров, полон сил… — он повертел в руках карандаш, потом поставил его в стаканчик и продолжил уже более решительно:
— Это состояние, когда я хотел расстаться с жизнью, длилось не больше десяти минут, но за эти десять минут я успел прокрутить в голове все свое прошлое, настоящее и будущее, как мне тогда казалось, совершенно никчемное: меня бросила любимая девушка, и совершенно правильно сделала, я неудачник, бездарь, и все, за что я берусь, заканчивается ничем. Собрался написать прощальную записку. Вытащил свою заветную тетрадку, из нее выпало перо. Я поднял его. Все те же значки, засечки. Мне пришло в голову, что этот назойливый код, который я так и не разгадал, — не более, чем набор букв, не имеющий никакого значения. Да даже если и имеющий! Какая разница! Сейчас я напишу этим чертовым пером последнюю записку и все встанет на свои места. И как только передо мной лег чистый белый лист…
До сих пор не знаю, что это было. Сейчас думаю: степень отчаяния и решимость были таковы, что в здоровом организме сработала аварийная защита.



Однажды я пережил большое душевное потрясение: от меня ушла любимая девушка…












Знаешь, что такое сумасшествие? Это ведь чисто человеческий феномен. Когда человек осознает, что ситуация несовместима с его представлениями о себе и мире и, значит, жить дальше бессмысленно, незачем, — сознание «ломается», выходит из строя. Человек остается жить. Только это уже другое существо. В предельной степени поражения — просто биомасса. Сумасшествие — это торжество материи над духом. Так природа смеется над Богом в человеке. Помнишь, как их называют у нас, — «убогие». Но ведь человек не соглашается! И если выбирать между сумасшествием и самоубийством, — он выберет, конечно, второе. Но этот выбор — уже сумасшествие! Ты понимаешь, сын, какая ловушка ждет каждого отчаявшегося?

Игорь как завороженный слушал отца, не отрывая тревожного взгляда. Он не все успевал понять, но мысль уже летела вслед за отцовой — минуя банальные последовательности.
Круглов в крайнем волнении разгладил усы, постоял в проеме двери, словно собираясь выйти, а на самом деле старался успокоиться, глядя в полумрак прихожей. Наконец, повернулся и заговорил снова:
— Короче говоря, на какое-то мгновение я стал «убогим». Знаешь, конечно, что это означает не только «жалкий, ограниченный», но в русском понимании это еще и «угодный Богу»; к ним, к юродивым, прислушивались, считая, что их устами глаголет Божья истина.
Я побалансировал на грани… и не тронулся умом, а прозрел — в смысле, наступило прозрение. Это, Игорь, невозможно рассказать, описать, но мы договорились, что я ничего не буду скрывать, а ты попробуешь понять…

Убрать то что серым? Ваше мнение?










Это восхитительное состояние, на грани восторга, — когда ты и делаешь сам что-то, и ты же одновременно наблюдаешь за собой, делающим это что-то, и при этом совершенно отчетливо сознаешь, что все происходит в неком параллельном измерении, хотя столь же отчетливо видишь свои руки, предметы вокруг, слышишь привычные звуки этой жизни… Передо мной тогда словно загорелось неяркое пламя, и я увидел себя не в своей студенческой десятиметровке, а сидящим за длинной деревянной лавкой. Понимаешь, я был собой и в то же время не собой, и находился я и у себя и не у себя одновременно. Я видел, что вокруг были разбросаны не обычные предметы студенческого бытия, не конспекты и открытая на «счастливой» странице зачетка, а совсем другие вещи: гравюра с видом какого-то морского сражения, засиженная мухами чернильница, рукопись с какими-то расчетами, горсть грифельных карандашей… И это меня нисколько не удивляло. Вместо привычного холода — жар от голландской печи, украшенной старинными изразцами.
Я схватил перо и стал писать, писать… Но то, что выходило из-под него, уже не было прощальной запиской.

Круглов как будто увидел все опять: и печку с изразцами, и горстку карандашей на столе, и перо, и чернильницу. И чувствовал: сын тоже видит это — так внимательны его глаза.
Игорь с нетерпением ждал продолжения.





Оценить главу Средний балл
3,82
Оценили 23 чел.

 
Комментарии к Главе 37

 [ 69 ]

Страница 1 из 6 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая | Последняя

Всего комментариев 148

Людмила Соловьева #2298 Журнал «Gmedia»; Школа 1363, Москва0:30 19.01.2017 | № 98233
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Мне лично глава понравилась. Я впервые задумалась над тем, что действительно в книгах, написанных шрифтом до 1710 года, есть какая-то красота и изящество. В прошлом году мы с удовольствием взяли азбуку, перевели ВЕДОМОСТИ, нашли у учителя клавиатуру и сочинили ПОСЛАНИЕ потомкам (то есть нам).
2. Самое удачное место
Люди, чья работа связана с написанием текстов, знают, какое значение имеет то, чем ты пишешь… Это перо давало быстрый штрих, скользящий, словно летящий по бумаге, размах (а я, ты в курсе, очень люблю писать размашисто). Оно реагировало на нажим, скрипело, но не брызгало.
3. Самое неудачное место. Почему?
Мысли героя — серые строки. Лучше уж раздвоение личности!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Но и Карара нарвался на мой парадокс: с одной стороны, налицо демократизм новой азбуки, сомнений нет, за реформой будущее; с другой — то, что неизбежно придется принести ей в жертву, — сокровища духовного знания, связанные с прежней книжностью. Что же, считает автор, было принесено в жертву?
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Куда исчезла мама?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Нарисовать всех героев. В этом будет больше «сокровищ духовного знания»
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
История-завязка, придумать-развязку.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Опции помогают делать акценты.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Петр I-злой или добрый реформатор? Изменив облик России, создав флот, Лефортово, потешные войска, сбрил бороды, отправил учиться за рубеж уму-разуму.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
В проекте самое интересное — читать больше, читать всегда, читать везде
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)

Наталья Хлебникова #1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.19:24 18.01.2017 | № 98222
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Замечаю, что эти последние главы стали не такими, как первые. Будто затишье перед бурей…или буря уже началась.
Больше четверки этой главе поставить не могу. Много непонятного, много странного, а Круглов «тянет резину». Томно и кончается ничем.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило иллюстраций. Фотографии, конечно, тоже хорошо, образ имеется, но когда перед тобой творение, созданное талантливыми руками, становится приятнее читать.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что имел ввиду Карара, протестуя Петровской реформе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Фотографии хорошие, но маловато.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
При чтение «Истории…» крыша не могла «вернуться на Родину», а в глазах вертелись водовороты. Не хило все ниточки путаются! Понимаю Медиум Петра и сам Петр, но чтоб Круглов и печатник — двойники?! — это что-то (или я невнимательно читала/что-либо подзабыла). Да еще эта зеленая тетрадка, которую хочет заполучить Медиум, чтобы стать Петром…Если задумку воплотят в реальность, думаю, конец будет захватывающим.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Что-то давненько не всплывала за горизонтом старая родная «Полундра».
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Все ближе и ближе к разгадке,
Все ближе и ближе к концу,
Дойти бы в КП до развязки,
Понять — что да как, почему?
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)

Карина Ибрагимова21:27 26.01.2016 | № 88664
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Открыла главу, сразу заинтересовало название. Кто с кем же разговаривает по ночам?-задалась я таким вопросом, когда ещё не прочитала эту главу. По моему мнению, эта глава одна из лучших. Мне она понравилась, интересная,увлекательная, правда немного сложна в прочтении, но всё равно эта глава останется для меня одной из лучших.
2. Самое удачное место
Круглов решил действовать согласно золотому правилу оратора: если хочешь, чтобы тебя слышали, говори на тон ниже собеседника.
— Натка, ну не шуми. Мы с ним действительно занимаемся одним расследованием. У парня сложный день, я сам замотался, хотел тебе звонить и…
Наталья, похоже, с золотым правилом была незнакома и продолжала «заботиться о потомстве» во всю мощь своих голосовых связок:
— Ты слышал, что тут он несет! Говорящая сосиска! Коридор-трансформер! Вы что, в «Зарницу» играете? — ураган «Ната», похоже, только набирал силу.
— Пойми, в последние дни с нами приключаются невероятные истории… — договорить Главный Редактор не успел.
— Врет и не краснеет! Скоро отец из рейса вернется, — что я ему скажу? Будет Лешке и ноутбук на день рождения, и сноуборд на Новый год! С завтрашнего дня школа — дом, и никаких болтаний! Все. Я перезвоню.
«Удачи, племяш», — только и успел подумать Главный Редактор.
3. Самое неудачное место. Почему?
Был один момент…
— Да, мне не хотелось жить, я не видел смысла. Хотя я был молод, здоров, полон сил… — он повертел в руках карандаш, потом поставил его в стаканчик и продолжил уже более решительно:
— Это состояние, когда я хотел расстаться с жизнью, длилось не больше десяти минут, но за эти десять минут я успел прокрутить в голове все свое прошлое, настоящее и будущее, как мне тогда казалось, совершенно никчемное: меня бросила любимая девушка, и совершенно правильно сделала, я неудачник, бездарь, и все, за что я берусь, заканчивается ничем. Собрался написать прощальную записку. Вытащил свою заветную тетрадку, из нее выпало перо. Я поднял его. Все те же значки, засечки. Мне пришло в голову, что этот назойливый код, который я так и не разгадал, — не более, чем набор букв, не имеющий никакого значения. Да даже если и имеющий! Какая разница! Сейчас я напишу этим чертовым пером последнюю записку и все встанет на свои места. И как только передо мной лег чистый белый лист…
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Честно скажу, мне больше нравятся рисунки, нежели фотографии. Фотографии тоже неплохие(качественные),но мне кажется, надо добавить какую-то изюминку, и тогда иллюстрации станут более интересными.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Оууу….Из всех мною прочитанных глав, в этой главе «История создания»- самая большая. Этим меня и порадовала история. Спасибо,все написано понятно, чётко и ясно(никаких вопросов не возникло)
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
В этой главе их было достаточно-предостаточно. Читать мне не мешают
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Вообще, мне нравятся все герои повести и про всех мне интересно читать, но как вы знаете, моя любимица-это Ритка. Поэтому буду с нетерпением ждать момента, когда я начну читать 39 главу. Ммм…скорее бы 
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Самое интересное?…Хочу, хочу,хочу дочитать коллективную повесть до конца.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Александр Ковко

Светлана Дорош, рук. #2128 Медиацентр «ЕЩЁ!»; Центр развития творчества, Железногорск-Илимский, Иркутская обл.10:13 25.01.2016 | № 88264
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Почему-то пока не встречала глав, которые бы не понравились. Эта — не исключение. Очень интересно проследить, как строятся отношения в семье Кругловых. В глазах сына ломается стереотип спокойного, уравновешенного отца. Для Игоря открываются совершенно новые черты НикНика.
2. Самое удачное место
Как мне кажется, это именно серый текст. Убирать его нельзя.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не нашла. То есть, не было такого эпизода, который хотелось бы просто пробежать глазами.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Наверно, для детского восприятия рассуждения от духовной основе азбуки будут не очень понятны.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Главный вопрос на поверхности — что написал НикНик вместо предсмертной записки. Но есть ещё несколько. Например, почему идет охота за тетрадью?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстраций, если честно, не хватило. Фото не отражает содержание главы.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
История создания описана интересно. Чувствуется, насколько сложно далась глава авторам. Думаю, она (история) будет иметь продолжение.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Эту главу я читаю уже не в первый раз. Целью данного прочтения был поиск афоризмов. Не знаю, удалось ли внести свою лепту.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хочу знать, как Игорь распорядится полученными знаниями.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Мне очень интересно читать анкеты ребят и взрослых. Всё-таки, насколько по-разному мы воспринимаем один и тот же текст!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Александр Ковко

Анна Димитренко #839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону22:59 23.01.2016 | № 87900
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава мне очень понравилась, откровение отца, удивление сына и много исторических фактов.
2. Самое удачное место
«…..говори на тон ниже собеседника» — вынесла для себя мудрый совет, как мне кажется. В жизни пригодится.
3. Самое неудачное место
Да как-то не нешла. Прочла на одном дыхании.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В этой главе мне всего хватило.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
О чем говорит Каррара?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации понравились особенно сравнение «Ведомости» и «Петровы азбуки»
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. Мне это было интересно.
Иллюстрации понравились особенно сравнение «Ведомости» и «Петровы азбуки»
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Нет, не мешают, наоборот помогают смысл понять. Удобно, когда все под рукой. Вот, например, к своему стыду не знала, что такое притолока…

9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про любовь.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Александр Ковко

Анна Димитренко #839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону22:43 23.01.2016 | № 87895
 
 0 
 
Примечание к главе 37, эпизод 11
Как быть с пером?
Оставить тут.

Анна Димитренко #839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону22:42 23.01.2016 | № 87894
 
 0 
 
Примечание к главе 37, эпизод 14
Убрать то что серым? Ваше мнение?
Нет, это интерсые факты.

Ирина Давыдова, рук. #4561 Медиацентр «МедиаСтар 2107»; Школа 2107, Москва13:41 4.02.2015 | № 77824
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава понравилась. Количество информации в ней на единицу текста зашкаливает. Поэтому глава может показаться тяжеловатой. Но лично мне уже очень хотелось длинного и обстоятельного объяснения. И вот оно! Медиум стал Медиумом, понятно, что НикНик забыл в кафе и почему ему это важно, ясно, причем тут буквы. Ура!
2. Самое удачное место
Обмен трогательными взглядами отца и сына, которые украдкой любуются друг другом, несмотря на всю сложность ситуации. Вот так и выражается настоящая любовь и привязанность. Хорош поворот от личных судеб к обсуждению реформы азбуки. Описание пограничного состояния тоже неплохо написано.
3. Самое неудачное место. Почему?
Сам факт пограничного состояния НикНика (нечто вроде прозрения-помешательства) и чуть не попытка суицида как способ его достижения. Очень я неоднозначно отношусь к таким пассажам в литературе, рассчитанной на подростков.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Отсутствие всякой реакции Игоря на рассказ о любви отца и кризисное состояние. Никник душу выворачивает, а Игорь просто с нетерпением ждет продолжения. Последние несколько эпизодов мне Игоря не хватало.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
К чему привели прозрения сквозь века? Это история про реинкарнацию? Хорошо бы нет, не люблю я их.
Нет!
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации милые, но НикНик явно молод. Да и мама Лехи тоже. Я по-прежнему за рисунки.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. Я очень люблю такие хистори, из которых становится понятно, как шел процесс, какое стояли перед авторами вопросы. И какие вопросы ставят авторы следующей волне писателей. Мне это интересно.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не отвлекали и не раздражали. Появились новые слова для «зеленения» — это хорошо.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Медиум-Круглов-кафе. Кажется, обозначился главный конфликт. Про него хочу читать. И про Марину с Даником. И размагнитьте уже Чарлика! Пожалуйста!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Хутор Захаров, Пусякин (герой и человек), ТБ, МБИ-сты… Каждый раз какие-то новые сочетания! Меня это изумляет. Надо сделать геосводку. И обязательно в КП поместить! Но форзац!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Лариса Боброва
 Комментариев 2 
•   
Лариса Боброва, рук. #839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону15:25 4.02.2015 | № 77828
 
 0 
 
Re: Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
Ирина Сергеевна, да что ж Вы всех состарить хотите? Может, у них генетика хорошая)))
•   
Мастер (Оргкомитет)15:52 4.02.2015 | № 77834
 
 0 
 
Re: Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
Да, это было бриллиантовое задание, которое мы не успели выложить в основном: собрать имена всех авторов за все годы. Сейчас их больше нескольких тысяч наверно, если считать авторов опций, которых, конечно, надо делать отдельным блоком. Собрать их фото в отдельную гусеницу, описать. Ключевых авторов можно в энциклопедию КП.
Надо вести историю проекта. Вот для этого и придуман Горячий микрофон, только мало что-то описывают процесс. Ваши анкеты — одно удовольствие читать (вот сейчас — срочно надо бежать на другое дело, а я отвечаю)

Светлана Илюшина, рук. #1089 Газета «Радуга»; Школа 1499 им. Героя Советского Союза И. А. Докукина, Москва11:37 29.01.2015 | № 77127
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 37, эпизод 14
серое оставьте

Галина Полонская, рук. #651 Газета «Словесенок»; Школа 199, Москва17:12 24.01.2015 | № 76307
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Одна из лучших.
2. Самое удачное место
Разговор отца и сына, рассказ отца, рассуждения об утрате духовности при упрощении буквы, о силах и титлах.
3. Самое неудачное место. Почему?
Истерики матери Лехи.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Перо оставить на месте.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Появится ли «вор» и «враг» Круглова? этот «В»? Должен бы.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Их здесь нет.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. Считаю оправдания авторов, рассказ о том, как трудно было писать — лишними.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Афоризмы здесь удачные.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы не потерять «взрослые» рассуждения, серьезные мысли о связи времен.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Сама идея проекта.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Владимир Иванов #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново22:44 21.01.2015 | № 75581
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Сначала было все более менее хорошо, но потом у меня пропало желание ее читать.
2. Самое удачное место
Рассказ про странное перо.
3. Самое неудачное место. Почему?
Да все не слишком удачное, текст не связанный.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Все хочется исправить. Текст будто «ПРИГОТОВИЛИ К ОПЕРАЦИИ, ПОЛОЖИЛИ НА ОПЕРАЦИОННЫЙ СТОЛ, НАЧАЛИ ПРИШИВАТЬ РУКИ, НОГИ, НО ОКАЗАЛОСЬ, ВСЕ ПРИШИТО НЕ НА СВОИ МЕСТА»
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Каков смысл истории Круглова? Как повернуться события?
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Сначала это доделать надо, потом уже там продолжение.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Все!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Елена Вяткина, рук. #1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.19:43 20.01.2015 | № 75092
 
 0 
 
Примечание к главе 37, эпизод 03
Пап, не темни. Что за бумаги? — Игорь заерзал на стуле в нетерпении. — Из тебя все клещами вытаскивать?
 
Предлагаю: Отец, не темни. Что за бумаги? — Игорь скрипнул стулом. — Из тебя все клещами вытаскивать?
В повести Игорь постоянно называет Круглова папой. А сын уже немаленький, мог и отцом назвать, батей, предком.
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Елена Вяткина, рук. #1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.19:35 20.01.2015 | № 75090
 
 0 
 
Примечание к главе 37, эпизод 02
НикНик молчал. Но не потому, что не хотел отвечать. Просто ему нужна была пауза, чтобы найти слова, сформулировать то, что пока не удавалось сделать даже мысленно. Игорь это понял, и потому продолжал задавать вопросы, как бы помогая отцу оттолкнуться от них в своем рассказе:
 
Предлагаю: НикНик молчал. Но не потому, что не хотел отвечать. Просто ему нужна была пауза, чтобы найти, подобрать слова к тому, что пока не удавалось представить даже мысленно. Игорь это понял, и потому продолжал задавать вопросы, как бы помогая отцу оттолкнуться от них в своем рассказе:
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Владислав Зяблов #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново22:02 14.01.2015 | № 74327
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Нет.
Начало показалось вполне удачным, даже не поверил написанному в Истории создания главы; но, чем ближе к финалу, тем хуже. И непонятнее…
Поэтому, автору (-ам) стоит сразу определить: либо эта глава создана для того, чтобы читателя запутать (и, как следствие, авторов), либо эта глава, наоборот, поясняет произошедшее ранее события. Определив это, от этого уже и надо будет «плясать».
На данный момент эта глава ни запутывает, ни распутывает. А делает всё вместе. Короче, становится только хуже…
2. Самое удачное место
Начало 5-го эпизода. Авторы, развейте его, и всё будет. Почти всё.
3. Самое неудачное место. Почему?
Полная несвязность текста. Трудность к восприятию. Непонятное вплетение в историю личной жизни Круглова старшего. И так далее, и так далее, и так далее…
4. Что хочется исправить и почему?
Всё!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава.
Как понять эту главу?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе.
Их нет.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
История создания заранее готовит читателя к «сырой» главе. Так и есть.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Не надо сочинять в разное время одну и ту же главу. Если писать — разом; чтобы потом никому не приходилось «соединять несоединимое и совмещать несовместимое».
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Давайте закончим текущее.
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)


Проверено.Редактор-арбитр Александр Ковко


Ксения Мартынова #1731 Кружок журналистики «Бронзовый век»; Школа 183, Москва18:31 28.01.2014 | № 70349
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава сложна для восприятия. Приходится перечитывать, а так шикарна, интриги, философия…. вот чего не хватало.
2. Самое удачное место
Таинственный и мистический рассказ о странном пере.
3. Самое неудачное место. Почему?
Такого не было.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстраций. К этой главе прекрасно могли они получится.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же будет дальше? Каков смысл истории Круглова?
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, история вышла на «ура».
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Верните голубков — Даника и Маринку.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение КП 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Иннокентий Кресик, рук. #1536 Детский Медиа-Холдинг «Наше Всё»; Школа 17, Санкт-Петербург12:25 28.01.2014 | № 70292
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень взрослая глава.
Шибко понравилась.
3. Самое неудачное место. Почему?
Немного нудновато «шлифовал» Главред, но когда дошло до Толстовства-Достоевства стало понятно чего пишут милые авторы!!!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
я как «Игорь с нетерпением ждал продолжения». Жду.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Ксения Семушева #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск10:54 28.01.2014 | № 70255
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава интересная. Много интересных философских моментов.
2. Самое удачное место
Начало главы очень удачное. Конкретного хорошего места выделтьб не могу.
3. Самое неудачное место. Почему?
Мне не понравилась история Николая Николаевича.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Глава очень загруженная. Куча информации. Ее надо разбавить.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Чем закончится история НикНика?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации — осечка.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Очень интересная история.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Очень много «пустых», очевидных зеленых слов. Раздражают немного.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хочу историй про Марину и Даника.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Настя Назарова10:32 26.01.2014 | № 69957
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Нет. Больно нагромождённой показалась. Слишком много рассуждений.
2. Самое удачное место
Самое начало главы.
3. Самое неудачное место. Почему?
Разговор. Уж очень тяжёл для понимания.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Слишком много информации различной. Больше похожа эта глава на психологический тренинг.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же написал Круглов?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Считаю, что иллюстрации очень скучны, хотя текст сам такой. Я бы на месте иллюстраторов добавила чего-то «странного» в эту главу. Что бы читатель обращал внимание на них, отвлекался от данного теста.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась. История больше поразила, чем сама глава.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают. Даже помогают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Ритку.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва

Ирина Лепихова #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск9:05 24.01.2014 | № 69442
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Однозначно сказать сложно. Слишком уж философским получился рассказ Круглова-отца Круглову-сыну. Вроде бы, читать эту главу достаточно сложно, но есть моменты в рассуждениях старшего Круглова, которые заставляют действительно задумываться как и непосредственно над реформой азбуки ПетраI, так и над какими-то другими смыслами жизни.
2. Самое удачное место
Мне понравился эпизод в рассказе Круглова, в котором он вспоминает свое состояние и свои душевные переживания 20-летней давности после того, как его оставила любимая девушка.
3. Самое неудачное место. Почему?
Конкретного места назвать не могу. В целом, сложным языком вся глава написана. Даже Круглов старший говорит: «Не увлекаюсь ли я лекциями?»
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Слава богу, Леха благополучно явился домой. Стала понятна тайна зеленой тетради, связанная с таинственным пером. А главное, что юный Николай Круглов смог переосмыслить ценности и не совершить глупости 20 лет назад. Исправлять ничего не хочется.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же начал писать пером в зеленой тетрадке вместо прощальной записки Коля Круглов?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Пока иллюстраций нет.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
«История» такая же объемная, как и глава. Авторы потрудились отлично.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
К интеравтиву в этой главе отнеслась спокойно. Мне это не мешало при чтении.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Во-первых, хотелось бы узнать, чем закончится этот разговор отца с сыном. Во-вторых, чем там занимается Ритусик?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Продолжать чтение КП.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)

Андрей Погребняк #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск5:40 24.01.2014 | № 69390
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Явно не лучшая глава, но и не худшая.
2. Самое удачное место
Самое начало.
3. Самое неудачное место. Почему?
Объяснения НикНика — они какие-то слишком заумные.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило действия.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что там всё-таки происходит?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
А тут были иллюстрации?
7. Ознакомились ли вы с »Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, ознакомился, хорошая история.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зелёных слов предостаточно, читать они не мешают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Ритку. Давно ее не было.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для »кораблика»?
Самое интересное — возможность дополнять проект.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)

Денис Семенов #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск13:10 23.01.2014 | № 69185
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава не очень, трудно читается
2. Самое удачное место
Разговор мамы Звонаря с Кругловым
3. Самое неудачное место. Почему?
История НикНика
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило каких то «промежутков между предложениями»
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Чем закончится история НикНика
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Не хорошо, их мало, они не яркие
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, очень информативно
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Нет не мешают
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Марину
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
КП 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)

Мария Высотенко #1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград12:16 22.01.2014 | № 68887
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Фух, наконец-таки дочитала. Если честно, поражает ее масштабность, ее информативность, но чтение не вызывает, увы, удовольствия.
2. Самое удачное место
Начало разговора. Эта неловкость между, казалось бы, такими близкими людьми.
Конец главы тоже неплох. Эта преданность делу и истинная любовь истории… Вот он настоящий пытливый ум. Редко сейчас встречаются такие увлеченные люди.
3. Самое неудачное место. Почему?
Сам разговор. Как же он перегружен. Тяжел и сложен для восприятия. Также мне не понравилась форма изложения.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Разговор. Вместо предполагаемой трогательной беседы между поколениями, я будто прочла репортаж с какой-то научной конференции.
Я бы добавила в него больше человечность. А еще бы сделала Круглов более доверчивым, как-никак с сыном общается, а сам ничего рассказывать не хочет, будто от врага секреты скрывает.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Зачем Медиуму зеленая тетрадь?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Почему их нет? Они бы на все 100 улучшили понимание текста.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Как гласит история создания, это еще не вся глава, она не доработана. У меня шок, куда еще дорабатывать? По-моему, и так достаточно фактического материала.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают. Удобно. Ничего исправлять не хочется.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Историю Александры Александровны. Ох, не просто так она здесь появилась.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
В самом проекте меня радует то, что любой ребенок может попробовать себя в роли молодого журналиста, понять, нравится ли ему это, а мастера дают бесплатные консультации онлайн, по оттачиванию мастерства. Это ли не счастье?
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)

Виктория Чернакова #1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград18:28 19.01.2014 | № 68111
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень тяжёлая для восприятия глава. Пришлось несколько раз её перечитать, чтобы вникнуть в смысл некоторых эпизодов. Но в целом, она мне понравилась. Круглов открылся для меня с новой стороны.
2. Самое удачное место
Разговор Игоря с Кругловым. Понравились рассуждения Круглова о сумасшествии, очень интересно написано. Присутствуют философские размышления, в каком-то роде.
3. Самое неудачное место. Почему?
Нет.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Глава слишком перегружена информацией, больше похожа на статью по психологии. Лично мне читать было интересно, ибо я такое люблю. Размышления людей об поступках, анализ их собственной жизни. Меня это завораживает, но 
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Вопросов вагон и маленькая тележка. Хочется каждому эпизоду «перемыть косточки». Но задам, пожалуй, самый волнующий: что написал Круглов?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации, признаюсь, не впечатлили вообще. Ни о чём. Хотя, к такой главе трудно подобрать нужные иллюстрации. Но в принципе, можно было постараться и придумать что-нибудь невероятное.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»? Может, вы сами готовы что-то написать в истории (как читатель, критик) — тогда сделайте это через примечания в главе
Да, ознакомилась. Вот такой должна быть история! Очень интересная. Не история, а прямо отдельная глава для повести.

8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Даника и Марину, соскучилась по этой парочке.
9. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Ваши советы организаторам проекта? Может, у вас есть идея для «кораблика»? Предлагайте прямо тут (или через примечание к главе, если идея разработана до состояния задачи).
Чтение КП.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин

Валерия Чебитько #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск16:14 19.01.2014 | № 68072
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Если честно, то по сравнению с предыдущими главами, эта как-то не очень. читается трудно, и действий мало. Хотя очень порадовало, что может и немножко, но всё же приоткрылась завеса тайны с этим странным письмом, и чем дальше я читаю, тем больше понимаю, что много чего не знала о НикНике.
2. Самое удачное место
Понравилось начало главы, разговор мамы Звоноря с Кругловым, в отличии от всей главы, язык написания этого фрагмента понятный и доступный. Ну и хорошо показаны отношения брата с сестрой. Последние главы переполнены мистикой и загадками, и если честно, скучаешь по каким-то обыденным, бытовым ситуациям.
3. Самое неудачное место. Почему?
Думаю, история НикНика. Она написана сложным языком, поэтому тяжело воспринемается. Я бы её чем-нибудь разбавила, какими-нибудь повседневными, не замудрёнными фразами.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Текст перегружен информацией и, на мой взгляд, совершенно лишними деталями. Его нужно сделать простым и понятным, добавить ярких, красочных иллюстраций, и тогда он превратится в конфетку.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Вопросов по этой главе очень и очень много.
Чем же всё-таки закончится история НикНика?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Честно? НЕ очень. Во-первых мало, а во-вторых они совсем не яркие, и возможно в этом ещё один минус главы. когда открываешь новую главу и видишь красивые красочные, а самое главное качественные рисунки, это сразу привлекает внимание и призывает к чтению главы.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»? Может, вы сами готовы что-то написать в истории (как читатель, критик) — тогда сделайте это через примечания в главе
Да, люблю читать истории создания, особенно такие информативные. Всегда интересно, как шла работа над главой, с какими трудностями столкнулись авторы во время работы.
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Опять же повторюсь, не хватает бытовых ситуаций. Хочется почитать про ребят из «Полундры» и, конечно, про любимых Марину и Даника. Я очень по ним соскучилась, почему про них совершенно забыли? Мне кажется нужно развивать эту линию, на мой взгляд, она одна из самых интересных в повести.
9. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Ваши советы организаторам проекта? Может, у вас есть идея для «кораблика»? Предлагайте прямо тут (или через примечание к главе, если идея разработана до состояния задачи).
Чтение КП и подготовка к игре МБИ. Мы сейчас так загружены, что время от времени может и всплывают идею, но тут же улетучиваются. Всё-таки сложно совмещать учёбу и конкурс, нужно успевать везде и всюду, а для этого нужны силы.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)

Александра Яшанина #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново23:47 16.01.2014 | № 67209
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава просто великолепная. Впечатлила интригой и глубокими рассуждениями.
2. Самое удачное место
Во-первых, рассказ о странном пере. Необычный и мистический.
Во-вторых, когда НикНикыч объяснял Игорю свое состояние после того, как исчезла его девушка… «Однажды вечером я понял: жить больше незачем», — сама по себе великолепная строка. Я знаю, этот фрагмент не нравится гораздо большему количеству читателей. Но мне… Наверное, мне он просто близок. Рассуждения о безумии и суициде очень глубоки. Тот, кто был однажды в таком состоянии, поймет. Главное, что у этого эпизода жизнеутверждающий конец, как бы извиняющийся перед теми, кому он показался слишком мрачным.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не думаю, что такое было.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Очень, очень не хватает иллюстраций. Какую замечательную можно было бы сотворить к эпизоду с пером, к эпизоду «На грани»… Может, мне и сотворить, раз так понравилось?)
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Каково будет продолжение истории Круглова?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Оценивать нечего — их просто нет.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
История на пять с плюсом. Что еще можно прибавить кроме моего безмерно счастливого лица при виде текста, спрятанного за надписью «История создания главы»?
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Как переплетутся линии Круглова и его тетради и Александры и Статуи.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 37)
 
Может, мне и сотворить, раз так понравилось?) — Ну так что же мешает? Давай!
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин
 Комментариев 4 
•   
Мастер (Оргкомитет)4:21 17.01.2014 | № 67239
 
 0 
 
 0 
Re: Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
Ждать цикл «На грани?»
•   •   
Александра Яшанина #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново11:18 17.01.2014 | № 67268
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
Буду очень стараться. Никогда не пробовалась как иллюстратор, но, надеюсь, получится.
•   •   •   
Анна Шеронова, рук. #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново12:00 17.01.2014 | № 67274
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Re: Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
Сашенька, может попросить наших иллюстраторов?
•   •   •   •   
Александра Яшанина #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново20:16 17.01.2014 | № 67480
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Re: Re: Читательская анкета. Глава 37. Ночной разговор
Или так, Анна Викторовна. Но главу без иллюстраций оставлять нельзя, это точно!)

Страница 1 из 6 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая | Последняя

Всего комментариев 148

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета