Судьба уже давно отпустила императора в историю, он упрямо идет вперед, полы его камзола развеваются на ветру…
История создания этой главы и пожелание к доработчикам
…
Все началось с того, что Бережкарик (Татьяна Вяльцева, #1560, Москва) написала в скайпе: «Кто знает: „Ведомости” с одной стороны печатались или с двух?» Никто из нас раньше над этим не задумывался. Я все надеялась «свалить» историческую подоплеку на участников проекта, но в итоге пришлось разбираться самой. Сначала я узнала реальный размер петровских «Ведомостей», и чтобы наглядно все представить, сделала в ворде псевдомакет, распечатала и ахнула. Это же не газета, а газетулечка! Тоненькая брошюрка в одну восьмую долю листа (11 х 16 см, размер полосы набора составлял 5 х 7,5 кв.). Можете посмотреть: вот размер полосы; а вот макет. Если распечатать, вырезать и склеить ваше впечатление усилится. Не знаю, как вы, но лично я в первый раз увидела, что эти «Ведомости» из себя представляют.
Мне надо было доказать, что газетка, которую притащил Леха из кафе, напечатана ручным способом, на прессе (а не на принтере, не на ксероксе). А потом «скучные» технические (полиграфические) детали облечь в художественную форму (в принципе, этим и занимаются писатели всех времен и народов переводят обыденность на художественный язык). Дальше больше: добиться, чтобы читатель понял, о чем речь, вник в проблему. Для этого тезисы Круглова проиллюстрированы «визуальными аргументами». Образ профессора родился у меня давно-давно, еще до повести, равно как и образ «книжной зимы». Можно сказать, это сгусток моих педагогических фантазий.
Беспокойство мое связано с тем, что эта глава без эффектов и трудная. Станут ли ее читать? Одно дело приключения, другое вникать в «кракозяблики». Прошу заинтересованных читателей дать поправки к неясным местам. Или хотя бы указать на них. Призрак старого профессора мой личный давний «архетип». Он преследует меня с самого начала повести. Не знаю, получился он или нет, но я его «прямо вижу».
Отдельно хочу сказать про «Гдрство, гдръ» мне кажется, такой прием обогатил бы наш язык. Есть множество слов, нуждающихся в сокращении (мероприятие = мрпр, учреждение = учржд). Но природа не терпит пустоты. Титло заменилось дефисом.
P.S. Очень хочется написать нескучную главу про историю создания Петровской азбуки, ведь среди наших читателей не все ее знают. Есть мысль сделать ее от имени Ритули. Если кто-то может взять на себя труд составить хорошую, ясную хронологию жизни Петра и его реформ присылайте. Еще нужны всякие интересные факты про шрифтовую реформу 1710. И портрет Куленбаха, если кто найдет.
Продолжение этой истории создания читайте в Главе 27 «Газета-близнец».
Шесть шагов за два прыжка и Круглов очутился на пороге чуть ли не раньше посланцев, которые с воплями и лаем вываливались из недр заведения. — Лешка, ну что там? Как ты? Почему так долго? С тобой все в порядке? Николай Николаевич тормошил и ощупывал племянника со всех сторон. — Дядь Коль, да нормуль все, отдышался Леха. Глаза его светились так, будто всю жизнь только и делал, что ходил в странные спецкафе на странные спецзадания. Там такое было! — Что? Говори же, говори скорее! — Сначала Чарли украли, железный чурбан его спрятал. Прикиньте, там книжки печатают! Здоровяк в фартуке вот эту распечатку сказал отнести ихнему главному, но я не успел, и в руки Круглова перешли скрученные в трубочку листки. <…>
— Ты что! вдруг застыл Круглов. Боже мой, откуда ты это взял, Леша? Разве можно так обращаться с документами? он аккуратно принял «распечатку», с волнением оглядывая ее. — Мне дали, я и понес. Эти крякозяблики меня читать заставляли, будто я профессор. И еще воспитывали, мол, статьи дурацкие пишу. Дядь Коля, наша «Полундра» по сравнению с их бурдой это вообще шедевр века!
Фразы беспорядочно сыпались из Лехи на оторопевшего от обилия информации НикНика. Он хотел было спросить племянника о чем-то, но, не вписавшись в ритм повествования, так и замер с посылкой в руках. При дневном свете она казалась бурой и невзрачной, и Леха даже подумал, что зря он ее принял за настоящую газету. Оставив попытки совладать с речью, спецкор перешел к вещественным доказательствам.
— Хорошо хоть Чарли вернули. Про глаз какой-то орали… Значит, эти бумажки я не успел им отдать, еще раз отчитался он и похлопал себя по карману. А вот такое видели? на раскрытой ладони мальчика вырос некрупный камешек голубовато-бирюзового цвета. — Это тоже оттуда? Ты с кем-то встречался? Главный Редактор, еще не пришедший в себя от первой порции вещдоков, никак не мог сфокусироваться на второй. — Дядь Коль, ну откуда же еще? Говорю же с печатниками встречался. А вначале с мужиком в латах. Еще там кино на стенке показывали. Я им «Ведомости», а они мне кино…
«Ведомости»… Знакомое слово, спрятанное внутри этих листов цвета бурой муки, вывело Круглова из оцепенения. Он аккуратно раскатал брошюрку, почти не сомневаясь в том, что сейчас увидит.
Главред мог, как музыкант-виртуоз, с закрытыми глазами сыграть по памяти симфонию этих страниц. Пять частей, пять голосов, пять створок первой полосы. Тряхни НикНика посреди ночи, он не просыпаясь выдаст: литье пушек идет полным ходом, в штурманской школе науку приемлют больше трехсот человек, родилось за месяц 386 младенцев, из града Шемахи идет сухим путем слон, а на реке Соку нашли много нефти. Вот что читал, да так и не прочел наш Звонарев!
Буквы, засечки, шершавое волокно бумаги, рельефный шрифт, оставляющий на оттиске мелкие бугорки и впадины, неровный край листа эта до боли знакомая материальность формы кольнула Круглова прямо в сердце. Тут же одинокой зарницей вспыхнула мысль, что это известие он ожидал последние 20 лет. Все это время (видимо, это были годы временного перемирия) он знал, что рано или поздно будет стоять на примерно такой же тихой улице с коваными фонарями у входа в свое прошлое и держать в руках эту бумагу. И вот этот день настал, и теперь ему предстоит пережить исполнение своих ожиданий. Круглов не в состоянии был оторвать взгляд от этих страниц и даже не понимал, страшат они его или, наоборот, манят. Он оттягивал момент знакомства с Лехиной посланкой. Вдруг ему пришло в голову, что все это сон наяву, ведь бывает так: человек постоянно думает одну и ту же мысль, засыпает с ней и просыпается, и уже доходит до такого состояния, что она ему не мешает, просто шумит, как дождь за окном, а потом что-то происходит, и мысль материализуется, но не по-настоящему, а ему просто кажется, что это так. Круглов опустил глаза на первую страницу.
Все было на месте. И знаменитая запятая после заголовка. И большое, больше чем требуется, расстояние от слов до знаков препинания. И еле заметная глазу, нарушенная горизонталь строки. И разные по толщине буквы, которым то мало, то много места на полосе. Точки-запятые словно отмагнитились от текста и сдвинулись в сторону, что придавало странице трогательно-аляповатый вид.
В современной типографике, живущей по строгим редакторским канонам, пробел почитается за знак препинания. Верстальщик обязан залатать дыры в строке набора. А тут повсюду обнаруживались зазоры между словами. Разные по длине, они свидетельствовали о ручном способе печати с резных литер. На месте букв, а особенно точек, просматривались характерные ямки-углубления, вроде тех, которые бывают на листках, снятых с каретки печатной машинки. Тем удивительнее все это выглядело сейчас.
Такие же страницы сходили с печатного стана в те времена, когда Гуттенберг еще не был вытеснен офсетом. Все равно как держать в руке теплую свечу, зажженную в позапозапрошлом веке, и чувствовать, что горячий воск обжигает твои пальцы.
Круглов уловил еще одну мысль-птицу. Она была связана с тем же сном наяву. Несомненно, события этого необычного дня очень подходят к этой странной, перекошенной, как игрушечный макет, улице. И мостовая, и фонари, и три дома словно повязаны друг с другом каким-то секретным обещанием, и одновременно имеют прямое отношение к этим листкам.
Знаменитая запятая после заголовка
Еле заметная глазу, нарушенная горизонталь строки
Большое, больше чем требуется, расстояние от слов до знаков препинания
Повсюду обнаруживались зазоры между словами. Разные по длине, они свидетельствовали о ручном способе печати с резных литер
[4]
От лестницы, прямо навстречу Коле, ковылял старенький профессор, который вел у них в институте спецкурс с каким-то забубенным названием типа исторического транскрибирования.
Лихо отмотав лет двадцать назад, память вынесла нашего героя в читалку Ленинской библиотеки, где точно такая книжка-малышка «в осьмушку печатного листа» и с жирной запятой после заголовка лежала перед студентом Колей Кругловым, прибывшим в столицу нашей Родины город Москву «писать курсовик».
Единственное отличие та подшивка состояла из однородных листов и была с явными следами времени на серовато-песочных страницах, а эта новенькая, хрустящая, с фактурными, словно выбитыми, буковками, «кусающими» бумагу, выглядела так, будто ее только что вынули из-под пресса. Она пахла типографией и пачкалась.
Не знаем, как сейчас, но когда-то вход под величественные своды знаменитого книгохранилища был открыт не каждому. Первое препятствие, с которым столкнулся молодой историк, помешанный на Петровской эпохе, выросло незамедлительно. Пожилой вахтер в форменной фуражке вскочил и, словно регулировщик на перекрестке, показал ему жестом на бюро пропусков. А там: извините, ничем не можем вам помочь. Студент? Студентов не пускаем. Почему? Потому что без высшего образования. Почему не положено? Молодой человек, это же главная библиотека страны! Исключения? Бывают, но не в вашем случае. Всего доброго, юноша. Ждем вас через четыре с половиной года.
Тут Круглов, с его, в общем-то, безобидным темпераментом, впервые проявил несвойственную ему настойчивость и не ушел. «Студентик. Хочешь получить временный читательский билет? посочувствовала ему тетя из окошка, неси справку». «Какую?» «О том, что нужных тебе материалов нет ни в одной другой библиотеке». «А где же можно получить такую справку, что интересующей тебя книги нет ни в одной библиотеке?» Тетя пожала плечами.
Как только сероватые, подернутые временем листы легли на стол, первое, что он сделал, устроился поудобнее … Но где-то что-то перещелкнуло. Глухие голоса с этих страниц заговорили о чем-то совсем другом…
Судьба уже давно отпустила Петра в историю, он упрямо идет по ней вперед, полы его камзола развеваются на ветру
И здесь произошло настоящее чудо. От лестницы, прямо навстречу Коле, ковылял старенький профессор, который вел у них в институте спецкурс с каким-то забубенным названием типа исторического транскрибирования. Представьте, по стечению обстоятельств в это самое время он работал в Ленинке над очередной научной статьей. При виде Коли профессор несказанно удивился: «Что вы тут делаете, юноша?» «Собираю материалы для курсовика». «А тема какая?» «Реформа русского алфавита».
— Да зачем тебе в Ленинку, студент? То, что тебе нужно, есть в любом учебнике по истории! протирая пальцами огромные очки с увеличительными стеклами, зазаикался его коллега по судьбе, с утра маринующийся в предбаннике легендарной библиотеки. Коля повернулся к профессору и с отчаянием в голосе, запинаясь и краснея, изложил как на духу свое горе. Все, чего он хотел, это увидеть собственными глазами два выпуска самый первый экземпляр «Ведомостей» в старом, дореформенном исполнении, и другой, первый, экземпляр, уже в новом, послереформенном облике. И не копии оригиналы. Почему? Потому что значение имеет все: «ощупь» бумаги, размер листа, размах разворота, способ печати, убористость букв, выпуклости и впадины, оставшиеся после падения пресса, все, что может приблизить его к картинке «Петровы печатники стоят над своим творением».
Как ни странно, профессор не рассмеялся, не покачал головой, и чудаком его не назвал, а, напротив, одобрил услышанное. «Знаете, Николай, пробуйте. Неизвестное об известном. А вдруг…» И, опершись о трость, добавил специально для Маргинала в очках: «Некоторые „знатоки” утверждают, что совершенно все равно, из какого материала сделан инструмент; его звучание, как они полагают, определяется идейным содержанием музыкального произведения. Так вот. Это самая нелепая ошибка, самая нелепая из возможных».
Эта невольная (а может, и вольная) поддержка, особенно «А вдруг…», которое профессор обронил про его изыскания, так воодушевили Колю; за плечами как будто расправились крылья, и, несмотря на жуткий мороз, остаток дня и весь вечер молодой Круглов, нарезая круги и подпрыгивая, чтобы окончательно не превратиться в сосульку, взахлеб рассказывал о своих раскопках, а профессор слушал его и, разметая тростью снежную пыль, все повторял: «Ничего нельзя брать на веру. История, если и учит, то только одному правильно ошибаться».
По совету профессора он смотался в Ушинку, где ему выдали бумажку о том, что интересующая его книга в означенных фондах не числится. Вахтер, удостоверившись, что оригинал в виде живого Коли совпадает с его копией на временном пропуске, отправил свой перст в сторону главной лестницы. Так наш герой был допущен в святая святых.
Невозможно описать, с каким трепетом он поднимался по этой лестнице, где до него ходили люди, о которых он привык думать как о легендах.
В столицу Коля приехал всего на месяц. Была холодная-холодная зима, такая холодная, что передвигался он по улицам исключительно бегом, дабы окончательно не промерзнуть. Кроме того, из-за безденежья приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы поддержать себя в плане пропитания. Каждый день был на счету. С трепетом протянув заполненный формуляр в окно выдачи книг и смутившись от безупречного взгляда библиотекарши в фиолетовых нарукавниках, он не сразу услышал обращенные к нему слова: «Заказ из дальнего хранилища, ждите до вторника». А сегодня какой день? Сегодня четверг. Вот что значит «не везет».
История, если и учит, то только одному правильно ошибаться
Как только сероватые, подернутые временем листы легли на стол, первое, что он сделал, устроился поудобнее … Но где-то что-то перещелкнуло. Глухие голоса с этих страниц заговорили о чем-то совсем другом…
Зато в читальном зале оказалось много шкафов со словарями на полках. Вы, конечно же, знаете, какое это наслаждение бескорыстно читать словари: какие глубины смысла, ассоциативные цепочки, прообразы и внезапные идеи рождаются при скольжении по столбцам и строчкам. Словарные статьи чаще маломерки, и одна тут же отсылает к другой, а другая к следующей, и ты бредешь по этому лабиринту, не зная, куда выйдешь и где остановишься, что где нарастет. А исхоженные по разным направлениям книги, с карандашными пометками на полях, с загнутыми ушками страниц, выносят тебя все к новым и новым слоям, судьбам, понятиям.
Тишина, какая бывает только в высоких залах, чуть сонный запах книгохранилища, низкий глубокий свет все это осталось в активе его памяти. Молчаливый рай книг имел для него, почти мальчишки, поистине магическую притягательную силу. Он был зачарован, он наслаждался.
Как только сероватые, подернутые временем листы легли на стол, первое, что он сделал, устроился поудобнее, открыл свою зеленую тетрадку и приготовился огласить вопросы, которые перешли к нему от его институтских учителей. Но где-то что-то перещелкнуло. Глухие голоса с этих страниц заговорили о чем-то совсем другом…
Хороший мастер по звуку флейты может угадать, из чего она сделана
Месяц пролетел быстро, и каждый день Коля сдавал в окошко свежезаполненные формуляры. Чтобы разгадать очередной ребус, ему требовалось получить на руки новый фрагмент, а тот выводил его на следующий, и конца-края этому плутанию, казалось, не было. Старый профессор, чем-то неуловимым смахивающий на соборного органиста, принимал живое участие в его работе. Но не так заурядно, как некоторые учителя частенько участвуют в работе своих учеников. Он ни на что не наталкивал, ни к чему не подводил, просто искренне интересовался тем, чем занимается Коля. И слушал. Иногда они начинали пререкаться, и профессор сердито стучал тростью и отсчитывал вслух такты, что увеличивало его сходство с музыкантом. Когда Коля придумал этот образ (старого органиста), то ради игры начал ловить музыкальные «отпечатки» в манерах, в одежде, в речи профессора. Например, тот прочил ему карьеру ученого, а Круглов скромно откликался: «Вы же меня совсем не знаете», и в ответ раздавалось: «Хороший мастер по звуку флейты может угадать, из чего она сделана».
В истории он разбирался великолепно, но, подобно тому, как талант неизвестного музыканта могут оценить всего несколько человек, приходящих слушать его игру, так педагогический дар этого с виду невзрачного человека, в глазах которого прыгали веселые чертики, был, по стечению обстоятельств, посвящен в ту холодную зиму только Круглову. На вопросы, которые ему задавал Коля, отвечал профессор по-хитрому. Брал в руки документ, частенько вовсе не тот, про который шла речь, и замолкал, делая вид, что удалился в свои мысли. Потом как бы мимоходом забывал закрыть книжку и оставлял ее перед Кругловым. Словно намекая: источник эта такая же личность, как и ты. Ты умеешь разговаривать он тоже. Просто ты издаешь звуки, а он без громкого голоса. Интересно, что через какое-то время они стали разговаривать о книгах как о живых собеседниках. «Источник согласен, источник обиделся. Источник лжет, тихо смеется…»
Он понял, что сильно отошел в сторону от первоначальных задумок благодаря тому, что научился у своего зимнего учителя задаванию вопросов
Бывало, профессор на целый день откладывал свою статью, подсаживался к Коле, и очередная порция подшивок разыгрывалась в четыре руки. Вроде бы как Коля работает, а профессор ему ассистирует. Если опять прибегнуть к музыкальным фигурам, то получалось, что Коля исполнял партию первой скрипки, а профессор второй, изредка переходя на альт. У него Круглов, кстати, научился интересному способу возражать. Если профессор с чем-то был не согласен, он не противоречил, а «осведомлялся». Его вопросы не походили на те, которые обычно задают учителя в школе (когда сам вопрос уже является половиной ответа). Профессор обращал Колю к истокам его собственной, Колиной, мысли. Он стучал себя по лбу (мол, ищи ответ в себе самом). Проверь свою версию на зубок, на бросок, на стычку с другими. Переверни, перекрась, охлади. Ничего нельзя брать на веру. Бородатая школьная формула «Знающий спрашивает незнающего» отдыхала за невостребованностью. И это тоже было маленьким чудом.
Спустя много лет Николай Николаевич оценит такт и терпение этого тихого человека, следы которого давно затерялись в его жизни. Задним числом он понял и то, что сильно отошел в сторону от своих первоначальных задумок во многом благодаря тому, что научился у своего зимнего учителя задаванию вопросов.
В таком возрасте увлечение становится не частью жизни, а самой жизнью. Так случилось и с Кругловым. Как известно, он занимался Петровской эпохой, в частности, реформой алфавита, проведенной 38-летним монархом в 1710 году. Гениальная идея, гениальный результат. Коля оказался прав: достаточно положить рядышком два экземпляра тех же «Ведомостей», один в старом начертании, а второй в новом и все говорило за себя. Рационально, мощно, зримо.
За одну только замену «цифирных букв» на арабские значки Петру Алексеевичу уже можно ставить памятник. А за то, что с момента принятия новой азбуки отечественное книгопечатание лихо понеслось в тройке с бубенцами по широкой дороге народного просвещения монолитную колонну на площади Истории.
И вздрагивающие тени фонарей скользили по каменным плиткам мостовой. Ненастный день потух, а «настный» вечер, наоборот, загорался
Шесть шагов за два прыжка и Круглов очутился на пороге чуть ли не раньше посланцев, которые с воплями и лаем вываливались из недр заведения. и в руки Круглова перешли скрученные в трубочку листки
Молодой Круглов искренне восхищался Петром и его блестящей реформой. Поражала Колю и та беззаветная самоотдача, с которой монарх относился ко всему, за что брался. Знал, из чего построен дом, разбирался в компасах, мог засадить в пушку снаряд, умел копать, строгать, устроился подмастерьем, чтобы изучать тонкости корабельного дела.
Мы никогда не узнаем, как все было на самом деле. Судьба уже давно отпустила Петра в историю, он упрямо идет по ней вперед, полы его камзола развеваются на ветру. Точно известно одно: эскизы новой азбуки были готовы в январе 1707 года, словолитцы Печатного двора расписались за этот заказ 18 мая того же года, после чего Петр провел пару показательных корректур и подписал эталонную азбуку, а заодно преподнес современникам и потомкам урок правки. История эта стала знаменитой.
Так закрепостил или раскрепостил монарх наборный шрифт? Вот отсюда и берет начало юношеская гипотеза нашего героя, а тема реформы иссякает, и на сцену выходит человек, «которого не учел Петр» (о нем и хотел Главный Редактор сказать Лехе перед его высадкой в кафе, но тот нетерпеливо прервал дядю коронной фразой «Лекции потом», а зря).
— Алле. Тук-тук. Дядя Коля. Вы где? прорезался рядом звонкий голос. Когда кто-то «засыпает», зависает в полете мыслей, говорят «Алле», но Леха еще постучал по плечу дяди, потому что его задумчивость была очень глубокой. — Леша. Знаешь что, а пошли скорее, Николай Николаевич приобнял племянника за плечи и повел прочь от кафе. Чарли в отличие от Лехи пребывал в таком необычном состоянии, что даже не повел носом, когда под арку дома-императора поднырнул гибкий силуэт. Вдогонку нашей троице летел осенний ветер, и вздрагивающие тени фонарей скользили по каменным плиткам мостовой… Ненастный день потух, а «настный» вечер, наоборот, загорался.
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да. Особенно классно получились воспоминания о студенчестве и о профессоре.
2. Самое удачное место
» — Да зачем тебе в Ленинку, студент? То, что тебе нужно, есть в любом учебнике по истории! — протирая пальцами огромные очки с увеличительными стеклами, зазаикался его коллега по судьбе, с утра маринующийся в предбаннике легендарной библиотеки».
3. Самое неудачное место. Почему?
«Глаза его светились так, будто всю жизнь только и делал, что ходил в странные спецкафе на странные спецзадания». Если бы Лёша «всю жизнь только и делал, что ходил в странные спецкафе на странные спецзадания», ему было бы скучно, и он воспринимал бы это как нечто обыденное.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватило суровой студенческой жизни Главного Редактора.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
В чём заключается гипотеза Круглова?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Хотелось бы сопоставить главного героя-студента и главного героя в данный момент.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Содержательно. Автор ответственно отнёсся к созданию главы, проверил детали, на первый взгляд, не значительные.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Убрала бы афоризмы. Вот читатель листает главу, а автор тыкает его носом: «Смотри, малец, тут, мол, в этом сереньком квадратике, мысль умная».
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про человека, «которого не учёл Пётр Первый».
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Мне интересно, что будет дальше.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Татьяна Самсонова#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Я бы поставила 4 из 5, потому что есть ненужная информация.
2. Самое удачное место
» Лешка, ну что там? Как ты? Почему так долго? С тобой все в порядке? — Николай Николаевич тормошил и ощупывал племянника со всех сторон». Это так здорово, когда так беспокоятся о близких. Сразу видно, что НикНикыч не из тех людей, которые живут ради выгоды.
3. Самое неудачное место. Почему?
Первый абзац третьего эпизода получился слишком скучным. Он перегружен ненужной информацией.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Я считаю, что информацию можно было немного сжать.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Чем же всё закончится???
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Хотелось бы побольше иллюстраций, но те что есть мне очень даже понравились.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Очень насыщенная «История создания главы». Мне очень нравится читать эти истории, так как можно получше узнать о работе авторов.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Интерактив мне не мешает, даже наоборот, помогает лучше понять происходящее.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Надеюсь, что в других главах мы вновь увидим работу редакции.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Мне нравится реакция Главного Редактора и мне хочется узнать дальнейшие события.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Александр Пикалев#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась, потому что затронули студенческие годы Круглова, а точнее маленький промежуток.
2. Самое удачное место
Прекрасный финал с Лешей. По моему, очень атмосферно получилось.
3. Самое неудачное место. Почему?
Неудачных нет. Просто много пишется о работе над курсовиком. Плюс или минус, не знаю пока что.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватило абзаца о студенческих годах Коли, о его проказах. Это кстати можно сделать в качестве кораблика (о студенческих годах Коли Круглова), можно даже целую главу написать.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему такая связь у Круглова с реформой Петра 1?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Мне понравились именно иллюстрации. А вот слова, предложения… отвлекали
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, познакомился. Мне бы хотелось прочитать о том, почему тот или иной автор берется за главу. Сложно ли ему/ей соблюдать стиль, который был задан в предыдущих главах?
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Афоризмов было мало, поэтому мне вдвойне было интересно найти их.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про жизнь Лешки. Если нет такой главы, то можно придумать кораблик-задание.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Вчитываться в текст!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, очень. Написано очень аккуратно, красиво, а главное, интересно. Читается легко и быстро.
2. Самое удачное место
Тишина, какая бывает только в высоких залах, чуть сонный запах книгохранилища, низкий глубокий свет — все это осталось в активе его памяти. Молчаливый рай книг имел для него, почти мальчишки, поистине магическую притягательную силу. Он был зачарован, он наслаждался.
Как только сероватые, подернутые временем листы легли на стол, первое, что он сделал, — устроился поудобнее, открыл свою зеленую тетрадку и приготовился огласить вопросы, которые перешли к нему от его институтских учителей. Но где-то что-то перещелкнуло. Глухие голоса с этих страниц заговорили о чем-то совсем другом…
3. Самое неудачное место. Почему?
Таких нет. Писалась глава, видимо, очень старательно и кропотливо.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Ничего не хочется исправлять. Эта пока самая удачная глава из всех.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что интересного нашел НикНикыч в «Ведомостях»?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Хорошие иллюстрации, хорошим плюсом также стало наличие печатной версии газеты.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, историю создания оцениваю на отлично, потому что она оказалась действительно интересной и дополнила саму главу историческими фактами.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Нет, абсолютно не мешают, дополняют и разъясняют неясности.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про молодого Круглова.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Работа не одного человека, а даже нескольких команд, в числе которых есть нескучные и креативные люди.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Мне не просто понравилась эта глава, я без ума от нее! Впервые я чувствую такое наслаждение чтением, при чем всего от одной главы! Замечательная идея- вспомнить НикНикыча «маленьким мальчиком» — студентом Колей.
2. Самое удачное место
Сама глава- одно большое удачное место. Прочитав второй раз, уже внимательней, я нашла много интересных фразочек:
«Вы, конечно же, знаете, какое это наслаждение — бескорыстно читать словари: какие глубины смысла, ассоциативные цепочки, прообразы и внезапные идеи рождаются при скольжении по столбцам и строчкам».
«Источник — эта такая же личность, как и ты. Ты умеешь разговаривать — он тоже. Просто ты издаешь звуки, а он без громкого голоса».
«Проверь свою версию на зубок, на бросок, на стычку с другими. Переверни, перекрась, охлади. Ничего нельзя брать на веру».
Эти цитаты заставляют думать, размышлять над ними.
3. Самое неудачное место. Почему?
Неудачные места в этой главе- их нет. Просто нет. Сюжет повествования очень увлекательный и интересный, поэтому их я не заметила.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Можно было бы добавить реакцию Леши на то, как НикНикыч как-бы «уплыл» в себя и свои мысли. Лично я, возможно, немного испугалась бы.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему эта глава называется именно «Ничего нельзя брать на веру»? Ведь есть куча других «имен» для нее. Почему именно так?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Конечно, иллюстрации понравились, но почему-то их было очень мало. Можно было бы добавить иллюстрацию с такой подписью:
— Алле. Тук-тук. Дядя Коля. Вы где? — прорезался рядом звонкий голос. Когда кто-то «засыпает», зависает в полете мыслей, говорят «Алле», но Леха еще постучал по плечу дяди, потому что его задумчивость была очень глубокой.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Конечно, ознакомилась. Стараюсь всегда перед прочтением самого содержания главы читать именно историю создания. В этот раз она получилась довольно большой и интересной. Возможно, именно история создания является «изюминкой» этой главы.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
В данной главе афоризмов и зеленых слов было довольно мало. По этой причине читать они никак не мешали. Наоборот, узнавая новые афоризмы мы уносим что-то ценное из каждой главы. Это помогает развивать наш мозг, память и мышление.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось-бы увидеть то, как НикНикыч с Лешей пойдут в школу, на очередное заседание Полундры. Возможно, Леха вспомнит советы Бегущей строки и будет применять их в написании своих статей и заметок.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Самое интересное- это, конечно же, само чтение Коллективной Повести.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Ksusha Puhova#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Не могу сказать однозначно. Глава, действительно, сложная. Очень много истории, и мало настоящего времени. Если честно, то глава больше не понравилась, чем понравилась.
2. Самое удачное место
Больше всего понравились первые два эпизода. Как Леша, рассказывал о своем приключении в кафе НикНикычу. Было довольно забавно, жалко, только, что нет иллюстраций к этим эпизодам.
3. Самое неудачное место. Почему?
Конкретно неудачных моментов нет. Есть только тяжелый текст для понимания, начиная с 3 и по последний эпизоды. Слишком много истории, ее не все любят.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Больше действий, больше диалогов! Мне кажется, что все такое пассивное, немного скучно. Нужно как-то увлечь читателя.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же это все-такие за странное кафе? Что сделал Петр I со шрифтом?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Как всегда, большое спасибо художникам за иллюстрации. Очень красиво, мне все понравились.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомился, считаю, даже, что она интереснее, чем сама глава. После ее прочтения, узнал новою информацию о «Ведомостях»
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
В этой главе, я их даже не заметил. Прочитал еще раз, и понял, что зеленых слов кот наплакал, ну а афоризмов как всегда, хватает.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хочется больше настоящего времени. Истории хватило на глав десять вперед. Больше «Полундры», пожалуйста.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Очень заинтересовала история создания повести. Хочется, чтобы во всех главах она была такая же интересная, как в этой!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
София Воронова#1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Определенно, да. Эта глава наполнена волшебством, характерной атмосферой. Она такая домашняя, теплая, по-настоящему уютная, что мне захотелось сделать себе чай с лимоном и вишнейю накрыться пледиком и продолжить чтение. Наверное, все дело в библиотеке. Она у меня сразу ассоциируется с теплом и домашним уютом. А ещё пылью.
2. Самое удачное место
Их тут больше, чем в прошлых главах. Поэтому, выделю несколько. Первая, разумеется, описания того, как проводили время НикНик и профессор. Строки так и пропитаны полным пониманием между ними и любовью к рукописям. Второе место, которое мне понравилось, это самые конец главы». Вдогонку нашей троице летел осенний ветер, и вздрагивающие тени фонарей скользили по каменным плиткам мостовой… Ненастный день потух, а «настный» вечер, наоборот, загорался». — вот просто очень красиво, волшебно. Идевльные конец для такой главы.
3. Самое неудачное место. Почему?
Я думаю, что «неудачных» мест в главе нет. Как бы я не искала, ну правда, «провальных» мест в главе нет. Есть только особая, обвалакивающая атмосфера, которая пробирает тебя от кончиков пальцев до головы.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Чего мне не хватило? Я думаю, что Леши и Чарли. Их слишком мало в этой главе, хотя они и присутствуют.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что случилось со старым профессором?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Интересные иллюстрации, создают атмосферу. Точнее не создают, а поддерживают. Но я, если честно, не так себе НикНика представляла.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, это история интересна. Не знала такого о «Ведомостях». Хотела бы почитать, как создавалась эта глава.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Афоризмы, конечно, добавляют некого шарма к этой главе. Тут они совершенно не мешали, не вызывали вопросов и дополняли текст, придавая ему живости.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы о Рите и Марине. Надеюсь, ребята скоро появятся.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
То, как пишется сама повесть, как над ней работабт ребята со всей страны. А ещё, детективная линия, конечно же.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Эта глава в целом воспоминания НикНикыча о своем прошлом, с углублением в историю, с музыкальными моментами, поэтому она мне не понравилось. Никаких серьезных действий… Читать про реформу алфавита оказалось интересно, не то, что я предполагала, а вот музыкальные термины в парочке абзацев и странный профессор не понимаю, к чему это.
2. Самое удачное место
Каким бы странным профессор ни был, его фразочки находка.
«Хороший мастер по звуку флейты может угадать, из чего она сделана».
3. Самое неудачное место. Почему?
Не понравилась, как я уже сказала, музыкальная пауза. Хоть и цитата интересная, но весь отрывок что-то очень далекое для меня, непонятное и запутанное.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В этой главе, посвященной жизни Круглова, хватило всего. Но если бы глава относилась к расследованиям теснее было бы замечательно.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
«Что же там, в школе?»
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации потрясающие! Смешать фотографии с рисунками идея на миллион!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Только что ознакомилась и очень удивилась! Или разочаровалась. Я, конечно, представляла, что «Ведомости» отличаются от нынешних газет размерами. Представляла из очень большими, но не тут-то было! Они оказались крохотными… Еще один граммчик знаний в моей голове:)
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают, в этой главе оказались полезными. А насчет устройства опций иначе никак!
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про школьников, я уже так соскучилась по ним! Еще про Чарлика, мне кажется, его все полюбили.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Лариса Боброва
Анастасия Гушло#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава интересная, но читалась сложнее. Не захватывала так как 8))
2. Самое удачное место
Самое удачное место — про то, как профессор разговаривал с Колей. Мне было очень интересно узнать о его странных манерах, но вполне действенных.
3. Самое неудачное место. Почему?
Неудачных мест не было. Просто не настолько сильно затягивало.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне всего хватило, хотя можно было добавить немного интриги, юмора. Но если посмотреть с другой стороны эта глава рассказывала о более серьезных вещах.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же это за кафе? И кафе ли? Какую тайну оно скрывает в себе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации интересные, мне очень понравились. Оригинальная идея сделать такие картинки.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про кафе, и если честно, я уже соскучилась по «Полундре»)) Что то давно не было новостей про нее и это грустно(
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Анна Архипова#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава мне показалась очень интересной. На время мне показалось, что я являюсь участницей этих событий. Запомнился современный язык Лешки.
2. Самое удачное место
Очень понравилось начало:
Шесть шагов за два прыжка — и Круглов очутился на пороге чуть ли не раньше посланцев, которые с воплями и лаем вываливались из недр заведения.
— Лешка, ну что там? Как ты? Почему так долго? С тобой все в порядке? — Николайло Николаевич тормошил и ощупывал племянника со всех сторон.
— Дядь Коль, да нормуль все, — отдышался Леха. Глаза его светились так, будто всю жизнь только и делал, что ходил в странные спецкафе на странные спецзадания. — Там такое было!
— Что? Говори же, говори скорее!
— Сначала Чарли украли, железный чурбан его спрятал. Прикиньте, там книжки печатают! Здоровяк в фартуке вот эту распечатку сказал отнести ихнему главному, но я не успел, — и в руки Круглова перешли скрученные в трубочку листки. — <…>
Запомнилась фраза: «… трогательно-аляповый вид»
3. Самое неудачное место. Почему?
Вообще в КП таких мест нет!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хватило всего. Особенно эмоций.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что это за некрупный камешек голубовато-бирюзового цвета?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации очень хорошо отображают суть главы.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Как будут развиваться события дальше? Что случиться с НикНиком?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение КП!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Полина Шовкун#1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, да и еще раз да. Пожалуй, сейчас эта глава является для меня самой любимой и интересной. Во время прочтения этой главы я будто очутилась там, «отмотав лет двадцать назад». Мне безумно понравилось читать воспоминания Николая Николаевича, повторюсь, создается такое впечатление, что я тоже пережила все эти моменты и лично встретилась с профессором.
2. Самое удачное место
Как я уже сказала, понравились воспоминания Николай Николаевича. Пожалуй, самое удачное место это встреча НикНикыча и старенького профессора в Ленинской библиотеке.
И фраза самого профессора «Некоторые „знатоки” утверждают, что совершенно все равно, из какого материала сделан инструмент; его звучание, как они полагают, определяется идейным содержанием музыкального произведения. Так вот. Это самая нелепая ошибка, самая нелепая из возможных».
3. Самое неудачное место. Почему?
Таковых не было.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Ничего. Глава получилась очень интересной и душевной. Хотя особых действий и событий, как в предыдущей главе, не было, эта получилась настолько же запоминающейся и незабываемой.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же будет дальше? Каковы дальнейшие действия Николая Николаевича?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации получились замечательными. Они прекрасно дополняли главу. После просмотра рисунков я ощутила некое тепло на душе, уют.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, там, как всегда, находится огромное количество информации.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Нет, не мешают. Не так часто пользуюсь «зелеными словами», но все же иногда они очень и очень помогают мне.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Сказать честно, что эта глава не произвела особого впечатления на меня. Глава написана достаточно хорошо, но мне не удалось уловить некоторые моменты.
2. Самое удачное место
Хороший мастер по звуку флейты может угадать, из чего она сделана
3. Самое неудачное место. Почему?
Места, которые не понравились не были удачные, но написаны они отлично. Не понравились они мне не, потому что они плохо написаны, а из-за личных интересов. Я не очень люблю сюжеты, которые полностью построены на историях, воспоминаниях из прошлого без каких-то активных действий, .
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватает главных героев
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что это за камень, найденный Лехой в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации замечательные!
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Они не мешают, а помогают узнать непонятные слова и выражения!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Интересно почитать про главных героев повести, которых давно не было в главах.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Ольга Боронина, рук. #2109 Журнал «Its my life»; Центр образования «Творчество», Самара
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Историческая глава одна из самых удавшихся, на мой взгляд) Появляется все больше ниточек, ведущих к ответам на вопросы
2. Самое удачное место
Тут же одинокой зарницей вспыхнула мысль, что это известие он ожидал последние 20 лет. Все это время (видимо, это были годы временного перемирия) он знал, что рано или поздно будет стоять на примерно такой же тихой улице с коваными фонарями у входа в свое прошлое и держать в руках эту бумагу.
И вот этот день настал, и теперь ему предстоит пережить исполнение своих ожиданий. Круглов не в состоянии был оторвать взгляд от этих страниц и даже не понимал, страшат они его или, наоборот, манят. Он оттягивал момент знакомства с Лехиной посланкой.
В этом фрагменте чувствуются эмоции, волнение
3. Самое неудачное место. Почему?
глава показалась не оконченной. Слишком много недосказанности, хочется узнать больше!!!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило бурлящих событий в конце главы. Слишком быстро она оборвалась
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
О ком так и не рассказал ГР?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Очень понравилась задумка изобразить персонажей на фоне реальной улицы.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Самолично хотела бы пообщаться с профессором
Невероятный, умнейший человек
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Кира Наумова#1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
К сожалению, на вопрос отвечу отрицательно. Слишком много истории, мало расследования, глава уклонилась от повести, мне кажется. Приключения должны продолжаться, а иначе интерес попросту теряется.
2. Самое удачное место
Когда Круглов очнулся и освободился от своих воспоминаний, четкое разъяснение ситуации было очень даже кстати.
3. Самое неудачное место. Почему?
Я в принципе не любитель истории, поэтому для меня некоторые моменты были ни то лишние, ни то просто неинтересные, к сожалению.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Больно уж соскучилась я по другим героям…Где же любимый Титаник, надеюсь, мы ее еще встретим?
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Чего это там за камень?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Пожалуй, самое интересное из того, что я видела на портале. Фотографии с художествами в одном исполнении — что-то обычное, но из рода фантастики. Браво!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Она очень оличается от других мною прочитанных. В ней где-то там скрыт глубокий смысл, все эти воспоминания Круглова. Что-бы все понять, надо вникнуть душой, просканировать все через самого себя, и только тогда вся картина этой главы откроется перед вами.
2. Самое удачное место
— Это — тоже оттуда? Ты с кем-то встречался? — Главный Редактор, еще не пришедший в себя от первой порции вещдоков, никак не мог сфокусироваться на второй.
— Дядь Коль, ну откуда же еще? Говорю же — с печатниками встречался. А вначале — с мужиком в латах. Еще там кино на стенке показывали. Я им «Ведомости», а они мне кино…
— Алле. Тук-тук. Дядя Коля. Вы где? — прорезался рядом звонкий голос. Когда кто-то «засыпает», зависает в полете мыслей, говорят «Алле», но Леха еще постучал по плечу дяди, потому что его задумчивость была очень глубокой.
Начало и концовка были лучшими моментами птому, что середину главы я охарактеризовать не могу.
3. Самое неудачное место. Почему?
Тут их нет. 100% моей уверенности.
Но некоторые наверняка найдут какую-то загвоздку. А я и не искала.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хва-ти-ло все-го. Ну как все-да.
О-о-о, до чего я доехала?(В переносном смысле)
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что это за камень, который Леха нашел в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Рисунки класс. Это надо же, есть такие ребята у нас в России. Настоящие художники. И это называется «современная молодежь только и сидит в своем ВК». Вот чем надо заниматься. Берите с них пример.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Угу. В ней также, как и в главе, надо понять все, о чем говорится. Читала и пыталась потихоньку вникать. Ну не знаю, вроде бы что-то получилось.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Нет…нет…нет… может сто, то есть, тысячу раз сказать «нет»? Хм, так и сделаю, все равно отвечать здесь ничего особонного нету.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про героев этой главы. Что произойдет дальше? Вот мой главный вопрос, который не оставляет меня в покое день и ночь.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение КП? Заполнение анкет?
А в прочем, и то, и другое.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Владимир Иванов#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Исторических моментов очень много, а это не есть хорошо, но все равно мненравится эта глава.
2. Самое удачное место
910 глава мне понравились, познавательно, да и плюс нас, » детских зведочек», уважают и намекают на то, что мы в наше время не разленились и ходим и боблиотеки
3. Самое неудачное место. Почему?
По традиции, я могу сказать, что не нашел.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Где-то было трудновато читать, надо слегка исправить это.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Какие следующие действия Круглова? Что он смог рассказать Лехе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Отдельное спасибо иллюстратору за такие картинки,, очень понравились, хорошо постарались над ними, молодцы!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Спасибо и за такую историю создания, я узнал все, что хотел, вот пример, как правильно надо заполнять этот раздел, надо учесть это.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Оцениваю на 5, ведь читать они не мешали, афоризмы понравились.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Круглова, он интересен, как персонаж, как герой повести, да и вообще как личность.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)