Повторяемостей было много. Весь следующий день Ритуля старалась не терять НикНика из виду: каждую перемену изобретала повод, чтобы заглянуть в редакцию, даже на обед не пошла, а теперь мечтала о булочке с маком. И старания ее окупились новым открытием: Круглов почти все время сидел, согнувшись над какими-то бумажками, и от этого занятия ему, было видно, периодически становилось тошно. Он вообще выглядел как зашибленный. Но стоило ему перевести взгляд на какие-то палевые листочки неизвестного происхождения, он моментально преображался и перепрыгивал, по шкале Ритки, в девятку («Накаленный до сияния мозг»). [3] Приняв вид глубоко озабоченного стендом человека, Ритуля тихо расщелкнула карманное зеркальце и направила его на интересные листочки. Одна створка впускала отражение на другую. В зеркальце слева направо отразился крупный заголовок «Ведомости», ниже шли старинные буквы. — Ведомости, ведомости, — напевал себе Круглов. — При царе Петре выходили царевы ведомости.
/// Отличная тема для постановочного фото: две створки зеркала, одна впускает отражение в другую. Пример Также требуются снимки «экран мобильника». Пример///
Ведомости. Ведомости. Что за «Ведомости»? Ритуля рванула к историчке. Не зря в школе ее называют «Справочным бюро». Из открытого класса (историчка почему-то всегда проводила уроки при открытых дверях, словно у нее была клаустрофобия) раздавался сильный, как у оперных певиц, мелодичный голос. Ритка отлично знала, что он бывает и резок, как гильотина, и сладок, как сироп, и саркастичен. Но сейчас он взметался в высоты и почти пел. Почти эпическую песню. — Французский философ Мишель Поль Фуко полагал, что историческая наука должна рассматривать каждое событие как часть определенной серии событий… Считается, что только повторяющиеся явления позволяют обнаружить объективные закономерности. Единичное остается за пределами обобщений… Рассказывала историчка потрясающе: никто не поверил бы, что она никогда не имела отношения к театру, не связывалась в этой жизни с театром, но учительница заверяла в обратном: «Это меня экзамены воспитали. Экзамен — вот актерская школа моей жизни». [5]
— Вы что это не на уроке, Рита? — выглянула из класса учительница, продолжая вести занятие (она управляла классом, как корифей хором: один взмах руки — детки открыли тетради, второй — начали скатывать с доски даты). — Я про «Ведомости» спросить, — с ходу ответила Ритуля. — Про какие ведомости? — Которые при царе Петре выходили. — Первая русская газета? Наверное, мир сошел с ума, если девятиклассница интересуется такими вещами. Так что конкретно вас заинтересовало? — А когда они стали издаваться? — Во время русско-шведской войны. Первый номер был ей посвящен. — А век? Год? — Вы же сами сказали — в эпоху Петра Первого. И когда он у нас правил, милочка? — учительница склонила голову и с пытливой улыбкой посмотрела на девочку через очки. Ритка сконфузилась и сделала вид, что что-то мучительно припоминает. Сказать по правде, с датами у нее всегда была напряженка. Не привязывались цифры к событиям. — XVIII век, — презрительно подсказал с места строивший рожи мальчишка, знавший все о войнах, но «запоровший» параграф о культуре.
— А точнее? — Ритка приподнялась на цыпочки, чтобы увидеть умника, и, чувствуя, как у нее загорается кончик уха, нетерпеливо спросила: — год, день, месяц? — 2 января 1703 года вышел первый печатный номер «Ведомостей», — дала справку историчка. — Это точно, что 2-го, а не 29 января? — спросила Ритуля. — Абсолютно точно, — историчка поправила съехавшие набок очки, открыла шкаф с гербами и вытянула учебник. — Вот интересующий вас документ. А 29 января, но уже 1710 года, Петр подписал указ о выходе новой азбуки. — А старую куда дели? — спросила Ритуля. — Реформировали, — засмеялась историчка. Было видно, что ей приятны и Ритины вопросы, и то внимание, с которым слушали их разговор сидящие за партой шестиклахи.
— Выход новой азбуки? А старую куда дели? — спросила Ритуля
— Странно. Январь такой плодовитый для петровской эпохи… Можно еще спросить? — Спрашивайте, конечно. — В чем, если кратко, суть этой реформы? — Реформы алфавита? Петр захотел приблизить нашу азбуку к европейской латинице, — историчка быстро, как фокусник, пролистала учебник и продемонстрировала Ритке, а затем классу картинку. — Были вот такие значки, которые затрудняли чтение. А он перерисовал буквы. — Что, прям сам? — ахнула Ритка. — Почему «сам»? Он Куленбаха нанял. — Кого-кого? — Чертежников. Куленбах был чертежником. И кириллица заменилась гражданицей, или, как ее назвали в народе, «гражданкой». Для нашей культуры эта реформа сыграла исключительное значение. Вот, кстати, наглядный пример: петровская правка.
— Он что, сам правку вносил?! Историчка развеселилась. — И писал, и редактировал, и корректурой баловался. — Царь-корректор?! — выражение лица нашей любознательной сыщицы было больше озабоченным, чем удивленным. Ритконосик не могла сообразить, брать ей эту информацию на заметку или пропустить мимо ушей. — Вам, Рита, показано записаться в наш исторический кружок. Или самостоятельно заняться историей вопроса, если он вас так увлек.
— А отрицательные последствия были? У реформы этой? Историчка сняла очки и проверила на просвет чистоту стекол. Ритка поразилась тому, как изменилось лицо учительницы без привычного вооружения. Заметив восхищенный взгляд девочки, та улыбнулась, и на щеках ее заиграли ямочки. — У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной. Приходите к нам в четверг. Там и поговорим. — Я обязательно приду, если ничего не случится! — пообещала Ритка. Впервые в жизни она с уважением подумала об истории. — Можно последний вопрос? — Слушаю. — Когда Петр проводил эту реформу, у него мог быть противник? Вернее, не то чтобы противник, а человек, которого Петр не учел, и от этого теперь что-то зависит?
Рука с очками замерла на полдороге: — Не поняла вопроса. — Тогда спасибо, — упавшим голосом сказала Рита. — Я пошла учиться. — Позволите мнение профессионала? — Конечно! — обрадовалась Ритуля. — Когда я училась в школе, очень трудно было найти нужную информацию. А сейчас в вашем распоряжении все, что можно только пожелать. Вы способный человек, Рита. Я вижу, вас это, — она подняла учебник, — серьезно задело. Разберитесь. Задайтесь целью и разберитесь. А я, если нужно, всегда вам помогу. — Спасибо! Я поняла! Я начну прямо сегодня! Спасибо! — Не за что! Ритуля вернулась на литературу.
У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной
Практикантка опаздывала. Это Ритка поняла сразу, по взгляду, которым встретила ее Данута. Носова скользнула на свое место, для конспирации открыла тетрадь и стала раскладывать информацию по полочкам мозга. Пазл! Он снова заиграл, заискрился, и в его пустые корытца полились совершенно непонятные, но неслучайные значения.
Так-так. Вчера Круглов и Звонарь говорили про Петра плюс про какого-то чела, которого «не учел Петр». Сегодня у НикНикыча на папках лежала первая русская газета, которую тоже издавал Петр. И эпоху для Спецвыпуска он выбрал петровскую. И 29 генваря — день реформы алфавита. Петровской, само собой. Как там историчка сказала — повторяющиеся явления высвечивают закономерности? Какая же я дура! Причем здесь любовь? С чего я это взяла? Где НикНик мог встретить Прекрасную Даму, если он из школы не вылезает? Только учительницу в учительской! Или библиотекаршу в библиотеке! А может, в его возрасте уже не до любви? Так, думай, Ритулик, думай!
Петр, Петр, Петр. Ведомости, алфавит. Что еще там? «Царь-корректор». Ритка приуныла… В условном мире героев и преступников она находила упорство, интригу, силу сопротивления, а в исторических материях ей было скучно копаться: «исторически закономерное» не имело для нее оттенков и путаницы, все было таким объяснимым, персонажи беспрекословно занимали положенные им позы. Ощущение скуки, которое всегда сопровождало ее на уроках истории, не было связано с непониманием параграфов или объяснением учительницы — Ритка просто не могла представить историю как загадку. И вот сейчас, когда в центр этой загадки начал перемещаться Петр Первый вместе со своей первой газетой, Носова в буквальном смысле получила по носу. Будто кто-то посмеялся над ней и специально взялся доказать, что история — такая же загадка, как и жизнь. (- Для меня самый интересный детектив — это история, — заговорил вдруг Круглов во внезапно крутанувшемся воспоминании. — Ой, Николай Николаевич! Какой же там детектив? — Есть, Рита, стол, а есть тень от стола. Если удовлетворяться тенью, то — никакого детектива. Но ведь ты из любопытных!)
Они все прям как сговорились — по честолюбию бьют. Итак, закономерность явно намечается (только какая?), против фактов не попрешь (только как их скрепить воедино?).
Простота и очевидность открытия так поразили Ритулю, что меньше всего она думала об уроке
Но в таком случае чем не закономерность Лялькины сказки? Соль просыпал — к ссоре, разбитые тарелки — к счастью: народ вывел взаимосвязи. Но ее приметам я почему-то не верю, а в эту вкрадчивую петро-закономерность поверила. Тоже мне, точки соприкосновения… Неужели в самом деле придется копаться в «истории вопроса»? А может, это случайное совпадение нарочно подстроили? Вот я, скажем, играю в свои пазлы. А кто-то сидит и составляет шахматные партии, и заманивает туда простачков вроде меня и Круглова. Нет, холодно, Ритуля, холодно. Тень от стола — еще не сам стол.
Все же пока лучше предположить, что мы имеем дело не с закономерностью, а с цепью разрозненных случайностей. Хорошо, откуда у НикНикыча «Ведомости»? Листок явно старинный. Может, вообще единственный экземпляр? Такие хранятся в музеях. Допустим, он украден из музея. Кем? Не Кругловым же! Тогда кем? Кто-то хочет продать «Ведомости» тому, для кого они являются ценностью… А что? Круглов, возможно, и не понял, что имеет дело с музейной мафией. Ну, и дальше? Зачем он ходит в эту собачью забегаловку? На встречу со свидетелем? Его шантажируют? Кто? «Человек, которого не учел Петр»? Откуда вообще свалилось, что Петр — обязательно Петр Первый? А если это просто Петр, наш, современный? Получается, некий Петя выкрал из музея «Ведомости», а человек, которого он не учел, теперь шантажирует Круглова! А Звонарь? Ходил в кафе, чтобы разведать обстановку?
Простота и очевидность открытия так поразили Ритулю, что меньше всего она думала об уроке. — Давайте вспомним, какие вы знаете роды литературы? — перешла к повторению Данута Станиславовна. — Носова, пожалуйста. — Мужской, женский, средний, — брякнула Рита первое пришедшее в голову. Дружный хохот класса заставил ее вникнуть в собственные слова. Краем глаза она успела ухватить, что Даник не смеялся. Но вряд ли потому, что ей сочувствовал. Она сразу просекла причину временного атрофирования юмора у белобрысого нахала. Он надеялся, что Ритка пробудет у доски до конца урока и, как обычно, втянет класс в дискуссию. И тогда его не спросят. Но вышел полный пролет. Теперь его очередь всходить на эшафот.
День тянулся медленно и бесполезно. Только на биологии Ритуля ободрилась: ее любимая генетика — помесь биологии с математикой, рай для логика. Никаких случайностей, сплошные закономерности! Среди всех этих рецессивныхгомозигот и гетерозиготныхдоминант она чувствовала себя как зебра на воле. Задачки приводили Ритконосика в полный восторг: «У человека дальтонизм — рецессивный признак (а), сцепленный с полом, а отсутствие пигментации (альбинизм) зависит от аутосомного рецессивного гена (в). У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын — дальтоник и альбинос. Определите Генотипы и фенотипы родителей».
Генотипы и фенотипы! Что может быть прекраснее?! Рита с жалостью смотрела на «непосвященных» одноклассников, умиравших с тоски над непостижимыми монстрами.
Однако сегодня в полку ее прибыло: новенькая, Марина, похоже, бойко щелкала задачи и тянула руку всякий раз, когда Титаник звала очередную невинную жертву к доске. Даник скис и с тоской глядел в окно: гетерозиготы напоминали ему червяков-дождевиков, которыми здорово пугать девчонок, а эта новенькая была «неправильная» и червяков не боялась.
Ритуля подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз
Как только прозвенел звонок, Ритка понеслась в редакцию. Увы, Николая Николаевича там не было. Пропал и огромный выводок папок, над которыми он весь день чах. Одинокий флагшток вышел на «Полундру», но не закачался, а словно задумался. «Ничего, подождем и поразмышляем», — утешила себя великая сыщица. Лучшим местом для «посидеть и поразмышлять» был холл начальной школы. Мягкие диванчики и удобные креслица, на полу ковёр с длинным ворсом, вдоль стен стеллажи с игрушками. Сейчас там играли девчонки из продленки. Одна коротко кудрявая, другая в красных колготках. Собачий лай прервал размышления на тему «Роль случайностей в формировании закономерностей». По полу ходила плюшевая собачка на батарейках. Совсем как настоящая, она смешно перебирала лапками и противно тявкала, как показалось Носовой, с китайским акцентом. «Интересно, а понимают китайские собаки наших?» — спросила себя Ритуля, но отложила эту занятную мысль на другое время. — Девчонки, чья игрушка? — переместилась она на ковер, поближе к «китайской забаве». Ей стало тошно от своего приторного голоска, но ради дела придется позаискивать.
Ее любимая генетика! Помесь биологии с математикой. Что может быть прекраснее?
— Моя! — хвастливо ответила малышка. — Правда, классная? — А настоящая все равно лучше! — с завистью поглядела на лохматого киборга ее подружка в красных колготках. — У моего деда, знаешь, какой доберман? Он меня верхом возит! А зимой дедушка к нему санки привязывает и Джек меня катает! А твой разве может катать? — Так это у твоего дедушки! А у тебя нету собаки! — Нет, есть! Дедушка мой, и собака моя! — А вот и нет! Она не по-настоящему твоя, а моя — по-настоящему! — Нет, моя! — Не твоя! — и кроха толкнула подружку, уже бывшую. Та вцепилась обидчице в волосы. Теперь ревели обе. Выбежала длинноногая воспитательница с продленки («Рая! Нина!»), схватила обеих в охапку и уволокла в кабинет. Собачка осталась на ковре одна, продолжая противно тявкать.
Размышлять над моральной стороной поступка было некогда. Ритуля подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз, цапнула игрушку и помчалась по знакомому адресу. «Мне бы туда только попасть, а потом я верну им собачку», — успокаивала она себя, отыскивая путь в лабиринте улочек. План был таков: проникнуть в кафе, поговорить с официантами, узнать, что делал там вчера Звонарь, с кем встречался. — Заодно и перекушу, — мечтала Ритуля, нащупывая в кармане не истраченные сегодня в школьном буфете купюры.
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава мне очень понравилась! Настолько интересная и захватывающая! Ритка просто молодец такая отважная!
2. Самое удачное место
Очень понравился диалог Риты с учительницей истории. Мне кажется, в идеале учителя такими быть и должны — глубоко любящими свой предмет и всегда готовыми помочь ученикам. У нас в школе такие же)
3. Самое неудачное место. Почему?
Таких не увидела, глава просто прекрасная
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
По ходу чтения ничего исправить не захотелось.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Сможет ли Ритка разложить все пазлы правильно?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации хорошие. Особенно образ Ритули интересно подобран.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась. Хотелось бы побольше узнать все же
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Интерактив нисколько не мешал, а даже помогал.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Уже хочется самой начать разгадывать тайну повести!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Участие в МБИ и чтение повести!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава понравилась. Люблю детективные истории, причем необычно написанные, не по стандартному сценарию, как это происходит в современных литературных детективах.
2. Самое удачное место
Размышления Риты вновь и вновь интригуют. Да и к тому же, когда шел диалог между Ритой и учительницей истории — я узнала что-то новое для себя. А это важно.
3. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что таит в себе это кафе?
4. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Сюда бы такую историю создания, как может написать Татьяна Борисовна. Эх.
5. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать?
Как лично вы организовали бы эти опции?
В некоторых эпизодах их очень много. Я думаю, что не стоит очевидные слова «озеленять», а то и в правду они станут мешать к главе двадцатой.
6. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Умные речи Игоря. Хочется чего-то эдакого, как он рассказывал в прошлых главах про аквамарин и про алмазы.
7. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Столько разных подходов к созданию той или иной главы. Все большие молодцы! Если честно, всегда считала, что одно целое произведение нельзя написать несколькими авторами. КП меня убедила в обратном! Такое возможно и это здорово.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Проверено. Редактор-арбитр Александр Ковко
Анна Ефремова, рук. #1731 Кружок журналистики «Бронзовый век»; Школа 183, Москва
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава написана профессионально, без затяжек и передержек. Респект редакторам «Второй волны».
2. Самое удачное место
На мой взгляд, осознание Ритой истории как детектива это очень сильный ход.
3. Самое неудачное место. Почему?
Эпизод с учительницей истории, столь живо написанный, нуждается в одной правке: учительница ни разу не названа по имени-отчеству. Понятно, что она «Справочное бюро»; однако же автора фразы «У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной», читатели имеют право знать по имени-отчетсву или хотя бы по фамилии. Как это Рита на всём протяжении диалога ухитрилась ни разу не назвать собеседницу по имени-отчеству не представляю.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
См. п. 3
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Анна Димитренко#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава показалась занятной. Теперь все расставилось на места, и пару кусочков пазла собрано, что радует.
2. Самое удачное место
Начало, скорее всего. Оно показалось непонятным, хотя после все образумилось,
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Тут хватило всего, особенно загадок. В предыдущтх главах оставался осадок непонятности, а здесь все разложилось по полочкам, поэтому получилось в голове нарисовать целостную картину.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
А примут ли Ритконосика с собакой-игрушкой в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации здесь были понятными. Все-таки больше рассказывалось об истории, а в этом плане иллюстрации отличные.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Хотелось бы больше узнать о логике Риты. Героиня меня полностью заинтересовала собой, поэтому и хочется знать о ней больше.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Афоризмов здесь много не нашла, но хотелось, чтобы их стало больше.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы узнать, когда уже яриту примут в кафе и примут ли вообще.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Мне до сих пор остается не совсем понятным главная идея повести.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Ольга Бабешко#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Интересная глава. Понравилась тем, что в этой главе описывается только один персонаж — Ритуля. Можно долго «повитать в облака», размышляя о ней, о ее характере.
2. Самое удачное место
В этой главе мне больше всего понравилось то место, где описываются реформы Петра Велокого: в каком году они были приняты, какие именно реформы, для чего они.
3. Самое неудачное место. Почему?
Я таких не нашла.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Это глава мне очень была интересна. Вопросов нет!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что изучал ГГР?
Так какой Петр на самом деле замешан в этом деле?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Мне понравились картинки с азбукой и пазлами. А вот фотографии не совсем. Когда Ритуля «подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз» она сидела и размышляла, а на фотографии немного иное.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Истории создания этой главы нет.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Ничего не мешает
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про НикНикыча. Что-то давно о нем ничего не слышали
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Для меня сейчас самое интересное — КП
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
И слежка, и расследование. Ух, очень понравилась, а если следовать логике Ритули, тогда получается полная «непонятка».
2. Самое удачное место
Спор девочек на счёт электронной собаки и дедушкиного добермана.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Вот и начались действия Ритки, всё таки ударится ли она в историю или учуит свои носиком зацепку, которая приведёт её к сборке всей картины, которая перед ней лежит.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Глава запомнилась не только своим сюжетом, но и иллюстрациями. Замечательно было узнать как изменились буквы во время петровской реформы, для меня это было познавательно и интересно, а самое главное наглядно всё.Одно дело прочитать, а другое увидеть.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
В принципе такие же замечания. История-это история, а написать авторов и иллюстратора — совсем не то.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Моё мнение неизменно, поэтому за ответом в читательскую анкету в главе 10.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Пока что всё идёт в две тропы, одна со стороны Ритки, а другая со стороны Николая Николаевича. Мне бы хотелось всё таки, чтобы они как-нибудь объединились и действовали вместе.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Проверено.Редактор-арбитр Александр Ковко
Виктория Чухланцева#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Безусловно! Очень информативная и интересная глава. В ней присутствует увлекательный детективный сюжет.
2. Самое удачное место
Диалог Ритули и учительницы истории. Из их разговора я почерпнула много новой информации.
3. Самое неудачное место. Почему?
Эпизод, в котором описывается урок биологии. Далеко не каждому читателю будет понятна эта информация». Недалёкий» человек, прочитав эти сложные биологические термины, забудет их тут же, даже не пытаясь понять их.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Я «вдоволь насытилась» новой информацией.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же происходит в этом кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Прекрасные иллюстрации.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
История пока не написана. С чем знакомиться?
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают, они мне приносят только пользу.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Безумно хочется почитать про Риту и её расследования.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение КП.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Мне нравиться, что в главе есть и история, и биология. Эта глава развивает нас, читателей, всесторонне.
Я рада, что уже несколько глав подряд главным действующему лицом является Рита (она моя любимая героиня). От этого чтение повести становится еще интереснее.
2. Самое удачное место
Мне очень нравится конец главы. Рассказывается о Ритиных планах, идет намек на ее голодное состояние… Получился хороший, продуманный конец.
«Размышлять над моральной стороной поступка было некогда. Ритуля подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз, цапнула игрушку и помчалась по знакомому адресу. „Мне бы туда только попасть, а потом я верну им собачку”, — успокаивала она себя, отыскивая путь в лабиринте улочек. План был таков: проникнуть в кафе, поговорить с официантами, узнать, что делал там вчера Звонарь, с кем встречался.
— Заодно и перекушу, — мечтала Ритуля, нащупывая в кармане не истраченные сегодня в школьном буфете купюры».
3. Самое неудачное место. Почему?
Таких в этой главе мной не обнаружено. Все хорошо.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хватило мне всего: тут и биология, и литература, и история, и слежка, и любовь, и юмор, и приключение, и дети, и сыщик наш… Просто все)
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Поест ли Рита сегодня?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Они очень хорошие и выполнены в одном стиле. Есть их видимое разнообразие: и фотографии, и картинки азбуки, и пазлы. Также нравится, что опять упоминается пазл, который собирает в голове Ритконосик, и эти кусочки уже начинают соединяться и образовывать полноценную мозайку.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Тут не с чем знакомиться. Ее вообще нет. Давайте хоть какую-нибудь интересую историю о создании, а то просто пустырь! И эта история здесь необходима, потому что в тексте есть выделенные цветом слова. Но что делать с ними непонятно? И зачем они выделены?
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Все нормально. Ничего не мешает, но афоризмы совсем не проработаны. И мне все же хотелось бы, чтобы обозначение «кнопочка» был после самого афоризма.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Мне интересно:
• удастся ли афера Риты;
• как там продвигается работа в редакции;
• еще авторы так и не поведали о планах Игоря;
• придет ли наш сыщик на дополнительное занятие по истории;
• разбирется ли Круглов наконец в этих рукописях.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Сама Коллективная Повесть. Идей пока нет.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Ура! 9А на уроке! Это для меня шок-глава. Даник оказался блондином, Марина разбирается в генетике, но главное — Ритка, которая крадет собаку. Почувствовала себя ребенком на новогоднем представлении: «Нет, не делай этого!»Что-то подобное кричат дети, когда положительный герой совершает необдуманный и опасный шаг. Там же наклевывалась собака у Ляли! Как же такая принципиальная Ритуля смогла пойти на воровство? Тем более похитить собаку у детей! Одним словом — буря эмоций!
2. Самое удачное место
Очень понравился полный юмора и ценной информации диалог с историчкой, а особенно ее фразочка „Экзамен — вот актерская школа моей жизни”. По-моему — это настоящий афоризм.
Размышления Ритули, после которых она выдает версию «Получается, некий Петя выкрал из музея „Ведомости”, а человек, которого он не учел, теперь шантажирует Круглова!» — очень хороши.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не неудачный, но шокировавший меня акт хищения игрушки Ритулей. Как-то совсем от нее такого не ожидала, тем более после истории расследования пропавшего плеера.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило, даже пришлось вспомнить задачки по генетике. Мне вообще очень нравится, что в повествование включены не только исторические события, связанные с петровской эпохой, но и содержание других предметов: литературы, биологии. Дается отношение к заданиям (очень реалистичное, кстати), обсуждение ребятами разных учебных тем.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как ответит кафе на ложь Ритули? Как встретит ее Улица, если Ритуля догадалась о ее не совсем рациональной природе? Что будет, когда обнаружится пропажа? Как сама Ритуля отнесется к своему поступку?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Мне нравится идея с тенями, но я бы оставила ее для Медиума. Хотя тут открывается «теневая сторона» Риты. Может быть это имели в виду авторы. Коллаж с пазлами хорош, только не совсем понятно, по какому принципу пузырьки с идеями соотносятся с пазлами.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Очень было бы любопытно узнать, кто придумал столь поразивший меня поворот образа Ритули и планируется ли его как-то отразить новой записью в «Энигмах», есть научит ли эта ситуация Ритулю чему-то… Но в истории главы две строки. Зато есть указание на автора иллюстраций.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Я, когда увлекаюсь чтением, отключаюсь от интерактива. Есть идея насчет интерактива к генетике — можно предложить детям решить задачку, а в конце главы дать правильный ответ (в интерактиве, не в теле главы). Но это так, из области идей.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Как разрешится ситуация с похищенной собакой? Даник-Марина. Игорь и его кафе. Леха и Чарлик. НикНик. Что за Медиум такой? Что за роль у него в повести?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Повороты сюжета, переплетение реальной школьной жизни и волшебной линии кафе. Понятно, что все сойдется на реформе шрифта, но как это будет? Изменятся ли герои? Если да, то как?
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Олег Усов#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава отлична. Понравилась в основном из-за учительницы истории, но было много других хороших моментов.
2. Самое удачное место
Размышления Ритули на протяжении всей главы действительно интересно читать.
3. Самое неудачное место. Почему?
«Среди всех этих рецессивных гомозигот и гетерозиготных доминант она чувствовала себя как зебра на воле.
Задачки приводили Ритконосика в полный восторг:
„У человека дальтонизм — рецессивный признак (а), сцепленный с полом, а отсутствие пигментации (альбинизм) зависит от аутосомного рецессивного гена (в). У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын — дальтоник и альбинос. Определите генотипы и фенотипы родителей”».
В предыдущих главах вы пытались чем-то разбавить заумные слова. Тут идёт их большое скопление и они ничем не разбавлены.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Глава отличная, исправить хотелось бы только неудачное место в ней.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что интересного Ритуля узнает и увидит в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Задумка с тенью очень интересная. Действительно подходит этой главе.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомился, но это ведь даже не история. Пара слов: кто писал и кто иллюстрировал, вот и всё. Ничего интересного. Прочитать бы хотелось интересных историй о том, как зарождался тот или иной момент в главе.
Зато помогает выявлять людей, кто не читает, по анкетам типа «да интересно хорошо». Возможно по этому и стоит оставить историю такой.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Читать не мешают, но в некоторых местах их большое скопление.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Проход Игоря или Ритули в кафе.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение КП самое интересное сейчас. А вот идей для кораблика нет.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Есть: Мягкие диванчики и удобные креслица, на полу палас с длинным ворсом, вдоль стен стеллажи с игрушками.
Предлагаю: Мягкие диванчики и удобные креслица, на полу ковер с длинным ворсом, вдоль стен стеллажи с игрушками.
Дело в том, что палас это двусторонний безворсовый ковер (evoc.ru › Энциклопедический Словарь, http://ru.wikipedia.org/wiki/Палас).
Поэтому палас с длинным ворсом это фактическая ошибка.
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава великолепная. Читается легко. Даже немного непонятные термины не мешают читать, а «зеленые» слова, в которые входят эти самые термины, хорошо объясняются.
2. Самое удачное место
Самым удачным местом, на мой взгляд, был диалог Ритки и учителя истории, который помог ей разобраться в интересующих ее вопросах.
3. Самое неудачное место. Почему?
Прочитав один раз, но вдумываясь в каждое слово, я не нашла неудачных мест.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне кажется, что исправлять ничего не стоит, я, пожалуй, полностью соглашусь с мнением автора.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Сойдет ли Рите с рук ее авантюра?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
На мой взгляд, у художника кончается фантазия. Советую прислушаться к мнению читателей-критиков.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
На этот раз автор пожадничал. Хотелось бы более раскрытого текста.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Очень хочу узнать тайну конверта, автор, расскажите хотя бы чуточку тайны.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
КП местами неинтересно, но меня уже затянуло. Не могу остановиться! SOS
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да очень понравилась, в этой главе очень много интересных событий
2. Самое удачное место
Размышлять над моральной стороной поступка было некогда. Ритуля подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз, цапнула игрушку и помчалась по знакомому адресу. «Мне бы туда только попасть, а потом я верну им собачку», — успокаивала она себя, отыскивая путь в лабиринте улочек. План был таков: проникнуть в кафе, поговорить с официантами, узнать, что делал там вчера Звонарь, с кем встречался.
— Заодно и перекушу, — мечтала Ритуля, нащупывая в кармане не истраченные сегодня в школьном буфете купюры.
3. Самое неудачное место. Почему?
Таких не нашла
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Любимых героев
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Пропустит ли таинственный голос Ритку с игрушечной собакой?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации отличные, мне понравились
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»? Может, вы сами готовы что-то написать в истории (как читатель, критик) — тогда сделайте это через примечания в главе
И снова я не нашла самой истории создания этой главы
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про любимых героев
9. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Ваши советы организаторам проекта? Может, у вас есть идея для «кораблика»? Предлагайте прямо тут (или через примечание к главе, если идея разработана до состояния задачи).
Чтение КП, МБИ
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась. Много интересных ходов и моментов.
Кстати, замечу, что до меня только сейчас дошло, что все 13 глав — это только один день. Завидно — у этих людей за один понедельник событий в жизни больше, чем у меня за месяц!:)
2. Самое удачное место
Ритка и генетические задачи! Помню, как страдала над ними в свое время. А у Ритули к ним удивительно нежное отношение.
А так же упомяну, что очень понравился диалог Риты с учительницей истории. Мне кажется, в идеале учителя такими быть и должны — глубоко любящими свой предмет и всегда готовыми помочь ученикам.
3. Самое неудачное место. Почему?
Оно не неудачное, даже наоборот, но мне было неприятно читать про ссорящихся девочек.
Не люблю противных детей. :)
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватает, естественно, какой-то полноты картины, но на то это и детективная история, чтобы сюжет с первых глав раскрывал свои карты.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Сможет ли Рита пробраться в кафе?
Как связаны между собой письмо, Спецвыпуск и события 18ого века?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Фотопроект впечатления не произвел. А вот иллюстрации с азбукой очень приглянулись. Очень доступно и сразу ясно, о чем говорят эти люди.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»? Может, вы сами готовы что-то написать в истории (как читатель, критик) — тогда сделайте это через примечания в главе
Нет пока здесь истории.
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хотелось бы узнать, сможет ли Рита сложить до конца свой детективный пазл, и к чему все это приведет.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин
Ольга Куроедова#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Отличная глава. В ней присутствует юмор, но в тоже время она очень познавательная.
2. Самое удачное место
Мне понравился диалог учительницы и Риты и разговор девочек из начальной школы.
3. Самое неудачное место. Почему?
Таковых нет, глава очень интересная.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватает других героев.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Попадет ли Рита в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации понравились, интересная задумка.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ознакомилась, но мне кажется слишком маленький размер истории.
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хочется узнать проникает ли Рита в кафе.
9. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Ваши советы организаторам проекта?
Чтение кп.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин
Софья Фофонова#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Интересная, «вкусная» глава. Приятно читать, это как раз то, чего не хватало. Есть и действие, и изюминка, и Ритка.
2. Самое удачное место
Учитель истории и малышки с продлёнки.
3. Самое неудачное место. Почему?
Я не увидела таких, разве что заумные фразы из биологии о генах. Больше придраться не к чему.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всё на своём месте, даже добавить нечего.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же ждёт Ритулю в таинственном кафе с игрушечной собакой?
Удастся ли ей что-нибудь там найти?
Как отреагирует Голос на собачку?
Вернётся ли игрушка обратно к девочке?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Хорошие картинки, может стоит заменить парочку.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Так же, как и в предыдущей главе, истории там попросту не наблюдалось никакой. Обидно.
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Таинственное кафе, семья Круглова, а именно Игорь и его история с кафе.
9. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Ваши советы организаторам проекта?
КП
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)