Повторяемостей было много. Весь следующий день Ритуля старалась не терять НикНика из виду: каждую перемену изобретала повод, чтобы заглянуть в редакцию, даже на обед не пошла, а теперь мечтала о булочке с маком. И старания ее окупились новым открытием: Круглов почти все время сидел, согнувшись над какими-то бумажками, и от этого занятия ему, было видно, периодически становилось тошно. Он вообще выглядел как зашибленный. Но стоило ему перевести взгляд на какие-то палевые листочки неизвестного происхождения, он моментально преображался и перепрыгивал, по шкале Ритки, в девятку («Накаленный до сияния мозг»). [3] Приняв вид глубоко озабоченного стендом человека, Ритуля тихо расщелкнула карманное зеркальце и направила его на интересные листочки. Одна створка впускала отражение на другую. В зеркальце слева направо отразился крупный заголовок «Ведомости», ниже шли старинные буквы. — Ведомости, ведомости, — напевал себе Круглов. — При царе Петре выходили царевы ведомости.
/// Отличная тема для постановочного фото: две створки зеркала, одна впускает отражение в другую. Пример Также требуются снимки «экран мобильника». Пример///
Ведомости. Ведомости. Что за «Ведомости»? Ритуля рванула к историчке. Не зря в школе ее называют «Справочным бюро». Из открытого класса (историчка почему-то всегда проводила уроки при открытых дверях, словно у нее была клаустрофобия) раздавался сильный, как у оперных певиц, мелодичный голос. Ритка отлично знала, что он бывает и резок, как гильотина, и сладок, как сироп, и саркастичен. Но сейчас он взметался в высоты и почти пел. Почти эпическую песню. — Французский философ Мишель Поль Фуко полагал, что историческая наука должна рассматривать каждое событие как часть определенной серии событий… Считается, что только повторяющиеся явления позволяют обнаружить объективные закономерности. Единичное остается за пределами обобщений… Рассказывала историчка потрясающе: никто не поверил бы, что она никогда не имела отношения к театру, не связывалась в этой жизни с театром, но учительница заверяла в обратном: «Это меня экзамены воспитали. Экзамен — вот актерская школа моей жизни». [5]
— Вы что это не на уроке, Рита? — выглянула из класса учительница, продолжая вести занятие (она управляла классом, как корифей хором: один взмах руки — детки открыли тетради, второй — начали скатывать с доски даты). — Я про «Ведомости» спросить, — с ходу ответила Ритуля. — Про какие ведомости? — Которые при царе Петре выходили. — Первая русская газета? Наверное, мир сошел с ума, если девятиклассница интересуется такими вещами. Так что конкретно вас заинтересовало? — А когда они стали издаваться? — Во время русско-шведской войны. Первый номер был ей посвящен. — А век? Год? — Вы же сами сказали — в эпоху Петра Первого. И когда он у нас правил, милочка? — учительница склонила голову и с пытливой улыбкой посмотрела на девочку через очки. Ритка сконфузилась и сделала вид, что что-то мучительно припоминает. Сказать по правде, с датами у нее всегда была напряженка. Не привязывались цифры к событиям. — XVIII век, — презрительно подсказал с места строивший рожи мальчишка, знавший все о войнах, но «запоровший» параграф о культуре.
— А точнее? — Ритка приподнялась на цыпочки, чтобы увидеть умника, и, чувствуя, как у нее загорается кончик уха, нетерпеливо спросила: — год, день, месяц? — 2 января 1703 года вышел первый печатный номер «Ведомостей», — дала справку историчка. — Это точно, что 2-го, а не 29 января? — спросила Ритуля. — Абсолютно точно, — историчка поправила съехавшие набок очки, открыла шкаф с гербами и вытянула учебник. — Вот интересующий вас документ. А 29 января, но уже 1710 года, Петр подписал указ о выходе новой азбуки. — А старую куда дели? — спросила Ритуля. — Реформировали, — засмеялась историчка. Было видно, что ей приятны и Ритины вопросы, и то внимание, с которым слушали их разговор сидящие за партой шестиклахи.
— Выход новой азбуки? А старую куда дели? — спросила Ритуля
— Странно. Январь такой плодовитый для петровской эпохи… Можно еще спросить? — Спрашивайте, конечно. — В чем, если кратко, суть этой реформы? — Реформы алфавита? Петр захотел приблизить нашу азбуку к европейской латинице, — историчка быстро, как фокусник, пролистала учебник и продемонстрировала Ритке, а затем классу картинку. — Были вот такие значки, которые затрудняли чтение. А он перерисовал буквы. — Что, прям сам? — ахнула Ритка. — Почему «сам»? Он Куленбаха нанял. — Кого-кого? — Чертежников. Куленбах был чертежником. И кириллица заменилась гражданицей, или, как ее назвали в народе, «гражданкой». Для нашей культуры эта реформа сыграла исключительное значение. Вот, кстати, наглядный пример: петровская правка.
— Он что, сам правку вносил?! Историчка развеселилась. — И писал, и редактировал, и корректурой баловался. — Царь-корректор?! — выражение лица нашей любознательной сыщицы было больше озабоченным, чем удивленным. Ритконосик не могла сообразить, брать ей эту информацию на заметку или пропустить мимо ушей. — Вам, Рита, показано записаться в наш исторический кружок. Или самостоятельно заняться историей вопроса, если он вас так увлек.
— А отрицательные последствия были? У реформы этой? Историчка сняла очки и проверила на просвет чистоту стекол. Ритка поразилась тому, как изменилось лицо учительницы без привычного вооружения. Заметив восхищенный взгляд девочки, та улыбнулась, и на щеках ее заиграли ямочки. — У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной. Приходите к нам в четверг. Там и поговорим. — Я обязательно приду, если ничего не случится! — пообещала Ритка. Впервые в жизни она с уважением подумала об истории. — Можно последний вопрос? — Слушаю. — Когда Петр проводил эту реформу, у него мог быть противник? Вернее, не то чтобы противник, а человек, которого Петр не учел, и от этого теперь что-то зависит?
Рука с очками замерла на полдороге: — Не поняла вопроса. — Тогда спасибо, — упавшим голосом сказала Рита. — Я пошла учиться. — Позволите мнение профессионала? — Конечно! — обрадовалась Ритуля. — Когда я училась в школе, очень трудно было найти нужную информацию. А сейчас в вашем распоряжении все, что можно только пожелать. Вы способный человек, Рита. Я вижу, вас это, — она подняла учебник, — серьезно задело. Разберитесь. Задайтесь целью и разберитесь. А я, если нужно, всегда вам помогу. — Спасибо! Я поняла! Я начну прямо сегодня! Спасибо! — Не за что! Ритуля вернулась на литературу.
У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной
Практикантка опаздывала. Это Ритка поняла сразу, по взгляду, которым встретила ее Данута. Носова скользнула на свое место, для конспирации открыла тетрадь и стала раскладывать информацию по полочкам мозга. Пазл! Он снова заиграл, заискрился, и в его пустые корытца полились совершенно непонятные, но неслучайные значения.
Так-так. Вчера Круглов и Звонарь говорили про Петра плюс про какого-то чела, которого «не учел Петр». Сегодня у НикНикыча на папках лежала первая русская газета, которую тоже издавал Петр. И эпоху для Спецвыпуска он выбрал петровскую. И 29 генваря — день реформы алфавита. Петровской, само собой. Как там историчка сказала — повторяющиеся явления высвечивают закономерности? Какая же я дура! Причем здесь любовь? С чего я это взяла? Где НикНик мог встретить Прекрасную Даму, если он из школы не вылезает? Только учительницу в учительской! Или библиотекаршу в библиотеке! А может, в его возрасте уже не до любви? Так, думай, Ритулик, думай!
Петр, Петр, Петр. Ведомости, алфавит. Что еще там? «Царь-корректор». Ритка приуныла… В условном мире героев и преступников она находила упорство, интригу, силу сопротивления, а в исторических материях ей было скучно копаться: «исторически закономерное» не имело для нее оттенков и путаницы, все было таким объяснимым, персонажи беспрекословно занимали положенные им позы. Ощущение скуки, которое всегда сопровождало ее на уроках истории, не было связано с непониманием параграфов или объяснением учительницы — Ритка просто не могла представить историю как загадку. И вот сейчас, когда в центр этой загадки начал перемещаться Петр Первый вместе со своей первой газетой, Носова в буквальном смысле получила по носу. Будто кто-то посмеялся над ней и специально взялся доказать, что история — такая же загадка, как и жизнь. (- Для меня самый интересный детектив — это история, — заговорил вдруг Круглов во внезапно крутанувшемся воспоминании. — Ой, Николай Николаевич! Какой же там детектив? — Есть, Рита, стол, а есть тень от стола. Если удовлетворяться тенью, то — никакого детектива. Но ведь ты из любопытных!)
Они все прям как сговорились — по честолюбию бьют. Итак, закономерность явно намечается (только какая?), против фактов не попрешь (только как их скрепить воедино?).
Простота и очевидность открытия так поразили Ритулю, что меньше всего она думала об уроке
Но в таком случае чем не закономерность Лялькины сказки? Соль просыпал — к ссоре, разбитые тарелки — к счастью: народ вывел взаимосвязи. Но ее приметам я почему-то не верю, а в эту вкрадчивую петро-закономерность поверила. Тоже мне, точки соприкосновения… Неужели в самом деле придется копаться в «истории вопроса»? А может, это случайное совпадение нарочно подстроили? Вот я, скажем, играю в свои пазлы. А кто-то сидит и составляет шахматные партии, и заманивает туда простачков вроде меня и Круглова. Нет, холодно, Ритуля, холодно. Тень от стола — еще не сам стол.
Все же пока лучше предположить, что мы имеем дело не с закономерностью, а с цепью разрозненных случайностей. Хорошо, откуда у НикНикыча «Ведомости»? Листок явно старинный. Может, вообще единственный экземпляр? Такие хранятся в музеях. Допустим, он украден из музея. Кем? Не Кругловым же! Тогда кем? Кто-то хочет продать «Ведомости» тому, для кого они являются ценностью… А что? Круглов, возможно, и не понял, что имеет дело с музейной мафией. Ну, и дальше? Зачем он ходит в эту собачью забегаловку? На встречу со свидетелем? Его шантажируют? Кто? «Человек, которого не учел Петр»? Откуда вообще свалилось, что Петр — обязательно Петр Первый? А если это просто Петр, наш, современный? Получается, некий Петя выкрал из музея «Ведомости», а человек, которого он не учел, теперь шантажирует Круглова! А Звонарь? Ходил в кафе, чтобы разведать обстановку?
Простота и очевидность открытия так поразили Ритулю, что меньше всего она думала об уроке. — Давайте вспомним, какие вы знаете роды литературы? — перешла к повторению Данута Станиславовна. — Носова, пожалуйста. — Мужской, женский, средний, — брякнула Рита первое пришедшее в голову. Дружный хохот класса заставил ее вникнуть в собственные слова. Краем глаза она успела ухватить, что Даник не смеялся. Но вряд ли потому, что ей сочувствовал. Она сразу просекла причину временного атрофирования юмора у белобрысого нахала. Он надеялся, что Ритка пробудет у доски до конца урока и, как обычно, втянет класс в дискуссию. И тогда его не спросят. Но вышел полный пролет. Теперь его очередь всходить на эшафот.
День тянулся медленно и бесполезно. Только на биологии Ритуля ободрилась: ее любимая генетика — помесь биологии с математикой, рай для логика. Никаких случайностей, сплошные закономерности! Среди всех этих рецессивныхгомозигот и гетерозиготныхдоминант она чувствовала себя как зебра на воле. Задачки приводили Ритконосика в полный восторг: «У человека дальтонизм — рецессивный признак (а), сцепленный с полом, а отсутствие пигментации (альбинизм) зависит от аутосомного рецессивного гена (в). У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын — дальтоник и альбинос. Определите Генотипы и фенотипы родителей».
Генотипы и фенотипы! Что может быть прекраснее?! Рита с жалостью смотрела на «непосвященных» одноклассников, умиравших с тоски над непостижимыми монстрами.
Однако сегодня в полку ее прибыло: новенькая, Марина, похоже, бойко щелкала задачи и тянула руку всякий раз, когда Титаник звала очередную невинную жертву к доске. Даник скис и с тоской глядел в окно: гетерозиготы напоминали ему червяков-дождевиков, которыми здорово пугать девчонок, а эта новенькая была «неправильная» и червяков не боялась.
Ритуля подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз
Как только прозвенел звонок, Ритка понеслась в редакцию. Увы, Николая Николаевича там не было. Пропал и огромный выводок папок, над которыми он весь день чах. Одинокий флагшток вышел на «Полундру», но не закачался, а словно задумался. «Ничего, подождем и поразмышляем», — утешила себя великая сыщица. Лучшим местом для «посидеть и поразмышлять» был холл начальной школы. Мягкие диванчики и удобные креслица, на полу ковёр с длинным ворсом, вдоль стен стеллажи с игрушками. Сейчас там играли девчонки из продленки. Одна коротко кудрявая, другая в красных колготках. Собачий лай прервал размышления на тему «Роль случайностей в формировании закономерностей». По полу ходила плюшевая собачка на батарейках. Совсем как настоящая, она смешно перебирала лапками и противно тявкала, как показалось Носовой, с китайским акцентом. «Интересно, а понимают китайские собаки наших?» — спросила себя Ритуля, но отложила эту занятную мысль на другое время. — Девчонки, чья игрушка? — переместилась она на ковер, поближе к «китайской забаве». Ей стало тошно от своего приторного голоска, но ради дела придется позаискивать.
Ее любимая генетика! Помесь биологии с математикой. Что может быть прекраснее?
— Моя! — хвастливо ответила малышка. — Правда, классная? — А настоящая все равно лучше! — с завистью поглядела на лохматого киборга ее подружка в красных колготках. — У моего деда, знаешь, какой доберман? Он меня верхом возит! А зимой дедушка к нему санки привязывает и Джек меня катает! А твой разве может катать? — Так это у твоего дедушки! А у тебя нету собаки! — Нет, есть! Дедушка мой, и собака моя! — А вот и нет! Она не по-настоящему твоя, а моя — по-настоящему! — Нет, моя! — Не твоя! — и кроха толкнула подружку, уже бывшую. Та вцепилась обидчице в волосы. Теперь ревели обе. Выбежала длинноногая воспитательница с продленки («Рая! Нина!»), схватила обеих в охапку и уволокла в кабинет. Собачка осталась на ковре одна, продолжая противно тявкать.
Размышлять над моральной стороной поступка было некогда. Ритуля подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз, цапнула игрушку и помчалась по знакомому адресу. «Мне бы туда только попасть, а потом я верну им собачку», — успокаивала она себя, отыскивая путь в лабиринте улочек. План был таков: проникнуть в кафе, поговорить с официантами, узнать, что делал там вчера Звонарь, с кем встречался. — Заодно и перекушу, — мечтала Ритуля, нащупывая в кармане не истраченные сегодня в школьном буфете купюры.
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
глава однозначно состоялась, и развития сюжета просматривается.
2. Самое удачное место
описание урока истории и разговора с учительницей.
3. Самое неудачное место
таких нет.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
лучше всего получились диалоги, и, несомненно, иллюстрации.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
иллюстрации прекрасные!
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
около 10-12 минут.
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
всё же сюжетная линия Ритули наиболее интересна.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
про Ритку
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Рита — прелесть и в этой главе!
2. Самое удачное место
в целом легко читается
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Глава оформлена как-то гармонично) и фотографии, и пазлы, и азбука — признак удачности главы.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
У меня больше житейских вопросов: написал ли Круглов отчет для Титаника, пропустят ли Риту в кафе с китайской собачкой, что будет, когда девочки обнаружат пропажу игрушки? А детективных вопросов новых нет.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Есть главы, когда курсором двигаешь периодически вниз, чтобы посмотреть, сколько еще осталось до конца. А в этой главе курсором невольно листаешь, чтобы полюбоваться и еще раз разглядеть фотографии. Урок: иллюстративный материал играет огромную роль!
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
оцениваю на 5
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
В этой главе нет раскрываемого блока +, а есть раскрываемый блок -.
Но суть от этого не изменилась — истории все равно нет.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
это было чтение с продолжением, поэтому не могу сказать
11. Какое название этой главы предложили бы вы? Как назвать всю повесть, в целом
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Впечатлений много, и все хорошие. Рассужденья Ритули действительно соответствуют её возрасту и показывают талант девочки. Рита обыкновенный человек, но мыслит необыкновенно и в этом её сила.
2. Самое удачное место
Расуждения Ритули.
3. Самое неудачное место
Их нет. Не нашла.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Ритуля, как персонаж. Теперь уже смело говорю.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Сможет ли она разгадать Круглова?
6. Ваш ответ на него
Видимо нет. Но зато она узнает массу интересного и нужного из собственной головки.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Изображению работы мысли надо поучиться.
10. Какое название этой главы предложили бы вы? Как назвать всю повесть, в целом
Название удалось.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Итак, закономерность явно намечается (только какая?), против фактов не попрешь (только как их связать (совместить, подвести к общему знаменателю, объеденить)
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 14)
Помните, когда Полундровцы выбирали тему для Спецвыпуска? Я дальше пока не читала (эта 14, последняя глава). Николай Николаевич говорил, что «сбор послезавтра» и дал задание: найти информацию про первую букву своего имени. Будет ли сбор? Я запуталась сколько дней прошло с того момента (глава 6). И Спецвыпуск полундровцев будет сделан?
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Пазл складывается на глазах (в прямом и переносном смысле). Рада за Ритуську. Действуй, Рита, Действуй!
2. Самое удачное место
«— Первая русская газета? Наверное, мир сошел с ума, раз 9-классница интересуется такими вещами». Юные участницы мастер-классов, 9-классницы и младше! Вы сошли с ума)
«— Нет, есть! Дедушка мой, и собака моя!
— А вот и нет! Она не по-настоящему твоя, а моя — по-настоящему!
— Нет, моя!
— Не твоя! — и кроха толкнула подружку, уже БЫВШУЮ». У детей и правда все так быстро случается. Не даешь куклу — уже не подруга.
И многое многое другое.
3. Самое неудачное место
Не припоминаю.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Размышления Ритуськи очень логичны. Вместе с ней все прослеживаешь.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Разоблачат ли опять НЕсобаку у Риты? До чего же докопается эта проныра?
6. Ваш ответ на него
Голос из кафе не глупый. Если впустит, то «она заплатит за обман».
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Сравнения, красивые метафоры — это красиво. Но сравнения из жизни, вставочки чего-то людского, на которое можно сказать «Да, ведь это действительно так!» или «Прям как я, когда…» — это и красиво, и находчиво, и по живому. Сближает текст с читателем.
9. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
25 минут. Не хватало усидчивости.
10. Какое название этой главы предложили бы вы? Как назвать всю повесть, в целом
Название — без комментариев.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Не понятно: почему одно и то же выражение (копия) повторяются в самом начале и чуть дальше, во втором эпизоде, из уст учительницы. Или это интродукция?