Повторяемостей было много. Весь следующий день Ритуля старалась не терять НикНика из виду: каждую перемену изобретала повод, чтобы заглянуть в редакцию, даже на обед не пошла, а теперь мечтала о булочке с маком. И старания ее окупились новым открытием: Круглов почти все время сидел, согнувшись над какими-то бумажками, и от этого занятия ему, было видно, периодически становилось тошно. Он вообще выглядел как зашибленный. Но стоило ему перевести взгляд на какие-то палевые листочки неизвестного происхождения, он моментально преображался и перепрыгивал, по шкале Ритки, в девятку («Накаленный до сияния мозг»). [3] Приняв вид глубоко озабоченного стендом человека, Ритуля тихо расщелкнула карманное зеркальце и направила его на интересные листочки. Одна створка впускала отражение на другую. В зеркальце слева направо отразился крупный заголовок «Ведомости», ниже шли старинные буквы. — Ведомости, ведомости, — напевал себе Круглов. — При царе Петре выходили царевы ведомости.
/// Отличная тема для постановочного фото: две створки зеркала, одна впускает отражение в другую. Пример Также требуются снимки «экран мобильника». Пример///
Ведомости. Ведомости. Что за «Ведомости»? Ритуля рванула к историчке. Не зря в школе ее называют «Справочным бюро». Из открытого класса (историчка почему-то всегда проводила уроки при открытых дверях, словно у нее была клаустрофобия) раздавался сильный, как у оперных певиц, мелодичный голос. Ритка отлично знала, что он бывает и резок, как гильотина, и сладок, как сироп, и саркастичен. Но сейчас он взметался в высоты и почти пел. Почти эпическую песню. — Французский философ Мишель Поль Фуко полагал, что историческая наука должна рассматривать каждое событие как часть определенной серии событий… Считается, что только повторяющиеся явления позволяют обнаружить объективные закономерности. Единичное остается за пределами обобщений… Рассказывала историчка потрясающе: никто не поверил бы, что она никогда не имела отношения к театру, не связывалась в этой жизни с театром, но учительница заверяла в обратном: «Это меня экзамены воспитали. Экзамен — вот актерская школа моей жизни». [5]
— Вы что это не на уроке, Рита? — выглянула из класса учительница, продолжая вести занятие (она управляла классом, как корифей хором: один взмах руки — детки открыли тетради, второй — начали скатывать с доски даты). — Я про «Ведомости» спросить, — с ходу ответила Ритуля. — Про какие ведомости? — Которые при царе Петре выходили. — Первая русская газета? Наверное, мир сошел с ума, если девятиклассница интересуется такими вещами. Так что конкретно вас заинтересовало? — А когда они стали издаваться? — Во время русско-шведской войны. Первый номер был ей посвящен. — А век? Год? — Вы же сами сказали — в эпоху Петра Первого. И когда он у нас правил, милочка? — учительница склонила голову и с пытливой улыбкой посмотрела на девочку через очки. Ритка сконфузилась и сделала вид, что что-то мучительно припоминает. Сказать по правде, с датами у нее всегда была напряженка. Не привязывались цифры к событиям. — XVIII век, — презрительно подсказал с места строивший рожи мальчишка, знавший все о войнах, но «запоровший» параграф о культуре.
— А точнее? — Ритка приподнялась на цыпочки, чтобы увидеть умника, и, чувствуя, как у нее загорается кончик уха, нетерпеливо спросила: — год, день, месяц? — 2 января 1703 года вышел первый печатный номер «Ведомостей», — дала справку историчка. — Это точно, что 2-го, а не 29 января? — спросила Ритуля. — Абсолютно точно, — историчка поправила съехавшие набок очки, открыла шкаф с гербами и вытянула учебник. — Вот интересующий вас документ. А 29 января, но уже 1710 года, Петр подписал указ о выходе новой азбуки. — А старую куда дели? — спросила Ритуля. — Реформировали, — засмеялась историчка. Было видно, что ей приятны и Ритины вопросы, и то внимание, с которым слушали их разговор сидящие за партой шестиклахи.
— Выход новой азбуки? А старую куда дели? — спросила Ритуля
— Странно. Январь такой плодовитый для петровской эпохи… Можно еще спросить? — Спрашивайте, конечно. — В чем, если кратко, суть этой реформы? — Реформы алфавита? Петр захотел приблизить нашу азбуку к европейской латинице, — историчка быстро, как фокусник, пролистала учебник и продемонстрировала Ритке, а затем классу картинку. — Были вот такие значки, которые затрудняли чтение. А он перерисовал буквы. — Что, прям сам? — ахнула Ритка. — Почему «сам»? Он Куленбаха нанял. — Кого-кого? — Чертежников. Куленбах был чертежником. И кириллица заменилась гражданицей, или, как ее назвали в народе, «гражданкой». Для нашей культуры эта реформа сыграла исключительное значение. Вот, кстати, наглядный пример: петровская правка.
— Он что, сам правку вносил?! Историчка развеселилась. — И писал, и редактировал, и корректурой баловался. — Царь-корректор?! — выражение лица нашей любознательной сыщицы было больше озабоченным, чем удивленным. Ритконосик не могла сообразить, брать ей эту информацию на заметку или пропустить мимо ушей. — Вам, Рита, показано записаться в наш исторический кружок. Или самостоятельно заняться историей вопроса, если он вас так увлек.
— А отрицательные последствия были? У реформы этой? Историчка сняла очки и проверила на просвет чистоту стекол. Ритка поразилась тому, как изменилось лицо учительницы без привычного вооружения. Заметив восхищенный взгляд девочки, та улыбнулась, и на щеках ее заиграли ямочки. — У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной. Приходите к нам в четверг. Там и поговорим. — Я обязательно приду, если ничего не случится! — пообещала Ритка. Впервые в жизни она с уважением подумала об истории. — Можно последний вопрос? — Слушаю. — Когда Петр проводил эту реформу, у него мог быть противник? Вернее, не то чтобы противник, а человек, которого Петр не учел, и от этого теперь что-то зависит?
Рука с очками замерла на полдороге: — Не поняла вопроса. — Тогда спасибо, — упавшим голосом сказала Рита. — Я пошла учиться. — Позволите мнение профессионала? — Конечно! — обрадовалась Ритуля. — Когда я училась в школе, очень трудно было найти нужную информацию. А сейчас в вашем распоряжении все, что можно только пожелать. Вы способный человек, Рита. Я вижу, вас это, — она подняла учебник, — серьезно задело. Разберитесь. Задайтесь целью и разберитесь. А я, если нужно, всегда вам помогу. — Спасибо! Я поняла! Я начну прямо сегодня! Спасибо! — Не за что! Ритуля вернулась на литературу.
У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной
Практикантка опаздывала. Это Ритка поняла сразу, по взгляду, которым встретила ее Данута. Носова скользнула на свое место, для конспирации открыла тетрадь и стала раскладывать информацию по полочкам мозга. Пазл! Он снова заиграл, заискрился, и в его пустые корытца полились совершенно непонятные, но неслучайные значения.
Так-так. Вчера Круглов и Звонарь говорили про Петра плюс про какого-то чела, которого «не учел Петр». Сегодня у НикНикыча на папках лежала первая русская газета, которую тоже издавал Петр. И эпоху для Спецвыпуска он выбрал петровскую. И 29 генваря — день реформы алфавита. Петровской, само собой. Как там историчка сказала — повторяющиеся явления высвечивают закономерности? Какая же я дура! Причем здесь любовь? С чего я это взяла? Где НикНик мог встретить Прекрасную Даму, если он из школы не вылезает? Только учительницу в учительской! Или библиотекаршу в библиотеке! А может, в его возрасте уже не до любви? Так, думай, Ритулик, думай!
Петр, Петр, Петр. Ведомости, алфавит. Что еще там? «Царь-корректор». Ритка приуныла… В условном мире героев и преступников она находила упорство, интригу, силу сопротивления, а в исторических материях ей было скучно копаться: «исторически закономерное» не имело для нее оттенков и путаницы, все было таким объяснимым, персонажи беспрекословно занимали положенные им позы. Ощущение скуки, которое всегда сопровождало ее на уроках истории, не было связано с непониманием параграфов или объяснением учительницы — Ритка просто не могла представить историю как загадку. И вот сейчас, когда в центр этой загадки начал перемещаться Петр Первый вместе со своей первой газетой, Носова в буквальном смысле получила по носу. Будто кто-то посмеялся над ней и специально взялся доказать, что история — такая же загадка, как и жизнь. (- Для меня самый интересный детектив — это история, — заговорил вдруг Круглов во внезапно крутанувшемся воспоминании. — Ой, Николай Николаевич! Какой же там детектив? — Есть, Рита, стол, а есть тень от стола. Если удовлетворяться тенью, то — никакого детектива. Но ведь ты из любопытных!)
Они все прям как сговорились — по честолюбию бьют. Итак, закономерность явно намечается (только какая?), против фактов не попрешь (только как их скрепить воедино?).
Простота и очевидность открытия так поразили Ритулю, что меньше всего она думала об уроке
Но в таком случае чем не закономерность Лялькины сказки? Соль просыпал — к ссоре, разбитые тарелки — к счастью: народ вывел взаимосвязи. Но ее приметам я почему-то не верю, а в эту вкрадчивую петро-закономерность поверила. Тоже мне, точки соприкосновения… Неужели в самом деле придется копаться в «истории вопроса»? А может, это случайное совпадение нарочно подстроили? Вот я, скажем, играю в свои пазлы. А кто-то сидит и составляет шахматные партии, и заманивает туда простачков вроде меня и Круглова. Нет, холодно, Ритуля, холодно. Тень от стола — еще не сам стол.
Все же пока лучше предположить, что мы имеем дело не с закономерностью, а с цепью разрозненных случайностей. Хорошо, откуда у НикНикыча «Ведомости»? Листок явно старинный. Может, вообще единственный экземпляр? Такие хранятся в музеях. Допустим, он украден из музея. Кем? Не Кругловым же! Тогда кем? Кто-то хочет продать «Ведомости» тому, для кого они являются ценностью… А что? Круглов, возможно, и не понял, что имеет дело с музейной мафией. Ну, и дальше? Зачем он ходит в эту собачью забегаловку? На встречу со свидетелем? Его шантажируют? Кто? «Человек, которого не учел Петр»? Откуда вообще свалилось, что Петр — обязательно Петр Первый? А если это просто Петр, наш, современный? Получается, некий Петя выкрал из музея «Ведомости», а человек, которого он не учел, теперь шантажирует Круглова! А Звонарь? Ходил в кафе, чтобы разведать обстановку?
Простота и очевидность открытия так поразили Ритулю, что меньше всего она думала об уроке. — Давайте вспомним, какие вы знаете роды литературы? — перешла к повторению Данута Станиславовна. — Носова, пожалуйста. — Мужской, женский, средний, — брякнула Рита первое пришедшее в голову. Дружный хохот класса заставил ее вникнуть в собственные слова. Краем глаза она успела ухватить, что Даник не смеялся. Но вряд ли потому, что ей сочувствовал. Она сразу просекла причину временного атрофирования юмора у белобрысого нахала. Он надеялся, что Ритка пробудет у доски до конца урока и, как обычно, втянет класс в дискуссию. И тогда его не спросят. Но вышел полный пролет. Теперь его очередь всходить на эшафот.
День тянулся медленно и бесполезно. Только на биологии Ритуля ободрилась: ее любимая генетика — помесь биологии с математикой, рай для логика. Никаких случайностей, сплошные закономерности! Среди всех этих рецессивныхгомозигот и гетерозиготныхдоминант она чувствовала себя как зебра на воле. Задачки приводили Ритконосика в полный восторг: «У человека дальтонизм — рецессивный признак (а), сцепленный с полом, а отсутствие пигментации (альбинизм) зависит от аутосомного рецессивного гена (в). У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын — дальтоник и альбинос. Определите Генотипы и фенотипы родителей».
Генотипы и фенотипы! Что может быть прекраснее?! Рита с жалостью смотрела на «непосвященных» одноклассников, умиравших с тоски над непостижимыми монстрами.
Однако сегодня в полку ее прибыло: новенькая, Марина, похоже, бойко щелкала задачи и тянула руку всякий раз, когда Титаник звала очередную невинную жертву к доске. Даник скис и с тоской глядел в окно: гетерозиготы напоминали ему червяков-дождевиков, которыми здорово пугать девчонок, а эта новенькая была «неправильная» и червяков не боялась.
Ритуля подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз
Как только прозвенел звонок, Ритка понеслась в редакцию. Увы, Николая Николаевича там не было. Пропал и огромный выводок папок, над которыми он весь день чах. Одинокий флагшток вышел на «Полундру», но не закачался, а словно задумался. «Ничего, подождем и поразмышляем», — утешила себя великая сыщица. Лучшим местом для «посидеть и поразмышлять» был холл начальной школы. Мягкие диванчики и удобные креслица, на полу ковёр с длинным ворсом, вдоль стен стеллажи с игрушками. Сейчас там играли девчонки из продленки. Одна коротко кудрявая, другая в красных колготках. Собачий лай прервал размышления на тему «Роль случайностей в формировании закономерностей». По полу ходила плюшевая собачка на батарейках. Совсем как настоящая, она смешно перебирала лапками и противно тявкала, как показалось Носовой, с китайским акцентом. «Интересно, а понимают китайские собаки наших?» — спросила себя Ритуля, но отложила эту занятную мысль на другое время. — Девчонки, чья игрушка? — переместилась она на ковер, поближе к «китайской забаве». Ей стало тошно от своего приторного голоска, но ради дела придется позаискивать.
Ее любимая генетика! Помесь биологии с математикой. Что может быть прекраснее?
— Моя! — хвастливо ответила малышка. — Правда, классная? — А настоящая все равно лучше! — с завистью поглядела на лохматого киборга ее подружка в красных колготках. — У моего деда, знаешь, какой доберман? Он меня верхом возит! А зимой дедушка к нему санки привязывает и Джек меня катает! А твой разве может катать? — Так это у твоего дедушки! А у тебя нету собаки! — Нет, есть! Дедушка мой, и собака моя! — А вот и нет! Она не по-настоящему твоя, а моя — по-настоящему! — Нет, моя! — Не твоя! — и кроха толкнула подружку, уже бывшую. Та вцепилась обидчице в волосы. Теперь ревели обе. Выбежала длинноногая воспитательница с продленки («Рая! Нина!»), схватила обеих в охапку и уволокла в кабинет. Собачка осталась на ковре одна, продолжая противно тявкать.
Размышлять над моральной стороной поступка было некогда. Ритуля подтянула воротник к ушам, словно заслоняясь от посторонних глаз, цапнула игрушку и помчалась по знакомому адресу. «Мне бы туда только попасть, а потом я верну им собачку», — успокаивала она себя, отыскивая путь в лабиринте улочек. План был таков: проникнуть в кафе, поговорить с официантами, узнать, что делал там вчера Звонарь, с кем встречался. — Заодно и перекушу, — мечтала Ритуля, нащупывая в кармане не истраченные сегодня в школьном буфете купюры.
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Весьма своеобразная глава, потому что есть интересные моменты, а есть не очень.
2. Самое удачное место
Разговор с учительницей. Мне понравилось то, как Ритка выведывает информацию.
3. Самое неудачное место. Почему?
Разговор с учителем. Вы когда-нибудь видели, чтобы учитель отвлекался на вопросы ребенка из старшего класса во время урока?) У учителя 45 минут, чтобы рассказать шестиклашкам о чем-то. Разговор с Ритой — 10 минут, может быть больше. Считайте, что Ритка сорвала урок, а учительница и рада)
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Динамики. Каждая глава как маленькая лодочка в тихой речке. Плывет и плывет себе. Рыбак ловит мелких рыбешек.
А где же океан и бури, где страх умереть у моряков на большом корабле?)
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Какой еще пазл обнаружит Ритка?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
В этой главе иллюстрации были без изюминки.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Нет, перестал читать эту часть.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Это не мешало, потому что большинство игроков не дошли до этой главы. Афоризмов и зеленых слов здесь мало.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Точно не про Лялю!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Читать повесть, понять, что будет в финале
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Раскрывается автор и заказчик нового гражданского шрифта
2. Самое удачное место
Экзамены-актерская школа жизни
3. Самое неудачное место. Почему?
Все хорошо
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Побольше узнать о драматической истории кириллицы
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что написано в Ведомостях. Кому не понравилась кириллица и почему. Сложно писать, читать? Иероглифы не проще. Их оставили, а официально пишут на другом языке
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Зазеркальные иллюстрации.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
история — глава создана редакторами
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Хорошие подсказки
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Почему Куленбах не стал национальным героем. Может не всем нравилась новая азбука и его творение держали в секрете
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Совместная работа над повестью
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава понравилась, я живо представила Ритулю, которая не смогла ответить по литературе…Написана живым языком.
2. Самое удачное место
Мне понравилось размышление Ритули о Прекрасной Даме Ник Ника, что он не может встретить ее, находясь долгое время в школе или библиотеке, а также урок литературы, особенно драка на продленке из-за хорошенькой игрушки.
3. Самое неудачное место. Почему?
Элементы генетики по биологии, научные термины, которые мешают читать и понимать суть главы.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мешает изобилие необособленных причастных оборотов. Как известно, в речи мы такие обороты употребляем крайне редко, предпочитая замену их на описательные обороты. Например, «Заодно и перекушу, — мечтала Ритуля, нащупывая в кармане не истраченные сегодня в школьном буфете купюры». Посмотрите, как тяжело звучит эта фраза. Чехов говорил, что краткость- сестра таланта. Необходимо освобождаться от излишней нагроможденности, тогда и простор, и воздух будет». На неистраченные деньги». Излишняя красивость очень уж искусственна и режет слух.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что делал вчера в кафе Звонарь, с кем встречался.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации и фото просто великолепны! Замечательны!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась, но не получила должной информации.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
С большим удовольствием приняла участие в работе над интерактивом: зелеными словечками, афоризмами и редактированию некоторых предложений!
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Ритулю, ее встречу в кафе, про собачку…А также про Прекрасную Даму Ник Ника!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
1. Если бы у вас была возможность иметь собаку, то на какой породе вы бы остановились и почему?
2. Правда ли, что собака-отражение портрета своего хозяина?
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
«Круглов почти все время сидел, согнувшись над какими-то бумажками, и от этого занятия ему, было видно, периодически становилось тошно. Он вообще выглядел как зашибленный. Но стоило ему перевести взгляд на какие-то палевые листочки неизвестного происхождения, он моментально преображался и перепрыгивал, по шкале Ритки, в девятку!»
Нагромождение местоимений Он и Ему: такое злоупотребление местоимений указывает на бедность словарного запаса, лучше изменить этого предложение, а также в водном предложении, убравбыло видно— на как видно.
Получится следующее:
«Круглов почти все время сидел, согнувшись над какими-то бумажками, и от этого занятия ему, как видно, периодически становилось тошно. Он вообще выглядел как зашибленный. Но стоило редактору перевести взгляд на какие-то палевые листочки неизвестного происхождения, Ник Ник моментально преображался и перепрыгивал, по шкале Ритки, в девятку!»
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась, особых эмоций не вызывает, но есть Ритуля и ее расследования, а это однозначный плюс. Текст легок для понимания, так, что понравилась.
2. Самое удачное место
Понравился 12 эпизод. Было забавно наблюдать над ссорой девочек. Еще, понравился диалог Риты с педагогом по истории. Узнал, немножко нового для себя.
3. Самое неудачное место. Почему?
Лично, для меня эпизод 10. Я не фанатею от биологии, как Ритуля, так, что было непонятно и скучновато.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Я бы хотел более подробно прочитать диалог Риты и преподавателя. Это тот момент, когда знания преподносят в интересной тебе форме, но быстро все заканчивается.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же все таки, за человек, которого не учел Петр? Удастся ли Рите пробрасться в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
И фотографии и иллюстрации очень понравились. Фотографии очень качественные, и наполнены смыслом, а иллюстрации красивые.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомился, расстроило ее отсутствие. Хотелось бы почитать подробнее, как создавалась глава.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Хватило и афоризмов и зеленых слов. Стал замечать, что у некоторых глав с этим проблемы, но тут все в порядке.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хочу, чтобы Рита попыталась пробраться в кафе. Интересно, получится ли у нее это?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Интересно, как пишут Коллективную Повесть. Думаю, что об этом нужно написать в истории создания главы
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Ангелина Пастухова#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Примечание к главе 14, эпизод 03)
— Вы же сами сказали — в эпоху Петра Первого. И когда он у нас правил, милочка? — учительница склонила голову и с пытливой улыбкой посмотрела на девочку через очки.
Ритка сконфузилась и сделала вид, что что-то мучительно припоминает. Сказать по правде, с датами у нее всегда была напряженка. Не привязывались цифры к событиям. Это была чистая «четверка» Ритконосика: «Дорогая ошибка. Выучил(а) наизусть огромный отрывок, а оказалось, что не тот».
— Вы же сами сказали — в эпоху Петра Первого. И когда он у нас правил, милочка? — учительница склонила голову и с пытливой улыбкой посмотрела на девочку через очки.
Ритка сконфузилась и сделала вид, что что-то мучительно припоминает. Сказать по правде, с датами у нее всегда была напряженка. Не привязывались цифры к событиям. По Риткиной шкале выходил «лебедь»: как в суде, незнание дат не освобождает от ответственности.
• •
Анна Архипова#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
За Розенталя спасибо! Я и еще кое-что новое для себя прочитала. Про вопросительные сложные предложения.
Даже у бывших отличников с годами от школьных знаний остается минимум(
Слушайте, какая книга замечательная получилась. Напечатали бы хоть первую часть, пока остальное дорабатывается, если там вдруг не так замечательно. Я еще не дочитала
Чтобы напечать и допечатать нужно собрать например 7 человек, которые захотят посвятить этой работе некоторое время своей жизни. Сесть и поработать вместе. Я думаю, может в мае, если 7 человек найдется. ну или в следующем году
• • • • • •
Акценты#2508 Пресс-центр «Акценты»; Школа 1358 корпус 1, Москва
Тот повтор неочевиден. Сделайте его явным. Там взгяд спотыкается) Я ж не ищу ошибки, с больными детьми дома читаем просто. Пишу только то, где сбиваемся)
Акценты#2508 Пресс-центр «Акценты»; Школа 1358 корпус 1, Москва
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась тем, что насыщенная. Тут и историческая справка, и уроки, и размышления. И слово «шестиклахи». И «Царь-корректор»)
Поступок Риты в конце главы неоднозначный, но он лучше раскрывает ее образ («цель оправдывает средства» и все такое).
2. Самое удачное место
Когда историчка называет Риту на Вы. И вообще вся сцена их разговора.
3. Самое неудачное место. Почему?
Рассуждения Ритули. Очень затянуто. Слишком много вопросительных предложений подряд.
Неудачными показались некоторые обороты и словечки. «Повторяемости», «на щеках ее заиграли ямочки»,
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Имени исторички не хватило и ее эээ… истории. У «Титаника» было намного больше всяких деталей к образу.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как зовут историчку?))
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Их почти нет, можно больше. Сцену в началке, например, проиллюстрировать. Или историчку нарисовать». Наглядные пособия» (азбука и пазл) вполне удачные.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Кто такие редакторы загадочной второй волны?)
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зеленые слова очень к месту зазеленили. Афоризм тоже удачный.
тут проблем не вижу.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы узнать, чем все закончится. Любая концовка устроит, даже самая сюрреалистичная)
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Самое интересное в проекте — дочитать проект. Боюсь только, что миссия невыполнима.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась, но воровства от Риты я никак не ожидала. Сколько раз читаю главу, столько раз когнитивный диссонанс ну как такая умная правильная девочка могла пойти на похищение игрушки у детей? Ведь она помнила же историю с Верунцией! Вот уж правда, охота пуще неволи. Надеюсь, потом Рита все-таки использует свои внутренние конфликты для саморазвития.
2. Самое удачное место
«Одна коротко кудрявая, другая в красных колготках, » это ж гениальная фраза! Не афоризм, конечно, но меня очень зацепила.
Разговор с исторической хорош. Особенно момент, когда историчка снимает очки, а Ритка замечает ее красоту.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не могу выделить. Может, пусть они решают задачу не про дальтонизм, а про трехцветную кошку? У нас была такая в учебнике. Тогда можно вспомнить кошку с улицы Волшебкина. Но тогда Рита от своих размышлений нигде не отдохнет…
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило. Кроме детей на уроке. Там есть Дети, Рита и Даник. Может, еще кого-то упомянуть? Вообще впечатление, что Рита по полупустой школе ходит. Кроме урока истории, но там какой-то супер тихий класс. В коридоре она одна, у НикНика одна, на продленке две девочки… Хотя, это ведь может быть и небольшая школа.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что будет Рите за очередную ложь в кафе? Во что выльется история с похищением игрушки? Снова Бормашина?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Честно говоря, скучноваты. Я бы оставила одну фотографию с тенью, а другие сделала сюжетными. Мне нравится линия иллюстраций с пазлом. Хорошо, что она продолжается.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Истории как таковой нет, а у меня мое вечное желание видеть авторов и прочитать то, как глава создана, из чего она выросла, куда ее создатели хотели повернуть.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают, а периодически помогают понимать КП лучше. С афоризмами все не так однозначно. Не знаю от чего это зависит (усталость или еще что-то), но пимпочки перед афоризмом иногда «спотыкают» чтение, а иногда нет. Как альтернативу я уже предлагала выноски делать с афоризмами, но не уверена, что это хорошая идея итак много иллюстраций и плашек на странице.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Риту и кафе. Чарли. Круглова. Ну и про редакцию тоже. Возможно, стоит возвращаться к ней?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
То, как по-разному читается КП каждый раз. Какие-то новые нюансы, грани раскрываются.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Проверено. Редактор-арбитр Александр Ковко
Николь Разумовская#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Теперь, это одна из моих самых любимых глав! Ведь появились мои любимые герои по которым я скучала очень сильно. читая предыдущие главы.
2. Самое удачное место
А отрицательные последствия были? У реформы этой?
Историчка сняла очки и проверила на просвет чистоту стекол. Ритка поразилась тому, как изменилось лицо учительницы без привычного вооружения. Заметив восхищенный взгляд девочки, та улыбнулась, и на щеках ее заиграли ямочки.
— У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной. Приходите к нам в четверг. Там и поговорим.
— Я обязательно приду, если ничего не случится! — пообещала Ритка. Впервые в жизни она с уважением подумала об истории. — Можно последний вопрос?
— Слушаю.
— Когда Петр проводил эту реформу, у него мог быть противник? Вернее, не то чтобы противник, а человек, которого Петр не учел, и от этого теперь что-то зависит?
3. Самое неудачное место. Почему?
таких не было!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хочется больше юмора и привлечения главных героев к расследованиям Ритки.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Попадет ли Ритка в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации действительно понравились мне! Ребята подошли к этому вопросу с изюминкой.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Как писала ранее про Марину.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Рада была почитать про Ритку да еще вновь встретится с ее пазлом. Читала и в голове возникали мысли, тоже, как и Ритку, вынуждавшие меня выяснить все: где? когда? почему? и т. д.
2. Самое удачное место
Простота и очевидность открытия так поразили Ритулю, что меньше всего она думала об уроке.
— Давайте вспомним, какие вы знаете роды литературы? — перешла к повторению Данута Станиславовна. — Носова, пожалуйста.
— Мужской, женский, средний, — брякнула Рита первое пришедшее в голову.
Дружный хохот класса заставил ее вникнуть в собственные слова.
И также в конце:
— Девчонки, чья игрушка? — переместилась она на ковер, поближе к «китайской забаве». Ей стало тошно от своего приторного голоска, но ради дела придется позаискивать.
В этом эпизоде до этого момента ничего привлекательного не нашла, пока не прочитала дальше.
3. Самое неудачное место. Почему?
Чуть не заснула пока искала неудачные места. Бросила это бесполезное занятие. Результат: не нашла.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Много чего… Шучу. Глава выдалась очень интересной (так, что исправлений в дальнейшем видеть не хочется).
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Получится ли у Ритки попасть в кафе с собакой-игрушкой?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Классные. Особенно первая, с тенью. Аж привлекло, глаз не оторвать. Казалось, будто неподалеку скрывается тайна.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Вопрос: «История…» всегда такая? Прямо не понимаю. Начинаю привыкать к большим, и вдруг у меня перед глазами выскакивает «Истории…»- мелочи . И так несколько глав подряд, а потом опять(хотя не опять, а снова).
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
При Ритулю. Про то, как она будет пытаться попасть в кафе.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
КП читать,
Анкеты заполнять.
Ох, некогда спать.
Это все, что могу сказать.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Владимир Иванов#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава очень интересная. Понравилась.
2. Самое удачное место
Все же пока лучше предположить, что мы имеем дело не с закономерностью, а с цепью разрозненных случайностей.
Хорошо, откуда у НикНикыча «Ведомости»? Листок явно старинный. Может, вообще единственный экземпляр? Такие хранятся в музеях. Допустим, он украден из музея. Кем? Не Кругловым же! Тогда кем? Кто-то хочет продать «Ведомости» тому, для кого они являются ценностью… А что? Круглов, возможно, и не понял, что имеет дело с музейной мафией. Ну, и дальше? Зачем он ходит в эту собачью забегаловку? На встречу со свидетелем? Его шантажируют? Кто? «Человек, которого не учел Петр»?
3. Самое неудачное место. Почему?
Неудачных мест для себя не нашла.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Глава полна всем нужным, исправлять ничего не стоит.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Попадет ли Рита в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации намного лучше, чем в предыдущей главе.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Исторической справки нет.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Интерактив не мешает.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Риту.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Читательская анкета. Глава 14. Случайности и закономерности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава очень интересная. Нам рассказывают о Рите, которая является интересным персонажем в КП.
2. Самое удачное место
«— А отрицательные последствия были? У реформы этой?
Историчка сняла очки и проверила на просвет чистоту стекол. Ритка поразилась тому, как изменилось лицо учительницы без привычного вооружения. Заметив восхищенный взгляд девочки, та улыбнулась, и на щеках ее заиграли ямочки.
— У любой реформы всегда есть отрицательные последствия, даже у самой расчудесной. Приходите к нам в четверг. Там и поговорим.
— Я обязательно приду, если ничего не случится! — пообещала Ритка. Впервые в жизни она с уважением подумала об истории. — Можно последний вопрос?»
3. Самое неудачное место. Почему?
Я не нашел для себя неудачных мест.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В данной главе мне хватило всего.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Попадет ли Рита в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации хорошие, но на них Рита уж очень взрослая.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Зачем ставить этот вопрос, если нет исторической справки. Пожалуйста, ответьте мне!
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зеленые слова мне не мешают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Риту.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение повести.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 14)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Маргарита Лаврук#1780 Пресс-центр «Гимназический вестник»; Гимназия 1, Новокуйбышевск, Самарская обл.