Судьба уже давно отпустила императора в историю, он упрямо идет вперед, полы его камзола развеваются на ветру…
История создания этой главы и пожелание к доработчикам
…
Все началось с того, что Бережкарик (Татьяна Вяльцева, #1560, Москва) написала в скайпе: «Кто знает: „Ведомости” с одной стороны печатались или с двух?» Никто из нас раньше над этим не задумывался. Я все надеялась «свалить» историческую подоплеку на участников проекта, но в итоге пришлось разбираться самой. Сначала я узнала реальный размер петровских «Ведомостей», и чтобы наглядно все представить, сделала в ворде псевдомакет, распечатала и ахнула. Это же не газета, а газетулечка! Тоненькая брошюрка в одну восьмую долю листа (11 х 16 см, размер полосы набора составлял 5 х 7,5 кв.). Можете посмотреть: вот размер полосы; а вот макет. Если распечатать, вырезать и склеить ваше впечатление усилится. Не знаю, как вы, но лично я в первый раз увидела, что эти «Ведомости» из себя представляют.
Мне надо было доказать, что газетка, которую притащил Леха из кафе, напечатана ручным способом, на прессе (а не на принтере, не на ксероксе). А потом «скучные» технические (полиграфические) детали облечь в художественную форму (в принципе, этим и занимаются писатели всех времен и народов переводят обыденность на художественный язык). Дальше больше: добиться, чтобы читатель понял, о чем речь, вник в проблему. Для этого тезисы Круглова проиллюстрированы «визуальными аргументами». Образ профессора родился у меня давно-давно, еще до повести, равно как и образ «книжной зимы». Можно сказать, это сгусток моих педагогических фантазий.
Беспокойство мое связано с тем, что эта глава без эффектов и трудная. Станут ли ее читать? Одно дело приключения, другое вникать в «кракозяблики». Прошу заинтересованных читателей дать поправки к неясным местам. Или хотя бы указать на них. Призрак старого профессора мой личный давний «архетип». Он преследует меня с самого начала повести. Не знаю, получился он или нет, но я его «прямо вижу».
Отдельно хочу сказать про «Гдрство, гдръ» мне кажется, такой прием обогатил бы наш язык. Есть множество слов, нуждающихся в сокращении (мероприятие = мрпр, учреждение = учржд). Но природа не терпит пустоты. Титло заменилось дефисом.
P.S. Очень хочется написать нескучную главу про историю создания Петровской азбуки, ведь среди наших читателей не все ее знают. Есть мысль сделать ее от имени Ритули. Если кто-то может взять на себя труд составить хорошую, ясную хронологию жизни Петра и его реформ присылайте. Еще нужны всякие интересные факты про шрифтовую реформу 1710. И портрет Куленбаха, если кто найдет.
Продолжение этой истории создания читайте в Главе 27 «Газета-близнец».
Шесть шагов за два прыжка и Круглов очутился на пороге чуть ли не раньше посланцев, которые с воплями и лаем вываливались из недр заведения. — Лешка, ну что там? Как ты? Почему так долго? С тобой все в порядке? Николай Николаевич тормошил и ощупывал племянника со всех сторон. — Дядь Коль, да нормуль все, отдышался Леха. Глаза его светились так, будто всю жизнь только и делал, что ходил в странные спецкафе на странные спецзадания. Там такое было! — Что? Говори же, говори скорее! — Сначала Чарли украли, железный чурбан его спрятал. Прикиньте, там книжки печатают! Здоровяк в фартуке вот эту распечатку сказал отнести ихнему главному, но я не успел, и в руки Круглова перешли скрученные в трубочку листки. <…>
— Ты что! вдруг застыл Круглов. Боже мой, откуда ты это взял, Леша? Разве можно так обращаться с документами? он аккуратно принял «распечатку», с волнением оглядывая ее. — Мне дали, я и понес. Эти крякозяблики меня читать заставляли, будто я профессор. И еще воспитывали, мол, статьи дурацкие пишу. Дядь Коля, наша «Полундра» по сравнению с их бурдой это вообще шедевр века!
Фразы беспорядочно сыпались из Лехи на оторопевшего от обилия информации НикНика. Он хотел было спросить племянника о чем-то, но, не вписавшись в ритм повествования, так и замер с посылкой в руках. При дневном свете она казалась бурой и невзрачной, и Леха даже подумал, что зря он ее принял за настоящую газету. Оставив попытки совладать с речью, спецкор перешел к вещественным доказательствам.
— Хорошо хоть Чарли вернули. Про глаз какой-то орали… Значит, эти бумажки я не успел им отдать, еще раз отчитался он и похлопал себя по карману. А вот такое видели? на раскрытой ладони мальчика вырос некрупный камешек голубовато-бирюзового цвета. — Это тоже оттуда? Ты с кем-то встречался? Главный Редактор, еще не пришедший в себя от первой порции вещдоков, никак не мог сфокусироваться на второй. — Дядь Коль, ну откуда же еще? Говорю же с печатниками встречался. А вначале с мужиком в латах. Еще там кино на стенке показывали. Я им «Ведомости», а они мне кино…
«Ведомости»… Знакомое слово, спрятанное внутри этих листов цвета бурой муки, вывело Круглова из оцепенения. Он аккуратно раскатал брошюрку, почти не сомневаясь в том, что сейчас увидит.
Главред мог, как музыкант-виртуоз, с закрытыми глазами сыграть по памяти симфонию этих страниц. Пять частей, пять голосов, пять створок первой полосы. Тряхни НикНика посреди ночи, он не просыпаясь выдаст: литье пушек идет полным ходом, в штурманской школе науку приемлют больше трехсот человек, родилось за месяц 386 младенцев, из града Шемахи идет сухим путем слон, а на реке Соку нашли много нефти. Вот что читал, да так и не прочел наш Звонарев!
Буквы, засечки, шершавое волокно бумаги, рельефный шрифт, оставляющий на оттиске мелкие бугорки и впадины, неровный край листа эта до боли знакомая материальность формы кольнула Круглова прямо в сердце. Тут же одинокой зарницей вспыхнула мысль, что это известие он ожидал последние 20 лет. Все это время (видимо, это были годы временного перемирия) он знал, что рано или поздно будет стоять на примерно такой же тихой улице с коваными фонарями у входа в свое прошлое и держать в руках эту бумагу. И вот этот день настал, и теперь ему предстоит пережить исполнение своих ожиданий. Круглов не в состоянии был оторвать взгляд от этих страниц и даже не понимал, страшат они его или, наоборот, манят. Он оттягивал момент знакомства с Лехиной посланкой. Вдруг ему пришло в голову, что все это сон наяву, ведь бывает так: человек постоянно думает одну и ту же мысль, засыпает с ней и просыпается, и уже доходит до такого состояния, что она ему не мешает, просто шумит, как дождь за окном, а потом что-то происходит, и мысль материализуется, но не по-настоящему, а ему просто кажется, что это так. Круглов опустил глаза на первую страницу.
Все было на месте. И знаменитая запятая после заголовка. И большое, больше чем требуется, расстояние от слов до знаков препинания. И еле заметная глазу, нарушенная горизонталь строки. И разные по толщине буквы, которым то мало, то много места на полосе. Точки-запятые словно отмагнитились от текста и сдвинулись в сторону, что придавало странице трогательно-аляповатый вид.
В современной типографике, живущей по строгим редакторским канонам, пробел почитается за знак препинания. Верстальщик обязан залатать дыры в строке набора. А тут повсюду обнаруживались зазоры между словами. Разные по длине, они свидетельствовали о ручном способе печати с резных литер. На месте букв, а особенно точек, просматривались характерные ямки-углубления, вроде тех, которые бывают на листках, снятых с каретки печатной машинки. Тем удивительнее все это выглядело сейчас.
Такие же страницы сходили с печатного стана в те времена, когда Гуттенберг еще не был вытеснен офсетом. Все равно как держать в руке теплую свечу, зажженную в позапозапрошлом веке, и чувствовать, что горячий воск обжигает твои пальцы.
Круглов уловил еще одну мысль-птицу. Она была связана с тем же сном наяву. Несомненно, события этого необычного дня очень подходят к этой странной, перекошенной, как игрушечный макет, улице. И мостовая, и фонари, и три дома словно повязаны друг с другом каким-то секретным обещанием, и одновременно имеют прямое отношение к этим листкам.
Знаменитая запятая после заголовка
Еле заметная глазу, нарушенная горизонталь строки
Большое, больше чем требуется, расстояние от слов до знаков препинания
Повсюду обнаруживались зазоры между словами. Разные по длине, они свидетельствовали о ручном способе печати с резных литер
[4]
От лестницы, прямо навстречу Коле, ковылял старенький профессор, который вел у них в институте спецкурс с каким-то забубенным названием типа исторического транскрибирования.
Лихо отмотав лет двадцать назад, память вынесла нашего героя в читалку Ленинской библиотеки, где точно такая книжка-малышка «в осьмушку печатного листа» и с жирной запятой после заголовка лежала перед студентом Колей Кругловым, прибывшим в столицу нашей Родины город Москву «писать курсовик».
Единственное отличие та подшивка состояла из однородных листов и была с явными следами времени на серовато-песочных страницах, а эта новенькая, хрустящая, с фактурными, словно выбитыми, буковками, «кусающими» бумагу, выглядела так, будто ее только что вынули из-под пресса. Она пахла типографией и пачкалась.
Не знаем, как сейчас, но когда-то вход под величественные своды знаменитого книгохранилища был открыт не каждому. Первое препятствие, с которым столкнулся молодой историк, помешанный на Петровской эпохе, выросло незамедлительно. Пожилой вахтер в форменной фуражке вскочил и, словно регулировщик на перекрестке, показал ему жестом на бюро пропусков. А там: извините, ничем не можем вам помочь. Студент? Студентов не пускаем. Почему? Потому что без высшего образования. Почему не положено? Молодой человек, это же главная библиотека страны! Исключения? Бывают, но не в вашем случае. Всего доброго, юноша. Ждем вас через четыре с половиной года.
Тут Круглов, с его, в общем-то, безобидным темпераментом, впервые проявил несвойственную ему настойчивость и не ушел. «Студентик. Хочешь получить временный читательский билет? посочувствовала ему тетя из окошка, неси справку». «Какую?» «О том, что нужных тебе материалов нет ни в одной другой библиотеке». «А где же можно получить такую справку, что интересующей тебя книги нет ни в одной библиотеке?» Тетя пожала плечами.
Как только сероватые, подернутые временем листы легли на стол, первое, что он сделал, устроился поудобнее … Но где-то что-то перещелкнуло. Глухие голоса с этих страниц заговорили о чем-то совсем другом…
Судьба уже давно отпустила Петра в историю, он упрямо идет по ней вперед, полы его камзола развеваются на ветру
И здесь произошло настоящее чудо. От лестницы, прямо навстречу Коле, ковылял старенький профессор, который вел у них в институте спецкурс с каким-то забубенным названием типа исторического транскрибирования. Представьте, по стечению обстоятельств в это самое время он работал в Ленинке над очередной научной статьей. При виде Коли профессор несказанно удивился: «Что вы тут делаете, юноша?» «Собираю материалы для курсовика». «А тема какая?» «Реформа русского алфавита».
— Да зачем тебе в Ленинку, студент? То, что тебе нужно, есть в любом учебнике по истории! протирая пальцами огромные очки с увеличительными стеклами, зазаикался его коллега по судьбе, с утра маринующийся в предбаннике легендарной библиотеки. Коля повернулся к профессору и с отчаянием в голосе, запинаясь и краснея, изложил как на духу свое горе. Все, чего он хотел, это увидеть собственными глазами два выпуска самый первый экземпляр «Ведомостей» в старом, дореформенном исполнении, и другой, первый, экземпляр, уже в новом, послереформенном облике. И не копии оригиналы. Почему? Потому что значение имеет все: «ощупь» бумаги, размер листа, размах разворота, способ печати, убористость букв, выпуклости и впадины, оставшиеся после падения пресса, все, что может приблизить его к картинке «Петровы печатники стоят над своим творением».
Как ни странно, профессор не рассмеялся, не покачал головой, и чудаком его не назвал, а, напротив, одобрил услышанное. «Знаете, Николай, пробуйте. Неизвестное об известном. А вдруг…» И, опершись о трость, добавил специально для Маргинала в очках: «Некоторые „знатоки” утверждают, что совершенно все равно, из какого материала сделан инструмент; его звучание, как они полагают, определяется идейным содержанием музыкального произведения. Так вот. Это самая нелепая ошибка, самая нелепая из возможных».
Эта невольная (а может, и вольная) поддержка, особенно «А вдруг…», которое профессор обронил про его изыскания, так воодушевили Колю; за плечами как будто расправились крылья, и, несмотря на жуткий мороз, остаток дня и весь вечер молодой Круглов, нарезая круги и подпрыгивая, чтобы окончательно не превратиться в сосульку, взахлеб рассказывал о своих раскопках, а профессор слушал его и, разметая тростью снежную пыль, все повторял: «Ничего нельзя брать на веру. История, если и учит, то только одному правильно ошибаться».
По совету профессора он смотался в Ушинку, где ему выдали бумажку о том, что интересующая его книга в означенных фондах не числится. Вахтер, удостоверившись, что оригинал в виде живого Коли совпадает с его копией на временном пропуске, отправил свой перст в сторону главной лестницы. Так наш герой был допущен в святая святых.
Невозможно описать, с каким трепетом он поднимался по этой лестнице, где до него ходили люди, о которых он привык думать как о легендах.
В столицу Коля приехал всего на месяц. Была холодная-холодная зима, такая холодная, что передвигался он по улицам исключительно бегом, дабы окончательно не промерзнуть. Кроме того, из-за безденежья приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы поддержать себя в плане пропитания. Каждый день был на счету. С трепетом протянув заполненный формуляр в окно выдачи книг и смутившись от безупречного взгляда библиотекарши в фиолетовых нарукавниках, он не сразу услышал обращенные к нему слова: «Заказ из дальнего хранилища, ждите до вторника». А сегодня какой день? Сегодня четверг. Вот что значит «не везет».
История, если и учит, то только одному правильно ошибаться
Как только сероватые, подернутые временем листы легли на стол, первое, что он сделал, устроился поудобнее … Но где-то что-то перещелкнуло. Глухие голоса с этих страниц заговорили о чем-то совсем другом…
Зато в читальном зале оказалось много шкафов со словарями на полках. Вы, конечно же, знаете, какое это наслаждение бескорыстно читать словари: какие глубины смысла, ассоциативные цепочки, прообразы и внезапные идеи рождаются при скольжении по столбцам и строчкам. Словарные статьи чаще маломерки, и одна тут же отсылает к другой, а другая к следующей, и ты бредешь по этому лабиринту, не зная, куда выйдешь и где остановишься, что где нарастет. А исхоженные по разным направлениям книги, с карандашными пометками на полях, с загнутыми ушками страниц, выносят тебя все к новым и новым слоям, судьбам, понятиям.
Тишина, какая бывает только в высоких залах, чуть сонный запах книгохранилища, низкий глубокий свет все это осталось в активе его памяти. Молчаливый рай книг имел для него, почти мальчишки, поистине магическую притягательную силу. Он был зачарован, он наслаждался.
Как только сероватые, подернутые временем листы легли на стол, первое, что он сделал, устроился поудобнее, открыл свою зеленую тетрадку и приготовился огласить вопросы, которые перешли к нему от его институтских учителей. Но где-то что-то перещелкнуло. Глухие голоса с этих страниц заговорили о чем-то совсем другом…
Хороший мастер по звуку флейты может угадать, из чего она сделана
Месяц пролетел быстро, и каждый день Коля сдавал в окошко свежезаполненные формуляры. Чтобы разгадать очередной ребус, ему требовалось получить на руки новый фрагмент, а тот выводил его на следующий, и конца-края этому плутанию, казалось, не было. Старый профессор, чем-то неуловимым смахивающий на соборного органиста, принимал живое участие в его работе. Но не так заурядно, как некоторые учителя частенько участвуют в работе своих учеников. Он ни на что не наталкивал, ни к чему не подводил, просто искренне интересовался тем, чем занимается Коля. И слушал. Иногда они начинали пререкаться, и профессор сердито стучал тростью и отсчитывал вслух такты, что увеличивало его сходство с музыкантом. Когда Коля придумал этот образ (старого органиста), то ради игры начал ловить музыкальные «отпечатки» в манерах, в одежде, в речи профессора. Например, тот прочил ему карьеру ученого, а Круглов скромно откликался: «Вы же меня совсем не знаете», и в ответ раздавалось: «Хороший мастер по звуку флейты может угадать, из чего она сделана».
В истории он разбирался великолепно, но, подобно тому, как талант неизвестного музыканта могут оценить всего несколько человек, приходящих слушать его игру, так педагогический дар этого с виду невзрачного человека, в глазах которого прыгали веселые чертики, был, по стечению обстоятельств, посвящен в ту холодную зиму только Круглову. На вопросы, которые ему задавал Коля, отвечал профессор по-хитрому. Брал в руки документ, частенько вовсе не тот, про который шла речь, и замолкал, делая вид, что удалился в свои мысли. Потом как бы мимоходом забывал закрыть книжку и оставлял ее перед Кругловым. Словно намекая: источник эта такая же личность, как и ты. Ты умеешь разговаривать он тоже. Просто ты издаешь звуки, а он без громкого голоса. Интересно, что через какое-то время они стали разговаривать о книгах как о живых собеседниках. «Источник согласен, источник обиделся. Источник лжет, тихо смеется…»
Он понял, что сильно отошел в сторону от первоначальных задумок благодаря тому, что научился у своего зимнего учителя задаванию вопросов
Бывало, профессор на целый день откладывал свою статью, подсаживался к Коле, и очередная порция подшивок разыгрывалась в четыре руки. Вроде бы как Коля работает, а профессор ему ассистирует. Если опять прибегнуть к музыкальным фигурам, то получалось, что Коля исполнял партию первой скрипки, а профессор второй, изредка переходя на альт. У него Круглов, кстати, научился интересному способу возражать. Если профессор с чем-то был не согласен, он не противоречил, а «осведомлялся». Его вопросы не походили на те, которые обычно задают учителя в школе (когда сам вопрос уже является половиной ответа). Профессор обращал Колю к истокам его собственной, Колиной, мысли. Он стучал себя по лбу (мол, ищи ответ в себе самом). Проверь свою версию на зубок, на бросок, на стычку с другими. Переверни, перекрась, охлади. Ничего нельзя брать на веру. Бородатая школьная формула «Знающий спрашивает незнающего» отдыхала за невостребованностью. И это тоже было маленьким чудом.
Спустя много лет Николай Николаевич оценит такт и терпение этого тихого человека, следы которого давно затерялись в его жизни. Задним числом он понял и то, что сильно отошел в сторону от своих первоначальных задумок во многом благодаря тому, что научился у своего зимнего учителя задаванию вопросов.
В таком возрасте увлечение становится не частью жизни, а самой жизнью. Так случилось и с Кругловым. Как известно, он занимался Петровской эпохой, в частности, реформой алфавита, проведенной 38-летним монархом в 1710 году. Гениальная идея, гениальный результат. Коля оказался прав: достаточно положить рядышком два экземпляра тех же «Ведомостей», один в старом начертании, а второй в новом и все говорило за себя. Рационально, мощно, зримо.
За одну только замену «цифирных букв» на арабские значки Петру Алексеевичу уже можно ставить памятник. А за то, что с момента принятия новой азбуки отечественное книгопечатание лихо понеслось в тройке с бубенцами по широкой дороге народного просвещения монолитную колонну на площади Истории.
И вздрагивающие тени фонарей скользили по каменным плиткам мостовой. Ненастный день потух, а «настный» вечер, наоборот, загорался
Шесть шагов за два прыжка и Круглов очутился на пороге чуть ли не раньше посланцев, которые с воплями и лаем вываливались из недр заведения. и в руки Круглова перешли скрученные в трубочку листки
Молодой Круглов искренне восхищался Петром и его блестящей реформой. Поражала Колю и та беззаветная самоотдача, с которой монарх относился ко всему, за что брался. Знал, из чего построен дом, разбирался в компасах, мог засадить в пушку снаряд, умел копать, строгать, устроился подмастерьем, чтобы изучать тонкости корабельного дела.
Мы никогда не узнаем, как все было на самом деле. Судьба уже давно отпустила Петра в историю, он упрямо идет по ней вперед, полы его камзола развеваются на ветру. Точно известно одно: эскизы новой азбуки были готовы в январе 1707 года, словолитцы Печатного двора расписались за этот заказ 18 мая того же года, после чего Петр провел пару показательных корректур и подписал эталонную азбуку, а заодно преподнес современникам и потомкам урок правки. История эта стала знаменитой.
Так закрепостил или раскрепостил монарх наборный шрифт? Вот отсюда и берет начало юношеская гипотеза нашего героя, а тема реформы иссякает, и на сцену выходит человек, «которого не учел Петр» (о нем и хотел Главный Редактор сказать Лехе перед его высадкой в кафе, но тот нетерпеливо прервал дядю коронной фразой «Лекции потом», а зря).
— Алле. Тук-тук. Дядя Коля. Вы где? прорезался рядом звонкий голос. Когда кто-то «засыпает», зависает в полете мыслей, говорят «Алле», но Леха еще постучал по плечу дяди, потому что его задумчивость была очень глубокой. — Леша. Знаешь что, а пошли скорее, Николай Николаевич приобнял племянника за плечи и повел прочь от кафе. Чарли в отличие от Лехи пребывал в таком необычном состоянии, что даже не повел носом, когда под арку дома-императора поднырнул гибкий силуэт. Вдогонку нашей троице летел осенний ветер, и вздрагивающие тени фонарей скользили по каменным плиткам мостовой… Ненастный день потух, а «настный» вечер, наоборот, загорался.
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава, на мой взгляд, играла роль ссылки в прошлое НикНика, чтобы читатель мог хоть как-то понять, что же чувствует главный редактор «Полундры», держа в руках оригинальный первый выпуск газеты «Ведомости». Авторам главы удалось объяснить всю значимость распечатки, сделали они это интересно, поэтому глава понравилась.
2. Самое удачное место
Общение юного студента Круглова и старого Профессора в библиотеке. Гениально продуман профессор, точнее его приёмы обучения. Сразу видно, что он невероятно мудрый человек. Почему-то сразу идёт ассоциация с монахами-наставниками в Тибетских монастырях, которые говорят безумно мало и только по делу.
3. Самое неудачное место. Почему?
Возможно, где-то было трудно читать, но это просто из-за насыщенности текста и его наклонности к более историческому, полному фактов, направлению. В целом же, всё хорошо.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
О ком хотел рассказать главный редактор Лехе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Профессор-Тибетский монах
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
За первые 9 глав, это была самая интересная история. 11 из 10, потому что было интересно читать об истории создания главы и о целях, которые преследовал Мастер проекта. Впечатлил анализ минусов и плюсов главы, выдвинутое опасение о том, как будет идти ее чтение. Всё это говорит о том, что Татьяна Борисовна очень трепетно относится и к читателю, и к своему труду. Но больше всего, конечно же, я был поражен маленькой, в буквальном смысле, исторической справкой. Наглядно, а потому крайне полезно!
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Некоторые афоризмы не показались афоризмами. Например, «шесть шагов за два прыжка». Или я чего-то не понимаю, или это просто констатация факта о том, как был быстр НикНик из-за своего волнения.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Не хватило продолжения истории о том, как же закончились изучения Круглова и Профессора в библиотеке. Какие слова на прощание они друг другу сказали. Наверное, потому что личность мудрого старичка вызывает сразу глубокое уважение и неподдельный интерес. Уверен, на прощание он мог сказать бы НикНику пару наставлений на века, поэтому хотелось бы это увидеть.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Мне понравилась глава, потому что в ней было достаточное количество исторической информации.
2. Самое удачное место
Мне понравилось сравнение источника с личностью. Интересная находка
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Эта глава отдыхательная. Мне всего хватило.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Кого не учел Петр? О ком не успел сказать Круглов Лехе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Картинки неправильно разбросаны по главе. Например у 7 эпизода должна быть картинка из 5 эпизода. Иначе непонятно кто этот старик, изображенный на фоне лестницы.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Из какого города прибыл в Москву Круглов для написания курсовика?
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Коллективная повесть всё больше и больше нравится. С каждой главой всё интереснее. Видно, что глава написал профессионалом. Авторам большая благодарность. Спасибо…
2. Самое удачное место
Мне очень нравится читать о Круглове. Мне так нравится этот персонаж.
3. Самое неудачное место. Почему?
Таких значительных неудачных мест нет, ошибок нет. О мелких я не буду писать.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хочется исправить иллстрации, они какие-то однообразные.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что предпримет Круглов?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Мне они не очень понравились. Как я и говорила хочется исправить.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, ознакомилась. Очень было интересно
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зелёные слова и афоризмы не мешают читать эту повесть. Они отлично подходят к этой повести
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Конечно, про моего любимого персонажа Круглова.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Главное это КП и МБИ…
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Если хочется исправить, исправь. Или хотя бы напиши, что не так. Уж очень анкета на отписку похожа.
Проверено. Редактор-арбитр Лариса Боброва
Алиса Ведмецкая#1150 Школьный издательский центр «Cool school»; Школа 12, Пятигорск, Ставропольский край
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава очень понравилась. Проявляется интерес к продолжению повести.
2. Самое удачное место
«Студентик. Хочешь получить временный читательский билет? — посочувствовала ему тетя из окошка, — неси справку». — «Какую?» — «О том, что нужных тебе материалов нет ни в одной другой библиотеке». — «А где же можно получить такую справку, что интересующей тебя книги нет ни в одной библиотеке?»…
3. Самое неудачное место. Почему?
В данной главе неудачных мест не обнаружила.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что ждет читателей дальше?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Да данный момент считаю эти иллюстрации лучшими из предыдущих! Идеально подходят.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зеленые слова и афоризмы не мешают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Леху.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Продолжение повести.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава понравилась. Узнала очень много о НикНикыче. Люблю такие моменты в книгах, когда человек погружается в свои воспоминания, как будто заново проживаешь с ним все то, о чем он говорит.
2. Самое удачное место
Вдруг ему пришло в голову, что все это — сон наяву, ведь бывает так: человек постоянно думает одну и ту же мысль, засыпает с ней и просыпается, и уже доходит до такого состояния, что она ему не мешает, просто шумит, как дождь за окном, — а потом что-то происходит, и мысль материализуется, но не по-настоящему, а ему просто кажется, что это так.
Верно подмечено. Очень часто сталкиваюсь с подобным в жизни.
3. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что за камень нашел Леша?
Что случилось с моим любимым Чарли?
4. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Неплохая идея совместить рисунки персонажей с фотографиями(картинками). Такого еще не видела в предыдущих главах.
5. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, ознакомилась. Очень подробно написано, спасибо! А то, что Вы беспокоились, что будет скучно и трудно читать ерунда! В прошлой главе были загадки и приключения, сейчас разбираем «кракозябликов». Интереснее читать наоборот! :)
6. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Получить ответы на «детективные» вопросы. И узнать что-то новое про Маринку, давно ничего уже не было про нее.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Моисей Исаев#1150 Школьный издательский центр «Cool school»; Школа 12, Пятигорск, Ставропольский край
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава очень понравилась! У меня все больше и больше проявляется интерес к повести.
2. Самое удачное место
«Студентик. Хочешь получить временный читательский билет? — посочувствовала ему тетя из окошка, — неси справку». — «Какую?» — «О том, что нужных тебе материалов нет ни в одной другой библиотеке». — «А где же можно получить такую справку, что интересующей тебя книги нет ни в одной библиотеке?»
Тетя пожала плечами.
3. Самое неудачное место. Почему?
Я не нашел для себя неудачных мест в данной главе.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В данной главе мне всего хватило.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что будет дальше?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации очень хорошие!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, я ознакомился. Историческая справка интересная.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зеленые слова мне не мешают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про НикНикича и Лешу
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение повести.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Анна Димитренко#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да. Почти вся глава один большой флешбэк. Очень обрадовало то обстоятельство, что внимание сконцентрировано на Круглове. Потому что воспоминания и мысли Круглова отвлекают внимание читателя от блестяще слитого Лёхи. Хвалю главу за то, за что хвалил пред предыдущую. В общем, после отвратительной восьмой, девятая глава смотрится весьма неплохо.
2. Самое удачное место
Весь флешбэк Круглова.
3. Самое неудачное место. Почему?
Я бы не сказал что такое было. Один из несомненных плюсов этой главы.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило. Ничего не хочется исправлять.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что предпримет Круглов?
И моё коронное: «Что будет дальше?»
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Они откровенно хороши. Мне нравится.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. Выполняет сою функцию и интересна. Хотя информации слегка многовато для небольшой заметки, и слишком мало для крупного текста. Потерял время. Не читал бы, ничего не потерял.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
…
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
«Практика. Нет идей. Как всегда». Александр Ахциев (с)
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Честно, не очень. Я ожидала другого развития событий.
2. Самое удачное место
Эпизод, в котором только напечатанная Ведомость попадает в руки Капитану.
3. Самое неудачное место. Почему?
Воспоминания Круглова, описала ниже
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Лично меня как-то не радуют все эти Капитансие воспоминания. Ну, скажем сперва, что я ожидала активного действия, каких-то новых приключений, событий, а тут на тебе. Сразу интерес пропал, бегло прочла главу, ожидая возвращения к диалогу с Лешей, но так толком ничего и не вышло.
Еще я так же не уверенна, а мог ли человек в столь волнующий момент предаться воспоминаниям и забыть о происходящем?
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что ждет наших героев?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Понравились. Оригинальное решение, я считаю.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про дальнейшие приключения Капитана и его команды.
Хотелось бы эту главу преподнести как-то интереснее.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась. С каждой главой КП всё интереснее.
2. Самое удачное место
«Лихо отмотав лет двадцать назад, память вынесла нашего героя в читалку Ленинской библиотеки, где точно такая книжка-малышка „в осьмушку печатного листа” и с жирной запятой после заголовка лежала перед студентом Колей Кругловым, прибывшим в столицу нашей Родины город Москву „писать курсовик”».
3. Самое неудачное место. Почему?
Не нашла таких.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило в полной мере.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Детективного вопроса у меня не возникло.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации замечательные! Очень нравятся!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась. Написано интересно, мне понравилось.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают, а помогают!
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про «Полундру»
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Самое интересное? Повесть.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Ольга Бабешко#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Знаете, повесть все больше и больше начинает нравится. Становится понятно, что к чему. Больше захватывает.
2. Самое удачное место
Тут же одинокой зарницей вспыхнула мысль, что это известие он ожидал последние 20 лет. Все это время (видимо, это были годы временного перемирия) он знал, что рано или поздно будет стоять на примерно такой же тихой улице с коваными фонарями у входа в свое прошлое и держать в руках эту бумагу.
И вот этот день настал, и теперь ему предстоит пережить исполнение своих ожиданий. Круглов не в состоянии был оторвать взгляд от этих страниц и даже не понимал, страшат они его или, наоборот, манят. Он оттягивал момент знакомства с Лехиной посланкой.
Вдруг ему пришло в голову, что все это — сон наяву, ведь бывает так: человек постоянно думает одну и ту же мысль, засыпает с ней и просыпается, и уже доходит до такого состояния, что она ему не мешает, просто шумит, как дождь за окном, — а потом что-то происходит, и мысль материализуется, но не по-настоящему, а ему просто кажется, что это так. Круглов опустил глаза на первую страницу.
3. Самое неудачное место. Почему?
Конец оборванный. ГГР рассказал бы свои мысли, поделился с Лехой ими. Ведь это интересно!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне все хватило и все понравилось.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что будет дальше?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Очень красочные и интересны. Как будто вместе с ГГР переживаешь все моменты.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Такие главы в повести и нужны чтобы отвлекаться от всего и узнавать больше интересного о биографии ГГР
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Ничего не мешает и все нравится.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про ребят из редакции. Хочется узнать как они там.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Становится все больше и больше интересна мне повесть.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Ну еще бы! Сразу видно, что писал «профи»! Мне очень нравится стиль Татьяны Борисовны — ее чуткость, глубина, слог. А какой у нее юмор! Большое спасибо за доставленное удовольствие.
2. Самое удачное место
Здорово передано отношение молодого Коли (да и немолодого) к библиотеке. Не только к ее содержанию, но и к самому духу, живущему в этих стенах. Моя мама рассказывала, что, будучи студенткой, работала в Ленинской библиотеке с первоисточниками. Так вот она подтверждает, что это настоящее чудо — держать в руках рукописи. Это трудно передать словами. Теряешься во времени, как будто держишь в руках само прошлое, оно с тобой сейчас, прямо здесь.
В главе хорошо показано трепетное отношение Редактора к истории. Даже непонятно, как он умудрился не стать крупным ученым!
3. Самое неудачное место. Почему?
Неудачное место? О чем вы?)))
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хочется исправить то, что глава так быстро закончилась. И зачем Леша все время «затыкает» дядю?!!!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Наверное здесь детективная линия уступила место замечательному лирическо-филосовскому отступлению.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации понравились, особенно демонстрирующие особенности ручного книгопечатания — очень наглядно получилось.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Татьяна Борисовна, спасибо за интересную информацию (формат Ведомостей). Действительно, неожиданно! История написана с душой.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Мне опции не мешают. При чтении пользуюсь ими, когда интересно. Простите, не всегда отвлекаюсь на них при чтении.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Заинтересовала Петровская реформа. Наверное НикНикыч своим фанатизмом заразил.))
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Сейчас интересен процесс. Становится привычным. Как мы без проекта жить будем?))
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Ксения Седых#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, понравилась. Явное отступление от предыдущей главы, насыщенной событиями и информацией. Данная глава может показаться немного подзатянутой, но это не портит впечатление от прочитанного.
2. Самое удачное место
На вопросы, которые ему задавал Коля, отвечал профессор по-хитрому. Брал в руки документ, частенько вовсе не тот, про который шла речь, и замолкал, делая вид, что удалился в свои мысли. Потом как бы мимоходом забывал закрыть книжку и оставлял ее перед Кругловым. Словно намекая: источник — эта такая же личность, как и ты. Ты умеешь разговаривать — он тоже. Просто ты издаешь звуки, а он без громкого голоса.
Интересно, что через какое-то время они стали разговаривать о книгах как о живых собеседниках. «Источник согласен, источник обиделся. Источник лжет, тихо смеется…»
3. Самое неудачное место. Почему?
Не припомню такового.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
По-моему, в главе нет ничего лишнего и ничего недостающего. Глава плавная, придавать ей угловатую форму не стоит.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему после заголовка «Ведомости» стоит запятая?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Хорошая идея про попутное указание особенностей «Ведомостей». Илююстрации, изображающие героев, очень уютные. Впрочем, как и сама глава.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Фотографий бы побольше, про то, как шёл процесс создания главы.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Меня всё устраивает. Некоторые афоризмы позволяют внимательнее вдуматься в те или иные слова.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Я уже устал перечислять=)
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Пока что только КП. Потом, может, ещё что-нибудь понравится.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава описывает, то что уже было, но никто об этом никогда не задумывался и не догадывался. Столько много вопросов и так мало ответов. Надеюсь остальные главы все раскроют. Глава понравилась.
2. Самое удачное место
Описание юношеской жизни Круглова.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не было.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило. Глава вообще получилась очень удачной. Нету ничего лишнего.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как же во всей этой истории будут задействованы остальные участники Полундры?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Подходят под главу. Красочные и яркие.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Было легко читать. Ничего не мешало.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Дети Полундры!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
9 главой, в целом, я довольна. Она получилась как глава-эпизод из жизни Круглова. Она не такая, как предыдущие и это ее плюс.
2. Самое удачное место
«Тут же одинокой зарницей вспыхнула мысль, что это известие он ожидал последние 20 лет. Все это время (видимо, это были годы временного перемирия) он знал, что рано или поздно будет стоять на примерно такой же тихой улице с коваными фонарями у входа в свое прошлое и держать в руках эту бумагу.
И вот этот день настал, и теперь ему предстоит пережить исполнение своих ожиданий. Круглов не в состоянии был оторвать взгляд от этих страниц и даже не понимал, страшат они его или, наоборот, манят. Он оттягивал момент знакомства с Лехиной посланкой» это очень неловкий и интересный момент, который понравился мне больше остальных. Он помогает раскрыть персонаж Круглова, его натуру, а мне очень интерсно знать больше о героях этой повести.
3. Самое неудачное место. Почему?
«Еще там кино на стенке показывали. Я им „Ведомости”, а они мне кино…» я не помню никакого кино. Там разве что-то показывали? Так что именно это место для меня осталось непонятым и неудачным.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило активности и настоящего. Глава получилась как огромное воспоминание из прошлого. Исправить ничего не требуется.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Где Рита? Она же слежку вроде устроила. Очень жду ее появления.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Те иллюстрации, которые имеются хорошие, но есть ещё два пустых места. Их надо заполнить, потому что смотрится не доделано, как буд-то эта глава в черновом варианте.
Можно было бы добавить картинку профессора или молодого НикНикыча.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась с «историей создания». Мне нравится, что автор делится своими впечатления, конкретно ставит цели перед доработчиками и понятно обращается к читателям. Также из этой истории ясно, что и сам автор знаток в Петровской истории. Упоминание и уточнение о связях глав прекрасная идея и ещё один плюс.
Спасибо. Определённо 5 из 5 баллов.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Хорошая работа. Когда встречаются непонятные моменты, то сразу открываю объяснение, поэтому читать они не мешают абсолютно, а даже помогают. Но всё же лучше бы значок афоризма был после самого афоризма, а не перед ним, как сейчас.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Интересно куда дальше отправился Круглов, прихватив с собой Леху. Вернуться ли герои в это кафе, чтобы попытаться полностью разгадать эти тайны? Хотелось бы узнать разгадку этих бумаг, кафе, поведения Чарли. Также я уже соскучилась по членам редакции.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
КП. Пока идеи не назрели.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Виктория Чухланцева#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 9. Ничего нельзя брать на веру
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Хорошая глава.
Емкая такая и цельная. Не разбавленная не разлитая в разные емкости и лужи.
2. Самое удачное место
про старика профессора.
3. Самое неудачное место. Почему?
не помню — значит нету))
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
опять не хватает внешности героев?
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
тут детектив в историю перерос, хотя для меня история всегда была немного детективом.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ага. Ознакомились. Но до историзма пока не дошло, о котором Т.Б. говорила. Вернее тут в главе получилось (мне кажется) то о чем она мечтала-грезила. Наука превращена в литературу.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Хорошо все.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
просто читать хочу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Дочитать! И как обычно когда читаешь хорошую книжку, уже начинается боязнь того, что она скоро кончится,
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 9)
Нина Широкова#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск