Маргинал. Словечко, скажу я вам, очень модное в современных кругах. Но из-за размытости понятия (от лат. marginalis — «край, граница, сторона»; человек, находящийся вне своей социальной группы) оно характеризуется слишком общим употреблением где ни попадя. Сказать, что слово с оттенком пренебрежения, — значит сильно смягчить. Этот ярлык навешивают нынче на любого, «непохожего на тебя», — когда хотят обругать человека, не опускаясь до мата. Меж тем маргинал — это и лохматый свободный художник, и бомж, и бросивший вуз и уехавший в Тибет, и путешественник Федор Конюхов, бороздящий просторы океана, и, наконец, наш эпизодический персонаж…
Если ты не вписываешься в рамки «правильности» с точки зрения общества (школа — институт — работа — семья — дети), или отрицаешь некоторые общественные устои, или просто тебе не хочется и не можется ни с кем общаться, — ты уже можешь считать себя маргиналом. А если не хочешь, за тебя это сделают другие. Вон, гляньте-ка демку «Вместе»: многим не понравилось, что Катюха увлечена рэпом. Стало быть, и она маргинал? Никак нет.
А теперь вернемся к КП. Здесь: легкомысленный, поверхностный, недалекий, довольствующийся малым, типичный представитель толпы, просто обыкновенный разгильдяй.
О маргиналах в культуре без пренебрежительных оценок пишет И.В. Малышев, доктор философских наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор Российской академии музыки.
«Маргинал» — понятие безоценочное. Это ни «хорошо», ни «плохо». Ибо может быть и «хорошо» и «плохо», но современники об этом, как правило, знать не могут. То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может и не войти. То, что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной структуры, и художественной культуры.
Маргинал — тот, кто отстал, и тот, кто опередил. Он может быть атавизмом отжившей уже культуры и человеком будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры.
Отсюда и функции маргинала в культуре: он ее или консервирует, или развивает, или разлагает. В первых двух случаях маргинал нужен человечеству. Культура должна быть благодарна тем «чудикам», которые не могут поступиться принципами прошлого. Ибо культура — это всегда сохранение прошлого. Тем более что никогда неизвестно, что в этом прошлом актуализируется в будущем.
Нужен культуре и маргинал — «человек будущего». Такие, как он, «на обочине» культуры нарабатывают принципы мышления, поведения и ценности, нужные следующим поколениям, которые «откроют» своих предшественников и воздадут им должное. Но не современники. Это пророки трагической судьбы.
Малышев И.В. Тот, кто «не в ногу» // Маргинальное искусство: Сб. — М.: 1999
Ксения Шовтута, даешь иллюстрацию! Баллы поделим=)) (если дадут)
|