Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Инструкция и календарь

Инструкция и календарь


Переход на параграфы инструкции-навигатора осуществляется из Календаря Спецвыпуска.


Навигатор по разделу:


Инструкция как пользоваться этой инструкцией. Это календарь проекта. Кликнув на нужную дату, вы перейдете на инструкцию к этому этапу. Таким образом, документ целиком читать не надо — а только по фрагментам, когда наступает тот или иной этап
1



10.12
Первый дедлайн


12.12
Единый день заседания школьных редакций России
20.12–20.01 
Гриф «В печать!»
20.01
Второй дедлайн





Февраль
Подводим итоги
01.04
Прибытие тиража









Этап 1. Знакомимся с проектом
Таймер: 15.10–01.11 

Суть и механика проекта

Спецвыпуск по Сети — это школьный журнал, собираемый по интернету. Каждая команда, которая участвует в проекте, пишет, иллюстрирует, верстает и издает собственный мини-выпуск журнала. Оргкомитет (главная редакция) проекта выкладывает в открытой сети план выпуска и банк творческих заданий. Участники выбирают интересующие их рубрики и темы, записываются в проект и начинают работу (разработку, написание и сбор материалов, их редактирование, иллюстрирование, верстку).

Выпуск должен представлять собой издание, которое имеет обложку, оглавление и состоит из нескольких разножанровых материалов (на один большой материал рекомендуется два малых).
Материалы должны быть проиллюстрированы, иллюстрации подписаны.

До 10 декабря на портал школьной прессы выкладываются просмотровые версии статей, подготовленных собственными силами. Далее команды знакомятся с материалами коллег и проводят «работу над ошибками». 20 января итоговые проекты выкладываются на портал и те из них, которые получили гриф «В печать», входят в итоговый выпуск, который выходит в свет в тиражном варианте.

Спецвыпуск имеет 7 рубрик, в каждой рубрике — разножанровые задания.

Технология работы
  • Шаг 1. Выбрать формат (так фиксируется начало работы в проекте). Подробности — см. ниже.
  • Переходим в «План-рубрикатор» В нем детально описываются задания к материалам (но это не означает, что участники не имеют возможности разрабатывать свои идеи).
  • Главная редакция (ЛГО) подготовила шаблоны, благодаря которым при разработке своих тем можно наглядно представить, как будет выглядеть итоговый продукт.
  • По вопросам и предложениям обращайтесь на Дежурную линию «Спецвыпуск по Сети»
  • Чтобы вовремя получать информацию, всем участникам Спецвыпуска нужно подписаться на новостную ленту «Сетевые проекты» и сообщить об этом на дежурке.
  • На что обратить внимание

    Если вы встречаете на Портале значок , то знайте: это ссылка на «Спецвыпуск по Сети». Вам надо научиться работать с пультом (стоит на боковине). Значок на панели — перейти на вкладку Спецвыпуск. На вкладке Спецвыпуска вы найдете все нужные ссылки — например:

    Внимание! Демоверсии и обложки нужны только в том случае, если вы выпускаете Спецвыпуск у себя в школе или если вы верстаете показательные страницы. С 2013 года статьи принимаются в хронографе «Статья в тему», а картинки — в гусенице Спецвыпуска. Читайте дальше.

    Также вам надо понять, как правильно работать с «гусеницами», куда вы будете закачивать файлы.
    Для быстрой ориентации кликните на плашку «Задание»:

    Варианты участия

    Всего в проекте 7 рубрик и 3 формата участия. Все имеют возможность выбрать варианты участия, рубрику и задания по своему усмотрению.


    Материалы участников будут собраны в один выпуск журнала «Лицейское и гимназическое образование» и «проложены» страницами, подготовленными участниками формата f. Все технические детали смотрите в ТЗ №  5. До 10 декабря в портфолио Спецвыпуска закачиваются все материалы, которые подготовит команда. До 20 января все, кто получил гриф «В печать!», предоставляют окончательный продукт (в соответствии со своим форматом).

    Далее мы подробно описываем каждый этап, указывая сроки и ожидаемые результаты.


    Чтобы записаться в проект, пройдите на страницу «Выбор формата».

    Этап 2. Выбираем формат участия

    Таймер: 15.10–01.11

    Что такое «формат»
  • Формат — это превалирующий способ работы в проекте. Вы выбираете тот, в котором максимально проявятся достоинства вашей команды.
  • Главный формат проекта - a: Издательский. Без него ничего не состоится. Все остальные форматы участия осложнены какими-то специфическими условиями, и их стоит выбирать только при наличии ресурсов, которые позволят эти условия выполнить.
  • Проанализируйте, какая из предложенных форм работы вам ближе.
  • Выберите формат.
  • Формат a
    «Издательский»

    Главная миссия и генеральная задача участников формата a — написать отличные материалы для наполнения Спецвыпуска и проиллюстрировать их. Эти материалы — основной портфель номера. Войти в Хронограф «Циклы статей». Создать цикл с названием своего издания, например «Муравейник» для Спецвыпуска по Сети». В дальнейшем при написании статей вы будете выбирать этот цикл и все ваши материалы будут собраны вместе.


    Поощряется, если участники проекта обмениваются материалами. Например, один написал текст, другой предложил картинки. Новый инструмент позволяет это делать. Зайдите


    Программа-минимум одного участника: материалы на 5 цветных полос (в т. ч. два разворота) + обложка. Программа–максимум: на усмотрение команды. a— шники могут, если пожелают, предоставить не *.doc, а проекты верстки в предлагаемых шаблонах (см. ниже), но это необязательно.


    После выбора формата a— шники проходят на страницу «План-рубрикатор» и помечают галочками те задания, которые будут разрабатывать.

    Формат m
    Медиаформат

    Спецвыпуск будет издаваться в двух версиях: полиграфической и веб. Медийный формат предназначен для веб-версии и включает все доступные виды медийных файлов: видео, аудио, фото, тексты, анимация, слайд-шоу.


    После выбора формата «медийщики» проходят на страницу «План-рубрикатор» и знакомятся с ней. Им надо очень хорошо знать состав проекта, чтобы разработать медиа-сопровождение.
    Рекомендации по подготовке медийных проектов

    Формат f

    Формат f (ФОТОкросс) — подготовка тематических фотопроектов. Выбрав этот формат, участники отмечают задания, которые их заинтересовали.

    Всем форматам

    На Дежурной линии «Спецвыпуск по Сети» сообщите о том, какая форма участия вами выбрана и почему. Воспользуйтесь паузой до начала следующего этапа, чтобы оговорить все неясности и задать все вопросы.

    Внимание!

    По правилам проекта, каждый участник должен отработать в программе «Мастер-аудитор». Аудиторы — это люди, которые помогают участникам издательских форматов исправлять ошибки и улучшать работы, указывают на достоинства и недостатки. Один из аудиторов (кто возьмется) получает печать «Техконтроль» и проводит «входящую» проверку файлов. Другой аудитор получает печать «Виза корректора» и так далее. Выбрать аудиторскую позицию можно на странице «Мастер-аудитор»


    Тема Спецвыпуска официально объявляется в новостях. Чтобы быть в курсе, вам следует подписаться на новостную ленту «Сетевые проекты».


    Этап 2 завершен. Переходим к этапу 3.

    Этап 3. Выбираем рубрики и задания

    Таймер: 01.11–05.11

    С чего начать этот этап

    На странице «План-рубрикатор» размещены мини-концепты каждой рубрики, примерные задания и рекомендуемые шаблоны, наглядно показывающие предположительный вид будущей верстки. Вы можете выбрать столько заданий, сколько команда в состоянии осилить. Одно и то же задание могут выбирать разные команды.

    Форматы
    a и f

    Выбираем задания и приступаем к работе. Начинаем освоение шаблонов.
    Скачайте их и выполните пробу.

    Формат m

    Задача команд, выбравших формат m («Медиа»), шире, чем формат a («Издательский»), поскольку нужно не только создать материалы, но и найти к ним медиаряд.
    Все материалы закачиваются в папки, указанные в Плане-рубрикаторе
    Звуковые файлы закачиваются в гусеницу Спецвыпуска, папку «Наука MP3»
    Видео-файлы закачиваются на Ютюб, затем вы размещаете код видео-файла на портале.

    Всем форматам

    На Дежурной линии «Спецвыпуск по Сети» сообщите о своих темах. Так фиксируется начало работы, полезным и вдохновляющим этапом которой являются коллегиальные обсуждения.


    К услугам команд, принимающих участие в сетевом турнире, — новостной Задачник, которым можно воспользоваться. Важная новостная задача на этом этапе проекта — стимулирование повышенного внимания к ТЗ. Новости тоже войдут в итоговый Спецвыпуск.
    Юмор и «изюм» — приветствуются.


    Краткий обзор рубрик и наводки для выбора

    Рубрика I
    Виват, наука!

    В этой рубрике собраны задания для журналистких рейдов, интервью и живой работы в «полевых условиях».

    Рубрика II
    Параллельные явления

    Здесь во главу угла положен эксперимент. Дается описание естественнонаучных опытов, которые нужно лично поставить и записать, что получится. В качестве журналистского отчета приложить фото или рисунки, а также заметки по ходу эксперимента, в которых изложить непосредственные наблюдения и «философский вывод».

    Рубрика III
    Битва умов и наук


    Рубрика IV
    Вклейки и вкладки

    Это чисто издательская рубрика. Создание Книжки-малышки, плакатов, баннеров, мотиваторов и демотиваторов. Причем, не только для полиграфического, но и для веб-версии Спецвыпуска.

    Рубрика V Курсовики

    Темы курсовых работ для творческих одиночек

    Рубрика VI
    А подумать

    Опросы, интревьюирования, анкетирования

    Рубрика VII
    Вольная тема

    Здесь важно вот что. Это — рубрика-нетривиал, выбирать которую стоит, когда у вас есть перпендикулярная, параллельная или «неучтенная» идея.


    Касается всех, даже Михайло Моргунова. Чтобы успешно участвовать в проекте и при этом извлечь пользу, нужно внимательно отнестись к Техническому Заданию.

    Этап 4. Изучаем пакет ТЗ


    Таймер: 01.11–05.11

    Зачем это нужно

    Участников проекта можно условно разделить на две концептуальные группы:
    1) Те, кто делает те же самые ошибки, которые делаются каждый год.
    2) Те, кто не делает те же самые ошибки, которые делаются каждый год.



    Три основных документа, которые должны быть все время под рукой:
    1) Страница «План-рубрикатор»— там не только задания, но и шаблоны. с которыми можно сверяться.
    2) ТЗ № 5— техзадание.
    3) ТЗ № 14— требования к файлам, шаблоны.

    Вот минимальный список ТЗ, без которых успешное участие в проекте невозможно:

    ТЗ № 5 
    Технические требования к Спецвыпуску
    ТЗ № 14 
    Требования к файлам
    План-рубрикатор


    Основной документ, в котором описывается Полный Пакет Материалов Единый стандарт для текстов, картинок, pdf-файлов Разработка творческой части проекта Самые элементарные пункты Наводки и подсказки

    Проведите небольшую деловую игру по изучению этих документов, и ваша команда продвинется в части культуры работы с материалами.

    Этап 5. Мастер-класс


    Таймер: ноябрь

    Программное обеспечение

    Установите на своем компьютере программы Adobe Acrobat™ и ACDSee™ (или бесплатный аналог), а также FlashPlayer™.

    Мастер-классы по Cети Участникам проекта (взрослым и ребятам) рекомендуется пройти сетевые Мастер-классы в рамках общей темы «Делаем Спецвыпуск».
  • Чтобы стать слушателем виртуального курса, необходимо зайти на страницу «Мастер-классы по Сети» (см. Пульт на боковине) и отметить себя в «Записывалке».
  • При записи в Мастер-класс вам нужно указать выбранную специализацию
    (Автор, Фотограф, Редактор, Иллюстратор, Универсал).

  • Записаться в Мастер-класс

    Этап 6. Готовим материалы


    Таймер: 01.11–05.12


    Если вы уже определились с темой, проведите заседание редакции и методом «мозгового штурма» сфантазируйте, как разыграть выбранную тему, чтобы получить содержательные и оригинальные материалы.


    Раздайте ребятам задания (в письменном виде), установите сроки.
    Конверты с заданиями могут выглядеть так.


    Назначьте контрольного редактора — человека, отвечающего за Коллект. Его (человека) задача состоит в том, чтобы проверять каждый закачанный на Портал файл (будь то текст, картинка или что иное) на соответствие ТЗ № 14. Этим вы убьете трех зайцев: сэкономите время на непеределках; к концу проекта получите обученного специалиста; вызовете восхищение организаторов (по причине нерастраты их нервной энергии на многократное написание замечаний).


    Распечатайте ТЗ № 14 и разместите на информационном стенде в своей редакции.
    Из ТЗ № 5 извлеките фрагменты, имеющие отношение к вашей теме, и тоже — на стенд.


    Заведите три коробки: в одну складывайте «Мысли и идеи», в другую — материалы в вашу рубрику («В тему»), в третью — то, что придет («Вне темы»).

    Формат a

    Ваша задача-минимум: тексты и картинки на 2 разворота (4 полосы) + презентационная страница о вашей команде + обложка вашего издания, выполненная в духе темы. Первое что надо сделать — распечатать требования к Демоверсии.


    Применяя законы драматургии (завязка — кульминация — развязка), составьте прикидочный план своего выпуска. Какие материалы будут «программными», какие «фоновыми» (какие большими, какие малыми). Чем будете удивлять читателя? Нужен и гвоздь номера — «центральный удар».


    Совет. Передайте учителям-предметникам спецконверт с заданием, с тем, чтобы они провели на своих уроках «творческие пятиминутки», — и вы получите груду материальчиков, из которых выберете самые интересные. Конверт может выглядеть так. Если позволяют возможности, проведите в своей школе игру «мини-Спецвыпуск».

    Формат f

    Также по возможности проведите в своей школе игру «мини-ФОТОкросс». Ваша задача — создать «живые» фотоциклы, а не просто сбор снимков из любительских альбомов.

    Формат m

    По мере выкладки выполненных заданий в Сеть с вас — медиафайлы.

    Всем форматам

    Для итогового номера понадобятся фотографии из цикла «Как мы это делали».
    Собирайте их по ходу работы.


    Приступаем к подготовке материалов

    Этап 6.1. Готовим Демоверсию


    Таймер: 01.11–05.12


    Все материалы, которые вы подготовите, надо собрать в один Демофайл.


    Если вы сами не сможете их сверстать, то, пользуясь шаблоном № 2, сделайте общий *.doc-файл. Картинки в нем представляйте в виде маленьких превью минимальным весом (только для наглядности).

    Если вы можете сверстать свои материалы, закачивайте Демоверсию в *.pdf.

    Записать и запомнить

    Колонтитулы каждой страницы должны содержать название издания, регномер.
    Страницы должны быть про-ну-ме-ро-ва-ны.
    Демоверсия в *.doc начинается с Паспортички (название издания, город, регномер и проч.). Демоверсия в *.pdf начинается с обложки (название издания, город, регномер и проч.).


    Сколько бы материалов вы ни подготовили, всего можно закачать один Демофайл
    (*.doc или *.pdf — по вашему усмотрению).
    После закачки Демофайла он должен пройти техконтроль.


    Остальное — см. ТЗ № 5, в описании D*10

    Этап 6.2. Готовим Коллект


    Таймер: 01.11–05.12

    Требования к картинкам

    Все изображения, которые используются в работе, должны быть представлены:
    1) В демоверсии.
    2) Отдельно от демоверсии — в папках, указанных в ТЗ № 5 (Коллект).
    Если картинка не годится, она помечается печатью «На замену» (авторам сразу надо отреагировать). Приемка Коллекта осуществляется только при исполнении технических требований, указанных в ТЗ № 14.

    Записать и запомнить

    Каждый файл должен иметь полностью заполненный паспорт.
    Паспорт заполняется так, как написано в описании к нему.
    Иллюстрации вы закачиваете в те папки, которые указаны в ТЗ № 5.
    В качестве обложки к проекту все закачивают «родную» обложку своего издания, исполненную в духе темы. Фото команды представляется так, как указано в ТЗ № 5.


    Остальное — см. ТЗ № 5, в описании C*10

    Этап 7. Самопроверяемся

    Таймер: 05.12–10.12


    Оргкомитет сугубо благодарен участникам, которые без дополнительных просьб сами проверят свои работы.

    Две главные задачи этого этапа:
    1) Предоставить Демофайл, который содержит все материалы в их правильной последовательности, наглядно показывающий общий результат вашей работы.
    2) Предоставить Коллект, в котором имеются все иллюстрации (весом от 2 до 3,5 Мб), «паспортизированные» так, как указано в ТЗ № 5, в пункте C*10.

    Алгоритм проверки Демоверсий Алгоритм проверки Коллекта

    Этап 8. Первый дедлайн

    Таймер: 5.12


    Что такое дедлайн? Это крайний срок, к которому должна быть выполнена задача.

    5 декабря в 23.59 Портфель «Спецвыпуска по Сети» закрывается, и все опоздавшие переходят в разряд отдыхающих (без обид).
    Этап 9. Сессия «Мастер-аудитор»

    Таймер: 10.12–20.12

    Взаимопроверка и оценка работ Не расслабляйтесь. Все только начинается. Теперь вам предстоит пройти этап проверки и исправить все недочеты. По опыту прошлого: большинство участников перезакачивали свои работы пять и даже двадцать пять раз.

    Если вы внимательно отнеслись к ТЗ № 5 и ТЗ № 14, то избежали типичных ошибок, а на индивидуальные промахи вам укажут уважаемые аудиторы.

    Настало время и вам стать Аудитором.
    Для этого вы распечатываете все дружественные выпуски, вместе с ребятами проверяете их и говорите коллегам про обнаруженные красоты и недостатки.

    20 декабря заполняете виртуальную Аудиторскую ведомость. Далее обновляете ее по мере необходимости.
    Этап 10. Единый день заседания школьных редакций

    Таймер: 13.12

    Суть акции

    Второй четверг декабря — Единый день заседания школьных редакций России.
    Важно не только «отметиться», главное — с пользой для своего коллектива провести единую всероссийскую школьную редколлегию.
    Суть акции. Все, кто принимает в ней участие, собирает в этот день редколлегию и обсуждает какую-то важную проблему (предложенную нами или свою). По итогам заседания публикует новости. Предлагаем также выбрать какую-нибудь интересную статью, которую вы планируете опубликовать в вашем издании, на ее основе создать новость и разместить на Портале. Пусть эта новостная заметка ставит вопрос, дает пищу для ума, будоражит воображение. Пусть она будет дискуссионной.
    Пусть ваша новость соберет отклики и комментарии, а вы прокомментируете и откликнитесь на новости коллег. Таким образом, получится единая всероссийская редколлегия. Результаты дискуссий вы сможете потом опубликовать вместе со статьей.
    Примерное время выхода в эфир: 15 часов мск. Место встречи — дежурка «Новый сезон» и новостная лента. Творческий отчет — в ваших изданиях.
    Тема нынешнего сезона: Младшая редакция

    Обязательно сообщите в «Новом сезоне», какую тему вы предлагаете на следующее (через год) заседание.

    Этап 11. Гриф «В печать!»

    Таймер: 20.12–20.01

    Три уровня оценки Зеленая печать. Материалы соответствуют установленным требованиям.
    Определение степени совершенства: «Вещь!».

    Желтая печать. Материалы не вполне отвечают установленным требованиям, но могут «исправиться» после небольшой доработки. Определение степени совершенства: «Рыба».

    Красная печать. Материалы подлежат большой доработке. Определение
    степени совершенства: «Нерыба».

    Все три печати свидетельствуют: ваш выпуск принят. Если же вы оказались в аутсайдерах
    (не получили гриф), постарайтесь быстро исправиться. Но прежде чем писать «что именно нам исправить?», откройте ТЗ № 5 и 14.


    Этап 12. Второй дедлайн

    Таймер: 20.01


  • После того, как пройдет отбор полос для общего Спецвыпуска, вам будет предложено загрузить Коллект в полиграфическом качестве. От вас понадобятся дополнительные материалы или фото, поэтому нужно следить за новостями проекта.
  • Этап 13. Проверяем Портфолио участника проекта

    Таймер: 20.01–10.02


    Проект завершается, а история его остается. Проверьте свои файлы, перечитайте подписи к фотографиям. Лишнее удалите, дозакачайте удачное.
    Этап 14. Подводим итоги

    Таймер: февраль


    Здесь будет Анкета участника проекта
    Этап 15. Прибытие тиража

    Таймер: 01.04


    На финальных мероприятиях Всероссийского Конкурса школьных изданий (весна 2011 года, Москва) все участники получат в подарок пахнущий типографской краской Спецвыпусчек.

    Как будет выглядеть итоговый продукт?
    Обложка — полноцветная, блок — полноцветный.
    Страницы с ФОТОкроссом раскиданы по номеру.
    Каждая команда представлена фотографией и рассказом «Как мы это делали».


    Участвуйте, побеждайте и будьте счастливы!
    Дежурная линия «Спецвыпуск по Сети»



    Спросить вопрос или ответить ответ






    © Московский культурологический лицей № 1310
    5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
    Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
    Телефонировать: +7 495 309 1117
    Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
    Карта прохода, проезда, пролета