Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Мастер-аудитор

Мастер-аудитор. Спецвыпуск по Сети

«Мастер-аудитор» создан для сетевых проектов Портала, но его можно использовать и в своих целях — перед выходом номера, для взаимопроверки творческих работ, на уроках в профильных классах. Результаты работы Аудитора: «разбор полетов», сканы, рисунки, правки, перечни оплошностей

Навигатор по разделу:

Аудитор (от лат. auditor — «слушающий») — лицо, занимающееся аудитом (ревизией документов и отчетности) и консультационной деятельностью.
Википедия

Ребята! Коллеги! Ваша задача — планомерная и квалифицированная борьба с ошибками, «родимыми пятнами» школьных изданий. Мы предлагаем вам перечень наиболее распространенных и зловредных ошибок, а вы выбираете интересную для вас позицию, изучаете «как надо делать» и становитесь аудиторами (ревизорами) по выбранной «специальности». Выслеживаете ошибки и даете краткие и точные рекомендации, помогая коллегам таким образом улучшать свои материалы. За вами закрепляется номер и название позиции; указывайте их в теме сообщений при каждом своем комментарии.
Не забудьте прочитать инструкцию .

1. Аудитор-корректор

Абзацы

Что искать: текстовые массивы — сплошные колонки букв, монолитные блоки.

Что делать: проследить за тем, чтобы тексты были поделены на абзацы. Если материалы большие, то и на отдельные части (отбить пробелами).

Орфография

• «Парадные атрибуты»

Что смотреть: обложки, заголовки, подписи, оглавление, преамбулы, выходные данные, колонтитулы. Что делать: когда корректор читает выпуск, он должен пройтись отдельно по всем парадным элементам. Проверьте только эти атрибуты и сообщите о своих открытиях.
• Текст Что делать: вооружиться красной ручкой и пройтись по всем страницам изданий в поисках орфографических ошибок и опечаток.
Подсказка. В этом нелегком деле вам может помочь любой орфографический словарь, изданный в последнее десятилетие. Или сайт Грамота ру.
Высший пилотаж. Собрать коллекцию орфоперлов.
Пунктуация
• Кавычки
Что искать: «неправильные» кавычки. Классика жанра: «правильные» кавычки
в русской типографике — так называемые «елочки».
Применение «лапок» (две запятые сверху) или односторонних кавычек («… «) — ошибка («лапки» ставятся только в случае, если кавычки нужны внутри уже закавыченного текста).
Что делать: выловить все «несанкционированные» лапки, подсказать, где и как исправить (включая и заголовки, и рубрики, и колонтитулы, и выходные данные).
Следить, чтобы размер кавычек был соотносим с размером текста (а то ведь бывает, что ма-аленькое словечко мелким шрифтом заключено в гигантские кавычищи).
• Тире — дефисы

Что искать: дефисы вместо тире и наоборот.
Особый пункт — диалоги (интервью; передача разговоров в любых литературных жанрах): оформление реплик собеседников.
Подсказка. Дефис — это  знак внутри слова, а тире — знак между словами.
Внимание: эта задача не для всякого!

Что делать: с удовлетворением замечаем, что многие коллеги уже верно используют эти два символа. Но есть такие, которые не обращают внимания на разницу между тире и дефисом. Вам надо проследить, чтобы оба знака употреблялись правильно: тире было длинным или «средним» и отбивалось пробелами, а дефис — коротким и стоял в тесном контакте со словами. А также отловить все случаи неверного использования тире в диалогах (знак дефиса вместо тире; нет пробелов).

• Прочие знаки препинания Что искать: точки, запятые, точки с запятой, двоеточия, скобки, восклицательные, вопросительные знаки, комбинации знаков.

Что делать: проверить, нет ли в представленных проектах лишних скобок и потерянных запятых. Уместны ли в конце предложений восклицательные или вопросительные знаки. Правильно ли в текстах расставлены знаки препинания. Особая зона внимания — точки, которые в издательских продуктах ставятся иначе, чем в тетрадках (например, после заголовков или в оглавлении не ставятся).
Подсказка. Если заметите, что кто-то злоупотребляет восклицательными знаками — ставит их по три штуки в каждом втором предложении, — попросите исправиться. Все-таки издание должно говорить с читателем, а не кричать.
«Висячки» Что искать: концевые строки абзаца, попавшие в начало колонки, или начальные строки абзаца, оставшиеся в колонке последними.
Нельзя оставлять первые и последние строки абзаца в одиночестве. Они-то и называются «висячими».
Подсказка.
«Висячие» строки (оторванные от абзаца) выглядят так:

требовавшие внимания.
Довольны были и московские дворники, ибо частным дождич­ком смывались пыль и грязь, и на долю сего почтенного сословия выпадало больше сво­бодного времени.
Это время можно было потратить на
чае­питие, на долгие рас­сказы о недавней по­ездке домой в деревню, на легкую и приятную дрему.


Что делать: найти «висячие строки» в колонках (а также в начале или в конце полосы) и подсказать, что и как исправить.
Примечание. «Висячими» могут быть союзы и предлоги в заголовках. Их тоже надо отслеживать.
Примеры:
Кто там самый первый на
последний экзамен?
Самые умные и
самые сильные

2. Аудитор-техредактор

Шрифты Что искать: шрифтовой «беспредел» — в размерах, гарнитурах, цвете.
Стилевые несоответствия в использовании шрифтов.
Нарушения гигиенических норм для зрения (при печати мелким шрифтом).
Оправданность использования вывороток (печать белым по черному).

Что делать: пройтись по выпускам и просмотреть их только на предмет шрифтов.
Исследовать количество и состав шрифтов, используемых в основном тексте, в заголовках, рубриках.
Основных шрифтов — ограниченное количество (2–3, кегль не мельче 10 в пересчете на Таймс; допустимы все доступные конфигурации). Заголовочных может быть больше, но важна стилевая сочетаемость заголовков — с содержанием материала, с остальными заголовками на полосе.
Обратить внимание на шрифты преамбул (врезов), которые часто «забивают» заголовки.
Наблюдения свои опубликовать в дежурке проекта.
Диаграммы Что искать: стандартные диаграммы «пирогами» и «столбиками».
Что делать: предлагать авторам опросов и исследований свою идею необычного оформления диаграмм. Скажем, если опрос касается школьной формы, можно сделать диаграмму в виде самой формы.
Поддиаграммные подписи не должны идти шрифтами крупнее текста.

Примеры нестандартных диаграмм
Логотипы Что искать: только логотипы
Что делать: оценить их с точки зрения содержательности и полноты, различимости элементов, интересности и соответствия духу издания. Сводный отчет о своем рейде по логотипам поместите в дежурку.
Сопроводить сводный отчет картинками логотипов.
Колонтитулы Что искать: только колонтитулы. Проверяете правильность их оформления и эстетический вид.

Что делать: с вас — сводный отчет (издания по регномерам с названиями + оценка по результатам проверки).
Подсказка. Различаются правый и левый колонтитулы (они должны быть разными по содержанию). В одном из колонтитулов разворота должен стоять регномер или RSPR-код.

Обязательный минимум
Пункты и списки Что искать: пункты, в основном, бывают трех типов:
1. Когда слева в списке ставятся цифры или значки.
2. Когда перечень идет в подбор через точку с запятой.
3. Еще пункты бывают в оглавлениях.

Что делать: пройтись по всем проектам и посмотреть, как оформляются пункты и списки. Составить «Дефектный лист» и вывесить его в дежурке.
Желательно написать новостную статью о «пунктографии».

Несколько рекомендаций по работе с пунктами и списками (см. на стр. 2).

Подписи Что искать:
1) Подрисуночные подписи.
2) Фамилии и имена авторов (статей, рисунков, фото и других материалов).

Что делать: проверить, все ли подписи оформлены в едином стиле.
Безжалостно вычеркивать точки в конце заголовков и подписей (вопросительные и восклицательные знаки можно помиловать).
Подсказка. В подписях, как правило, идет сначала имя (или инициал), затем фамилия. Имена авторов больших концептуальных статей пишутся полностью. А в коротких материалах достаточно инициала. В конце точки не ставятся.
Выходные данные Что искать: только выходные данные.

Обязательный минимум

Что делать: проверить полноту и оформление.
Иногда в школьных изданиях встречаются необычные выходные данные. Если таковые обнаружатся — соберите подборку.
Интерлиньяж Что искать: расстояния между заголовками и текстами, отступы между материалами, между материалами и подписями.

Что делать: вооружиться линейкой и промерить.
Расстояние между заголовками и основным текстом везде должно быть
о-ди-на-ко-вым. Отступы между материалами, между материалами и авторской подписью везде должны быть е-ди-ны-ми. Повлиять на это — ваша задача.
Технологический контроль Что искать: соответствие требованиям к техническому качеству полиграфии.

Что делать: проверять качество картинок (разрешение и цветовой баланс), соответствие объектов направляющим и базовым линиям, качество внедрения шрифтов, соответствие текстовых и графических стилей. И все остальное — попутно.

3. Аудитор-литредактор

Жидкий текст
• Разжевывание
Что искать: скучные пояснения, «разжевывающие» то, что и так всем понятно; очевидности.
Что делать: вылавливать и искоренять подобные пустоты:
«Это каждый решает по-своему», «Каждый человек — индивидуальность»,
«Как известно, книга — источник знаний», «Этот тезис беспокоит умы философов, и каждый из них решает эту дилемму по-своему», «Наверное, по каждому школьному предмету хоть раз в жизни да были нестандартные задания», «В каждой школе есть свои традиции», «Пушкин написал много стихов», «Мир постоянно меняется».
• Псевдовыводы Что искать: лишние «умозаключения», якобы-выводы.
Что делать: вылавливать и искоренять подобные пустоты:
«Мне очень понравилось посещение музея» (в идеале читатели должны это сами понять по настроению текста). «Праздник получился очень интересным»
(ничего удивительного: иначе о нем бы даже не стали писать).
• Банальности Что искать: расхожие фразы, избитые «модности», рекламные «отрыжки» —
все, что уже много раз было.
Что делать: вылавливать и искоренять подобные пустоты:
«…но прогресс (время…жизнь…) не стоит на месте…», «…но нет предела совершенству…», «…но все не так плохо, не отчаивайся, бери от жизни все…», «классная классная».
Перлы Что искать: несуразные словесные конструкции, которые способны ввести читателя в оторопь или заставить упасть со стула от смеха.

Что делать: собрать коллекцию таких перлов и опубликовать в дежурке.
Примечание: но сделать это надо тактично (соблюдая анонимность и без комментариев). Авторам отдельно и лично подсказать, чтобы исправили.
Примеры:
«Постепенно наряду с проигрывателями, а затем все сильнее вытесняя их, в школу пришли магнитофоны».
«Мы привыкли воспринимать научный прогресс, к примеру, как достижения в космосе или электронике, но обязаны помнить, что его обязательной частью является и образование».
«У Кати на этих милых волосатых существ жуткая аллергия» (речь идет о животных).
Прочие «мухи» Что искать: прочитать тексты с целью отлова:
1) Постоянно повторяющихся союзов «и», «а», «но».
2) Союзов: также, тоже, который.
3) Вводных: кроме того; может быть; возможно.
4) и их собратьев.

Что делать: собрать коллекцию и корректно показать ее авторам.
Подсказка. Если есть возможность прикрепить скан, то замечания могут
выглядеть так.
Синонимы Что искать: повторяющиеся слова, тавтологии, приблизительности.
«Из всех вопросов этот вопрос мне понравился больше всех».

Что делать: отмечать все речевые назойливости, повторы;
предлагать им синонимичные замены.
Во время работы вооружиться словарем синонимов — электронным или бумажным.

4. Бильд-аудитор

Обложки Что искать: рассмотреть каждую обложку нашего проекта вблизи (обязательно в распечатке). Хорошо ли видны все элементы, логично ли они расположены? Все ли требования к обложке соблюдены?

Что делать: просмотреть все обложки на предмет понятности слов издали, полноты и интересности. Название издания на обложке должно быть хорошо видно!
Отчет опубликовать в дежурке, а индивидуальные рекомендации — на форумах участников. Учредите свои номинации (можно шуточные).
В гусенице на Портале представлены все обложки Школиздата. Сразу видно, какие из них понятные, какие — нет; какие выглядят «вкусно», какие — бледно.
Фотоиллюстрации Что искать: фотокачество и фотосмыслы

Что делать: проследить, соблюден ли в фотографиях цветовой баланс (лица — розовые, а не зеленые, небо — голубое, а не коричневое). Фотографии правильно обрезаны (в них отсутствуют незначимые элементы). Эти штуки вы отслеживаете и пишете коллегам замечания и поощрения.
Проверить, насколько замысел соответствует воплощению. Отловить все картинки, которые можно сделать лучше. Предложить идею улучшения.
Например: жми
Высший пилотаж. Составить подборку из «самых-самых» иллюстраций. Опубликовать с комментариями.
Рисунки Что искать: графические изображения

Что делать: проверить качество рисунков, коллажей, орнаментов на предмет различимости, «читаемости», баланса «черное-белое», размеров и уместности графической иллюстрации. Сообщить свои соображения (в корректной форме —
дело вкуса…).

5. Аудитор общей редактуры

Концепция издания Что искать и что делать: редакторская режиссура — это умение выстроить «нарастающее» впечатление (данный аудиторский параметр — один из самых «тонких».) Прочитайте выпуски под этим углом зрения. Итоги ваших наблюдений опубликуйте на Дежурной линии, а конкретные пожелания — на рабочих страницах издателей.
Главная тема Что искать и что делать: разыграна ли тема, прозрачен ли замысел? Если прочитать материалы, а тему не знать — понятно ли будет, какой проблеме посвящен выпуск?
Заголовки Что искать и что делать: заголовок — это визитная карточка. Оформляется он, как все мы знаем, особо. Но иногда на позицию заголовков начинают претендовать названия рубрик, преамбулы, названия рисунков, а то и выходные данные. Это неправильно. Рассмотрите внимательно все работы на предмет «заголовок как заголовок» и подскажите коллегам, что стоит исправить.
Преамбулы Что искать и что делать: перечитать только преамбулы. Помочь ликвидировать в них и так понятные вещи, например: «Мы провели опрос и вот что узнали».
Опросы, опросы… Что искать и что делать:
оценить и отметить:
1. Насколько опрос был необходим и общественно значим (о чем спрашивали,
зачем и для кого, сколько и какого народу опросили — это называется «репрезентативность»).
2. Как обработаны данные опроса: в виде ли таблиц, схем, диаграмм или просто на словах (это называется «фактическая база исследования»).
3. Как оформлены итоги опроса: убедительно ли представлены выводы,
есть ли комментарии к числам и диаграммам, дан ли анализ всей опросной операции и ее результатов.
Если перечисленного не обнаружено, пусть даже в минимальной степени, значит, есть повод задать все эти вопросы авторам опросов.
Читабельность-смотрибельность Что искать и что делать: пробежаться общим взглядом (необщим тоже можно) по страницам изданий. Проследить за тем, чтобы главное на них смотрелось главным, второстепенное — второстепенным. Чтобы заголовки не терялись в общей картине и было ясно, к чему они относятся. Чтобы подписи под рисунками
(и особенно — диаграммами) были меньше основного текста и не раздувались до размеров заголовка. Чтобы колонки не путались друг в друге, а читались «подряд». В общем, чтобы глаз понимал, куда идти.




© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета