|
|
Оргкомитет сугубо благодарен участникам, которые без дополнительных просьб сами проверят свои работы | | |
|
За 30 минут перед Демоверсией
Поставлен ли дата и номер версии в колонтитуле на каждой странице |
|
Да! |
Поставлены ли на обложке и в колонтитулах разворота регистрационный номер, название издания, город, школа |
|
Да! |
Не разрешается • Разбивать демо-версию на несколько файлов. • «Переворачивать» страницы боком. • Располагать материалы в неправильном порядке. • Обходиться без колонцифр (нумерация страниц)
|
|
Ок! |
Прикреплена ли обложка (внутри, в *.pdf и отдельно, в *.jpg) |
|
Да! |
Если демо в ворде — стоит ли титул |
|
Да! |
Молодцы! |
|
А то! |
За 5 минут перед закачкой
Нет ли дефисов вместо тире |
|
Нет |
Правильно ли оформлены диалоги (должны начинаться с тире, а не с дефиса, потом пробел, потом слово) |
|
Да! |
БОЛЬШИЕ буквы внутри текстов отсутствуют |
|
Да! |
Отсутствуют точки после названия статей, в конце подрисуночных подписей и в подзаголовках |
|
Да! |
Все ли позиции «Демо» в наличии (см. ТЗ № 5) |
|
Да! |
Пронумерованы ли страницы? |
|
Да! |
Молодцы! Закачиваемся? |
|
А то! |
Через 5 минут после закачки
Весь ли Коллект в наличии |
|
Да! |
В папке «Автопортрет» имеются фотографии всех авторов весом от 2 до 3,5 мб |
|
Да! |
Фото команды — в папке «Наша команда» |
|
Да! |
Коллект тщательно проверен на соответствие ТЗ № 5 |
|
Да! |
Паспорта файлов — заполнены так, как написано в описании к Паспорту |
|
Да! |
Сделал дело — гуляй смело? |
|
А то! |
|
![](/bo/images/tb-01.jpg) |
Советы от главного редактора ЛГО Татьяны Михайловой
На что обратить внимание? Как известно, русская проза организуется не менее заботливо, чем стих. Отсюда забота редактора: пусть тексты будут смыслово, ритмически и фонетически «чистыми».
Как этого достичь? Смотреть, чтобы длинные периоды сочетались с короткими, отслеживать обилие «шипящих» суффиксов, вычеркивать «затяжелители» («который», «мероприятия», «это», «т. п».) Оказывать читателю «дополнительные услуги» по подаче смысла. |
- Пример
Текст до редактора: «Целью этой статьи не является агитирование читателей перейти к здоровому образу жизни. Автор просто пытается дать альтернативу расхожему представлению о том, что есть хорошо и что есть плохо в таком вопросе как образ жизни человека, изложить и прокомментировать отдельные факты. Каждый из нас волен поступать с самим собой так, как считает нужным, выбирает то, что ему ближе. Так ведь?»
Текст после беседы автора с редактором: «Никакой агитации за здоровый образ жизни. Только факты и комментарии. Просто подумаем. Каждый волен поступать с собой как считает нужным. Верно?»
Как избежать монотонности? Следить за сменой интонации в текстах, заголовках, преамбулах. Не мельтешить на странице. Руководствоваться принципом сочетания больших и малых форм. Если идут несколько крупных материалов, их лучше разрядить малым. Хорошие статьи особенно надо поддерживать «мелочевкой». При планировании номера сразу составлять план «мелочей».
Есть ли особые требования к «мелочам»? Когда номер готов, сесть и прицельно перечитать только заголовки, только преамбулы, только подписи (и к иллюстрациям, и авторские) на предмет «привести к единому стилю» и «вычеркнуть лишнее». Очень показательным бывает чтение вслух, с проговариванием всех сокращений в их сокращенном звучании, с педалированием на слова-повторы.
Подверстки к материалам — озаглавливать и иллюстрировать. Не озаглавленные подверстки читают хуже.
Как делать преамбулы? Преамбула (лид) — это «вводка». Здесь предельно остро ставится вопрос или дается прелюдия к теме. Преамбула может быть и афористической, и поэтической. Иногда начало статьи выносят в лид. Все преамбулы выпуска между собой должны перекликаться — единым оформлением, общим стилем.
Самая большая «мина» Школиздата? Предсказуемость. Когда наперед известно: если паруса — то алые, если ворона — значит, белая, если проба, то пера. Предсказуемость всего: заголовков, языка, тем.
- Пример. Статистика за один день читки школьной прессы:
• О том, что лето сменяется осенью, а каникулы учебой — 37 упоминаний. • «Ученье — свет» — 34 (+ 2 раза без тире между словами). • «Идеальный учитель — каков он?» — 17. • «Первое сентября это тот праздник, который коснулся каждого человека» — 14 (вместе с вариациями этих слов с «Выпускным вечером», «Днем учителя» и др.). • «Вместе мы — сила» — 8.
Что, по статистике, хуже всего удается школьным издателям? Опросы. Лучше вообще их избегать, чем повторять в каждом пункте «Мы спросили — нам ответили».
А что интересно читать? Воздух интересного — неожиданное. |
![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/bo/images/arr-big-down-gr.gif&max_x=39&max_y=28)
![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/bo/images/arr-big-down-gr.gif&max_x=39&max_y=28)
![](/bo/images/lili.jpg) |
Блиц-урок от корректора Лилии Алиевой
Создали шедевр? Погуляйте пару часиков, затем окиньте свой опус свежим глазом. Тавтологию (дом, который построил Джек, который работал строителем на стройке, которая началась с начала перестройки) вырезайте без колебаний! В ту же корзину — плеоназмы (вернуться назад, упасть вниз, хронометраж времени, первая премьера, ностальгия по родине).
Выразительные средства хороши в меру. Не загромождайте предложения монотонными конструкциями, вводными, прич.-дееприч. оборотами, словами-паразитами, о которые читатель буквально спотыкается и теряет мысль. |
На стенд
-
В заголовках, подзаголовках точки не ставим.
-
В конце строки не оставляем: инициалы без фамилии, знак № без цифры, открывающие скобки и кавычки, одиночные союзы и предлоги.
-
Одиночные «висячие» строки по верхнему или нижнему краю текста недопустимы.
-
Тире по левому краю текста оправдано только в диалоге.
-
Зато висячий дефис довольно симпатичен, если оформлен правильно (двух-, трехэтажный; пяти-, шестиклассники).
-
Обратим внимание, как в цифровом варианте представлено сочетание тире и дефиса (5–6-классники; 2–3-этажный).
-
Помним правила переноса слов, а их немало — не разрываем слоги, приставки, корни, суффиксы и часть слова в составе сложного (только не так: пятиГ-раммовый, соТР-удничество, четырехЭ-тажный).
-
Напоследок перечитываем выпуск на предмет появления неожиданных разрывов, кривозябликов и улета части текста в неизвестном направлении. Отдельно проходимся по рубрикатору, заголовкам, колонтитулам, акцентируем внимание на соответствии содержания оглавлению. |
![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/bo/images/arr-big-down-gr.gif&max_x=39&max_y=28)
![](/bo/images/k-leb.jpg) |
Напутствие от ветерана проекта Виталия bbb Лебедева
Любимая ошибка верстки: когда тексты не «сидят» на базовых линиях. Особенно это актуально для соседних колонок одного материала. Во всех верстальных программах (может быть, кроме Паблишера) есть функция вызова и настройки базовых линий.
Читайте инструкцию для издателей-аккуратистов | |
| |
| |
| |
|
|
|