|
|
![](/img/portfolio/auditor.jpg) |
|
Аудитор (от лат. auditor — «слушающий») — лицо, занимающееся аудитом (ревизией документов и отчетности) и консультационной деятельностью. Википедия
Ребята! Коллеги. Ваша задача — планомерная и квалифицированная борьба с ошибками, «родимыми пятнами» школьных изданий. Мы предлагаем вам перечень наиболее распространенных и зловредных ошибок, а вы выбираете интересную для вас позицию, изучаете «как надо делать» и становитесь аудиторами (ревизорами) по выбранной «специальности». Выслеживаете ошибки и даете краткие и точные рекомендации, помогая коллегам таким образом улучшать свои материалы. За вами закрепляется номер и название позиции; указывайте их в теме сообщений при каждом своем комментарии. Не забудьте прочитать инструкцию.
«Мастер-аудитор» создан для сетевых проектов Портала, но его можно использовать и в своих целях — перед выходом номера, для взаимопроверки творческих работ, на уроках в профильных классах. Обязательные результаты работы Аудитора: «разбор полетов», сканы, рисунки, правки, перечни оплошностей.
|
Рубрики и задания
|
|
• Дежурка Спецвыпуска • | |
![](/img/cms/trans.gif) |
![](/img/cms/trans.gif) |
|
|
|
|
1. Аудитор-корректор |
Абзацы
|
Что искать: Текстовые массивы — сплошные колонки букв, от которых глаз отскакивает, как от монолитных блоков. |
|
Что делать: Проследить за тем, чтобы тексты были поделены на абзацы. Если материалы большие, то и на отдельные части (отбить пробелами). |
Орфография |
|
• «Парадные атрибуты» |
Что искать: Тексты обложек, заголовки, подписи, оглавление, преамбулы, выходные данные, колонтитулы. |
|
Что делать: Когда корректор читает выпуск, он должен пройтись отдельно по всем парадным элементам. Проверьте только эти атрибуты и сообщите о своих открытиях. |
• Текст |
Что искать: Орфографические ошибки и опечатки. |
|
Что делать: Вооружиться красной ручкой и пройтись по всем страницам изданий в поисках орфографических ошибок и опечаток. Подсказка. В этом нелегком деле вам может помочь любой орфографический словарь, изданный в последнее десятилетие. Или сайт Грамота ру. Высший пилотаж. Собрать коллекцию орфо-перлов. |
Пунктуация |
|
• Кавычки |
Что искать: «Неправильные» кавычки. Классика жанра: «правильные» кавычки в русской типографике — так называемые «елочки». Применение «лапок» (две запятые сверху) или односторонних кавычек («… «) — ошибка. (Лапки ставятся только в случае, если кавычки нужны внутри уже закавыченного текста.) |
|
Что делать: Выловить все «несанкционированные» лапки, подсказать, где и как исправить (включая и заголовки, и рубрики, и колонтитулы, и выходные данные). Следить, чтобы размер кавычек был соотносим с размером текста (а то ведь бывает, что ма-аленькое словечко мелким шрифтом заключено в гигантские кавычищи. |
• Тире — дефисы |
Что искать: Дефисы вместо тире, и наоборот. Диалоги (интервью; передача разговоров в любых лит. жанрах): оформление реплик собеседников. Подсказка. Дефис — это орфографический знак (внутри слова), а тире — пунктуационный (между словами). Внимание: эта задача не для всякого! Без дотошности с ней не справиться. |
|
Что делать: С удовлетворением замечаем, что многие коллеги уже верно используют эти два символа. Но есть такие, которые не обращают внимания на разницу тире и дефиса. Вам надо проследить, чтобы оба знака употреблялись правильно: тире было длинным или «средним» и отбивалось пробелами, а дефис — коротким и стоял в тесном контакте со словами. А также отловить все случаи неверного использования тире в диалогах (знак дефиса вместо тире; нет пробелов).
Неправильно: -Кто там стучится в поздний час? -Конечно я, Финдлей.
Правильно: — Иди домой, все спят у нас. — Не все, — сказал Финдлей.
Ключ: —пробелРеплика —пробелРеплика |
• Прочие знаки препинания |
Что искать: Точки, запятые, точки с запятой, двоеточия, скобки, восклицательные, вопросительные знаки, комбинации знаков. |
|
Что делать: Проверить, нет ли в представленных проектах лишних скобок и потерянных запятых. Уместны ли в конце предложений восклицательные или вопросительные знаки. Правильно ли в текстах расставлены знаки препинания. Особая зона внимания — точки, которые в издательских продуктах ставятся иначе, чем в тетрадках (например, после заголовков или в оглавлении не ставятся). Подсказка. Если заметите, что кто-то злоупотребляет восклицательными знаками — ставит их по три штуки в каждом втором предложении, — попросите исправиться. Все-таки газета должна говорить с читателем, а не кричать на каждом шагу. |
«Висячки» |
Что искать: Концевые строки абзаца, попавшие в начало колонки, или начальные строки абзаца, оставшиеся в колонке последними. Нельзя оставлять первые и последние строки абзаца в одиночестве. Они-то и называются «висячими». Подсказка. «Висячие» строки выглядят так:
требовавшие внимания. Довольны были и московские дворники, ибо частным дождичком смывались пыль и грязь, и на долю сего почтенного сословия выпадало больше свободного времени. Это время можно было потратить на |
чаепитие, на долгие рассказы о недавней поездке домой в деревню, на легкую и приятную дрему. |
|
|
Что делать: Найти «висячие строки» в колонках (или в начале или в конце полосы) и подсказать, что и как исправить. Примечание. «Висячими» могут быть и союзы и предлоги в заголовках. Их тоже надо отслеживать. Примеры: Кто там самый первый на последний экзамен? Самые умные и самые сильные |
2. Аудитор-техредактор |
Шрифты |
Что искать: Шрифтовой «беспредел» — в размерах, гарнитурах, цвете. Стилевые несоответствия в использовании шрифтов. Нарушения гигиенических норм для зрения (при печати мелким шрифтом). Оправданность использования вывороток (печать белым по черному). |
|
Что делать: Пройтись по выпускам и просмотреть их только на предмет шрифтов. Исследовать количество и состав шрифтов, используемых в основном тексте, в заголовках, рубриках. Основных шрифтов — ограниченное количество (2–3, кегль не мельче 10 в пересчете на Таймс; допустимы все доступные конфигурации). Заголовочных может быть больше, но важна стилевая сочетаемость заголовков — с содержанием материала, с остальными заголовками на полосе. Обратить внимание на шрифты преамбул (врезов), которые часто «забивают» заголовки. Наблюдения свои опубликовать в дежурке проекта. |
Диаграммы |
Что искать: Стандартные диаграммы «пирогами» и «столбиками». |
|
Что делать: Предлагать авторам опросов и исследований свою идею необычного оформления диаграмм. Скажем, если опрос касается школьной формы, можно сделать диаграмму в виде самой формы. Поддиаграммные подписи не должны идти шрифтами «крупнее текста».
Примеры нестандартных диаграмм |
Логотипы |
Что искать: Только логотипы |
|
Что делать: Оценить их с точки зрения содержательности и полноты, различимости элементов, интересности и соответствия духу издания. Сводный отчет о своем рейде по логотипам поместите в дежурку. Сопроводить сводный отчет картинками логотипов. |
Колонтитулы |
Что искать: Только колонтитулы. Проверяете правильность их оформления и эстетический вид. |
|
Что делать: С вас — сводный отчет (издания по регномерам с названиями + оценка по результатам проверки). Подсказка. Различаются правый и левый колонтитулы (они должны быть разными по содержанию). В одном из колонтитулов разворота должен стоять регномер или RSPR-код.
Обязательный минимум |
Пункты и списки |
Что искать: «Пункты», в основном, бывают трех типов: 1. Когда слева в списке ставятся цифры или значки. 2. Когда перечень идет в подбор через точку с запятой. 3. Еще пункты бывают в оглавлениях. |
|
Что делать: Пройтись по всем проектам и посмотреть, как оформляются пункты и списки. Составить «Дефектный лист» и вывесить его в дежурке. Желательно написать новостную статью о «пунктографии».
Несколько рекомендаций по работе с пунктами и списками (см. на стр. 2). |
Подписи |
Что искать: 1) Подрисуночные подписи. 2) Фамилии и имена авторов (статей, рисунков, фото и др. материалов). |
|
Что делать: Проверить, все ли подписи оформлены в едином стиле. Безжалостно вычеркивать точки в конце заголовков и подписей (вопросительные и восклицательные знаки можно помиловать).
Подсказка. В подписях, как правило, идет сначала имя (или инициал), затем фамилия. Имена авторов больших концептуальных статей пишутся полностью. А в коротких материалах достаточно инициала. В конце точки не ставятся. |
Выходные данные |
Что искать: Только выходные данные.
Обязательный минимум |
|
Что делать: Проверить полноту и оформление. Иногда в школьных изданиях встречаются необычные выходные данные. Если таковые обнаружатся — соберите подборку. |
Интерлиньяж |
Что искать: Расстояния между заголовками и текстами, отступы между материалами, между материалами и подписями. |
|
Что делать: Вооружиться линейкой и промерить. Расстояние между заголовками и основным текстом везде должно быть о-ди-на-ко-вым. Отступы между материалами, между материалами и авторской подписью везде должны быть е-ди-ны-ми. Повлиять на это — ваша задача. |
Технологический контроль |
Что искать: Соответствие требованиям к техническому качеству полиграфии. |
|
Что делать: Проверять качество картинок (разрешение и цветовой баланс), соответствие объектов направляющим и базовым линиям, качество внедрения шрифтов, соответствие текстовых и графических стилей. И все остальное — попутно. |
3. Аудитор-литредактор |
Жидкий текст |
|
• Разжевывание |
Что искать: Скучные пояснения, «разжевывающие» то, что и так всем понятно; очевидности. |
|
Что делать: Вылавливать и искоренять подобные пустоты: «Это каждый решает по-своему», «Каждый человек — индивидуальность», «Как известно, книга — источник знаний», «Этот тезис беспокоит умы философов, и каждый из них решает эту дилемму по-своему», «Наверное, по каждому школьному предмету хоть раз в жизни да были нестандартные задания», «В каждой школе есть свои традиции», «Пушкин написал много стихов», «Мир постоянно меняется». |
• Псевдовыводы |
Что искать: Лишние «умозаключения», якобы-выводы. |
|
Что делать: Вылавливать и искоренять подобные пустоты: «Мне очень понравилось посещение музея» (в идеале, читатели должны это сами понять по настроению текста). «Праздник получился очень интересным» (ничего удивительного: иначе о нем бы даже не стали писать). |
• Банальности |
Что искать: Расхожие фразы, избитые «модности», рекламные «отрыжки» — все, что уже много раз было. |
|
Что делать: Вылавливать и искоренять подобные пустоты: «…но прогресс (время…жизнь…) не стоит на месте…», «…но нет предела совершенству…», «…но все не так плохо, не отчаивайся, бери от жизни все…», «классная классная». |
Перлы |
Что искать: Несуразные словесные конструкции, которые способны ввести читателя в оторопь или заставить упасть со стула от смеха. |
|
Что делать: Собрать коллекцию таких перлов и опубликовать в дежурке. Примечание: Но сделать это надо тактично (соблюдая анонимность и без комментариев). Авторам отдельно и лично подсказать, чтобы исправили. Примеры: «Постепенно наряду с проигрывателями, а затем все сильнее вытесняя их, в школу пришли магнитофоны». «Мы привыкли воспринимать научный прогресс, к примеру, как достижения в космосе или электронике, но обязаны помнить, что его обязательной частью является и образование». «У Кати на этих милых волосатых существ жуткая аллергия» (речь идет о животных). |
Прочие «мухи» |
Что искать: Прочитать тексты с целью отлова: 1) Постоянно повторяющихся союзов «и», «а», «но». 2) Союзов: также, тоже, который. 3) Вводных: кроме того; может быть; возможно. 4) и их собратьев. |
|
Что делать: Собрать коллекцию и корректно показать ее авторам. Подсказка. Если есть возможность прикрепить скан, то замечания могут выглядеть так. |
Синонимы |
Что искать: Повторяющиеся слова, тавтологии, приблизительности. «Из всех вопросов этот вопрос мне понравился больше всех». |
|
Что делать: Отмечать все речевые назойливости, повторы; предлагать им синонимичные замены. Во время работы вооружиться словарем синонимов — электронным или бумажным. |
4. Бильд-аудитор |
Обложки |
Что искать: Рассмотреть каждую обложку нашего проекта вблизи (обязательно в распечатке). Хорошо ли видны все элементы, логично ли они расположены? Все ли требования к обложке соблюдены? |
|
Что делать: Просмотреть все обложки на предмет понятности слов издали, полноты и интересности. Название издания на обложке должно быть хорошо видно! Отчет опубликовать в дежурке, а индивидуальные рекомендации — на форумах участников. Учредите свои номинации (можно шуточные). В гусенице на Портале представлены все обложки Школиздата. Сразу видно, какие из них понятные, какие — нет; какие выглядят «вкусно», какие — бледно. |
Фотоиллюстрации |
Что искать: Фотокачество и фотосмыслы |
|
Что делать: Проследить, соблюден ли в фотографиях цветовой баланс (лица — розовые, а не зеленые, небо — голубое, а не коричневое). Фотографии правильно обрезаны (в них отсутствуют незначимые элементы). Эти штуки вы отслеживаете и пишете коллегам замечания и поощрения. Проверить, насколько замысел соответствует воплощению. Отловить все картинки, которые можно сделать лучше. Предложить идею улучшения. Например: жми Высший пилотаж. Составить подборку из «самых-самых» иллюстраций. Опубликовать с комментариями. |
Рисунки |
Что искать: Графические изображения |
|
Что делать: Проверить качество рисунков, коллажей, орнаментов на предмет различимости, «читаемости», баланса «черное-белое», размеров и уместности графической иллюстрации. Сообщить свои соображения (в корректной форме — дело вкуса…). |
5. Аудитор общей редактуры |
Концепция издания |
Что искать и Что делать: Редакторская режиссура — это умение выстроить «нарастающее» впечатление. (Данный аудиторский параметр — один из самых «тонких».) Прочитайте выпуски под этим углом зрения. Итоги ваших наблюдений опубликуйте на Дежурной линии, а конкретные пожелания — на рабочих страницах издателей. |
Главная тема |
Что искать и Что делать: Разыграна ли тема, прозрачен ли замысел? Если прочитать материалы, а тему не знать — понятно ли будет, какой проблеме посвящен выпуск? |
Заголовки |
Что искать и Что делать: Заголовок — это визитная карточка. Оформляется он, как все мы знаем, особо. Но иногда на позицию заголовков начинают претендовать названия рубрик, преамбулы, названия рисунков, а то и выходные данные. Это неправильно. Рассмотрите внимательно все работы на предмет «заголовок как заголовок» и подскажите коллегам, что стоит исправить. |
Преамбулы |
Что искать и Что делать: Перечитать только преамбулы. Помочь ликвидировать в них и так понятные вещи, например: «Мы провели опрос и вот что узнали». |
Опросы, опросы… |
Что искать и Что делать: Оценить и отметить: 1. Насколько опрос был необходим и общественно значим (о чем спрашивали, кому это нужно, и сколько и какого народу опросили — это называется «репрезентативность»). 2. Как обработаны данные опроса: в виде ли таблиц, схем, диаграмм или просто на словах (это называется фактическая база исследования). 3. Как оформлены итоги опроса: убедительно ли представлены выводы, есть ли комментарии к числам и диаграммам, дан ли анализ всей опросной операции и ее результатов. Если перечисленного не обнаружено, пусть даже в минимальной степени, значит, это повод задать все эти вопросы авторам опросов. |
Читабельность-смотрибельность |
Что искать и Что делать: Пробежаться общим взглядом (необщим тоже можно) по страницам изданий. Проследить за тем, чтобы главное на них смотрелось главным, второстепенное — второстепенным. Чтобы заголовки не терялись в общей картине и было ясно, к чему они относятся. Чтобы подписи под рисунками (и особенно — диаграммами) были меньше основного текста и не раздувались до размеров заголовка. Чтобы колонки не путались друг в друге, а читались «подряд». В общем, чтобы глаз понимал, куда идти. | | | | | |
|
![](/img/cms/trans.gif) |
![](/img/cms/trans.gif) |
|
|
|
|
Цели проекта Создание школьного журнала, собираемого по сети Интернет (на площадке журнала ЛГО) посредством Портала школьной прессы России. |
Задачи проекта
- Повышение уровня издательской культуры и редакторского мастерства коллективов школьных СМИ (метод «броска»).
- Приобретение опыта взаиморецензирования и оценки изданий.
- Выход школьных издательств на Всероссийский уровень.
- Поддержка издательской деятельности школ.
|
Немного наблюдения
- Что «цепляет» больше всего: неожиданное.
- Что утомляет: предсказуемость.
- Что раздражает читателя: тривиальности и шрифтовые казаки-разбойники.
|
Что ценится
- Точность языка и чистота стиля.
- Грамматическая и речевая корректность.
- Аккуратность верстки.
- Забота «о диоптриях» читателя (выворотки, мелкие шрифты, дизайн-излишества — по минимуму, а лучше без них).
|
Что возбраняется Скучноты, длинноты. Стереотипность (предложения, начинающиеся словами «Как всем нам хорошо известно», или фразы типа «Но жизнь не стоит на месте», «Анна Ахматова — поэт!»). Заимствования (даже с указанием источника) во всех формах и видах (включая рисунки и фото). |
Что представляет интерес лишь для себя, любимого, и ни для кого более
- Перепечатки из официальных документов школы.
- Пышные общие слова.
- Списки победителей олимпиад, перечни достижений, выписывание званий.
- Статьи из цикла «Доска почета».
- Сладкие очерки о лучших людях.
- Отчеты о поездках.
- Хвалебно-пафосные репортажи.
- Опросы и анкетирования в форме изложения процентов и количества ответивших на вопрос.
|
| | |