Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Макет

[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [ 05 ] [ 06 ] [ 07 ] [ 08 ] [ 09] [10]
Решетка для букв,
или Сетка и макет
В гутенберговские времена свинцовые литеры стояли строгими и стройными рядами,
поля были ровными, а строчки — одинаковыми. Наступила эра компьютерной верстки —
и стало возможно все: и буквы разного размера, и текст на фотографии,
и заворачивающиеся в спираль строки. Можно все… Но все ли нужно?
Словогрыз

Макет (от фр. maquette) — принципиальный эскиз издания; «чистая» доска для творческого замысла, модель для сборки издания.
Миссия макета:
• Привлечь внимание
• Расставить акценты
• Продемонстрировать приоритеты издания через дизайн и структуру.

В полиграфии понятие «макет» имеет несколько значений:
• Художественно-графический эскиз полосы
• Физическая модель с вклеенными иллюстрациями и текстом
• Пробный экземпляр издания, параметры которого соответствуют экземпляру будущего издания.
Модульная сетка (от лат. modu-lus — мера) — совокупность вспомогательных линий, которые служат границами полей, колонок и направляющих, отображаются на экране, но не выводятся в печать. Она подсказывает положение и размер колонок, место размещения заголовка, подзаголовка, иллюстрации.
Девять шагов к макету

Шаг 1 
Смотрите, кто пришел!
Если хотите, чтобы ваше издание отличалось «лица не ó бщим выраженьем», помните, нужны три вещи: содержательность, своеобразие и… узнаваемость дизайна.

Чтобы ваше издание читатели отличали от других с первого взгляда, продумайте его макет от первой до последней полосы и сетку каждой страницы.

Шаг 2
Встречают по одежке

Форма и содержание издания составляют единое целое, но на первом месте должно стоять содержание. Форма же выявляет его, заостряет и преподносит читателю.

Шаг 3
Каждой странице — свое лицо. Но и изданию в целом — тоже

Создавайте индивидуальные сетки для каждого раздела издания или даже для каждой страницы. Играйте на различном написании заголовков, варьируйте объемы статей и иллюстраций, меняйте ритм и стиль…

Однако помните и об общем стиле издания!

Шаг 4
Картинки с характером

Иллюстрации должны не только радовать глаз, но и создавать настроение, а также комментировать тексты, дополнять их, давать читателю пищу для размышления. Не ограничивайтесь репортажными фотографиями: их можно обработать, придав вид живописного произведения, или заменить рисунком, компьютерной графикой, схемами или диаграммами.

Из цикла «Большая игра»

Шаг 5
Куда смотрит читатель

Рисуя макет, помните, что компоненты полосы читатели воспринимают в следующем порядке: сначала основную фотографию, затем самый большой заголовок, далее — правый верхний угол страницы, статью с иллюстрацией, и только после этого — обычные статьи в зависимости от размера их заголовков. Если на странице нет броской статьи или иллюстрации, ее могут и вовсе пролистнуть не читая.

Шаг 6
Нарисуйте цель

Первое, что надо определить для каждой полосы, — объем и формат основного текста и снимка. Сделайте фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации «забивали» ее.
У полосы должен быть визуальный центр.

Шаг 7
Дайте понять, кто главный

Заголовок основной статьи должен быть как минимум на сорок процентов крупнее остальных заголовков на полосе. Читателю станет ясно, какая статья основная, а какая — нет.

Шаг 8
Без «эффекта водопада»

Низ полосы — своеобразный фундамент; если там окажется россыпь маленьких заметок, он развалится. Лучше, если в нижней части страницы разместится одна большая статья на всю ширину — то, что в газетах обычно называют «подвал».

Шаг 9
Не делайте «лестницу» из заголовков
Если хотите участвовать в конкурсе на самую скучную страницу, сделайте так, чтобы большая часть статей имела заголовки одинаковой ширины (вним.: не высоты!). Вы даже можете победить, если расположите свои статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.

Макет получился логичный, в меру жесткий, в меру гибкий, позволяющий отличать главное от второстепенного и серьезное от развлекательного? Значит, вы достигли цели!

Для продвинутых редакций: см. «Введение в макет ЛГО»

[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [ 05 ] [ 06 ] [ 07 ] [ 08 ] [ 09] [10]





Домашнее задание готовила
команда-флагман: газета
«Встречное движение»,
гимназия им. Н.Д. Лицмана, Тобольск




Макет —
фундамент
издания
Чтобы построить дом, нужно сначала нарисовать его план. Чтобы испечь пирог, неплохо прежде заглянуть в книгу кулинарных рецептов. А для того чтобы разместить сочиненные авторами тексты на страницах издания, надо выстроить макет.

Как ни странно, редакции не всех школьных изданий знают, что это и зачем нужно. Некоторые — вы не поверите! — верстают газеты и даже целые журналы в Word’е, к столь сложному делу вовсе не приспособленном. Так вот: макет — это схема размещения по изданию всех его материалов: от логотипа на первой полосе до выходных данных на последней.

Если макет продуман, каждая статья (как и каждая иллюстрация) найдет себе самое выигрышное место, как артисты на сцене, как здания на площади, как военные части на параде.

Если же нет — они будут лежать на страницах в беспорядке, сваленные в кучу, как овощи в пакете.

Макет — конструкция-невидимка. Как металлическая арматура внутри железобетонного здания, он скрыт от постороннего взгляда. Миновать стадию подготовки макета — все равно что пытаться возводить крепость без фундамента.

Ведь именно им определяется, каков будет внешний облик задуманного вами издания — ярким и легкомысленным, как детская книжка с картинками, или солидным и «взрослым», как сборник научных трудов.


© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета