[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [ 05 ] [ 06 ] [ 07 ] [ 08 ] [ 09] [10] |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
Решетка для букв, или Сетка и макет | |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/metoda/posobie/img/posob10_1.jpg) |
![](/bo/images/trans.gif) |
В гутенберговские времена свинцовые литеры стояли строгими и стройными рядами, поля были ровными, а строчки — одинаковыми. Наступила эра компьютерной верстки — и стало возможно все: и буквы разного размера, и текст на фотографии, и заворачивающиеся в спираль строки. Можно все… Но все ли нужно? |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/img/news/logogrusha1.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
Словогрыз |
![](/bo/images/trans.gif) |
Макет (от фр. maquette) — принципиальный эскиз издания; «чистая» доска для творческого замысла, модель для сборки издания. Миссия макета: • Привлечь внимание • Расставить акценты • Продемонстрировать приоритеты издания через дизайн и структуру.
|
![](/bo/images/trans.gif) |
В полиграфии понятие «макет» имеет несколько значений: • Художественно-графический эскиз полосы • Физическая модель с вклеенными иллюстрациями и текстом • Пробный экземпляр издания, параметры которого соответствуют экземпляру будущего издания. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Модульная сетка (от лат. modu-lus — мера) — совокупность вспомогательных линий, которые служат границами полей, колонок и направляющих, отображаются на экране, но не выводятся в печать. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Она подсказывает положение и размер колонок, место размещения заголовка, подзаголовка, иллюстрации. | |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
Девять шагов к макету |
![](/bo/images/trans.gif) |
Шаг 1 Смотрите, кто пришел! Если хотите, чтобы ваше издание отличалось «лица не ó бщим выраженьем», помните, нужны три вещи: содержательность, своеобразие и… узнаваемость дизайна.
Чтобы ваше издание читатели отличали от других с первого взгляда, продумайте его макет от первой до последней полосы и сетку каждой страницы. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Шаг 2 Встречают по одежке Форма и содержание издания составляют единое целое, но на первом месте должно стоять содержание. Форма же выявляет его, заостряет и преподносит читателю. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Шаг 3 Каждой странице — свое лицо. Но и изданию в целом — тоже Создавайте индивидуальные сетки для каждого раздела издания или даже для каждой страницы. Играйте на различном написании заголовков, варьируйте объемы статей и иллюстраций, меняйте ритм и стиль…
Однако помните и об общем стиле издания! |
![](/bo/images/trans.gif) |
Шаг 4 Картинки с характером Иллюстрации должны не только радовать глаз, но и создавать настроение, а также комментировать тексты, дополнять их, давать читателю пищу для размышления. Не ограничивайтесь репортажными фотографиями: их можно обработать, придав вид живописного произведения, или заменить рисунком, компьютерной графикой, схемами или диаграммами. |
![](/bo/images/trans.gif) |
|
Шаг 5 Куда смотрит читатель Рисуя макет, помните, что компоненты полосы читатели воспринимают в следующем порядке: сначала основную фотографию, затем самый большой заголовок, далее — правый верхний угол страницы, статью с иллюстрацией, и только после этого — обычные статьи в зависимости от размера их заголовков. Если на странице нет броской статьи или иллюстрации, ее могут и вовсе пролистнуть не читая. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Шаг 6 Нарисуйте цель Первое, что надо определить для каждой полосы, — объем и формат основного текста и снимка. Сделайте фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации «забивали» ее. У полосы должен быть визуальный центр. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Шаг 7 Дайте понять, кто главный Заголовок основной статьи должен быть как минимум на сорок процентов крупнее остальных заголовков на полосе. Читателю станет ясно, какая статья основная, а какая — нет. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Шаг 8 Без «эффекта водопада» Низ полосы — своеобразный фундамент; если там окажется россыпь маленьких заметок, он развалится. Лучше, если в нижней части страницы разместится одна большая статья на всю ширину — то, что в газетах обычно называют «подвал». |
![](/bo/images/trans.gif) |
Шаг 9 Не делайте «лестницу» из заголовков Если хотите участвовать в конкурсе на самую скучную страницу, сделайте так, чтобы большая часть статей имела заголовки одинаковой ширины (вним.: не высоты!). Вы даже можете победить, если расположите свои статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Макет получился логичный, в меру жесткий, в меру гибкий, позволяющий отличать главное от второстепенного и серьезное от развлекательного? Значит, вы достигли цели! |
|
Для продвинутых редакций: см. «Введение в макет ЛГО» | |
![](/bo/images/trans.gif) |
|
![](/bo/images/trans.gif) |
[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [ 05 ] [ 06 ] [ 07 ] [ 08 ] [ 09] [10] |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
|
|
|
| |
|
Домашнее задание готовила команда-флагман: газета «Встречное движение», гимназия им. Н.Д. Лицмана, Тобольск | |
![](/bo/images/trans.gif)
![](/img/2011design/redaktor.jpg)
|
Макет — фундамент издания |
![](/bo/images/trans.gif) |
Чтобы построить дом, нужно сначала нарисовать его план. Чтобы испечь пирог, неплохо прежде заглянуть в книгу кулинарных рецептов. А для того чтобы разместить сочиненные авторами тексты на страницах издания, надо выстроить макет.
Как ни странно, редакции не всех школьных изданий знают, что это и зачем нужно. Некоторые — вы не поверите! — верстают газеты и даже целые журналы в Word’е, к столь сложному делу вовсе не приспособленном. Так вот: макет — это схема размещения по изданию всех его материалов: от логотипа на первой полосе до выходных данных на последней.
Если макет продуман, каждая статья (как и каждая иллюстрация) найдет себе самое выигрышное место, как артисты на сцене, как здания на площади, как военные части на параде.
Если же нет — они будут лежать на страницах в беспорядке, сваленные в кучу, как овощи в пакете.
Макет — конструкция-невидимка. Как металлическая арматура внутри железобетонного здания, он скрыт от постороннего взгляда. Миновать стадию подготовки макета — все равно что пытаться возводить крепость без фундамента.
Ведь именно им определяется, каков будет внешний облик задуманного вами издания — ярким и легкомысленным, как детская книжка с картинками, или солидным и «взрослым», как сборник научных трудов. |
![](/bo/images/trans.gif) |
|
| |