[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [ 05 ] [ 06 ] [07] [ 08 ] [ 09 ] [ 10] |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
Лиры, венцы и розы,
или Скромное обаяние ретро |
|
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/metoda/posobie/img/posob07_1.jpg) |
![](/bo/images/trans.gif) |
Поэтические альманахи по внешнему виду должны сразу же отличаться от дерзких и энергичных
газет и от солидных, обо всем на свете пишущих журналов. Авторов вдохновляла Муза,
но как сделать так, чтобы ее присутствие угадывалось на каждой странице?
|
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/metoda/posobie/img/logogrusha1.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
Словогрыз |
![](/bo/images/trans.gif) |
Арабеска (от исп. Arabesco — арабский), в широком смысле — орнамент, в котором комбинируются рас-тительные и геомет-рические мотивы. Арабеска в узком смысле — орнамент исключитель-но из стилизованных рас-тительных мотивов.
|
![](/bo/images/trans.gif) |
Виньетка(от фр. vignette — виноград, виноградный куст) — украшение в виде рисунка, орнамента или небольшого гра-фического изображения сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое как элемент декора в конце или в начале книги, текста, на началь-ной и концевой полосах печатного издания. |
![](/bo/images/trans.gif) |
Орнамент (от лат. ornamen-tum — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элемен-тов. Орнамент украшает и зрительно организует, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесен. Он либо оперирует от-влеченными формами, либо стилизует реаль-
ные мотивы.
|
![](/bo/images/trans.gif) |
Политипаж (от греч. poly — много и typos — отпечаток):
1) рисунок преимущест-венно аллегорического характера или орнамен-тальная композиция;
2) совокупность виньеток и аналогичных элементов оформления страниц по-этического творчества.
Рисунок— изображение, иллюстрация, арабеска, политипаж, виньетка, карикатура, гравюра, заставка, чертеж,
фигура. |
|
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/bo/images/trans.gif) |
А что на вашей полке? |
![](/bo/images/trans.gif) |
|
Не лгали в книгах
бледные виньеты… М. Цветаева
В семействе школьных изданий альманахи стоят немного особняком. Газеты пишут о новостях, журналы — о том, что актуально. Альманахи же — пристанища разговоров о вечном.
Большинство школьных альманахов — поэтические сборники. И чем можно проиллюстрировать стихотворение о наступившей весне, о любви, о разлуке, о первой звезде, в сумерках загоревшейся над крышами многоэтажек? Не картой же звездного неба
из учебника астрономии?
Иное стихотворение написано и вовсе, кажется, ни о чем. Его прелесть составляют точные рифмы и хитрый ритм, неожиданные сравнения и остроумно подобранные эпитеты. К такому произведению грамотный дизайнер подберет оформление деликатное, не заглушающее красоты стиха, а, напротив, подчеркивающее и поддерживающее ее.
На помощь приходит виньетка — небольшой рисунок, перекликающий-ся по тематике и образному строю со стихотворением, но никоим обра-зом не претендующий на то, чтобы стать его иллюстрацией.
Золотым временем виньетки было XIX столетие. Поэты писали гусиными, позднее стальными перьями, и рука сама выводила в задумчивости росчерки и завитушки. Дело это было столь
привычное, что о «писании без рисования» говорилось
как о чем-то необыкновенном:
Пишу, и сердце не тоскует,
Перо, забывшись, не рисует,
Близ неоконченных стихов,
Ни женских ножек, ни голов…
Типографы оценили изящество и прелесть перьевых рисунков и стали сопровождать подобными же деталями печатные издания. Можно было заранее составить набор подходящих зарисовок и затем ис-пользовать их для украшения не одного, а нескольких поэтических сборников. Ведь в стихах непременно упоминаются юные девы,
горные вершины, расцветающие или увядающие цветы, пылающие или пронзенные сердца, мчащиеся под всеми парусами корабли и загорающиеся в сумерках звезды.
Виньетки могли быть и вовсе не изобразительными. Легкий росчерк, штриховка, одинокая линия — все может украсить страницу, сделать ее художественно завершенной и намекнуть, что альманах — не газета, и читать его следует не торопясь, не проглатывая информацию, а вдумчиво, неторопливо и спокойно. |
|
![](/bo/images/trans.gif) |
|
![](/bo/images/trans.gif) |
[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [ 05 ] [ 06 ] [07] [08] [ 09 ] [ 10] |
![](/bo/images/trans.gif) |
|
|
Раздел готовила игровая группа Дичок
Тьютор: Нина Богданова
Тайм-тьютор: Татьяна Гришина
Флагман: газета «Горностай»,
гимназия № 6 «Горностай», Новосибирск |
|
![](/img/2011design/redaktor.jpg) |
![](/bo/images/trans.gif) |
Ласкающие взор… |
![](/bo/images/trans.gif) |
«А книга-то без картинок!». . . — разочарованно говорили мы в дет-стве и теряли к ней всякий интерес. Потом выросли, начали издавать собственные газеты и журналы и задумались: как, какими картинками разнообразить
полосы изданий?
Только оговоримся сразу: речь пойдет не об иллюстрациях, а об элементах оформления, всяческих виньетках, значках, рамках, заставках, концовках, символах, эмблемках.
Они — не просто приятная добавка к текстовым материалам. Знаки и символы достойны нашего прис-тального внимания и глубокого уважения хотя бы потому, что они куда старше, чем привычные нам буквы.
Знаки были первым освоенным человечеством способом передачи информации. Нарисованный круг означал солнце, вечность и совер-шенство; волнистая линия — воду; стрелка — направление.
Пишущий автор пользуется слова-ми, и читатель вправе ожидать от него разнообразия словесных конструкций, богатства синонимов, щедрости сравнений, метафор и аллегорий.
От дизайнера он ждет того же: оригинальных виньеток, остроумных заставок, всяческих декоративных элементов, позволяющих понять сюжет и логику газетной полосы еще до начала чтения — при первом же взгляде
на страницу. |
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/metoda/posobie/img/posob07_3.jpg) |
|
![](/bo/images/trans.gif) |
![](/metoda/posobie/img/posob07_4.jpg) |
|
|