Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Шрифты


[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [05] [ 06 ] [ 07 ] [ 08 ] [ 09 ] [ 10]
Выделить главное,
обособить особое,
или Жирно, курсивно, подчеркнуто
Принцип хорошего вкуса «ничего слишком» действует и в издательском деле.
Многочисленные «выделялки» — весьма сильнодействующие средства, подобные перцу и чесноку
в кулинарии. Без них обед не обходится, но главное и на кухне, и в редакции — не перестараться
Словогрыз

Шрифт (нем. Schrift, от schreiben — писать) — графическая форма знаков алфавитной системы письма. В зависимости от техники воспроизведения шрифта различают виды: рукописный, рисованный, гравированный, наборный типографский.

Каждый шрифт имеет свое название. Например, Times New Roman 12 Обычный или Courier 10 Полужирный.
Times New Roman — собственно название шрифта
12 — размер символов
Обычный — вид начертания.

Шрифты бывают рубленые (без засечек), например Pragmatica,
и с засечками, например Baltica.
Применяются различные начертания одного вида шрифта — обычное, полужирное, курсив, сжатое, растянутое
и их комбинации.
Интерлиньяж (межстрочный интервал) — расстояние от нижней линии одной строки до верхней линии следующей строки.

Кегль — размер шрифта. Один пункт соответствует 0,375 мм 
(в России — 3,52 мм).
Семейство шрифтов — несколько шрифтов одинакового внешнего вида.
Капитель — специфическое начертание шрифтов, получаемое из основного начертания заменой всех строчных букв на заглавные уменьшенного кегля.

Экскурс в историю печати
Из цикла «Большая игра»

Было время, когда ни полужирного, ни курсивного начертания, ни болда, ни италика (так называются они на англо-компьютерном языке) не было. Со времен Гутенберга книгу набирали одним и тем же шрифтом, разве что размер букв и интерлиньяж (расстояние между строками) изменялись.

Позднее в итальянских типографиях появился курсив — им стали выделять в тексте особо важные слова или цитаты из Священного Писания.

Шли годы. В Европе гремели религиозные войны, флибустьеры грабили корабли в Карибском море, Ньютон наблюдал за падением яблока… В Англии произошла промышленная революция, затем в Париже — Великая Французская. По земле побежали первые паровозы, парусники сменились пароходами…

А печатники продолжали пользоваться все теми же наборами шрифтов.

Наконец, наступили времена технического прогресса и принесли с собой беспроволочный телеграф, пулемет «Максим» и пишущую машинку «Ремингтон». Как выделить слово в тексте, напечатанном на машинке? Для курсива пришлось бы делать вторую клавиатуру! Машинистки начали подчеркивать нужные слова, проходясь по уже набранным строчкам клавишей подчеркивания.

И почти в то же самое время газеты начали использовать жирный (для «кричащих» заголовков) и полужирный шрифт, для чего типографиям пришлось изготавливать новые комплекты литер.

Наступил XX век, в мир пришли компьютеры.

Много было забот у инженеров и программистов, и об искусстве полиграфического дизайна им, как видно, думать поначалу было некогда.

Так в компьютерный набор и перекочевало наследие прошлых эпох: курсив из документов Ватикана, полужирный шрифт из бульварных газет и подчеркивание с клавиатуры механической пишущей машинки.

А что у больших?

Возник вопрос: как используют выделения ведущие российские издания — «Коммерсантъ» (считается одним из самых «качественных») и «Московский Комсомолец» (одно из самых «популярных»)? Выяснилось, что в «МК» чаще всего выделяют важные слова жирным и полужирным начертанием. Он используется в лидах, подзаголовках, интервью и при указании авторов.

А газета «Коммерсантъ» выделяет таким образом и названия городов. Удивительно, но других видов выделений мы не заметили и решили, что жирный шрифт является самым любимым для этих газет.

[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [05] [ 06 ] [ 07 ] [ 08 ] [ 09 ] [ 10]
Раздел готовила игровая группа Анжуйская дюймовочка
Тьютор: Владислав Прибыльский
Тайм-тьютор: Тамара Кириченко
Флагман: газета «Встречное движение», гимназия им. Н.Д. Лицмана, Тобольск




Война начертаний
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были четыре заклятых врага: Курсив, Жирный, Подчеркнутый и примазавшийся к ним Вывернутый. Каждый из них отличался своим особым характером и весьма строптивым нравом. Жирный — лентяй. Курсив — мечтательный и задумчивый романтик. Вывернутый все делал, как говорится, шиворот-навыворот, только дрался здорово. А Подчеркнутый обожал все рисовать и выделять.

Когда-то они были друзьями — до тех пор, пока не поссорились из-за места на чистом листе в программе Microsoft Word.

Всякий раз, когда хозяин садился за компьютер и начинал писать статью, они бросались в текст, толкая друг друга, и превращали страницу в поле боя. И так это хозяину надоело, что однажды он разозлился и выключил компьютер. Шрифты пригорюнились. Жирный похудел и обмяк, Вывернутый так вывернулся, что неделю не мог войти в прежнее положение. Подчеркнутый согнулся, а Курсив перекосило в противоположную сторону.
Подумали они, подумали и решили, что не стоит им бороться между собой, а нужно жить дружно, согласованно. Месяца через три хозяин решил опять взяться за статью. Тут уж шрифты не буянили, а строго выполняли все команды. Ведь кому захочется так долго скучать без дела?
Справка от знатока
Впервые курсив в печати применил типограф Альд Мануций в конце XV века. Курсив появился как подражание начертанию документов папской канцелярии. Поскольку все происходило в Италии, то распространившийся дальше по Европе шрифт так и назвали — итальянский, или italic.

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета