[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [05] [ 06 ] [ 07 ] [ 08 ] [ 09 ] [ 10] |
|
|
Выделить главное, обособить особое, или Жирно, курсивно, подчеркнуто | |
|
|
|
Принцип хорошего вкуса «ничего слишком» действует и в издательском деле. Многочисленные «выделялки» — весьма сильнодействующие средства, подобные перцу и чесноку в кулинарии. Без них обед не обходится, но главное и на кухне, и в редакции — не перестараться |
|
|
|
|
Словогрыз |
|
Шрифт (нем. Schrift, от schreiben — писать) — графическая форма знаков алфавитной системы письма. В зависимости от техники воспроизведения шрифта различают виды: рукописный, рисованный, гравированный, наборный типографский. |
|
Каждый шрифт имеет свое название. Например, Times New Roman 12 Обычный или Courier 10 Полужирный. • Times New Roman — собственно название шрифта • 12 — размер символов • Обычный — вид начертания. |
|
Шрифты бывают рубленые (без засечек), например Pragmatica, и с засечками, например Baltica. Применяются различные начертания одного вида шрифта — обычное, полужирное, курсив, сжатое, растянутое и их комбинации. Интерлиньяж (межстрочный интервал) — расстояние от нижней линии одной строки до верхней линии следующей строки. |
|
Кегль — размер шрифта. Один пункт соответствует 0,375 мм (в России — 3,52 мм). Семейство шрифтов — несколько шрифтов одинакового внешнего вида. Капитель — специфическое начертание шрифтов, получаемое из основного начертания заменой всех строчных букв на заглавные уменьшенного кегля. | |
|
|
Экскурс в историю печати |
|
|
Было время, когда ни полужирного, ни курсивного начертания, ни болда, ни италика (так называются они на англо-компьютерном языке) не было. Со времен Гутенберга книгу набирали одним и тем же шрифтом, разве что размер букв и интерлиньяж (расстояние между строками) изменялись.
Позднее в итальянских типографиях появился курсив — им стали выделять в тексте особо важные слова или цитаты из Священного Писания.
Шли годы. В Европе гремели религиозные войны, флибустьеры грабили корабли в Карибском море, Ньютон наблюдал за падением яблока… В Англии произошла промышленная революция, затем в Париже — Великая Французская. По земле побежали первые паровозы, парусники сменились пароходами…
А печатники продолжали пользоваться все теми же наборами шрифтов.
Наконец, наступили времена технического прогресса и принесли с собой беспроволочный телеграф, пулемет «Максим» и пишущую машинку «Ремингтон». Как выделить слово в тексте, напечатанном на машинке? Для курсива пришлось бы делать вторую клавиатуру! Машинистки начали подчеркивать нужные слова, проходясь по уже набранным строчкам клавишей подчеркивания.
И почти в то же самое время газеты начали использовать жирный (для «кричащих» заголовков) и полужирный шрифт, для чего типографиям пришлось изготавливать новые комплекты литер.
Наступил XX век, в мир пришли компьютеры.
Много было забот у инженеров и программистов, и об искусстве полиграфического дизайна им, как видно, думать поначалу было некогда.
Так в компьютерный набор и перекочевало наследие прошлых эпох: курсив из документов Ватикана, полужирный шрифт из бульварных газет и подчеркивание с клавиатуры механической пишущей машинки. |
|
А что у больших? |
|
Возник вопрос: как используют выделения ведущие российские издания — «Коммерсантъ» (считается одним из самых «качественных») и «Московский Комсомолец» (одно из самых «популярных»)? Выяснилось, что в «МК» чаще всего выделяют важные слова жирным и полужирным начертанием. Он используется в лидах, подзаголовках, интервью и при указании авторов.
А газета «Коммерсантъ» выделяет таким образом и названия городов. Удивительно, но других видов выделений мы не заметили и решили, что жирный шрифт является самым любимым для этих газет. | |
|
|
|
[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [05] [ 06 ] [ 07 ] [ 08 ] [ 09 ] [ 10] |
|
|
|
|
|
| |
|
Раздел готовила игровая группа Анжуйская дюймовочка Тьютор: Владислав Прибыльский Тайм-тьютор: Тамара Кириченко Флагман: газета «Встречное движение», гимназия им. Н.Д. Лицмана, Тобольск | |
|
Война начертаний |
|
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были четыре заклятых врага: Курсив, Жирный, Подчеркнутый и примазавшийся к ним Вывернутый. Каждый из них отличался своим особым характером и весьма строптивым нравом. Жирный — лентяй. Курсив — мечтательный и задумчивый романтик. Вывернутый все делал, как говорится, шиворот-навыворот, только дрался здорово. А Подчеркнутый обожал все рисовать и выделять.
Когда-то они были друзьями — до тех пор, пока не поссорились из-за места на чистом листе в программе Microsoft Word.
Всякий раз, когда хозяин садился за компьютер и начинал писать статью, они бросались в текст, толкая друг друга, и превращали страницу в поле боя. И так это хозяину надоело, что однажды он разозлился и выключил компьютер. Шрифты пригорюнились. Жирный похудел и обмяк, Вывернутый так вывернулся, что неделю не мог войти в прежнее положение. Подчеркнутый согнулся, а Курсив перекосило в противоположную сторону. Подумали они, подумали и решили, что не стоит им бороться между собой, а нужно жить дружно, согласованно. Месяца через три хозяин решил опять взяться за статью. Тут уж шрифты не буянили, а строго выполняли все команды. Ведь кому захочется так долго скучать без дела? |
|
|
Справка от знатока |
|
Впервые курсив в печати применил типограф Альд Мануций в конце XV века. Курсив появился как подражание начертанию документов папской канцелярии. Поскольку все происходило в Италии, то распространившийся дальше по Европе шрифт так и назвали — итальянский, или italic. |
|
|
| |