Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Заголовок

[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [ 05 ] [ 06 ] [ 07 ] [08] [ 09 ] [ 10]
Броский и точный,
или По заголовку встречают

Иногда легче написать статью в 30 000 знаков, чем придумать ей заголовок из двух слов. Сложное дело!
Но без заголовков не обойтись — значит, будем учиться. Проверенная временем редакторская
методика состоит в том, чтобы заранее заготовить по три заголовка
к каждому материалу. Сложно? Долго? Трудно? Зато легко будет выбирать лучшие,
готовить полосу и весь номер

Словогрыз

Заголовок — обозначение структурной части основного текста произведения (раздела, главы, параграфа) или издания.

Заголовок тематический — словесно определяю-щий тему структурной части издания.

Заголовок предметной рубрики
первый элемент много-членной предметной рубрики, отделяемый от последующих раз-делительным знаком.

Заголовок немой — обозначаемый графически с помощью пробельной строки или наборных знаков (звездочек, линеек).

Миссия заголовков
• Привлечение внимания читателей к статьям и другому печатному материалу.
• Основное средство организации текста.
С помощью заголовка читатель решает, читать ему дальше документ или не читать. Их надо делать короткими, понятными и быстро-читаемыми.
Заголовок следует разме-щать выше средней линии — на «оптической середи-не». Лучший эстетический эффект достигается раз-мещением заголовка на линии «трех восьмых», когда две части листа соотносятся как 3:8. Эту линию называют «золотой серединой». Заголовки и подзаголовки должны быть крупнее, чем текст. Выразительность и дейст-венность заголовка сни-жаются, если непонятно, к какому тексту он относится.
Больше заголовков хороших и разных!

У каждого материала своя цель: один должен побудить к действию, другой — пробудить любопытство, а третий просто констатировать факт. И заголовок обязан быть под стать материалу.

Вот таким, сложным, многоуровневым и должен быть «вход в материал», чтобы рассчитывать на внимание читателя. Здесь и сам заголовок (обыгрывающий девиз Конкурса), и подзаголовок, представляющий тему статьи, и преамбула, где сформулирована ее основная идея.

Из цикла «Большая игра»

О чем?
По содержанию выделяют повествовательный заголовок-сообщение, который используется для оперативной и значимой информации. Тут спокойно и просто излагается суть («Нет единства в Отечестве»).

Заголовок-резюме, или комментирующий заголовок включает в себя оценку факта («Рынок жилья превратили в базар»).

Заголовок-парадокс — лучше других пробуждает любопытство, шокирует и удивляет читателя или искусственно усиливает зна-
чимость сообщения («Оптимизация без оптимизма»).

Встречаются также заголовок-обращение и заголовок-призыв: их за-дача — задеть за живое, превратить информацию «для всех» в лич-ную, создать психологический контакт с читателем («Не мешайте жить»; «Поймай информацию в сеть»).

Игровыми заголовками называют такие, в которых используются приемы повышения экспрессии («Если много заплатить, можно
даже лордом быть»).

Как?
По форме заголовки делятся на составные, в которых использован прием парцелляции — разбивки предложения на части («Цены на бензин остаются прежними. Пока»), заголовки-восклицания («Обложили!»), заголовки-вопросы, причем как с вопроситель-
ным знаком («Как сэкономить на налогах?»), так и без него
(«Куда исчезают прибавки»).

Такие «вопросительные» заголовки могут выражать общий вопрос («Священ ли флаг?»), частный («Зачем Леня пытался убить Папу Римского?»), конкретный («Чем стреляли из дольменов?») или альтернативный («Кто счастливее — белорусы или россияне?»).

Нередко встречаются заголовки «с продолжением», с многоточием («Возьми гитару, она расскажет…»), с двоеточием («Птичий грипп: бойся собственного страха»).

Применяются, хотя и не так часто, сложные комбинированные варианты, где используются сразу несколько способов пункту-
ации («Остеохондроз, артрит, артроз? Пора с ними проститься!»).

Есть также заголовок-цитата, причем как с указанием источника («Главный санитарный врач России Г.  Онищенко: „Кому выгоден птичий грипп?”»), так и без него.

Типов заголовков много — выбирайте любой. Главное, чтобы он был запоминающимся, информативным и не похожим на другие. Вашим собственным!

[Оглавление] [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ] [ 04 ] [ 05 ] [ 06 ] [ 07 ] [08] [ 09 ] [ 10]
Домашнее задание готовила
команда-флагман: журнал
«Автограф», гимназия № 7, Новосибирск



Ключ
к пониманию
текста
Что в первую очередь ищет на по-лосе взгляд читателя? Что называют ключом к пониманию текста?
Конечно же, заголовок! Он — начало всех начал для статьи, репортажа, интервью, заметки, то есть для любого материала, который ни в коем случае не должен оставить читателя равнодушным.

Вот что говорят профессионалы: «Если автору удается найти ори-гинальное, броское название, способное мгновенно приковать к себе внимание читателя, успех статьи или книги уже обеспечен. И наоборот, если автор поленится и даст своему произведению невы-разительное название, он собст-венными руками погубит детище».

Легко ли подобрать заголовок? Если вы когда-нибудь пробовали это сделать, то наверняка ответите «нет». Неслучайно заголовок соз-дают уже после написания текста — так, чтобы он мог отразить содержа-ние всего материала и не оказаться «однобоким» или «плоским». Потому-то неплохо всегда иметь три резервных заголовка к каждому материалу.

Скажем, один — нейтральный, внятно отража-ющий суть ска-занного; второй — в виде цитаты из статьи; третий — броский, яркий афоризм, сочиненный по наитию и летящий в оглавление, как дротик! Один из них непременно пригодит-ся уже сегодня, второй можно при-беречь на будущее, и, кто знает, не вырастет ли из третьего целый рассказ?

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета