Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 515
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Требования и правила. Структура статьи: название (объясняемое слово), текст, разделенный на абзацы, иллюстрация, автор текста, автор иллюстрации.
Отражены термины с августа 2025 года. Показать термины за все годы. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 2
 
Божества 5
 
Быт 9
 
Внешность
 
Верования 8
 
Вышивка
 
Дом_двор 2
 
Еда 2
 
Живопись
 
Животные 19
 
Занятия_Профессии 1
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 3
 
Лес 1
 
Музыка
 
Одежда_обувь 2
 
Оружие
 
Праздники 2
 
Поделки 1
 
Посуда 2
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 2
 
Сказки 33
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 1
 
Строения 1
 
Суеверия 3
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 5
 
Традиции 6
 
Фразеологизмы 3
 
Украшения 1
 
Утварь 2
 
Фольклор 21
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ
Ангелы — это духовные создания, наделенные разумом и свободной волей, которые сознательно выбрали путь служения Богу и активно участвуют в реализации Божественного промысла. Являясь духами, они, тем не менее, уступают Богу в совершенстве.
 
 
Описание ангелов невозможно, так как они принадлежат духовному миру. При общении с людьми ангелы принимают формы, понятные человеческому восприятию, вплоть до облика обычных людей в современной одежде. Бестелесные, они не обладают вездесущностью, а ограничены пространством: находясь в небесах, отсутствуют на земле.
 
 
Ангелы способны мгновенно перемещаться в пространстве и беспрепятственно проходить сквозь материальные объекты. Они не имеют пола, возраста и не подвержены изменениям. Охраняя людей, они посещают небеса и созерцают «лицо Отца Небесного».
 
 
Численность ангелов неизменна, они не размножаются. Количество ангелов, сотворенных Богом в начале мира, остается постоянным до конца времен. Хотя ангелы не знают дня Страшного Суда, они будут исполнителями Божьей воли: в конце времен они явятся в видимом образе и «отделят злых из среды праведных».
 
 
Ангелы — заинтересованные исполнители воли Божией, они радуются покаянию каждого грешника. Ангельские существа существуют в рамках нашего времени и пространства, они могут перемещаться в любую точку мироздания, в том числе в недоступные нам сферы, но не обладают вездесущностью.
 
 
Ангелы обладают огромной силой. Василий Великий сравнивал одного ангела с целым воинством. Об этом свидетельствуют библейские титулы ангелов: Господства, Силы, Власти, Начала и др. Ангелы сопровождают нас после смерти и не оставляют в загробном мире.
 
 
Автор статьи и картинки: Довгополая Варвара
17.0
20
//
 0 
 
 0 
Илья Муромец — один из самых известных и почитаемых героев русской народной культуры, персонаж былин, который стал символом силы, мужества и благородства. Его образ олицетворяет идеалы русского народа и является важной частью фольклорной традиции.
 
Согласно легендам, Илья Муромец родился в селе Муром, и его жизнь была полна испытаний и подвигов. В народных былинах рассказывается о том, как он, будучи инвалидом в детстве, в возрасте тридцати трех лет обрел силу благодаря встрече с монахами. После этого Илья становится богатырем, защищающим свою землю от врагов и злых сил.
 
Одной из ключевых черт Ильи Муромца является его преданность Родине и защита простого народа. Он сражается с врагами, такими как печенеги и половцы, и побеждает их благодаря своей невероятной силе и смекалке. В былинах он часто выступает как защитник справедливости, готовый прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
 
Образ Ильи Муромца также связан с темой духовной силы и добродетели. Он не только физически силен, но и мудр, проявляя заботу о своем народе. Его подвиги часто сопровождаются элементами христианской морали: он защищает слабых и борется за правду. Это делает его не просто героем, а настоящим символом добродетели. Очень часто в наше время сильного и справедливого человека называют Ильей Муромцем, так что это имя стало своего рода настоящим символом силы и благородства.
 
Таким образом, Илья Муромец занимает особое место в русской народной культуре как символ силы, справедливости и мужества. Его подвиги и идеалы продолжают жить в сердцах людей, вдохновляя новые поколения на борьбу за добро и справедливость.
 
 
Автор иллюстрации: Михаил Дегтярь
Автор текста: Александр Тихонов
18.0
20
//
 0 
 
 0 
 
 
Есть в русском фольклоре такая героине — Василиса Прекрасная. Про неё с детства рассказывают так, что поневоле начинаешь думать: вот уж кому жизнь подкидывала испытаний, а она всё равно выходила сухой из воды.
 
Василиса Прекрасная (или Василиса Премудрая) — ключевой персонаж русских народных волшебных сказок. Она является героиней, дарящей свою любовь главному герою, который часто побеждает злодея, такого как Змей или Кощей. Основные черты и роль в сказках Красота и добродетель: Василиса описывается как первая красавица на селе; она добрая, послушная и трудолюбивая. Верность и заботливость: Ее главными чертами характера являются верность, заботливость и решительность.
 
Волшебные способности: Часто ее называют Премудрой, что указывает не столько на интеллект, сколько на сверхспособности и мастерство чародейства, недоступные обычным людям. Архетип невесты: В волшебных сказках она — один из вариантов имени невесты героя (также может зваться Елена Прекрасная, Марья-царевна и др.).
 
Почему про неё говорят и сейчас?
Выражение «ну прямо Василиса Прекрасная» говорят, когда хотят подчеркнуть не внешность, а сочетание красоты, доброты и какой-то спокойной внутренней уверенности.
Не идеал, конечно, живой человек. Но образ приятный — тёплый, домашний, будто из старой сказочной книжки с жёлтыми страницами.
 
Автор рисунка: Ламайкина Марина
Автор статьи: Петряев Федор
18.0
20
//
Fedor Petryaev   20.11.2025   № 188251
 0 
 
 0 
 
Фразеологизм это устойчивое сочетание слов, значение которых не всегда можно вынести из значения отдельных слов.
 
В качестве примера, можно взять фразеологизм «витать в облаках» Что же это значит? В нем кроется совсем другое значение.
 
Означает он не то что кто- то кружится в облаках, а то что человек рассеянный и находиться в своих мыслях. Рассмотрим слова фразеологизма по отдельности. Облака-это скопление капель воды и льда в атмосфере. Витать-кружиться, распространяться в воздухе. В отдельности эти слова имеют обычное значение, а значит это и есть фразеологизм.
 
Автор статьи: Софья Матящева
Автор иллюстрации: Орфанова Иоанна
Тэги:  Фольклор
16.0
20
//
 0 
 
 0 
«Водить за нос» — это выражение, которое часто используется в русском языке для описания ситуации, когда человека обманывают или манипулируют им, заставляя верить в нечто ложное или вводя в заблуждение. Этот фразеологизм имеет свои корни в образном языке, где «водить» подразумевает контроль и направление, а «нос» символизирует доверие и уязвимость.
 
Ситуации, когда людей водят за нос, могут встречаться в различных сферах жизни: в личных отношениях, на работе, в политике или даже в рекламе. Например, в личной жизни это может проявляться в обмане партнёра, когда один из них скрывает правду о своих чувствах или намерениях. На работе это может быть связано с манипуляциями со стороны руководства, когда сотрудники вводятся в заблуждение относительно своих обязанностей или будущих перспектив.
 
Важно уметь распознавать такие манипуляции и не позволять другим водить себя за нос.
 
В конечном итоге, «водить за нос» — это не только про обман, но и про доверие. Важно помнить, что доверие должно основываться на честности и открытости. Если мы будем более внимательны к тому, как общаемся с другими и как воспринимаем информацию, то сможем избежать многих неприятных ситуаций и сохранить свои отношения и репутацию.
 
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
Автор текста: Александр Тихонов
18.0
20
//
 0 
 
 0 
В славянских верованиях домовой — это дух-хранитель жилища и его обитателей. Считается, что он поддерживает порядок, обеспечивает благополучие и оберегает семью от бед. Его присутствие можно заметить по уюту и чистоте в доме, необычному поведению домашних животных, необъяснимым звукам или даже по внезапному нахождению потерянных вещей.
 
Домовой — это своего рода «хозяин» дома, отвечающий за нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, а также за урожай. Он не враждебен к людям, но может подшутить или наказать за нарушение установленных им правил. Особое внимание домовой уделяет домашнему скоту, заботясь о его благополучии и потомстве.
 
Автор картинки и текста: Довгополая Варвара.
16.0
20
//
 0 
 
Изначально ангел, Дьявол утратил своё положение из-за гордыни и бунта против Создателя, став Сатаной, предводителем падших духов. Его злонамеренные действия, искушающие человечество, допускаются Богом для испытания добровольного выбора между добром и злом.
 
 
Целью Дьявола является исключительно зло и уничтожение человека. Он стремится к погибели каждого.
 
 
Согласно Священному Писанию, источник греха — Дьявол. В Первом послании Иоанна сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала дьявол согрешил».
 
 
Падение ангелов сравнимо со смертью для людей: после него покаяние невозможно. Нет возврата к прежнему состоянию, как и нет возможности искупления после смерти.
 
 
Лишившись божественной благодати, люди подпадают под влияние Дьявола, который становится «князем мира сего». Человек не может существовать в духовной пустоте, он либо следует воле Бога, либо подчиняется власти Дьявола. Выбор остается за каждым.
 
 
Автор картинки и текста: Довгополая Варвара
16.0
20
//
 0 
 
Образ зайца в русских народных сказках.
 
Заяц является одним из главных персонажей русских народных сказок наряду с медведем, волком, лисой. У кадого зверя в сказках свои черты. Считается, что основная черта зайца — трусость.
 
В русской пословице, к примеру, так и говориться «Труслив, как заяц». Заяц действительно не может себя защитить и при любой опасности убегает: «Зайца ноги ноят, зайца ноги кормят».
Заяц изображается добрыйм, но трусливый, хвастливым, но беззащитным. Он ищет защиту у более сильного зверя. Его слабость используют другие звери. Например, в сказке «Лиса, заяц, петух» лиса выгогяет зайца как более слабого. Или в сказке «Зайкина избушка» лиса также выгоняет заяца из избушки.
 
Но есть сказки, где заяц ловкий, хитрый. Например, в сказке «Волк и заяц» — заяц проявляет находчиваотчь и помогает выбраться волку из ямы. Также заяц может помочь в беде. В сказке «Заяц- хваста » косой спасает ворону от собаки.
 
Таким образом, заяц в русских народных сказках изображаетсяпо- разному. И часто под его образом можно подразумевать доброго, слабого, трусливого, находчивого, хитрого и беззащитного человека.
 
 
 
 
Автор статьи: Такташова Любовь Автор рисунка: Такташова Любовь
 
17.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Иванушка-дурачок — один из самых ярких и запоминающихся персонажей русских народных сказок. Он олицетворяет наивность, простодушие и доброту, но при этом обладает внутренней силой и мудростью, которые проявляются в неожиданных ситуациях.
 
Иванушка часто изображается как младший сын в семье, который не отличается выдающимися умственными способностями. Однако его простота и доверчивость, а также смекалка становятся ключевыми чертами, которые помогают ему преодолевать трудности. В отличие от своих братьев, стремящихся к богатству и славе, Иванушка не жаждет власти, он искренен и отзывчив. Его доброта привлекает к нему людей и волшебных существ, которые помогают ему в трудные моменты.
 
Интересно, что Иванушка-дурачок часто вступает в противостояние с хитрыми и коварными персонажами, такими как лукавые братья или злые ведьмы. Его наивность оказывается его силой: он не замышляет зла и не использует хитрости, что делает его более привлекательным для добрых сил. В этом контексте образ Иванушки можно рассматривать как символ победы добра над злом.
 
Иванушка-дурачок является носителем народной мудрости. Несмотря на свою простоту, он часто находит решения проблем, которые кажутся сложными для других. Этот парадокс подчеркивает важность внутреннего мира человека: истинная мудрость не всегда связана с образованием или умом, а может исходить из сердца.
 
Таким образом, образ Иванушки-дурачка — это не просто персонаж сказок. Он символизирует ценности доброты, искренности и внутренней силы. Его история учит нас тому, что даже в самых трудных обстоятельствах можно найти выход, если следовать своему сердцу и оставаться верным своим принципам.
 
 
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
Автор текста: Александр Тихонов
17.0
20
//
 0 
 
 0 
Кот в сапогах — это персонаж, который, хотя и не является традиционным героем русских народных сказок, тем не менее, имеет свои корни в европейском фольклоре. Этот образ пришел в русскую культуру через адаптации и пересказы, но сам по себе Кот в сапогах, как правило, ассоциируется с французской сказкой Шарля Перро.
 
В русских народных сказках часто встречаются говорящие животные, которые обладают человеческими чертами и мудростью. Кота в сапогах можно рассматривать как своего рода аналог таких персонажей. Он представляет собой образ хитрого и сообразительного животного, которое использует свою находчивость для достижения целей. Сюжет о Коте в сапогах обычно рассказывает о том, как кот помогает своему хозяину — бедному молодому человеку, который унаследовал кота от своего отца.
 
В контексте русских народных сказок можно провести параллели между Котом в сапогах и такими персонажами, как Лиса или Волк, которые также используют хитрость для достижения своих целей. Эти животные часто помогают главным героям или же, наоборот, становятся противниками, но всегда играют важную роль в развитии сюжета.
 
Кот в сапогах может символизировать находчивость и умение использовать свои способности на благо. Его образ вдохновляет слушателей и читателей, показывая, что даже самые скромные герои могут добиться успеха благодаря смекалке и решительности.
 
Таким образом, хотя Кот в сапогах не является традиционным персонажем русских народных сказок, его образ гармонично вписывается в общую картину фольклора, где хитрость и ум — важные качества для достижения целей и преодоления трудностей.
 
 
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
Автор текста: Александр Тихонов
19.0
20
//
 0 
 
 0 
Даже самую злую обиду можно пережить добрым сердцем! Возьмем, к примеру, сказку «Крошечка-Хаврошечка».
 
Жила-была девочка Хаврошечка. Она была сиротой и работала с утра до ночи для злой мачехи и её ленивых дочерей. У Хаврошечки была только одна подруга — добрая коровушка.
 
Когда злые сёстры завидовали Хаврошечке и убили коровушку, девочка не стала мстить. Она похоронила подружку, поливала землю слезами — и выросло там волшебное яблонька с золотыми листочками и сладкими яблочками!
 
Мимо ехал добрый молодец. Яблонька ему понравилась, а Хаврошечка угостила его спелым яблочком. Увидел молодец, какая она добрая и трудолюбивая, и забрал с собой — жить в достатке и радости.
 
Вот так доброе сердце и терпение победили все невзгоды!
 
Автор статьи и рисунка Егор Кузьминов.
 
 
 
 
18.0
20
//
 0 
 
«Летать в облаках» — это крылатое выражение, которое обычно применяют к личностям, которые оторваны от реальности и любят помечтать. Скорее всего данный фразеологизм люди придумали, когда наблюдали за полетом птиц — высоко летящая птица так же далека от земли, как человек, который любит «летать в облаках», оторван от реальной жизни.
 
В русской народной культуре образ облаков и полета в них имеет глубокие корни и богатую символику. Облака часто ассоциируются с мечтами, надеждами и духовной свободой. В народных сказках и песнях облака нередко выступают как символ недосягаемого, чего-то возвышенного и мистического, что отражает стремление человека к мечте и идеалу.
 
Облака играют важную роль в народных поверьях и приметах. Например, ясное небо с легкими облаками предвещает хорошую погоду, тогда как темные грозовые облака могут означать беду. В этом контексте облака становятся связующим звеном между человеком и природой, отражая его чувства и эмоции.
 
В наше время фразеологизм «летать в облаках» приобретает скорее негативный оттенок, ведь так говорят о человеке, который бездельничает, тратит время на пустые мечтания. Очень часто выражение «летать в облаках» применяют к плохим ученикам в школе, которые невнимательны на уроках, также говорят и о нерадивых работниках, которые халатно относятся к своим обязанностям.
 
Таким образом, «летать в облаках» в русской народной культуре — это многогранный термин, который можно воспринимать как символ мечты, свободы и духовного поиска, он олицетворяет связь человека с природой, но также данный фразеологизм ассоциируется с человеком, оторванным от реальной жизни, предающимся пустым мечтаниям.
 
 
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
Автор текста: Александр Тихонов
17.0
20
//
 0 
 
 0 
Мара — это многогранное божество в разных мифологиях, чаще всего ассоциируется со славянской мифологией.
 
Она является Богиней ночи, навьего мира, причем самая сильная, смерти, зимы и хозяйка потустороннего мира. Эта богиня еще и сама справедливость, которая воздает по заслугам, перепровождая усопших в навь-мир. Она так же связана с умиранием и возрождением природы, что отражено в ритуалах проводов зимы, например, как Масленица.
 
Корень слова «Мар-Мор», потому что она связана с темой смерти. Зима- это ее стезя, поэтому чаще всего ее рисуют в холодных серых тонах. В народе говорят, ушла МОРОКА, то есть трудные времена. А слово «мор» — так и обозначает проблемы, болезни, невзгоды.
 
В других традициях «Мара» может обозначать иную демоническую сущность: латышскую Богиню- опекуншу коров или буддийского демона- искусителя. Мара может покровительствовать целеустремленным людям, стремящимся к знаниям, а так же помогать в познании тайн мироздания. В сказках Мара иногда выступает как жена Кощея или подруга Яги.
 
Автор текста и рисунка: Ольга Головенкина
Тэги:  Божества
17.0
20
//
 0 
 
 0 
Иногда маленькая невнимательность приводит к большой проблеме. Но если друзья помогают — всё исправимо! Возьмем, к примеру, сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».
 
Жили-были Петушок и Курочка. Петушок нечаянно проглотил бобовое зёрнышко и подавился. Курочка бросилась ему на помощь.
 
Чтобы получить водичку и спасти Петушка, ей пришлось просить помощи у всех вокруг: у Речки, Липки, Девицы и Коровы. Каждый просил её об одолжении, и добрая Курочка всем помогала.
 
Наконец, она принесла Петушку водицы, он прокашлялся и выздоровел!
 
Вот так дружба и взаимовыручка спасли положение!

Автор статьи Егор Кузьминов, автор рисунка Егор Кузьминов
 
 
 
Тэги:  Сказки
17.0
20
//
 
 
Иногда одно непослушание может привести к большой беде. Но настоящая любовь способна победить любое зло! Возьмем, к примеру, сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
 
Жили-были сестра Алёнушка и братец Иванушка. Отправились они через лес, и захотел Иванушка пить. Сестра предупреждала: «Не пей из лужи, козлёночком станешь!» Но братец не послушался — отпил из следа копытца и превратился в белого козлёночка.
 
Приютила Алёнушка братца, но злой Колдун разлучил их: козлёнка забрал, а сестру заколдовал, чтобы она всё забыла.
 
Но однажды Алёнушка нашла волшебное зеркальце, посмотрелась в него — и память вернулась! Позвала она братца, обняла его, и от этой тёплой сестриной любви колдовство рассеялось. Иванушка снова стал мальчиком!
 
Вот что может сделать настоящая любовь! Даже самое сильное колдовство отступает перед верным и добрым сердцем.
 
 
Автор статьи Егор Кузьминов, автор рисунка Егор Кузьминов
Тэги:  Сказки
18.0
20
//
 0 
 
В славянском фольклоре русалка — фигура, чьи обличи часто менялись.
 
В зависимости от региона — от Русского Севера до Поволжья, Урала и Западной Сибири — верования о ней сильно различались от представлений жителей западных и южных областей. Русалок почитали за покровительство посевам, лесам и рекам.
 
Лишь к двадцатому веку в северных российских землях название «русалка» стало употребляться преимущественно в письменных источниках. Изначально существовали различные названия этого существа: водяниха, водяница, хитка, шутовка, щекотиха, а на юге Руси и в Украине — мавка, на западе же — купалка.
 
 
Из-за влияния западной культуры, в русской литературе и кинообраз славянской русалки смешался с образом морской девы, обладающей рыбьим хвостом вместо ног и обитающей в океане. В английском словаре славянские русалки обозначаются словом rusalka, а морские девы — mermaid.
 
Однако в традиционных русских верованиях русалки представлялись как непредсказуемые создания, нередко враждебно относящиеся к людям любого возраста: согласно одним преданиям, они бросали в прохожих камни, стараясь схватить жертву, выбивали из сил чрезмерными прикосновениями и топнули, другие рассказы повествуют об их коварном искушении молодых мужчин, увлекая их в глубокие воды.
 
 
Автор статьи и картинки: Довгополая Варвара
18.0
20
//
 0 
 
 0 
Даже самая сильная зависть не может победить доброе сердце! Возьмём, к примеру, «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
 
Жила-была добрая Царевна. А у неё была злая мачеха-королева, которая очень завидовала её красоте. Приказала королева слуге увести Царевну в лес и бросить там.
 
Но Царевну нашли добрые семь богатырей и приютили в своём доме. Она всем помогала, всех любила, и все её полюбили.
 
Тогда королева придумала новую хитрость — подослала к Царевне старушку с отравленным яблочком. Откусила Царевна яблочко — и уснула мёртвым сном.
 
Долго искал её жених, королевич Елисей. Разбудил Царевну от сна своим тёплым взглядом и добрым словом — ведь настоящая любовь сильнее любого колдовства!
 
А злая королева от своей злобы и зависти совсем исчезла.
 
Вот так доброта и верность победили все хитрости!
 
Автор статьи Егор Кузьминов, автор рисунка Егор Кузьминов
 
 
 
Тэги:  Сказки
18.0
20
//
1 ] 
Славянская мифология это представление древних славян о мире , богах , духах и мифических героях.

В неё входят мифы , легенды, сказки ,поговорки.Примерное время происхождения мифологи 3–4 век нашей эры.
Славянская мифология объединяет разнородные культуры ,верования.
Славяне составили три деления мира : Небо, земля,дух Земли.
Небо обычно считается местом где обитают боги и духи.
Земля была силой природы . Именно на ней жили славяне и растили огород
Дух Земли то место куда по верованию уходили души людей.
В мифологии так же существовали обряды.Славяне почитали Землю ,потому что верили что именно она дает им жизнь и плоды.Представлялась она в образе травы, кустарников — её пышные волосы. горы, скалы — кости. Ручьи,реки и озера- живая кровь.
Так же славяне берегли огонь и всячески оберегали его от «плохого» воздействия людей и скверных мыслей.
 
Поговорим о богах в которых верили славяне. Одним из главных богов был Перун-он владел небом ,громом и молнией .Люди верили что именно Перун вызывает гром и молнию ,ударяя своим молотом.
 
Второй не менее интересный бог это Ярило .Он бог весны ,плодородия и растений. Славяне верили что благодаря Ярило таил снег ,земля «оживала»,начинали посев растений. Образ Ярила не простой,он показывает что все что приходит, рано или поздно уходит. Встречали Ярила хороводами,танцами, играми, шествиями по деревне.
Поговорим о том почему люди верили в мифологию. Верили они не потому что им так хотелось, а потому что это было простым и понятным объяснением мира о котором тогда знали мало. Позже эти легенды и мифы перешли в простые народные поверья, которые сопровождают нас по сей день.
 
Автор статьи: Софья Матящева
Автор рисунка::Полина Чечеткина
Тэги:  Суеверия
15.0
20
//
 0 
 
 0 
Образ собаки в русских народных сказках
 
Очень часто мы слышим о том, что собака — друг человека. Недаром про собак сложено столько поговорок и пословиц. Верность самой высокой пробы сравнивается с собачьей. Искренний и проникающий в душу взгляд называют собачьим. Говорят, что без кошки не бывает дома, а без собаки — двора. «Собака на сене». Так говорят о том, кто, имея что- либо, не пользуется этим сам и другим не дает. О людях, которые живут во вражде, говорят «как кошка с собакой».
 
Восклицание «Вот, где собака зарыта!» означает «вот в чем суть дела». Когда трудно кого — то найти, что- то разыскать, употребляют выражение «с собаками не сыщешь».
 
Не раз показывала собака свою верную преданность человеку, охраняя его дом и семью. В сказке «Лисичка со скалочкой» мужику жалко было отдавать лисе девочку. Вот он и запихнул в мешок собаку. Собака не только спасла девочку, но и наказала коварную лису. А в сказке «Кощей Бессмертный» собака со щенятами приходит на выручку Ивану- царевичу, помогает ему добыть иглу с кощеевой смертью — ловит волшебного зайца.
«Собака — это единственное существо на свете, которое любит тебя больше, чем себя». Джош Биллингс
«Купите щенка и Вы приобретете самую преданную любовь на свете». Р. Киплинг
«Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой». Антон Чехов

Читайте, узнавайте больше, становитесь добрее и лучше вместе со своими любимыми героями книг!
 
 
 
 
Автор статьи: Такташова Любовь Автор рисунка: Такташова Любовь
 
15.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Даже самый дружный дом может пострадать, если забыть про вежливость и уважение к другим! Возьмем, к примеру, сказку «Теремок».
 
Стоял в лесу уютный Теремок. Сначала в нём поселилась Мышка-норушка, потом Лягушка-квакушка, потом Зайчик-попрыгайчик. Все жили дружно, весело, места хватало всем!
 
Но однажды пришёл большой Медведь. Ему так понравился теремок, что он тоже захотел жить с друзьями. Только не спросил, можно ли, а полез сразу на крышу!
 
Хрусть-хрусть! — раздалось в лесу. Теремок не выдержал большого гостя и развалился.
 
К счастью, зверята не расстроились и не стали ругать Мишку. Вместе они построили новый теремок — ещё краше прежнего, а для медведя — специальную крепкую комнату.
 
Вот так важно помнить: в гости нужно приходить аккуратно, а в общем доме — считаться друг с другом!
 
 
Автор статьи Егор Кузьминов, автор рисунка Егор Кузьминов
Тэги:  Сказки
18.0
20
//
 0 
 
 0 
«Теремок» — это одна из самых известных русских народных сказок, которая передает важные культурные и моральные ценности. В ней рассказывается о маленьком теремке, который становится домом для различных животных, каждое из которых имеет свои особенности и характер.
 
Сюжет начинается с того, что теремок строит мышонок. Он радостно живет в своем новом доме, но вскоре его посещает лягушка, затем заяц, волк и медведь. Каждый новый житель приносит свои привычки и особенности, и теремок становится все более многолюдным и шумным. Однако в конце концов, когда приходит медведь, теремок не выдерживает и разрушается под тяжестью всех животных.
 
Животные в теремке учат нас важности дружбы и взаимопомощи. Несмотря на различия, все герои находят общий язык и живут вместе. Сказка подчеркивает, что вместе можно преодолеть трудности. Каждый персонаж вносит свой вклад в общее дело. Сказка также предостерегает о возможных последствиях жадности: разрушение теремка символизирует, что чрезмерное стремление к количеству (в данном случае — к количеству жильцов) может привести к негативным последствиям. Теремок как символ уюта и тепла отражает важность домашнего очага в русской культуре. Это место, где собираются близкие, где царит дружба и понимание.
 
В русской народной культуре сказка о теремке передается из поколения в поколение, демонстрируя богатство фольклора и его способность передавать мудрость. Таким образом, «Теремок» не только развлекает, но и учит важным жизненным урокам о дружбе, сотрудничестве и ценности дома.
 
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
Автор текста: Александр Тихонов
17.0
20
//
 0 
 
 0 
Тыква как один из основных продуктов питания у крестьян.
 
Тыква является древнейшей овощной культурой. Счиатется, что её родина-Америка. На Руси тыква появилась в 16 веке, но не сразу стала популярной из-за определенных привычек в питании. Но из-за подходящего климата, несложного выращивания, урожайности, хорошего хранения, тыква стала одним из самых популярных продуктов, употребляемых в пищу. И в 18 веке стала выращиваться в каждом крестьянсокм хозяйстве.
 
На протяжении зимы и весны крестьяне употреблями тыкву в свежем виде, запекали её, парили, варили, жарили, готовили кашуи, варенья, цукаты и т. д. Тыквенные семечки любили и врослые и дети.
 
Таким образом, тыква стала одним из основных и популярных продуктов у крестьян.
 
 
 
 
 
Автор статьи: Такташова Любовь Автор рисунка: Такташова Любовь
 
16.0
20
//
 0 
 
 0 
Сезон Статей Авторов
2025/26 22 7
2024/25 206 26
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 515 104
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета