Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Коромысло — это деревянная палка или дуга, приспособленная для ношения ведер с водой. Это изобретение занимает особое место в русской народной культуре и является символом труда, простоты и связи с природой.
В традиционном русском деревенском быту коромысло использовалось для переноски воды из колодцев и рек. Оно было незаменимым помощником для женщин, которые ежедневно ходили за водой. Коромысло также стало предметом народного творчества. В фольклоре и песнях часто встречаются упоминания о нем, где оно символизирует женский труд, заботу о семье и домашнем очаге.
Знаменитое крылатое выражение «дым коромыслом» используется тогда, когда происходит какая-то активная деятельность, связанная с шумом и суетой. Истоки же этого афоризма уходят в далекое прошлое, когда дома отапливались дровами, а дым часто выходил через дверь, приобретая очертания дуги. В некоторых народных сказках коромысло может выступать как магический предмет, который помогает героям в их приключениях. Кроме того, коромысло имеет свои образы в декоративно-прикладном искусстве. Его изображают на полотнах, в резьбе по дереву и вышивке.
Таким образом, коромысло — это не только орудие труда, но и важный культурный символ, который отражает дух русского народа, его традиции и образ жизни. Оно напоминает нам о ценности труда, взаимопомощи и связи с природой, что делает его значимым элементом русской народной культуры.
Наши предки не особо задумывались над тем, какое название дать предмету, которым пользовались часто. Вот и это слово — корыто- означало лишь то, что сделано из коры, значит, изделие из дерева. Чаще всего хозяин делал корыта сам из цельного куска дерева. Вещь была необходимая в хозяйстве: для стирки, купания детей, для рубки капусты, мяса.
На фотографии корыто, которе имеется лично у меня дома. Куплено было давно, на базарчике. Использовалось для того, чтобы иссечь капусту для пирога. С появлением кухонных миксеров, комбайнов необходимость в этой домашней утвари отпала. Но вот храню!
Детские воспоминания связаны с этим предметом. Любимое семейное времяпровождение — лепить пельмени. Отец рубит мясо в корыте сечкой, затем разводит фарш молоком и толкушкой доводит до нужного состояния. Бабушка в это время колдует над тестом, оно должно быть очень крутое. Мнет, складывает пополам, снова мнет. Мы, дети, раскатываем сочни, кладем фарш на пластинку из теста, защипываем края — пельмень отправляется на сочененку. А затем либо замораживаться в сенки, либо в чугунок с кипятком.
В этой любимой семейной традиции без корыта было никак не обойтись. Было оно старое, но удобное и красивое.
Косоворотка — это традиционная русская мужская рубашка с отложным воротником, который застегивается на пуговицы или завязки. Обычно свободного кроя. Она может быть изготовлена из льна, хлопка или других натуральных тканей.
Косоворотка является одним из символов русской народной одежды и широко использовалась в повседневной жизни на Руси. Этот элемент одежды был популярен среди крестьян, казаков, ремесленников и других слоев населения. Она носилась как самостоятельная одежда или под кофтаном.
Кот в русских народных сказках занимает особое место, часто выступая как символ хитрости, сообразительности и даже волшебства. В сказках коты могут быть как обычными животными, так и наделенными магическими способностями.
Одним из самых известных примеров является сказка «Кот, который умел говорить». В этой истории кот становится верным помощником главного героя, помогает ему преодолевать трудности и побеждать врагов. Кот часто изображается как мудрый и хитрый персонаж, который знает, как извлечь выгоду из сложной ситуации.
В других сказках коты могут быть связаны с темой богатства и удачи. Например, в сказке «Кот учёный» кот приобретает знания и умения, которые помогают ему решать проблемы и защищать своих хозяев. Здесь кот символизирует не только ум, но и силу дружбы и верности.
Также коты часто встречаются в сказках о богатырях и героях, где они могут быть помощниками или даже защитниками. Их ловкость и хитрость позволяют им выходить из самых сложных ситуаций и помогать своим хозяевам.
Таким образом, кот в русских народных сказках — это многогранный персонаж, который олицетворяет ум, хитрость и верность, а также служит важным связующим звеном между людьми и миром волшебства.
Давным-давно, в самом сердце великого леса, жила древняя магическая сущность — Кот Баюн. Он был великаном среди кошек, с густой зеленовато-синей шерстью, сверкающей, как самоцветы, и глазами, горящими золотом, словно два маленьких солнца. Его когти были острее мечей, а крылья, покрытые перьями, позволяли ему парить над вершинами деревьев, словно грозовая туча.
Кот Баюн обладал уникальной способностью — он знал тысячи сказок и легенд, каждая из которых могла погружать слушателей в глубокий сон, полный ярких сновидений. Эти сны могли исцелять души и тела, открывать тайны прошлого и будущего, а иногда даже переносить людей в иные миры.
Но не всякий мог услышать эти сказки. Только самые смелые и чистые сердцем смельчаки решались отправиться вглубь леса, чтобы встретиться с этим могущественным созданием. Ведь дорога к нему была полна испытаний и опасностей. Нужно было пройти через густые заросли, преодолеть бурлящие реки и избежать встречи с коварными духами леса.
И до сих пор в глубине лесов живет Кот Баюн, охраняя свои тайны и помогая тем, кто действительно этого заслуживает.
Кот Баюн- это персонаж славянской мифологии, загадочный и волшебный кот, который обладает способностью говорить и завораживать слушателей. Его образ ассоциируется с защитой и мудростью. Кот Баюн нередко выступает в роли сказочного наставника, который помогает героям преодолевать трудности и искать истину.
В народных сказаниях он может быть как добрым, так и злым, часто играя противоречивую роль: с одной стороны, он способен раскрыть секреты и предостеречь от опасностей, с другой- может ввести в заблуждение. Его имя стало символом обмана и хитрости, так как он умеет запутывать и манипулировать.
Кот Баюн- это не просто кот, а олицетворение мудрости, магии и самого фольклора, который продолжает жить в сердцах людей, напоминая о важности знаний и умений различать добро и зло.
Она нужна для того, чтоб в топке можно было перемешивать угли. В первый раз я увидела кочергу в бане: папа перемешивал дрова в печке. Спросив у родителей, что это такое, узнала, что это железный прут длиной 50 сантиметров, шириной 1,5 сантиметра. Один край у кочерги загнут сантиметров на 10, другой край закруглённый, чтобы было удобно держать в руке.
Впервые кочерга появилась на Руси где-то в 19 веке. Произошла от украинского слова (коцюба). Кочергу, ожег вместе с ухватами (рогачами) почитали, всегда ставили «после работы на отдых» в угол у печки.
Еще у этого предмета домашнего обихода есть символическое значение. Иногда, в грозу или сильный град, кочергу выбрасывали за порог дома, чтобы прекратить стихию. Старые люди так делали и кочергу всегда уважали.
Как ни странно, назначений у этого слова несколько — самое распространенное — уменьшительно- ласкательное название петушка (кочет), именно кочетком называли петухов в деревне.
А еще так называют небольшой металлический флюгер, с изображением на нем петуха. Если кто-то не знает: флюгер — это такой специальный прибор, по которому можно определить направление ветра.
В русской литературе довольно часто используется это слово:
«А он вдруг задом ко мне верть и запел молодым кочетком: кука-реку-ку-ку!» Лесков Н.С.
Кроме того, слово «кочеток» означает небольшую деревянную палочку, которая крепится к лодке, и на нее, при помощи кольца из веревки, надеваются весла.
Кошки в славянской культуре, как и у других народов, считались достаточно опасными существами, которые способны принести человеку вред, поскольку считались проводниками в потусторонний мир. Однако, люди полагали, что вывести из него также могут кошки, таким образом, эти животные расценивались двояко.
Считается, что слово кошка произошло от слова «кошель» — сохранять, или кошма- «давать тепло» и даже Кощей- «злое существо».
Однако народ создал такой образ, как кот-Баюн, который сидит на дереве и сладко «бает», рассказывает, призывая своими сказками к бездействию и сну, победить Баюна можно только железной рукавицей, и тот, кто справится с котом, будет наделен великой силой и сможет победить разные болезни.
Есть коты также у таких сказочных персонажей, как Баба-Яга, костяная нога. Он был ее вечным спутникам, помогал в колдовстве и знахарстве. Люди боялись особенно черных котов, которые до сих пор, по мнению населения, представляют большую опасность. Есть даже строчки из песен: «Если черный кот дорогу перейдет…«В эти приметы верят все, многие ждут, когда кто-нибудь перейдет дорогу, которую перед ним перешла черная кошка.
Есть поверие, что кошки или коты своими немигающими и умными глазами видят представителей темных сил и разных нечистей, шипят на них.
В современном мире некоторые понятия сохранились, но я была свидетелем, как одна кошка, мы называли ее Леночкой, пыталась защитить свою хозяйку, также с зелеными глазами, которую обижали. Надо сказать, что это была шутка, можно сказать эксперимент над кошкой, но она бросилась на обидчика, мы поняли, что наша Лена- очень умное животное. Также вспоминаю, когда Леночка уже вместе с котятами была с нами в степи, где мы выращивали свеклу, лук и бахчевые. Я скомандовала: «Лена, на машину!». Как будто она понимала человеческий язык. Но она поняла его и, не дожидаясь второго приглашения, перетаскала своих четырех котят на верх кузова, груженного арбузами. Они сидели там на задних лапках, поглядывая на нас, дескать, ну что, мы готовы, когда поедем?
Автор статьи- Ирина Милованова. Автор фото- Нуриманова Камилла
Кошка в русском фольклоре часто символизирует хитрость, ловкость и независимость. Она выступает как охотник на мышей, что подчеркивает её роль в защите жизни и домашнего уюта. В народных сказках кошка может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
В сказках, таких как «Кошкин дом», кошка изображается как хозяйка, которая создает уют для себя и близких, особенно в конце, где котята вместе с ней и ее мужем котом построили новый дом после пожара. Она часто находит общий язык с другими животными, показывая дружелюбие и взаимопомощь. С другой стороны, иногда кошка может проявлять хитрость и эгоизм, как, например, в сказках, где она обманывает других животных ради своей выгоды.
Кроме того, кошка в русском фольклоре ассоциируется с волшебством и тайной. Её ночная активность и способность видеть в темноте порождают множество мифов и поверий, связанных с магией. Люди считали, что кошки могут участвовать в колдовских ритуалах и охранять дом от злых духов, что добавляет к их образу мистическую составляющую.
Таким образом, кошка занимает важное место в русском фольклоре, олицетворяя как положительные, так и отрицательные качества, которые близки и понятны людям.
Кощей Бессмертный — один из самых известных персонажей славянской мифологии. Он олицетворяет зло, темные силы и бессмертие.
Кощей обычно изображается как старик с длинными волосами и бородой, часто с худым телом и острыми чертами лица. Его имя происходит от слова «кощей», что может означать «костяной» или «сухой», подчеркивая его истощённый, мертвенно-бледный вид. В мифах он бессмертен, но оно связано с тем, что его душа или жизнь скрыты в неком предмете, который необходимо найти и уничтожить, чтобы окончательно победить его.
Кощей Бессмертный символизирует не только зло и разрушение, но и страх перед смертью и неизбежностью. Его образ может также отражать борьбу человека с внутренними демонами и искушениями. В настоящее время выражение «Кощей Бессмертный» стало своего рода афоризмом. Так называют очень худого, жадного или злого человека. Когда хотят упрекнуть в скупости, обычно говорят: «Что ты, как Кощей над златом чахнешь!», а к очень худому человеку обращаются — «Кощей Бессмертный».
Кощей Бессмертный упоминается во многих русских народных сказках, например: «Иван Царевич и Серый волк», «Елена Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная».
Сегодня мы поговорим о самом красивом и значимом месте в русской избе — это красном углу.
Поскольку строились деревянные дома небольшими при больших семьях, то выбирали самое парадное место, угол, вверху которого подвешивали икону, покрытую полотенчиками, божницами. Хозяйка дома их, по преданию, должна была сама выткать и вышить крестом. Такой угол назывался красным. Красный угол — это место молитвы, общения с Богом и святыми. Любые гости, которые бывали в этом доме, по славянской традиции должны были поклониться иконе, пожелать здоровья и всяческого благополучия хозяевам, а потом поздороваться и с самими хозяевами.
Поскольку угол был самым важным, значимым и святым местом, то в народе его прозвали «красным», т. е. красивым. В Сибири и на Урале располагался он в дальнем углу с восточной стороны, между стеной в сени (верандой) и боковой стеной. Предполагалась, что входящие сразу должны были его увидеть, а потом держать путь дальше.
Я думаю что все хотя бы раз слышали про огниво — приспособление для получения открытого огня. Оно состоит из кремня(твёрдый камень), трута(что-то, что должно загореться) и кресала. Именно о кресале сегодня и пойдёт речь.
Что такое кресало, и с чем его едят?
Представляет собой кусочек металла или сплава. При ударе о кремень из кресала вырезаются мелкие стружки, и, так как при резании металл значительно разогревается, разогретые стружки воспламеняются, взаимодействуя с кислородом, содержащимся в воздухе. Изначально в качестве металла использовали железо. Однако железо — довольно твёрдый материал, из-за чего добиться искр руками было тяжело. В начале 20 века кромсала стали изготавливать из мишметаллов, самым распространённым из которых сейчас является ферроцерий.
От чего образовано слово?
Кресало образовано от глагола «кресать» = «высекать огонь» = «тесать камень». Его также часто называли кромсалом (от глагола «кромсать» = «резать»).
Немного истории:
Первые кресала появились в 3–2 веке д. н. э. , а наибольшее распространение оно, кромсало, получило в средние века. Кресало использовалось вплоть до изобретения в 19 веке спичек, а в некоторых районах Европы сохранялось в крестьянском быту до начала 20 века.
Автор текста и рисунка: Павел Аллилуев
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Крестьянская изба — это традиционное жилище, характерное для крестьянского быта в России и других славянских странах. Такие избы имеют свои уникальные особенности, отражающие местные климатические условия, обычаи и образ жизни.
Избы обычно строились из дерева, реже — из кирпича или камня. Деревянные избы часто возводились из бревен, которые скреплялись между собой с помощью специальных соединений.
Интерьер крестьянской избы был простым, но функциональным. Стены могли быть украшены вышивкой, а на полках стояли глиняные горшки, деревянные изделия и другие предметы быта. Мебель также была простой: стол, скамьи, кровати.
Крестьянская изба — это не просто жилище; она является символом крестьянского труда и жизни. В ней проходили важные события: свадьбы, праздники и даже похороны. Изба служила местом общения и передачи традиций от поколения к поколению.
Крошечка- Хаврошечка- это символ плодородия и достатка в доме, данный образ настолько закрепился и в современном мире, что означает «образ маленького, не защищенного в семье человека, которого нещадно наказывают и лишают внимания и заботы».
В русской сказке о Хаврошечке говорится, как тяжело выживать в семье, когда в ней живут жестокие и равнодушные люди. Мать героине заменила корова, которая внимательно слушала все беды юной Крошечки. Оставшись без жены, которая недавно умерла, отец девочки приводит в дом мачеху с дочерьми. И как случается не только в сказках, проблемы только усугубляются. Отец Хаврошечки, как принято в таких случаях, существо подневольное и подчиняемое, выполняет все указания своей новой жены: он соглашается зарезать корову.
В волшебных сказках всегда есть предметы, которые помогают героям преодолеть трудности или совершить подвиг. Так образ коровы наделен такими свойствами. Недаром и в реальной жизни он практически однозначен. Это кормилица семьи, остаться в Древней Руси без коровы, все равно, что лишиться кормильца: она дает молоко, значит, несмотря на неурожаи, семья выживет в трудные годины.
Мачехе не нравится союз Коровы и Хаврошечки, она приказывает ее убить. Хаврошечка выполняет все указания коровы, и в итоге судьба к ней благосклонна. На месте, где она закопала косточки коровы, вырастает красивое дерево, яблоня, чьи плоды понравились молодому красивому барину.
В итоге, героиня благополучно выходит замуж, она вознаграждена по справедливости: смерть коровы не напрасна, она ей помогла сделать правильный выбор и покинуть злых и расчетливых людей.
Автор статьи- Ирина Милованова. Автор фото- Любовь Догонова
Это глиняный сосуд для хранения молока. Они обычно 1–2 литровые, высота 18–20 см В таком сосуде молоко дольше сохраняеет свежесть, для этого сосуд был выполнен из пористого материала (глины) благодаря которому молоко могло дышать. Еще в крынке делали топленое молоко. Крынку ставили в печь и томили молоко, оно становилось карамельного цвета. Сверху появлялась коричневая пенка. Кажется вкуснее этой пенки с топленого молока ничего нет. Интересный факт: жирность молока у всех коров разная. и когда наливаешь кружку топленого молока, а сверху плавают лужицы растопленного масла — это блаженство.
«Крынка» — это старинный предмет быта, который использовался для хранения и переноски молока или других жидкостей. Крынка обычно имела форму круглого сосуда с узким горлышком и ручкой для удобства переноски. Она могла быть изготовлена из различных материалов, таких как дерево, керамика, металл или стекло.
Крынки использовались в домашнем хозяйстве для хранения свежего молока или других жидкостей, чтобы сохранить их прохладными и защищенными от загрязнений. Их удобно было брать с собой на пастбище или в поле для кормления животных.
С появлением новых технологий и удобств, использование крынок постепенно устарело, но они остаются популярными среди коллекционеров и любителей антиквариата. Крынки могут быть интересны не только как предметы быта, но и как элемент декора или аутентичного аксессуара в стиле ретро.
Кувшин- распространенное на Руси слово, отмечено было уже к 15–16 веку. Предполагается два варианта происхождения этого слова: один- из тюрского языка, «кумган». Это слово означает кувшин с узким горлом. Тюрские народы использовали его во времена походов или кочевий, наливали туда айран или верблюжье, также коровье молоко, которое хорошо хранилось в условиях жары.
Есть и другая версия происхождения этого слова- из литовского языка- «ендова», или кувшин, в котором хранились напитки, их подавали к столу.
Упомянуто данное слово было еще в описях Свияжского монастыря 1614 года у публициста Г. Котошихина: «Да в монастырской ж казне серебряных судов питьих: кубок, достоканец серебряной с кровлею, золочен, братена серебряная». На Руси использовали кувшины как из стекла, так и из дерева, меди, были и глиняные. Хранили в такой посудине мед, пиво, молоко, кисель, квас, алкогольные напитки.
Поскольку кувшины, или сосуды, или жбаны имели свое предназначение, то и размеров они были разных: от одного литра до 20–30 литров, последние же использовались для того, чтобы напоить скот: коров или овец. В русских деревнях долгое время использовали глиняные кувшины для хранения молока, которое подолгу не скисало. Крестьяне опускали в погреб масло и сметану в кувшине, которое хранилось там и не портилось. Известная русская притча, в которой две лягушки попали в кувшин со сливками: одна из них не переставала бить лапками и выбралась наружу из неудобного кувшина, сбив из сливок масло, другая же быстро сдалась на милость победителя.
Кувшины с носиком для удобного слива жидкости и ручкой с противоположной стороны появились в древние времена. Иногда их дополняли крышками. Эти сосуды играли значительную роль в повседневной жизни и ритуалах, особенно в погр*ьных обрядах.
Древние греки использовали специальные кувшины для вина, известные как ойнохои, которые позволяли наливать в три чаши одновременно. В Среднем Поднепровье были найдены высокие керамические кувшины с узким горлышком и ручкой, относящиеся к зарубинецкой культуре. Также в могильниках другой древней культуры обнаруживались чернолощёные кувшины с узким горлом и X-образными ручками.
В России кувшины из глины использовались для переноса воды вплоть до XVIII века. Они были меньше ведра и носились на плече. Археологи находили такие сосуды, украшенные орнаментами и надписями. Например, на одном из найденных кувшинов было указано имя владельца — Григория Афанасьева, торговца из Москвы.
Даже в XIX–XX веках кувшины продолжали пользоваться популярностью для транспортировки воды в странах Ближнего Востока и Средиземноморья. Кроме глиняных, существовали также металлические кувшины, которые использовались для подачи напитков на стол. В XVII веке популярная чернолощеная посуда начала уступать место более дорогим глазурованным кувшинам, особенно востребованным для праздничной сервировки.
В Германии кувшин (Kanne) служил мерой объёма. Например, баварский кувшин имел объём 1,07 литра. До конца XIX века термин «Kanne» даже использовался как официальное название литра.
Основная функция кувшина заключается в хранении и подаче жидкостей. Его форма зависела от назначения: широкие кувшины были предназначены для воды и вина, а узкие с крышкой — для пива. В России такие сосуды называли «питейной посудой», и слово «кувшин» вошло в обиход с XV века.
Кувшин в русской народной культуре занимает значительное место и является символом домашнего уюта, изобилия и традиционного быта. Он обычно ассоциируется с хранением воды, молока, меда и других жидкостей, что делает его важным предметом в повседневной жизни.
Кувшины были неотъемлемой частью крестьянского быта, особенно в деревенских домах, где важность воды и молока трудно переоценить. Данный сосуд часто воспринимается как символ достатка и благополучия. Полный кувшин может означать изобилие и процветание в семье. Кувшины изготавливались из различных материалов: глины, дерева, металла и стекла. Каждая культура имела свои особенности в их оформлении. Глиняные сосуды часто украшались росписью или резьбой, отражая местные традиции и художественные стили.
В русских народных сказках и пословицах кувшин может символизировать хранимые тайны или богатства. В сказке «Кувшин-теремок» этот сосуд становится жилищем для разных животных, а в произведении «Лиса и кувшин» данный предмет, украденный главной героиней, не приносит ей счастья, а утягивает на дно.
Таким образом, кувшин в русской народной культуре — это не просто предмет для хранения жидкости, а многогранный символ, отражающий традиции, обычаи и духовные ценности народа. Он олицетворяет уют домашнего очага и служит важным элементом культурного наследия.
Кудель — это не порода собак, созвучная со всем знакомым пуделем, как некоторые могли подумать. На самом деле это волокно льна, конопли или шерсти, приготовленное для прядения и используемое для изготовления толстой пряжи.
На Руси кудель ассоциировалась с волосами и использовалась в «обрядах перехода». Из нее невесте изготавливали красоту (похожую на косу), перед свадьбой ее сжигали и гадали по форме пепла. Косу из кудели привязывали на могильный крест, а человека, обмывающего покойников, звали скудельником.
При посвящении («переходе») девочек (5–6 лет) в пряхи полагалось, выпряв первую нить из кудели, эту нить сжечь, а пепел съесть с хлебом или выпить с водой. Из-за прочной связи кудели с волосами даже возникло слово «куделить», означающее «драть за волосы».
Жил-был в одном далёком селе добрый молодец по имени Илья. Был он мастером на все руки, но больше всего любил работать молотом и клещами. Днём и ночью стоял он у раскалённого горна, выковывая мечи, топоры и подковы для коней. Слава о его мастерстве разнеслась далеко за пределы родного села, и вскоре стали стекаться к нему люди со всех уголков земли русской.
Однажды вечером, когда солнце уже спряталось за горизонт, а Илья заканчивал очередную работу, раздался стук в дверь. Открыв её, кузнец увидел перед собой старика с длинной седой бородой и глубокими морщинами на лице. Старик попросил Илью выковать ему меч, такой, какого ещё никто никогда не видел.
После этого старик исчез, словно растворившись в воздухе. А Илья понял, что перед ним был сам Дед Мороз, пришедший за оружием для борьбы с тёмными силами.
С тех пор Илья стал известен как самый великий кузнец на Руси. Люди приходили к нему за помощью, зная, что он всегда готов защитить их от беды. И где бы ни звучало имя Ильи, везде говорили о нём с уважением и благодарностью
В русских сказках кузнец — это сильный и мудрый человек, обладающий магическим мастерством. Он умеет ковать не только обычные предметы, но и волшебные орудия, такие как меч-кладенец или волшебные ключи
Кузнецы занимают важное место в русских народных сказках, представляя собой символ мастерства и силы. Они часто изображаются как мудрые и опытные мастера, обладающие уникальными знаниями о металлах и ремеслах. Эти персонажи не только создают оружие и инструменты, но и обладают волшебными способностями, что придаёт их образу особую значимость. Кузнецы могут быть как добрыми, так и злыми, но в большинстве случаев они выступают на стороне добра, помогая главным героям преодолевать трудности и сражаться со злом.
В сказках кузнецы часто становятся хранителями древних тайн и знаний, которые позволяют им создавать предметы с необычными свойствами. Например, они могут ковать мечи, способные разрубить любую преграду, или доспехи, защищающие от любых бед. Эти волшебные артефакты не только помогают героям в их приключениях, но и служат символом силы духа и мужества. Кузнецы также могут выступать в роли наставников, передавая свои умения и знания молодым героям, что подчеркивает важность традиций и ремесленного мастерства в культуре.
Кроме того, кузнецы в народных сказках часто ассоциируются с темой справедливости. Их трудолюбие и преданность делу делают их образцами для подражания. Они могут выступать как судьи в конфликтах между персонажами, решая споры и восстанавливая порядок. Таким образом, кузнецы становятся не только создателями, но и защитниками справедливости, что делает их важными фигурами в русской мифологии и фольклоре. Их образы продолжают вдохновлять современные интерпретации, сохраняя связь с традициями и культурным наследием.
Кузница — это место, где занимаются обработкой металла: изготавливают предметы домашнего обихода, подковывают лошадей. Кузница занимает важное место в русской народной культуре, являясь символом труда, мастерства и силы. Это не просто место, где создаются инструменты и предметы быта, но и пространство, наполненное магией и традициями.
В русских народных сказках кузнец часто изображается как умный и сильный человек, обладающий особыми знаниями и умениями. Он не только кует железо, но и творит чудеса, создавая мечи и доспехи для богатырей или магические предметы. Кузнецы считались хранителями древних знаний, их умения передавались из поколения в поколение.
Кузница на Руси была местом общения и сбора людей, здесь встречались соседи, обсуждали новости, делились опытом. В некоторых деревнях кузнецы даже выполняли роль судей и миротворцев, помогая разрешать споры между крестьянами. Это подчеркивало важность кузницы как центра общественной жизни. Кузница в русской культуре символизирует не только мастерство и трудолюбие, но и связь человека с природой и стихиями. Она олицетворяет гармонию между человеком и окружающим миром, где труд становится искусством, а создание вещей — актом творчества.
Таким образом, кузница является важным элементом культурного наследия России, отражая дух народа и его традиции.
Кукла мотанка — это традиционная народная игрушка, которая изготавливается путем обмотки нитками или лентами определенной формы, чтобы создать объемную фигуру. Куклы мотанки имеют долгую историю в различных культурах и странах, и они часто ассоциируются с талисманами, оберегами или символами удачи.
Изготовление кукол мотанок может быть разнообразным и зависеть от традиций и предпочтений каждого региона. Обычно для ее создания используются натуральные материалы, такие как деревянные стержни, солома, ткани, шерсть, ленты, нитки и другие подручные материалы.
Куклы мотанки могут иметь разные формы и стили: от простых и минималистичных до более сложных и детализированных. Они часто украшаются вышивкой, бисером, лентами или другими декоративными элементами. И могут представлять различных персонажей, животных, религиозные или символические фигур.
Куклы мотанки могут использоваться как декоративные элементы в интерьере, игрушки для детей или предметы коллекционирования. Они часто считаются уникальными и особенными из-за ручной работы и традиционного процесса изготовления. Создание куклы мотанки может быть увлекательным хобби, которое позволяет сочетать творчество с сохранением народных традиций.
В Древней Руси куклам-берегиням придавалось большое обрядовое значение. Согласно поверьями, они считались мощным талисманом, защищающим род.
Изготовление такой куклы было важным процессом, в котором не допускалось использование иголок, чтобы кукла не навредила своим хозяевам. Ткань рвали руками. Вышивать или рисовать берегиням глаза тоже было запрещено, это служило защитой от злых мыслей и духов.
Куклы — обереги оберегали людей, жилье; защищали от злых духов, смерти; принимали на себя болезни и несчастья; давали силу маленьким. Они использовались в магических ритуалах
В языческой Руси создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.
Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.
Одной из самых распространённых кукол-оберегов был домовой. У славянских народов это домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи.
Облику домового обязательно придавалась лохматость и косматость, которые сулили богатство дому.
«Купить кота в мешке» — это выражение, которое в русском языке стало символом неоправданного риска и покупки чего-то неизвестного, что может оказаться не таким, как ожидалось.
Происхождение фразеологизма «купить кота в мешке» связано с практикой торговли. В старину животных, как правило, прибретали на рынке, передавали же их покупателю в завязанном мешке. Мошенники могли поместить в мешок кота вместо кролика, петуха или поросенка. Покупатель, который не проверил тщательно свою покупку, рисковал получить не то, что ожидал. Эта ситуация стала метафорой для обозначения любых сделок или решений, которые принимаются наугад, без должной проверки.
Сегодня выражение «купить кота в мешке» продолжает использоваться в повседневной жизни. Оно актуально не только в контексте торговли, но и в различных сферах — от личных отношений до финансовых вложений. Люди часто говорят о необходимости тщательной проверки перед принятием решений, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Таким образом, афоризм «купить кота в мешке» стал не просто фразой, а символом жизненного опыта и предостережением о рисках, связанных с неоправданными ожиданиями. Русская народная культура через сказания, пословицы и крылатые выражения передает мудрость поколений, напоминающую о важности осмотрительности и разумного подхода к жизни.
Курень — традиционное название дома у донских казаков. Глиняные, деревянные, полукаменные, они могли быть как одно-, так и двухэтажными. Но обязательно на высоком фундаменте — возводились с учетом весеннего разлива рек. Вокруг куреня — балясник (балкон), на котором «бабы лясы точили», хозяева пили чай, принимали гостей. Но главное для казаков — это «мой дом — моя крепость». В любо момент курень мог превратиться в оборонительное сооружение.
На Дону и Кубани курень — дом казаков. Курень совсем не похож на русскую избу или украинскую хату. Он двухэтажного типа. Для его постройки используют камень, глину, хворост. Курень имеет высокий фундамент который нужен для защиты от весенних паводков, наводнения. Обычно на первом этаже дома никто не жил. Фундамент и стены возводили из камня, потому что камень не боится воды. Но главный минус такой постройки из камня — в ней очень холодно.
Кушак — это пояс или широкая лента из ткани. Обычно его вышивали, украшали кистями, бахромой или другими декоративными элементами. Кушаки могли быть разных цветов и узоров, отражая региональные особенности и традиции. Кушаки могли быть выполнены из различных материалов, таких как шелк, хлопок и представляли собой яркий и красивый элемент одежды.
Лада — богиня весны, красоты и любви. Особым почетом она всегда пользовалась у девушек и женщин средних лет. Лада также ассоциировалась с материнством, домашним уютом и счастьем в браке. Она жена бога Сварога и мать многих богов: Леля, Лели, Живы, Морены, Полеля.
— Глупая вы баба! Фитилек у вас горит Чрезвычайно слабо.
Так сказала о Лампе Керосиновой Электрическая Лампочка в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Вчера и сегодня». Несмотря на то, что прошло со времени написания стихотворения почти 100 лет, у нас дома сохранились обе героини этого произведения.
Лампа керосиновая спасает нашу семью в деревне, когда отключают электричество. Очень романтично ужинать всей семьёй за столом освещённом керосиновой лампой. Единственный ее минус, то, что после ее гашения, во всём доме пахнет керосином.
Интересна история появления лампы. Одним из изобретателей считают одесского аптекаря Игнатия Лукасевича, а сделал он неё в 1853 году.
А вот интересные факты, связанные с ней:
1. Фармацевт сделал лампу для того, чтобы привлекать покупателей ярким светом.
2. Зех, один из создателей керосиновой лампы, не смог обогатиться на своем открытии, потому что во время производства каменного масла случился пожар, уничтоживший почти все его имущество.
3. Всемирная известность керосиновой лампы произошла из-за новости в газете о том, что в одной из Львовских больниц под свет этого изобретения была сделана операция.
Ланиты — это устаревшее слово, мы довольно редко слышим его, и так, что же это такое? Ланиты — это щеки, округлая часть лица. В своих стихах и рассказах поэты часто употребляли это слово, чтобы описать алые щеки мужчин или женщин.
Лапти- это один из самых древних видов обуви, который был в России до начала 20 века. Лапти считали обувью самой бедной части населения. В деревнях в латях ходили круглый год. А плели лапти из коры лиственных деревьев, в основном из липы, но в ход шли и березы, дуб и другие. Лапти плели и не толко из лыка, но и из других материалов, например коннских грив и хвостов и их называли волосянки. Интересно, что лапти были праздничными и повседневными и даже были плетеные сапоги. Очень много половиц и поговорок есть о лаптях: Мы тоже не лыком шиты. Ободрал как липку. Не учась и лаптя не сплетешь.
Простые крестьяне, живущие на Руси, прославили этот вид обуви, который стал символом НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. Лапти- это сплетенная из лыка обувь. В качестве лыка использовали кору разных деревьев, которые росли на Руси, например, кору липы вымачивали в соляном растворе, чтобы удобно было сгибать ее или брали тоную щепу этого же дерева, такие лапти были более долговечные. Другая кора, например, березы, имела короткий срок службы.
Разновидностей лаптей большое множество: в каждом регионе они свои, например, для прочности основы могли добавлять конский волос или корни растений, волокна травы. Для праздников лапти украшали, для этого брали кору липы или березы, расписывали узорами. Для таких лаптей важно сделать самое тонкое волокно, могли в него добавить шерстяную тесьму, для удобства во время носки.
Во время тяжелой работы носили «рачки» - удобные лапти с отверстиями, которые не пропускали воду. Во дворе — «ступни, современнные галоши, а в доме использовали «чуни», связанные из веревок лапти.
Говорят, что первые лапти появились еще в каменном веке. Поскольку они были просты в изготовлении и удобны в носке, то такая обувь достаточно быстро распространилась повсеместно, однако есть районы Руси, например, сибиряки, которые делали ее с неохотой, поскольку там в холодное время требовалась более серьезная защита нижних конечностей.
Бедные люди не могли позволить себе кожаную обувь, летом ходили босяком или в лаптях, а зимой у некоторых тоже были лапти, в которых было больше полос из лыка, такие лапти называли «семиряком», а чтобы нога была в тепле, надевали зимой теплые шерстяные двойные носки.
Лапти — это традиционная обувь, которая использовалась в России и некоторых других славянских странах. Они изготавливаются из тонкой древесной коры, обычно из березы или осины, и представляют собой плетеные туфли, которые были популярны до начала XX века.
Лапти имеют долгую историю и являются символом русской народной культуры. Их начали носить еще в древности, и с тех пор они стали неотъемлемой частью крестьянского быта. Лапти были легкими, удобными и хорошо пропускали воздух, что делало их идеальной обувью для работы на земле и в полевых условиях.
Лапти использовались как в повседневной жизни, так и в праздничных нарядах. В них ходили на работу в поле, на ярмарки и даже на праздники. С появлением фабричной обуви и изменений в моде лапти постепенно вышли из обихода, но до сих пор остаются символом русского народного творчества.
Сегодня лапти можно встретить в музеях, на народных праздниках и фестивалях. Они стали предметом интереса для коллекционеров и любителей народного искусства. Некоторые ремесленники продолжают традиции их изготовления, сохраняя старинные технологии и методы.
Лапти — это не просто обувь, а часть культурного наследия, отражающая образ жизни и традиции русского народа.
Лапти — это традиционная русская обувь, изготовленная из лыка или других растительных материалов. Они представляют собой плетеные сандалии, которые были популярны в России и некоторых других странах Восточной Европы до начала XX века. Лапти были легкими, удобными и позволяли ногам «дышать», что делало их особенно подходящими для работы на земле и в сельском хозяйстве.
Изготавливались лапти вручную, и процесс плетения требовал определенных навыков. В прошлом лапти носили как мужчины, так и женщины, особенно в деревнях. С течением времени, с развитием промышленности и появлением фабричной обуви, лапти стали менее популярными, но они остаются важным символом русской народной культуры.
Леля — одна из самых древнейших и почитаемых славянами богинь. Она символизировала весну, красоту и девичью любовь. Чаще всего ее изображали как русую молодую девушку, едва достигшую возраста, когда можно выходить замуж. Ее мать, богиня Лада, и сестры: богиня Марена и богиня Жива — зачастую ассоциируются с домашними делами, бытом. Однако Лель изображают на фоне дикой природы. Из этого можно сделать вывод, что Лель — вольная, молодая девушка, не отягощенная заботами и переживаниями.
Наверняка все помнят слова из замечательной кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», которые произносит Иван Грозный, когда с восхищением смотрит с балкона на Москву: «Ух, красота-то какая! Лепота!» И почти всем телезрителям слышится «ляпота».
Это старославянское слово имеет значение «великолепие», «красота». Образовалось оно от «лепый», что означало красивый, хороший. Поэтому при написании единственно верным вариантом является «лепота», а «ляпота» сохранилась до наших дней как шутливая манера произношения. Не делайте нелепых ошибок в письменной речи!
Употребляли «лепота», когда называли что-то изящное, живописное, величественное. В фильме Гайдая Иван Грозный был поражен столичной лепотой, а я предлагаю полюбоваться лепотой Сибири — на фото вид с хребта Кузнецкий Алатау (Кемеровская область).
Мы спрашиваем Сколько тебе лет?, выращиваем многолетние растения, желаем друг другу долголетия. Однако к лету в нашем привычном понимании этого слова все вышеперечисленное не относится.
Дело в том, что у древних славян была своя система исчисления времени, отличная от современной. Год у них назывался «лето», а новолетие начиналось (тут мнения этнографов и историков расходятся) в марте, в день весеннего равноденствия, или в сентябре, в день осеннего равноденствия. На протяжении веков в календари древних славян менялись — славянское лето имело от девяти до двенадцати месяцев.
И вот Петр I своим указом от 19 декабря 1699 года приказал началом года считать 1 января и вести летоисчисление не «от сотворения мира», а от Рождества Христова. В этом же документе было указание народу поздравлять друг друга с Новым годом, а не с новолетием.
Летописи подробно повествуют о событиях в древней Руси. Они писались пером (чаще всего гусиным) чернилами, которые были сделаны из красной охры или свинцового сурика на бумаге или пергамене по годам или как тогда говорили «из лета в лето» от этого и произошло название «летопись». При помощи летописей мы можем узнать как жили люди на Руси. Ведь если не знаешь, прошлого не спланируешь будущего: для нас это очень важно. Летописи очень важны для общества до сих пор так-как они, как учебник истории помогут найти информацию о прошлом.
Летучая мышь в русской народной культуре занимает особое место и часто ассоциируется с различными мифами и легендами. Эта загадочная и ночная сущность вызывает интерес и страх, что делает её символом перехода между мирами — миром живых и миром мёртвых.
Летучая мышь — ночное животное, что делает её таинственной и опасной. В фольклоре она часто ассоциируется с темными силами и потусторонними мирами. В народных поверьях эта сущность могла служить предзнаменованием. Например, её появление в доме считалось знаком беды или несчастья. Люди верили, что если летучая мышь залетела в дом, это могло предвещать болезни или даже смерть кого-то из жильцов.
Летучие мыши часто появляются в русских сказках как персонажи, обладающие магическими способностями. Они могут быть как добрыми, так и злыми, в зависимости от контекста. Летучая мышь также находит отражение в народном искусстве — в песнях, танцах и ритуалах. Она может быть изображена на народных узорах или использоваться в качестве элемента декораций на праздниках, связанных с осенью или зимой.
Таким образом, летучая мышь в русской народной культуре является неоднозначным символом, который объединяет в себе страх и восхищение, тайну и знание. Она напоминает о том, что даже самые загадочные существа могут иметь своё место в мире человеческих представлений о жизни и смерти.
Леший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Он заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Следит за людьми, посещающими лес. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, а к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Может проказничать и шутить, но делает это грубо и зло: пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивает с пути, прячет предметы, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом.
Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила, и справедливый дух.
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Бывает, что это полностью растительный объект: дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, осина), куст, пень, лист, мох, гриб. В этих растительных объектах проявляются человеческие черты: ветви как волосы, толстая кора как кожа, сучок — торчащий нос, обросшее мхом лицо.
Считается, что слово «леший» произошло от слова лес: «лесной», «лесистый».
Леший — это существо славянской мифологии, которое обитает в лесах. Он считается духом леса, охраняющим природу от людей, особенно тех, кто нарушает правила поведения в лесу. Лешие часто изображаются как существа, обладающие способностью менять свой облик, превращаться в животных или даже в людей. Они могут обманывать путников, заводить их в чащу или сбивать с пути, но также иногда помогают тем, кто уважительно относится к природе и соблюдает её законы.
В разных легендах внешность леших может варьироваться:
иногда он представляется как высокий человек с длинными волосами и бородой, одетый в звериную шкуру. В других рассказах леший имеет черты животного, например, козлиные копыта или рога. Также встречаются описания, где леший выглядит как маленький старичок с хитрыми глазами.
Леший обладает многими необычными способностями… Может мгновенно перемещаться между деревьями и скрываться среди них.
Обладает голосом, который способен имитировать звуки природы, чтобы запутать путника. Знает все тайны леса и может предсказывать будущее.
Леший выполняет несколько важных функций в народных верованиях, например, охраняет лес, следит за порядком в своём владении, наказывает нарушителей и помогает добрым людям.
В разных скахках леший может помогать охотникам, которые находятся на охоте, помогает людям в данном процессе, указывая им путь поиска.
Люди боятся лешего, так как считается, что леший может забрать душу заблудшего человека, если тот слишком долго находится в лесу без разрешения духа.
Таким образом, леший является- это образ, который символизирует мудрость и силу природы, заявляет о себе как о персонаже, требущего почитания и уважения.
Леший — один из наиболее ярких персонажей славянской мифологии, олицетворяющий дух леса. Он выступает в роли покровителя лесных угодий и всех их обитателей, включая животных и растения. Его рисуют как худого и худощавого старика, который имеет рожки. Внешний вид легко меняется героя, в зависимости от настроения.
Леший обычно изображается в виде существа с зелёными или коричневыми волосами, он дух леса, поэтому одет в одежду из листьев, коры и мха.
Маскируясь под фон леса, леший- стражник и защитник этого пространства. Его цель охранять лес от людей и других существ, ведь они могут нанести ему вред. При этом он способен наказать тех, кто нарушает его правила, кто загрязняет природу. В народе говорят, когда человек сбивается со своей дороги или пути, что леший путает. Например, он может заставить заблудиться тех, кто заходит в лес, перемещая деревья.
Однако леший поступает по-справедливости, например, может быть добрым и отзывчивым к тем, кто уважает природу. В некоторых сказках он помогает героям, если они ведут себя правильно.
Леший часто упоминается в контексте других мифических персонажей славянской мифологии, таких как русалки, домовые и Баба Яга.
Леший- это символ уважительного отношения к природе, стражник всего сущего на определенной территори, который милует и карает «по законам» природы.
Автор статьи- Алина Талюсова, автор фото — Любовь Догонова.