Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 515
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Требования и правила. Структура статьи: название (объясняемое слово), текст, разделенный на абзацы, иллюстрация, автор текста, автор иллюстрации.
Отражены термины за все годы. Показать только термины с августа 2025 года. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 2
 
Божества 5
 
Быт 9
 
Внешность
 
Верования 8
 
Вышивка
 
Дом_двор 2
 
Еда 2
 
Живопись
 
Животные 19
 
Занятия_Профессии 1
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 3
 
Лес 1
 
Музыка
 
Одежда_обувь 2
 
Оружие
 
Праздники 2
 
Поделки 1
 
Посуда 2
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 2
 
Сказки 33
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 1
 
Строения 1
 
Суеверия 3
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 5
 
Традиции 6
 
Фразеологизмы 3
 
Украшения 1
 
Утварь 2
 
Фольклор 21
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ

Первая | < Предыдущая | Страница 6 из 11 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Следующая | Последняя

Всего статей 515

— Глупая вы баба!
Фитилек у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Так сказала о Лампе Керосиновой Электрическая Лампочка в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Вчера и сегодня». Несмотря на то, что прошло со времени написания стихотворения почти 100 лет, у нас дома сохранились обе героини этого произведения.
 
Лампа керосиновая спасает нашу семью в деревне, когда отключают электричество. Очень романтично ужинать всей семьёй за столом освещённом керосиновой лампой. Единственный ее минус, то, что после ее гашения, во всём доме пахнет керосином.
 
Интересна история появления лампы. Одним из изобретателей считают одесского аптекаря Игнатия Лукасевича, а сделал он неё в 1853 году.
А вот интересные факты, связанные с ней:
1. Фармацевт сделал лампу для того, чтобы привлекать покупателей ярким светом.
2. Зех, один из создателей керосиновой лампы, не смог обогатиться на своем открытии, потому что во время производства каменного масла случился пожар, уничтоживший почти все его имущество.
3. Всемирная известность керосиновой лампы произошла из-за новости в газете о том, что в одной из Львовских больниц под свет этого изобретения была сделана операция.
 
Автор текста и фото Светлана Шеронова
 
//
 0 
 
Ланиты — это устаревшее слово, мы довольно редко слышим его, и так, что же это такое? Ланиты — это щеки, округлая часть лица. В своих стихах и рассказах поэты часто употребляли это слово, чтобы описать алые щеки мужчин или женщин.
 
Зорь весенних цвет душистый
Белизну твоих ланит,
Белый ландыш, ландыш чистый
Томной негой озарит.
Островский А.Н. «Снегурочка»
 
Автор рисунка и текста: София Кичай
//
 0 
 
Лапти- это один из самых древних видов обуви, который был в России до начала 20 века. Лапти считали обувью самой бедной части населения. В деревнях в латях ходили круглый год. А плели лапти из коры лиственных деревьев, в основном из липы, но в ход шли и березы, дуб и другие. Лапти плели и не толко из лыка, но и из других материалов, например коннских грив и хвостов и их называли волосянки. Интересно, что лапти были праздничными и повседневными и даже были плетеные сапоги. Очень много половиц и поговорок есть о лаптях: Мы тоже не лыком шиты. Ободрал как липку. Не учась и лаптя не сплетешь.

Автор текста и фото: Фидан Абдуллаева
//
 0 
 
 
Простые крестьяне, живущие на Руси, прославили этот вид обуви, который стал символом НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Лапти- это сплетенная из лыка обувь. В качестве лыка использовали кору разных деревьев, которые росли на Руси, например, кору липы вымачивали в соляном растворе, чтобы удобно было сгибать ее или брали тоную щепу этого же дерева, такие лапти были более долговечные. Другая кора, например, березы, имела короткий срок службы.
 
Разновидностей лаптей большое множество: в каждом регионе они свои, например, для прочности основы могли добавлять конский волос или корни растений, волокна травы. Для праздников лапти украшали, для этого брали кору липы или березы, расписывали узорами. Для таких лаптей важно сделать самое тонкое волокно, могли в него добавить шерстяную тесьму, для удобства во время носки.
Во время тяжелой работы носили «рачки» - удобные лапти с отверстиями, которые не пропускали воду. Во дворе — «ступни, современнные галоши, а в доме использовали «чуни», связанные из веревок лапти.
Говорят, что первые лапти появились еще в каменном веке. Поскольку они были просты в изготовлении и удобны в носке, то такая обувь достаточно быстро распространилась повсеместно, однако есть районы Руси, например, сибиряки, которые делали ее с неохотой, поскольку там в холодное время требовалась более серьезная защита нижних конечностей.
Бедные люди не могли позволить себе кожаную обувь, летом ходили босяком или в лаптях, а зимой у некоторых тоже были лапти, в которых было больше полос из лыка, такие лапти называли «семиряком», а чтобы нога была в тепле, надевали зимой теплые шерстяные двойные носки.
 
 
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
 
 
 
10.0
//
 0 
 
 0 
Лапти — это традиционная обувь, которая использовалась в России и некоторых других славянских странах. Они изготавливаются из тонкой древесной коры, обычно из березы или осины, и представляют собой плетеные туфли, которые были популярны до начала XX века.
 
Лапти имеют долгую историю и являются символом русской народной культуры. Их начали носить еще в древности, и с тех пор они стали неотъемлемой частью крестьянского быта. Лапти были легкими, удобными и хорошо пропускали воздух, что делало их идеальной обувью для работы на земле и в полевых условиях.
 
Лапти использовались как в повседневной жизни, так и в праздничных нарядах. В них ходили на работу в поле, на ярмарки и даже на праздники. С появлением фабричной обуви и изменений в моде лапти постепенно вышли из обихода, но до сих пор остаются символом русского народного творчества.
 
Сегодня лапти можно встретить в музеях, на народных праздниках и фестивалях. Они стали предметом интереса для коллекционеров и любителей народного искусства. Некоторые ремесленники продолжают традиции их изготовления, сохраняя старинные технологии и методы.
 
Лапти — это не просто обувь, а часть культурного наследия, отражающая образ жизни и традиции русского народа.
 
Автор текста и иллюстрации: Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
13.0
//
 0 
 
 0 
Лапти — это традиционная русская обувь, изготовленная из лыка или других растительных материалов. Они представляют собой плетеные сандалии, которые были популярны в России и некоторых других странах Восточной Европы до начала XX века. Лапти были легкими, удобными и позволяли ногам «дышать», что делало их особенно подходящими для работы на земле и в сельском хозяйстве.
 
Изготавливались лапти вручную, и процесс плетения требовал определенных навыков. В прошлом лапти носили как мужчины, так и женщины, особенно в деревнях. С течением времени, с развитием промышленности и появлением фабричной обуви, лапти стали менее популярными, но они остаются важным символом русской народной культуры.
 
Автор рисунка: Константин Разуванов.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
2 ]
 0 
 
 0 
Леля — одна из самых древнейших и почитаемых славянами богинь. Она символизировала весну, красоту и девичью любовь. Чаще всего ее изображали как русую молодую девушку, едва достигшую возраста, когда можно выходить замуж. Ее мать, богиня Лада, и сестры: богиня Марена и богиня Жива — зачастую ассоциируются с домашними делами, бытом. Однако Лель изображают на фоне дикой природы. Из этого можно сделать вывод, что Лель — вольная, молодая девушка, не отягощенная заботами и переживаниями.
 
Автор текста и иллюстрации — Дарья Гололобова.
 
//
 
Наверняка все помнят слова из замечательной кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», которые произносит Иван Грозный, когда с восхищением смотрит с балкона на Москву: «Ух, красота-то какая! Лепота!» И почти всем телезрителям слышится «ляпота».

Это старославянское слово имеет значение «великолепие», «красота». Образовалось оно от «лепый», что означало красивый, хороший. Поэтому при написании единственно верным вариантом является «лепота», а «ляпота» сохранилась до наших дней как шутливая манера произношения. Не делайте нелепых ошибок в письменной речи!
 
Употребляли «лепота», когда называли что-то изящное, живописное, величественное. В фильме Гайдая Иван Грозный был поражен столичной лепотой, а я предлагаю полюбоваться лепотой Сибири — на фото вид с хребта Кузнецкий Алатау (Кемеровская область).
 
Простота, чистота, правота — наилучшая лепота. (Пословица)
 
Автор текста и фото — Илья Федоров
 
//
 0 
 
«Летать в облаках» — это крылатое выражение, которое обычно применяют к личностям, которые оторваны от реальности и любят помечтать. Скорее всего данный фразеологизм люди придумали, когда наблюдали за полетом птиц — высоко летящая птица так же далека от земли, как человек, который любит «летать в облаках», оторван от реальной жизни.
 
В русской народной культуре образ облаков и полета в них имеет глубокие корни и богатую символику. Облака часто ассоциируются с мечтами, надеждами и духовной свободой. В народных сказках и песнях облака нередко выступают как символ недосягаемого, чего-то возвышенного и мистического, что отражает стремление человека к мечте и идеалу.
 
Облака играют важную роль в народных поверьях и приметах. Например, ясное небо с легкими облаками предвещает хорошую погоду, тогда как темные грозовые облака могут означать беду. В этом контексте облака становятся связующим звеном между человеком и природой, отражая его чувства и эмоции.
 
В наше время фразеологизм «летать в облаках» приобретает скорее негативный оттенок, ведь так говорят о человеке, который бездельничает, тратит время на пустые мечтания. Очень часто выражение «летать в облаках» применяют к плохим ученикам в школе, которые невнимательны на уроках, также говорят и о нерадивых работниках, которые халатно относятся к своим обязанностям.
 
Таким образом, «летать в облаках» в русской народной культуре — это многогранный термин, который можно воспринимать как символ мечты, свободы и духовного поиска, он олицетворяет связь человека с природой, но также данный фразеологизм ассоциируется с человеком, оторванным от реальной жизни, предающимся пустым мечтаниям.
 
 
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
Автор текста: Александр Тихонов
17.0
20
//
 0 
 
 0 
Мы спрашиваем Сколько тебе лет?, выращиваем многолетние растения, желаем друг другу долголетия. Однако к лету в нашем привычном понимании этого слова все вышеперечисленное не относится.

Дело в том, что у древних славян была своя система исчисления времени, отличная от современной. Год у них назывался «лето», а новолетие начиналось (тут мнения этнографов и историков расходятся) в марте, в день весеннего равноденствия, или в сентябре, в день осеннего равноденствия. На протяжении веков в календари древних славян менялись — славянское лето имело от девяти до двенадцати месяцев.

И вот Петр I своим указом от 19 декабря 1699 года приказал началом года считать 1 января и вести летоисчисление не «от сотворения мира», а от Рождества Христова. В этом же документе было указание народу поздравлять друг друга с Новым годом, а не с новолетием.

Автор текста и фото — Илья Федоров
 
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва             
//
 0 
 
Летописи подробно повествуют о событиях в древней Руси. Они писались пером (чаще всего гусиным) чернилами, которые были сделаны из красной охры или свинцового сурика на бумаге или пергамене по годам или как тогда говорили «из лета в лето» от этого и произошло название «летопись». При помощи летописей мы можем узнать как жили люди на Руси. Ведь если не знаешь, прошлого не спланируешь будущего: для нас это очень важно. Летописи очень важны для общества до сих пор так-как они, как учебник истории помогут найти информацию о прошлом.
 
Текст и рисунок Никиты Пьянкова, 5 класс
7.0
//
 
Летучая мышь в русской народной культуре занимает особое место и часто ассоциируется с различными мифами и легендами. Эта загадочная и ночная сущность вызывает интерес и страх, что делает её символом перехода между мирами — миром живых и миром мёртвых.
 
Летучая мышь — ночное животное, что делает её таинственной и опасной. В фольклоре она часто ассоциируется с темными силами и потусторонними мирами. В народных поверьях эта сущность могла служить предзнаменованием. Например, её появление в доме считалось знаком беды или несчастья. Люди верили, что если летучая мышь залетела в дом, это могло предвещать болезни или даже смерть кого-то из жильцов.
 
Летучие мыши часто появляются в русских сказках как персонажи, обладающие магическими способностями. Они могут быть как добрыми, так и злыми, в зависимости от контекста. Летучая мышь также находит отражение в народном искусстве — в песнях, танцах и ритуалах. Она может быть изображена на народных узорах или использоваться в качестве элемента декораций на праздниках, связанных с осенью или зимой.
 
Таким образом, летучая мышь в русской народной культуре является неоднозначным символом, который объединяет в себе страх и восхищение, тайну и знание. Она напоминает о том, что даже самые загадочные существа могут иметь своё место в мире человеческих представлений о жизни и смерти.
 
 
Автор текста: Александр Тихонов
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Леший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Он заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Следит за людьми, посещающими лес. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, а к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Может проказничать и шутить, но делает это грубо и зло: пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивает с пути, прячет предметы, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом.

Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила, и справедливый дух.
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Бывает, что это полностью растительный объект: дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, осина), куст, пень, лист, мох, гриб. В этих растительных объектах проявляются человеческие черты: ветви как волосы, толстая кора как кожа, сучок — торчащий нос, обросшее мхом лицо.

Считается, что слово «леший» произошло от слова лес: «лесной», «лесистый».

Автор текста и картинки: Анастасия Казакова
//
 0 
 
Леший — это существо славянской мифологии, которое обитает в лесах. Он считается духом леса, охраняющим природу от людей, особенно тех, кто нарушает правила поведения в лесу. Лешие часто изображаются как существа, обладающие способностью менять свой облик, превращаться в животных или даже в людей. Они могут обманывать путников, заводить их в чащу или сбивать с пути, но также иногда помогают тем, кто уважительно относится к природе и соблюдает её законы.
 
В разных легендах внешность леших может варьироваться:
иногда он представляется как высокий человек с длинными волосами и бородой, одетый в звериную шкуру. В других рассказах леший имеет черты животного, например, козлиные копыта или рога. Также встречаются описания, где леший выглядит как маленький старичок с хитрыми глазами.
 
Леший обладает многими необычными способностями… Может мгновенно перемещаться между деревьями и скрываться среди них.
Обладает голосом, который способен имитировать звуки природы, чтобы запутать путника. Знает все тайны леса и может предсказывать будущее.
 
Леший выполняет несколько важных функций в народных верованиях, например, охраняет лес, следит за порядком в своём владении, наказывает нарушителей и помогает добрым людям.
В разных скахках леший может помогать охотникам, которые находятся на охоте, помогает людям в данном процессе, указывая им путь поиска.
Люди боятся лешего, так как считается, что леший может забрать душу заблудшего человека, если тот слишком долго находится в лесу без разрешения духа.
 
 
Таким образом, леший является- это образ, который символизирует мудрость и силу природы, заявляет о себе как о персонаже, требущего почитания и уважения.
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картинки: Камила Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Леший — один из наиболее ярких персонажей славянской мифологии, олицетворяющий дух леса. Он выступает в роли покровителя лесных угодий и всех их обитателей, включая животных и растения. Его рисуют как худого и худощавого старика, который имеет рожки. Внешний вид легко меняется героя, в зависимости от настроения.
 
Леший обычно изображается в виде существа с зелёными или коричневыми волосами, он дух леса, поэтому одет в одежду из листьев, коры и мха.
 
Маскируясь под фон леса, леший- стражник и защитник этого пространства. Его цель охранять лес от людей и других существ, ведь они могут нанести ему вред. При этом он способен наказать тех, кто нарушает его правила, кто загрязняет природу. В народе говорят, когда человек сбивается со своей дороги или пути, что леший путает. Например, он может заставить заблудиться тех, кто заходит в лес, перемещая деревья.
 
Однако леший поступает по-справедливости, например, может быть добрым и отзывчивым к тем, кто уважает природу. В некоторых сказках он помогает героям, если они ведут себя правильно.
 
Леший часто упоминается в контексте других мифических персонажей славянской мифологии, таких как русалки, домовые и Баба Яга.
Леший- это символ уважительного отношения к природе, стражник всего сущего на определенной территори, который милует и карает «по законам» природы.
 
Автор статьи- Алина Талюсова, автор фото — Любовь Догонова.
 
 
 
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Лиса — один из самых известных и ярких персонажей русских народных сказок. Она часто изображается как хитрая, умная и изворотливая. Её хитрость позволяет ей выходить из сложных ситуаций, а также обманывать других животных и людей. Данный образ двойственен: в некоторых произведениях она проявляет доброту, что бывает редко.
 
Лиса — ловкое животное с яркой рыжей шерстью, острыми ушами и длинным хвостом. Её внешний вид подчеркивает её ловкость и смекалку.
 
Она антагонист доброму, невинному ипростому. В некоторых сказках она обманывает других животных, чтобы добиться своих целей. Например, в сказке «Лиса и журавль» лиса пригласила журавля на ужин, но сама подала еду в плоской тарелке, из которой журавлю было трудно есть. В ответ журавль пригласил лису к себе и подал еду в узком сосуде, что заставило лису почувствовать себя неудобно.
 
Лиса- это сама хитрость и смекалка. На ее примерах читатель учится, как можно выйти из трудной ситуации.
Сказки о лисе учат тому, что зло рано или поздно будет наказано, а доброта и честность всегда вознаграждаются.
 
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Русская народная сказка «Лиса и Волк» — это история, полная хитрости, юмора и народной мудрости. Её главная тема — умение обманывать и выходить из сложных ситуаций. Один из самых известных эпизодов этой сказки — когда лиса обманывает волка, чтобы тот поймал рыбу в проруби во льду: «Лови большую рыбу и маленькую рыбку!». Эта хитрая плутовка пользуется невинностью волка, а люди на примере этой сказки показывают, как важны находчивость и острый ум.
 
Волка часто изображают простаком, который слепо верит на слово лисе и из-за этого попадает в беду. В этой истории он преследует легкую добычу и теряет не только рыбу, но и свободу, когда его хвост, который он опустил в ледяную воду, замерзает. Этот образ — прекрасная иллюстрация к поговорке «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
 
Сказка о Лисе и Волке ценна своей многослойностью. Она подходит как для детского восприятия, так и для взрослых, которые могут лучше понять аллегорию и скрытые уроки. Лиса в этой истории олицетворяет хитрость, а также находчивость и способность выжить в любой ситуации, в то время как Волк символизирует доверчивость и беспечность.
 
Интересно, что мотив обманутого Волка встречается не только в русском фольклоре, но и в народных сказках других славянских народов. Однако именно в России эта история приобрела особую популярность и стала неотъемлемой частью культурного наследия.
 
Автор текста: Иван Краснобаев.
Автор картинки: Камила Нуриманова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Сказки
17.0
//
 0 
 
 0 
«Лохань» — это традиционная русская емкость, обычно имеющая круглую или овальную форму и чаще всего сделанная из дерева. В историческом контексте лохани использовались для различных бытовых нужд, таких как стирка, замачивание, а также для хранения продуктов и воды.
 
В деревенском быту лохани часто были неотъемлемой частью хозяйства. Их использовали для стирки одежды, приготовления пищи, а также в ритуалах и обрядах. Например, в некоторых регионах лохани применялись для замачивания льна или других материалов перед обработкой.
 
Лохань также может быть украшена резьбой или росписью, что придаёт ей эстетическую ценность. В современном контексте такие емкости могут использоваться в декоративных целях или как элементы интерьера в русском народном стиле.
 
Автор рисунка: Константин Разуванов.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
//
 0 
 
 0 
Все мы носим различные луки. В наше время модно одевать рванную и будто грязную одежду. Мне стало интересно, как такую одежду называли в Древней Руси. Я порылся в книжках и интернете, и вот что нашел: ветхую, изношенную и рваную одежду называли лохмотьями. В такой одежде ходили по много лет простые рабочие люди.
 
Одежда на нем висела лохмотьями. Тургенев, «Милостыня».
 
Над подсохшей ботвой совершенно созревших, желто-красных степных помидоров торчало, раскинув лохмотья, пугало. Катаев, «Белеет парус одинокий».
 
Автор картинки: Велина Выхристюк
Автор текста: Виталий Галай
 
//
 0 
 
Лысый дидько — фразеологизм, происходящий из украинского «дідька лисого», который, как и его русский вариант черта лысого, означает полное отрицание: ни за что, никогда. Николай Гоголь писал буквальный перевод: лысый черт.

«Разве один только лысый дидько, если не он. Тут приятели побрались за шапки, и пошло лобызание; наш Голопупенков сын, однако ж, не теряя времени, решился в ту же минуту осадить нового своего знакомого».

Н. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»

Автор картинки: Марат Расторопов, 6 класс
Автор Текста: Артём Дивинов
//
 0 
 
Многие из очень часто могут подолгу лытать. Что-что?
Лытать — избегать чего-то, часто использовалось по отношению к работе. Сейчас используется слово лениться, отлынивать. Кстати, именно от этого слова образована фамилия моей подруги и по совместительству одноклассницы, Насти Лыновой.
Раньше это слово часто использовалось в речи и образовалась поговорка: «Дело пытаем, а от дела лытаем»

Автор текста — Инна Ерошкина, автор иллюстрации — Велина Выхристюк
//
 0 
 
Семьи крестьянские редко обходились без детей, поэтому люлька была в каждой избе. Сделать детскую колыбельку доверяли только проверенному человеку с доброй душой.

Люлька, или колыбелька, или зыбка — это приспособление, которое применялось на Руси вплоть до 20 века, оно всегда находилось у хозяюшки под рукой. Подвешивалось вверху потолка, легко раскачивалось. Помогало укачивать малыша, практически, не вставая к нему. Делалось из деревьев твердых сортов, всегда находилось рядом с печкой, чтобы новорожденному было тепло и уютно. Выбор падал чаще всего сосну, дуб или липу, но не осину, которую почитали как дерево с тяжелой энергетикой.
 
 
Автор фото и статьи — Ирина Милованова
//
 0 
 
Мара — это многогранное божество в разных мифологиях, чаще всего ассоциируется со славянской мифологией.
 
Она является Богиней ночи, навьего мира, причем самая сильная, смерти, зимы и хозяйка потустороннего мира. Эта богиня еще и сама справедливость, которая воздает по заслугам, перепровождая усопших в навь-мир. Она так же связана с умиранием и возрождением природы, что отражено в ритуалах проводов зимы, например, как Масленица.
 
Корень слова «Мар-Мор», потому что она связана с темой смерти. Зима- это ее стезя, поэтому чаще всего ее рисуют в холодных серых тонах. В народе говорят, ушла МОРОКА, то есть трудные времена. А слово «мор» — так и обозначает проблемы, болезни, невзгоды.
 
В других традициях «Мара» может обозначать иную демоническую сущность: латышскую Богиню- опекуншу коров или буддийского демона- искусителя. Мара может покровительствовать целеустремленным людям, стремящимся к знаниям, а так же помогать в познании тайн мироздания. В сказках Мара иногда выступает как жена Кощея или подруга Яги.
 
Автор текста и рисунка: Ольга Головенкина
Тэги:  Божества
17.0
20
//
 0 
 
 0 
МАСТЕРОМ на Руси всегда считали человека, который является профессионалом своего дела.
Слово «Мастер» происходит от французского «Meistre», от латинского «Majister» — «мастер, начальник, хозяин, учитель».
 
Мастерские: столярные, оружейные, гончарные, ювелирные, обувные, и т. д. — встречались повсеместно. Своим трудом мастер зарабатывал себе на жизнь, содержал семью. Таких людей всегда ценили и уважали. Навыки и умения чаще всего передавались по наследству: сын продолжал дело отца.
Из известных мастеров прошлого можно назвать: иконописца и реставратора В.П. Гурьянова; ювелира И. Губкина, который создавал традиционные русские узоры на золоте и серебре; специалиста по дымковской игрушке Е.А. Кошкину, много сделавшую для развития промысла; основателя школы хохломской росписи Г. П. Матвеева.
 
Пословицы и поговорки про мастеров: «Дело мастера боится», «Каков мастер — такова работа», «Мастерство везде у нас в почёте», «Работнику полтина — мастеру рубль», «Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство по искусству».
 
Автор текста: Александр Тихонов
Автор картинки: Дима Жданкин
 
 
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
 
16.0
//
3 ]
 0 
 
 0 
Матрешка, или расписная кукла, — это традиционная русская народная игрушка в виде набора кукол, вложенных одна в другую. Обычно матрешки имеют форму девушки в русском национальном костюме, но могут быть изображены различные персонажи, животные или сказочные герои.
 
Матрешки обычно изготавливаются из дерева (чаще всего березы), хотя существуют также варианты из пластика, фарфора или других материалов. Каждая матрешка состоит из нескольких частей, которые можно разделить и увидеть следующую, более маленькую куклу внутри. Обычно матрешки представляют набор из 5–10 кукол, но существуют и более крупные комплекты.
 
Традиционно матрешки росписываются вручную художниками с использованием ярких цветов и узоров. Роспись может быть выполнена в различных стилях: от традиционных русских орнаментов до современных иллюстраций. Матрешки часто становятся популярными сувенирами и предметами коллекционирования.
 
Игра с матрешками — это не только увлекательное занятие для детей, но и символическое действие, которое ассоциируется с понятием «внутренний мир». Поэтому матрешки часто рассматриваются как символ гармонии, единства и внутренней красоты.
 
Автор текста: Светлана Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
13.0
//
 0 
 
 0 
Матрешка, или русская матрешка,- это традиционная русская деревянная игрушка, представляющая собой набор фигурок, каждая из которых помещается внутрь другой, меньшей по размеру. Она стала символом русской народной культуры и искусства.
 
Появлась в России в конце XIX века. Первые известные экземпляры были созданы в 1890-х годах в Сергиевом Посаде. Однако ее корни могут уходить в японскую традицию, где существовали подобные фигурки. Название «матрешка» происходит от русского имени «Матрона», что ассоциируется с материнством и домашним уютом.
 
Игрушка обычно изготавливаются из дерева, чаще всего из липы или березы. Дерево тщательно обрабатывается и покрывается лаком.
Внешняя матрешка часто изображает женщину в традиционном русском костюме, украшенном яркими узорами и цветами.
 
Набор может состоять из разного количества фигурок- от 2 до 30 и более. Самая большая матрешка содержит самую маленькую внутри.
Матрешка стала символом России и русской культуры, часто используется как сувенир для туристов.
 
Она олицетворяет идею семьи и материнства, так как каждая фигурка представляет собой «матрешку», которая содержит в себе других.
Современные художники продолжают экспериментировать с их дизайном, создавая необычные формы и стили, что делает их актуальными и востребованными.
 
Матрешка- это не только игрушка, но и произведение искусства, которое отражает богатую культуру и традиции России.
 
Автор рисунка: Матей Фирсов.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
//
 0 
 
 0 
Матрёшка — один из символов России, русского народного творчества.
Матрёшка — русская деревянная разборная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно пять-шесть. Фигурки имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей — верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.
Первая матрёшка изготовлена в 1890 году В. Звёздочкиным и С. Малютиным. Она состояла из восьми кукол и получила название «Матрёна». Имя Матрёна — одно из наиболее распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mater» означающее слово мать. Все фигурки в первой матрёшке отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Автор статьи и фото — Фёдор Казаков
//
 0 
 
Матрёшка — это истинно — русская расписная деревянная игрушка. Внутри матрёшки находятся ещё три такие же куколки. Издавна матрёшку разукрашивали разными красками, одевали в национальные платки и костюмы. В каждой избе была такая матрёшка. Считалось что она приносит в дом удачу, добро, радость.

Матрёшка — это русская красавица, которая известна во всем мире. Сейчас она не просто народная игрушка. Матрешка стала сувениром России и хранительницей исконно — русской культуры.
 
Автор текста и фото: Алина Дергачева
10.0
//
 
Образ мачехи очень распространённая тема в русских народных сказках, этого героя можно увидеть во многих сюжетах такие-как: «Метелица», «12 месяцев», и многих других.
 
Обычно мачеха — это женщина 40–50 лет у которой 2 дочери. Первая дочь-любимая, вторая-это падчерица, которая выполняет всю работу в доме. Пример тому сказка » Метелица «, в которой мачеха отправляет дочь на мороз в поиске подарков на новый год, но как мы уже знаем это обернется для матери бумерангом.
 
Характер у персонажа всегда злой, обиженный, и ненавистный, но все это проявляется к падчерице, а любимой дочке мать, наоборот, относится с добротой, любовью, и часто балует еë подарками.
 
Мачеха — это один из примеров, как не должна себя вести н мать, но как говорится «в семье не без урода», ведь в каждой ячейке общества должно быть добро, которое побеждает зло.
 
Автор статьи: Петряев Фёдор Автор рисунка: Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
11.5
//
Fedor Petraev   14.02.2025   № 181610
1 ]
 0 
 
 0 
Медведь — яркий и символичный персонаж русских народных сказок. Он олицетворяет силу, мудрость и доброту, часто выступая как защитник леса и его обитателей. В некоторых сказках медведь помогает бедным крестьянам, наказывая злых и корыстных, а в других — дружит с зайцем, демонстрируя неприязнь между природой и жадностью.
 
Этот образ не только развлекает, но и учит важным жизненным урокам. Медведь показывает, что истинная сила заключается в доброте и готовности помочь другим. Он остается важной частью русской культуры, вдохновляя детей и взрослых ценить природу и взаимопомощь. Медведь — не только зверь, но и мудрый учитель, призывающий к справедливости и доброте в нашем мире.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
«Медведь с балалайкой» — не просто весёлый персонаж, но и настоящий символ русской культуры и народных традиций. Его образ часто встречается на праздниках и гуляньях, где он олицетворяет силу и мужество, становясь настоящей звездой. А балалайка (это уникальный музыкальный инструмент) давно завоевала популярность своими яркими звуками, которые не только запоминаются, но и всегда вызывают улыбку.
 
В народных сказках и песнях медведь с балалайкой всегда предстает как добродушный и весёлый герой, который радует людей своей музыкой. Его образ- символ простоты, радости и умения наслаждаться жизнью, несмотря на все сложности. Такие персонажи напоминают нам, как важны общение, веселье и те моменты праздников, которые объединяют всех вокруг.
 
В конце концов, «Медведь с балалайкой» — это не просто элемент фольклора, а напоминание о том, как ценны наши традиции и культура, которые связывают поколения и дарят каждому радость.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки- Михаил Диков
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
14.5
//
 0 
 
 0 
Медведь-барабашка- загадочное существо из славянского фольклора, которое представляет собой духа природы. Он напоминает медведя, но наделён уникальными свойствами, которые отличают его от обычных животных. Этот персонаж является охранителем лесов и мстительным духом. У него часто появляются вышитые пелены из растительности, что символизирует его связь с природой.
 
Барабашка, как правило, живёт в лесах, в глубоких чащах или у водоёмов. Его трудно увидеть, но ночами и в сумерках он часто слышен- звучат его таинственные мелодии или стук, напоминающий барабан. Многие считали его защитником, который может приносить удачу или же наказывать тех, кто плохо обращается с природой.
 
Люди обычно старались не вмешиваться в мир барабашки, чтобы не вызвать его гнев. Он обладает магической силой и может заколдовать человека, если тот проявит неуважение. В некоторых легендах рассказывается о его добрых делах, когда он помогал потерянным путникам.
 
Несмотря на страх перед этим духом, медведь-барабашка также вызывает интерес и восхищение. Его образ стал важной частью народного творчества- песен, сказок и легенд. Он олицетворяет силу природы и мудрость.
 
Медведь-барабашка- это не просто персонаж сказок, а целая символика связи с природой, уважения к ней и понимания её тайных законов.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Даниил Гавриленков
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
11.0
//
 
Мельница — это сооружение, с помощью которого перерабатывается зерно в муку, а также выполняются другие задачи, связанные с использованием энергии воды или ветра. Мельницы всегда играли большую роль в жизни человека, ведь именно с их помощью крестьяне превращали зерно в муку, что позволяло в дальнейшем выпекать хлеб, а значит жить сыто, быть уверенным в завтрашнем дне.
 
Современные мельницы часто оснащены высокотехнологичным оборудованием, однако даже в наши дни сохраняется интерес к традиционным мельницам, которые являются не только функциональными объектами, но и историческими памятниками.
 
Мельницы вне всяких сомнений имеют культурное значение. Они часто становятся символами сельской жизни и вдохновляют художников, писателей и музыкантов. Многие народные сказания и легенды связаны с этими сооружениями, что делает их важной частью культурного наследия различных народов.
«Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет» — известная русская пословица, которая намекает на то, что человеку не стоит заниматься пустой болтовнёй, сплетничать, а лучше молча делать своё дело, которое приносит пользу. Часто употребляемая в наши дни поговорка: «Мели Емеля — твоя неделя» — означает насмешливое отношение к людям, которые говорят неправду или сочиняют небылицы.
 
В заключение, мельницы — это не просто механизмы для переработки зерна — они олицетворяют связь человека с природой, его труд и творчество, а также служат напоминанием о том, как технологии эволюционировали на протяжении веков.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации-Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
 0 
 
 0 
Метелица в русских народных сказках — это волшебный персонаж, олицетворяющий зиму и мороз. Она часто изображается как красивая, но строгая женщина, обладающая магическими способностями. В сказке «Метелица» она выступает как защитница главной героини, помогая ей преодолевать трудности и справляться с испытаниями.
 
 
Метелица обычно изображается в белом или серебристом одеянии, которое символизирует снег. Её волосы могут быть белыми или светлыми, как снег, а глаза — яркими и проницательными.
 
Она обладает сильным и независимым характером. Метелица может быть как доброй и заботливой, так и строгой и требовательной, что делает её сложным и многогранным персонажем. Её действия часто зависят от поведения людей: она помогает тем, кто добр и трудолюбив, и наказывает тех, кто злоупотребляет её щедростью.
 
Метелица может вызывать метели, снегопады и морозы. Она управляет зимней стихией и обладает силой изменять погоду. Благодаря своим магическим способностям, она может помогать или вредить людям, в зависимости от их поступков.
 
В сказке «Метелица» она становится опорой для главной героини, показывая, что доброта и искренность могут быть вознаграждены. Метелица помогает девушке справиться с трудностями, но также ставит перед ней моральные испытания, заставляя её выбирать между собственными желаниями и долгом.
 
Метелица символизирует не только зиму и холод, но и перемены в жизни. Она может быть метафорой очищения и нового начала, показывая, что даже в самые суровые времена можно найти поддержку и надежду.
 
Таким образом, Метелица — это не просто волшебное существо, а важный персонаж, который олицетворяет основные темы сказки: борьбу добра со злом, силу любви и важность выбора.
 
 
Автор статьи- Евангелина Нефедычева. Автор картинки-Екатерина Гусева
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
 
 
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Что вы делаете когда вам натерла обувь?
Лошадям под седло надевают меховушку.
 
Меховушка — одна из основных составляющих конной амуниции. Она защищает спину лошади от растирания, амортизирует, впитывает пот, чтобы лошадь не перегревалась.
 
Автор статьи и картинки: Мария Артюх
//
 0 
 
Меч-кладенец — это волшебное оружие, которое обычно используется главным героем в русских народных сказках для борьбы со злом. Он обладает необычными свойствами и способен решать сложные задачи. Волшебные мечи очень часто находили в кладах, среди сокровищ. Как знать, может поэтому такое оружие и получило название — меч-кладенец.
 
В сказках меч-кладенец обычно ассоциируется с силой, справедливостью и защитой. Он может принадлежать герою, который с его помощью побеждает злых врагов, защищает родину или освобождает пленников. Меч часто наделён магическими качествами: он может сам находить врагов, разрубать любые преграды или даже исполнять желания своего владельца. Чтобы овладеть этим оружием, персонажу почти всегда необходимо пройти испытания, проявить доблесть и мудрость. Достается меч-кладенец только самым достойным. Это подчеркивает важность не только физической силы, но и моральной устойчивости.
 
Таким образом, меч-кладенец в народных сказках — это не просто оружие, а глубокий символ, отражающий идею о том, что только мужественный, справедливый и морально сильный человек сможет преодолеть любые препятствия и выйти победителем из схватки со злом.
 
Автор иллюстрации и текста — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
16.0
//
 0 
 
 0 
Какое интересное словечко и интересный аксессуар, который в последнее время зимой обретает невероятную популярность, и взят на вооружение многими модницами для создания стильных образов. Вообще Митенки, по фр. mitaines — перчатки без пальцев, удерживающиеся на руке с помощью перемычек между пальцами или за счёт пластических свойств материала, из которого они сделаны. А следуя истории появились они ещё в эпоху Средневековья как атрибут рабочих людей, или стрелков. Часто они использовались для защиты от холода при выполнении работ, требующих подвижности пальцев. Но позднее стали модным женским аксессуаром: дамы носили такие митенки даже в помещениях.

Автор статьи и фото Тамара Спиридонова
//
 0 
 
 0 

Молодухой, молодицей или молодкой называли молодую замужнюю женщину, а также мать, родившую мальчика. «Бабы» — матери девочек. Впрочем, у наших предков славян слово «баба » совершенно другое значение, чем у нас сейчас.
«Ба» — это буквально «жить», «быть», «существовать». А более древнее значение «ба» — «врата жизни». Вспомните хотя бы название Вавилона — Бабелон, Бабель, что значит «Врата Бога».
Так что Юлия Владимировна Друнина была абсолютно права, когда писала:
Мне претит пресловутая «женская слабость».
Мы не дамы, мы русские бабы с тобой.
Мне обидным не кажется слово грубое «бабы»,
В нем — народная мудрость, в нем — щемящая боль.
 
Автор — Ксения Бугаенко
//
 0 
 
Море занимает важное место в русской народной культуре, оно часто упоминается в сказаниях, легендах и песнях. Данная стихия всегда притягивала людей своей красотой и таинственностью. Море часто ассоциируется с бескрайностью, свободой и загадкой. Оно может быть как источником жизни, так и угрозой, что отражает двойственную природу человеческих эмоций и опыта.
 
В русских народных сказках море часто выступает фоном для приключений героев, например, в сказках о богатырях море может быть местом испытаний и сражений с чудовищами или злодеями. В русских народных песнях часто упоминаются корабли, рыбаки и морские путешествия. Песни: «Славное море, священный Байкал», «Вдоль по морю», «Как по морю синему» и другие — передают чувства ностальгии, тоски по родине и радости от морских просторов. Существует множество мудрых пословиц о море. «Море отважных любит», «Кто в море бывал, тот лужи не боится», «Море переплыть — не поле перейти» — во всех этих фразеологизмах подчеркивается сила морской стихии, справиться с которой дано не каждому.
 
Море часто связывают с романтикой, невероятными путешествиями и приключениями, люди всегда проявляли интерес к данной стихии, море продолжает притягивать исследователей и авантюристов и по сей день, ведь в нем еще так много неразгаданного.
 
Таким образом, море в русской народной культуре представляет собой многогранный символ, который может ассоциироваться как с красотой и романтикой, так и с неуправляемой силой и опасностью.
 
 
Автор текста и фото: Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
//
 0 
 
 0 
Мороз — это один из самых важных персонажей в русских народных сказках.
Основные черты образа Мороза в русских сказках:
Мороз как олицетворение зимы: он часто предстаёт нам как владыка зимы, приносящий холод, снег и морозные ветры. Поэтому такой персонаж может быть как добрым, так и злым, в зависимости от сюжета сказки.
 
В некоторых сказках Мороз становится символом испытаний, которые герои должны преодолеть. Например, он может ставить перед персонажами задачи, требующие сообразительности и силы духа.
 
Мороз иногда выступает как судья, который вознаграждает добрых и трудолюбивых персонажей, а наказывает ленивых или злых. Это подчёркивает моральные уроки, которые часто встречаются в народных сказках.
 
В некоторых историях Мороз обладает магическими силами, способными превращать предметы или людей, создавать снежные пейзажи или вызывать метели. Это добавляет элемент волшебства и чудесности в сказки.
 
В русских сказках данный герой часто противопоставляется теплу домашнего очага, что усиливает атмосферу уюта и защищённости в сказках.
Данные персонажи могут также символизировать циклы природы — зиму как время покоя, когда природа отдыхает, и весну как время возрождения. В этом контексте он представляет собой важный аспект жизненного цикла.
 
Примеры таких сказок включают «Морозко», где главный герой сталкивается с испытаниями, связанными с Морозом, и в конце концов получает награду за свою доброту и трудолюбие.
 
Образ Мороза в русских сказках служит не только для создания волшебной атмосферы, но и помогает читателю освоить уроки добра и зла, а потом помогает совершить свой собственный путь.
 
Автор рисунка: Дарья Пышкина
Автор текста: Виктория Зенцова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
2 ]
 0 
 
 0 
Мошна — это устаревшее название небольшого мешочка-кошелечка с завязкой вместо застежки. Такой мешок часто носили мужчины на поясе. Иногда, случалось так, что нехорошие люди срезали мешки с пояса и присваивали себе все содержимое. Таких людей называли мошенниками. (Кстати, их и сейчас так называют). Еще, мошной называли карман или маленькую сумку.
А вот как использует свое слово Некрасов Н. А в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Весь день с мошной раскрытою ходил Ермил, допытывал, чей рубль?»
 
 
Автор текста и фото: Анастасия Молчанова
//
 0 
 
Мошна — это традиционный элемент русской народной культуры, который представляет собой мешок или сумку, обычно изготавливаемую из ткани или кожи. На Руси мошна имела множество функций и значений, и её использование было связано с повседневной жизнью.
 
Мошна применялась для хранения и транспортировки различных предметов — от продуктов питания до инструментов и личных вещей. В крестьянской среде мошна была незаменимым атрибутом, особенно во время поездок на рынок или в поле. Изготовление данных сумок или мешков было ремеслом, которое передавалось из поколения в поколение. Мастера создавали их из различных материалов, украшали вышивкой или орнаментами, что делало каждую мошну уникальной.
 
Чаще всего этот предмет использовали для хранения денег, то есть можно назвать мошну старинным кошельком. Выражение «тугая мошна» употребляется и по сей день и означает устойчивое финансовое положение, а фразеологизм «тряхнуть мошной» подразумевает, что человек не жадничает и готов раскошелиться.
 
Таким образом, мошна является не только практичным предметом быта, но и важным символом в русской народной культуре, отражающим традиции, обычаи и мировосприятие народа.
 
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Наталья Тихонова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
//
1 ]
 0 
 
 0 
 
Мухомор- это гриб, который растет везде и повсеместно на территории России, кроме Антарктиды. В простонародье этот гриб назван как «смерть мухам» из-за его определенных ядовитых свойств, латинское происхожение определяет как «любящий мух», Пришвин считает этот гриб как «не приносящий добра».
 
В русской литературе есть случаи употребления крестьянскими ребятишками этого ядовитого гриба, например, у И. Бунина, которые смеялись и говорили, что они чистая курятина. Официально-задокументированные факты подтверждают употребление мухоморов, возможно, они связаны с отравлениями, только в середине XIII века.
Мухомор-ядовитый гриб, имеющий волнующе-красную шляпку в белом в горошек вкраплением, часто попадается грибникам в лесу, поскольку он своим видом кричит: «Вот он я, сорвите меня!» Несмотря на его ядовите свойства, человечество его использует в народной медицине: делает из него настойки от ушибов, от мух.
 
В сказках в качестве персонажа Мухомора появляется дедушка, который оказывает добрую услугу-подает совет или волшебный клубочек-тем самым помогает герою справиться с предложенным испытанием.
Возможно, боязнь отравиться от этих грибов, которые могут попасть в лукошко незатейливым грибникам, население Руси придумывают сказания, сказки, в которых этот ядовитый гриб является символом добра, однако он реально понимает, насколько опасны такие заигрывания.
 
Например, у В. Иванова в стихотворении звучит уверенная мысль в опасности этого предмета:
 
Дед Тарас сказал сердито
Ты, поганка, ядовита
Значит, ты и мухомор
Не грибы, а просто сор.
Вас ни в суп, ни в маринад
Вам в лесу никто не рад.
 
 
Автор статьи-Ирина Милованова, автор фото-Ксения Зенцова.
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Наличник — слово деревенское, к дому привязанное. Украшение, которое находится на «личине» дома. Задумывался наличник как способ утепления дома, чтоб тепло из избы не выходило, а мороз сквозь щели между стеной и рубленым окном в дом не проникал. Но! Люди всегда одушевляют и украшают то, что находится рядом с ними, что окружает, радует глаз, отвлекает от работы.

Каких только узоров, геометрических фигур, орнаментов и символов мы не увидела на фасадах домов: волнистые линии, изображающие воду; ромбы и прямоугольники, квадраты и круги, фестоны, сережки, башенки, знаки солнца (посолонь) как обереги жилища и символы плодородия.

Были и наличники с так называемым навершием, как будто с полкой. Были и окна особенно красивые, глаз не отвести: растительные орнаменты, узоры, напоминающие лебединые шеи, змеек и лепестки цветов. На фотографии окно с наличником на доме, который находится в селе Лая Свердловской области.

На этом наличнике бросается в глаза полукруг. Наши предки делили сутки на светлое и тёмно время, этот полукруг показывает дневное время. Есть круги с точечками внутри, они обозначали семена — знак плодородия.

Конечно, в старину не каждый мужчина мог изготовить наличники. С такой просьбой обращались к мастерам-резчикам по дереву. В век деревянных домов это ремесло процветало.

Автор статьи и фото — Катя Степанова
//
 
Наперсток. Этот странный предмет похожий на маленькое ведёрко необходим вышивальщицам. Его надевают на палец, чтобы не уколоться при ручном шитье и протолкнуть иглу через толстую ткань. Наперстки начали использовать еще в древние времена. С появлением швейной машины наперстки вышли из употребления. Они могут стать предметом коллекционирования.
 
Напёрсток долгое время считался символом достатка. Он выступал в качестве обручального кольца в странах Индокитая. В Первую мировую империалистическую войну жёны солдат сдали примерно полмиллиона наперстков из чистейшего серебра на нужды фронта. Наперстки долгое время носили как обереги на теле, использовали в гаданиях, а защитный колпачок, увиденный во сне, расценивался как предзнаменование удачи. И сегодня у разных народов, в различных странах наперсток считается символом трудолюбия, семейной жизни и женственности.

Уже в конце XVII века металлический колпачок на палец появился и на Руси. Прижился он здесь быстро. За ним закрепилось старинное слово — наперсток, то есть надеваемый на перст (палец).
 
Автор текста и фото: Иван Краснобаев
4.0
//
 
Чтобы вырасти социально-адаптированным в этом мире, человечество изобрело игрушку. Игрушки бывают для мальчиков и девочек, для грудничков, подросткового возраста и взрослых.
Для того чтобы новорожденный не плакал, мамочки давали детям погремушки, они же и отпугивали ребятишек от злых духов. Чем больше шума и звона, тем сильнее защита. Маленькие беригини, которые дарились девочкам и мальчикам в год их рождения сопровождали их до взросления, а потом оставлялись на память как символ семьи, света и добра.
Куклы изготавливались из подручного материала: полена, бутылки, обернутой в материю, картона и ткани, соломы и ткани.
Куклы сопровождали людей всю их сознательную жизнь: помогали преодолеть страх темноты или одиночества, выбрать себе жениха или подвенечное платье, также принимали участие в обрядовой культуре.
Взрослые тоже любят играть! В деревне Мамонтово на большой праздник, посвященный 100 летию районного центра Мамонтово были привезены Иван да Марья, которые являются символами-оберегами любой русской семьи, подобно куклам Барби, они стоят в сельском клубе или любой семье, украшая лучшие комнаты.
Чаще всего куклы шьются своими руками, такая радость приносит больше радости и счастья, потому что сделана как индивидуальный проект. Ее не стыдно подарить или принести на сцену, разыграв небольшой спектакль.
«Пока мы удивляемся и играем, мы живем!-так говорят долгожители, которые открыли для себя эту житейскую мудрость и пронесли ее через века!
 
 
Автор статьи Архип Ордин. Автор фото-Ирина Милованова
 
 
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
Невеста в русском народном фольклоре — это фигура, окутанная романтикой, надеждой и традициями. Центральный персонаж многих сказок, она олицетворяет мечты о любви и счастье. Её образ сочетает в себе нежность и силу духа.
 
Сказочные невесты часто предстают идеалом красоты и доброты, преодолевающими испытания на пути к своему счастью. Эти персонажи разнообразны — от пассивных жертв до смелых героинь, готовых сражаться за свою любовь.
 
Невеста также символизирует связь с природой и циклом жизни. Ее выход замуж ассоциируется с весной — временем возрождения. Удачная свадьба является залогом не только её счастья, но и благополучия всей семьи и даже целого села.
 
В многих сказках невеста становится источником мудрости и умиротворения, помогая разрешить конфликты и споры. Даже столкнувшись с трудностями, её внутренний свет и доброта преодолевают все преграды.
 
Ритуалы, связанные со свадьбой, также подчеркивают значимость невесты. В день свадьбы она облачается в красивое платье, украшенное символами счастья.
 
Таким образом, невеста в фольклоре — это многослойный образ надежды и стремления к любви, вдохновляющий нас на поиски счастья и преданности.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
 0 
 
 0 
В Англии — англичане, в Турции — турки, а вот в Германии — немцы. Странно. Когда изучал немецкий язык, всё удивлялся этому факту. Может страна Немеция? Ан нет. Оказывается на Руси немец — немой или неговорящий по-русски. Все иностранцы тогда немцами были.

Автор текста и рисунка: Константин Шульц
//
 
Нечистая сила в русской народной культуре занимает особое место, олицетворяя страхи и предрассудки, связанные с миром сверхъестественного. Как правило, к нечистой силе относят разнообразные загадочные существа, такие как: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, черт, домовой, русалка, водяной, кикимора, упырь и т. д. Обитают обычно эти сущности в грязных болотах или дремучих лесах, а появляются только с наступлением темноты.
 
Нечистая сила активно присутствует в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Истории о темных сущностях передавались из поколения в поколение и служили не только развлечением, но и способом объяснения природных явлений, а также напоминанием о том, что человек не всесилен. В русских сказках чаще всего нечистая сила олицетворяется со злом, которому противостоит какой-либо положительный герой, выступающий на светлой стороне. В конечном итоге добро всегда побеждает зло. Такой сценарий подчеркивает характер русского человека, его истинную приверженность добру и справедливости.
 
«С нечистым поведешься, со свету сживешься» — мудрая пословица, которая намекает на то, что нужно быть внимательными в выборе друзей и знакомых, потому что окружение сильно влияет на личность человека. Выражение — «Где тебя носила нечистая сила» — уже давно стало нарицательным, так обычно обращаются к человеку, который долго где-то пропадал.
 
Таким образом, нечистая сила в русской народной культуре — это явление, отражающее мировосприятие людей, их страхи и надежды. Она является важной частью культурного наследия России, продолжая вдохновлять современных авторов и исследователей.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
//
 0 
 
 0 
Вот и третья часть об удивительных штучках для коней!
Вы когда-нибудь спотыкались о собственные ноги? Нет? А кони — да.
Так и хочется рассказать вам о том, как с этой проблемой справляются лошади.
 
Ногавки — Специальные гольфы для коней, чтобы предотвратить засекание подковами друг об друга. Они бывают даже с пластиковыми накладками. Так же форма зависит от ног. лошади. На любой вкус и цвет. Часто на соревнованиях делают ногавки, вальтрап и шапочку одного цвета и получается завораживающая красота.
 
Автор статьи и картинки: Мария Артюх
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва             
//
 0 
 

Первая | < Предыдущая | Страница 6 из 11 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Следующая | Последняя

Всего статей 515

Сезон Статей Авторов
2025/26 22 7
2024/25 206 26
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 515 104
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета