I. Знакомство с ЛГО
Научно-популярный публицистический журнал «Лицейское и гимназическое образование» («ЛГО») издается с 1996 года, выходит 10 раз в год тиражом 10 500 экземпляров. Целевая аудитория журнала и приложений — «педагогическая общественность», родители, старшеклассники. Есть и «независимые от педагогики» читатели. Объем журнала: 104 полосы плюс цветная вклейка «Восьмой урок». Журнал полноцветный.
II. Структура и композиция
ЛГО состоит из постоянных (в каждом номере), «переменных» (не в каждом номере) , «сквозных» («плавающих» по номеру) рубрик, предваряемых шмуцтитулами («открывающими» полосами, на которых нет материалов). Зачем нужны шмуцы? Для структурирования выпуска.
При планировании номера следует отталкиваться от рубрик, определяя материал в какую-то рубрику — прописывать его в «подрубрику». Это дает выпуску прозрачнаую структуру и удобную навигацию. Рубрика ЛГО записана на шмуце, подрубрика — в колонтитуле левой полосы разворота. (Например в рубрике «Главная тема» есть подрубрики «К слову», «Автограф»).
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Несколько ведущих принципов работы с рубрикатором ЛГО
- Каждый материал должен быть отнесен в свою рубрику.
- Материалы внутри рубрики должны быть отнесены к какой-то подрубрике (подрубрика указывается в верхнем колонтитуле левой полосы; исключение — страницы с полосными иллюстрациями).
- Недопустимо открывать рубрику материалом в одну полосу.
- Рубрика всегда заканчивается левой полосой.
- На один номер ЛГО (104 полосы) приходится максимум 7 рубрик (на выбор из нижеприведенных) плюс вклейка «Восьмой урок».
- Нельзя составлять номер только из «гуманитарных» текстов.
- Квота жанров: не менее 5 на выпуск.
Несколько принципов алгоритимического планирования материалов
- Большие материалы идут в сочетании с малыми. При планировании рубрики продумывается, чем будут «поддерживаться» крупные тексты.
- Рядом со статьей ставится портрет и «легенда» автора. Данные об авторах пишутся единообразно по всему номеру.
- Значительная часть материалов идет с подверстками и дополняющими тему врезами, выносными цитатами. Предоставляя материал, автор предлагает к нему «окружение».
- Подверстки озаглавливаются и иллюстрируются (без излишеств).
- Тексты статей делятся на абзацы; в крупных материалах между абзацами оставляется пустая строка. «Красная строка» в этом случае не нужна. Если пустая строка между абзацами отстутствует, тогда красная строка нужна.
- Большие материалы делятся на «главки». К главкам даются подзаголовки. Сплошной массив текста, идущий «рулоном» на нескольких полосах — недопустим.
- Выносные цитаты, в том числе цитаты, переадресованные в оглавление, купируются (сокращаются «внутри текста»).
- Материалы в основном верстаются в две колонки или две колонки плюс боковая подверстка.

Простая схема подготовки материалов к входу в рубрику
Рубрика / Шмуцтитул
- Первый материал (определить подрубрику).
- Заголовок.
- Подзаголовок (если требуется).
- Эпиграф (если нужен).
- Автор, кто он, его портрет (ставится в начале статьи справа).
- Основной текст (поделенный на абзацы) — 15–18.000 зн.
- Иллюстрации (немного, хорошие).
- Подписи к иллюстрациям (афористические).
- Врез или подверстка — 3–5.000 зн. Подверстки иллюстрируются (как правило, одной илл.); озаглавливаются, делятся на абзацы; абзацы отбиваются друг от друга пустой строкой; «красная строка» в подверстках не нужна.
- Второй материал. Если статья небольшая, подверсток может не быть.
Все повторяется заново | |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
|
Контрольные вопросы
- Вы выбрали тему выпуска. Это означает, что среди альтернативных вариантов вы предпочли именно этот. Почему? Чем он для вас оказался интереснее других?
- Если ясна сверхзадача вашего выпуска, то должно стать понятнее, что и как делать, чтобы он состоялся. Сформулируйте предполагаемую свехзадачу. (Условно говоря: какую идею, мысль, мнение, убеждение вы намерены отстаивать своим спецвыпуском; какое впечатление хотели бы оставить у читателя; на какую его реакцию хотели бы рассчитывать.)
- Среди приемов, мотивирующих публикацию и стимулирующих читательское внимание, можно выделить следующие:
Анонс Врез (врезка) Лид (преамбула) Объясните разницу между ними и миссию каждого.
- Напишите анонс вашего выпуска. Цель — привлечь внимание читателя.
- Составьте короткий текст, который можно было бы напечатать крупным шрифтом на первой полосе. Задача: броско, емко, выпукло задать тон номера по выбранной теме. У читателя не должно оставаться сомнений и неясностей по поводу содержания номера. Должна оставаться только интрига.
|

III. Постоянные и «переменные» рубрики ЛГО
1. «Школа: новый век»
Постоянная рубрика ЛГО, обычно открывающая номер. Наполняется материалами, посвященными проблемам образования, методам обучения, педагогической аналитике, дискуссиям о современной школе, всяческим ноу-хау, обзорам глобальных и локальных проблем. Сюда «отойдут» и очерки, рассказывающие об учебных заведениях, статьи, описывающие уклад школы, местные находки, интересные идеи.
|
Проект «Один день из жизни школы». Корреспонденты посвящают этот день наблюдениям за школьными событиями и явлениями, описывают все, что видят, включая «непарадные» реалии. Плюс «подсматривающий» фотообъектив. Результат: фото-галерея и заметки-наблюдения. |
- Подрубрики: «По-проблемно», «Школьные хроники», «День открытых дверей», «Документы и факты».
- Общий объем рубрики — около 16 полос (вместе со шмуцом).
Как правило, 1 большой и 2—3 малых материала.
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Журнал — не сборник статей. В основе номера должна лежать ключевая идея, генеральная проблема. Ее надо «разыграть» — не только через материалы, но и структуру выпуска, визуальный ряд и детали. | |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
|
Примеры из рубрики «Школа: новый век»
|
|
2. «Главная тема»
Постоянная рубрика ЛГО, обычно стоит в центре выпуска. Каркас составляет программный (центральный) материал — как правило, самый «охватный» и интересный. По жанру это может быть аналитическая статья, размышляющая о разных сторонах проблемы, или «главное интервью», или «фасеточный» обзор темы, либо что-то иное. Центральный материал «подается» в окружении нескольких материалов-оппонентов. На один большой приходится несколько малых и разножанровых материалов. «Поддерживающий» фоторяд — иллюстрирует разные облики темы. Фотоматериалы могут быть и «непрямыми», а иносказательными. Фотопроект (например, в выпуске «В нашей школе День лженауки» по всему номеру шел фоторяд»Один класс–один день—какой-то один урок», в результате создалось впечтление, что все статьи отражают уроки в одном конкретном классе и герои фотографий ассоциировались с героями текстов).
Подрубрики: «К слову», «Автограф на память», «Дуальное интервью», «Разнообразы».
Объем рубрики: до 40 полос (вместе со шмуцом). В процентном соотношении «Главная тема» самая объемная рубрика номера. В среднем состоит из 4–8 статей. Бывает и больше. Обязательно — «программный материал». Один (максимум два) из серии научно-популярных, познавательных (жизнеописание, история идеи, биографическая легенда или иное) с хорошим иллюстративным рядом.
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Несколько слов о главной теме Если главная тема номера — Любовь, это вовсе не означает, что все в номере должно быть только про любовь. Но это значит, что любовь проходит по выпуску красной (либо другой) нитью, и читатель должен понять редакционный замысел. Главная тема — это не «все материалы про это», а «это в разных материалах и ипостасях». К примеру, ненависть — это тоже про «любовь»… Очерк о мастере, в одиночку всю жизнь строившем деревенскую церковь, — тоже. Дело не том, чтобы твердить «главное слово» на каждой странице, а в том, чтобы материалы иллюстрировали, что оно означает.
Сочетание глобальных и легких материалов, объемных и небольших, основных и «факультативных» необходимо для того, чтобы номер был читаемым и «охватным».
Соль тематического номера — в ясности мотива публикации: почему имено об этом и именно сейчас; в подборе основных текстов; в «неявностях», деталях, специально продуманной и поданной информации, в разбросанных по полям врезах и цитатах.
Если сравнить номер с платьем, то нужно обращать внимание на все — на пуговицы, стежки, ровные швы, даже сопутствующие аксессуары — все это создается в единстве с главными объектами. Иными словами, читатель не должен споткнуться о вопрос «почему это здесь», даже если ему не назвали «слово-ключ». Издатель каждый материал готовит и редактирует с мыслью «почему это здесь и что оно добавляет к платью».
| |
 |
 |
 |

|
 |
|
|
|
|
 Примеры (большая программная статья; подборка «малых» материалов; иллюстрирующий фоторяд).
|
-
В новом макете: Главная тема «Творческий дух лицея» 
В рубрике представлены материалы: «Лицей «Венда»: главное слово «творчество» (программная статья); «Бумага — это измученное дерево» (сопутствующая); «Эхо великих строк» (сопутствующая), «Секреты поэзии для «начинающих пользователей» (сопутствующая). (ЛГО № 9, 2008) | 3. «Научно-популярная антология»
Постоянная рубрика ЛГО. В ее основе лежат научно-популярные статьи, касающиеся самых разнообразных вопросов мироздания, науки, культуры (от научно-фантастических теорий до самых современных открытий в области естествознания и техники).
- Подрубрики: «Невероятная наука», «История одного открытия», «Люди науки», «Имя (факт, событие) из школьного учебника», «Черный ящик».
- Объем рубрики: 8–16 полос (вместе со шмуцом). 2—3 материала. Врезы, подверстки, занимательные факты, загадки (на полях).
Примеры (статья с подверстками) |
| 4. «Литературный клуб»
Прозаические и поэтические опусы. В зависимости от того, материалы какого жанра здесь представлены, может включать один большой текст и несколько малых, либо одну крупную подборку. Иллюстрируется чаще рисунками, чем фото.
|
Проект «Простыми словами» (дается какое-то понятие, например, «Число», или известная фраза, например, «Что делала бы благость без злодейств?» и к ним собираются «разновозрастные» толкования, которые потом представляются в номере в порядке «от младших» к «старшим»).дин день из жизни школы». Корреспонденты посвящают этот день наблюдениям за школьными событиями и явлениями, описывают все, что видят, включая «непарадные» реалии. Плюс «подсматривающий» фотообъектив. Результат: фото-галерея и заметки с непосредственными наблюдениями.
|
- Подрубрики: «Стиходром», «Россыпи», «Вгляд и нечто».
- Общий объем рубрики — около 16 полос (вместе со шмуцом).
Примеры (прозаические опыты, избранные стихи и рассказ) |
-
В новом макете: Литературный клуб «Письма о любви» (Никита Цветков), «На волне вдохновения» (стихи учителей А. Белоуса и Е. Иличкиной),  «Ленька» (рассказ Е. Иличкиной). (ЛГО № 4, 2008) |
5. «Взгляд исподлобья»
Если автор обладает «едким» стилем, острым языком и нестандартным взглядом на вещи, то его опус автоматически попадает в эту рубрику. Иронично, курьезно, парадоксально и неназидательно, предельно субъективно, спорно — таковы критерии материалов рубрики. (Сразу скажем, что найти «золотое перо» для этой рубрики — задача «почти невозможная», поскольку смешно и при этом тонко писать редко кто может). По верстке эта рубрика отличается от остальных — тексты в ней размещается не вертикально, а горизонтально.
Объем рубрики: 1 статья: «парадоксальное эссе» или фельетон (саркастические заметки на заданную тему). Подрубрик нет. Рисунки, шаржи, афоризмы на полях (в духе Козьмы Пруткова), иногда — «истории из жизни» (врезы).
 Пример |
|
6. «Читалка»
Аналог «Библиоглобуса». Здесь представлены рецензии на книги или новое прочтение уже известных произведений.
|
Проект. Премии «Наш СуперБука» и наш «Антибука». Предлагаем вам заявить своих претендентов на указанные номинации. • «АнтиБука» — за самую вредную книгу (кстати, в качестве первого претендента уже названо издание «Сверхкраткое изложение классиков»). • «СуперБука» — за самую полезную и хорошую книгу. Для участия в акции нужно «соблюсти» четыре пункта: 1. Номинируется на … (указываете номинацию). 2. Автор, название и выходные данные книги (с указанием города, издательства и года). Пример оформления выходных данных: Ян Василий. Финикийский корабль. — М.: «Уникум», 1996. 3. За что номинируете эту книгу (обоснование причины). 4. Прикрепить обложку (очень желательно). Рейтинги «СуперБуки» и «АнтиБуки» будут опубликованы в рубрике «Читалка» журнала ЛГО. А «загрузить» своих номинантов вы можете на дежурную линию «Главная редакция». Просим школьных издателей разместить эту информацию на страницах ваших изданий и передать в местные СМИ. «Букам» — широкую дорогу! |
Подрубрики: «Книги-открытия», «Неопытный читатель», «Наш Антибука», «Библио-развал», «В защиту чтения».
Общий объем рубрики — обычно 4 полосы «плюс-минус» (вместе со шмуцом). Как правило, 2–3 заметки или подборка из нескольких рецензий (плюс обложки рецензируемых книг; цитаты или фрагменты из произведений, можно: краткие биографии авторов, история книги).
 Пример |
|
7. «Школиздат»
Материалы (интересные широкому кругу читателей) о том, что полезно знать людям, занимающимся школьной прессой.
 Пример |
|
8. Школа: Зона ретро
Сюда «попадают» статьи о старой школе, о школьных событиях (явлениях, личностях, учебных заведениях) прошлого, живо проиллюстрированные архивными материалами. Состоит, как правило, из одного объемного материала, или двух: большого и небольшого-сопутствующего.
|
Проект. «Антресоль». Например, может, у кого-то есть коллекция открыток с видом старых гимназий, или снимки гимназических аудиторий, лабораторий, старого оборудования; собрание школьных значков. Это будет эксклюзивный проект. Объем рубрики: до 8—10 полос. Обычно 1—2 материала.
|
- Подрубрики: «Раритеты», «Трактаты», «От нашего архивариуса», «Забытые новости», «Курьезная скрижаль» (мелочи).
9. Психологическая служба
Сюда входят материалы психолого-педагогической направленности. Но не только. Для этой рубрики подойдут житейкие истории, описание сложных ситуаций, «Советовалка», «Вопрос-ответчик», записки, маленькие рассказы. Если в номере жанр интервью в ущербе, то эта рубрика приходит на выручку.
|
Проект «Телефон доверия». Материал исполняется в форме диалога доверителя с доверенным лицом: живые интонации, непосредственные («неприглаженные», иногда спонтанные, незатейливые) вопросы и искренние, «безназидательные» ответы.
|
Подрубрики: «Тет-а-тет с психологом», «В сторону души», «Первая помощь», «Такой возраст», «Родительское собрание», «Ситуация».
Общий объем рубрики — около 8 полос (вместе со шмуцом). Как правило, 1 большой и 2—3 малых материала. Возможны варианты.
 Пример |
-
Телефон доверия с Исламом Ильясовым(пример так называемой «сквозной» рубрики: материалы поданы в форме вопроса–ответа и разбросаны по всему номеру. Этот же прием можно использовать, если в номере запланированы, например, соцопросы или анкеты, ЛГО № 1, 2004)
-
-
|
10. «Образовательное путешествие»
Материалы данной рубрики рассказывают о какой-либо стране, стране, крае, городе. Но это не просто путевые заметки (хотя литературность украсит любую работу) и уж никак не отчеты об увиденном, а подкрепленная яркими иллюстрациями познавательная информация для жаждущего энциклопедических знаний ума. Предпочтительные жанры: очерк, эссе, викторина.
Подрубрики: «Заветная достопримечательность», «Околесица», «Был. Видел».
Общий объем рубрики — до 6 полос (вместе со шмуцом). Как правило, один большой материал, обрамленный несколькими малыми.
11.! Обязательная рубрика «Восьмой урок»
Вклейка (входит в ЛГО) и одновременно она же — выпускается отдельным изданием, которое «самостоятельно» идет к подписчикам. Этот цветной модуль журнала печатается на бумаге, потолще, чем на основной блок. Имеет подзаголовок: Коллекция идей. И эпиграф: «Голь на выдумки хитра». Носит ярко-выраженный практический характер и щедро иллюстрируется. Жанры: сценарий; ТЗ (творческое или техническое задание); практическое руководство. Все, что можно брать и использовать в жизни и работе, при условии, что это интересно широкому читателю.
Объем рубрики жесткий: 8 цветных полос (на первой полосе — титул, на последней — выходные данные). Текста — мало, иллюстрации — крупные. Рубрика имеет жестко заданную схему (модуль «Картинка», модуль «Тезис», модуль «Цитата», модуль «Стих в тему» и так далее).
12. Сквозные рубрики и полосы, «раскиданные» по номеру
Волшебный фонарь В каждом номере ЛГО присутствует летучая рубрика-передышка «Волшебный фонарь». Обычно «Фонари» «разбрасываются» по номеру (ставятся на свободные полосы). Содержание — самое различное. Предпочтительно — естественнонаучное. Особая примета: «Фонарь» можно вырезать и повесить (на стену, на стенд, например). Или положить под стекло письменного стола. Вывод: содержание должно быть таким, чтобы читатель захотел оставить эту страницу себе на память или взять для какого-то случая.
|
Проект «Спираль», «Симметрия», «Создай свой мир». Читай страницу «Курсовые проекты». |
Взгляд и нечто Одна из самых наших любимых рубрик. В ней мы печатаем подборки подростковых текстов. Пронзительные, берущие за душу «Размышления о самопознании». Стихи, рисунки. Рекомендуется для темы «Такой возраст».
Всего «разбрасываются» по номеру примерно две-три подборки по несколько полос. Символ рубрики: юноша-поэт.
 Пример
|
|
Педперлы Цитации из разных методичек. Например: «Наша цель — развитие интеллектуального развития»
Всего «разбрасываются» по номеру две-три полосы. После того, как ЛГО стал выходить в новом дизайне, «Педперлы» мы еще не выпускали. То есть нового дизайн-решения еще нет.
Пример |
- В старом макете (с рисунками Лиды Докукиной, # 205 Know How, Краснодар)
|
Соцреклама
Страницы, посвященные пропаганде полезных идей, вещей и принципов. Только без «воспитательных интонаций». (Прим. Тематика не ограничивается антикурением, «спортом-да» и борьбой с мусором).
|
|
 |
|
 |
|
|
|
|
Скажи сигаретам «Нет!» Наталия Прохорова, # 421 |
|
День теплых тапочек Валерия Кривошеева, # 642 |
|
|
|
|
Примеры соцрекламы
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольные задания
- Выберите редакционный проект, который вам интересен. Или придумайте свой.
- Выполните его и пришлите нам.
|
IV. Из цикла «Важдоки ЛГО»
Приложение 1. Этапы прохождения материалов
- Заседание редакции: мозговой штурм. Идея и план номера.
- Заказ материалов авторам.
- Сдача статей авторами.
- Набор (если требуется) и форматирование (тексты структурируются, убираются лишние пробелы, расставляются абзацы, размечаются структурные части — заголовки, подзаголовки проч.
- Планирование выпуска и заказ иллюстраций фотографу и художнику, подбор иллюстративного материала.
- Вычитка авторских текстов литературным редактором. Корректорская вычитка.
- Формирование оглавления.
- Внесение правки и повторное форматирование (тексты структурируются, убираются лишние пробелы, расставляются абзацы, проверяется разметка структуры — заголовки, подзаголовки проч.).
- Сдача вычитанных материалов на верстку.
- Вычитка сверстанных полос.
- Внесение правки в верстку. (Так несколько раз).
- Контрольная вычитка готового номера выпускающим редактором и корректором.
- Передача номера на визу главному редактору.
- Запись номера для типографии.
Приложение 2. Требования к авторским материалам
- К рассмотрению принимаются материалы, которые ранее не публиковались в большой прессе.
- Структура материала должна соответствовать стилю и структуре журнала «Лицейское и гимназическое образование».
- Статья должна быть написана хорошим языком, не содержать повторов, стилистических и грамматических ошибок. Приложения: иллюстрации, инфографика, врезы, афоризмы и проч. Фотография автора (крупным планом, но не «с паспорта»). Сведения об авторе («легенда») — кто автор, чем занимается, где работает (учится), какие достижения имеет и проч. Контакты.
- Каждую статью предваряют заголовок, подзаголовок и преамбула. В статье допускаются ссылки, примечания. Они помечаются «звездочками» (до 3-5 ссылок). Автор предоставляет к каждой статье: три варианта заголовка и подзаголовка; преамбулу. По возможности: материалы для боковых подверсток и к нижней подверстке. Подверстки озаглавливаются.
- «Окружные материалы» и материалы на подверстку корреспондируются с текстом, рядом с которым размещаются, но необязательно впрямую.
Количество печатных знаков в одном материале
Средний объем одного материала — 15–18 000 зн. + 2–3 иллюстрации. Средний объем одной подверстки — 3 000–5 000 зн. + 1–2 иллюстрации.
Технические требования к текстам в ворде
- Шрифт основного текста Times New Roman, № 12, междустрочный интервал — полуторный.
- Равнозначные структурные элементы текста даются в единой системе форматирования (например, материал делится на разделы, разделы предваряются цитатой, цитаты по всему тексту отмечаются курсивом).
- Большие материалы делятся на части, имеющие подзаголовок.
- Заглавными буквами слова в тексте и заголовках не пишутся.
Неправильно: БОЖЕМОЕВ Иван Иванович Правильно: Божемоев Иван Иванович.
- Жирные выделения внутри текста недопустимы.
Фото и картинки
- Иллюстрации принимаются в формате, jpg весом от 2 мб с разрешением не менее 300 dpi, либо в полиграфическом исполнении (книги, плакаты, карты, альбомы), пригодном для цветного и черно-белого сканирования и дальнейшего полиграфического воспроизведения.
- Все иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы внутри текстов в обязательном порядке озаглавливаются и нумеруются. В конце текста с материалом дается перечень илл.
- Подрисуночные подписи даются в конце статьи, с указанием номера иллюстрации, фото или таблицы.
- Наличие подрисуночных подписей — обязательно.
Перед закачкой файлов ознакомиться ТЗ № 14 «Соблюдай стандарт» ТЗ № 15 » Требования к авторам»
|