Приложение к ТЗ

Перейти к портфолио предыдущего издательства 1 Перейти к портфолио следующего издательства
Часть 1 Полундра и школа
Часть 2 Ритуля и ее принципы
Часть 4 Легенда о Титанике
Часть 5 Эксперименты Ритули
Часть 6 Споры об истории (третье заседание)
Вступительное слово
Есть романы о генетиках, о летчиках, о врачах — но почему-то сейчас почти не пишут книги о школе. Мне довелось разговаривать с создателями сериала «Кадетство». На вопрос, почему так скудно показываются уроки, нет глубоких разговоров, и их заботы ребят сводятся к «фотикам», мобильникам, кто на кого и как посмотрел — авторы сериала вздохнули: «Потому что нет людей, которые способны написать классные школьные диалоги».
Так вот, мы с вами — люди школы. Давайте расскажем о ней со страниц повести так, чтобы читателю было интересно.
Таким значком помечены особо важные задания.
Литераторы. Сочините афоризмы, окрылите фразы для вставки в повесть и покажите места, куда они могут встать (не менее 2–3)
Музей артефактов Картографы Архитекторы Аппликация Художники-мультипликаторы Клипмейкеры Аудио-театр ВИА Изобретатели Младшие научные сотрудники Историки Бодиарт Морозко Литераторы Фотографы Своя тема ИТАР-тасс
Гильдия «Визуализаторы» Гильдия «Кадр и звук» Научная гильдия Арт-Гильдия Гильдия «Воля» НАШпресс
Часть 1. «Полундра» и школа
Жизнь главного героя повести, Круглова Николая Николаевича, состоит не только из расследования истории мятежного печатника, изучения шрифтов и разгадки тайны личности Медиума. Круглов — редактор школьной газеты. Он работает в учебном заведении. И эта деятельность отнимает у него большую часть времени. Несправедливо оставить читателя в неведении о буднях Круглова, а потому все эти жизненные обстоятельства необходимо врастить в художественный текст, дабы сделать образ главного героя более насыщенным и реалистичным, вовлеченным в социальные условности.
Итак, редакция и школа теперь появляются в повести с первой главы. Наша задача — встроить в уже написанную главу 1 новые эпизоды, да так, чтобы шов остался незаметным.

Таким шрифтом — неточные слова (заменить).
< …> так помечаются места для вставки вашего текста.

Эпизод 1
Гл. 1 эп. 1 (1). Слово о Школиздате
Кстати, знакомьтесь: его зовут Господин Главный Редактор, и в данный момент он едет на службу — в школу. И, пожалуйста, не удивляйтесь. Он работает редактором школьной газеты.
Да, именно газеты. Практически в каждой школе сегодня имеется свое средство массовой информации, своя пятая власть, способная влиять на бытие школы так же, как влияет на жизнь общества большая пресса. Знаете ли вы что такое Школиздат? Неужели < …>
См. задание к этому эпизоду
Эпизод 2
Гл. 1 эп. 2 (1). Школа как океан
Николай Николаевич нырнул в вестибюль, и океан школы обволок его собою, точно толстым слоем воды.
Плечо друга. Полина Левицкая, #85, МоскваЗдесь по-другому дышится: у всех, кто задерживается в школе надолго (не на шесть уроков, а на годы), как будто вырастают специальные жабры < …>
Здесь другие звуки < …> словно усиленные крашеными стенами похожих на подводные гроты и пещеры коридоров.
Под ногами снуют шустрые мальки из началки, со скоростью акул средней зубастости ловко маневрируют шестикляки. < …>

См. задание к этому эпизоду


Гл. 1 эп. 2 (2). Титаник идет по коридору
– Атас, Титаник! — разлетелось по сторонам.
Мальчишки вскочили с подоконника и вытянулись, приветствуя завуча школы Веру Кирилловну Пароходову.
Один зазевался, Вера Кирилловна остановилась напротив < …>
— Приветствую тебя, друг моей слезы Левашов.
Здравствуйте, Вера Кирилловна!
— Чем ты так занят?
— Я хокку сочиняю. Для «Полундры». Из школьной жизни.
— Да что ты? И много насочинял?
— Пока одно, — Костя выпрямился и продекламировал, растягивая нараспев как заправский поэт:

< …> См. задание к этому эпизоду

Эпизод 3
Гл. 1 эп. (1). Досье газеты «Полундра»
Вот тут, на столе, недалеко от двери, обычно лежит пара записок «сделать-сверстать-распечатать-отсканировать»: память Главного Редактора не то чтобы дырявая, а, скорее, избирательная. Потому что он всегда сосредоточен на важных делах.
А важных дел у него — полным-полно.
Школьная газета «Полундра» выходит два раза в месяц, издается группой школьников 13–16 лет, содержит новости из разных классов, рисунки, стихи, и другие проявления свободного творчества. Подбор материалов, их расположение, печатание — все это решается сообща, но кое-когда и единолично, для этого нужно < …>
При газете имеется маленькая типография, которая выполняет «небольшие» «госзаказы»: печатает объявления, программки праздников, сборники для экзаменов, методички.
И это не считая самой газеты, к которой пристегнуты несколько солидных приложений. Во-первых, это альманах «Стихи и прозы», где можно найти
< …>, во-вторых, < …> а также < …> и < …>.

Что же представляет собой школьная народная газета Полундра? < …>
См. задание к этому эпизоду
Гл. 1 эп. 3 (2). Акции и другое
А еще наша школьная редакция — истинный форпост своей территории. Минимум раз в месяц — < …> акции. Вы не знаете, что такое акция? Объясняем. Это когда < …>
< …>
И загремела по школе супер-акция «День борьбы с духовной нищетой». < …>
См. задание к этому эпизоду
Гл. 1 эп. 3 (3). Редакционный флагшток
В общем, дел  невпроворот. Главные отражатели забот (дать бы морское название) — стенд и стол с записками, с которых начинают свой выход на палубу Школиздата дети Полундры. Это почти ритуал (а может быть, даже акция, только не запланированная, а действующая, как это говорится, по умолчанию): «полундрист» входит в редакционный «кубрик», молча, без чьей-то наводки, отрывает «свою» записку и идет к рабочему месту. Как он узнает, что записка именно для него? Все просто: < …>

Записки бывают трех цветов: желтого, зеленого и красного, — каждый символизирует свою температуру срочности.
Еще есть черная метка, < …>

Если записки накопились — в редакции аврал и редакционный флаг поворачивают стороной «Полундра»», если записок мало — флагшток показывает: «Бриз» (но таких случаев что-то не припоминается).
Если < …> См. задание к этому эпизоду

Но утром того необычного дня на «записочном» столе почему-то не было ни одной записки, а флагшток < …>

Эпизод 5
Гл. 1 эп. 5 (1). Вова просит тетрадку
Не откладывая дело в долгий ящик, он придвинулся ближе к монитору и набрал в поисковике «29 генваря». Экранчик подмигнул и вывел сайт одноименного кафе. «Не то», — подумал наш герой и повторил запрос. Результат тот же. В первой строке поиска стояло все то же кафе, только добавился адрес: ул. Юрия Волшебкина, 15.
— Можно? — спросила лохматая голова, просунувшаяся в дверной проем.
— Что, Вова?
— У вас случайно тетрадочки не найдется? У нас контрольная, а за листочек «минус балл». Я и так больше, чем на «трояк» не способен!
– Я так не думаю. Способности — <сочините афоризм про способности > отозвался Круглов — В клетку? В линейку?
– В клеточку…
В многочисленных ящиках давно списанного, но нашедшего приют в редакции офисного шкафа с незакрывающимися дверцами можно было найти все: тетрадки, ручки, карандаши, линейки, учебники, справочники, словари, скрепки, дырокол и даже ручку-вставочку, какими писали еще в середине прошлого века. Что-то «забывали» дети, что-то регулярно покупал Круглов сам (не мог же он подвести своих воспитанников!)
<… > См. задание к этому эпизоду
Начинался обычный школьный день.

1 (1). Слово о Школиздате
Литераторы
Тема фрагмента — слово о Школиздате. Закончите словами «Таков и наш герой».

Гл. 1 эп. 2 (1). Школа как океан
Опишите школу как морскую стихию.

Фотографы
Коллажи: пусть школьный интерьер преломляется в водном ареале.

Гл. 1 эп. 2 (2). Титаник идет по коридору
Придумайте микро-событие, последние слова которого «И все покатились со смеху, кроме Титаника и Левашова». Создайте эпизод с Левашовым. Кроме основного действия (Левашов и ВК), включите еще и фоновое.
Все месте — динамика, движущаяся картинка, быстрая смена кадров, энергия школьной перемены.

Также у вас есть прекрасная возможность вкропить в повествование «Легенду о Титанике»


Фотографы
Пустой класс и еле считываемая каша из ног в проеме двери. А может, много рук и кричащих лиц. Можно сделать небольшую символическую раскадровку: ноги близко и ног много — ноги удаляются, ног почти не видно. Или ту же историю с одной бегущей фигурой одурманенного свободой пацаненка. Коллажи, разные техники.

Гл. 1 эп. 3 (1). Досье газеты «Полундра»
Напишите художественным языком досье на  школьную газету «Полундра». Сейчас перед вами — «общее» и отчасти безликое описание. Сочините такую газету, которая будет по сердцу вам и читателю.

Фотографы
Создайте цикл «Полундра»

Гл. 1 эп. 3 (2). Акции и другое
Редакторы, литераторы
С вас — смешной рассказ о супер-акции «День борьбы с духовной нищетой» (можно заменить на другую) с событиями, с живыми колоритными участниками, с приемами и методами борьбы. И с соотвествующей лексикой
Можете воспользоваться справкой Осмешните мысль про отчеты. Придумайте афоризм на эту тему.
Создайте оригинальное объяснение, что такое «акция».
Можете воспользоваться акциями газеты «Контакт» (#134)

Гл. 1 эп. 3 (3). Редакционный флагшток
Оживите» флагшток План-рубрикатори сделайте его полноценным участником редакционной жизни. Закончите словами: «Заправляя шарф в рукав, он замер: посередине комнаты, прямо на полу, лежал внушительный почтовый конверт».
В дальнейшем повествовании упоминайте флагшток и его сигналы.

Показать флагшток в разных состояниях.


Гл. 1 эп. 5 (1). Вова просит тетрадку
Литераторам
Дайте шкафу имя, которым называют его в редакции (только не Грот Горгоны).

Придумайте еще один-два микро-эпизодов, закончите его словами словами «Начинался обычный школьный день».

Фотографам
Цикл «Головы в двери».

Вернуться к оглавлению

Задание 3. {#11/4/3113}

Часть 2. Ритуля и ее принципы
Глаз. Карина Манкевич, #1187, Калининград

Эта глава займет место между 2 и 3 главами, ориентировочно обозначим ее как 2 а. Здесь мы попробуем показать события 1 главы глазами Ритули, которая видит то, что происходит в первой главе, но рассказ об этом появляется только после второй главы. Это очень интересная творческая задача: показать те же самые события, но иначе, с другими акцентами и нюансами. Например, в 1 главе мы так и не узнали, куда делся Главный редактор. Только в 3-ей главе мы прочли, что он встретил Леху дома (кстати, авторы 3-ей главы критиковали Круглова за такой непедагогический поступок). У вас есть возможность придумать, что произошло между 1 и 3 главой, пока Леха был в печатне.

Таким шрифтом — неточные слова (заменить).
< …> так помечаются места для вставки вашего текста.


Эпизод 1
Гл. 2а эп. 1 (1). У Ритули были принципы
Остренький носик Ритконосика как будто специально предназначен для того, чтобы всюду влезать. К чести девчонки, полученные сведения никогда не выносились на люди. Ритуля придерживалась правила: всякий человек имеет право на свою тайну. И если она, Маргарита Носова, эту тайну разгадала, это вовсе не означает, что все должны о ней узнать
<… >.
Соединить природное любопытство и личные убеждения не каждому под силу, но Ритке это удавалось.
Она на собственном опыте знала, каково это, когда твоя тайна становится предметом обсуждения. Однажды ее личный дневник, который Рита вела с пятого класса, попал в руки одноклассниц. Никаких особых тайн там не было: любовь еще не поразила девчонку в самое сердце, врагов тоже как-то не завелось, и с учителями обходилось, тем более, что училась она как дышала: легко и естественно. Так что шанса вычитать криминал не было: лишь первые корявые стихи да охи по поводу математики (математика была ее страстью). Но сам факт обнародования секрета теми, кого Рита считала подружками, перешептывания и хихиканья (большей частью по поводу якобы орфографических ошибок) так потряс девчонку, что родителям пришлось перевести ее в другую школу. С тех пор Рита не вела дневников и держала все в памяти, которая от постоянной тренировки стала цепкой и острой. В случае крайней необходимости записи велись шифром, ею же и придуманным.
< …>
Гл. 2а эп. 1 (2). Ритуля развивает в себе наблюдательность
Ритуля давно убедилась в неэффективности прямых вопросов. Если человек не хочет рассказывать, то и не расскажет, разве что под пытками. Будет выкручиваться, отмалчиваться, только больше запутает.
Более качественные результаты давало наблюдение. Поэтому она изо всех сил развивала в себе наблюдательность. И уже достигла определенной ступени мастерства.
Вот и сейчас она получила первое подтверждение своим неясным пока предположениям: у НикНика что-то произошло.
Теперь предстоял
следуюший шаг: < …>
Гл. 2а эп. 1 (3). Про письмо счастья
Ритуля внимательно оглядела кабинет и приметила на столе возле компьютера знакомый конверт из плотной желтой бумаги.
Письмо! И, видно, что длинное: вон конверт какой пухлый! Когда люди пишут длинные письма? Недавно ее горемычная сестра получила «письмо счастья». И чуть не вывихнула себе руку, а заодно, по наблюдениям Риты, и мозг, — размножая экземпляры «счастливых писем», ибо по условиям этого общественного договора, улыбка фортуны (и 100.000 рублей в придачу) были гарантированы тому, кто собственноручно перепишет и отправит копии письма своим примерно двадцати знакомым, которым желает хорошего в моральном и материальном смысле слова.

В конце приводилась лента адресов, по которым простым почтовым переводом надлежало отослать по 10 рублей, и, исключив первого осчастливленного, занести себя в список.
Ровно через 100 дней ты получишь свои сто тысяч, а заодно и положенный кусман счастья.
В доказательство приводились простые расчеты, по которым «легко становится ясно, что здесь работает метод геометрической прогрессии». Ритуля, которая имела по математике заслуженную пятерку с жирным плюсом, покрутила пальцем у виска и прямо в присутствии сестры села и, как заправский аудитор, провела ревизию, < …>
См. задание к этому эпизоду
Конверт с клонами выглядел примерно также, как и тот, который лежал сейчас на столе Главного редактора.
Но не в том характере НикНик, чтобы устраивать такую подлянку друзьям. То есть — версия не катит.

Еще раз. Когда люди пишут длинные письма? «При расставании!» — осенило Ритулю. И в голове кристаллизовалась картинка: Круглов влюблен в прекрасную деву, но, видно, есть какие-то загадочные обстоятельства, препятствующие этой любви.
Увы — принципы не позволяли Ритули вмешиваться в частные дела взрослого человека, который, напомним, всегда имеет право на собственную тайну, поэтому Рита сразу дала себе слово — как только станет ясно, что прекрасная дева — не мираж, и не плод ее фантазий, дело сразу будет закрыто за отсутствием состава преступления.
< …>
Рядом с конвертом — тетрадный листок, изрисованный витиеватыми загогулинами, какие Круглов живописует в минуты концептуальной задумчивости. Причем загогулины ясно сложились в слова: «Ему угрожает опасность».
Эти загогулины, извещающие про опасность, ее и обнадежили < …>
См. задание к этому эпизоду

Эпизод 2
Гл. 2а эп. 2 (1). Ритуля готовится к операции
Рита еще внимательнее осмотрела все вокруг. Ага, новый стикер! Что на нем? «Волшебкина, 15». Адрес! Ну и дурацкое название. Неужели бывают такие улицы и такие фамилии? Может, там <… >

Гл. 2а эп. 2 (2). Улица Волшебкина встречает Ритулю
Как только занятия окончились, наша сыщица, вооружившись биноклем и <…> понеслась на улицу Волшебкина. Сначала она немного поплутала в переулках и тупиках старого района города, где улочки изгибались так часто и круто, что казалось: завернув за угол, увидишь собственную спину.
Но все же табличка с надписью «Ул. Ю. Волшебкина» обнаружилась на одном из углов. < …>
Она пошла по мостовой, вглядываясь в вывески и номера домов. Из сизой дымки как-то неожиданно выплыла надпись: «29 генваря». «Что за прикол? Календарь какой-то…» — подумала Ритуля и осторожно ступила поближе.
«Кафе», — обреченно вздохнула она.

Это только подтвердило догадку: где, как не в кафе, встречаться немолодым влюбленным? Именно здесь, где шанс стать замеченными минимален. Это кафе было самым подходящим местом для свидания.
Вот только время… Сколько же придется ждать? Впрочем, ей есть чем заняться: надо зайти, оглядеться, выбрать самое неприметное место, откуда будет все видно, а сама она останется в тени.
Ритуля пошарила в кармане. Не густо, но пирожное хватит.



Она же не есть идет. Главное — наблюдательный пункт.
«Странное какое название — „генваря”. На „января” похоже. Двадцать девятое января. Что за день такой особенный? Может, это знаменательная дата? Знакомства, например. Нет, кафе же хозяин называл, а не Николай Николаевич. А может, тут двадцать девять раз позвонить надо? Или постучать?» — наша шпионка подошла к двери.

Гл. 2а эп. 2  (3). Первая попытка. Диалог Ритули с Голосом
— Здравствуйте, юная леди! — донеслось откуда-то.
— Здравствуйте, — машинально ответила Ритуля, не  успев удивиться.
— Где же ваша собака? — спросил загадочный Голос.
— Собака? — удивилась странному вопросу девочка. — А зачем вам собака? — ответила Рита вопросом на вопрос.
— Дело в том, девочка, что это кафе только для тех, кто привел с собой собаку.
Бордовые шторы, чуть пропускавшие свет из окон дома, качнулись, как бы сочувствуя. Рита постояла на пороге еще немного, но у дверей никто больше не появлялся. «Вот тебе и Волшебкин», — подумала она. — Обломкин, скорее.
Бредя через проходной двор, расстроенная Ритуля размышляла о том, как трудно вести расследование, какие непредвиденные препятствия могут вырастать на пути. Она вспомнила слова Амундсена, которые любила цитировать географичка Анжела Вячеславовна: «Приключение — это просто плохая подготовка к исследованию». Разве можно все предвидеть?! Кто же мог догадаться, что в этом кафе такие дурацкие правила?
Тут Рита остановилась и сделала себе строгое замечание. По меньшей мере, у каждого нормального сыщика должны быть в арсенале домашние заготовки на случай непредвиденных обстоятельств. Она прокручивала в голове: как надо было отреагировать, чтобы не попасть впросак.

Общее задание на все эпизоды


Какие бы события вы не сочинили, главная тема: Ритуля и ее принципы

Гл. 2а эп. 1(1). У Ритули были принципы

Литераторы Младшие научные сотрудники
Создайте легенду Ритули.
Расскажите про ее Кодекс чести и принципы.
Все, что интересовало Риту по жизни, она направила на достижение своей цели: стать сыщицей. Закончите фразой:
«В случае крайней необходимости записи велись шифром, ею же и придуманным».
Придумайте шифр.

Иллюстраторы
«Записи велись шифром, ею же и придуманным».
Придумайте и изобразите шифр.

Гл. 2а эп. 1 (3). Про письмо счастья

Литераторы Младшие научные сотрудники
Перепроверьте и уточните формулу письма счастья, так, чтобы она включала неоспоримые математические расчеты, а потом разбейте эту формулу, исходя из здравого смысла.


Гл. 2а эп.
2 (1). Ритуля готовится к операции

Литераторы Младшие научные сотрудники
Подготовьте Ритулю к походу. Например, пусть поменяет берет, наденет очки (без диоптрий), возьмет с собой газету, за которой всегда можно спрятаться.

Гл. 2а эп. 2 (2). Улица Волшебкина встречает Ритулю


1. Пусть улица встретит Ритулю. Посмотрите, как  она (улица) встретила Главного редакторав 1 главе. Не забывайте — действие происходит в этот же момент (только про визит Круглова мы узнали в 1 главе, а про Ритулин — лишь сейчас).
2. Сделайте так, чтобы Ритуля имела минимум три версии.


Гл. 2а эп. 2 (3). Первая попытка. Диалог Ритули с Голосом
Диалог Ритули с Голосом. Пусть Ритуля проявит максимум сноровки сыщика, пусть невидимка это оценит, пусть Ритуля обязательно выведает у него что-то неизвестное, а читатель поймет: перед нами новый тип поведения.
Основной тезис: Ритуля должна вести себя совсем не так, как ведут себя в кафе наши герои.


Гл. 2а эп. 2 (4). Вторая попытка

Литераторы
Как известно, трехцветная кошка — это «висяк» нашего проекта. Никто еще не смог ее пристроить в повесть иначе, чем она торпедирует собак, сидит на крыльце и фланирует на фоне кафе. Может, у вас получится?

Впишите в эпизод интерьер коридора.

Младшие научные сотрудники
Пусть Рита проведет следственные действия. Представьте себе логику сыщика, введите фрагменты, когда Рита обнаруживает ее.
Придумайте хотя бы одно действие, которое покажет читателю — наша девочка очень даже смышленная.

Гл. 2а эп. 3 (1). Слежка


1. Пусть ее спрячет улица.
2. Или воспользуйтесь заготовками для эпизода 3а, эп 2 (1). «Ритуля готовится к операции» (пусть спрячется за газетой).
3. Не забудьте про Общее задание





Это видел Главный редактор в 1 главе, пока Ритуля сидела в засаде. А что видела она? Как приняла ее улица? Были ли на ней имератор и подданные, либо нарисовалась другая картина. Закончить словами:
Ритуля поймала себя на мысли, что эта улица (продолжение — ваше)

Гл. 2а эп. 3 (2). Ритуля видит, как Круглов кому-то звонит

Перепишите этот эпизод глазами Ритули.

Гл. 2а эп. (3). Появляется Леха

Лекционно-оздоровительная вставка «Одни и те же события глазами разных людей»
Этот прием обладает некой кинемотографичностью. Я вспоминаю один рассказ, прочитанный мной еще в розовом возрасте. Автора не знаю — книжка была без обложки.
Юноша готовится к разрыву со своей девушкой. Он этого не хочет, но делает это, потому что знает, что она его разлюбила, и что он ее только раздражает своей неуклюжестью. Каждое ее слово направлено против него, и хотя она старается быть с ним вежливой, все равно выходит натянуто и противно. Вчера он что-то спросил, а вместо ответа она с издевкой предложила ему компот, чтобы отвести разговор в сторону…
Вчера она сама позвала его гулять, — а на самом деле только и ждала, как он откажется. Это было видно по тому, как она говорила, как смотрела в окно. Последнее время она только и делает, что смотрит в окно, а еще — спешно закрывает какие-то записи при его появлении, а еще…

И вот молодой человек, практически дошедший до состояния невроза, находит на чердаке старую гривну. Если ее надеть, начинаешь слышать мысли окружающих людей.
С гривной на голове он выходит на террасу, где девушка сидит и читает книгу. Сейчас он скажет ей: «Прощай»
Она поднимает глаза. Он слышит ее мысли: «Милый. Хороший мой. Любимый».
Юноша узнает, что компот она варила специально для него, из фруктов его сада, что вчера она очень хотела пойти с ним погулять, и что ее тревоги связаны не с тем, что она его разлюбила. Она его любит всем сердцем. А все его мрачные подозрения — не более чем «накрутки» вокруг реальности.

Помню свое ощущение от этого рассказа: в первой части у меня была абсолютная уверенность, что все, что описывается глазами юноши, все многочисленные примеры, подтверждающие охлаждение девушки — это данность.

Эпизод 3
Гл. 2а эп. (1). Слежка
Тут в глубине улицы Носова заметила знакомый силуэт — «НикНик!» — и наклонившись, она стала завязывать шнурок на ботинке.
Поскольку действие возвращает читателя к событиям в 1-ой главе, перепишите эпизод 3 главы 1 глазами Ритули.

Круглов вошел в кафе, и Ритуля вытянула шею от любопытства: пропустят-не пропустят?
Ритуля — шпионка. Автор: Александр Петров  / #386
Главный редактор вышел через минуту.
— Однако и вас не пустили, — злорадно подумала девочка. — Значит, на улице встречаться будете. Мне даже лучше!
Гл. 2а эп. 3 (2). Ритуля видит, как Круглов кому-то звонит
Главный редактор достал телефон и стал поспешно набивать номер, несколько раз сбросил, видимо, от волнения попадал не туда.
«Ага, кто-то, значит, уже там, а его не пускают без собаки. Сейчас его визави выйдет», — сообразила Ритуля, увидев, что Круглов кому-то звонит.
Гл. 2а эп. (3). Появляется Леха
А кто мне запрещал подглядывать?. Ольга Дунаева, #55, Самара
«Может, Леха что-то туда передать должен? Или? — Ритуля всеми фибрами души желала, чтобы ее версия о Прекрасной даме лопнула, пусть даже выяснятся какие-нибудь ужасные обстоятельства, лишь бы она, Рита Носова, не должна была прерывать свое расследование. Но все же, в разработке пока была именно Прекрасная дама. Воображение нарисовало картину: знойная красавица предпочла любимому Круглову какого-нибудь Олигарха Аллигаторовича, и теперь боится встретиться с НикНиком. Поэтому тот через Леху передает ей реликвии: записки, высушенную в книге розу, стопочку писем, перевязанных розовой атласной ленточкой…

Она даже мысленно помолилась «Пусть у них  все будет хорошо, а на мою долю перепадет мафия, которую нужно обезвредить»
Но события развивались совсем не по плану.
<…>
Вернуться к оглавлению

Задание 4. {#11/4/3114}

Часть 4. Легенда о Титанике
Сначала следует перечитать главы 1 -7.

Таким шрифтом — неточные слова (заменить).
< …> так помечаются места для вставки вашего текста.

Гл. 7а эп. 2 (4). Никита в засаде
Чайник стоял на подоконнике, а Никита слонялся по лестнице, обдумывая <…>

— Ну че там так долго делать? — от досады Никита пнул валяющийся у батареи скомканный лист бумаги. — О, да это же наша газета! Какой гад, интересно, ее выкинул?

Номер был аж прошлогодний. От нечего делать Никита развернул страницу и начал читать:

Что делать, если постоянно хочется кого-нибудь пнуть? *
Если ты все-таки находишь в себе силы противостоять этому желанию, это здорово! И ценно то, что ты честно в этом признаешься и хочешь в себе это изменить. Действительно, желание «пнуть» — не очень одобряется обществом. Правда, с точки зрения психологии, его можно объяснить, если попытаться понять, что же на самом деле чувствует его обладатель. Дело в том, что у человека, которому хорошо, нет желания сделать больно тому, кто находится рядом. А раз тебе хочется «кого-нибудь пнуть», значит, тебе самому плохо и таким способом ты неосознанно просишь о помощи.

К сожалению, люди очень редко так глубоко задумываются над происходящим, поэтому это объяснение может и не помочь тебе в восстановлении нормальных отношений. Попробуй поискать другие, более приемлемые способы взаимодействия с людьми. Всем будет гораздо лучше, если энергия пойдет на что-то более позитивное. А если это желание все-таки будет снова пытаться заявить о себе, стоит «покопаться» в его корнях, иначе от него не избавиться. Приходи, может быть, мы сможем тебе помочь.

Как наладить отношения с учителями?
Для каждого конкретного случая может быть свой «рецепт», но в общем можно сказать следующее: в первую очередь попробовать представить, что учитель тоже человек:) (возможно, для некоторых ребят это будет непросто:)) и что у учителя бывают сложности, неприятности и плохое настроение, а еще ему бывает очень трудно заинтересовать и научить своему предмету людей, которые не всегда этого хотят так же сильно, как и он:)

— Наша Титаник — человек? Ха! Да она железная, — прокомментировал последний абзац Никита. Но комкать газету и пинать ее вниз по лестнице ему почему-то расхотелось. Захотелось — к немалому его удивлению — сесть и спокойно подумать. Тем более, что времени, судя по всему, у него было предостаточно.

______________________
* Журнал «Голос» № 1-2007
Никита осторожно просунул голову в приоткрытую дверь:
— Ушла?
— Ник, просачивайся уже скорее. Чаю ужас как хочется!
— Что так долго? Она тут что, нотации вам читала? — поинтересовался Никита.
— Да нет, Никитос, — похлопал «младшего матроса» по плечу Вадик. — она ничего, Пароходова —она все-таки Человекова!

И с этого дня Титаника-Пароходову в Полундре стали именовать Человековой.


Гл. 7а эп. 2 (4). Никита в засаде

Никита читает газету. Ваш задача — сделать перебивки: фрагмент из газеты — мысли Никиты. Эпизод должен стать смешным

У нас в повести много мест, где описывается, как герои входят в разные помещения. При этом используются одни и те же обороты вроде таких: «дверь распахнулась и пороге появились», «просунул голову в дверь». Сделайте так, чтобы в приведенном тексте их не было.

Вернуться к оглавлению

Задание 3. {#11/4/3113}

Часть 5. Эксперменты Ритули
Итак, Рита должна постоянно появляться на страницах в самых неожиданных местах: наблюдать, делать какие-то выводы (верные и неверные), помогать главным героям или, наоборот, мешать. Роль Ритули в повести — нагнетать интригу. Здесь собраны уже написанные участниками эпизоды и теперь их нужно вписать в повесть. По большому счету, она очень талантливая девочка (и с принципами). Учитывая нашу цель (показать в повести школу в ее противоречии и развитии и в масштабе) — мы должны создать цельный характер от природы одаренной и неординарной девчонки.
Пользуйтесь общим сюжетным планом всех опубликованных глав.
Заседание редакции заканчивается, Леха на него так и не пришел, но он вот-вот должен явиться, дабы рассказать о новых приключениях в кафе, откуда он только что выбыл (см. гл. 6).
Перед работой над этой части лекции следует прочесть главы 1 — 7 КП и Часть 4 этой лекции.
Эпизод 1. Ритуля нюхом чует, что близка к какой-то разгадке
С яростным нетерпением фаната Ритуля ждала появления Лехи, всячески оттягивая момент <…> .
Чтобы занять себя полезным делом, она вызвалась <…> после чаепития.
— Вот всегда так. Побросают все где попало и скорее по своим «неотложным делам». А некоторые особо талантливые (Ритуля поджала губы) тоже не перетруждаются. Чай пить все хотят, а посуду помыть некому. Даже кружки почернели от возмущения (Ритуля…).
<…>
— Приветики! — Леха, распрощавшись с сотоварищами, наконец нарисовался на палубе. <…> — Думал, совсем никого не застану, а вон как повезло: почти сразу всех увидел. (Ритуля…)
— Привет, Леш, — грязная посуда мгновенно перестала занимать ее внимание. — Что это вид у тебя какой-то замотанный?
<…>
Леха и не думал вступать в дискуссии с этой деловой колбасой, всюду сующей свой длинный нос, и пропустил ее вопрос мимо ушей.
<…> Лишь бы скорей отчалила.
— Нам контрольную по физике обещали. Теперь точно устроят, — сказал Леха, обращаясь к Круглову.
— Никак, ты формулы учил? — с готовностью отозвалась Ритуля.
но Леха опять сделал вид, что не услышал ее.
— Правильно, <…> — поддержал Риту Круглов. — <…> учил.
— Ага, учил. И все забыл, — Леха взял с полки чистую кружку и пошел к столу наливать чай. Ритуля мгновенно выросла перед ним с <…>
— А что так?
— Не до формул мне. — Обойдя ее без промедления, сообщил Леха. -Голова совсем другим занята. <…>
— Ах ты, бедненький! Чем же так может быть занята голова, что в ней для учебы места нет? — сочувственно спросила Ритуля.
Она нюхом чуяла, что вот-вот <…>

Подув на горячий чай, Леха присел на подоконник.
— Ну, понимаешь, — начал он медленно, — тут такое дело… Ты никому не разболтаешь? — Ритуля вся превратилась в слух, боясь пропустить хоть одно слово.
— Я — могила! — <…>
— А ты точно меня не выдашь?
— Я что, похожа на Павлика Морозова?
— Поклянись!
— Чем?
— Ну не знаю. Поклянись своей красотой.
< здесь нужно «дожать» эпизод до обманки. Леха говорит одно, Ритуля думает, что он говорит про другое>
— Красотой? — обалдела Ритуля.
— Ну да.
— Моей?
— Не моей же.
— Ладно. Клянусь.
— Ну нет, так меня не устраивает. Нужен ритуал.
<….>


— Вот мы азбуку для Спецвыпуска задумали. А ведь на Портале школьной прессы других интересных проектов полно. Например, повесть коллективную пишут.
— Да ну? — разочарованию девчонки не было предела, но <…> — Во здорово! И много написали? А что там еще есть?
— Да почти заканчивают. Главы четыре осталось, — прихлебывая чай, ответил Леха. — Ручка есть? Пиши: http://www.portal.lgo.ru/
— Ой, Леша. Я давно этим интересуюсь, но <…>, не мог бы ты стать моим наставником?
<…>
Эпизод 2. Носова прогнозирует развитие событий
Следить за коридором и одновременно вести беседу было делом привычным. Навыки разведчика Ритуля развивала в себе постоянно. Она давно научилась делать несколько дел сразу. Например, сидя над домашним заданием, слушала музыку, отправляла эсэмэски и одновременно наблюдала, что происходит на детской площадке во дворе. Потом она  по памяти записывала особыми знаками, понятными только ей одной, все увиденное и услышанное. Более того: тренируя логику и интуицию, она пыталась прогнозировать развитие событий. И угадывала в трех случаях из десяти. Это только пока. То ли еще будет! <…>
Взгляд через два объектива. Аня Евтушенко, # 121, НовосибирскЭпизод 3. Поймать кадр всегда непросто
Возможно, именно страстью «всегда быть в курсе» и повышенной наблюдательностью объяснялось то, что в редколлегии «Полундры» Рита по праву слыла лучшим фотографом. Поймать интересный кадр всегда непросто. Обычно, заметив фотоаппарат, человеческие существа становятся полумертвыми статуями с застывшими лицами. А шустрая Ритуля всегда успевала щелкнуть объект до того, как была им замечена. Поэтому ее фотографии получались живыми. Кроме того, она использовала фотоаппарат как наблюдательную камеру и подзорную трубу одновременно. «Приблизив» объект к себе Рита примечала детали, и если возникла необходимость, фиксировала их снимком. А если необходимости не было, то просто внимательно разглядывала. И вот <…>
Эпизод 4. Рита «на хвосте»
У Риты было правило: если
Эпизод 5. Следственный эксперимент
<…>


Гл. 7б эп. 2. Ритуля прогнозирует развитие событий

Младшие научные сотрудники
Придумки Ритули не менее значительны, чем изобретения Пусякина. В своей области ей нет равных. Изобретите изобретения Ритули. Придумайте, что еще тренирует в себе Рита и главное - как именно она это делает.
Напишите ей «легенду» и собственную историю, найдите примечательные (внешние и не только) детали, которыми она выделяется из всех. Изобретите ее хитрости и способы «шифровки».

Важно, что никто из «наших» даже не подозревает, что она у них «на хвосте».

Гл. 7б эп. 3. Поймать кадр всегда непросто

Младшие научные сотрудники
Соорудить еще несколько ситуаций, которые расскажут о Ритиных способностях.


Гл. 7б эп. 4.
Рита «на хвосте»

Младшие научные сотрудники Проведите следственный эксперимент. Как «проводить» этот эксперимент: Ритуля может положить что-то на видное место и наблюдать со стороны, что произойдет. Либо, наоборот, что-то припрятать. Или придумайте иное. Следственный эксперимент можно заменить чем-то другим, главное — чтобы было острое развитие действия.


Задание 4. {#11/4/3114}


Часть 6. Споры об истории

Таким шрифтом — неточные слова (заменить).
< …> так помечаются места для вставки вашего текста.

Эпизод 1. Заседание третье начинается
— Итак, приступим, помолясь! — Николай Николаевич был в шикарном расположении духа: в кои-то веки удалось собрать практически всю редколлегию. — На повестке дня «Спецвыпуск по Сети».
— А также ближайшая судьба каждого из вас в условиях дефицита времени и упадка сил, — уныло прибавил Вадик, являющий собой противоположное духотоврение.
Упадок сил, по-видимому, наблюдался практически у всех, кроме Главного Редактора. Движение наблюдалось только у доски, где Вовка пытался стереть какую-то надпись. Тряпку он не нашел, поэтому в ход пошли рукава свитера. Через пару минут Вовик смахивал на большой пельмень.
— Ты бы лучше сразу штанами доску вытер, — снятым голосом подсказал ему Вадик. — Руки бы чистыми остались.

Эпизод 3. «Вынос мозга» начинается

Лена пьет чайВадим подошел к флипчарту, повертел в руках маркер и большими буквами изобразил на листе: «Полундра».
Каждое заседание редколлегии начиналось с записи на доске этого великого слова, которое когда-то, в незапамятные времена, может и означало «внимание, сверху что-то падает», а в современной интерпретации давно получило новое смысловое наполнение: «Включай борзометр и думай». (Борзометр — это реальносуществующий пусякинский аппарат, измеряющий уровень внутреннего самоконтроля <…>).

— По местам стоять, со швартовов сниматься. Начинаем вынос мозга. Николай Николаевич, прошу на капитанский мостик, — Вадик широким жестом показал путь, по которому предлагалось пройти Главному Редактору.
Круглов действительно сегодня должен был стать капитаном: слишком уж трудная задача стояла перед ребятами — создать интересный выпуск по неинтересной теме.
— Так. Прежде, чем мы окончательно распределим задания по выбранной эпохе, нам нужно немного вникнуть в суть дела, в суть петровской реформы шрифта, — Николай Николаевич обвел взглядом всех членов редколлегии. — С чего начнем? Какие будут предложения?
— А кому она вообще нужна была, эта реформа? — ответил вопросом на вопрос Вовка, вытряхивая мел из карманов.
«И оно того стоило?» — синхронно изобразил на листе Вадик, упрощавший все фразы, какие только могли подвергнуться упрощению.
Эпизод 4. Постановка вопроса
— Хороший вопрос. Так стоило или нет? Вот об этом и поговорим. — Николай Николаевич потер руки, извлек из кармана расчесочку, чуть подправил усы, как делал всегда, когда предстоял серьезный разговор. — Что мы имеем? В 1689 году семнадцатилетний (внимание на возраст) Петр I провозглашен единоличным царем и  правителем России. Какой шрифт тогда существовал?
— Шрифт под названием «полуустав». По истории проходили.
— Правильно, Даниил. Полуустав — единственный вид кириллического наборного шрифта, которым печатали и церковные книги, и светскую литературу, и учебники, и буквари. Скажите, кто из вас когда-нибудь видел старые грамоты?
— А почему полуустав? Был еще устав? — Никита, похоже, начинал запутываться.
— Был. Устав — это древнейшая форма кириллицы, там другие пропорции букв и текст на слова не делится; сплошняком все пишется, — отчеканила Ритуля.
Пауза. Все обернулись к Носовой. Это было что-то новенькое в ее репертуаре. То, что Рита была затычкой к каждой бочке, это еще допускалось, но чтобы эта затычка была настолько к месту, случалось нечасто.
— Откуда таковые перпеции? — спросил Вадик.
— Оттуда, — кратко ответила Ритуля.
— И чем эти шрифты наносили? — хлопнул своими большими ресницами Никита.
— Тростью или пером, — ни на минуту не задумавшись, выдала Ритуля.
— Чьим пером?
— Гусиным, лебединым, павлиньим.
— Нифигась, павлиньим пером пописать! — покатился Никита. — Звонарь, представляю тебя с пером. Вот умора.
— А вам никогда в Интернете картинки не попадались со старинными письменами? — улыбнулся Николай Николаевич. Он  очередной раз  был удивлен, услышав голос Риты:
— Я видела, — Рита, хотя специально и не смотрела на Звонарева, краем глаза уловила его поворот в свою сторону. — Я наткнулась на документ из Чудовского монастыря. Буквы слитные, некоторые вообще не разобрать, а слова есть явно сокращенные, и ударения проставлены. Вот, пожалуйста, — И она вытащила из портфеля несколько листков.


Минея-четья Чудовского монастыря, 1600 год
Минея-четья Чудовского монастыря, 1600 год
— Это 1600 год, — со знанием дела сказала она. — А вот вам, для сравнения, — 1686:
«Имя Новое» Кариона Истомина, 1686 год
«Имя Новое» Кариона Истомина, 1686 год
— Слыш, Носова, а что там у тебя за красные кружочки? — пригляделся Вовка. Задавать вопросы было его любимым занятием, и этому не мог помешать даже процесс мело-очищения.

Наконец-то! Один: ноль: Звонарев вместе со всеми уже стоял возле листков, принесенных девушкой. Рита поставила себе мысленный плюсик: она достигла своей первой вспомогательной цели, при этом никто ничего не засек. А первая ее вспомогательная цель была — посадить Звонарева на мушку.
— Ой, Вова. Не обращай внимания. Это я букву «Р» исследую. Николай Николаевич, помните. Вы поручали …
«Молодец, Рита! — наслаждаясь игрой, подумала про себя Ритуля. — Таких великих конспираторов, как ты, еще поискать! Легенда об исследовании букв просто идеальна: вроде и не там роешь, где Звонарев, и подозрений не вызываешь, а звонаревый интерес уже проклюнулся. И не он ли еще вчера тебя открыто игнорировал, может, даже презирал. А на живца попался. Сейчас главное — не спугнуть. Держаться, как китайский мандарин: ни капли страсти на челе. Теперь идем ко второй вспомогательной цели: пусть Звонарев проявит активность».
— «Р» исследуешь? А че в ней исследовать? — прервал Вовка ее внутренний монолог и поплевывал на руки.
Рита мысленно поблагодарила доброго Вовика за своевременный запрос и тут же выдала свою первую заготовку:
— Наша буква «Р» вообще не поменялась! Как писалась, так и пишется.
— Тоже мне открытие! А «К», что ли, поменялась? Или «Н»? — не утихал Вовка, закидывая Риту вопросами и даже не понимая, что вопросы эти были девушке на руку.
— Гляди, Вова. Ножка у «Р» свисает под строкой. Видишь? А вот здесь, Вова, она прямо ногой на строке стоит. А тут вообще как в состоянии левитации, смотри сюда, — выпирает. И вверх, и вниз, — показала она на картинке. — И никаких засечек. А на «к» и на «н» из-за реформы появились засечки. А «Р» осталась остро или круглоголовой.

«Р» с острой и тупой головой
«Р» с острой и тупой головой


Это уже было выше Вовикиных возможностей, и он на время впал в состояние экзистенционального ступора, и замер, упершись взглядом в картинки.

— А че это за звери такие — «засечки»? — не понял Никита.
— Засечки, Вова, это такие тонкие черточки на буквах, — воспитательным голосом пояснила Ритуля. — Считается, что с ними как бы читать легче, — Рита вроде и не выступала против этих засечек, но слово «как бы» на всякий случай интонационно усилила.
— Ну и что? Нам это что-то дает? — Вовка понял, что излишняя любознательность только подчеркнет его невежество, приготовился закончить расспросы и вплотную заняться освобождением свитера от меловой крошки.
— Дает. И дает кое-что очень важное. — Тут Рита сосредоточилась и выдохнула новую порцию своей информации: По одной только «Р» из нового гражданского шрифта можно понять, что делали шрифт дилетанты, совершенно не знакомые с историей русской типографики и каллиграфии.
— Ты же только что, минуту назад, сама сказала, что она не изменилась, Носова, — хмыкнул Вовка, дотирая рукав.
— Ну да. Логика — ее  «сила», — бросил в сторону Леха и собрался выдвинуться к компьютеру, возле которого чистил крылья Вовик.

Ура! Два: ноль. Звонарев прорезался! Вторая вспомогательная цель начала сбываться! .
— Зато аргументы — моя «слабость»! Смотри! — обратилась она к Вовке, но так, чтобы слышал ее в первую очередь Звонарев.

(На открытой странице ее памяти все еще звучало то, что она услышила от Главного редактора около кафе: «Когда Петр решил проводить свою реформу, он не учел, что найдется человек, который …»
Риткина предварительная версия «Человек, который» уже подходила как на дрожжах, и осталось только установить одну малюсенькую подробность. А именно: выяснить истинное отношение НикНика и Звонарева к этой реформе.
Зачем? Затем, что от этого зависело, как они относятся к «человеку, которого не учел Петр», что, в свою очередь, поможет прояснить разгадку тайны.

Младшие научные сотрудники <достроить логические цепочки Ритули>


Но прежде всего Ритуля хотела составить свое собственное впечатление об этой реформе.
С этой целью весь накануне она вечер провела в Интернете. Яндекс вывалил перед ней 22 тысячи ссылок, и, обходя их по очереди, Рита все больше и больше злилась. Все это были вторичные подтанцовки вокруг великой темы.
В ней постоянно звучало:
«Когда Петр решил проводить свою реформу, он не учел, что найдется человек, который …» «Человек, который», увы — не раскапывался.

Что поразило Ритку больше всего — так это бессыдное копирование одних и тех же слов, одних и тех же картинок, и полное отстутствие оригинальной мысли. Одно бесконечное «ура-ура».
Неужели так и не найдется ни одного «но» к этой реформе?
Надо сказать, Ритуля никогда не была апологетом исторических тем, ее больше интересовали фотопроекты и сайты про сыщиков, но тут она завязла.

Нет, Ритка не списывала готовые фразы, как обычно делают это недобросовестные ученицы при написании рефератов, — она впитывала, она пропускала их через себя. Более того, поскольку у нее, как мы знаем, были принципы, Ритуля с большим трудом докопалась где-то на дальней странице до одного-единственного автора, который говорил своим языком, а не пересказывал все что написано везде. И накатала ему запрос и спросила разрешения использовать его материалы. И теперь, представляя уважаемому собранию новеллу о букве Р, она на самом деле излагала статью под названием «Буква Р. Эволюция».
Между тем уважаемое собрание продолжалось.
— Вот первая книга, набранная гражданским шрифтом. Март 1708. «Геометрия славянского землемерия». Откуда взялась это уродливая бескозырка в букве Р, науке не известно. Зато известно, что в том же 1708 году гражданский шрифт был подправлен и бескозырку у «Р» убрали.

«Геометрия славянского землемерия». 
Первая книга, набранная гражданским шрифтом. Март 1708 года
«Геометрия славянского землемерия».
Первая книга, набранная гражданским шрифтом. Март 1708 года

— Носова. Какую бескозырку? — на Вовку было страшно смотреть: мало того, что попытки привести себя в порядок практически ни к чему не привели, так еще эта колбаса задавила его своим интеллектом.
А Рита продолжала:
— Вот, Вова, подправленный гражданский шрифт 1708 года, где  «Р» уже — без бескозырки.

Подправленный гражданский шрифт, 1708 год
Подправленный гражданский шрифт, 1708 год



Вадик, все это время пытающийся вычленить из диалога Ритконосика и Вовки хоть что-то, пригодное для опорного конспекта, не выдержал:
— Как говорит наш больной друг Пусякин, в данный момент жестоко сраженный гриппом, назрел первый коренной вывод. Таким образом… — нажал он на голосовую педаль и выразительно посмотрел на Риту, приглашая ее завершить начатую фразу.
— Таким образом, — подхватила Рита, — даже реформа Петра не стала для буквы «Р» роковой (про «даже реформу» Рита ввернула как бы невзначай, а на самом деле — с умыслом. Сейчас Звонарев сообразит, что она, Рита Носова, из тех, кто, во-первых, кое-что петрит в их вопросе, а во-вторых, и в-главных, и при этом абсолютно ненавязчиво, она  — убежденная и вооруженная аргументами противница реформы. А как только Звонарев поймает эту волну, он себя и обнаружит. Причем Ритуля вовсе не пыталась спровоцировать отрицание самой реформы — она просто хотела знать, как обстоят с ней дела лично у Звонарева.
Рита передала Вадику свой последний листок: Типографский шрифт Академии наук. Санкт-Петербург, 1748 г
Типографский шрифт Академии наук. 
Санкт-Петербург, 1748 г. (он же «Малый канон»)
Типографский шрифт Академии наук.
Санкт-Петербург, 1748 г. (он же «Малый канон»)





















— А где это ты все надыбала, Носова? В Интернете? — три: ноль, спросил Звонарев. — Неужели скажешь, что сама додумалась?
— У меня еще исторический экскурс есть, — ушла от прямого ответа Ритуля, предвкушая, как догонит ее после редакции Звонарев, и как начнет расспрашивать откуда она все это узнала (для этого она и ставит сейчас все свои ловушки).
— Ну и?
— Из этого экскурса видно, что кириллическая «Р» имеет совершенно другие корни, и их сходство с латиницей — следствие случайного стечения обстоятельств.
— Что она этим хочет сказать? — Леха почему-то обратился не к самой девушке, а к Круглову. Рита (четыре: ноль) снова отыграла удар, и опять с воспитательным нажимом:
— Николай Николаевич. Этим я хочу сказать, что если мы делаем альтернативный Спецвыпуск, в котором агитируем за альтернативный взгляд на историю, то надо предлагать везде, где это возможно, альтернативно использовать кириллическую Р без верхней левой засечки.
— А ведь это будет исторически правильно и типографически грамотно, — немного помолчав, обронил Круглов. — Рита, как тебе пришла такая идея агитировать за Р без левой засечки?
— Потому что это будет (здесь и она сделала паузу, чтобы Звонарев, который отвлекся на Вовкин свитер, вернулся в игру, а Круглов получил возможность еще больше задуматься), — это будет уменьшать «заборность», которую кириллица приобрела «благодаря» безграмотным реформам.
Так Ритуля снова «невначай» обнаружив свою позицию, скромно завершила свое выступление. Она стала потихоньку собирать принесенные листы, делая вид, что ее интересовали только они.
— И чего это они безграмотные? Я считаю, что Петр молодец, что решил выбросить всякие лишние буквы, — пробурился Вовка, порядком уставший от мозговой деятельности. — Читали бы сейчас разные кракозябры.
— Сам ты кракозябр в штанах, — (пять: ноль, юбилейный счет и главная цель в одном флаконе) встал Леха.— Каждая буква значение имела. А буквы все в предложения складывались. Потом Петр поубирал некоторые, и предложения развалились. К засечкам это отношение не имеет, — чуть подумав, добавил он.
Ритка ликовала. Ей версия подтвердилась.
Эпизод 5. Споры об истории
— Люди. Давайте побыстрее определимся, по какому курсу плыть, — вступил в разговор Даниил. — Что мы уже знаем? Вадя, ну что стоишь, пиши: «Рукописная газета «Ведомости» — 1702 год. Печатные номера — 1703 год. А  1 февраля 1710 года эта газета была уже набрана гражданским шрифтом. Вовка, найди фотографии «Ведомостей» разными шрифтами. Может, за это зацепимся?

Даня, как сказал когда-то Круглов, был штатным редакционным структуралистом с «последовательным мышлением». Он единственный в редакции мог «подвести черту» разрозненным выкладкам, объединив их во что-то вменяемое или наоборот, разделить вменяемое на разрозненные пункты.
— Да на фига нам эти «Ведомости»? Про них все напишут. Нам надо что-то из ряда вон, — Вадим закрепил все, что сказал Даник, на доске и задумался.
Насти, Маша и новенькая Марина сосредоточенно следили за его рукой.
— Хотя, ладно, посмотреть можно, — добавил он через минуту.
Любитель «поинтернетить» быстренько набрал в поисковике: «Ведомости».
— О, прикольно. Три в одном. Картинка: найди пять отличий, — Вовка послал на печать все три изображения «Ведомостей» разных лет.

Ведомости, 1702
Рукописные ведомости, 1702 год


Ведомости 1710 год
Ведомости, 1710 год





Ведомости, январь 1703 года
Ведомости, январь 1703 года


— Точно вам говорю: все, кто в Спецвыпуск записался из других школ, именно это скачают, и именно этим всех будут удивлять. Оно нам надо? Пополнять ряды клонов? — посматривая на Машу, потер висок Вадик.
Насти и Марина, склонив голову, ждали, чем кончится спор. Маша подтекла к принтеру и приняла распечатку. Ей как художнику, нужно было сказать свое слово.
— Вот если бы у нас какой-то эксклюзивный документ был… — начала она.
— Ну, с рукописным штуком понятно, — не обращая внимания на  распечатку, приник к монитору и Никита. — А в печатных «Ведомостях» разница — как до лечения и после лечения. Все ж таки, нужно их для коллажа взять.
— Зачем? — рявкнул Вадик. Ему уже надоело повторять одно и то же.
— А смотрите, прогресс налицо. В  последнем варианте все чистенько, без закорюков.
— Ты слышишь, что тебе говорят, или совсем оглох? — постучал Вадик по флипчарту. — «Ведомости» это как «курица — птица, а Пушкин — великий поэт».
— А ты не оглох? Говорю: прогресс налицо.
— А что есть «прогресс», только без
научных объяснений, а с точки зрения тебя? — придержав Вадима, спросил Никиту Круглов.
Рита во все глаза смотрела на Никитоса, но при этом держала в поле зрения своих фигурантов. «Ну, ну, — мысленно просила она Леху, который, не получив поддержки населения (сама Ритуля не в счет), вяло уходил из разговора.
— Прогресс — это когда что-то улучшается с пользой для общества, — высказал предположение Никита.
— Прогресс — это техническая эволюция, — толи поправил, толи дополнил его Вадим, сразу успокоившись насчет «Ведомостей». — Прогресс — это когда ненужные детали долой, необходимые пусть бу, все становится технологичнее, удобнее, эстетичнее. Результат: шаг  в развитии вперед.
— Чей конкретно шаг? — спросил Леха.
— Общества, науки, культуры, производства, — вспомнил Вадик последние конспекты по истории.
— Прогресс — это эволюция? Очень интересно, — Николай Николаевич потянулся за расчесочкой, но передумал и продолжил: Только одна заковыка. В основе эволюции лежит естественное развитие, а в основе технического прогресса (ты ведь об этом говоришь, да, Вадик?) нечто иное.
— Что?
— Революционное преобразование.
Вадим задумался. Прогресс — антоним эволюции? А ведь так и есть.
— Николай Николаевич. Но ведь вы не хотите сказать, что прогресс — это плохо? — развел руками Вадик.
— По твоей логике, получается, — поднялся Леха и стал рядом с дядей, в позу, однозначно показывающую «да, плохо», — что вот так, одним росчерком утиного, или, как там, индюшиного пера, кто-то обеспечил нашему алфавиту эволюцию?
— Павлиньева, — шепотом подсказала Настя № 2.
— Я только хочу сказать, что после реформы, и это хорошо видно по скаченным Вованом образцам, наш алфавит стал яснее и совершеннее, — не сдавался Вадик, за хребтом которого стояли горы конспектов и зачетов.
- Во! А ты говорил, не надо «Ведомостей» — погрозил пальцем Никита.
< >< >< >
— Вадя, а когда родилась латиница? — неожиданно для всех переместился ближе к Лехе Даниил.
— Точно не помню, но помню, что она намного старше кириллицы.
— А я точно знаю — она намного старше. Намного. Может, даже на десять веков. — И стало совсем тихо: надо же, структуралист Даник переходит на «эволюционную» позицию
— Теперь, внимание. Буду побеждать тебя аргументами. — повернулся к Вадиму Даня. — Слушай сюда. У китайцев есть хорошая пословица «Тяпка у тебя в рука или мотыга лучше дождаться созревания плода». Поэтому скажу так. Твою любимую латиницу никто не дергал за уши, не заставлял ее вырастать. Она созрела. Так сказать, прошла эволюционное становление.
— Ну и что? Никто это не отрицает.
— А то, что наш алфавит просто не имел такой возможности. Потому что его все время реформировали. А если бы его не тянули за уши, он  сам пришел бы к идеальным формам. Совершенство достигается веками. Усекаешь, реформатор?
Вот тут Ритконосик нам рассказывала, что латиницу считают идеальной, а кириллицу топорной. Так вот, я утверждаю с полной, так сказать, ответственностью. Если бы не реформаторы, она бы сейчас была супер-пупер.

Девчачий ряд во главе с Машей, синхронно склонил головы на бок и внимал мужскому разговору. Только Рита отошла к окну. Она ждала кульминации. Всеми фибрами своей души она пыталась просигналить: я тут. Обратите внимание. Обратите внимание. И Звонарев действительно краем глаза уловил, что Носова — какая-то отдельная. Будто что-то свое думает.

— Что было у нас 500 лет назад? А 500 лет назад было 500 лет со дня рождения кириллицы. Отвечаю на вопрос Дани: да, кириллица младше латиницы на 1300 лет.
< ….>
— Значит, я прав? — спросил Даник. — Кстати, идея спонтанная.
— В чем ты прав? — < ….>
— В том, что когда латиница отпраздновала свое совершеннолетие, кириллица еще была на уровне 5-летнего ребенка. Буквально через пару лет этого ребенка отобрали у родителей и передали на воспитание каким-то иностранцам: в 1708 году эволюцию кириллицы насильственно прервали революцией. Петр I зареформировал кириллицу до неузнаваемости, пытаясь, как и всю страну, максимально приблизить к Европе.
— А польза-то была от этого?
— Однозначно была, — не уступал свои позиции Вадик. Он, конечно, слегка засомневался, аргументы Даника действительно произвели на него впечатление, прежде всего своей неоспоримой стройностью. Но во-первых, Вадик собирался на исторический, три раза в неделю занимался с репетитором и отлично знал «официальную историю», которая одобряла реформу. Второе — Вадим считал некорректным любой ревизионизм, по причине его недоказуемости и неподкрепленности авторитетами. И то, что Даник посягает на официальную историю — это просто смешно. Все-таки «там» (Вадик мысленно поднял палец кверху) знают, что писать, а что не писать в учебниках. Третье — даже если допустить, что Даня с  Лехой правы — все ради спора стоит удерживать фронт. Для Спецвыпуска полемика только на руку, жаль что диктофон не поставили. По крайней мере, не придется писать «правильные» статьи, от которых его воротило.
— Давай так. Эта реформа дала огромный плюс. Больше грамотных стало: читать же легче. Не надо там всякие сокращения заучивать. В Европу окно, а к нам — дверь получается. У бедных европейцы мозг сносило от нашего алфавита, а после реформы — сами можете посмотреть, читабельность текста повысилась.
— Правильно. Нет букв — нет проблем, — поддержал его Вовик.
— Не может быть, чтобы все были счастливы от этой реформы. Всегда находится тот, кто недоволен, — высказал свое мнение Никита, хотя он мало что понимал в предмете спора. — Вот я  бы точно был недоволен. Все менять, переучиваться, — Никита изобразил измученного ученика.
— Никитос, а ты же только что, буквально пять минут назад, вроде, вещал, что все чистенько стало, рационально? — хлопнул себя по колену Вадик. Он хотел бы получить себе более компетентных компаньонов.
— Даже если и были недовольные, разве против Петра попрешь? Он этот церковный алфавит, как бороды обрезал, — спас Никиту Даник.
— А если и пойдешь против нововведений, быстро на дыбе окажешься. Или пытки не выдержишь — двумя руками за новый шрифт будешь, — вздохнула Маша, успевшая за время заседания пару раз пообщаться с зеркалом.
— А вот я знаю, что некоторые шли против гражданского шрифта, — голос Лехи звучал дерзко и уверенно. Ребята повернули головы в его сторону в ожидании истории о противниках Петра и его шрифта. И самый восхищенный взгляд Звонарев получил от Ритули.
— А давайте все-таки попробуем какой-нибудь исторический эксклюзив найти? — вернулся к вопросу о документах Вадим.
— А какой эксклюзив нужен? Например, такой? — Рита, стоявшая у стола Круглова, ткнула пальцем в листок, лежащий сверху кипы неразобранных школьных документов.
— А что там? — чуть ли не дуэтом спросили Вадик и Никита и переглянулись. Поговорку о том, что у кого-то очень умного мысли сходятся, еще никто не отменял.




Гл. 9 эп. 3. «Вынос мозга» начинается
Изобретатели Описать борзометр

Аудио-театр Для инсценировки
















































































































































































































































































































































































































































Эпизод 5. Польза или вред
Историки Операция «Исторический колорит»
Подготовьте еще один спор. Подготовьте дискуссионный пресс-клуб-презентацию для второго дня игры.















Вернуться к оглавлению

Задание 6. {#11/4/3115}

Перейти к портфолио предыдущего издательства 1 Перейти к портфолио следующего издательства

https://lgo.ru/mclass/lek04z.htm