 |
|
 |
|
Делаем главы со школой / Левашов |
|
1. Делаем экспозицию |
Задание. Сделать экспозицию к главе. Левашов сидит под лестницей. Бормашина идет по опустевшей школе. Левашов пишет стихи. Бормашина выполняет обязанности дежурного администратора (для него это тоже своего рода поэзия). Задача: обозначить параллелизм их усилий. Пассаж о том, как рождаются стихи, какое это одиночное занятие и как рождается пылкое чувство Бормашины к порядку, его страстное настроение по отношению к своей завуческой миссии. Вам надо удержать тему школы и одновременно настроение героев.
В экспозиции автор иронизирует над обоими героями.
Советы авторам
- Начиная главу, надо очень хорошо представлять, в каком настроении и состоянии находятся ее герои. Что было с ними было перед событиями, которые вы описываете.
- По ходу написания новой главы нередко выясняются подробности, которые нужно внедрить в текст предыдущих глав. Это делать нужно сразу (экспозировать главу в повести это подготовить ее события). Пробегитесь по предыдущим главам и определите, что не хватает там для полноты темы. Используте верную схему правки.
- Важная деталь. Левашов пишет стихи в зеленой тетради. В одной из глав Даник, Марина и Вободаев попадают в кафе. Медиум берет Марину в заложницы и предлагает мальчикам принести зеленую тетрадь Круглова, тогда он отпустит Марину. Придумайте, как ребята перепутают тетрадки и принесут Медиуму тетрадь Левашова.
- После написания первых эпизодов перейдите к написанию главы «Марина и Даник» (она дана в лекции 5), потом вернитесь сюда и напишите, как Даник и Вободаев получат «лжететрадь» и вернутся в кафе спасать Марину.
|
Глава 51. Разговор поэта с читателем Внимание. Если вы будете писать больше чем 1 эпизод, разделите ваш текст на нумерованные части. Каждую часть отбейте от другой абзацем с пропуском строки. Удалите все служебные пометки, так чтобы в результате остался только текст будущего произведения.
Фрагменты можно менять местами, перефразировать, заменять своими. В тексте есть несостыковки.
Левашов сидел под лестницей и … <…> . «Как они мне все надоели!». Но домой идти не хотелось. Левашов вытащил из рюкзака (только не тетрадь, не листик, не блокнот) занес ручку и… <…> …
|
|
Закрыться бы где-нибудь мне одному В шкафу, чердаке, опустевшем дому… Счастливый, я буду сидеть в тишине Лишь с тенью своею наедине. |
|
|
Из близких никто меня здесь не найдет Так чудно без них это время пройдет! Но нет для меня в целом мире пока Ни дома, ни шкафа и ни чердака… |
Сегодня урок физики проходил совместно с 9 «В» из-за болезни учителя. А именно в 9 «В» училась «гений чистой красоты» Кости Левашова Аня Пушкина. Когда он видел ее, все внутри как будто съеживалось, мысли начинали метаться. Через некоторое время метание непонятнейшим образом успокаивалось и образовывало материю, которая ложилась на пустующие клетки зеленой тетради в виде срифмованных строчек. Если бы он верил в басни про музу, то <…>
Сегодня, как только на первом этаже появилось объявление о совместном уроке с классом любимой Анечки, Левашова будто ударило. День летел <…> Но на литературе, вернее от того, что от нее осталось (зачем он только влез в этот спор про стихи) случилось ужасное. — Почему люди пишут стихи? спросила на уроке заменяющая учительница <…> И пошло умничание! А потом учительница вытащила какую-то шпаргалку и зачитала «правильные» ответы. 18 причин. Особенно его сразили «Поэзия это стимул развития художественной компетентности» и «Поэзия как омолаживающий фактор». А Анечка сидела и все конспектировала. Он видел тонкие косточки ее пальцев. Такие никчемные. Прекрасные руки. И хрупкость этих рук опять повлияла на него. В ней было что-то такое непрочное и вместе с тем она казалась крепкой, именно оттого, что послушно начала конспектировать глупости, и даже не задумалась, что она конспектирует глупость; и видно было, что она живет, питается не солнечным светом, как он думал раньше, а тем же, что и все тусклыми словами. Он смотрел, смотрел на нее, и все ждал, чтобы прошла какая-нибудь тень внутри, и пытался представить, что Анька такая же как все. Но тень не прошла.
Потом его попросили прочитать что-нибудь творческое, из последнего. Он не хотел, но они настояли. И Анечка повернулась к нему, и смотрела на него, и <…> Если Фортуна тебе улыбается, оглянись может быть, она улыбается кому-то позади тебя. Так и вышло. Она смотрела не на него. На Каравельникова. Этого гнусавого <>. Она смотрела в его немигающие козлиные глаза <…>.
Он еще надеялся, он пламенно ждал ее ответа. Но все, что он получил, краткое и не окрашенное ни в одну эмоцию «Очень мило, у тебя талант».
<…>
«Дурацкая Анька. Дурацкий урок. Дурацкий день. Как мне все надоели», домой идти не хотелось. Левашов погрыз ручку, верхнюю строчку зачеркнул и написал чуть выше «Плохо-плохо-плохо». «Все плохо. Из меня ничего не может получиться, только „плохота” сплошная…» упадническая мысль зависла в голове.
Обычно стихи появлялись в голове у Левого сами собой. Рифмы часто приходили во сне. Иногда он даже думал стихами. Особенно когда был, взволнован. Как сейчас. 18 причин… 5 строк (перечислить причины, по которым люди пишут стихи) Но все равно нет той самой причины номер ноль, объясняющей, как это происходит лично с ним. Когда какая-то неведомая сила, не спросивши твоего согласия, нагло использует тебя как орган речи и письма для ей одной ведомых целей!
<…> (продолжить перечисление причин)
Да что она понимает в смерти? Она даже не может представить, что состарится, а тем более, что… <…> Она обладает уверенностью, что все должны любоваться ею, ее переживаниями. А когда человек стареет, ему уже не столь важно, каков он сам, много важнее то,– что он делает.
Обескураженный поэт сидел на лестнице со своей зеленой тетрадкой и думал о… <…> Позор его сединам.
{#19/6/4038} |
|
2009, 2013 гг. | |


|
2. Завязываем действие |
Для выполнения этого задания вам надо снова перечитать главы: где действует Бормашина, упоминается Левашов. Не исключено, что вам придется внести в них некоторые коррективы.
Задание. Написать эпизод о том, как Бормашина прочитал (вслух или иначе, решите сами) левашовские стихи. Отреагировал (как, придумайте сами). После этого он оценил их как «упаднические»: что могут подумать читатели о школе, где учится такой поэт (речь Константина Константиновича следует развивать, исходя из его «легенды» во 2-ой главе). И попросил Левашова переписать стих и принести к нему в кабинет. Левашов это сделал. Пришел к Бормашине в кабинет. Тот, разговаривая с ним, вращался как в зубоврачебном кресле. Левашов стоял, молчал и с интересом рассматривал свои ботинки. Бормашину что-то не устроило в новом варианте (придумайте, что). Тогда Левашов еще раз переписал стих. И так три раза. Каждый раз Константин Константинович давал ему такие ценные указания на перепис, что читатель должен упасть под стол от смеха.
Творческая задача. Завязать юмористический сюжет. |
|
После шестого урока школа затихала. Затихли и упорядочились буйные мысли в голове Левашова. Они уже не походили на стайку растревоженных бабочек. Рука выводила строгие строчки аккуратным, таким не свойственным ему, почерком, <…> стихи.
Дальше художественным языком, прибегая к сравнениям и убегая от обиходных слов, напишите, что, когда, вздыхая, Левашов дописывает последние строчки, под лестницей вдруг появляется Константин Константинович. Сегодня он дежурный администратор и, со свойственной ему педантичностью, обходит в конце учебного дня все холлы, коридоры и закоулки. Он интересуется, почему Левашов сидит под лестницей и не идет домой, от цепкого взгляда Бормашины не ускользнуло, что мальчишка чем-то расстроен. Левашов хотел было спрятать тетрадку в рюкзак, но завуч, углядев столбики рифмованных строчек, протягивает к ней руку.
— Да ты, никак, стихи пишешь? Дай посмотреть, <…> перекочевала к Бормашине. Я тоже, знаешь ли, в детстве этим баловался. Та-ак. Неплохо, конечно. Рифма есть и чувство тоже, Константин Константинович <…>. Только что за упаднические настроения? А, Левашов? Это неправильно. «Вот именно трепанирования лобзком мне сейчас для полного счастья и не хватало», солнце школьной поэзии стояло перед завучем и ожидало <…>
Варианты переписанного стихотворения (можете заменить на свои)
|
|
1. Ни шкаф, ни чердак, ни заброшенный дом Не радуют так, как друзья, что кольцом, Сжимаясь, пихаясь, улыбкой звеня, Широким кольцом окружают меня. Какое же счастье не быть одному! Не хныкать, не думать, не (что-то на «му»), Как радостно, весело, здорово знать, Что смысла нет места мне в мире искать. |
…. |
2. Собраться бы вместе огромной толпой (дальше не придумалось)
Счастливый, я буду шагать в коллективе: Я с ним, без сомненья, всегда в позитиве Не место здесь нытику и молчуну. Долой одиночество и тишину!
|
— Вот это уже гораздо лучше! <…>
Чего нельзя делать 1. Заставлять героев врать. 2. Использовать слова из «Черного списка»
{#19/6/4038} |
|
2013 г. | |
|
3. Закручиваем еще один сюжет |
Задание. Написать эпизоды «Даник и Вободаев, которые перед этим попали в кафе, бегут в школу за зеленой тетрадкой и по ошибке каким-то образом (придумать каким) получают тетрадь Левашова», «Зеленая тетрадка полученa», «Марина возвращается» |
{#19/6/4038} | |

|

|
5. Придумываем развязку и следующий поворот |
Что дальше? Задание
|
|
Как выполнять задание • Озаглавить главу • Написть интродукцию • Выделить 34 выносные цитаты (очень короткие). • «Разбить» всю главу на эпизоды, каждый пронумеровать(всего эпизодов в одной главе примерно 15). • Отредактировать текст с тем, чтобы он приобрел завершенный вид. • Удалить все серые пометки, так чтобы остался только текст. • Написать «завещание следующим авторам».
{#19/6/4038} |
|
| |
|

|
6. Повторение пройденного |
Как выполнять заданиеПерейдите к леции № 4. Посмотрите задания № 4 и 5. Выполните их. |
(Приложение к главе стихи К.Л.) |
|
|
| |
|
| |
 |
|
| |