Каждый день в офисе Молодежного пресс-центра города Пикалево проходят собрания работников его подразделений. Четверг, отведенный для печатных изданий, совпал с Единым днем заседаний школьных редакций России. Что обсуждали? Попробую кратко изложить
Следуя посылу КШИ обсудить проблему смены поколений журналистов, предложил своим коллегам поговорить на эту тему. По ходу дискуссии все ее участники сошлись на одном — проблем данного рода перед нами не стоит, как бы мы этого ни боялись. Надежда Кириллова, главный редактор печатного издания «ШКОЛА NEWS», вспомнила, что ее первым распоряжением (в редакции есть и такие документы) являлся приказ «О создании газеты для начальных классов „Фрегат”».
Некоторые из подросших к моменту повествования ребят благополучно перешли в ориентированную на более старшее поколение газету — «ШКОЛА NEWS». Как нам кажется, любые редакции в школах не могут через свои печатные издания взаимодействовать с какой-либо одной целевой аудиторией, а ведь их, как минимум, три. Что сказать — создаем вторую!
Но не обошлось, естественно, без ложки дегтя. В частности, перед пресс-центром сейчас остро встают три проблемы: финансовых средств, и отсутствие дизайнеров, Интернет. Если с первыми двумя все понятно, то последняя вызывает лишь усмешку. В чем дело? Удивительно, но в школах города, имеющего оптоволоконные сети связи, до сих пор ADSL со смешными 160 кбит/с.
Все же закончу на хорошем — с Наступающим!
P.S. В нашей редакции действует почта, мы разносим поздравления с наступающим Новым Годом адресатам — друзьям, учителям, коллегам. А как вы готовитесь к Новому Году?
Единый день заседания школьных редакций России — 2010
Палочка-выручалочка — так называют человека, чья помощь спасает в трудных ситуациях. Без таких людей не выжить ни одной школьной редакции. Есть такие «спасатели» и в самарской гимназии «Перспектива»
Не всегда школьная редакция может собраться полным составом в одно время в одном месте. Малыши уходят домой, когда старшеклассники еще корпят на уроках. Чаще всего заседания редакции проводятся по возрастному принципу. Но бывает и так, что единственная возможность напомнить юному журналисту о невыполненном задании — найти его на большой перемене в столовой.
Самые ответственные члены редколлегии стараются за двоих, а иногда и за троих. Раньше таким спасением для редакции была Оля Дунаева. Она могла написать статью на перемене, во время свободного урока провести фотосессию, найти в гимназии нужного человека. Теперь Оля учится за пределами гимназии — в Самарском госуниверситете на отделении журналистики, но не забывает про родные стены медиатеки, где, собственно, и собираются все, кому нужна газета «Перспектива. Новости». Оля «заразилась» Порталом, причем настолько, что приезжала на финальные мероприятия Конкурса весной 2010 года — уже в качестве тьютора.
Сейчас на позиции «спасателей» вышли Саша и Даша Злобины. Им, как сказал один из учеников, хорошо: мини-редакция в одной семье, всегда можно разделить функции пополам. Даша сама научилась верстать, умеет рисовать и зажигать остальных своим позитивом. Саша кропотливо прорабатывает все задания, подгоняя себя и свою сестру.
На этих ребят равняются младшие классы. Шестиклассники радостно рассказывают, что в школу пришла Лена Мирошниченко — автор первой главы Коллективной повести, теперь Лена учится в медицинском. Она тоже не раз спасала номер своими статьями на разворот, написанными за ночь.
Дети уходят из гимназии, некоторые остаются в редакции. Вчера десятиклассницы пообещали, что на следующий год они займут место «незаменимых».
На фото: Оля Дунаева, которая часто приходит в гимназию с фотоаппаратом. Автор фото: Оксана Тушканова
Единый день заседания школьных редакций России — 2010
Как заинтересованной и, особенно, «многорукой», мне предложили написать новость на тему: «Ответственный за все и сразу». Недолго думая, откликнулась на просьбу любимой редакции. Я хоть и далеко от лицея, но лицеисткой и «гвоздисткой» останусь навечно
Спроси любого у нас в редакции: «Кто самый ответственный за все и сразу?»- и все неизменно покажут на Михаила Чугаева. «И как он все успевает — и тут, и там? Что же он за человек-то такой? — спросите вы. — Чем таким особенным он отличается, если незаменим?» Когда Мишка пришел в газету, он, пожалуй, и не задумывался о том, что останется здесь надолго… Просто я, как старшая сестра, решила занять его интересным делом и привела в редакцию как поэта. Он даже еще в лицее не учился, восьмиклассником был. Помню, долго упирался, мол зачем мне все это? А потом пришел, увидел — и остался. Сначала ему понравилась атмосфера редколлегии: такие разные, но бесспорно творческие и необычные люди. Потом втянулся в работу.
Постепенно, будучи любителем всего компьютерного, он заинтересовался версткой. Чему-то учился сам, но несомненный вклад в его обучение внесла Елена Михайловна Соловьева, преподаватель информатики и по совместительству руководитель «Гвоздя» в течение многих лет. Помогали ему и выпускники лицея, которые никогда не оставляют родных стен. Это Максим Кузьмин, студент факультета журналистики ТГУ, Виктор Буланов, студент КемГУ, Дмитрий Кузнецов, студент СибГМУ. И вот благодаря трудам и терпению многих людей появился у нас свой верстальщик. Но, кроме верстки, в газете много всего интересного, поэтому за его плечами и заметки, и интервью, и стихи, и конечно же, работа главным редактором.
Но вот прошел год, два, Миша уже ученик физико-технического класса лицея, а мы — старший состав редакции — студенты разных ВУЗов страны. На смену нам пришло новое поколение, но изменился не только состав — изменилось отношение лицеистов к газете. Те, кто при нас были девятиклассниками, стали учениками одиннадцатых классов и либо ушли в ЕГЭ, либо привыкли к тому, что руководят рабочим процессом обычно бывалые «гвоздисты». И пришлось Мише брать на себя эту роль, ведь несмотря на то, что он их гораздо младше, в газете он работал значительно дольше. Ему даже название должности изобрели, не поверите — «Миша». Но и на этом не закончилась его инициатива. Он придумал и провел летние мастер-классы для поступающих ребят, и к новому учебному году редколлегия пополнилась свежими лицами. Однако, не видя былых проблем редакции и придя на все готовое, новоиспеченные девятиклассники не торопились проявлять лидерские качества. И даже несмотря на то, что главный редактор у нас в газете каждый месяц меняется, все номера творились под чутким взором Миши. Но вот настала эта грустная пора для любого лицеиста — Миша перешел в 11 класс. И встал вопрос: а что же станет с газетой, когда он уйдет? Кто будет сподвигать всех на труды, собирать редакцию для очередной повестки, напоминать всем, чтобы не забывали заходить на Портал, верстать новые номера и делать еще много-много всего? Вот действительно, бывают же такие люди, ответственные за все и сразу. Это я вам еще не рассказывала, чем он помимо газеты занимается…
Говорят, незаменимых людей нет. Но нет и правила без исключения. Таким для «Гвоздя» стал мой младший брат Михаил Чугаев. Сегодня редколлегия начала осознавать серьезность проблемы и, надеюсь, в скором времени найдет правильное решение. Ведь мы — лицеисты — не ищем легких путей!
На фото: Миша и Валя Чугаевы Автор фото: Ирма Арсеновна Шиолашвили, преподаватель лицея № 84
Единый день заседания школьных редакций России — 2010
Роль личности в редакции, или что будет, когда уйдет Полев
«Все, что нужно для издания ежедневной газеты, — это честолюбие, честность и 10 000 000 долларов», — считал Генри Морган. К счастью, российский школиздат обходится значительно меньшими средствами. Как? Самое время выяснить, ведь сегодня, в третий четверг декабря — Единый день заседания школьных редакций России
Факт существования школьных издательств, как и отсутствие у них 10 000 000 долларов (если у кого-то такая сумма присутствует, исправьте меня), оспаривать, думаю, бессмысленно. Наличие у школиздатчиков честолюбия и честности, порой даже сверх меры — тоже не вызывает сомнения. Так что же нужно для издания школьной газеты, если у вас есть честолюбие, честность, но нет 10 000 000 долларов? Для меня ответ на этот вопрос однозначен — личность. Яркая, незаурядная личность (возраст и пол значения не имеют). Если повезет и вы найдете в своем школьном коллективе несколько таких личностей — жизнь удалась (и ваша, и школы, конечно, потому что, подобно тому, как «жизнь в городе преображается, когда в него входят военные», так и школьная жизнь с появлением газеты начинает бить ключом).
Безусловно, руководителю придется постараться увлечь такую личность (личности) идеей создания газеты, но это уже дело техники (способы формирования положительной мотивации давно известны). Главное — раскопать самородок, а лучше — несколько, и потом можно просто ничего не делать, все сделают они сами: найдут, притащат, создадут, заведут и издадут (заодно и спать вам не дадут, впрочем, вы и сами не захотите). В редакции «Антирутина» таким самородком является Саша Полев. С ужасом думаю, что он уже 12-классник и через каких-то несколько месяцев уйдет из школы. Что будет? Верю, что, как и многие до него, «Антирутин» Саша не оставит. Верю, но в душе плачу. Кроме Саши, в 2011-ом уйдет практически вся редакция. Безусловно, мы готовим новых «антирутинщиков» из пятиклашек, но…
Единичные всплески активности, которые наблюдаются в 7–11 классах, утешение слабое. Я категорически не согласна с высказыванием: «Незаменимых нет!» Есть. И все же… «Безумный утешается прошедшим, слабоумный — будущим, умный — настоящим», — гласит мудрое древнеиндийское изречение. Сегодня «Антирутин» еще в полном составе, а значит, в этом году в КШИ поучаствуем.
Единый день заседания школьных редакций России — 2010
Лариса Боброва, Ростов-на-Дону, «Антирутин»
Фото: Александр Полев
Единый день заседания редакций в газете лицея № 84 города Новокузнецк еще раз подтвердил сложность ситуации, происходящей в редколлегии
Еще в начале учебного года все мы начали осознавать, что газета столкнулась с проблемой смены поколений. Один из сильнейших сотрудников редакции пошел в 11 класс и сейчас не имеет возможности уделять газете много времени. Мало того, в сентябре выяснилось, что нас покидает человек, который уже длительное время руководит газетой — Елена Михайловна Соловьева. Ступор. Что делать?
Трудности в выпуске очередного номера обнаружились еще в ноябре — пришлось делать один выпуск за два месяца, потому что времени и сил катастрофически не хватало. И даже несмотря на это сокращение, газету делал один человек буквально в последний день. И этот человек, к сожалению, тот самый одиннадцатиклассник.
Для того чтобы понять суть проблемы, мы провели в редколлегии небольшую игру, приблизившую нас к реальной ситуации. Представьте. До каникул осталось пять дней, а с номером ничего не ясно. Какие-то материалы вроде есть, и рисунки тоже… Но что дальше? Каждый день мы сократили до одной минуты и предложили редколлегии обсудить свои действия. По истечении минуты время останавливалось и главный редактор должен был отчитаться о происходящем.
По итогам такой игры мы еще раз поняли, как трудно, когда человек, ответственный за все, больше не принимает участия в создании газеты. Прийти удалось к одному выводу: надо что-то делать.
Первый вариант — вроде простой, но утопичный, и с большими последствиями. Нужны новые «руки и ноги», которые будут делать все. То есть нужен «гвоздист-универсал», берущий на себя все обязанности и выполняющий их в полной степени. Но где же взять таких людей?..
Второй путь — четкое распределение обязанностей между всеми. Такой вариант реален, но также сложен. Человеческий фактор не дает уверенности в том, что та или иная обязанность будет стопроцентно выполнена.
Сегодняшний разговор заставил всех нас задуматься: что будет с «Гвоздем» дальше? Ведь неспроста по лицею ходят слухи о том, что газете скоро «гвоздец»…
Но не будем о грустном. В 11 часов утра к нам прибыл тираж газеты за ноябрь–декабрь! Завтра — официальный день выхода номера, а сегодня состоялся «разбор полетов» внутри редколлегии: мы обсудили плюсы и минусы выпуска, а также вручили премию «Материал номера»: ее получили Екатерина Пятибратова из девятого класса и Андрей Серегин из десятого. Давайте поздравим их с получением такой награды!
Мы желаем всем газетам нашей необъятной страны всегда нести свое главное предназначение: быть средством массовой информации. Ведь самое настоящее издание — это то, что доносит до людей интересную, важную, актуальную информацию и заставляет их задуматься о чем-то, дает им возможность понять и обсудить то или иное событие.
От редакции газеты «Гвоздь» мы хотели бы задать вопрос: как заставить обычного корреспондента стать настоящим патриотом и ценителем своего издания?
Единый день заседания школьных редакций России — 2010
Очень скоро творческая бригада «Вторая волна» Коллективной повести закончит публикацию готовых глав. По сему случаю объявляется набор авторов, иллюстраторов, читателей и почитателей повести к участию в бригаде «Третьей волны», основная задача которой — доделать повесть до конца с тем, чтобы три иллюстрированных тома новой школьной классики (каждый по 400 страниц) ушли в типографию. А потом — получить Букер!
К участию в «Третьей волне» Коллективной повести мы приглашаем авторов, иллюстраторов, историков, редакторов, корректоров и других талантливых специалистов. Если вы готовы перейти к написанию произведения по заданной фабуле, или хотите заняться комментированием и пояснением «зеленых слов», или можете проиллюстрировать главы повести и вычитать их с позиции корректора, то мы с удовольствием примем вас в ряды «Третьей волны»!
Чтобы войти в творческую бригаду, пожалуйста, сообщите об этом Мастеру проекта на Дежурной линии «Обсуждение КП». Там же поясните, в какой роли вы видите себя и ответьте на несколько вопросов (к ним можно перейти по ссылке к новости).
Удобнее всего участникам «Третьей волны» зайти в урок № 4 Мастер-классов по Сети, скачать задание и приступить к работе.
Так вы в розетке?
Автор фото: Татьяна Биоюкова, школа № 63, Новосибирск
Составляем азбуку Петровских реформ на Портале школьной прессы
В Мастер-классах по Сети был открыт Урок, задание которого — «Азбука Петровских реформ» — уже представляет собой отдельный проект. Нашим участникам предлагается воссоздать на Портале целый алфавит из преобразований великого императора
Один из героев Коллективнойповести — сообразительный Вовка Старостин — выдвинул гипотезу. Мальчишкадоказывал своим друзьям, что на каждую букву алфавита у Петра Великого можнонайти реформу. Проверить идею Старостина мы предложили нашим курсантам, которыетеперь составляют на Портале школьной прессы «Азбуку Петровских реформ»(посмотреть которую можно по ссылке, расположенной внизу новости).
Если вам тоже не терпится принятьучастие в проекте «Азбука…», мы с удовольствием примем вас в свои ряды. А передэтим попросим:
1. Ознакомиться с Главой 21 Коллективной повести. 2. Узнать о Петровских реформах инаписать миниатюры о них (не более 450 знаков). Выбрать или нарисоватьсамостоятельно картинку к каждой описанной реформе. 3. Пройти на страницу «Азбука…»(по ссылке) и с помощью кнопки «Создать страницу» добавить к уже имеющемусяалфавиту свою реформу.
Внесите и вы свою лепту в «АзбукуПетровских реформ»!
Автор фото:АнастасияВелигурская, гимназия № 32, Калининград
Под искромётные звуки ча-ча-ча и страстные ритмы танго 4 декабря в городском центре развития творчества детей и юношества «Современник» города Ноябрьска (ЯНАО) прошёл Открытый кубок по спортивным танцам «Осеннее танго»
И пусть не смущает искушённого читателя название чемпионата, ведь ни для кого не секрет, что в течение двух недель ноября на севере стояли суровые морозы. Поэтому старт кубка пришлось отложить до относительно тёплых деньков.
И вот торжественно и грациозно, как подобает танцорам, на сцену парами вышли более 120 участников от 7 до 18 лет. Здесь ребята из Ноябрьска, Муравленко и Нового Уренгоя, представляющие свои городские клубы спортивного танца. Организаторами состязания выступили Управление по делам семьи и молодёжи Ноябрьска, ЦРТДиЮ «Современник» и танцевально-спортивный клуб «Данс-Лайн».
В программе кубка — три возрастных номинации (7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет) и две танцевальных (соло и ансамбль). В жюри вошли опытные педагоги-хореографы и тренеры международной категории из Ноябрьска, Тюмени и Москвы. Ребята показывали танцы в латиноамериканской и европейской программе. Здесь и романтичный вальс, и зажигательный фокстрот, и волнующее танго. Особенно зрителям запомнились очаровательные гости из Нового Уренгоя, исполнившие танец на знаменитый шлягер 1970-х «Наш сосед» (возрастная группа «Юниоры 1»), и удивительный «Осенний реверанс» Дениса Аргира и Елизаветы Головня (группа «Молодёжь»).
После небольшого перерыва состоялся Гала-концерт чемпионов кубка. Всем победителям и призёрам вручены медали, дипломы и ценные призы. Теперь ребята готовятся к новым стартам, впереди — региональные состязания.
Как часто каждый из нас может уделить время самому близкому человеку — родной маме? Просто подойти и спросить «как здоровье?», а не отмахиваться от надоевших вопросов о работе и личной жизни. И если в загруженные будни так непросто сесть рядом с мамой и поговорить по душам, то давайте сделаем это в Международный день Матери, который отмечается по всему миру в последнее воскресенье ноября
28 ноября будет пахнуть для меня по-особенному. В этот день я забуду про подружек и «подругов» (они же хорошие, они поймут!), не выйду в Интернет, не пойду на новый фильм в кинотеатр. В воскресенье я разбужу маму ароматом ее любимых хризантем и предложу провести время вместе: от зари и до заката. Как много-много лет назад, когда я только училась доверять людям и вечерами разочарованно плакала в подушку. Мама была рядом, всегда. Только отчего-то в свои 17 я больше нуждалась в ее поддержке и участии. А меж тем…
Международный день матери — праздник в честь мамочек и мамулек, учрежденный в России в 1998 году. День Матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье, в которое принято поздравлять матерей и беременных женщин (в отличие от Международного женского дня 8 Марта, когда поздравления принимают все представительницы прекрасного пола). Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери.
Мой прагматичный (и немного циничный) старший брат считает, что глупее «буржуйского» праздника Матери еще не придумали. То есть даже заморский День святого Валентина отходит в сторону, когда вдруг общество выделяет день в календаре, чтобы «особенно нежно и трепетно любить родную маму». И, наверное, мой любимый циник вполне объективен.
Уважать и благодарить маму нужно каждый божий день. Без роскошных букетов, подарков и билетов в театр. Я уверена, что мою маму материальные ценности тронут не так, как, скажем, недолгий разговор за вечерним чаем — о том, что было, есть и будет. Чего мне стоит поцеловать ее в щеку перед сном и сказать «спи крепко, мамочка!»? А для мамочки искренние признания дочери — целый мир…
И знаете что? Сегодня я обязательно успею поужинать с мамой и поговорить об ее рабочих проблемах. Немного поругать папу, посмеяться, пошутить. Позвонить брату и напомнить, что в предстоящее воскресенье мы вместе идем в ресторан. Не в честь какого-то там Международного ДНЯ матери. А в честь нашей МАМЫ, которой посвящается обычное ноябрьское воскресенье…
Не хочется завершать свой не в меру пафосный монолог кричащим «любите родных матерей!». Я лишь нескромно напишу — «я люблю тебя, дорогая мама»…
Конец осени и начало зимы — самый сложный и опасный период для пешеходов и водителей. Это время нестабильных погодных условий — то снег, то дождь; то все тает, то замерзает. Вследствие чего и образуются две главные опасности — гололед и гололедица
Да-да, это два совершенно разных понятия. Гололед — слой плотного льда, образующийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы, а также на деревьях, домах и проводах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси. Гололедица же — это лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Может случиться такая ситуация и весной, когда снег начинает таять, а потом вдруг опять подмораживает.
Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура все время около нуля, то на дорогах возникает гололед — слой льда, который может быть толщиной в несколько сантиметров. Но гололед бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода.
У гололедицы есть и еще одна причина появления: снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.
И гололед, и гололедица опасны и для водителей, и для пешеходов. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит, перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится смертельно опасно, ведь по обледеневшей дороге даже идти сложно, не то что бежать. Но получить травму в этот период можно и на тротуаре: ноги разъезжаются в разные стороны, и стоит потерять равновесие, как ушиб, вывих, а то и перелом вам обеспечен. Поэтомув гололед или гололедицу надо быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.
Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения — и водителям, и пешеходам. Тем, кто управляет автомобилем, надо обладать определенными навыками для поездок в таких условиях. Этому обучают в автошколах. А вот для тех, кто ходит пешком, правила проще. Только соблюдать их следует обязательно, чтобы обойтись без травм.
Сначала обратите внимание на свою обувь. Подошва у нее должна быть на микропористой основе, которая меньше скользит на льду. И, конечно, никаких высоких каблуков!
Во время гололеда и гололедицы внимательно смотрите под ноги, по возможности обходите опасные места (в первую очередь горки и другие наклонные поверхности), даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, что лед может быть и под водой, поэтому по луже, если ее нельзя обойти, следует двигаться очень осторожно, небольшими скользящими шагами.
При ходьбе наступайте на всю подошву, а ноги расслабьте в коленях. Для поддержания равновесия руки должны быть свободными. Поэтому сумки в это время лучше не носить и руки в карманах не держать.
Если же вы все-таки поскользнулись, то для снижения высоты падения постарайтесь присесть, а в момент падения попытайтесь сгруппироваться (вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры) и перекатиться, тем самым смягчив удар о землю. И запомните, что падение на спину — самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьезных травм. Если вы получили травму, то обратитесь за помощью к прохожим, а потом к врачу.
Но самое главное — будьте предельно внимательны на дороге! При переходе проезжей части по пешеходному переходу, не оборудованному светофором, убедитесь, что машины находятся на безопасном расстоянии и начали торможение для того, чтобы вас пропустить.
При переходе у перекрестков, которые оборудованы светофорами, убедитесь, что все машины закончили проезд на зеленый сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрестке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, и в этот момент сигнал светофора для них с зеленого сменился на красный, но им необходимо закончить маневр, а для вас уже загорелся зеленый свет. В другое время водители, возможно, и успели бы затормозить, но только не во время гололеда! Поэтому лучше подождать еще несколько секунд, чем подвергнуть себя опасности.
Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололедом и гололедицей. Конечно, если вы будете их соблюдать!