Вся наша культура в каком-то смысле стоит на том, что однажды кто-то про что-то говорит: «Это хорошо». И тогда большинство обращает на это «что-то» свое внимание. Автономное отношение к культурному факту — явление чрезвычайно редкое. Отсюда единичность и единственность людей, способных разглядеть выдающееся произведение до того, как про это сообщили знатоки. Об этом свидетельствует вся история мировой литературы и нашего времени
Почему великих писателей современники ценили меньше, чем потомки? Какая пружина отвечает за перемещение произведения в ряд шедевров? Здесь какой-то закон или «заговор случайностей»?
Но сказал гений однажды: «Мы ленивы и нелюбопытны» — и как припечатал. Другой обронил: «Наша публика еще так молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения». И вот уже 170 лет прав.
Действительно, чтобы в своей культуре наша публика заметила что-то новое, значительное, интересное, обязательно должен найтись кто-то авторитетный, кто ей скажет: зацените, это супер!
Рядом может вырастать гений отечественной словесности — не поверим, не узнаем, не «заценим»: они, гении, где-то там, в недосягаемости. А здесь, вблизи — ну вот же, можно похлопать его по плечу, отобрать компот в столовой, анекдоты не сразу просекает — какой же он гений?
Это действительно редкость, когда человек может сам, без подсказки распознать новое явление в культуре. Потому что для этого надо уметь «трудиться душой», ждать открытий вокруг и радоваться каждой возможности открыть для себя талантливое явление.
К чему такая тирада? На наших глазах, в нашем присутствии, можно сказать, в непосредственной близости рождается произведение, уникальное по множеству признаков. И самая главная уникальность — книга про нас, школьников, нами же, школьниками пишущаяся.
И открыта всем — хоть для участия, хоть для прочтения, хоть для отзыва. По мне так за уши не оттащишь.
Эй, братья по разуму! А не будет жаль, когда узнаете, что такой шанс упустили — побыть писателями про себя самих? Не досадно будет оказаться среди тех, кто не заметил, что рядом творилось небывалое, а они зевнули? А когда книга будет издана, не хотелось бы сказать: «и я участвовал»? Именно сейчас, сегодня, в данный момент, именно вы имеете такую возможность — войти в классику
Мастер-классы по Сети начинают работу 22 ноября, в понедельник. Объем сетевого курса — 10 уроков. Уже сейчас желающие принять участие в учебном потоке могут записаться в курсанты. Приглашаются взрослые и старшеклассники: литераторы, иллюстраторы, фотохудожники, редакторы, историки-комментаторы, заинтересованные читатели, критики-рецензенты и «универсалы» (на все руки мастера). В этот раз специализации в мастер-классах распределены по гильдиям
Поток 19 будет работать по программе курса «Создание произведения», с подзаголовком «Новая Коллективная повесть». Результатом станет книга в 3-х томах, которая осенью 2011 года уйдет в типографию. Ее надо дописать, проиллюстрировать, снабдить справочным аппаратом и разного рода приложениями (даже музыкальным).
Нашу повесть в ее прежнем варианте писали почти 100 авторов и иллюстрировали многие художники. Как превратить этот «недостаток» (разные стили, разные техники) в достоинство? У Мастера есть задумка.
На нынешнем этапе особая роль отводится гильдии «Визуализаторы» — главы повести уже практически написаны, но с иллюстрациями явная напряженка.
Вторая особая роль — за гильдией заинтересованных читателей: их ответы на анкету и рецензии тоже планируется включить в книгу. Но главное — они дадут авторам необходимую обратную связь. Еще Аристотель говорил, что цель творчества — произвести впечатление на зрителя, читателя, поэтому авторы с волнением ждут своих первых читателей.
Научную гильдию ждет написание комментариев, придумывание изобретений, работа с познавательными материалами. Проектная работа в школе подчас сводится к написанию («надёру») рефератов. Трудно найти ударную, проблемную, настоящую тему. А здесь — целый веер отличных предметных тем практически по всем дисциплинам, ведь повесть — о школе, а в школе что главное? Правильно, уроки.
Была мысль сделать еще гильдию любителей животных: проекту очень требуются «авторы-собачники», «кошатники» и даже «попугаечники», которые помогут описать повадки, привычки и психологию своих любимцев.
Чтобы войти в поток 19, участникам необходимо отметиться на странице «Запись в МК» (перейти туда по ссылке из новости). Кликнуть по кнопке «Запись», выбрать гильдию и специализацию (поставить галочку).
Тех участников, которые были записаны в поток 18, уведомляем, что этот поток был открыт для тестирования, посему просим всех «записантов» перейти в поток 19 «Новая Коллективная повесть».
Следите за сообщениями Автоинформатора на Дежурной линии «Мастер-классы по Сети». 29 января пройдет «зачетный» урок потока 10 в жанре «малой Большой игры».
Автор фото: Лена Мирошниченко, гимназия «Перспектива», Самара
Цель проекта — создать «национальный подростковый бестселлер», который составит конкуренцию современным сериалам о школе и мистической прозе, так популярной сейчас среди молодежи. По итогам будет издана книга в 3-х томах (по 400 стр. с цветными иллюстрациями) с приложениями. Предлагаем ознакомиться с уже опубликованными на Портале главами и определиться с ролью своей команды в этом грандиозном проекте
Герои Коллективной повести — ребята из школьной газеты «Полундра» и их педагог, главный редактор. Школа — важное действующее лицо повести. Личные истории ребят, дружба, любовь, взаимовыручка и предательство, разные характеры, увлечения, талантливые и неординарные личности, связанные общим делом, — вот лейтмотив повествования.
Основное действие повести разворачивается вокруг кафе «29 генваря», куда ведут следы тайны. В недрах кафе находится разгадка, которая разбита на 15 иносказательных частей. Нужно попасть в 15 комнат, раздобыть 15 улик, сложить их все вместе.
Каждое путешествие героев в кафе оборачивается уликой (вещь, предмет, подсказка), которую кафе «дарит» своим посетителям. Только собрав все улики воедино, герои смогут разгадать таинственный смысл послания.
Красная нить — исторические события 1713 года. Во время приключений герои встречаются с персонажами эпохи Петра Первого и самим монархом. Главный антигерой — двойник царя, один из обитателей странного кафе — чинит им разные пакости (даже берет в плен девочку, за которую будут сражаться два ее одноклассника).
Чем завершится повесть, уже известно. Однако несколько последних глав еще не написаны. В имеющихся главах есть «пропуски» (помечены значком <…> — их можно сразу заполнять, при чтении глав. Иллюстрации тоже можно закачивать прямо в главы (ссылка «Проиллюстрировать»).
Опция «Зеленые слова» создана специально для комментаторов, которые могут объяснять термины, не переписывая их значения из Википедии.
С таким багажом мы подходим к новому этапу проекта, принять участие в котором приглашаем всех желающих. Проекту очень нужны новые силы, которые бы привнесли в него свежие мысли и идеи.
Если вы намерены принять участие в «Коллективной повести», мы просим вас пройти на одноименную Дежурную линию и заявить о себе, либо записаться в мастер-класс, поток 19. Тем самым вы подтвердите свое намерение присоединиться к нам.
Если же вы раньше записывались, но передумали принимать участие в проекте, пожалуйста, отпишитесь от него в Заявке на участие, чтобы система не включила вашу команду в проект автоматически.
По ссылке из новости вы можете перейти в первую главу. Дается неделя на чтение. 22 ноября мы опубликуем План-рубрикатор с конкретными заданиями доработчикам
Со вторника, 16 ноября, в МКЛ № 1310 будут проходить проектно-научные конференции среди лицеистов. Участие в мероприятии примут и самые юные ученики (7 класс), и «без пяти минут абитуриенты» (10 класс)
Текущая неделя для лицея № 1310 — весьма насыщенная. Со вторника по пятницу (включительно) лицеисты будут представлять членам жюри (в составе — представители администрации лицея, журнала «Лицейское и гимназическое образование» и Ресурсного центра) свои презентации по выбранным предметам. Ожидается, что максимум работ учащихся будет посвящено поездке ребят в Брянское полесье, организованной в октябре.
По итогам этой недели жюри выберет несколько действительно сильных, грамотно составленных презентаций, даст советы ребятам, как доработать свои материалы, чтобы к концу ноября представить их уже в актовом зале перед аудиторией.
Порядок проведения проектно-научных конференций:
16 ноября, вторник. 8:30–13:45 — выступление 7–8 классов.
17 ноября, среда. 9:20–13:45 — выступление 9 класса.
18 ноября, четверг. 10:2513:45 — выступление 11 класса.
19 ноября, пятница. 8:30–13:45 — выступление 10 класса.
12 ноября, в пятницу, учащимся Культурологического лицея № 1310 были присвоены гордые звания «лицеистов». Торжественному обряду предшествовал небольшой концерт, собравший в актовом зале всех ребят и педагогов
Гости вечера и те учащиеся, которым только предстояло пройти традиционный обряд, наверняка чувствовали трепетно-торжественную атмосферу, царящую в зале. Казалось, что все зрители на пару часов перенеслись в прошлое, где только зарождалась история российских лицеев.
Ведущие со сцены зачитывали стихи Александра Сергеевича Пушкина и представляли, как сейчас могли бы выглядеть лицеисты XVIII века. Лейтмотивом праздничного вечера проходили воспоминания о Царском селе: ребята пели романсы и передавали напутствия «без пяти минут лицеистам» 2010 года.
И вот паркет актового зала уже освобожден для вальса. Пока еще просто учащиеся кружат в танце, через считанные минуты они посвятятся в лицеисты и пообещают себе гордо нести этот титул через все учебные года.
Заполучив грамоту лицеиста и накинув голубой лицейский шарфик, ребятам предстояло вкусить «гранит науки», отпить из «источника знания», получить «огонь вдохновения» в виде миниатюрной свечи и только потом подняться на сцену. Когда все-все новички выстроились в ряд, зал взорвали аплодисменты учащихся и педагогов — лицей № 1310 приветствовал в своих рядах новобранцев.
Завершился вечер посвящения исполнением гимна всех учащихся «Gaudeamus» и гимна Культурологического лицея № 1310 «Науки юношей питают». Зал подпевал ребятам стоя.
Накануне ноябрьских праздников, в среду, 3 ноября, педагоги и ученики Московского Культурологического лицея № 1310 ждали в гости делегацию из дружественного поселка Локоть Брянской области. Ребята приехали к нам веселые и совсем не уставшие, несмотря на насыщенный экскурсионный день и мучительное томление в московских пробках
Приезд ребят из Брянского полесья в лицей № 1310 — ответный визит вежливости. Ведь на осенних каникулах их школу успела посетить команда наших лицеистов. Тогда же школьники из поселка Локоть с удовольствием познакомились с делегацией из Москвы, показали ей родную школу, рассказали о главных местных достопримечательностях и отправились вместе с лицеистами на прогулку.
Все сотрудники лицея долго и трепетно ждали ребят в гости. Загруженное столичное движение не позволило делегации приехать вовремя, но в итоге все завершилось благополучно: ребята успели пообедать (или поужинать?) и поближе познакомиться с нашим учебным заведением.
Гостей из Брянского полесья в актовом зале встречали представители администрации лицея № 1310 и организованного при нем Ресурсного центра. Вначале учителя искренне поблагодарили локтевскую школу и ее представителей за радушный прием и организованную для наших лицеистов встречу. Чтобы освежить память, ребятам было предложено посмотреть видеоотчет с экскурсии по поселку и его окрестностям.
Вслед за видеоотчетом руководитель видеостудии лицея Иван Владимирович Фадеев уговорил гостей принять участие в небольшом мастер-классе — прямо на сцене разыграть ситуацию «журналист берет интервью у прохожего». Попробовать себя в новой роли согласилось трое ребят: кто-то из них держал в руках настоящую видеокамеру, изображая оператора, кто-то говорил в микрофон, представляясь корреспондентом, а кто-то — отвечал на вопросы журналиста и улыбался в камеру.
Далее со словами приветствия перед ребятами выступила Татьяна Михайловна Соловьева, выпускающий редактор журнала «Лицейское и гимназическое образование» и координатор Конкурса школьных изданий Марина Волобуева. Татьяна Михайловна и Марина немного рассказали гостям о своей работе: об этапах подготовки журнала и о Конкурсе школьных изданий, который ежегодно организовывается на базе лицея с помощью Портала школьной прессы.
Надеемся, ребята из поселка Локоть остались довольны нашим гостеприимством. Напоследок педагоги и сотрудники лицея пожелали делегации из Брянского полесья счастливой дороги и скорейшего возвращения.
Автор фото: Кирилл Янченко, литературный редактор журнала ЛГО.
…надо разбираться в его языке! Этому непростому искусству — пониманию замысла авторов — будет посвящено первое заседание киноклуба МКЛ № 1310
В течение года членам киноклуба предстоит посмотреть несколько фильмов из Золотого фонда отечественного и зарубежного кино. Для первого просмотра предложен фильм режиссера Ролана Быкова «Чучело» (1983 г.), снятый по одноименному роману. В главной роли еще девочкой снялась популярная певица Кристина Орбакайте. Но не только ее участие сделало киноленту событием.
Фильм «Чучело» и сегодня волнует острыми вопросами человеческих взаимоотношений, заставляет размышлять о вызовах личности, безликости и бездуховности. Организаторы киноклуба надеются, что обсуждение коснется не только содержания фильма, но и умения разгадывать выразительные средства языка в кинематографе.
Надежда Чухняк, мастер-класс «Медиажурналистика», МКЛ № 1310
Этапы создания школьного издания: профсекреты и нюансы
Технология работы школьного издательства отличается от технологии крупных профессиональных. В первую очередь это связано с количеством и квалификацией сотрудников. В крупных издательствах за каждый этап работы отвечает отдельный специалист, тогда как при издании школьной газеты функционал подчас перемешан. Как же выстроить такой алгоритм работы, который каждый участник смог бы применить для своей издательской деятельности?
Допустим, концепция вашего периодического издания уже существует. То есть определены рубрики газеты (журнала, альманаха), их расположение на полосах, количество страниц, принципы иллюстрирования (какие рисунки, схемы, таблицы и фотографии будут включены в те или иные материалы).
На основе концепции газеты художник создает шаблон-макет издания: разрабатывает полосу, на которой будут размещаться текстовые и графические элементы, отрисовывает в издательской системе макет каждой страницы. После этого к работе подключается ответственный верстальщик, который на основе созданных художником объектов «закрепляет» их и переносит в шаблон-страницу. На этом подготовительный этап подходит к завершению и начинается работа с материалами для выпуска.
Редакция готовит «начинку» для своего издания: корреспонденты пишут статьи, корректоры и редакторы их обрабатывают; бильд-редакторы подбирают качественные фотоснимки или дают задания фотографам на проведение фотосессии. Работа идет полным ходом и завершается удачно только в случае, если все этапы подготовки выпуска были четко организованы. В противном случае редакция постоянно сталкивается с форс-мажором — верстальщик не успевает справиться со своей работой из-за накладок в работе редактора (к примеру).
Подробнее этапы подготовки издания рассматриваются в мастер-консультации «До и после верстки» (перейдете туда по ссылке из новости), приводятся обстоятельные ответы относительно того, как организовать «Спецификацию» (документ, облегчающий работу верстальщикам), файловую структуру, шаблон-макет издания, а также размещается много других полезных советов.
В нашем лицее прошла малая Большая игра «Времена года: Осень»
Чтобы разогнать осеннюю тоску и поднять настроение, в Московском Культурологическом лицее № 1310 была организована малая «кроссмедийная» Большая игра. На этот раз мероприятие посвятили актуальной теме — «Осень». Лицеисты раскрывали ее в разных медиа жанрах
Итог творческой работы ребят в рамках малой БИ — это презентации. Ученики 7–11 классов демонстрировали жюри готовые фотографии, выступления и видеоклипы, главной темой которых стала красавица Золотая осень.
В ходе Игры ребята выполняли три обязательных и несколько (на усмотрение команды) произвольных заданий. Из обязательного: в течение недели лицеистам было необходимо подготовить три кроссмедийных проекта (с использованием не только фото, но и видео, звука, текста и даже формата 3Д) по следующим темам:
Бог или богиня осени (наряженные в костюмы девушка или юноша).
Осенняя геометрия (астрономия, химия или другой предмет из естественно-математической области).
Ребята, как всегда, подошли к процессу ответственно и порадовали жюри креативными фотографиями и видеозарисовками. К слову, лучшее из работ лицеистов впоследствии будет включено в презентацию, которую Оргкомитет Конкурса готовит для Всероссийской конференции от партнеров проекта — компании «Adobe Systems». Возможно, в ближайшем будущем и на Портал будут загружены избранные фотографии и видеоролики. Тогда и вы, дорогие читатели, сможете оценить кроссмедийное творчество наших лицеистов!
На фото: Василиса Тарадымова, Москва, лицей № 1310
Автор фото: команда-победитель «Брокколи», 10 класс
12 октября в 12:00 в МКЛ № 1310 пройдет образовательно-развлекательное мероприятие для семиклассников — Интеллектуальный марафон «Открытый мир». Приглашаем всех желающих
Московский Культурологический лицей № 1310 предлагает ученикам из соседних (и не только) школ принять участие в Интеллектуальном марафоне. Раскрывать содержание заданий мы не будем, но обещаем — скучать не придется. Зато придется продемонстрировать знания, смекалку и сообразительность.
Для тех, кто решится поучаствовать в Интеллектуальном марафоне, МКЛ № 1310 расположен по адресу: ул. Перовская, 44а.
До встречи!
Автор фото: Алексей Спельников, гимназия № 1504, Москва