Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 515
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Требования и правила. Структура статьи: название (объясняемое слово), текст, разделенный на абзацы, иллюстрация, автор текста, автор иллюстрации.
Отражены термины за все годы. Показать только термины с августа 2025 года. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 2
 
Божества 5
 
Быт 9
 
Внешность
 
Верования 8
 
Вышивка
 
Дом_двор 2
 
Еда 2
 
Живопись
 
Животные 19
 
Занятия_Профессии 1
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 3
 
Лес 1
 
Музыка
 
Одежда_обувь 2
 
Оружие
 
Праздники 2
 
Поделки 1
 
Посуда 2
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 2
 
Сказки 33
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 1
 
Строения 1
 
Суеверия 3
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 5
 
Традиции 6
 
Фразеологизмы 3
 
Украшения 1
 
Утварь 2
 
Фольклор 21
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ

Первая | < Предыдущая | Страница 5 из 11 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Следующая | Последняя

Всего статей 515

Колобок в русских народных сказках- довольно-таки всем известный добрый персонаж.
Давайте представим себе этот предмет Он жёлтый, румяный, такой аппетитный шарик из теста., который так и просит, чтоб его оживили. А какой вкусный на вид. А в сказке его даже оживили, и говорит он «человеческим голосом».

Вспомним сюжет сказки про главного героя. Жили были дед, да баба. Замесила бабка теста. Слепила колобка. Оставила остывать, а он сбежал. На улице ведь так много всего неизведанного, интересного. Такие мысли, я думаю, посещали колобка.
Отправившись в неизвестность, наш герой встречает зайца, волка, медведя. На свою удачу, он смог их провести. Осмелел и совсем забыл о страхе. Это его и погубило. Лиса его съела. Он не смог спастись.
Только появившись на свет, колобок ничего не знает об окружающем его мире. И видя светлую травку, он даже не думает, что там есть что-то опасное. Он ещё не знает, что такое опасность. В таком состоянии он очень уязвим.

Мораль сей сказки такова: не стоит соваться в неизвестную яму. Надо быть готовым к обману лисы или иного незнакомца. Перед тем как уходить из гнезда, надо взвесить все за и против.

Автор текста: Иван Краснобаев.
Автор картинки: Камила Нуриманова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Сказки
16.0
//
 0 
 
 0 
Колобок — это один из самых ярких и запоминающихся персонажей русских народных сказок. Он представляет собой хлебный кругляш, который оживает и отправляется в увлекательное путешествие. Этот персонаж стал символом не только детской беззаботности, но и народной мудрости. Давайте подробнее рассмотрим его характеристики, особенности и значение в сказке.
 
Колобок изображается как круглый, румяный, с золотистой корочкой хлебец. Его форма и цвет символизируют свежесть и тепло домашнего очага. Несмотря на свою простоту, он наделён особым шармом и харизмой. Это делает его привлекательным для детей, которые легко могут идентифицировать себя с ним. Колобок не просто хлеб — он живое существо, способное говорить, петь и мыслить.
 
Колобок обладает рядом характерных черт, которые делают его уникальным:
Самоуверенность: Он верит в свои силы и способности, что позволяет ему убегать от различных животных. Эта самоуверенность становится как его сильной стороной, так и причиной его беды.
Хитрость: Колобок умеет находить выход из сложных ситуаций, используя свою смекалку. Он обманывает зайца, волка и медведя, рассказывая им о том, как он сбежал от старика и старушки.
Наивность: Несмотря на свою хитрость, колобок оказывается наивным, когда встречает лисицу. Его доверие к ней становится роковым.
Любознательность: Колобок стремится исследовать мир вокруг себя. Его желание приключений и свободы толкает его покинуть дом, что в конечном итоге приводит к его путешествию.
 
Колобок — это не просто персонаж сказки; он стал частью русской культуры и фольклора. Его история полна приключений и уроков, которые остаются актуальными для детей и взрослых. Колобок олицетворяет стремление к свободе, но также напоминает о необходимости осторожности и мудрости в отношениях с окружающими. Эта сказка продолжает жить в сердцах людей и вдохновлять новые поколения на изучение богатства русской народной традиции.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
17.5
//
1 ]
 0 
 
 0 
Не плюй в колодезь, пригодится воды напиться… странная пословица, но что же она означает? На самом деле, все очень просто, не надо делать гадости или говорить плохо о людях, с которыми тебе учиться, работать, дружить. А что же такое колодезь? Оно созвучно со словом колодец и это правильно, колодезь — это вырытая яма в земле, чтобы добывать воду. Она бывает узкая и глубокая, защищенная от обвалов.
«Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь всё глубже и глубже в охватившем его мраке и, наконец, на трехсаженной глубине осветил дно». (Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»)

Автор картинки и текста: София Кичай
//
 
На Руси колодец- глубокая яма, наполненная водой, находящая в рамках колец или сруба- считается местом, где не только утоляют воду
 
Славяне верили, да многие и по сей день считают, что это место перехода в параллельный мир. Издревле на Руси в древних поселениях искали 2 места, для этого тогда и сейчас испрльзуется ветка лозы, она как точная направляющая, указывала место-точку копки. Один колодей рыли в центре деревенского поселения, вода из данного колодца предназначалась для всех жителей. А второй колодец рыли на окраине, куда крестьяне не ходили, поскольку считается, что та вода «мертвая», поскольку предназначена для темной силы…
 
Вспомним сказку «Иван-царевич и серый волк», в которой как раз используются заживляющие свойства мертвой воды, а потом для воскрешения-живой. Во время свадебной церемонии, по славянской традиции, набирали воду из колодца, омывали руки и лицо для долгой и счастливой жизни. В различных сказках героини прыгали в колодец, чтобы добыть клубочек с пряжей, как в сказке «Морозко», или встретиться с Кащеем, как в других сказках, Силу они получали как раз в параллельном мире, будучи трудолюбивым или добрым персонажем, их они наделяли по заслугам лучшими свойствами или качествами, также после возвращали их домой, на Землю.
 
В современное время колодей-это источник утоления жажды, к которому нужно относиться гуманно и заботливо.
 
Автор статьи и картинки-Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
//
 0 
 
 0 
В деревне, во дворе моего домика, стоит старая бордовая «четверка». Давно без колёс, с проржавевшим дном и замутневшими зеркалами. Уже как 5 лет машина не на ходу. Дедушка называет её колымагой. Мол, «сходи во двор, туда где колымага стоит», то есть старая разбитая повозка. Это слово в 21 веке несёт пренебрежительную окраску, хотя в 17 веке колымагой обладали только дворянские семьи. Колымага — карета, коляска, всякая барская повозка. Богатые люди украшали их золотом и серебром, а для уюта и тепла салон обивали дорогими мехами.
 
Автор рисунка: Костя Кисилев, 7 класс
Автор текста: Дина Буторина
 
//
 
Колядки — рождественские песни. Люди наряжались в разные образы. В основном в животных, в страшных существ и нечистую силу. Нужно было выглядеть странно и необычно для того, чтобы отпугнуть все плохое, а также раскрепоститься.
Чтобы спеть у кого-то во дворе, нужно разрешение хозяина. Танцы, нахваливающие слова, — за всё это гостей благодарили угощениями.
Думаю, и сейчас можно встретить колядующих, только в современной форме исполнения!
Самая популярная колядка, наверное, эта:
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.
 
Автор картинки и текста: Ксения Кутявина
 
 
//
 
Колядка… какое необычное в наше время слово. Звучит очень по-старинному. Никто его не употребляет и более половины детей и взрослых уж и не знает, что оно означает.
 

У меня слово «колядка» или «колядки» ассоциируется с произведением Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», мы его проходили в школе. Наверное, именно там я встретила впервые это слово. Николай Васильевич сделал примечание в тексте, объясняющие его значение: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому». Лучше Николая Васильевича и не растолковать.

Колядки или песни, которые поются накануне Рождества, наверное потому и забываются, что и традиции эти в наши дни не поддерживаются. Уж не слышала я в свои двенадцать лет ни на улице, ни дома колядок. А, пожалуй, весело бы было.

Автор текста и картинки: София Обыграйкина
//
 0 
 
Конек-горбунок- это персонаж русской народной сказки, который символизирует доброту, ум и силу дружелюбия. Он выглядит маленьким, но на деле- очень мудрый конёк, с характерной горбиной на спине. Главный герой сказки часто сталкивается с трудностями и злодеями, но с помощью конька он преодолевает все преграды.
 
История начинается с того, что обычный человек попадает в непростую ситацию. Он встречает конька и, узнав о его волшебных способностях, заключает с ним неразрывную дружбу. Конек-горбунок помогает своему другу выполнить трудные задания, обманывать хитрых врагов и находить счастье.
 
Этот персонаж олицетворяет верность и силу дружбы и показывает, что даже самые маленькие создания могут иметь огромную силу. Сказка учит нас тому, что доброта и помощь друг другу важнее физической силы и богатства. Конек-горбунок- не просто герой, а символ надежды и взаимопомощи в трудные времена.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Ксения Волчкова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Животные
18.0
//
 
Копуша — слово, знакомое скорее всего многим детям. Так в итоге-кОпать или кАпать (на мозги). Медленно собираться или что-то делать можно и как копать. Но своим копанием можно одновременно капать на мозг — тому, кто заставил, либо самому себе в процессе действия. «Ну что ты как Копуша!». Данную фразу может услышать любой-любимая жена, стоя перед зеркалом, муж, ищущий одинаковые носки, сотрудник офиса, заваленный бумагами. Вот такое многозначное определение тормоза.
 
Автор текста: Ирина Рюмина
Автор фото: Анастасия Гукова
 
 
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва             
//
 0 
 
 
Первые корзины плелились из лозы ивы. Их некоторое время держали в соленом растворе, что придавало лозе более гибкости. Корзина-это первая необходимая вещь, которая использовалась для многого.
Первые плетёные корзины появились 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведённые археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее.
В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетёных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша, а для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце.
В корзинах из лозы люди хранили самые разные вещи: собранный урожай и семена, пойманную рыбу и дичь, одежду и провизию. Плетёные корзины устанавливались в усыпальницах для хранения вещей, принадлежавших умершему и способных «пригодиться» ему в загробной жизни.
В настоящее время плетёные корзины получили широкое распространение. Подарочные плетёные корзины являются одним из самых популярных вариантов упаковки, способным в выгодном свете представить практически любой товар, в том числе цветочные композиции и парфюмерные наборы. Они также станут отличным самостоятельным подарком или использоваться для украшения интерьера загородного дома, придавая ему изысканный и изящный.
 
Автор статья Архип Ордин. Автор фото Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
10.0
//
 0 
 
Коромысло — бытовой инструмент, помогающий носить воду в вёдрах. Использовался на Руси преимущественно женщинами.

Коромысло состоит из основных элементов:
1. Деревянная или металлическая балка: Основная часть, которая обеспечивает устойчивость.
2. Ручки (упоры): Оба конца балки имеют ручки для удобного захвата.
3. Верёвки или цепи: С одной стороны коромысла прикрепляются верёвки, на которые подвешиваются ведра или другие контейнеры для грузов.
Впервые коромыслом предположительно пользовались в XVI веке.

Коромысло представляет собой неотъемлемую часть традиционного сельского быта и по-прежнему остаётся полезным инструментом для многих дачников и владельцев частных домов.
 
Автор текста и картинки — Никита Пьянков, 6 класс.
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Коромысло — это деревянная палка или дуга, приспособленная для ношения ведер с водой. Это изобретение занимает особое место в русской народной культуре и является символом труда, простоты и связи с природой.
 
В традиционном русском деревенском быту коромысло использовалось для переноски воды из колодцев и рек. Оно было незаменимым помощником для женщин, которые ежедневно ходили за водой. Коромысло также стало предметом народного творчества. В фольклоре и песнях часто встречаются упоминания о нем, где оно символизирует женский труд, заботу о семье и домашнем очаге.
 
Знаменитое крылатое выражение «дым коромыслом» используется тогда, когда происходит какая-то активная деятельность, связанная с шумом и суетой. Истоки же этого афоризма уходят в далекое прошлое, когда дома отапливались дровами, а дым часто выходил через дверь, приобретая очертания дуги. В некоторых народных сказках коромысло может выступать как магический предмет, который помогает героям в их приключениях. Кроме того, коромысло имеет свои образы в декоративно-прикладном искусстве. Его изображают на полотнах, в резьбе по дереву и вышивке.
 
Таким образом, коромысло — это не только орудие труда, но и важный культурный символ, который отражает дух русского народа, его традиции и образ жизни. Оно напоминает нам о ценности труда, взаимопомощи и связи с природой, что делает его значимым элементом русской народной культуры.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Наталья Тихонова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Наши предки не особо задумывались над тем, какое название дать предмету, которым пользовались часто. Вот и это слово — корыто- означало лишь то, что сделано из коры, значит, изделие из дерева. Чаще всего хозяин делал корыта сам из цельного куска дерева. Вещь была необходимая в хозяйстве: для стирки, купания детей, для рубки капусты, мяса.

На фотографии корыто, которе имеется лично у меня дома. Куплено было давно, на базарчике. Использовалось для того, чтобы иссечь капусту для пирога. С появлением кухонных миксеров, комбайнов необходимость в этой домашней утвари отпала. Но вот храню!
Детские воспоминания связаны с этим предметом. Любимое семейное времяпровождение — лепить пельмени. Отец рубит мясо в корыте сечкой, затем разводит фарш молоком и толкушкой доводит до нужного состояния. Бабушка в это время колдует над тестом, оно должно быть очень крутое. Мнет, складывает пополам, снова мнет. Мы, дети, раскатываем сочни, кладем фарш на пластинку из теста, защипываем края — пельмень отправляется на сочененку. А затем либо замораживаться в сенки, либо в чугунок с кипятком.

В этой любимой семейной традиции без корыта было никак не обойтись. Было оно старое, но удобное и красивое.

Автор статьи и фото Елена Вяткина
 
//
 
КосИцы — на Руси прическа девочек и мальчиков. Раньше в древности волосы детям не стригли, а заплетали в косички.
Космы — волосы у славян, связаны с Космосом. Они являются проводниками космической энергии через волосяные нити.
 
Автор текста: Светлана Геннадьевна Максимова
Автор рисунка: Лилия Максимова
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва             
//
 0 
 
Косоворотка — это традиционная русская мужская рубашка с отложным воротником, который застегивается на пуговицы или завязки. Обычно свободного кроя. Она может быть изготовлена из льна, хлопка или других натуральных тканей.
 
Косоворотка является одним из символов русской народной одежды и широко использовалась в повседневной жизни на Руси. Этот элемент одежды был популярен среди крестьян, казаков, ремесленников и других слоев населения. Она носилась как самостоятельная одежда или под кофтаном.
 
Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
10.0
//
 0 
 
 0 
Кот в русских народных сказках занимает особое место, часто выступая как символ хитрости, сообразительности и даже волшебства. В сказках коты могут быть как обычными животными, так и наделенными магическими способностями.
 
Одним из самых известных примеров является сказка «Кот, который умел говорить». В этой истории кот становится верным помощником главного героя, помогает ему преодолевать трудности и побеждать врагов. Кот часто изображается как мудрый и хитрый персонаж, который знает, как извлечь выгоду из сложной ситуации.
 
В других сказках коты могут быть связаны с темой богатства и удачи. Например, в сказке «Кот учёный» кот приобретает знания и умения, которые помогают ему решать проблемы и защищать своих хозяев. Здесь кот символизирует не только ум, но и силу дружбы и верности.
 
Также коты часто встречаются в сказках о богатырях и героях, где они могут быть помощниками или даже защитниками. Их ловкость и хитрость позволяют им выходить из самых сложных ситуаций и помогать своим хозяевам.
 
Таким образом, кот в русских народных сказках — это многогранный персонаж, который олицетворяет ум, хитрость и верность, а также служит важным связующим звеном между людьми и миром волшебства.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
17.0
//
 0 
 
 0 
Давным-давно, в самом сердце великого леса, жила древняя магическая сущность — Кот Баюн. Он был великаном среди кошек, с густой зеленовато-синей шерстью, сверкающей, как самоцветы, и глазами, горящими золотом, словно два маленьких солнца. Его когти были острее мечей, а крылья, покрытые перьями, позволяли ему парить над вершинами деревьев, словно грозовая туча.
 
Кот Баюн обладал уникальной способностью — он знал тысячи сказок и легенд, каждая из которых могла погружать слушателей в глубокий сон, полный ярких сновидений. Эти сны могли исцелять души и тела, открывать тайны прошлого и будущего, а иногда даже переносить людей в иные миры.
 
Но не всякий мог услышать эти сказки. Только самые смелые и чистые сердцем смельчаки решались отправиться вглубь леса, чтобы встретиться с этим могущественным созданием. Ведь дорога к нему была полна испытаний и опасностей. Нужно было пройти через густые заросли, преодолеть бурлящие реки и избежать встречи с коварными духами леса.
 
И до сих пор в глубине лесов живет Кот Баюн, охраняя свои тайны и помогая тем, кто действительно этого заслуживает.
 
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картинки: Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Кот Баюн- это персонаж славянской мифологии, загадочный и волшебный кот, который обладает способностью говорить и завораживать слушателей. Его образ ассоциируется с защитой и мудростью. Кот Баюн нередко выступает в роли сказочного наставника, который помогает героям преодолевать трудности и искать истину.
 
В народных сказаниях он может быть как добрым, так и злым, часто играя противоречивую роль: с одной стороны, он способен раскрыть секреты и предостеречь от опасностей, с другой- может ввести в заблуждение. Его имя стало символом обмана и хитрости, так как он умеет запутывать и манипулировать.
 
Кот Баюн- это не просто кот, а олицетворение мудрости, магии и самого фольклора, который продолжает жить в сердцах людей, напоминая о важности знаний и умений различать добро и зло.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор фото — Дарья Григораш
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
15.0
//
 
Кот в сапогах — это персонаж, который, хотя и не является традиционным героем русских народных сказок, тем не менее, имеет свои корни в европейском фольклоре. Этот образ пришел в русскую культуру через адаптации и пересказы, но сам по себе Кот в сапогах, как правило, ассоциируется с французской сказкой Шарля Перро.
 
В русских народных сказках часто встречаются говорящие животные, которые обладают человеческими чертами и мудростью. Кота в сапогах можно рассматривать как своего рода аналог таких персонажей. Он представляет собой образ хитрого и сообразительного животного, которое использует свою находчивость для достижения целей. Сюжет о Коте в сапогах обычно рассказывает о том, как кот помогает своему хозяину — бедному молодому человеку, который унаследовал кота от своего отца.
 
В контексте русских народных сказок можно провести параллели между Котом в сапогах и такими персонажами, как Лиса или Волк, которые также используют хитрость для достижения своих целей. Эти животные часто помогают главным героям или же, наоборот, становятся противниками, но всегда играют важную роль в развитии сюжета.
 
Кот в сапогах может символизировать находчивость и умение использовать свои способности на благо. Его образ вдохновляет слушателей и читателей, показывая, что даже самые скромные герои могут добиться успеха благодаря смекалке и решительности.
 
Таким образом, хотя Кот в сапогах не является традиционным персонажем русских народных сказок, его образ гармонично вписывается в общую картину фольклора, где хитрость и ум — важные качества для достижения целей и преодоления трудностей.
 
 
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
Автор текста: Александр Тихонов
19.0
20
//
 0 
 
 0 
В нашей бане живёт кочерга.
Она нужна для того, чтоб в топке можно было перемешивать угли. В первый раз я увидела кочергу в бане: папа перемешивал дрова в печке. Спросив у родителей, что это такое, узнала, что это железный прут длиной 50 сантиметров, шириной 1,5 сантиметра. Один край у кочерги загнут сантиметров на 10, другой край закруглённый, чтобы было удобно держать в руке.

Впервые кочерга появилась на Руси где-то в 19 веке. Произошла от украинского слова (коцюба). Кочергу, ожег вместе с ухватами (рогачами) почитали, всегда ставили «после работы на отдых» в угол у печки.

Еще у этого предмета домашнего обихода есть символическое значение. Иногда, в грозу или сильный град, кочергу выбрасывали за порог дома, чтобы прекратить стихию. Старые люди так делали и кочергу всегда уважали.

Автор текста и фотографии Катя Степанова
//
 
Как ни странно, назначений у этого слова несколько — самое распространенное — уменьшительно- ласкательное название петушка (кочет), именно кочетком называли петухов в деревне.
 
А еще так называют небольшой металлический флюгер, с изображением на нем петуха. Если кто-то не знает: флюгер — это такой специальный прибор, по которому можно определить направление ветра.
 

В русской литературе довольно часто используется это слово:
«А он вдруг задом ко мне верть и запел молодым кочетком: кука-реку-ку-ку!» Лесков Н.С.

Кроме того, слово «кочеток» означает небольшую деревянную палочку, которая крепится к лодке, и на нее, при помощи кольца из веревки, надеваются весла.
 
Автор текста и фотографии: Анастасия Молчанова
//
 0 
 
Кошки в славянской культуре, как и у других народов, считались достаточно опасными существами, которые способны принести человеку вред, поскольку считались проводниками в потусторонний мир. Однако, люди полагали, что вывести из него также могут кошки, таким образом, эти животные расценивались двояко.
 
Считается, что слово кошка произошло от слова «кошель» — сохранять, или кошма- «давать тепло» и даже Кощей- «злое существо».
Однако народ создал такой образ, как кот-Баюн, который сидит на дереве и сладко «бает», рассказывает, призывая своими сказками к бездействию и сну, победить Баюна можно только железной рукавицей, и тот, кто справится с котом, будет наделен великой силой и сможет победить разные болезни.
 
Есть коты также у таких сказочных персонажей, как Баба-Яга, костяная нога. Он был ее вечным спутникам, помогал в колдовстве и знахарстве. Люди боялись особенно черных котов, которые до сих пор, по мнению населения, представляют большую опасность. Есть даже строчки из песен: «Если черный кот дорогу перейдет…«В эти приметы верят все, многие ждут, когда кто-нибудь перейдет дорогу, которую перед ним перешла черная кошка.
Есть поверие, что кошки или коты своими немигающими и умными глазами видят представителей темных сил и разных нечистей, шипят на них.
 
В современном мире некоторые понятия сохранились, но я была свидетелем, как одна кошка, мы называли ее Леночкой, пыталась защитить свою хозяйку, также с зелеными глазами, которую обижали. Надо сказать, что это была шутка, можно сказать эксперимент над кошкой, но она бросилась на обидчика, мы поняли, что наша Лена- очень умное животное. Также вспоминаю, когда Леночка уже вместе с котятами была с нами в степи, где мы выращивали свеклу, лук и бахчевые. Я скомандовала: «Лена, на машину!». Как будто она понимала человеческий язык. Но она поняла его и, не дожидаясь второго приглашения, перетаскала своих четырех котят на верх кузова, груженного арбузами. Они сидели там на задних лапках, поглядывая на нас, дескать, ну что, мы готовы, когда поедем?
 
Автор статьи- Ирина Милованова. Автор фото- Нуриманова Камилла
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
16.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
 
Кошка в русском фольклоре часто символизирует хитрость, ловкость и независимость. Она выступает как охотник на мышей, что подчеркивает её роль в защите жизни и домашнего уюта. В народных сказках кошка может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
 
В сказках, таких как «Кошкин дом», кошка изображается как хозяйка, которая создает уют для себя и близких, особенно в конце, где котята вместе с ней и ее мужем котом построили новый дом после пожара. Она часто находит общий язык с другими животными, показывая дружелюбие и взаимопомощь. С другой стороны, иногда кошка может проявлять хитрость и эгоизм, как, например, в сказках, где она обманывает других животных ради своей выгоды.
 
Кроме того, кошка в русском фольклоре ассоциируется с волшебством и тайной. Её ночная активность и способность видеть в темноте порождают множество мифов и поверий, связанных с магией. Люди считали, что кошки могут участвовать в колдовских ритуалах и охранять дом от злых духов, что добавляет к их образу мистическую составляющую.
 
Таким образом, кошка занимает важное место в русском фольклоре, олицетворяя как положительные, так и отрицательные качества, которые близки и понятны людям.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
//
 0 
 
 0 
Кошуля — длинные сорочки с вышивкой у воротника и у рукавов.
 
Нашли в дневниках Льва Николаевича Толстого (1979г): «Кошуля — шуба легкая».

Автор текста и картинки: Дарья Титова
//
 0 
 
Кощей Бессмертный — один из самых известных персонажей славянской мифологии. Он олицетворяет зло, темные силы и бессмертие.
 
Кощей обычно изображается как старик с длинными волосами и бородой, часто с худым телом и острыми чертами лица. Его имя происходит от слова «кощей», что может означать «костяной» или «сухой», подчеркивая его истощённый, мертвенно-бледный вид. В мифах он бессмертен, но оно связано с тем, что его душа или жизнь скрыты в неком предмете, который необходимо найти и уничтожить, чтобы окончательно победить его.
 
Кощей Бессмертный символизирует не только зло и разрушение, но и страх перед смертью и неизбежностью. Его образ может также отражать борьбу человека с внутренними демонами и искушениями. В настоящее время выражение «Кощей Бессмертный» стало своего рода афоризмом. Так называют очень худого, жадного или злого человека. Когда хотят упрекнуть в скупости, обычно говорят: «Что ты, как Кощей над златом чахнешь!», а к очень худому человеку обращаются — «Кощей Бессмертный».
 
Кощей Бессмертный упоминается во многих русских народных сказках, например: «Иван Царевич и Серый волк», «Елена Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная».
 
Автор текста — Александр Тихонов.
Автор фото — Камила Нуриманова
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Сегодня мы поговорим о самом красивом и значимом месте в русской избе — это красном углу.
Поскольку строились деревянные дома небольшими при больших семьях, то выбирали самое парадное место, угол, вверху которого подвешивали икону, покрытую полотенчиками, божницами. Хозяйка дома их, по преданию, должна была сама выткать и вышить крестом. Такой угол назывался красным. Красный угол — это место молитвы, общения с Богом и святыми. Любые гости, которые бывали в этом доме, по славянской традиции должны были поклониться иконе, пожелать здоровья и всяческого благополучия хозяевам, а потом поздороваться и с самими хозяевами.

Поскольку угол был самым важным, значимым и святым местом, то в народе его прозвали «красным», т. е. красивым. В Сибири и на Урале располагался он в дальнем углу с восточной стороны, между стеной в сени (верандой) и боковой стеной. Предполагалась, что входящие сразу должны были его увидеть, а потом держать путь дальше.

Автор статьи и фото — Ирина Милованова
//
 0 
 
Я думаю что все хотя бы раз слышали про огниво — приспособление для получения открытого огня. Оно состоит из кремня(твёрдый камень), трута(что-то, что должно загореться) и кресала. Именно о кресале сегодня и пойдёт речь.

Что такое кресало, и с чем его едят?
Представляет собой кусочек металла или сплава. При ударе о кремень из кресала вырезаются мелкие стружки, и, так как при резании металл значительно разогревается, разогретые стружки воспламеняются, взаимодействуя с кислородом, содержащимся в воздухе. Изначально в качестве металла использовали железо. Однако железо — довольно твёрдый материал, из-за чего добиться искр руками было тяжело. В начале 20 века кромсала стали изготавливать из мишметаллов, самым распространённым из которых сейчас является ферроцерий.

От чего образовано слово?
Кресало образовано от глагола «кресать» = «высекать огонь» = «тесать камень». Его также часто называли кромсалом (от глагола «кромсать» = «резать»).

Немного истории:
Первые кресала появились в 3–2 веке д. н. э. , а наибольшее распространение оно, кромсало, получило в средние века. Кресало использовалось вплоть до изобретения в 19 веке спичек, а в некоторых районах Европы сохранялось в крестьянском быту до начала 20 века.

Автор текста и рисунка: Павел Аллилуев
 
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
 
 
//
 0 
 
 0 
Крестьянская изба — это традиционное жилище, характерное для крестьянского быта в России и других славянских странах. Такие избы имеют свои уникальные особенности, отражающие местные климатические условия, обычаи и образ жизни.
 
Избы обычно строились из дерева, реже — из кирпича или камня. Деревянные избы часто возводились из бревен, которые скреплялись между собой с помощью специальных соединений.
 
Интерьер крестьянской избы был простым, но функциональным. Стены могли быть украшены вышивкой, а на полках стояли глиняные горшки, деревянные изделия и другие предметы быта. Мебель также была простой: стол, скамьи, кровати.
 
Крестьянская изба — это не просто жилище; она является символом крестьянского труда и жизни. В ней проходили важные события: свадьбы, праздники и даже похороны. Изба служила местом общения и передачи традиций от поколения к поколению.
 
Автор статьи: Карина Виноградова
Автор рисунка: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
//
 0 
 
 0 
Кросно — ткацкий станок, на котором ткали ткань, рушники, половики.
 
 
Текст и фото: Анна Фёдоровна Фомичёва
//
 0 
 
Крошечка- Хаврошечка- это символ плодородия и достатка в доме, данный образ настолько закрепился и в современном мире, что означает «образ маленького, не защищенного в семье человека, которого нещадно наказывают и лишают внимания и заботы».
 
В русской сказке о Хаврошечке говорится, как тяжело выживать в семье, когда в ней живут жестокие и равнодушные люди. Мать героине заменила корова, которая внимательно слушала все беды юной Крошечки. Оставшись без жены, которая недавно умерла, отец девочки приводит в дом мачеху с дочерьми. И как случается не только в сказках, проблемы только усугубляются. Отец Хаврошечки, как принято в таких случаях, существо подневольное и подчиняемое, выполняет все указания своей новой жены: он соглашается зарезать корову.
 
В волшебных сказках всегда есть предметы, которые помогают героям преодолеть трудности или совершить подвиг. Так образ коровы наделен такими свойствами. Недаром и в реальной жизни он практически однозначен. Это кормилица семьи, остаться в Древней Руси без коровы, все равно, что лишиться кормильца: она дает молоко, значит, несмотря на неурожаи, семья выживет в трудные годины.
 
Мачехе не нравится союз Коровы и Хаврошечки, она приказывает ее убить. Хаврошечка выполняет все указания коровы, и в итоге судьба к ней благосклонна. На месте, где она закопала косточки коровы, вырастает красивое дерево, яблоня, чьи плоды понравились молодому красивому барину.
 
В итоге, героиня благополучно выходит замуж, она вознаграждена по справедливости: смерть коровы не напрасна, она ей помогла сделать правильный выбор и покинуть злых и расчетливых людей.
 
Автор статьи- Ирина Милованова. Автор фото- Любовь Догонова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Даже самую злую обиду можно пережить добрым сердцем! Возьмем, к примеру, сказку «Крошечка-Хаврошечка».
 
Жила-была девочка Хаврошечка. Она была сиротой и работала с утра до ночи для злой мачехи и её ленивых дочерей. У Хаврошечки была только одна подруга — добрая коровушка.
 
Когда злые сёстры завидовали Хаврошечке и убили коровушку, девочка не стала мстить. Она похоронила подружку, поливала землю слезами — и выросло там волшебное яблонька с золотыми листочками и сладкими яблочками!
 
Мимо ехал добрый молодец. Яблонька ему понравилась, а Хаврошечка угостила его спелым яблочком. Увидел молодец, какая она добрая и трудолюбивая, и забрал с собой — жить в достатке и радости.
 
Вот так доброе сердце и терпение победили все невзгоды!
 
Автор статьи и рисунка Егор Кузьминов.
 
 
 
 
18.0
20
//
 0 
 
Это глиняный сосуд для хранения молока. Они обычно 1–2 литровые, высота 18–20 см В таком сосуде молоко дольше сохраняеет свежесть, для этого сосуд был выполнен из пористого материала (глины) благодаря которому молоко могло дышать. Еще в крынке делали топленое молоко. Крынку ставили в печь и томили молоко, оно становилось карамельного цвета. Сверху появлялась коричневая пенка. Кажется вкуснее этой пенки с топленого молока ничего нет. Интересный факт: жирность молока у всех коров разная. и когда наливаешь кружку топленого молока, а сверху плавают лужицы растопленного масла — это блаженство.

Автор фото и текста Ирина Бабичек
 
//
 
«Крынка» — это старинный предмет быта, который использовался для хранения и переноски молока или других жидкостей. Крынка обычно имела форму круглого сосуда с узким горлышком и ручкой для удобства переноски. Она могла быть изготовлена из различных материалов, таких как дерево, керамика, металл или стекло.
 
Крынки использовались в домашнем хозяйстве для хранения свежего молока или других жидкостей, чтобы сохранить их прохладными и защищенными от загрязнений. Их удобно было брать с собой на пастбище или в поле для кормления животных.
 
С появлением новых технологий и удобств, использование крынок постепенно устарело, но они остаются популярными среди коллекционеров и любителей антиквариата. Крынки могут быть интересны не только как предметы быта, но и как элемент декора или аутентичного аксессуара в стиле ретро.
 
Автор текста: Светлана Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
13.0
//
 0 
 
 0 
 
Кувшин- распространенное на Руси слово, отмечено было уже к 15–16 веку. Предполагается два варианта происхождения этого слова: один- из тюрского языка, «кумган». Это слово означает кувшин с узким горлом. Тюрские народы использовали его во времена походов или кочевий, наливали туда айран или верблюжье, также коровье молоко, которое хорошо хранилось в условиях жары.
Есть и другая версия происхождения этого слова- из литовского языка- «ендова», или кувшин, в котором хранились напитки, их подавали к столу.
 
Упомянуто данное слово было еще в описях Свияжского монастыря 1614 года у публициста Г. Котошихина: «Да в монастырской ж казне серебряных судов питьих: кубок, достоканец серебряной с кровлею, золочен, братена серебряная». На Руси использовали кувшины как из стекла, так и из дерева, меди, были и глиняные. Хранили в такой посудине мед, пиво, молоко, кисель, квас, алкогольные напитки.
 
Поскольку кувшины, или сосуды, или жбаны имели свое предназначение, то и размеров они были разных: от одного литра до 20–30 литров, последние же использовались для того, чтобы напоить скот: коров или овец. В русских деревнях долгое время использовали глиняные кувшины для хранения молока, которое подолгу не скисало. Крестьяне опускали в погреб масло и сметану в кувшине, которое хранилось там и не портилось. Известная русская притча, в которой две лягушки попали в кувшин со сливками: одна из них не переставала бить лапками и выбралась наружу из неудобного кувшина, сбив из сливок масло, другая же быстро сдалась на милость победителя.
 
Автор статьи и фото-Ирина Милованова
 
 

12.5
//
 0 
 
 0 
Кувшины с носиком для удобного слива жидкости и ручкой с противоположной стороны появились в древние времена. Иногда их дополняли крышками. Эти сосуды играли значительную роль в повседневной жизни и ритуалах, особенно в погр*ьных обрядах.
 
Древние греки использовали специальные кувшины для вина, известные как ойнохои, которые позволяли наливать в три чаши одновременно. В Среднем Поднепровье были найдены высокие керамические кувшины с узким горлышком и ручкой, относящиеся к зарубинецкой культуре. Также в могильниках другой древней культуры обнаруживались чернолощёные кувшины с узким горлом и X-образными ручками.
 
В России кувшины из глины использовались для переноса воды вплоть до XVIII века. Они были меньше ведра и носились на плече. Археологи находили такие сосуды, украшенные орнаментами и надписями. Например, на одном из найденных кувшинов было указано имя владельца — Григория Афанасьева, торговца из Москвы.
 
Даже в XIX–XX веках кувшины продолжали пользоваться популярностью для транспортировки воды в странах Ближнего Востока и Средиземноморья. Кроме глиняных, существовали также металлические кувшины, которые использовались для подачи напитков на стол. В XVII веке популярная чернолощеная посуда начала уступать место более дорогим глазурованным кувшинам, особенно востребованным для праздничной сервировки.
В Германии кувшин (Kanne) служил мерой объёма. Например, баварский кувшин имел объём 1,07 литра. До конца XIX века термин «Kanne» даже использовался как официальное название литра.
 
Основная функция кувшина заключается в хранении и подаче жидкостей. Его форма зависела от назначения: широкие кувшины были предназначены для воды и вина, а узкие с крышкой — для пива. В России такие сосуды называли «питейной посудой», и слово «кувшин» вошло в обиход с XV века.
 
Автор статьи Иван Краснобаев
Автор фото Ирина Милованова
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
Тэги:  Посуда
13.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Кувшин в русской народной культуре занимает значительное место и является символом домашнего уюта, изобилия и традиционного быта. Он обычно ассоциируется с хранением воды, молока, меда и других жидкостей, что делает его важным предметом в повседневной жизни.
 
Кувшины были неотъемлемой частью крестьянского быта, особенно в деревенских домах, где важность воды и молока трудно переоценить. Данный сосуд часто воспринимается как символ достатка и благополучия. Полный кувшин может означать изобилие и процветание в семье. Кувшины изготавливались из различных материалов: глины, дерева, металла и стекла. Каждая культура имела свои особенности в их оформлении. Глиняные сосуды часто украшались росписью или резьбой, отражая местные традиции и художественные стили.
 
В русских народных сказках и пословицах кувшин может символизировать хранимые тайны или богатства. В сказке «Кувшин-теремок» этот сосуд становится жилищем для разных животных, а в произведении «Лиса и кувшин» данный предмет, украденный главной героиней, не приносит ей счастья, а утягивает на дно.
 
Таким образом, кувшин в русской народной культуре — это не просто предмет для хранения жидкости, а многогранный символ, отражающий традиции, обычаи и духовные ценности народа. Он олицетворяет уют домашнего очага и служит важным элементом культурного наследия.
 
 
Автор текста и фото: Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
18.0
//
 0 
 
 0 
Кудель — это не порода собак, созвучная со всем знакомым пуделем, как некоторые могли подумать. На самом деле это волокно льна, конопли или шерсти, приготовленное для прядения и используемое для изготовления толстой пряжи.

На Руси кудель ассоциировалась с волосами и использовалась в «обрядах перехода». Из нее невесте изготавливали красоту (похожую на косу), перед свадьбой ее сжигали и гадали по форме пепла. Косу из кудели привязывали на могильный крест, а человека, обмывающего покойников, звали скудельником.

При посвящении («переходе») девочек (5–6 лет) в пряхи полагалось, выпряв первую нить из кудели, эту нить сжечь, а пепел съесть с хлебом или выпить с водой. Из-за прочной связи кудели с волосами даже возникло слово «куделить», означающее «драть за волосы».

Автор текста — Алина Махмутова
//
 
Жил-был в одном далёком селе добрый молодец по имени Илья. Был он мастером на все руки, но больше всего любил работать молотом и клещами. Днём и ночью стоял он у раскалённого горна, выковывая мечи, топоры и подковы для коней. Слава о его мастерстве разнеслась далеко за пределы родного села, и вскоре стали стекаться к нему люди со всех уголков земли русской.
 
Однажды вечером, когда солнце уже спряталось за горизонт, а Илья заканчивал очередную работу, раздался стук в дверь. Открыв её, кузнец увидел перед собой старика с длинной седой бородой и глубокими морщинами на лице. Старик попросил Илью выковать ему меч, такой, какого ещё никто никогда не видел.
 
После этого старик исчез, словно растворившись в воздухе. А Илья понял, что перед ним был сам Дед Мороз, пришедший за оружием для борьбы с тёмными силами.
С тех пор Илья стал известен как самый великий кузнец на Руси. Люди приходили к нему за помощью, зная, что он всегда готов защитить их от беды. И где бы ни звучало имя Ильи, везде говорили о нём с уважением и благодарностью
 
В русских сказках кузнец — это сильный и мудрый человек, обладающий магическим мастерством. Он умеет ковать не только обычные предметы, но и волшебные орудия, такие как меч-кладенец или волшебные ключи

Автор текста: Артём Хрупов
Автор картины: Камила Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
 0 
 
 0 
Кузнецы занимают важное место в русских народных сказках, представляя собой символ мастерства и силы. Они часто изображаются как мудрые и опытные мастера, обладающие уникальными знаниями о металлах и ремеслах. Эти персонажи не только создают оружие и инструменты, но и обладают волшебными способностями, что придаёт их образу особую значимость. Кузнецы могут быть как добрыми, так и злыми, но в большинстве случаев они выступают на стороне добра, помогая главным героям преодолевать трудности и сражаться со злом.
 
В сказках кузнецы часто становятся хранителями древних тайн и знаний, которые позволяют им создавать предметы с необычными свойствами. Например, они могут ковать мечи, способные разрубить любую преграду, или доспехи, защищающие от любых бед. Эти волшебные артефакты не только помогают героям в их приключениях, но и служат символом силы духа и мужества. Кузнецы также могут выступать в роли наставников, передавая свои умения и знания молодым героям, что подчеркивает важность традиций и ремесленного мастерства в культуре.
 
Кроме того, кузнецы в народных сказках часто ассоциируются с темой справедливости. Их трудолюбие и преданность делу делают их образцами для подражания. Они могут выступать как судьи в конфликтах между персонажами, решая споры и восстанавливая порядок. Таким образом, кузнецы становятся не только создателями, но и защитниками справедливости, что делает их важными фигурами в русской мифологии и фольклоре. Их образы продолжают вдохновлять современные интерпретации, сохраняя связь с традициями и культурным наследием.
 
Автор текста: Алексей Алексеев
Автор картинки: Ирина Милованова
9.5
//
1 ]
 0 
 
 0 
Кузница — это место, где занимаются обработкой металла: изготавливают предметы домашнего обихода, подковывают лошадей. Кузница занимает важное место в русской народной культуре, являясь символом труда, мастерства и силы. Это не просто место, где создаются инструменты и предметы быта, но и пространство, наполненное магией и традициями.
 
В русских народных сказках кузнец часто изображается как умный и сильный человек, обладающий особыми знаниями и умениями. Он не только кует железо, но и творит чудеса, создавая мечи и доспехи для богатырей или магические предметы. Кузнецы считались хранителями древних знаний, их умения передавались из поколения в поколение.
 
Кузница на Руси была местом общения и сбора людей, здесь встречались соседи, обсуждали новости, делились опытом. В некоторых деревнях кузнецы даже выполняли роль судей и миротворцев, помогая разрешать споры между крестьянами. Это подчеркивало важность кузницы как центра общественной жизни. Кузница в русской культуре символизирует не только мастерство и трудолюбие, но и связь человека с природой и стихиями. Она олицетворяет гармонию между человеком и окружающим миром, где труд становится искусством, а создание вещей — актом творчества.
 
Таким образом, кузница является важным элементом культурного наследия России, отражая дух народа и его традиции.
 
Автор текста — Тихонов Александр
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
//
 0 
 
 0 
Кукла мотанка — это традиционная народная игрушка, которая изготавливается путем обмотки нитками или лентами определенной формы, чтобы создать объемную фигуру. Куклы мотанки имеют долгую историю в различных культурах и странах, и они часто ассоциируются с талисманами, оберегами или символами удачи.
 
Изготовление кукол мотанок может быть разнообразным и зависеть от традиций и предпочтений каждого региона. Обычно для ее создания используются натуральные материалы, такие как деревянные стержни, солома, ткани, шерсть, ленты, нитки и другие подручные материалы.
 
Куклы мотанки могут иметь разные формы и стили: от простых и минималистичных до более сложных и детализированных. Они часто украшаются вышивкой, бисером, лентами или другими декоративными элементами. И могут представлять различных персонажей, животных, религиозные или символические фигур.
 
Куклы мотанки могут использоваться как декоративные элементы в интерьере, игрушки для детей или предметы коллекционирования. Они часто считаются уникальными и особенными из-за ручной работы и традиционного процесса изготовления. Создание куклы мотанки может быть увлекательным хобби, которое позволяет сочетать творчество с сохранением народных традиций.
 
Автор текста: Светлана Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
13.0
//
 0 
 
 0 
В Древней Руси куклам-берегиням придавалось большое обрядовое значение. Согласно поверьями, они считались мощным талисманом, защищающим род.
Изготовление такой куклы было важным процессом, в котором не допускалось использование иголок, чтобы кукла не навредила своим хозяевам. Ткань рвали руками. Вышивать или рисовать берегиням глаза тоже было запрещено, это служило защитой от злых мыслей и духов.
 
Автор картинки и текста: Анна Кочеткова
//
 0 
 
Куклы — обереги оберегали людей, жилье; защищали от злых духов, смерти; принимали на себя болезни и несчастья; давали силу маленьким. Они использовались в магических ритуалах

В языческой Руси создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Одной из самых распространённых кукол-оберегов был домовой. У славянских народов это домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи.

Облику домового обязательно придавалась лохматость и косматость, которые сулили богатство дому.

Автор текста: Анастасия Казакова
//
 0 
 
Кум — это отец мужа и отец жены для родителей супружеской пары. Не являются родными по крови;

Автор текста: Светлана Геннадьевна Максимова
Автор фото: Лилия Максимова

 
/-/
 0 
 
«Купить кота в мешке» — это выражение, которое в русском языке стало символом неоправданного риска и покупки чего-то неизвестного, что может оказаться не таким, как ожидалось.
 
Происхождение фразеологизма «купить кота в мешке» связано с практикой торговли. В старину животных, как правило, прибретали на рынке, передавали же их покупателю в завязанном мешке. Мошенники могли поместить в мешок кота вместо кролика, петуха или поросенка. Покупатель, который не проверил тщательно свою покупку, рисковал получить не то, что ожидал. Эта ситуация стала метафорой для обозначения любых сделок или решений, которые принимаются наугад, без должной проверки.
 
Сегодня выражение «купить кота в мешке» продолжает использоваться в повседневной жизни. Оно актуально не только в контексте торговли, но и в различных сферах — от личных отношений до финансовых вложений. Люди часто говорят о необходимости тщательной проверки перед принятием решений, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
 
Таким образом, афоризм «купить кота в мешке» стал не просто фразой, а символом жизненного опыта и предостережением о рисках, связанных с неоправданными ожиданиями. Русская народная культура через сказания, пословицы и крылатые выражения передает мудрость поколений, напоминающую о важности осмотрительности и разумного подхода к жизни.
 
 
Автор текста: Александр Тихонов
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
//
 0 
 
 0 
Курень — традиционное название дома у донских казаков. Глиняные, деревянные, полукаменные, они могли быть как одно-, так и двухэтажными. Но обязательно на высоком фундаменте — возводились с учетом весеннего разлива рек. Вокруг куреня — балясник (балкон), на котором «бабы лясы точили», хозяева пили чай, принимали гостей. Но главное для казаков — это «мой дом — моя крепость». В любо момент курень мог превратиться в оборонительное сооружение.
Вот как описывакт казачий курень В.А. Страховой:
В этом доме помнят дедов
И законы предков чтут:
Крестятся перед обедом,
Песни старые поют.
То есть не поют — «играют»,
С подголосками ведут,
Душу песней забирая,
Без врачей врачуют тут.
 
Автор текста и фото Мария Щекотина
//
 0 
 
На Дону и Кубани курень — дом казаков. Курень совсем не похож на русскую избу или украинскую хату. Он двухэтажного типа. Для его постройки используют камень, глину, хворост. Курень имеет высокий фундамент который нужен для защиты от весенних паводков, наводнения. Обычно на первом этаже дома никто не жил. Фундамент и стены возводили из камня, потому что камень не боится воды. Но главный минус такой постройки из камня — в ней очень холодно.
 
Автор текста и иллюстрации Ксения Бугаенко
//
 0 
 
Курочка Ряба — это главная героиня известной русской народной сказки. Она представляет собой обычную курицу, но с особым волшебным свойством: она снесла золотое яичко. Этот момент стал поворотным в сюжете, так как яичко символизирует богатство и удачу.
 
Курочка Ряба была очень заботливой и трудолюбивой. Дед и баба, ее хозяева, очень любили ее и заботились о ней. Когда она снесла золотое яичко, дед и баба были в восторге и решили его разбить, чтобы увидеть, что внутри. Однако, несмотря на все их попытки, яичко не разбивалось.
 
После того как мышка помогла им разбить яичко и внутри не оказалось ничего, дед и баба расстроились. Но курочка Ряба не оставила их в беде и вскоре снесла обычное яичко, что напомнило им о важности простых радостей и о том, что настоящая ценность — это не только богатство, но и забота друг о друге.
 
Таким образом, курочка Ряба стала символом надежды и напоминанием о том, что счастье может быть в простых вещах.
 
Автор текста и рисунка: Карина Виноградова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
11.5
//
1 ]
 0 
 
 0 
Кушак — это пояс или широкая лента из ткани. Обычно его вышивали, украшали кистями, бахромой или другими декоративными элементами. Кушаки могли быть разных цветов и узоров, отражая региональные особенности и традиции. Кушаки могли быть выполнены из различных материалов, таких как шелк, хлопок и представляли собой яркий и красивый элемент одежды.
Им подпоясывались как мужчины так и женщины.

Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
4.0
//
 0 
 
 0 
Лада — богиня весны, красоты и любви. Особым почетом она всегда пользовалась у девушек и женщин средних лет. Лада также ассоциировалась с материнством, домашним уютом и счастьем в браке. Она жена бога Сварога и мать многих богов: Леля, Лели, Живы, Морены, Полеля.
 
Автор текста и иллюстрации — Дарья Гололобова.
//
 0 
 

Первая | < Предыдущая | Страница 5 из 11 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Следующая | Последняя

Всего статей 515

Сезон Статей Авторов
2025/26 22 7
2024/25 206 26
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 515 104
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета