Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Вы слышали, когда ни будь фразу «Пришёл, нагулялся, а ну Испотки на печь клади что бы высохли» Нет? А вот в Псковской области
Куньинском районе такое можно услышать очень часто. Испотками называют всем
привычные варежки из шерсти или вязанные рукавицы, на которые надевали Мохнатки
— рукавицы мехом наружу, известные кстати и очень распространённые среди
крестьян на Руси с 13 века.
— Наташа, почему ты не можешь просто сказать: «Есть хочу»?
Слово «исти» я узнала от бабушки. Она провела всё своё детство в Покровск-Уральском посёлке и слово «исти» пришло в её речь именно оттуда. Слово «исти» имеет такое же значение, что и слово «есть»: употребить что-то в пищу, поесть, что-то съесть. Бабушка много рассказывала о том, что в Североуральске, куда она переехала жить, её коллеги не понимали «зачем использовать это странное слово, когда есть обычное «кушать». Со временем бабушка реже стала употреблять слово «исти», но и сейчас она иногда может сказать: «Все к столу, будем исти!»
Кто сегодня не любит носить носки, да это такая вещь нашего гардероба, без которой невозможно обойтись.
Когда же появились первые носки и кто их изобрел? Наши бабушки и тетушки до сих пор вяжут носки и дарят их своим внукам.
История носков уходит корнями в древние времена. Первые носки появились около 500 года до нашей эры. Древние греки и римляне использовали тканевые полоски, чтобы обматывать ноги для защиты и тепла. В средние века носки стали более популярными, и в Европе начали использовать шерсть и другие материалы для их изготовления. К 16 веку носки стали модным аксессуаром. В это время появились первые вязаные носки, которые обеспечивали лучшую посадку и комфорт. В 19 веке носки стали частью повседневной одежды, и появились различные стили и цвета.
В советское время принято было носить портянки, например, в армии, во время Великой Отечественной войны. Но теперь и в армии носят носки.
В 20 веке носки стали делать из разных тканей и на любой вкус. Сегодня носки бывают самых разных форм, цветов и стилей, от спортивных до модных, и остаются важным элементом гардероба.
Автор статьи Алексей Алесеев. Автор фото-Ирина Милованова
Названия бондарской посуды «кадка, или кадушка» произошли из греческого языка-«ведро, кружка».
Известно, что на Руси такую посуду бондари начали создавать давно, поскольку она пользовалась большой популярностью как в сельской, так и городской местности, актуальна и в наши дни. Деревянныекадки- это емкости, сделанные из дощечек, соединенные железными обручами.
На Руси крестьяне и горожане хранили в данных емкостях крупу, муку, зерно, соленые огурцы или квашеную капусту. Летом же, во избежание пожара, в них накапливали дождевую воду, поскольку в каждом дворе кадушек было от 2 до 5 штук. Бондари на деревне получали славу мастеров в случае изготовления добротных кадок. А проверялись они на качество просто: если со временем набранная вода не просачивалась сквозь стенки кадушки, то изделие добротное, хотя вначале доски бывают неразбухшими. Качество кадки проверяется путём наливания внутрь неё воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Многие бондари делали к кадушкам крышки, которые необходимы были при хранении круп, или засолки овощей, а также запарки банных веников. Крестьяне также использовали кадушки для замешивания теста. Также в этой посуде, поскольку она дышащая, могли хранить хлеб и ставили ее в теплый угол, под иконы. А чтобы кадушка со временем не рассохлась, смазывали ее время от времени подсолнечным маслом. Такая посуда символизировала достаток в доме.
Кадушка — это традиционный предмет русской народной культуры. Она представляет собой небольшую бочку или ёмкость, обычно сделанную из дерева, которая используется для различных бытовых нужд, таких как хранение продуктов, стирка или купание.
В русской деревне кадушка была неотъемлемой частью повседневной жизни. В ней часто хранили квашеную капусту, соленья, молоко и другие продукты. Кадушки использовали также для стирки одежды, особенно в сочетании с корытом. Во многих регионах России этот предмет ассоциировался с баней, где в ней могли подготавливать воду для мытья.
Символически кадушка олицетворяет домашний уют, заботу о семье и традиции. Она часто упоминается в народных песнях, сказках и пословицах. «В худого коня корм тратить, что в худую кадушку воду лить» — известная русская пословица, которая означает, что не стоит заниматься бесполезными делами, которые не принесут результата
Кадушка также имеет место в народных праздниках и обрядах. Например, на Масленицу кадушками могли украшать помещение или использовать их в играх и забавах.
Таким образом, кадушка в русской народной культуре является не только полезным бытовым предметом, но и важным символом домашнего тепла, семейных традиций и связи с природой. Её образ продолжает жить в фольклоре и народных промыслах, напоминая о богатстве русской культуры и её традициях.
Казак — свободный воин. Казаки это объединение военных крестьян. Они жили в степях на юге Украины, России около крупных рек Дон, Днепр. Казаки оберегали рубежи страны от врагов. Например: Днепровские казаки защищали людей от набегов татар. Казаки больше всего любили свободу. Поэтому они были аполитичны, но служили императору за особые привилегии. Самым главным у казаков был атаман. Это был самый сильный и умный воин за которым все следовали.
Куренем на Дону называют двухэтажное жилище донского казака. Двухэтажный не случайно! Первый этаж строился из камня или кирпича, второй этаж деревянный. Как правилпервом этаже не жили, он предназначен для хозяйства. Считалось, что жить нужно в дереве, а папиросы хранить в камне. Центром называлась «холодная» комната, потому что в ней не было окон, но с маленькими отверстиями на стене, они позволяли проходить воздуху. Вокруг «холодной» комнаты коридор. Входить в курень можно было только по одному, согнувшись, так как входная дверь была узкая и низкая. Дверца обычно открывалась вовнутрь, чтобы можно было её попереть.
Интересно, в курене иногда встречалась яма для незваных гостей. Главный вход в курень располагался на втором этаже. Второй этаж был окружён террасой. Главная комната называлась «зало», от входной двери она ограждалась сенями. В главной комнате находился красный уголок — божница, предназначенная для молитвы. В божнице стол всегда был накрыт чистой белой скатертью. В этой же комнате располагалась печь. Из залы можно было попасть в спальню на женскую половину, а также на мужскую половину. В независимости от количества комнат в каждом курене строилась кухня, на которой готовили еду и ели.
Удивительно богат и разнообразен
русский язык! Особенно в его диалектах
прослеживается различие между регионами
нашей необьятной. Сегодня вы узнаете
о таком многоликом и коварном слове —
«Калун».
Так например слово «Калун/Колун» содержит
в себе несколько различных и похожих
значений. Первое значение этого слова связано
с непосредственным крестьянским бытом
южных регионов нашей страны — Калун —
это арбуз.
Вторая вариация толкования диалектизма
свойственна для жителей средней полосы
России и земель севернее её — Тыква и другие
бахчевые культуры.
Поговорив о привычных толкованиях,
приступим к другим более неожиданным
— Калун — человек сделавщий нищенство
своей профессией, нищий, бродяга. Особенно
распространено значение было в Пензе
и ближайщих городах.
Третье толкование было найдено вследствие
орфографической ошибки — «кОлун»». Колун» — это тяжёлый дровосечный
топор на долгом топорище, в основном предназначается
для колки дров. Вот так, простое на первый раз слово
открывается для нас, словогрызущих, в своём многообразии.
ККаменка это такое место, где много камней? Определённо да. Оно расположено около посёлка Покровск-Уральский, недалеко от гор. Но самое главное это то, что в том месте расположено кладбище. Каменка — это местное кладбище в Покровск-Уральском, расположенное около нагорной местности. Ещё бабушка моей бабушки называла местное кладбище «каменкой» и жители посёлка понимали, о какой «каменке» шла речь.
Канва — это та самая ткань для вышивания крестиком. Наверняка, каждый хоть раз пробовал! Её используют и по сей день, а вот её название мало кому известно. Используется в произведении А.С. Пушкина «Пиковая Дама»:
«Румянец покрыл её щёки: она принялась опять за работу и наклонила голову над самой канвою».
Карга (корга) — это слово в толковых словарях имеет разное
значение.
Если мы слышим подобное слово — то сразу возникает
ассоциация с бранным словом. Часто так называли (называют) старую, недобрую
женщину — «старая карга». Это самое распространенное толкование слова.
Но, у этого слова есть и другие значения. Например, изначально
слово «карга» на тюрском языке обозначало черную ворону. В народе, этой птице
всегда приписывали отрицательное и мистическое значение.
А, еще, карга — это специальная железная скобка, которую
используют в строительстве.Ее забивают
в дерево для скрепления бревен.
Кроме того, карга — означает старое вырубленное дерево,
поросшее мхом. Возможно, неприглядный и искореженный вид бревна, навел мысль о стареющей женщине.
В литературе это слово часто встречается в сказках про Бабу-Ягу.
Картуз — это головной убор, кторый выглядит как колпак с козырьком. Летняя шапка. Когда мы с семьей ездили в деревню, заметила, что многие до сих пор его носят.
Употребляется в произведение И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…
Картуз — это русско-народный мужской головной убор, который имеет форму кубка с плоским верхом и небольшими полями. Обычно его изготавливается из фетра и может быть украшен различными декоративными элементами, такими как кисточки, ленты и эмблемы.
Этот головной уборные был популярен в 19–20 века, особенно среди военных и высшего общества. В настоящее время картуз используется в качестве элемента костюма в некоторых театральных постановках или исторических реконструкциях.
Катанки, валены, самокатки, чесанки, валенухи, валежки — как только не называют обувь из овечьей шерсти в России!
Первые валенки на Руси.
Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая . Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними — в годы монголо-татарского ига — валенки появились в русских деревнях и городах.
Мода из царского дворца.
До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.
Катушка — это цилиндр для хранения ниток, полос бумаги, проволоки, струн и других протяжённых предметов. Катушка представляет собой ось, на концах которой находятся ограничители, при этом плоскость основания ограничителя обычно перпендикулярна её оси. Она применяется как для бытовых, так и для промышленных целей.
Катушки используются рыболовами в удочках. Например, они бывают различных видов: инерционные, мультипликаторные и безынерционные.
В 1905 году революцию в рыболовном мире спровоцировало появление безынерционной катушки или «мясорубки». Ее автором стал англичанин А.Х. Иллингворт, увлекавшийся рыбалкой, но его профессиональная деятельность была связана с текстильным производством. Катушку с нитками для швейной машинки называют шпулькой.
«Качками», а также «корячками» называют домашних уток. Такое прозвище зверьки получили за свою походку — покачиваясь и переваливаясь из стороны в сторону, прямо как вода в море. Раньше качкой уменьшительно-ласкательно называли женщин. «Моя ты качечка!».
Каша занимает важное место в русских народных сказках и фольклоре. Она символизирует простую, но сытную пищу, ассоциируется с домашним уютом и благополучием. В сказках каша часто выступает как волшебное блюдо, способное решать проблемы или приносить удачу.
Символ достатка: Каша часто упоминается как основное блюдо, которое обеспечивает семью. Она олицетворяет простоту и трудолюбие крестьянского быт. Волшебные свойства: В некоторых сказках каша может обладать магическими свойствами. Например, она может нарастать в кастрюле, когда кто-то говорит заклинания, или же превращаться в что-то другое. Сказочные сюжеты: В некоторых историях каша играет ключевую роль в разрешении конфликта или испытания. Например, герой может найти волшебную кашу, которая поможет ему победить врагов или справиться с трудностями.
Образ мудрости и доброты: Каша может символизировать заботу, тепло и любовь, которые передаются через приготовление пищи. Часто в сказках добрые персонажи делятся кашей с бедными или нуждающимися. Каша как испытание: В некоторых случаях каша становится испытанием для героев. Например, им нужно приготовить идеальную кашу или угостить ею важного гостя. Таким образом, каша в русских народных сказках — это не просто еда, а многозначный символ, который отражает культуру, традиции и мировосприятие русского народа.
Каша занимает особое место в русских народных сказках, символизируя не только простоту и изобилие, но и важные жизненные ценности, такие как труд, забота о близких и взаимопомощь. В сказках каша часто становится центральным элементом сюжета, вокруг которого разворачиваются события и взаимодействия персонажей.
Каша в русских народных сказках символизирует достаток и благополучие. Она ассоциируется с домашним уютом и теплом, а также с материнской заботой. Часто герои сказок, сталкиваясь с трудностями, находят решение в том, что могут приготовить кашу. Этот процесс становится не только физическим актом, но и символом единства и сплоченности семьи.
Таким образом, каша в русских народных сказках — это не просто еда, а глубокий символ жизни, труда и заботы о близких. Она объединяет людей и служит напоминанием о том, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти выход, если работать вместе и делиться тем, что у нас есть. Эти уроки остаются актуальными и по сей день, передаваясь из поколения в поколение через сказки и народные традиции.
Каша из топора — это известная русская народная сказка, которая иллюстрирует идею о том, как из ничего можно создать что-то ценное и полезное. В сказке рассказывается о бедном путнике или солдате, который, приходя в деревню, сталкивается с недоверием местных жителей. Чтобы доказать, что он может приготовить вкусную кашу, он использует свой топор в качестве основного ингредиента.
Сюжет обычно развивается следующим образом: герой варит воду и кладет в нее топор, утверждая, что каша получится очень вкусной. Сначала люди скептически относятся к его словам, но затем, увидев его уверенность, начинают интересоваться. Путник предлагает им добавить различные ингредиенты — крупу, масло, соль и другие продукты, которые жители деревни приносят ему. В итоге получается вкусная каша, и все становятся довольны.
Эта сказка учит важным жизненным урокам: о том, как важно делиться и сотрудничать, о силе изобретательности и о том, что даже самые простые вещи могут привести к большому результату, если к ним подойти с умом и креативностью. Она также подчеркивает ценность общения и взаимопомощи в обществе.
Автор статьи-Алексей Алексеев. Автор фото- Федор Петряев
Первое, это глиняная или деревянная кадушка для замешивания теста. У хозяюшек эта посудина была в почёте, ведь как мы все помним «хлеб всему голова». Именно в квашне замешивалась опара из которой получались разные вкусности от булок до пирогов.
В современное время можно услышать: «пойду квашню поставлю», уже подразумевая саму опару, то есть закваску. Обычно опару заводили из воды, закваски и муки. Замешивали рукой и оставляли побродить на пару часов либо на ночь.
А ещё так говорят на вялого человека, который не может внутренне собраться и выполнить дело — «квашня-квашнёй».
Промыслы русской художественной керамики как народное декоративно-прикладное искусства — это результат творчества многих поколений. Это искусство возникло в среде охотников, скотоводов и земледельцев. Производство керамики было доступным из-за доступности материала. Само слово керамика происходит от греческого «керамос», что означает глина. К этому определению относят и гончарное искусство.
Керамику изготовляют, воздействуя на глиняное изделие высокой температурой. Собственно керамика означает глину, прошедшую обжиг. Сырьем для изготовления керамики используют не только природное, но и синтетические материалы. Иногда их так и называют корундовая или титановая керамика.
Из глины, которая прошла термическую обработку изготавливают различные предметы быта, кухонную посуду, декоративные приспособления. Глина в виде месторождений встречается повсюду.
Керамика бывает тонкая или грубая. Мелкозернистая или крупнозернистая. К ней относят фарфор, фаянс, каменную керамику.
В России гончарное искусство встречается на раскопках древних городищ 10–11 веков. Применяется гончарные изделия и сейчас
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спирально виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, просушивали на воздухе и обжигали. На некоторых горшках обнаружены отпечатки пальцев. По величине отпечатков можно предположить, что эту посуду делали женщины. Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров.
Пища, приготовленная в керамической посуде не только вкусна, она лучше усваивается организмом.
Это достаточно новый вид искусства появился он в 1972 году. Изделия пользуются огромной популярностью у кольлекционеров. Они имеют уникальный дизаин и никогда не потеряют актуальность. Материалы из которых выполнена посуда устойчивы к высоким температурам и механическим повреждениям. Приобретая семикаракорскую посуду, вы не только следуете модным новинкам, но и отдаёте дань истории и традициям.
Это древнейший головной убор. В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Носили кику и в будни, и в праздники. Для славян рога были символом плодородия, поэтому кику рогатую могла носить только замужняя женщина, да и то после того, как у нее родится первый ребенок. В изготовлении кики применялась береста. Она служила каркасом для рогов. Рога поднимались вверх на высоту 20–30 сантиметров и держали форму. Носить такой головной убор было нелегко, приходилось поднимать голову. Отсюда и пошло слово «кичиться».
Кики выглядели очень богато. Они украшались вышивкой, бисером, жемчугом. В церковь в таком головном уборе ходить было запрещено. Кика оставалась в женском гардеробе до начала девятнадцатого века
В славянском фольклоре существует множество разнообразных духов. Одним из самых известных персонажей является кикимора — существо, которое часто ассоциируется с домашними неприятностями и бедами.
Слово «кикимора» происходит от древнерусского корня «кыкать», что означает «шипеть» или «визжать». Это отражает одну из основных черт данного существа — её способность производить странные звуки, которые могут пугать людей. Согласно легендам, кикимора обитает в домах и хозяйственных постройках, предпочитая темные углы и укромные места.
Существует несколько версий происхождения кикиморы. Одна из них гласит, что она появляется в доме, когда родители нарушают какие-то табу или совершают грехи. Например, если мать проклинает своего ребенка при рождении или совершает другие тяжкие проступки, то может появиться кикимора, которая будет мстить за эти прегрешения.
Внешность кикиморы варьируется в зависимости от региона и местных поверий. Обычно её изображают как маленькую женщину с длинными руками и ногами, иногда с крыльями или хвостом. Она может быть уродливой, но всегда обладает способностьюю менять цвет глаз, но при этом остается невидимой.
Поведение кикиморы также разнообразно. Она может шуметь ночью, ломать вещи, мешать спать хозяевам дома или даже похищать детей.
Однако есть и добрые кикиморы, они могут быть помощниками по хозяйству, а если их правильно задобрить, то она не причинит вам вреда.
Кикимора занимает важное место в народной культуре славян. Её образ использовался для объяснения различных бытовых проблем и несчастных случаев.
Кикимора- образ, который до сих пор живет в памяти народа, хотя многие современные люди уже не верят в существование таких духов.
Автор текста: Артём Хрупов. Автор фото: Дмитрий Жданкин
Человеку для нормального поддержания жизнедеятельности, а также различных бытовых нужд требуется от 50 до 100 литров чистой воды, крупные животные также нуждаются в питье, им необходимо до 30 литров воды в день. Поэтому с древнейших времен люди селились в таких местах, где близко была питьевая вода или ее можно было легко достать, здоровье жителей напрямую зависело от качества питьевой воды.
Водоносный слой земли, который был защищен от обвалов деревянным срубом, называли колодцом. Вода находилась в глубокой яме, или шахте, которую можно было достать при помощи деревянного шеста, или журавля, а также на веревке. Чаще всего для подъема воды использовали цепь, или ворот. На конце цепи прикрепляли ведро, закрепляли небольшое грузило, чтобы ведро не скользило по поверхности и быстро набиралось.
Там, где грунтовые воды находились неглубоко, близко у поверхности, поднимали воду при помощи журавля. Это толстая жердь, палка, имеющая раздвоенный конец, с бадьей на одном конце и грузом на другом. А из глубоких колодцев вода поднималась при помощи ведра или ворота с веревкой. Деревянные ведра, это обычно 10–12 литров воды, служили сосудами для черпания вплоть до XX века.
Вода- это основная и необходимая жидкость для поддержания жизнедеятельности человека, поэтому в России более 15 населенных пунктов носят названия Колодезь, Колодезное, Колодезный.
Например, есть деревня в Калужской области, которая называется Колодези, она расположена в верховьях водного потока ручья Сушка и реки Лужа.
Колодец в мифологии большинства народов мира является не только местом, где можно утолить жажду, но и гранью, разделяющей параллельные миры. При этом, как ни странно, мистические свойства колодцев обладают глубокими корнями в фольклоре как жителей России, так и Европы.
В славянской мифологии рассказывали, что, оказывается, на Руси существовало одно строгое правило: в деревнях рыли, как минимум, два колодца. Один в центре селения для потребления воды жителями, а другой — на опушке леса, подальше от населения, который предназначался для духов и леших. Как правило, в очень редких ситуациях селяне пользовались данной водой. Нельзя было также смотреть в воду лесного колодца, вспомним русские народные сказки, потому что можно было провалиться в иной мир. Но некоторые смельчаки утверждали, что он, как зеркало, предсказывал будущее. А чтобы черт или леший тебя не утянул в глубину колодца, необходимо бросить в него какую-нибудь свою вещь.
Также по традиции славян, уходя на войну, солдату необходимо омыть оружие колодезною водой, родная земля, родная вода служит в данном случае оберегом.
Это маленький круглый пирожок из дрожжевого теста с начинкой. Он похож на обычную ватрушку. Начинки для кныша хозяйки придумывали сами: чаще всего использовали творог, варенье или шкварки.
Это блюдо относится к белорусской и украинской кухне. В 19в кныш подавали в среднезажиточных домах к мясным блюдам. Его запекали с луком и салом внутри.
Обычно такое блюдо готовили в постные дни, на праздники. Ими угощали и давали в подарок, в знак особого уважения и почтения.
Процесс приготовления занимал довольно много времени. На Украине, у людей даже сложилась поговорка об этом кушанье — «Покуда у бабы поспеют кныши, у деда не будет души».
«Он засунул кныш в козлы, под сиденье, где хранились уздечки, цепной тормоз для спуска с крутого косогора и запасный шкворень; влез на сиденье и, глухо чертыхаясь, вытянул гнедых по бокам кнутовищем» — Александр Козачинский, Зеленый фургон.
Ковер-самолет — это один из самых известных волшебных предметов в русских и восточных сказках. Он обладает способностью летать и переносить своих владельцев в любое место. Этот элемент фольклора символизирует свободу и возможность путешествий, а также чудеса, которые могут произойти в сказочном мире.
В русских сказках ковер-самолет часто используется героями для выполнения различных заданий или спасения. Например, он может помочь главному герою добраться до далекого царства или избежать опасностей. Ковер-самолет также может быть связан с темой богатства и удачи, так как он часто принадлежит богатым и могущественным персонажам.
Этот волшебный предмет имеет аналогии в других культурах, например, в арабских сказках, где он также используется для путешествий и приключений. Ковер-самолет стал символом русской сказочной традиции и продолжает вдохновлять современные произведения искусства и литературы.
Коза-дереза- персонаж из народных сказок, известная своим остроумием и хитростью. Как правило, она изображается как веселая и находчивая, а иногда и немного капризная, что делает ее необычной фигурой в сказочном мире. Коза-дереза часто становится центральной фигурой, вокруг которой разворачиваются приключения и неожиданные повороты сюжета.
В сказках коза обычно сталкивается с различными препятствиями и врагами, однако благодаря своему уму и смекалке, она всегда находит выход из сложных ситуаций. Ее приключения учат детей ценности настойчивости, находчивости и силы духа, что делает ее ярким примером для подражания.
Кроме того, коза-дереза олицетворяет традиционные народные идеи о доброте и справедливости, призывая бороться за свои права и не сдаваться перед лицом трудностей. Таким образом, она занимает важное место в культуре и фольклоре, оставаясь любимой героиней для многих поколений.
Коза-дереза остается важным персонажем детских сказок и напоминает об истории и культуре нашей страны.
В древней Руси кокосы не были известны, так как эти плоды росли в тропиках. Однако можно представить, как это событие могло бы произойти.
Когда-то, в далекие времена, к восточным берегам Руси доплыли мореплаватели с дальних земель. Они принесли с собой экзотические товары, среди которых оказался кокос. Местные жители, увидев круглую, шуршащую оболочку с мохнатыми волосками, были удивлены и заинтригованы.
Первый раз, когда они разрезали кокос, в воздухе разнесся сладкий и необычный аромат. Они нашли внутри белоснежную мякоть и сочную жидкость. Некоторые смелые люди попробовали на вкус, и их глаза загорелись от удовольствия. Сладкий и освежающий кокос стал настоящим деликатесом!
Скоро слухи о новом фрукте разошлись по всей округе, и люди начали собираться, чтобы попробовать его. Кто-то даже придумал специальные праздники, посвященные кокосу, где его использовали в угощениях и напитках. Так кокос обрел свою популярность на землях Руси, став символом экзотики и радости.
Эта история стала бы частью богатого фольклора, где кокос олицетворял бы далекие страны и приключения, вдохновляя новых исследователей открывать мир вокруг себя.
Кокошник — один из символов нашего русского национального костюма. Название этого старинного головного убора происходит от древнерусского слова «кокошь», что значит… «курица», «наседка». Потому что главное в кокошнике — гребень. В разных областях он имел разную форму: напоминал и наконечник стрелы, и полумесяц, и веер. Делали кокошники на заказ профессиональные мастерицы-кокошницы, украшали бархатом, парчой, бисером, жемчугом, золотым и серебряным шитьем., бусинами и даже драгоценными камнями. Неслучайно это произведение искусства в семье передавалось по наследству.
Носили кокошники только замужние женщины, так как на Руси, выйдя замуж, нужно было покрывать голову и прятать волосы. Прада, точно неизвестно, когда появились первые кокошники, но головные уборы древнерусских женщин уже в X веке их напоминают. А само слово встречается в документах XVII века. Если честно, немного жаль, что русские красавицы сегодня не носят кокошники, они ведь так напоминают корону!
Кокошник — в древней Руси так называли головной убор который носили женщины. Произошло от слова «кокошь», что означает «курица» или «наседка».
Кокошник бывает разных форм например в виде опахала, полумесяца или округлого щита вокруг головы. Он является частью традиционного русского костюма. Раньше его носили в повседневной жизни, а сейчас он используется во время выступлений или в танцах, как аксессуар.
Кокошник — это традиционный русский женский головной убор. Обычно он представляет собой высокий орнаментальный ободок, украшенный различными узорами, вышивкой, бисером или другими декоративными элементами. Кокошники носились женщинами в России с древних времен и были популярны в различных регионах страны. В настоящее время они ассоциируются с русскими народными костюмами.
Старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. Изначально кокошник считался праздничным женским головным убором у знати, надевали его на свадьбу, а в повседневности носили его упрощённое подобие. Обычно богато расшивался золотыми и серебряными нитками, драгоценными камнями и жемчугом. Каждый узор на кокошнике имел свой символ, например шишки символизировали плодородие и богатсво.
Кокошник — это такая традиционная русская шапка для девушек и женщин, которая выглядит очень стильно и необычно. Он обычно имеет форму полумесяца или треугольника и украшен разными вышивками, бисером или даже драгоценностями.
Кокошник — это как будто модный аксессуар из старинного времени, который подчеркивает красоту и женственность. Кокошники носили на праздниках и свадьбах, и они действительно добавляют особый шарм любому наряду. В общем, это не просто шапка, а целая часть русской культуры и истории, которая выглядит очень круто и привлекает внимание!
Автор статьи Карина Виноградова, автор фото Ирина Милованова
Кокурочка. Представляется маленькая птичка, цыпленок-дитя курочки). А это небольшая лепешка из любой муки, которая есть в наличии. Вот откроет начинающий предприниматель пекарню и назовет ее «Кокурочка». Не сразу и поймут что там пекут.
Слово «колобок» в русских народных сказках означает круглый шар или лепешка, испеченная в печи. Синонимы этого слова «колобуха, колобан». Для приготовления этого шара, который размякал вследствие процесса приготовления хозяйки обычно соскр*и «по сусекам» всю муку, которая была в их хлебных коробах: гречишная, ячменная, ржанная, ячменная. Наверное, при сочетании такого многообразия различных круп, а также маслица или сметаны, получался воздушный большой, вкусно пахнущий колобок.
В сказке колобок-существо веселое, радостное, которое умеет говорить «человеческим голосом и не желающим просто лежать на подоконнике и ждать, когда его съедят. Герой отправляется путешествовать по миру, напевая веселую песенку, что он «от бабушки ушел, от дедушки ушел». Колобок радуется, что ему удалось сбежать от первой опасности быть съеденным, А вот зачем он бежит и куда? На этот вопрос он не ответит. Его недолгая жизнь сопряжена с трудностями сказочного мира: встречи с разными героями не спасают его от хорошего психолога-лисы, которая при помощи хитрости и мудрости останавливает героя и съедает.
Первоначально герой был создан именно для этого процесса, который, к сожалению, неизбеден, поэтому жизнь героя трагична.
Итак, колобок-это символ веселого и бесшабашного, хвастливого мужчины, который бесцельно шатается по свету, драматичный по сути.
Колобок в русских народных сказках- довольно-таки всем известный добрый персонаж.
Давайте представим себе этот предмет Он жёлтый, румяный, такой аппетитный шарик из теста., который так и просит, чтоб его оживили. А какой вкусный на вид. А в сказке его даже оживили, и говорит он «человеческим голосом».
Вспомним сюжет сказки про главного героя. Жили были дед, да баба. Замесила бабка теста. Слепила колобка. Оставила остывать, а он сбежал. На улице ведь так много всего неизведанного, интересного. Такие мысли, я думаю, посещали колобка. Отправившись в неизвестность, наш герой встречает зайца, волка, медведя. На свою удачу, он смог их провести. Осмелел и совсем забыл о страхе. Это его и погубило. Лиса его съела. Он не смог спастись. Только появившись на свет, колобок ничего не знает об окружающем его мире. И видя светлую травку, он даже не думает, что там есть что-то опасное. Он ещё не знает, что такое опасность. В таком состоянии он очень уязвим.
Мораль сей сказки такова: не стоит соваться в неизвестную яму. Надо быть готовым к обману лисы или иного незнакомца. Перед тем как уходить из гнезда, надо взвесить все за и против.
Автор текста: Иван Краснобаев. Автор картинки: Камила Нуриманова.
Колобок — это один из самых ярких и запоминающихся персонажей русских народных сказок. Он представляет собой хлебный кругляш, который оживает и отправляется в увлекательное путешествие. Этот персонаж стал символом не только детской беззаботности, но и народной мудрости. Давайте подробнее рассмотрим его характеристики, особенности и значение в сказке.
Колобок изображается как круглый, румяный, с золотистой корочкой хлебец. Его форма и цвет символизируют свежесть и тепло домашнего очага. Несмотря на свою простоту, он наделён особым шармом и харизмой. Это делает его привлекательным для детей, которые легко могут идентифицировать себя с ним. Колобок не просто хлеб — он живое существо, способное говорить, петь и мыслить.
Колобок обладает рядом характерных черт, которые делают его уникальным:
Самоуверенность: Он верит в свои силы и способности, что позволяет ему убегать от различных животных. Эта самоуверенность становится как его сильной стороной, так и причиной его беды.
Хитрость: Колобок умеет находить выход из сложных ситуаций, используя свою смекалку. Он обманывает зайца, волка и медведя, рассказывая им о том, как он сбежал от старика и старушки.
Наивность: Несмотря на свою хитрость, колобок оказывается наивным, когда встречает лисицу. Его доверие к ней становится роковым.
Любознательность: Колобок стремится исследовать мир вокруг себя. Его желание приключений и свободы толкает его покинуть дом, что в конечном итоге приводит к его путешествию.
Колобок — это не просто персонаж сказки; он стал частью русской культуры и фольклора. Его история полна приключений и уроков, которые остаются актуальными для детей и взрослых. Колобок олицетворяет стремление к свободе, но также напоминает о необходимости осторожности и мудрости в отношениях с окружающими. Эта сказка продолжает жить в сердцах людей и вдохновлять новые поколения на изучение богатства русской народной традиции.
Не плюй в колодезь, пригодится воды напиться… странная пословица, но что же она означает? На самом деле, все очень просто, не надо делать гадости или говорить плохо о людях, с которыми тебе учиться, работать, дружить. А что же такое колодезь? Оно созвучно со словом колодец и это правильно, колодезь — это вырытая яма в земле, чтобы добывать воду. Она бывает узкая и глубокая, защищенная от обвалов.
«Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь всё глубже и глубже в охватившем его мраке и, наконец, на трехсаженной глубине осветил дно». (Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»)
На Руси колодец- глубокая яма, наполненная водой, находящая в рамках колец или сруба- считается местом, где не только утоляют воду
Славяне верили, да многие и по сей день считают, что это место перехода в параллельный мир. Издревле на Руси в древних поселениях искали 2 места, для этого тогда и сейчас испрльзуется ветка лозы, она как точная направляющая, указывала место-точку копки. Один колодей рыли в центре деревенского поселения, вода из данного колодца предназначалась для всех жителей. А второй колодец рыли на окраине, куда крестьяне не ходили, поскольку считается, что та вода «мертвая», поскольку предназначена для темной силы…
Вспомним сказку «Иван-царевич и серый волк», в которой как раз используются заживляющие свойства мертвой воды, а потом для воскрешения-живой. Во время свадебной церемонии, по славянской традиции, набирали воду из колодца, омывали руки и лицо для долгой и счастливой жизни. В различных сказках героини прыгали в колодец, чтобы добыть клубочек с пряжей, как в сказке «Морозко», или встретиться с Кащеем, как в других сказках, Силу они получали как раз в параллельном мире, будучи трудолюбивым или добрым персонажем, их они наделяли по заслугам лучшими свойствами или качествами, также после возвращали их домой, на Землю.
В современное время колодей-это источник утоления жажды, к которому нужно относиться гуманно и заботливо.
В деревне, во дворе моего домика, стоит старая бордовая «четверка». Давно без колёс, с проржавевшим дном и замутневшими зеркалами. Уже как 5 лет машина не на ходу. Дедушка называет её колымагой. Мол, «сходи во двор, туда где колымага стоит», то есть старая разбитая повозка. Это слово в 21 веке несёт пренебрежительную окраску, хотя в 17 веке колымагой обладали только дворянские семьи. Колымага — карета, коляска, всякая барская повозка. Богатые люди украшали их золотом и серебром, а для уюта и тепла салон обивали дорогими мехами.
Колядки — рождественские песни. Люди наряжались в разные образы. В основном в животных, в страшных существ и нечистую силу. Нужно было выглядеть странно и необычно для того, чтобы отпугнуть все плохое, а также раскрепоститься.
Чтобы спеть у кого-то во дворе, нужно разрешение хозяина. Танцы, нахваливающие слова, — за всё это гостей благодарили угощениями.
Думаю, и сейчас можно встретить колядующих, только в современной форме исполнения!
Колядка… какое необычное в наше время слово. Звучит очень по-старинному. Никто его не употребляет и более половины детей и взрослых уж и не знает, что оно означает.
У меня слово «колядка» или «колядки» ассоциируется с произведением Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», мы его проходили в школе. Наверное, именно там я встретила впервые это слово. Николай Васильевич сделал примечание в тексте, объясняющие его значение: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому». Лучше Николая Васильевича и не растолковать.
Колядки или песни, которые поются накануне Рождества, наверное потому и забываются, что и традиции эти в наши дни не поддерживаются. Уж не слышала я в свои двенадцать лет ни на улице, ни дома колядок. А, пожалуй, весело бы было.
Конек-горбунок- это персонаж русской народной сказки, который символизирует доброту, ум и силу дружелюбия. Он выглядит маленьким, но на деле- очень мудрый конёк, с характерной горбиной на спине. Главный герой сказки часто сталкивается с трудностями и злодеями, но с помощью конька он преодолевает все преграды.
История начинается с того, что обычный человек попадает в непростую ситацию. Он встречает конька и, узнав о его волшебных способностях, заключает с ним неразрывную дружбу. Конек-горбунок помогает своему другу выполнить трудные задания, обманывать хитрых врагов и находить счастье.
Этот персонаж олицетворяет верность и силу дружбы и показывает, что даже самые маленькие создания могут иметь огромную силу. Сказка учит нас тому, что доброта и помощь друг другу важнее физической силы и богатства. Конек-горбунок- не просто герой, а символ надежды и взаимопомощи в трудные времена.
Копуша — слово, знакомое скорее всего многим детям. Так в итоге-кОпать или кАпать (на мозги). Медленно собираться или что-то делать можно и как копать. Но своим копанием можно одновременно капать на мозг — тому, кто заставил, либо самому себе в процессе действия. «Ну что ты как Копуша!». Данную фразу может услышать любой-любимая жена, стоя перед зеркалом, муж, ищущий одинаковые носки, сотрудник офиса, заваленный бумагами. Вот такое многозначное определение тормоза.
Первые корзины плелились из лозы ивы. Их некоторое время держали в соленом растворе, что придавало лозе более гибкости. Корзина-это первая необходимая вещь, которая использовалась для многого.
Первые плетёные корзины появились8,5 тысяч лет назадв Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведённые археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее.
В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетёных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша, а для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце.
В корзинах из лозы люди хранилисамые разные вещи: собранный урожай и семена, пойманную рыбу и дичь, одежду и провизию. Плетёные корзины устанавливались в усыпальницах для хранения вещей, принадлежавших умершему и способных «пригодиться» ему в загробной жизни.
В настоящее времяплетёные корзины получили широкое распространение. Подарочные плетёные корзины являются одним из самых популярных вариантов упаковки, способным в выгодном свете представить практически любой товар, в том числе цветочные композиции и парфюмерные наборы. Они также станут отличным самостоятельным подарком или использоваться для украшения интерьера загородного дома, придавая ему изысканный и изящный.
Автор статья Архип Ордин. Автор фото Ирина Милованова
Коромысло — бытовой инструмент, помогающий носить воду в вёдрах. Использовался на Руси преимущественно женщинами.
Коромысло состоит из основных элементов: 1. Деревянная или металлическая балка: Основная часть, которая обеспечивает устойчивость. 2. Ручки (упоры): Оба конца балки имеют ручки для удобного захвата. 3. Верёвки или цепи: С одной стороны коромысла прикрепляются верёвки, на которые подвешиваются ведра или другие контейнеры для грузов. Впервые коромыслом предположительно пользовались в XVI веке.
Коромысло представляет собой неотъемлемую часть традиционного сельского быта и по-прежнему остаётся полезным инструментом для многих дачников и владельцев частных домов.
Автор текста и картинки — Никита Пьянков, 6 класс.