Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент! Требования и правила. Структура статьи: название (объясняемое слово), текст, разделенный на абзацы, иллюстрация, автор текста, автор иллюстрации.
Сахарная
косточка — это говяжья
кость, покрытая хрящами, с губчатым строением ткани и имеющая суставную
головку. Ею угощают собаку в качестве лакомства. Но большинство собаководов не дают ее своим питомцам, потому что в сырых костях присутствуют бактерии, от употребления стираются зубы.
А вот маленьким породам собак они вообще категорически запрещены! Если вы хотите
порадовать своего питомца, то можете сделать угощение сами или купить в зоомагазине.
У Людмилы Улицкой в рассказе «Перловый суп» читаем: «Он был жемчужно-серый, с розоватым, в сторону
моркови, переливом и дополнительным перламутровым мерцанием круглой сахарной
косточки, полузатопленной в кастрюле».
Давным-давно, когда в крестьянских избах и домах не было электричества, люди пользовались лучинами, для того, чтобы осветить дом.
Светец был своеобразным символом русской деревни, русского быта. Это слово довольно часто встречается в русской литературе:
«…Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…» Иван Суриков «Детство»
«Светец» — это специальная подставка под лучину. Делали его из железного прута с зажимом, чтобы лучина не выпала. Она была похожа на вилку, которая крепилась на подставке. Внизу светец дополняли тяжелым по весу металлическим обручем — для устойчивости. Часто в народе за сходство с рогами светец называли «козой» Ее подвешивали над рабочим местом, ставили на пол или втыкали в бревенчатую стену.
Произошло слово «светец» от глагола «светить» или «освещать». В бедных семьях светец делали из дерева (чаще из березы, осины, клена), а в состоятельных и зажиточных семьях они были коваными. Чтобы не случился пожар, под светец ставили ведро с водой или песком, когда лучина прогорала, угольки падали туда и гасли.
Сголуба, что же это такое. Моя бабушка постоянно употребляла эту фразу, когда доставала расписную посуду. » Смотри какая у меня сголуба посуда». Что же означает слово сголуба? Ответ на свой вопрос я нашла в сказах Бажова. На самом деле это слово говорит само за себя. Сголуба — это голубоватый цвет, оттенок. В древней Руси при росписи гжели.
«Сей урожай хорош», один из примеров употребления этого слова. Сей употребляется в мужском роде и означает этот, а сея — женский, соответственно обозначает эта. В произведении Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» наглядный пример использования слова сия:
«Ужели сия грозная мачиха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи?»
Семикаракорскую художественную керамику неслучайно называют жемчужиной Дона. Этот народный промысел несет в себе богатые традиции донского казачества.
Ещё в Vlll-IX веках нашей эры, простейшие керамические изделия изготавливались в поселении Хазарского каганата, который находился всего в 5 километрах от современного города Семикаракорска. А Семикаракорск в свою очередь принадлежит территории Ростовской области. Название этого города в переводе с тюркского языка звучит как «Большая чёрная крепость».
Технология изготовления Семикаракорской фаянсовой посуды на удивление проста. В специальные гипсовые формы заливали специальный жидкий раствор, который в дальнейшем затвердевал. Готовая посуда застывала естественным путём. Затем её дважды придавали обжигу в печах.
В 30-х годах XX века множество кустарных мастерских объединились в отдельную отрасль, образовав семикаракорский райпромкомбинат. В 1972 году приступили к изготовлению художественной керамики. В 1975 году завод стал выпускать изделия для дома и керамические статуэтки.
Семикарокорский завод — единственное предприятие на донской земле, которое занимается изготовлением керамической посуды. Эта посуда стала популярна во многих городах Советского Союза. Она и сегодня дарит радость многим ее обладателям. Кстати, у ростовчан никогда не болит голова, что подарить в качестве сувенира. Для этого у нас есть специализированный магазин ««Аксинья», где всегда можно приобрести семикаракорский фаянс.
Решетчатые», — рассказывает нам русская народная плясовая шуточная песня, А что же значит это давно забытое слово «сени»? В казачьих куренях, деревенских избах и старинных городских домах так называлось нежилое помещение, которое отделяло жилую часть от крыльца. Их делали в виде дощатой, бревенчатой или плетенной из прута трехстенной боковой пристройки. Сени, сенцы, сенница — они были неотъемлемой частью жилища. Само слово происходит от старославянского «сень» — навес, шатер, укрытие, дающие тень. Вошли в сени — оказались под защитой.
Я, городской житель, не сразу поняла, что имела в виду бабушка. Обратилась за помощью к маме, она выросла в деревне и должна понимать, что имеет в виду бабушка. Оказалось, что сенцы — это коридор, а точнее неотапливаемое помещение, находящееся между жилыми помещениями. Сенцы раньше служили хозяйственным помещением и не пропускали холодный воздух в избу. В прежние времена сени (или, иначе, сенцы, сенница) были неотъемлемой частью дома. А представляли они собой проходное помещение, отделяющее крыльцо от жилых комнат. Происходит слово от старославянского «сень», что означает навес, шатер, укрытие, в общем смысле — сооружение или объект, дающие тень. Образно говоря, человек, ступающий с крыльца в сени, символически попадает под покров, защиту и попечение хозяев жилища.
Серп — орудие для срезания злаков и трав. Он состоит из закруглённого лезвия и деревянной рукоятки. Этот инструмент очень древний — появился в эпоху неолита, как орудие для собирания растений.
Серп известен тем, что изображен на флаге Союза Советских Социалистических республик, потому что он являлся символом крестьянства.
У нас дома есть серп, который достался нам от прабабушки. Иногда им пользуются дедушка или мама. Я бы тоже хотела летом попробовать им поработать. Надеюсь у меня получится.
Иногда одно непослушание может привести к большой беде. Но настоящая любовь способна победить любое зло! Возьмем, к примеру, сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Жили-были сестра Алёнушка и братец Иванушка. Отправились они через лес, и захотел Иванушка пить. Сестра предупреждала: «Не пей из лужи, козлёночком станешь!» Но братец не послушался — отпил из следа копытца и превратился в белого козлёночка.
Приютила Алёнушка братца, но злой Колдун разлучил их: козлёнка забрал, а сестру заколдовал, чтобы она всё забыла.
Но однажды Алёнушка нашла волшебное зеркальце, посмотрелась в него — и память вернулась! Позвала она братца, обняла его, и от этой тёплой сестриной любви колдовство рассеялось. Иванушка снова стал мальчиком!
Вот что может сделать настоящая любовь! Даже самое сильное колдовство отступает перед верным и добрым сердцем.
Автор статьи Егор Кузьминов, автор рисунка Егор Кузьминов
В славянском фольклоре русалка — фигура, чьи обличи часто менялись.
В зависимости от региона — от Русского Севера до Поволжья, Урала и Западной Сибири — верования о ней сильно различались от представлений жителей западных и южных областей. Русалок почитали за покровительство посевам, лесам и рекам.
Лишь к двадцатому веку в северных российских землях название «русалка» стало употребляться преимущественно в письменных источниках. Изначально существовали различные названия этого существа: водяниха, водяница, хитка, шутовка, щекотиха, а на юге Руси и в Украине — мавка, на западе же — купалка.
Из-за влияния западной культуры, в русской литературе и кинообраз славянской русалки смешался с образом морской девы, обладающей рыбьим хвостом вместо ног и обитающей в океане. В английском словаре славянские русалки обозначаются словом rusalka, а морские девы — mermaid.
Однако в традиционных русских верованиях русалки представлялись как непредсказуемые создания, нередко враждебно относящиеся к людям любого возраста: согласно одним преданиям, они бросали в прохожих камни, стараясь схватить жертву, выбивали из сил чрезмерными прикосновениями и топнули, другие рассказы повествуют об их коварном искушении молодых мужчин, увлекая их в глубокие воды.
Сирин — это мифическое существо, которое часто встречается в славянской мифологии и фольклоре. В сказках и легендах Сирин обычно изображается как птица с человеческим лицом, обладающая прекрасным голосом. Она символизирует красоту, гармонию и утонченность, но также может ассоциироваться с печалью и тоской.
В русских народных сказках Сирин часто выступает как некий проводник между мирами — миром людей и миром духов. Ее песни могут быть как волшебными, так и предостерегающими. Например, в некоторых историях ее мелодии завораживают слушателей, заставляя их забыть о реальности и погрузиться в мир грез.
Сирин также может символизировать потерю или недостижимую мечту. Ее образ часто связан с идеей о том, что за красотой может скрываться горечь или утрата. В некоторых версиях сказок Сирин может быть связана с темой любви и разлуки, когда ее песни напоминают о потерянных чувствах или о тех, кто ушел.
Таким образом, Сирин в сказках является многогранным образом, который сочетает в себе как радость, так и печаль, вдохновляя на размышления о жизни, любви и человеческих переживаниях
Автор текста- Евангелина Нефедычева, автор рисунка- Камилла Нуриманова
Сито — это предмет, который служит для просеивания муки. Он как обязательная часть домашней утвари любой хозяйки, им пользовались как в стародавние, так и современные времена. При помощи просеивания происходит насыщения муки кислородом. Чаще всего сито бывает круглой формы, реже квадратной. Это ящик или коробка, закрытая с одной стороны мелкозернистой сеткой. Тесто, изготовленное при помощи просеивания муки, называется ситным.
Сито также бывает из крупнозернистой сетки и предназначается оно для процеживания, например, массы томатной, чтобы отделить кожуры и семечки от мякоти для получения томатной пасты или сока. В сите могли сушить семечки, развеивая шелуху и мусор. Ободки или короба делались из коры ивы или сосны.
Сито в русской культуре, а также славянских народов имеет символическое значение: оно обозначает сытный год, поэтому хозяйки всегда вешали на первый план, не пряча от чужих глаз, а первый, выпеченный хлеб нового года сопровождался под добрым взглядом хозяевов под сито.
В некоторых семьях этот предмет представлял собой возможность спрятать от детей чего-нибудь вкусное, например, конфеты, поскольку висело высоко и ребенку было не достать его. Во время свадебной церемонии подходили к молодым и приговаривали: » Чтобы тебя столько хвори в жизни напиться, сколько ты сейчас воды выпил сквозь сито!». Когда заболевала скотина, проливали воду сквозь сито и поили больное животное.
У славян была также традиция-для призвания дождя лили сквозь него воду, а если воды были слишком много, то сито переворачивали вверх дном. Также у славян есть гадания, когда в сито высыпали чечвицу и фасоль, перемешивая, говаривали: «Чудеса при нас, выбери и загадай, сито волшебное…!»
Считается, что муку лучше просеивать в кругом сите, которое напоминает солнце и делать надо это в добром расположении духа, что не гневить небесные силы.
Автор статьи- Ниткита Сухин, автор фото-Ирина Милованова.
Даже самая сильная зависть не может победить доброе сердце! Возьмём, к примеру, «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Жила-была добрая Царевна. А у неё была злая мачеха-королева, которая очень завидовала её красоте. Приказала королева слуге увести Царевну в лес и бросить там.
Но Царевну нашли добрые семь богатырей и приютили в своём доме. Она всем помогала, всех любила, и все её полюбили.
Тогда королева придумала новую хитрость — подослала к Царевне старушку с отравленным яблочком. Откусила Царевна яблочко — и уснула мёртвым сном.
Долго искал её жених, королевич Елисей. Разбудил Царевну от сна своим тёплым взглядом и добрым словом — ведь настоящая любовь сильнее любого колдовства!
А злая королева от своей злобы и зависти совсем исчезла.
Вот так доброта и верность победили все хитрости!
Автор статьи Егор Кузьминов, автор рисунка Егор Кузьминов
Сказка о царевне-лягушке — это удивительная история, наполненная волшебством, приключениями и важными уроками для всех нас.
Сюжет начинается с того, что богатый царевич, осознав, что пришло время создать свою семью, решает бросить золотой шарик в пруд, который прекрасно блестит на солнце. Однако его попытка избавиться от шарика приводит к неожиданной встрече. Лягушка находит шарик и, как это бывает в сказках, предлагает вернуть его царевичу, если тот согласится жениться на ней. Царевич, желая вернуть свою дорогую игрушку, с немного принужденным сердцем соглашается. Сначала он недоволен и даже испытывает неприязнь к лягушке. Но внутри него постепенно начинает рождается нежность и удивительное чувство, когда он осознает, что лягушка — это заколдованная принцесса, которую заклятие превратило в амфибию.
Вместе они преодолевают множество испытаний, борются с трудностями и врагами. Взаимопонимание и поддержка лягушки помогают царевичу стать лучше. В итоге, с помощью истинной любви и преданности, заклятие снимается, и лягушка снова превращается в прекрасную принцессу.
Эта сказка учит нас важным ценностям: истинная любовь и искреннее понимание способны преодолеть любые преграды и несчастья. Она также напоминает, что не стоит судить по внешности, ведь внутреннее содержание человека и его доброта оказываются гораздо важнее. Ведь настоящие чувства и искренность способны изменить весь мир вокруг нас и помочь увидеть красоту и чудо в самых неожиданных местах, где, казалось бы, ничего нет!
Скалка — это кухонная утварь, предназначенная в первую очередь для раскатывания теста. Она бывает цилиндрической и веретенообразной формы.
Скалка может раскатывать как песочное, так и пресное или даже дрожжевое тесто.
Нельзя не отметить и то, что история возникновения скалки возникла не тысячу, не две, а целых 3000 лет назад. Целых 30 веков назад этруски пользовались каменными скалками, жили они на территории современной Италии и были предшественниками римской культуры и цивилизации. После этого скалками начали пользоваться и другие народы. Ну, а в других частях света для раскатывания теста использовали цилиндры из глины и дерева.
Скалки не отличаются особой формой или ценностью, но ни одна кухонная хозяйка не обходится без скалки. В конце XIX века американец Джон Рид изобрел стандартную современную скалку с цилиндром из дерева в центре и ручками с обеих сторон и запатентовал ее.
Также в прошлом хозяйки нередко вместо скалки использовали стеклянную бутылку. В середине XVIII века в Англии появились полые стеклянные скалки. С их помощью не только раскатывали тесто, но и хранили внутри специи, кофе и уксус. Такие изделия часто дарили на свадьбу. На Руси такая утварь не получила распространения.
Раньше ими не только раскатывали тесто, но и гладили одежду вместо утюга. В этом случае ткань наматывали на скалку и разглаживали тяжелой деревянной доской с желобками(рубелем). В советских стиральных машинах механизм отжима был следующим: бельё отжимали между двух скалок, которые крутились в противоположном направлении по отношению друг к другу.
Скоморохи — это яркие колоритные персонажи русской народной культуры, которые играли важную роль в народных праздниках и развлечениях. Они были своего рода народными артистами, сочетая в себе элементы актерского мастерства, музыки, танца и шутовства. Скоморохи выступали на ярмарках, свадьбах и других общественных мероприятиях, привнося в жизнь людей радость и веселье.
Внешний вид скоморохов был весьма выразительным: они носили яркие, разноцветные костюмы, украшенные вышивкой и лоскутами. Лица у артистов были раскрашены, что добавляло им комического вида. В их репертуаре были шутки, песни, танцы, а также различные сценки и импровизации, глядя на которые публика хохотала от души.
Скоморохи часто высмеивали недостатки общества и человеческие пороки, их искусство было не только развлекательным, но и социальным: артисты могли задавать острые вопросы о жизни и морали, обличая несправедливость и лицемерие.
В настоящее время слово «скоморох» стало именем нарицательным, так часто называют человека, над которым смеются из-за нелепых поступков или неуместных шуток. Наследие скоморохов продолжает жить в русской культуре, найдя отражение в театре, музыке и фольклоре.
Таким образом, скоморохи — это важные носители народной мудрости и традиций, которые помогали людям справляться с трудностями жизни через смех и искусство.
Какие щетки вы используете в повседневной жизни? Зубная, обувная и обсчитайся… А лошади требуется целых четыре. Одна из них железная! Хотите подробнее?
Скребница — щетка для чистки лошадей (чаще всего железная, но бывает и пластмассовая). Это неотъемлемая часть процесса подготовки коня. Первым делом, берется скребница и ей очищаются вся грязь и мокрые места. Небольшое количество пыли тоже отправляется на стенки верной помощницы.
Скудельник — устаревшее слово. Так на Руси называли гончара, горшечника.
Древние люди поняли, что глина — это удивительный природный материал, который легко мнется в руках, принимая любые формы, а главное, он становится твердым при застывании после обжига. Ее легко добыть, с ней просто работать. Так возникло гончарное дело — древнее декоративно-прикладное искусство, которое требовало аккуратности и ловкости, художественного вкуса и усидчивости. Так почему же горшечника называли «скудельником»?
Дело в том, что «Скуда» на старославянском означало «глина», то есть созданная из земли. А «скудельниками» называли людей, занимающихся гончарным ремеслом. Скудельники создавали из природного материала посуду и домашнюю утварь: горшки, тарелки, кувшины. Гончаров уважали и с почтением относились к их труду. Чаще всего секреты ремесла передавались от отца к сыну. Это было семейное занятие, где тайны нахождения разных сортов глины хранились и оберегались. Места, где скудельники набирали глину назывались «копанцами».
Кроме того, «скудельницами» назывались места погребения. Во время приготовления могилы из ямы выбиралась вся глина, а потом этот ров отдавали для захоронений иногородних, нищих или тех, кто умер во время эпидемий людей.
«Но, заблудившись в протоках Дымного болота, и уходя, видимо, все дальше и дальше от скудельницы, он все равно чуял за болотным криволесьем колокольный звон» — Алексей Иванов «Сердце пармы»
Славяне составили три деления мира:Небо,земля,дух Земли.
Небо обычно считается местом где обитают боги и духи.
Земля была силой природы.Именно на ней жили славяне и растили огород
Дух Земли то место куда по верованию уходили души людей.
В мифологии так же существовали обряды.Славяне почитали Землю,потому что верили что именно она дает им жизнь и плоды.Представлялась она в образе травы, кустарников — её пышные волосы.горы, скалы — кости.Ручьи,реки и озера- живая кровь.
Так же славяне берегли огонь и всячески оберегали его от «плохого» воздействия людей и скверных мыслей.
Поговорим о богах в которых верили славяне. Одним из главных богов был Перун-он владел небом,громом и молнией.Люди верили что именно Перун вызывает гром и молнию,ударяя своим молотом.
Второй не менее интересный богэто Ярило.Он бог весны,плодородия и растений.Славяне верили что благодаря Ярило таил снег,земля «оживала»,начинали посев растений.Образ Ярила не простой,он показывает что все что приходит,рано или поздно уходит.Встречали Ярила хороводами,танцами,играми,шествиями по деревне.
Поговорим о том почему люди верили в мифологию. Верили они не потому что им так хотелось, а потому что это было простым и понятным объяснением мира о котором тогда знали мало. Позже эти легенды и мифы перешли в простые народные поверья, которые сопровождают нас по сей день.
Хорс — один из славянских богов, который ассоциируется с солнечным светом, днем и жизненной энергией. В славянской мифологии Хорс часто упоминается как божество, которое олицетворяет солнечное сияние и тепло. Его культ был распространен среди восточных славян, и он мог быть связан с различными природными явлениями, такими как восход и заход солнца.
Солнечный бог: Хорс считается одним из божеств, связанных с солнцем. Он мог быть представлен как солнечный диск или как воин, который борется с темными силами. Символы: Хорс часто ассоциировался с огнем и светом. Его символами могли быть солнце, огненные круги и другие солнечные знаки. Связь с другими богами: В некоторых источниках Хорс упоминается в связке с другими славянскими божествами, такими как Перун (бог грома и молнии) и Даждьбог (бог солнца и плодородия).
Обряды, связанные с культом Хорса, могли включать: Праздники: Славяне отмечали праздники в честь солнца, которые могли совпадать с летним солнцестоянием и другими солнечными циклами. Эти праздники часто сопровождались ритуальными танцами, песнями и жертвоприношениями. Жертвоприношения: В качестве жертвоприношений могли использоваться хлеб, мед, зерно и другие продукты, символизирующие плодородие и жизненную силу. Обряды очищения: Проводились обряды очищения, связанные с огнем и водой, чтобы привлечь благословение Хорса на урожай и защиту от злых духов. Заветы и молитвы: Славяне обращались к Хорсу с молитвами о здоровье, удаче и защите от несчастий.
Культ Хорса отражает важность солнечного света для жизни и сельского хозяйства славянских народов. Хотя информация о конкретных обрядах может варьироваться в зависимости от региона и времени, Хорс остается важной фигурой в славянской мифологии и культуре.
Сегодня мама и бабушка готовили пиццу. В ней и солёный огурец, и колбаса, и сыр. Вкуснятина! Как можно ещё сказать о том, что что-то получается вкусно? Можно сказать смачно. Смачно — слово, которое можно использовать, когда говоришь о вкусной еде. Смачный обед, смачные блинчики и ещё много всего смачного есть. Это слово я узнала от бабушки. Вот она знает толк в смачной еде, поэтому это слово она использует постоянно.
Смерть в русских народных сказках занимает особое место и часто представляется в различных формах и контекстах. Она может быть как физическим исчезновением персонажа, так и символом перехода, трансформации или испытания. Вот несколько аспектов, связанных со смертью в русских народных сказках:
В многих сказках смерть персонажа может служить испытанием для других героев. Например, герой может столкнуться с необходимостью преодолеть горе или найти способ вернуть умершего человека к жизни. Это часто связано с темой любви, преданности и жертвенности. Смерть в сказках нередко воспринимается как переход к новой жизни или возрождению. В некоторых историях персонажи могут возвращаться из мертвых или обретать новую силу и мудрость после смерти. Смерть может быть персонифицирована в виде персонажа, который приходит за душами. Например, это может быть образ Бабы Яги или других мифологических существ, которые выполняют роль проводника в мир мертвых. Смерть часто связана с различными обрядами и ритуалами, отражающими народные верования о загробной жизни и уважении к умершим. Эти элементы могут быть вплетены в сюжет сказки, подчеркивая важность памяти о предках.
Смерть в сказках также служит средством передачи моральных уроков. Она может напоминать о хрупкости жизни, необходимости ценить время с близкими, а также о последствиях плохих поступков. В некоторых сказках смерть может быть связана с темой судьбы и предопределенности. Персонажи могут сталкиваться с неизбежностью своей участи, что добавляет глубину и философский подтекст к сюжету. Таким образом, смерть в русских народных сказках является многогранным символом, который отражает не только страх и утрату, но и надежду, возрождение и глубокие философские размышления о жизни и смерти.
Смерть с косой в русской мифологии обычно ассоциируется с образом Смерти, который часто изображается как человек в черном плаще с косой. Этот образ стал популярным в культуре и фольклоре, но его корни уходят в более глубокие традиции.
В славянской мифологии существовали различные духи и божества, связанные со смертью и загробной жизнью. Например, Морок — это дух, который мог наводить страх и предвещать смерть. Также в фольклоре встречаются образы Водяного и Лешего, которые могли забирать души.
Коса как символ смерти может быть интерпретирована как орудие, которое «срезает» жизнь, и этот образ стал особенно ярким в литературе и искусстве. В христианской традиции Смерть часто изображается как ангел или демоническая сущность, что также повлияло на формирование образа Смерти в русской культуре.
Таким образом, смерть с косой в русской мифологии — это сложный и многогранный образ, который сочетает в себе элементы фольклора, религии и народных верований.
Снегирь — это небольшая птица, известная своим ярким эффектным окрасом. Снегирь занимает особое место в русской народной культуре и фольклоре. Эта птица ассоциируется с зимой, холодом, Новым годом и Рождеством. «Не будь снегиря, разве зима настанет» — говорится в русской пословице.
Снегирь считается символом зимнего пейзажа. Его яркий окрас выделяется на фоне белого снега, что делает его заметным, привлекает всеобщее внимание. В народных сказках и песнях это существо нередко упоминается как символ радости и надежды. Снегирь также связан с различными народными приметами. Например, появление этой птички весной может предвещать хороший урожай или удачу в делах. Поэты и писатели часто используют образ снегиря как символ природы, любви, красоты. В русской народной песне «Снегири» рассказывается о красоте природы зимой, о грусти человека по неудавшейся любви, о веселом свисте снегирей.
Таким образом, снегирь не только является частью природы, но и важным культурным символом, который находит отражение в русских традициях.
Снегурочка — одна из самых известных и любимых персонажей русских народных сказок. Она олицетворяет зиму, холод и красоту снежного покрова. В сказаниях Снегурочка часто изображается как молодая девушка, созданная из снега и льда, которая обладает особой невинностью и чистотой.
Согласно одной из популярных версий, Снегурочка была создана Дед Морозом и его супругой, чтобы принести радость и счастье детям. Её образ наполнен добротой, она всегда готова помочь и поддержать, особенно в трудные времена.
Снегурочка также является символом зимних праздников, особенно Нового года. Её образ часто ассоциируется с волшебством и чудесами, которые происходят в это время. В сказках она может быть как помощницей Деда Мороза, раздающего подарки, так и самостоятельным персонажем, преодолевающим трудности и находящим своё счастье.
В сказке «Снегурочка» главная героиня сталкивается с конфликтом: ей хочется быть ближе к людям, но она может существовать только при низких температурах, в итоге девушка погибает, что вносит элемент драматизма в историю.
Таким образом, Снегурочка является многогранным персонажем русских народных сказок, олицетворяющим не только зимнюю красоту, но и важные человеческие ценности — доброту, сострадание и стремление к счастью.
Как-то раз я услышал от своего дедушки одобрительное «Снедомые грибочки!», когда он рассматривал в корзинке результат моей тихой охоты. Что за странное название? Он мне разъяснил, что снедомые (еще иногда говорят «снедные») означает съедобные, неядовитые, а слово «снедь» — это любая еда, все, что можно употреблять в пищу.
Посев в новолунье — червям снедь (Народная примета)
Без снеди в путь не ходи (Пословица)
Собака в русском народном фольклоре — это многогранный символ верности, дружбы и защиты. С древних времён этот четвероногий друг прочно вошёл в жизнь человека, охватывая его образ в сказках, пословицах и поговорках.
Собака олицетворяет преданность и часто выступает как защитник героя, готовый прийти на помощь. Примеры можно увидеть в историях о богатырях, где верная собака преодолевает опасности вместе со своим хозяином. Эти повествования учат важным жизненным урокам о дружбе и взаимопомощи.
Кроме того, собака символизирует связь с загробным миром. Некоторые легенды утверждают, что её дух может быть проводником между мирами, добавляя мистический элемент к её образу. Охотничья собака может присниться человеку в важный момент, напомнив о тех, кто ушёл.
Собаки также ассоциируются с добротой и заботой. Пословицы указывают на то, что собака — лучший друг человека. В традиционных семьях она была не только охранником, но и верным спутником, способным чувствовать настроение хозяев.
Таким образом, собака в русском фольклоре — это символ преданности и заботы, добавляющий элемент загадки. Образы верного спутника вдохновляют нас на важность взаимопомощи и дружбы в жизни.
Собака в русских народных сказках занимает особое место. Это верный помощник и защитник человека, символ дружбы и преданности. Я хочу рассказать о том, как собака изображается в сказках и какую роль она играет в жизни героев.
Во-первых, собаки в народных сказках часто бывают очень умными и сообразительными. Например, в сказке «Собака и кошка» главные герои — это не просто животные, а настоящие персонажи с характерами. Собака, как правило, представляется доброй и преданной, готовой помочь своему хозяину в любой ситуации. Она всегда стоит на стороне добра и справедливости, что делает её образ особенно привлекательным для слушателей.
Во-вторых, собака нередко становится помощником главного героя. В таких случаях она помогает ему преодолеть трудности и находить выход из сложных ситуаций. В сказке «Каша из топора» собака помогает бойцу добыть пищу, показывая свою преданность и смекалку. Такие примеры учат нас, что дружба и взаимопомощь очень важны в жизни.
Напоследок, стоит отметить, что собака в русских народных сказках — это не только друг, но и символ верности. Она никогда не предает, остаётся с человеком даже в самые трудные времена. Это учит нас быть преданными своим друзьям и близким, ценить дружбу и поддержку.
Очень часто мы слышим о том, что собака — друг человека. Недаром про собак сложено столько поговорок и пословиц. Верность самой высокой пробы сравнивается с собачьей. Искренний и проникающий в душу взгляд называют собачьим. Говорят, что без кошки не бывает дома, а без собаки — двора. «Собака на сене». Так говорят о том, кто, имея что- либо, не пользуется этим сам и другим не дает. О людях, которые живут во вражде, говорят «как кошка с собакой».
Восклицание «Вот, где собака зарыта!» означает «вот в чем суть дела». Когда трудно кого — то найти, что- то разыскать, употребляют выражение «с собаками не сыщешь».
Не раз показывала собака свою верную преданность человеку, охраняя его дом и семью. В сказке «Лисичка со скалочкой» мужику жалко было отдавать лисе девочку. Вот он и запихнул в мешок собаку. Собака не только спасла девочку, но и наказала коварную лису. А в сказке «Кощей Бессмертный» собака со щенятами приходит на выручку Ивану- царевичу, помогает ему добыть иглу с кощеевой смертью — ловит волшебного зайца. «Собака — это единственное существо на свете, которое любит тебя больше, чем себя». Джош Биллингс
«Купите щенка и Вы приобретете самую преданную любовь на свете». Р. Киплинг
«Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой». Антон Чехов
Читайте, узнавайте больше, становитесь добрее и лучше вместе со своими любимыми героями книг!
Автор статьи: Такташова Любовь Автор рисунка: Такташова Любовь
Сова — это интересный и многогранный образ, встречающийся в мировой культуре и литературе. Она имеет множество символических значений, которые варьируются в зависимости от контекста. Рассмотрим основные аспекты образа Совы как лирического героя.
В качестве лирического героя сова может выступать как метафора внутреннего состояния поэта или персонажа. Она олицетворяет размышление, поиск смысла, тревогу перед неизвестностью и стремление к самопознанию. Сова может служить проводником между миром реальным и духовным, между днем и ночью, между внешним и внутренним.
Примеры использования образа совы в литературе разнообразны. В русской поэзии, например, Александр Блок в своем стихотворении «Сова» описывает её как загадочную ночную птицу, символизирующую тайну и неизбежность судьбы:
В час полночный, в лесе глухом,
Старый ворон каркал над нами —
И на нём висели пухом
Совы белые с глазами.
Здесь сова представлена как нечто мрачное и тревожное, связанное с потусторонним миром.
Заключение
Сова как лирический герой представляет собой многослойный образ, сочетающий в себе мудрость, ночь, одиночество и мистику. Её присутствие в тексте может подчеркнуть внутренние переживания автора, создать атмосферу таинственности и отразить глубокие философские размышления.
Когда мы с братьями и сестрами ездили к бабушке в гости, она всегда из окна дома кричала нам: «Что за садом стоит! А ну тише!»
Тогда мы оборачивались и не понимали, кто стоит, где? Нет ведь никого. И только когда это слово увидела в произведении Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети»:
«Сокачий» в переводе со старославянского означает «Повар» — человек, профессией которого является приготовление пищи.
Для того, чтобы прокормить себя и свою семью древние люди жарили на костре мясо и рыбу. Возможно, что именно это и положило основу одной из самых вкусных профессий.
Позже, поварское искусство стало постепенно развиваться и лишь в 11в. стало особой специальностью. Свои истоки это ремесло берет из Монастырей. В Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. (Из Лаврентьевской летописи, 1074г). Именно там, монахи готовили нехитрые блюда по особым рецептам. Например, они создали рецепт хлеба, который долго не черствеет.
Во времена Киевской Руси повара трудились в богатых домах, у князей. Иногда в доме было несколько поваров. Есть свидетельство, в котором описывается дом богатого человека, где говорится о большом количестве «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающесъ потьмъ».
Соловей-разбойник: легендарный персонаж, уходящий корнями в русскую культуру
Соловей-разбойник является одним из самых знаменитых и ярких героев древнерусских былин, эпических народных песен. Этот мифологический персонаж отражает многогранные аспекты народного воображения и сочетает в себе элементы мистики.
Изображение Соловья-разбойника в былинах наполнено скрытыми смыслами и загадками. Он представлен в виде невероятного существа, наполовину человека, наполовину птицы, обитающего в лесах и на дорогах. Иногда его описывают с характерными для птиц чертами: крыльями, внимательным взглядом и невероятно громким свистом, который напоминает пение соловья. Этот пронзительный свист разбойника используется им для вызывания ужаса у путешественников.
Соловей-разбойник славится своим разбойничеством: он останавливает путников, грабит их и изображается как страшное зло, которое необходимо победить. В русских былинах его чаще всего побеждает богатырь Илья Муромец, который, являясь символом силы, справедливости и защиты народа, проходит через множество испытаний.
Наиболее известный эпизод можно увидеть в «Былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике», где Илья Муромец, направляющийся в Киев, сталкивается с Соловьем-разбойником на дороге. Несмотря на все преграды и угрозы, богатырь одолевает злодея и доставляет его князю Владимиру. Этот сюжет символизирует победу добра над злом, порядка над хаосом, а также является аллегорией укрепления государства и общественного порядка.
Сорока — интересный персонаж в фольклоре разных народов, который часто ассоциируется с хитростью, любопытством и жадностью. В русских народных сказках и пословицах она обычно изображается как птица, обладающая умом и ловкостью, но иногда ее действия могут быть и коварными.
Одной из характерных черт сороки является ее страсть к блестящим предметам. Эта особенность порождает множество сказок и басен, в которых она стремится заполучить что-то ценное, что может привести к забавным или поучительным ситуациям. Например, в басне И.А. Крылова «Сорока-воровка» рассказывается о том, как эта птица украла у других животных различные вещи, подчеркивая ее хитрость и жадность.
Данное существо также часто выступает в роли рассказчицы или информатора. Ее любопытство и способность собирать слухи делают ее важным персонажем в сказках, где она может передавать информацию или предупреждать о грядущих событиях. В некоторых народных сказках эта птица играет роль посредника между героями и высшими силами, помогая им найти выход из сложной ситуации.
Кроме того, в русской культуре существует множество пословиц и поговорок о сороке. Например, «Сорока на хвосте принесла» — это выражение, которое используется для обозначения слухов или сплетен. Данная птица символизирует не только хитрость, но и человеческие слабости, такие как зависть и жадность.
Таким образом, образ сороки в фольклоре многослоен и разнообразен. Она олицетворяет как положительные, так и отрицательные черты, делая ее интересным и поучительным персонажем в сказках и баснях. Эта птица продолжает оставаться актуальным символом в культуре, отражая человеческие качества и поведение.
Соха- это орудие, которое использовали крестьяне во время вспашки земли. В отличие от плуга соха не переворачивала землю, а переваливала ее на бок. Делали его из дерева, эту часть называли рассохой, прикрепляя два железных сошника, а также соединяя лопаткой, которую называли палицей, она крепилась в верхней части с оглоблями. В них запрягали лошадь. Соха требовала от пахаря больших физических усилий и меньших- от лошади.
Глубина перекопки сохой составляла 12 см. Соха требовала от крестьянина большого мастерства, так как лошадь только тянула ее вперед, а пахарь должен быть внимательным в данное время: нужно было приподнять соху, которая могла наехать на камни или корни, наоборот, надавить на нее, чтобы задел глубины был одинаковый и сохранялся на всем протяжении пашенного участка. Она как бы черкала почву по поверхности, глубоко не опускаясь.
В русских письменах слово соха упоминается со второй половины 13 века, крестьяне раньше называли это орудие колом или палкой с развилкой. Благодаря универсальности и доступности, данный предмет прочно войдет в жизнь крестьян до начала 20 века. Соха- орудие индивидуальное, у каждого мастера были свои задумки относительно его качества, поскольку именно им бороздили пашню. Соха нужна для перепашки земли, прополки междурядий, ее используют также при посадке картофеля- основного продукта средней полосы России.
Автор статья -Ирина Милованова, автор фото- Диана Иерускул
Так называют Лосей с ветвистыми рогами. Слово «сохатый», значит имеющий раздвоение, развилину. Употребляется часто для обозначения лосей с извилистыми рогами. Однокоренное слово «соха» — инструмент, сельскохозяйственное приспособление для вскапывания земли. Тоже выглядит как рогатина.
Сошник — наконечник у сохи. Он сделан из металла, треугольной формы, с помощью которого производится высеивание семян и высаживание растений. Во времена древней Руси это приспособление было очень востребовано, потому что земли было много, сеять нужно было много, а в ручную с этим не справится. Сошник прорывал углубления в земле, тем самым освобождая грядки от предыдущих растений.
Но, сошник — это не только наконечник, но и непарная кость в виде пластинки трапециевидной формы.
Это слово употребляется в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»:
— Спасибо, барин, — говорил мне пхарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.
«Мы все живем по своему и у каждого должна быть своя стезя и своё место». В целом, высказывание понятно, но слово «стезя» вызывает много вопросов. Стезя — это путь, дорога или иными словами тропа. Как нестранно, но у этого слова есть второе значение — жизненный путь развития в различных сферах жизни.
В русском народном фольклоре строитель занимает важное место, символизируя труд и созидание. Его образ олицетворяет не только физическую силу, но и мудрость, ведь именно строители возводят дома, крепости и храмы, обеспечивая надежное жилье и защиту.
Сказания о строителе полны эмоций и приключений. Он не просто вбивает гвозди и возводит стены; его жизнь насыщена борьбой с природой и врагами. Строитель стал героем, умеющим справляться с трудностями, демонстрируя смекалку и изобретательность. Встречая злых духов, он защищает народ.
Эмоциональная связь строителя с землей и материалами, с которыми он работает, ярко выражена в фольклоре. Он уважает традиции и понимает, что каждый камень и доска несут душу природы. Строитель создает не только физическое пространство, но и закладывает в его стены надежды и мечты людей.
Темы дружбы и сообщества звучат в историях о строительстве. Он объединяет людей, вдохновляет их на совместные усилия, так как великое дело невозможно осуществить в одиночку. Строитель — это не только работник, но и символ единства, силы духа и творческого подхода, способный преодолевать преграды ради общего блага.
Фразеологический оборот в русском языке-это синтаксически неделимая единица, у которой все слова связаны общим смыслом, их нельзя отрывать от контекста. Что же обозначает достаточно известный всем фразеологизм-«строить глазки»?
Выражение «строить глазки» состоит из двух слов-строить+глазки. Известно, что можно построить дом, здание…Как же получилось, что стало возможно строить глазки?
Оказывается это выражение пришло к нам из французского языка и означает у нас то же самое: кокетничать, стрелять глазками, привлекать внимание, демонстрировать свое положительное отношение к собеседнику.
Мужчины и женщины по-разному строят глазки и демонстрируют свои симпатии лицам противоположного пола.
Психологами также замечено. что такое поведение, или кокетство, присуще людям в определенное время. чаще в юности, когда стоит проблема знакомства для создания серьезных или временных отношений.
Автор рисунка-Ксения Зенцова, автор статьи- Ирина Милованова
Ступа — выдолбленный из ствола дерева сосуд, использовавшийся для размола зерна. При толчении зерно освобождалось от оболочки и частично размельчалось. Ступа — одно из древнейших изобретений человека, известное за 8 000 лет до нашей эры.
Эта древняя вещь досталась нам от старых жильцов дома, но мы в ней никогда ничего не толкли. Я нашла ее на чердаке. Меня очень удивило то, что она была с выемочными боками. Оказалось, что из-за своей массивности ступы были очень тяжелы, и для облегчения веса иногда делались с «выемочными» боками.
В избе ступа стояла в куте — бабьем углу, и как всё, относившееся к этому месту, носила печать связи с нечистью. Не случайно ступа у нас всегда ассоциируется с Бабой-Ягой. Вот и у Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой Идёт-бредёт сама собой»…
Когда в детстве ездила в деревню к родственникам зимой, сразу бежала гулять с друзьями, а тетя кричала, чтобы я не валялась в субоях. Я не понимала, что же это такое. Так вот, оказывается субои — это снежные сугробы.
А недавно увидела это слово в рассказе Льва Толстого «Русак»:
«Заяц поскакал к гумну по субоям; зайца держали субои, а собака на девятом прыжке завязла в снегу и остановилась».
Я бы ни за что без словаря не догадалась, что сугубый обозначает два, в два раза больше. Ощущение, что это означает плохой, бедственный, но на деле все совсем по-другому. Александр Николаевич Радищев употребил это слово в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»
«Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей; кто в шествии моем меня подкрепит, — не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?…»
Сударь, сударыня — так обращались в Российской империи к собеседнику или собеседнице. Эти слова произошли от слова государь путём отбрасывания первого слога. Но мозг рисует еще и другие значения, когда читаешь эти слова. Это могут быть и люди, которые судили других. Или это как два сосуда, вмещающих многое в себе. Или, может быть, просто люди, у которых особая судьба?
Сундук-это предмет, который служит для хранения и транспортировки багажа.
Историки считают, что первые сундуки были найдены, примерно, в 3 веке до нашей эры. Происхождение этого слова удивительно, потому что оно имеет свою трансформацию, правда, трудно сейчас определить, что первично, а что вторично, но цепочка, примерно, была такова: сундук-баул-чемодан. Многие народы разных стран использовали, да и используют его по сегодняшнее время не только, как лари для хранения вещей, но и как удобную лежанку или скамью.
Как же изготавливали данные лари? Обычно это изделие делали из дерева, а позже стали ковать из железа. Внутри могли обтянуть дорогой бархатной тканью или оставить без декора, у дорогих сундуков внутренняя сторона была обшита кожей. В настоящее время есть много историй про занзибарские сундуки, они отличались по своему декору: изысканная резьба с африканским мотивом. Современные стилисты считают этот предмет необходимым и добавляют его в интерьер в качестве особой изысканности. Читая сказки или истории про путешественников, вы увидите на иллюстрации сундуки, в которых хранится золото, а в крестьянской семье — это атрибут достатка. Невеста, готовящаяся к замужеству с детства пряла, вышивала себе приданое, складывая свое богатство в сундучок. Ведь его можно взять, перенести, погрузить на телегу и уехать.
Вспомните также и такие слова в Святочную неделю:
Сею, вею, посеваю…
С новым годом поздравляю.
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки…
У моих родственников также был такой сундучок, достаточно большого размера, примерно 130 в длину и 70 см в глубину, очень объемный, в детстве мы любили прятаться в него или спать на нем.
Сусек — это то же самое, что и закром (отгороженное место в амбаре для ссыпки зерна или муки).
Ученые спорят, от какого слова произошло слово «сусек», но однозначной версии так и нет. Важно то, что выражение «поскрести по сусекам» в прямом смысле означает собрать остатки муки.
Сейчас, благодаря русской сказке «Колобок», используется всеми поколениями и приобрело новый смысл — поискать тщательно, подобрать последнее, что осталось:
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.
Тагильская роспись — вид росписи подносов зародившийся в городе Нижний Тагил. Она очень насыщенная по сравнению с другими видами росписи подносов. Она ярче по цветам и богаче по узорам на подносе.
Этот промысел зародился примерно 250 лет назад. После октябрьской революции изготовление подносов было временно преостоновлено. Но в 1957 г. в Нижнем Тагиле промысел продолжил развиваться. На данный момент в Нижнем Тагиле сущестует 5 компаний в Нижнем Тагиле и 1 в Екатеринбуре, которые расписывают подносы этой росписью.
Данный вид подносов используется в декоротивных целях, но не в бытовых. И их приподнсят в качестве подарка на большие праздники так как тагильские подносы очень дорогие. Эти подносы покупают не только тагильчане, но и гости города.