Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Так называют Лосей с ветвистыми рогами. Слово «сохатый», значит имеющий раздвоение, развилину. Употребляется часто для обозначения лосей с извилистыми рогами. Однокоренное слово «соха» — инструмент, сельскохозяйственное приспособление для вскапывания земли. Тоже выглядит как рогатина.
Сошник — наконечник у сохи. Он сделан из металла, треугольной формы, с помощью которого производится высеивание семян и высаживание растений. Во времена древней Руси это приспособление было очень востребовано, потому что земли было много, сеять нужно было много, а в ручную с этим не справится. Сошник прорывал углубления в земле, тем самым освобождая грядки от предыдущих растений.
Но, сошник — это не только наконечник, но и непарная кость в виде пластинки трапециевидной формы.
Это слово употребляется в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»:
— Спасибо, барин, — говорил мне пхарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.
«Мы все живем по своему и у каждого должна быть своя стезя и своё место». В целом, высказывание понятно, но слово «стезя» вызывает много вопросов. Стезя — это путь, дорога или иными словами тропа. Как нестранно, но у этого слова есть второе значение — жизненный путь развития в различных сферах жизни.
В русском народном фольклоре строитель занимает важное место, символизируя труд и созидание. Его образ олицетворяет не только физическую силу, но и мудрость, ведь именно строители возводят дома, крепости и храмы, обеспечивая надежное жилье и защиту.
Сказания о строителе полны эмоций и приключений. Он не просто вбивает гвозди и возводит стены; его жизнь насыщена борьбой с природой и врагами. Строитель стал героем, умеющим справляться с трудностями, демонстрируя смекалку и изобретательность. Встречая злых духов, он защищает народ.
Эмоциональная связь строителя с землей и материалами, с которыми он работает, ярко выражена в фольклоре. Он уважает традиции и понимает, что каждый камень и доска несут душу природы. Строитель создает не только физическое пространство, но и закладывает в его стены надежды и мечты людей.
Темы дружбы и сообщества звучат в историях о строительстве. Он объединяет людей, вдохновляет их на совместные усилия, так как великое дело невозможно осуществить в одиночку. Строитель — это не только работник, но и символ единства, силы духа и творческого подхода, способный преодолевать преграды ради общего блага.
Ступа — выдолбленный из ствола дерева сосуд, использовавшийся для размола зерна. При толчении зерно освобождалось от оболочки и частично размельчалось. Ступа — одно из древнейших изобретений человека, известное за 8 000 лет до нашей эры.
Эта древняя вещь досталась нам от старых жильцов дома, но мы в ней никогда ничего не толкли. Я нашла ее на чердаке. Меня очень удивило то, что она была с выемочными боками. Оказалось, что из-за своей массивности ступы были очень тяжелы, и для облегчения веса иногда делались с «выемочными» боками.
В избе ступа стояла в куте — бабьем углу, и как всё, относившееся к этому месту, носила печать связи с нечистью. Не случайно ступа у нас всегда ассоциируется с Бабой-Ягой. Вот и у Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой Идёт-бредёт сама собой»…
Когда в детстве ездила в деревню к родственникам зимой, сразу бежала гулять с друзьями, а тетя кричала, чтобы я не валялась в субоях. Я не понимала, что же это такое. Так вот, оказывается субои — это снежные сугробы.
А недавно увидела это слово в рассказе Льва Толстого «Русак»:
«Заяц поскакал к гумну по субоям; зайца держали субои, а собака на девятом прыжке завязла в снегу и остановилась».
Я бы ни за что без словаря не догадалась, что сугубый обозначает два, в два раза больше. Ощущение, что это означает плохой, бедственный, но на деле все совсем по-другому. Александр Николаевич Радищев употребил это слово в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»
«Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей; кто в шествии моем меня подкрепит, — не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?…»
Сударь, сударыня — так обращались в Российской империи к собеседнику или собеседнице. Эти слова произошли от слова государь путём отбрасывания первого слога. Но мозг рисует еще и другие значения, когда читаешь эти слова. Это могут быть и люди, которые судили других. Или это как два сосуда, вмещающих многое в себе. Или, может быть, просто люди, у которых особая судьба?
Сундук-это предмет, который служит для хранения и транспортировки багажа.
Историки считают, что первые сундуки были найдены, примерно, в 3 веке до нашей эры. Происхождение этого слова удивительно, потому что оно имеет свою трансформацию, правда, трудно сейчас определить, что первично, а что вторично, но цепочка, примерно, была такова: сундук-баул-чемодан. Многие народы разных стран использовали, да и используют его по сегодняшнее время не только, как лари для хранения вещей, но и как удобную лежанку или скамью.
Как же изготавливали данные лари? Обычно это изделие делали из дерева, а позже стали ковать из железа. Внутри могли обтянуть дорогой бархатной тканью или оставить без декора, у дорогих сундуков внутренняя сторона была обшита кожей. В настоящее время есть много историй про занзибарские сундуки, они отличались по своему декору: изысканная резьба с африканским мотивом. Современные стилисты считают этот предмет необходимым и добавляют его в интерьер в качестве особой изысканности. Читая сказки или истории про путешественников, вы увидите на иллюстрации сундуки, в которых хранится золото, а в крестьянской семье — это атрибут достатка. Невеста, готовящаяся к замужеству с детства пряла, вышивала себе приданое, складывая свое богатство в сундучок. Ведь его можно взять, перенести, погрузить на телегу и уехать.
Вспомните также и такие слова в Святочную неделю:
Сею, вею, посеваю…
С новым годом поздравляю.
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки…
У моих родственников также был такой сундучок, достаточно большого размера, примерно 130 в длину и 70 см в глубину, очень объемный, в детстве мы любили прятаться в него или спать на нем.
Сусек — это то же самое, что и закром (отгороженное место в амбаре для ссыпки зерна или муки).
Ученые спорят, от какого слова произошло слово «сусек», но однозначной версии так и нет. Важно то, что выражение «поскрести по сусекам» в прямом смысле означает собрать остатки муки.
Сейчас, благодаря русской сказке «Колобок», используется всеми поколениями и приобрело новый смысл — поискать тщательно, подобрать последнее, что осталось:
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.
Тагильская роспись — вид росписи подносов зародившийся в городе Нижний Тагил. Она очень насыщенная по сравнению с другими видами росписи подносов. Она ярче по цветам и богаче по узорам на подносе.
Этот промысел зародился примерно 250 лет назад. После октябрьской революции изготовление подносов было временно преостоновлено. Но в 1957 г. в Нижнем Тагиле промысел продолжил развиваться. На данный момент в Нижнем Тагиле сущестует 5 компаний в Нижнем Тагиле и 1 в Екатеринбуре, которые расписывают подносы этой росписью.
Данный вид подносов используется в декоротивных целях, но не в бытовых. И их приподнсят в качестве подарка на большие праздники так как тагильские подносы очень дорогие. Эти подносы покупают не только тагильчане, но и гости города.
Тальянка — музыкальный инструмент, очень похожий на гармошку. Такое название получила благодаря бродячим музыкантам, все их называли итальянцами, а чаще тальянцами. Самое популярное время ее использования — это 18 век, а места, чаще всего использующие тальянку, были на севере России и в Поволжье.
Как я уже говорила, этот инструмент похож, но отличается от классической гармони. Кнопки, нажимаемо во время игры, издают звук, напоминающий звон колокольчиков. Под звуки тальянки в русских деревнях исполняли частушки, а в татарских — танцевали до упаду. Такие пляски упоминаются в стихотворении «Русь» Сергеевича Александровича Есенина:
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.
Ткацкий станок — это механизм, который позволяет превратить нити в удивительные и красивые ткани. Этот древний механизм является не только инструментом для создания материи, но и символом труда, терпения и мастерства. Это сложная конструкция, которая состоит из рамы, основы, нитей и различных механизмов.
С помощью этого устройства ткач может создавать разнообразные узоры, текстуры и цветовые комбинации. Каждый процесс работы на ткацком станке требует внимания, точности и определенных навыков. Ткани, созданные на ткацком станке, не только являются предметами одежды или предметами интерьера, но и носителями традиций и истории. Они могут рассказывать о жизни и обычаях различных народов, передавать символику и эмоции.
Автор текста: Алёна Сизых Автор фото: Константин Разуванов
Ткацкий станок — это инструмент, используемый для прядения волокна в нить, в качестве первых волокон использовались различные травы, лианы, полоски кожи. Ручное ткачество- древнее ремесло не только на Руси. По качеству определялось и качество жизни. Поскольку в каждой семье были предметы, сделанные при помощи ткацкого станка: полотенца, покрывала, рубашки, юбки. ковры, половики, даже обереги, то человечество создало ручные станки, дата изготовпения, примерно, 5–6 000 лет до н. зры.
Станок состоит из деревянных перекладин, продольных и попереречных, назвается такое ткачество-»на бедрышках, нити располагаются во время процесса крест-накрест, а внутрь зева прокладывается плотная основа, которая подбивается специальным инструментом-утяжелителем.
Самое обидное прозвище для девушек на Руси было «НЕ ТКАЧИХА». Ведь любая из них должна, прежде всего, наткать себе приданое: покрывала, простыни, юбки, скатерти. А во время праздников умелые мастерицы развешивали свои творения в качестве штор, занавесок на окна, и каждый из гостей мог оценить данное качество. Не у каждой рукодельницы мог быть данный предмет. Что характерно, что станки бывают разными, в зависимости от возраста: большие и маленькие, ручные, механические. Моя прабабушка, будучи пятилетним ребенком, села за ткацкий станок на свое пятилетие! С ним она не расставалась долгие годы, ведь для женщины станок- это ее хлеб!
Весь трудовой, особенно зимний день, состоял из количества пряжи, из которых она потом сошьет одежду или наткет ковров. Денег раньше не было, магазинов тоже. На деревне всегда были именитые мастера, которые умели качественно сделать станки. К ним стояла большая очередь, ведь от такого инструмента зависело благогосостояние семьи: изделие можно снести на ярмарку, выменять его или продать в обмен на нужный товар: соль, сахар, посуду.
Данный инструмент, несколько модернизированный, и поныне используется для бытовых нужд на территории России.
Все мы любим покушать. Уверена, что среди корреспондентов есть любители круп — риса, гречки, овсянки и т. д. А знали ли вы, что на Руси крупы были тоже популярны? Например, из ячменя и овса делали специальную муку, которая называлось толокно. Из него создавалось множество вкусных и питательных блюд.
Травка в хохломской росписи обычно изображается в виде длинных изогнутых линий, которые напоминают стебли и листья. Эти элементы могут быть как простыми, так и более сложными, с добавлением различных деталей и узоров. Чаще всего изображается в зеленых оттенках, но может также включать желтые и золотистые тона. Контрастные цвета делают рисунок ярким и выразительным.
Травка символизирует жизнь, природу и плодородие. В хохломской росписи она часто сочетается с другими природными мотивами, такими как цветы, ягоды и птицы, создавая гармоничный и насыщенный композиционный эффект. Она является одним из основных элементов хохломской росписи и используется на различных предметах, включая деревянные ложки, тарелки, кубки и другие утварные изделия. Эти изделия часто служат не только для практического использования, но и как элементы декора.
Роспись выполняется вручную с использованием специальных кистей и красок на основе натуральных пигментов. После нанесения рисунка изделия покрываются лаком, что придает им блеск и защищает от повреждений.
В городе есть много мест, где можно поесть. В ресторанах
посетители получают хороший сервис и возможность попробовать более изысканные и утонченные блюда.
Столовые существуют для тех, кто хочет сэкономить на обслуживании. Я же хочу обратить ваше внимание на трапезные. Они расположены на монастырских или церковных территориях. В них очень вкусная и в тоже время
весьма доступная еда. Обычно в меню трапезных преобладают традиционные русские
блюда:
пирожки, блины, супы и каши. Там также вам могут предложить
необычные чаи из трав и ягод по старорусским рецептам. И вы можете рассчитывать
на то, что блюда будут освещены.
Слова
трапеза, трапезная или трапезничать произошли от греческого слова стол.
Трапезная — это вкусное и доступное место, где можно приятно пообедать за накрытым
столом на территории монастыря.
Вот и вторая часть выпуска удивительных штучек для коней!
Знаете как всадники управляют лошадью? Все скажут, что с помощью уздечки. А если поподробнее?
Трензель — средство для управления лошадью. Чаще это три железных крепления (два больших, маленький посередине и два кольца по бокам), вставляются лошади в рот между четырьмя передними и двумя задними зубами. Они бывают абсолютно разных размеров и форм.
Тувалет. Ну здесь как бы все понятно сразу. Туалет, «WP» и так далее… В произведениях 18–19 века часто встречается-»Дамы в роскошных тувалетах (туалетах)». Сразу представляется мадам в уборной с дорогим ремонтом, позолоченной сантехникой. А вот нет… «Тувалет» — это изначально зеркало, причем в дамской комнате. Потом уже плавно трансформировалось в значение санузла.
Однажды, когда я слушала русскую народную песню про рябину, меня заинтересовало слово «тын». Что это такое, подумала я…
«Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, головой склоняясь до самого тына» — поется в песне.
Так вот, кто еще не знал, «тын» — это частый деревянный забор. Раньше он служил в городах оборонительной оградой от врагов, делали такой забор частоколом или заплатом. Ставили вертикально бревна или жерди и скрепляли их между собой.
В произведении «Петр первый» это слово употребляет А.Н. Толстой: «Скит, огороженный тыном, был невелик».
Улитка — это обычный моллюск с раковиной, но в то же время это существо занимает интересное место в русской народной культуре. Она ассоциируется с медлительностью, терпением и мудростью.
С этим интересным существом связаны некоторые народные приметы и суеверия: ее считают символом удачи или предвестником дождя. Улитка часто становится персонажем детских сказок и стихотворений, где она изображается как добрый и мудрый герой, который учит детей важным жизненным урокам.
«Когда советуешься, будь улиткой, в деле будь птицей» — интересная пословица, которая намекает на то, что, прежде, чем начать какое-либо дело — нужно подумать и все хорошо взвесить, но, если же решение уже принято — следует дейстовать без промеделения.
В современном обществе слово «улитка» стало нарицательным, так обычно называют очень медлительного человека, который своей неторопливостью многих раздражает и становится объектом для насмешек.
Таким образом, улитка является многогранным символом в народной культуре, олицетворяя терпение, мудрость и связь с природой, а ее образ находит отражение в фольклоре и традициях русского народа.
На Руси слово «умывальник» имеет и другие названия: рукомойник, рукомытник.
Крестьяне повсеместно знали такую пословицу: «Горбатый мужичок по сторонам плюет», это как раз-таки история про данный предмет. Емкость с водой, которая была в каждом доме, подвешивали на гвоздик или ставили на полочку, предназначалась для умывания верхней части туловища: лица, шеи, живота. Изготавливали сосуд из дерева, глины, алюминия и даже из чугуна. Слово «умывальник» упоминается впервые в 15 веке, в церковных письменах как инструкция по поведению монахов или священнослужителей. Там говорилось, чтобы приступить к трапезе, вначале следовало омыть руки и лицо из рукомойника.
Родиной приспособления, похожего на современный умывальник, можно считать Древнюю Грецию. Особо не мудрствуя, форму его взяли в виде раковины моллюсков, отсюда и современное название. Европейцам же было запрещено купаться по причине нехватки питьевой чистой воды, а также канализации, что приводило к появлению различных болезней и эпидемий.
Позже стали отливать не только сосуд, в котором находилась вода, но и сам предмет мебели, он состоял из деревянного шкафчика, опирающего на три или четыре ножки. Просуществовал этот предмет достаточное время, актуален он и сейчас в деревнях или на дачах, где стоят колодцы и отсутствует механическая подача воды.
Урожай — это результат работы человека, который трудится на земле. Овощи, фрукты, зерновые, бобовые, зелень — все это является урожаем.
Слово «урожай» образовано от славянского корня urodjajъ, восходящего к rodъ (растет, множится). В русском языке имеет значение «количество выросших злаков, плодов, овощей и т. д».
В России всегда было развито сельское хозяйство, долгое время крестьяне составляли большую часть населения, они зарабатывали себе на жизнь именно за счет урожая.
Для того, чтобы добиться хорошего урожая, нужно много трудиться: вспахать землю, посеять семена, вовремя использовать удобрения, удалять сорняки и т. д. Не зря народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь», «Урожай не от божьей милости, а от дружной работы», «День прозевал — урожай потерял».
Утка — это небольшая водоплавающая птица, при этом она является одним из самых популярных персонажей в русской народной культуре. Она часто появляется в сказках, пословицах и поговорках, символизируя разные качества и черты.
В сказках утка может выступать как мудрая и хитрая птица, помогающая героям в трудных ситуациях, в некоторых сюжетах это существо может дать совет или указать путь, что подчеркивает её ум и сообразительность. В других случаях она может быть объектом охоты или желания, что отражает человеческие отношения к природе и животным. Утка также ассоциируется с темами семейности и заботы о потомстве: в народных сказках часто можно встретить сцены, где утка выводит утят, что символизирует материнскую любовь и защиту.
Кроме того, утка имеет свое место в пословицах и поговорках. Например, пословица «Как ворона не крякай — не станет ни уткой, ни цесаркой» намекает на то, что человеку нужно трезво оценивать свои возможности, так как прыгуть выше головы не получится. Поговорку «Разводи кур и уток — в доме будет масло и соль» можно интерпретировать как идею о том, что для того, чтобы жить в достатке, нужно приложить усилия, а потом уже пользоваться результатами своего труда.
В целом, утка в русской народной культуре является символом, отражающим как мудрость и хитрость, так и заботу о семье. Её образы продолжают жить в сказках и фольклоре, передавая важные жизненные уроки и традиции.
Этот вид искусства сегодня популярен во всем мире. А его история уходит в глубину веков. Еще в каменном веке люди наносили особые рисунки на кожу лица, чтобы подчеркнуть свой статус. В переводе с английского: face — лицо, art — искусство, то есть «искусство лица» или художественная роспись по лицу. Это разновидность боди-арта («body-art» — искусство тела), который предполагает роспись на всем теле, а здесь только в определенной зоне. Конечно, выполняются эти рисунки на лице специальными красками на водной основе. Они так и называются — аквагрим. По собственному опыту знаю, что они легко смываются обычной водой. С одной стороны обидно, что шедевр недолговечен, а с другой — всегда есть возможность сделать что-то новое, оздать уникальный образ для любого случая.
Автор фото — Лариса Боброва. Автор текста — Ксения Бугаенко
Феникс- удивительная мифическая птица, символ вечного возрождения и бессмертия. В древнегреческой мифологии его связывали с солнцем и круговоротом жизни: когда он сгорал в огне, на его месте рождалась новая жизнь. Представляют его обычно с ослепительно ярким оперением в красных и золотых оттенках- цвет переливается, словно языки пламени.
Согласно легенде, Феникс живёт сотни лет, а когда приходит его время- он отправляется в последний полёт. Перед этим он строит гнездо из ароматных трав, зажигает его и сгорает сам. Но из пепла неизменно рождается новое существо- молодой, полный сил Феникс, готовый начать всё заново. Эта история- о надежде, обновлении и способности преодолевать трудности. Феникс стал мощным символом стойкости, возрождения и внутренней силы, напоминающим, что даже после самых тяжёлых испытаний всегда есть шанс начать новую главу.
Стекольный завод в селе Измайлова — это не просто предприятие, это настоящая живая история, начавшаяся в 1669 году по приказу царя Алексея Михайловича. Он зародился в сердце России и на протяжении веков стал символом не только местной культуры, но и известен за пределами страны. С каждым годом завод все больше укреплял свои корни в традициях и идентичности жителей этого региона.
Особое внимание стоит уделить удивительному «фигурному делу» — древнегреческому мастерству стеклодувов, которое, несмотря на свою долгую историю, активно развивается и по сей день. С момента появления стеклодувов в начале XX века, фигурное стекло стало основным символом завода, представляя собой идеальное сочетание мастерства и творческой энергии его мастеров. Это искусство вызывает интерес как у профессионалов, так и у любителей, ведь каждое изделие — это результат тщательной работы и преданности делу.
На заводе в Измайлове фигурное дело превращается в настоящую магию. Мастера создают не просто стекло, а эмоциональные произведения искусства, которые отражают богатую историю и культурное наследие региона. Их творения варьируются от изысканных ваз до сложных фигурок и декоративных элементов. Каждый этап — от выдувания до ручной обработки — пропитан духом творчества. Использование цветного стекла добавляет изделиям особый шарм, превращая каждое творение в уникальное произведение искусства.
Уникальные стеклянные изделия, созданные мастерами, не просто восхищают — они вдохновляют! Они сохраняют живую память о традициях и мастерстве стекольного дела. Завод в Измайлове по-прежнему занимает важное место в культурном ландшафте, и его вклад в искусство фигурного стекла не просто значим, а поистине несравнен!
Фольклор — русское народное творчество. Он включает в себя русские народные праздники, песни, колядки, сказки и другое.
Если говорить о сказках, то сразу вспоминается Баба Яга, если про колядки, то рождественские.
В наше время фольклор продолжает развиваться, люди организовывают различные мероприятия, да и на урокох литературы мы читаем фольклор. На уроках музыки учим песни, которые тоже связаны с фольклором, а также пользуемся пословицами и поговорками. Кроме этого, русское творчество богато множеством обрядов. Например, сжигание
чучело на Масленице, на некоторых свадьбах тоже присутствуют обряды.
Детям, взрослые часто задают загадки, на которые с интересом отвечают и это тоже русское творчество!
Также стоит отметить, что автор всех фольклорных песен, сказок и традиций неизвестен. Ведь создавал народ, который в любой момент мог что — то изменить.
Многое время, фольклору бы уделяем на литературе. Читаем былины или песни, например: «Песнь о вещем Олеге», изучаем творчество самых разных русских писателей.
Фольклор — очень интересное творчество, которое будет актуально всегда. Также, это творчество многому учит, читая фольклор, мы узнаём много историй о русском народе.
Фольклор — это традиционное искусство, включающее в себя устные предания, песни, танцы, обряды, мифы, легенды и другие выражения культуры, которые передаются из поколения в поколение в рамках определенной этнической или социокультурной группы. Фольклор является важной частью культурного наследия различных народов и обычно отражает их историю, обычаи, верования и ценности. Он может быть выражен в различных формах, таких как устное народное творчество, народная музыка и танцы, народные ремесла и традиционные обряды. Фольклор играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия и помогает людям узнавать и понимать свою историю и традиции.
Есть такое выражение: «Ходить гоголем», то есть ходить важно, задрав нос. Я думала, что оно означает ходить с достоинством, как знаменитый писатель Николай Васильевич Гоголь. А оказалось — нет. На самом деле гоголь — это толстая утка. Она ходит, выпятив грудь и задрав голову. Кажется, что она важничает. Так что выражение «ходить гоголем» связано вовсе не с писателем, а с толстой уткой.
Холоп — человек не имеющий прав. Вне зависимости, где они жил: в городе или в деревне. Это были люди не имеющие полной свободы. Рабы из местного населения. Хочется отметить, что холопы из города выполняли более «ответственную» работу, нежели, чем холопы из деревни. Такие холопы назывались домашней прислугой. Они работали прачками, пекарями, столярами.
Иногда, во время войны, в холопство обращали насильно. Причем, если пленников было слишком много их продавали, как товар, за копейки. Дети холопов тоже становились рабами и являлись имуществом хозяина. Иногда, если человек не мог уплатить налоги, он продавал сам себя. Холопом можно было стать женившись на челяди.
Хочется сказать и о «боевых» холопах, которые пользовались большими привилегиями, чем обычные бесправные люди. Чаще всего это были выходцы из бедного дворянства. Они несли военную службу и подчинялись богатым князьям и боярам.
Хомут или оголовок — это часть конского снаряжения, которая надевается на шею лошади и служит для контроля ее движения. Он используется вместе с уздечкой и поводом. И позволяет всаднику управлять направлением движения лошади и ее поведением. А также используется для распределения нагрузки на шею лошади.
Хоровод — это обрядовый танец. Исполняют его взявшись за руки и медленно двигаясь по кругу. Иногда,
не расцепляя рук, танцующие сходятся к центру круга, затем вновь расходятся. Трацидия
водить хороводы берет свое начало из старинных языческих обрядов славян,
поклонявшихся могущественному богу солнца, весны, плодородия и любви — Яриле. Круг
танца олицетворяет солнце. Хоровод водили только по праздникам. Первыми весенними
хороводами задабривали богов плодородия. В июле славили Купалу и просили
созревания плодов. Хоровод водили с венками вокруг огня. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа
чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.
Хоровол, харагод, курагод, коло… Этот групповой народный танец известен нам с детства. . В нем объединены и танец, и песня, и игра. Хороводы распространены у многих народов с древнейших времён. У нас на Руси в хороводах парни и девушки присматривали себе вторую полоинку. Едва ли становясь в хоровод кто-то теперь задумывается о том, что этот красивый танец тесно связан с ритуальной стороной жизни древних славян., а его круговая композиция подобна солнцу. . У самого слова много версий происхождения, мне нравится самая простая — слияние составных частей: хором водить.
Кстати, учёныме утверждают, что правильно исполненный хоровод влияет на состояние человека. Участники отмечают невероятный подъём сил и улучшение настроения. Так что почаще становитесь в хоровод:
Какие сейчас узорчики можно встретить в магазинах на посуде и мебели? Скорее всего, они были напечатаны машиной. Бездушно и без какой-либо теплоты… А раньше расписывали деревянные тарелочки, кружечки, стулья, столы, элементы одежды (предварительно покрыв тонким слоем глины) вручную! Чаще всего брали красные и черные цвета (очень редко зеленый) и красили их поверх золотого фона.
Все не так просто, как кажется! Изначально наносили серебряный оловянный порошок в несколько слоев, обрабатывали в печи и только потом делали золотой фон. .Он придавал массивности мебели и посуде.
На узорах можно было встретить рябинку, птичек. В общем, как обычно!
Это было занимательно, но времязатратно! Ну и как можно понять, хохлома — декоративная роспись.
Как писала Олька Шарко (отрывок):
Полюбуйтесь, что за чудо
Золотая Хохлома!
Деревянная посуда -
Ярко-красная кайма.
Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома на левом берегу Волги. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.
При изготовлении изделий мастера вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.
Во второй половине XIX века проявился интерес к хохломе как к искусству, и в наше время изделия из Хохломы пользуются популярностью.
Хусточка. Из той же оперы, что и ширинка, как оказалось. «Повяжи хусточку уходя из дома». Современный человек сразу подумает- что это и на какое место повязать. Но это женский атрибут одежды-маленький платочек, и носить его надо когда тепло. Косынка другим словом. Кстати, очень модно последние сезоны повязывать «хусточки» на шею…
Это слово пришло к нам из Украины. Предметы женской одежды, головные уборы там называют «Хустка». Возможно, что «Хусточка» — это уменьшительно ласкательное от этих слов.
Это слово означает — кусочек ткани или холста, чаще всего сшитый или вязанный, который имеет квадратную форму. Его можно использовать в виде накидки или салфетки. А еще, «хусточка» на древнерусском означает — «белье». Хусточка чаще всего была изготовлена из шелка, хлопка или льна.
Но, скорее всего, «хусточка» — это маленький платочек, лоскуток ткани, который можно использовать в гигиенических целях (носовой платочек) или слюнявчик.
«Белая „хусточка”, которую она держала в руках, как-то странно дрожала»
Мордовцев Даниил Лукич «Тень Ирода. Идеалисты и реалисты»
Царевна Несмеяна — один из известных персонажей русских народных сказок, олицетворяющий собой печаль, грусть и недоступность. Её образ часто связан с темой любви и счастья, а также с преодолением трудностей на пути к личному счастью.
Согласно сказаниям, Царевна Несмеяна была прекрасной, но очень грустной девушкой. Она никогда не смеялась и не радовалась жизни, что вызывало беспокойство у её родителей, царя и царицы. Они пытались развеселить её разными способами: устраивали пиршества, приглашали шутов и артистов, но всё было безуспешно. Царевна оставалась мрачной и печальной.
Главный сюжет сказки обычно развивается вокруг попыток различных принцев и богатырей завоевать сердце Царевны. Многие из них приходят к ней с дарами и обещаниями, но никто не может заставить её улыбнуться. Лишь тот, кто по-настоящему искренен и готов проявить терпение и заботу, оказывается способным вызвать у неё радость.
Когда Царевна наконец улыбается или смеется, это становится знаковым моментом в сказке — она обретает свободу от своей печали и открывает двери к любви и счастью. Этот момент символизирует не только преодоление трудностей, но и важность искренности и настоящих чувств.
Таким образом, Царевна Несмеяна — это многогранный персонаж, который отражает темы любви, надежды и внутренней силы. Её история учит нас тому, что даже в самые тёмные времена важно сохранять веру в лучшее и искать пути к счастью.
Царевна-лягушка — это один из наиболее ярких персонажей славянского фольклора, особенно в русских народных сказках. Её образ представляет собой многогранный и глубокий смысл, что делает его особенно интересным для исследования.
Царевна-лягушка часто выступает в роли символа трансформации. Она может казаться обычной лягушкой, но на самом деле скрывает свою истинную сущность — благородное происхождение. Этот образ отражает идею о внутренней красоте и ценности, которые не всегда видны с первого взгляда. В некоторых интерпретациях сказок Царевна-лягушка олицетворяет архетип женщины, обладающей силой и мудростью, которые скрыты под её внешним обликом. Она может быть более мудрой и могущественной, чем кажется, что подчёркивает важность внутреннего мира и интеллекта. В сказках о Царевне-лягушке часто присутствует мотив испытаний, которые должен пройти главный герой (обычно это принц). Эти испытания символизируют не только внешние трудности, но и внутренние изменения, необходимые для достижения гармонии и понимания.
Царевна-лягушка — это не просто сказочный персонаж, а сложный символ, который отражает множество аспектов человеческой природы, социальных норм и культурных ценностей. Её образ продолжает вдохновлять и вызывать интерес в современных интерпретациях, оставаясь актуальным в контексте обсуждения гендерных ролей и внутренней силы.
Автор статьи-Алина Талюсова, автор фото- Дарья Пышкина
Царевна-лягушка- это персонаж русских народных сказок, который становится символом необычного и загадочного. По сюжету сказки, она привычно предстаёт как обычная лягушка, но на самом деле скрывает в себе принцессу. Этот контраст делает её образ интересным и многогранным, ведь она кажется простой, но на самом деле обладает важными качествами и тайнами.
Сказка о царевне-лягушке обычно начинается с того, что царевич, в поисках невесты, совершает множество подвигов. Он находит свою любовь в не самой привычной форме- в виде лягушки. Это внезапное превращение придаёт истории волшебный оттенок и подчеркивает, что внешность не всегда отражает внутреннее содержание.
Царевна-лягушка символизирует мудрость и терпение. Чаще всего она оказывается той, кто помогает главному герою преодолеть трудности и избавиться от предрассудков. В конце концов, добро всегда побеждает, и лягушка вновь становится прекрасной принцессой.
Эта сказка учит нас ценить искренность отношений и видеть внутреннюю красоту в каждом. Царевна-лягушка напоминает, что важно смотреть глубже, чем кажется на первый взгляд.
Царевна-Змея — один из ярких и загадочных персонажей русских народных сказок. Она часто изображается как прекрасная девушка, обладающая сверхъестественными способностями и змеиной природой. Этот образ сочетает в себе элементы как женской красоты, так и опасности, что делает её одной из самых интересных фигур в славянском фольклоре.
Сказания о Царевне-Змее обычно начинаются с того, что она похищает царевича или другого героя, который отправляется на её поиски. В некоторых версиях сказок Царевна-Змея является дочерью злого колдуна или дракона и обладает магическими силами, которые позволяют ей превращаться из змеи в человека. Эта двойственность символизирует борьбу между добром и злом, а также внутренние конфликты героев.
В ходе своих приключений царевич сталкивается с различными испытаниями и трудностями, но часто находит способ освободить Царевну-Змею от её проклятия или злых чар. В некоторых версиях сказок она оказывается не просто злодейкой, а жертвой обстоятельств, что добавляет глубину её характеру.
Царевна-Змея также может символизировать природу, женскую силу и мудрость. В некоторых интерпретациях она выступает в роли защитницы, которая помогает героям преодолевать трудности. Сказки о ней часто содержат моральные уроки о любви, верности и искуплении.
Таким образом, Царевна-Змея — это многослойный образ, который продолжает вдохновлять художников, писателей и кинематографистов, оставаясь актуальным и в современном искусстве.
Царевна-Лебедь — одна из самых известных и загадочных фигур в русской народной культуре и фольклоре. Она часто встречается в сказках, где представляет собой образ прекрасной и таинственной женщины, обладающей магическими способностями.
Согласно большинству сюжетов, Царевна-Лебедь является дочерью царя или богатыря, которая была заколдована и превратилась в лебедя. В этом образе она может появляться только ночью или в определённые моменты, когда её заклятие ослабляется. Лебедь символизирует чистоту, красоту и недоступность, а её превращение связано с темой любви, жертвы и испытаний. Обычно герой освобождает Царевну-Лебедь от колдовства, преодолевая при этом различные трудности, проявляя смелость и решимость, и они вместе обретают счастье.
«Красота пустыни — вода, красота воды — лебедь» — старая русская пословица, которая подчеркивает связь этой прекрасной птицы с водой, лебедь — это украшение природы.
В целом, Царевна-Лебедь — это не только символ красоты и таинственности, но и воплощение борьбы за любовь и верность. Её истории передаются из поколения в поколение, оставаясь актуальными и вдохновляющими.
Царский стул-трон, на котором восседал только царь Алексей Михайлович. Во дворце Алексея Михайловича несколько этажей, есть также и подвальные помещения. На мужской половине есть комната, примерно, 8 метров на 6, которую царь использовал для государственных дел летом, на своей летней даче в Коломенской усадьбе.
У окна стояли лавки, на которые после разрешения царя, садились его служащие, государственные деятели, а сам он сидел подалее их и возвышаясь над ними на стуле, который отличался от скамей-царском троне. Данный предмет был выполнен их крепкого и прочного массива лиственницы или дуба (сиденье), а подлокотники и остальные части облицованы сандаловым деревом.
Царский трон- это необычное кресло, это символ власти. Чаще всего в качестве наград или приношений дарились троны, например, Алексею Михайловичу подарили армяне (по другой версии- персы) трон из сандалового дерева, украшенный алмазами.
У разных царей были свои троны, которые могли украшаться резьбой, подчеркивая неповторимую красоту и мастекрство его творца.
В русских народных сказках образ царя часто восходит к древним родоплеменным представлениям о вожде. В этих представлениях вождь воспринимался как сакральная фигура, способная общаться с потусторонним миром, богами и духами. Он был способен договариваться о благополучии племени, удаче в военных походах, охоте, урожае и даже о прекращении эпидемий. Также в русских сказках царь предстаёт перед нами как персонаж «второго плана», лишённый биографии и представляющий собой скорее социальную роль, нежели личность.
В народном сознании царь и царевич часто выступают как единый образ, выполняющий функции героя-воина и мудрого правителя. Они могут быть представлены как защитники своего народа, борцы со злом и хранители справедливости. Образ царя в сказках имеет патриархальные черты. Он может быть неутомимым воином-героем или мудрым, но суровым судьёй, который жестоко карает виновных ради торжества справедливости и поддержания порядка. Роль царя в сказках всегда одна и та же — он испытывает главного героя. Независимо от характера царя, будь то справедливость и мудрость или глупость и жадность, его личные цели не имеют значения, поскольку он всегда выступает в роли испытателя героя.
Образ царя в разных сказках может быть неоднозначным. Например, царь Берендей из сказки «Снегурочка» — мудрый старик, добрый и справедливый, в то время как царь Горох в большинстве сказок изображён как добрый и незадачливый правитель, который иногда попадает в сложные ситуации из-за своей природной простоты. А в сказке «Иван царевич и серый волк» прототипами царя и царевичей могут быть реальные исторические фигуры, такие как царь Алексей Михайлович Тишайший и его три сына: Фёдор, Иван и Пётр. Эта версия придаёт сказке историческую достоверность и позволяет увидеть в сказочных персонажах отражение реальных исторических событий и личност ей.
Вам когда-нибудь приходилось молоть муку или вы покупаете уже готовую в магазине? Вот раньше девушкам приходилось делась это в ручную, а работа не простая.
Цеп — обычное орудие для обмолота зерна, состоящее из двух связанных палок: длинной рукоятки и более короткой рабочей части, ударяющей по зернам. Еще цеп — это оружие (изображено на картинке).