Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 487
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Отражены термины за все годы. Показать только термины с августа 2024 года. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 2
 
Божества 3
 
Быт 9
 
Внешность
 
Верования 5
 
Вышивка
 
Дом_двор 2
 
Еда 2
 
Живопись
 
Животные 19
 
Занятия_Профессии 1
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 4
 
Лес
 
Музыка
 
Одежда_обувь 3
 
Оружие
 
Праздники 2
 
Поделки 1
 
Посуда 3
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 2
 
Сказки 22
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 1
 
Строения 1
 
Суеверия 2
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 1
 
Традиции 5
 
Фразеологизмы 1
 
Украшения 1
 
Утварь 3
 
Фольклор 18
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ

Первая | < Предыдущая | Страница 8 из 10 | 9 | 10 | Следующая | Последняя

Всего статей 487

Русалочка — это персонаж, который встречается в различных славянских мифах и сказках. В русской фольклорной традиции русалки изображаются как водные существа, обитающие в реках, озерах и прудах. Они имеют человеческую верхнюю часть тела и рыбий хвост, что делает их похожими на мифических морских дев.
 
Согласно легендам, русалки часто ассоциируются с водой и природой. Их образы могут варьироваться: одни русалки описываются как добрые и дружелюбные, способные помогать людям, другие же считаются опасными и коварными, заманивающими мужчин в водные глубины. В некоторых сказках русалки могут предсказывать будущее или служить хранительницами воды и богатства природы.
 
Особое внимание в русских сказках уделяется их связи с человеческими судьбами. Русалки могут влю*ься в людей, а иногда даже жертвовать собой ради любви. Однако такие отношения часто заканчиваются трагически, поскольку мир людей и мир водяных существ находятся в противоречии.
 
В фольклоре русалка также символизирует неразрешенные чувства, тоску и утрату. Она может быть образом души, не нашедшей покоя, что придает ее образу особую глубину и многозначность. Русалочка стала популярным персонажем не только в народных сказаниях, но и в литературе и искусстве, вдохновляя многих авторов на создание новых интерпретаций ее истории.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
 
 
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Русская печь — место в русской избе в котором можно готовить еду использовалась для отопления помещения. Печь строилась из глины или кирпичей. Её обычно топят берестой и дровами. До появления бань мылись в печке. На ней можно было спать. В русских народных сказка всегда была печь: Емеля ездил на печи, а Илья муромец лежал на печи 33 года 3 месяца и 3 дня. Я сам видел русскую печь и считаю, что это самое важное место в избе, ведь это тепло, еда и чистота.

Автор текста и рисунка Никита Пьянков, 5 класс
//
 
Русско-народный сарафан — это традиционное женское платье без рукавов, которое имеет свои особенности и символику. Обычно он выполнен из легкой ткани, часто украшен вышивкой или узорами. Это символ русской культуры, истории и традиций.
 
Самое главное — русский народный сарафан сохраняет в себе дух и душу русского народа. Он напоминает о богатстве и красоте русской культуры, о ее традициях и обычаях.
 
Он соединяет прошлое и настоящее, делая каждую женщину частью великой и красивой русской культуры.
 
Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
7.0
//
 0 
 
 0 
Рушник — это льняное, очень красивое полотенце с узором, вышитое чаще всего вручную. Самые популярные рушники те, которые готовились к свадьбе. Узоры на них были либо вышитые, либо тканые. Создать такой узор — непросто. Это очень кропотливый и трудоемкий процесс. Каждый узор имеет свое значение. Чаще всего на рушниках изображают цветы и птиц.

Еще очень важным был цвет вышитого рушника. Красным и черным цветом чаще всего вышивались рушники на свадьбу — это символизировало о связи поколений, о родственных отношениях, о любви.

Рушники синего цвета обычно украшали дома во время религиозных постов. А вот рушники, вышитые желтыми и оранжевыми нитками встречались нечасто. Но, вне зависимости от цвета изделия и узоров на нем, рушники являлись оберегом от любой злой энергии.
Самым лучшим считалось, если рушник вышивала сама невеста. Люди верили в силу таких изделий.
 
Автор текста и фото: Анастасия Молчанова
 
 
//
 
05-06e9e122f2873" style="text-size-adjust: auto; line-height: 1.38; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt" dir="ltr"> Рушник — это домотканое полотенце, С древних времен рушник сопровождал человека на всех этапах жизни — от рождения до смерти, от радости до горя. Он был неотъемлемой частью обрядов и праздников, свадеб и похорон, был символом чистоты и домашнего уюта.

Рушник украшал храмы и дома, он служил не только для утирания рук, но и для защиты от злых сил, для призыва благословения и защиты. Вышивка на рушнике передавала образы и символы, которые несли в себе глубокий смысл и мудрость предков.

Рушник является символом русского народа, его традиций и истории. Символ единства и целостности, который соединяет нас с нашим прошлым и напоминает о важности сохранения своих корней.

Автор текста: Алёна Сизых Автор фото Константин Разуванов
 
 
10.0
//
1 ]
 0 
 
 0 
Славянский народ богат своими обычаями и традициями. Замечательна история слова «рушник». Данный предмет имеет место как в обрядовой практике, так и в повседневной. Что же обозначает данное слово?
 
Казалось бы оно состоит из корня «руш», что означает «рука», то есть этот предмет для вытирания рук? Однако на Руси были такие вещи, которыми пользовались с этой целью и назывались они рукотеркой, полотенцем или утиркой. Рушник же был иного свойства: он украшался вышивкой, лентами или кружевами, и его использовали для обрядов и ритуалов. Чаще всего это была ткань шириною 35–40 см, а в длину от трех до 5 метров. Рушник- это изделие не простое, оно имело символическое значение и олицетворяло некую связь с предками. Поскольку вышитые знаки- это особый язык зашифрованной истории предков, живущих на этой Земле. Поэтому рушников было разное множество, в зависимости от той информации, которую вложили туда вышивальщицы, хранительницы очага, праматери своих родов. Для обычной жизни рушники могли вышиваться незатейливо, в течение одного-двух световых дней, их защитная сила и состояла как раз — таки в этом. Другие же вышивались непременно в день какой-то проблемы: мора, пожара, голода, вышивать такие рушники заранее было нельзя. В качестве оберега использовались разные рушники: для похорон-»похоронные», на свадьбу-»праздничные», при рождении ребенка-свои рушники, которыми укутывали ребенка, а во время похорон данный рушник вешали на погребальный крест.
 
Основные цвета-это разные оттенки красных цветов: вишневый, бордовый, алый. Каждая девочка, начиная с пятилетнего возраста, до своего взросления должна наткать и вышить 42 рушника разных смыслов, по искусству которого и судили, мастерица или лентяйка перед ними, поскольку разводов на Руси не было, то к данному процессу подходили основательно и серьезно.
 
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
 
 
 
 
 
 
10.0
//
 0 
 
 0 
Рюма. Вот сразу и не догадаешься… Возможно — это огромная рюмка. Ну нет, оказывается-это человек, любящий поныть и похныкать, этакий энергетический вампир (Плакса, нытик, или как сейчас говорят — «душный».

Автор текста: Ирина Рюмина
Автор фотографии: Инесса Касьянова
РS: кукла немецкая (автор неизвестен)
 
//
 0 
 
Моя бабушка в молодости из деревни в город переехала и всю жизнь за прилавком стояла. Когда на пенсию вышла, не смогла расстаться со своей профессией, все покупала да перепродавала. Пойдет на рынок скажет: «Пойду — поряжусь». Я думал, что наряды свои выгуливать. А оказывается, что торговаться. С частным продавцом всё легче договориться, да цену сбить, копейку сэкономить. Всё на рынок ходила, да торговаться любила. Придёт с полными сумками продуктов, да приговаривает: «Хорошо порядилась!»

Автор текста и рисунка: Константин Шульц

//
 
Это традиционное русское устройство для кипячения воды, которое используется для приготовления чая. Обычно самовар состоит из большого металлического сосуда, в который помещается вода, и топки, где горит топливо (чаще всего дрова), чтобы нагревать воду.

Верхняя часть самовара обычно служит для заваривания чая. Самовары часто украшены различными узорами и орнаментами, что делает их не только функциональными, но и красивыми предметами интерьера.

Автор текста: Алёна Сизых
Автор фото: Константин Разуванов
7.0
//
 0 
 
 0 
Самовар уже традиционно считают одним из символов русского народа, олицетворяя его хлебосольное гостеприимство. Однако чай появился на российских просторах примерно в первой половине XVII века, и только к концу этого столетия наладили его регулярные поставки из Китая в Москву.
 
Кроме того, самовар никак нельзя назвать русским изобретением. Устройства для подогрева или кипячения воды были известны с давних пор. Примерно два тысячелетия назад их уже применяли в Египте и других регионах мира. Русский самовар родился где-то в первой половине XVIII века, когда в Англии уже широко использовали «чайные вазы» или «чайные урны».
 
Самым древним в мире пока считается самовар, которому более трёх с половиной тысячелетий. Он найден в 1989 году при исследовании могильного кургана в Шекинском районе Азербайджана. Среди различных горшков, обнаруженных в захоронении, один имел цилиндрическую трубку посередине. Трубка оказалась покрытой сажей, как и внешние стенки горшка. В Суксуне делали самовары вплоть до 2007 года, но сейчас о былом производстве напоминает лишь огромный, высотой 3,2 метра, памятник самовару.
 
Автор текста и изображения: Екатерина Иванова
14.0
//
 0 
 
Самовар — это один из самых ярких символов русской культуры и народных традиций. Его название происходит от слова «самоварить», что означает «варить самому». Это устройство, предназначенное для кипячения воды.
 
История самовара стара. Первые изделия делались из меди. Позже появились образцы из стали и латуни. При этом млжно было, глядя на них, увидеть руку мастера, так как работы получались уникальными.
 
Славяне известны своим гостеприимством, поскольку за столом всегда собиралась большая семья попить чайку, то для этой цели и пригождался самовар как символ тепла и уюта.
 
Питие чая на Руси-это целая церемония или традиция. У нас не принято пить пустой чай: он должен быть особенном: например, с листом малины или смородины, а также с баранками или пирожками. Чай может быть с молоком или без, сладкий или нет, в течение дня человек выпивает ни одну чашку, подкрепляя себя.
 
Самовар старинные имели отверстие для розжига деревяшек, а потом углей, современные же самовары работают от электричества.
 
Много песен сложило население, которое радо попить чайку-кофейку, ведь чай — это уже практически еда, попив его, человек может протянуть целый день, с голода не умрет.
 
Автор статьи: Алиса Ермилова. Автор фото: Камилла Нуриманова.
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
Тэги:  Посуда
20.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Самовар — это традиционный русский прибор для кипячения воды, который стал неотъемлемой частью русской культуры и быта.
 
Изготавливаемый из различных материалов, включая медь, латунь и нержавеющую сталь, самовар обычно имеет характерную форму с трубкой для подачи пара и краном для наливания воды. Внешний вид самовара часто украшен художественной резьбой, росписью или эмалью, что делает его не только функциональным предметом, но и произведением искусства.
 
Самовар ассоциируется с теплом домашнего уюта и семейными традициями. Чайная церемония, проходящая вокруг самовара, становится важным ритуалом, где собираются семья и друзья, обсуждают новости и делятся радостями. Самовар символизирует гостеприимство русской культуры, ведь в каждом доме, где он стоит, всегда рады угостить гостей чаем с вареньем или сладостями.
 
С течением времени самовар претерпел изменения, но его значение в русской культуре осталось неизменным. Сегодня он не так часто используется в быту, как раньше, но продолжает оставаться популярным на праздниках и особых мероприятиях. Самовар стал символом русской идентичности и национального наследия, а его образ часто встречается в литературе, живописи и народных промыслах.
 
Автор статьи: Алексей Алеквеев
Автор фото: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Быт
17.0
20
//
 0 
 
 0 
Самовар появился в России в XVII веке и стал неотъемлемой частью русской культуры и быта. Он часто ассоциируется с традицией чаепития, которая включает в себя не только сам процесс приготовления чая, но и общение за столом.
 
Самовар обычно имеет металлический корпус, в который помещается вода. Внутри самовара находится трубка (калорифер), через которую проходит горячий воздух от горящего топлива, что способствует нагреву воды.
 
Существуют разные виды самоваров — от традиционных медных и латунных до современных электрических моделей. Некоторые самовары имеют декоративные элементы, такие как резьба или эмаль, что делает их не только функциональными, но и красивыми.
 
Чтобы заварить чай, в самовар заливается вода, а в специальный чайник (чаник) помещается заварка. Чайник ставится на верхнюю часть самовара, где он подогревается горячим паром.
 
Самовар стал символом русского гостеприимства и дружеского общения. Чаепитие из самовара часто сопровождалось песнями, разговорами и угощениями.
 
Автор рисунка: Ника Морозова.
Автор текста: Светлана Разуванова.
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
19.0
20
//
1 ]
 0 
 
Сани с лошадью в русском народном фольклоре — это не просто транспортное средство, а символ зимнего веселья и домашнего уюта. Когда снег покрывает землю пушистым одеялом, сани становятся воплощением праздника и радости. В морозном воздухе слышен звон колокольчиков и веселый смех, разносившийся по заснеженным просторам.
 
Образы саней часто встречаются в сказках, где герои отправляются в поисках приключений, а верная лошадь олицетворяет силу и преданность. Эти тандемы восхваляются в народных песнях, где слава лошади и хозяина сливается воедино.
 
Сани занимают центральное место в народных праздниках. Во время масленицы они становятся ареной для катаний, на которые собираются семьи и друзья, отмечая прощание с зимой. Это время веселья, когда звучат частушки и льется горячий чай, а сани мчатся по снегу, оставляя легкие следы праздника.
 
Сани с лошадью символизируют свободу и желанную дорогу. В народных песнях образы уносящихся саней ассоциируются с надеждой и мечтой о будущем.
 
Таким образом, сани с лошадью — это живая картина русской зимы, наполненная эмоциями, традициями и духом единства с природой, напоминающая о радости простых вещей и важности моментального счастья в повседневной жизни.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Валентина Билалова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
20
//
 0 
 
 0 
Сапоги «Скороходы» — это не просто обувь, а волшебный артефакт, способный переносить своего владельца в мир удивительных приключений. Когда вы надеваете эти сапоги, они словно оживают, наполняясь магией и энергией. Каждый шаг, сделанный в них, звучит как музыка, а дороги и тропинки открываются сами собой, указывая путь к новым горизонтам.
 
 
Легенда гласит, что сапоги были созданы древними мастерами, которые владели секретами волшебства. Они способны не только ускорять шаги своего хозяина, но и даровать ему возможность преодолевать любые преграды. Сапоги «Скороходы» могут увести вас в далекие страны, где вы встретите мифических существ, узнаете тайны древних цивилизаций и откроете новые горизонты для своего сердца и ума.
 
Каждый раз, когда вы надеваете эти сапоги, вы становитесь частью волшебной истории. Их мягкая кожа обнимает ваши ноги, а внутреннее тепло согревает душу. Вы можете путешествовать по заснеженным лесам или по солнечным полям, и каждый шаг будет легким и уверенным.
 
Но помните: с великой силой приходит и великая ответственность. Сапоги «Скороходы» требуют от своих владельцев мудрости и доброты. Используйте их силу для хороших дел, помогайте тем, кто в этом нуждается, и тогда они откроют перед вами все свои тайны.
 
Так что, если вы когда-нибудь встретите сапоги «Скороходы», не упустите шанс надеть их. Возможно, именно вам суждено стать героем своей собственной сказки!
 
Автор фото и текста Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Впервые слово сарафан упоминается в 14 веке в Никоновской летописи, образовано оно от персидского языка и означает «через голову». На Руси этот элемент гардероба называли по-другому: кумачник, синяк, косоклинник. Сарафан на ту пору был элементом мужского гардероба, который надевался через голову и шился из дорогих таканей: парчи, замши или шелка. Мужское одеяние носили князья, оно было с длинными откидными рукавами, только спустя десятилетие духовенство позволило носить похожую одежду, а позже и женщины добавили в свой гардероб сарафаны. Крепились сарафаны на лямках или пуговицах и были разными: глухими, распашными.
На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула этот предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. История русского костюма (по воспоминаниям англичанин) называет такой факт: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».
Сарафаны- актуальный гардероб, который используют и сегодня современные модницы.
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
 
10.0
//
 0 
 
 0 
Сарафан- традиционная русская одежда, которая представляет собой длинное платье без рукавов. Обычно его шьют из яркой ткани с интересными узорами, что делает сарафан не только удобным, но и красивым. В прошлые времена сарафан был основным нарядом для женщин, особенно в крестьянской среде. Его носили на праздниках и торжествах, а также в будни.
 
Сарафан часто сочетается с блузками или рубашками, которые могут быть с длинными или короткими рукавами. Такой стиль позволяет легко менять образы и придавать наряду индивидуальность. В зависимости от региона, сарафаны могут отличаться и по фасону, и по отделке.
 
Сегодня народный сарафан вновь стал популярным, особенно на народных праздниках и фестивалях. Он символизирует русское наследие и культурную идентичность. Сарафан- это не только часть истории, но и элемент современного модного мира, который вдохновляет дизайнеров на создание уникальных коллекций.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки- Ева Зайцева
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
16.0
20
//
 0 
 
 0 
Как-то раз я поделилась с мамой подробностями моего разговора с одноклассницей. В ответ услышала комментарий: «Это же Сарафанная молва». В голосе слышался упрек. Оказывается, так на Руси называли способ обмениваться новостями, а точнее передавать слухи и сплетни. Такую молву называли сарафанной, потому что разговоры передавались между простыми русскими женщинами (обладательницами сарафанов) из уст в уста.
 

Автор текста: Виктория Сорочинская
Автор фото: Алла Юрьевна Москалева
//
 0 
 
 0 
Сахарная косточка — это говяжья кость, покрытая хрящами, с губчатым строением ткани и имеющая суставную головку. Ею угощают собаку в качестве лакомства. Но большинство собаководов не дают ее своим питомцам, потому что в сырых костях присутствуют бактерии, от употребления стираются зубы.

А вот маленьким породам собак они вообще категорически запрещены! Если вы хотите порадовать своего питомца, то можете сделать угощение сами или купить в зоомагазине.

У Людмилы Улицкой в рассказе «Перловый суп» читаем: «Он был жемчужно-серый, с розоватым, в сторону моркови, переливом и дополнительным перламутровым мерцанием круглой сахарной косточки, полузатопленной в кастрюле».

Автор фото и текста
Лилия Михайлова
//
 0 
 
Давным-давно, когда в крестьянских избах и домах не было электричества, люди пользовались лучинами, для того, чтобы осветить дом.

Светец был своеобразным символом русской деревни, русского быта. Это слово довольно часто встречается в русской литературе:
«…Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…» Иван Суриков «Детство»

«Светец» — это специальная подставка под лучину. Делали его из железного прута с зажимом, чтобы лучина не выпала. Она была похожа на вилку, которая крепилась на подставке. Внизу светец дополняли тяжелым по весу металлическим обручем — для устойчивости. Часто в народе за сходство с рогами светец называли «козой» Ее подвешивали над рабочим местом, ставили на пол или втыкали в бревенчатую стену.

Произошло слово «светец» от глагола «светить» или «освещать». В бедных семьях светец делали из дерева (чаще из березы, осины, клена), а в состоятельных и зажиточных семьях они были коваными. Чтобы не случился пожар, под светец ставили ведро с водой или песком, когда лучина прогорала, угольки падали туда и гасли.
 
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
//
 0 
 
Сголуба, что же это такое. Моя бабушка постоянно употребляла эту фразу, когда доставала расписную посуду. » Смотри какая у меня сголуба посуда». Что же означает слово сголуба? Ответ на свой вопрос я нашла в сказах Бажова. На самом деле это слово говорит само за себя. Сголуба — это голубоватый цвет, оттенок. В древней Руси при росписи гжели.

Автор текста: Дарья Ветошкина, 7 класс
Автор рисунка: Анастасия Ушакова, 7 класс
//
 
«Сей урожай хорош», один из примеров употребления этого слова. Сей употребляется в мужском роде и означает этот, а сея — женский, соответственно обозначает эта. В произведении Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» наглядный пример использования слова сия:

«Ужели сия грозная мачиха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи?»
 
Автор текса и картинки: Велина Выхристюк
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва             
//
 0 
 
Сельпо — единственный магазинчик на селе. Там было всего пару прилавков и только необходимые продукты.
Употребляется в произведение А. И Солженицына «Матрёнин двор»
Ходикам Матрениным было двадцать семь лет, как куплены в сельпо.

Автор текста: Настя Лынова
Автор фотографии: Лина Рыль (фотография сделана в деревне возле Новосибирска)
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва
//
Лина Рыль   27.01.2022   № 135639
 0 
 
Семикаракорскую художественную керамику неслучайно называют жемчужиной Дона. Этот народный промысел несет в себе богатые традиции донского казачества.
Ещё в Vlll-IX веках нашей эры, простейшие керамические изделия изготавливались в поселении Хазарского каганата, который находился всего в 5 километрах от современного города Семикаракорска. А Семикаракорск в свою очередь принадлежит территории Ростовской области. Название этого города в переводе с тюркского языка звучит как «Большая чёрная крепость».

Технология изготовления Семикаракорской фаянсовой посуды на удивление проста. В специальные гипсовые формы заливали специальный жидкий раствор, который в дальнейшем затвердевал. Готовая посуда застывала естественным путём. Затем её дважды придавали обжигу в печах.

В 30-х годах XX века множество кустарных мастерских объединились в отдельную отрасль, образовав семикаракорский райпромкомбинат. В 1972 году приступили к изготовлению художественной керамики. В 1975 году завод стал выпускать изделия для дома и керамические статуэтки.

Семикарокорский завод — единственное предприятие на донской земле, которое занимается изготовлением керамической посуды. Эта посуда стала популярна во многих городах Советского Союза. Она и сегодня дарит радость многим ее обладателям. Кстати, у ростовчан никогда не болит голова, что подарить в качестве сувенира. Для этого у нас есть специализированный магазин ««Аксинья», где всегда можно приобрести семикаракорский фаянс.

Автор статьи и фото: Ксения Ефремова
//
 0 
 

«Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые», — рассказывает нам русская народная плясовая шуточная песня, А что же значит это давно забытое слово «сени»? В казачьих куренях, деревенских избах и старинных городских домах так называлось нежилое помещение, которое отделяло жилую часть от крыльца. Их делали в виде дощатой, бревенчатой или плетенной из прута трехстенной боковой пристройки. Сени, сенцы, сенница — они были неотъемлемой частью жилища. Само слово происходит от старославянского «сень» — навес, шатер, укрытие, дающие тень. Вошли в сени — оказались под защитой.
 
Автор текста и фото Мария Щекотина
//
 0 
 
Раньше так называли нежилое помещение, отделяющее вход и жилые комнаты, короче говоря прихожая.
 
Авторы различных генаильных произведений любили употреблять данный термин. Например, произведение «Темные аллеи» И.А. Бунина.
 
Автор картинки и текста: Виталий Галай
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва             
//
 0 
 
  • — Бабушка, мы привезли целый ящик яблок!
  • — Оставьте в сенцах.
  • — В сенцах? Это где? На сене?
Я, городской житель, не сразу поняла, что имела в виду бабушка. Обратилась за помощью к маме, она выросла в деревне и должна понимать, что имеет в виду бабушка. Оказалось, что сенцы — это коридор, а точнее неотапливаемое помещение, находящееся между жилыми помещениями. Сенцы раньше служили хозяйственным помещением и не пропускали холодный воздух в избу. В прежние времена сени (или, иначе, сенцы, сенница) были неотъемлемой частью дома. А представляли они собой проходное помещение, отделяющее крыльцо от жилых комнат. Происходит слово от старославянского «сень», что означает навес, шатер, укрытие, в общем смысле — сооружение или объект, дающие тень. Образно говоря, человек, ступающий с крыльца в сени, символически попадает под покров, защиту и попечение хозяев жилища.

Автор текста: Анна Шакурина
//
 0 
 
Серп — орудие для срезания злаков и трав. Он состоит из закруглённого лезвия и деревянной рукоятки. Этот инструмент очень древний — появился в эпоху неолита, как орудие для собирания растений.

Серп известен тем, что изображен на флаге Союза Советских Социалистических республик, потому что он являлся символом крестьянства.
У нас дома есть серп, который достался нам от прабабушки. Иногда им пользуются дедушка или мама. Я бы тоже хотела летом попробовать им поработать. Надеюсь у меня получится.

Автор текста и фото Светлана Шеронова
//
 0 
 
Сирин — это мифическое существо, которое часто встречается в славянской мифологии и фольклоре. В сказках и легендах Сирин обычно изображается как птица с человеческим лицом, обладающая прекрасным голосом. Она символизирует красоту, гармонию и утонченность, но также может ассоциироваться с печалью и тоской.
 
В русских народных сказках Сирин часто выступает как некий проводник между мирами — миром людей и миром духов. Ее песни могут быть как волшебными, так и предостерегающими. Например, в некоторых историях ее мелодии завораживают слушателей, заставляя их забыть о реальности и погрузиться в мир грез.
 
Сирин также может символизировать потерю или недостижимую мечту. Ее образ часто связан с идеей о том, что за красотой может скрываться горечь или утрата. В некоторых версиях сказок Сирин может быть связана с темой любви и разлуки, когда ее песни напоминают о потерянных чувствах или о тех, кто ушел.
 
Таким образом, Сирин в сказках является многогранным образом, который сочетает в себе как радость, так и печаль, вдохновляя на размышления о жизни, любви и человеческих переживаниях
 
Автор текста- Евангелина Нефедычева, автор рисунка- Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
//
 0 
 
 0 
Сито это предмет, который служит для просеивания муки. Он как обязательная часть домашней утвари любой хозяйки, им пользовались как в стародавние, так и современные времена. При помощи просеивания происходит насыщения муки кислородом. Чаще всего сито бывает круглой формы, реже квадратной. Это ящик или коробка, закрытая с одной стороны мелкозернистой сеткой. Тесто, изготовленное при помощи просеивания муки, называется ситным.
 
Сито также бывает из крупнозернистой сетки и предназначается оно для процеживания, например, массы томатной, чтобы отделить кожуры и семечки от мякоти для получения томатной пасты или сока. В сите могли сушить семечки, развеивая шелуху и мусор. Ободки или короба делались из коры ивы или сосны.
 
Сито в русской культуре, а также славянских народов имеет символическое значение: оно обозначает сытный год, поэтому хозяйки всегда вешали на первый план, не пряча от чужих глаз, а первый, выпеченный хлеб нового года сопровождался под добрым взглядом хозяевов под сито.
 
В некоторых семьях этот предмет представлял собой возможность спрятать от детей чего-нибудь вкусное, например, конфеты, поскольку висело высоко и ребенку было не достать его. Во время свадебной церемонии подходили к молодым и приговаривали: » Чтобы тебя столько хвори в жизни напиться, сколько ты сейчас воды выпил сквозь сито!». Когда заболевала скотина, проливали воду сквозь сито и поили больное животное.
У славян была также традиция-для призвания дождя лили сквозь него воду, а если воды были слишком много, то сито переворачивали вверх дном. Также у славян есть гадания, когда в сито высыпали чечвицу и фасоль, перемешивая, говаривали: «Чудеса при нас, выбери и загадай, сито волшебное…!»
 
Считается, что муку лучше просеивать в кругом сите, которое напоминает солнце и делать надо это в добром расположении духа, что не гневить небесные силы.
 
Автор статьи- Ниткита Сухин, автор фото-Ирина Милованова.
 
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
20.0
20
//
1 ]
 0 
 
Сказка о царевне-лягушке — это удивительная история, наполненная волшебством, приключениями и важными уроками для всех нас.
 
Сюжет начинается с того, что богатый царевич, осознав, что пришло время создать свою семью, решает бросить золотой шарик в пруд, который прекрасно блестит на солнце. Однако его попытка избавиться от шарика приводит к неожиданной встрече. Лягушка находит шарик и, как это бывает в сказках, предлагает вернуть его царевичу, если тот согласится жениться на ней. Царевич, желая вернуть свою дорогую игрушку, с немного принужденным сердцем соглашается. Сначала он недоволен и даже испытывает неприязнь к лягушке. Но внутри него постепенно начинает рождается нежность и удивительное чувство, когда он осознает, что лягушка — это заколдованная принцесса, которую заклятие превратило в амфибию.
 
Вместе они преодолевают множество испытаний, борются с трудностями и врагами. Взаимопонимание и поддержка лягушки помогают царевичу стать лучше. В итоге, с помощью истинной любви и преданности, заклятие снимается, и лягушка снова превращается в прекрасную принцессу.
 
Эта сказка учит нас важным ценностям: истинная любовь и искреннее понимание способны преодолеть любые преграды и несчастья. Она также напоминает, что не стоит судить по внешности, ведь внутреннее содержание человека и его доброта оказываются гораздо важнее. Ведь настоящие чувства и искренность способны изменить весь мир вокруг нас и помочь увидеть красоту и чудо в самых неожиданных местах, где, казалось бы, ничего нет!
 
Автор статьи: Иоанна Орфанова
Автор фото: Иоанна Орфанова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
15.0
20
//
 0 
 
 0 
Скалка — это кухонная утварь, предназначенная в первую очередь для раскатывания теста. Она бывает цилиндрической и веретенообразной формы.

Скалка может раскатывать как песочное, так и пресное или даже дрожжевое тесто.
Нельзя не отметить и то, что история возникновения скалки возникла не тысячу, не две, а целых 3000 лет назад. Целых 30 веков назад этруски пользовались каменными скалками, жили они на территории современной Италии и были предшественниками римской культуры и цивилизации. После этого скалками начали пользоваться и другие народы. Ну, а в других частях света для раскатывания теста использовали цилиндры из глины и дерева.

Скалки не отличаются особой формой или ценностью, но ни одна кухонная хозяйка не обходится без скалки. В конце XIX века американец Джон Рид изобрел стандартную современную скалку с цилиндром из дерева в центре и ручками с обеих сторон и запатентовал ее.

Также в прошлом хозяйки нередко вместо скалки использовали стеклянную бутылку. В середине XVIII века в Англии появились полые стеклянные скалки. С их помощью не только раскатывали тесто, но и хранили внутри специи, кофе и уксус. Такие изделия часто дарили на свадьбу. На Руси такая утварь не получила распространения.

Раньше ими не только раскатывали тесто, но и гладили одежду вместо утюга. В этом случае ткань наматывали на скалку и разглаживали тяжелой деревянной доской с желобками(рубелем). В советских стиральных машинах механизм отжима был следующим: бельё отжимали между двух скалок, которые крутились в противоположном направлении по отношению друг к другу.

Автор текста и фото: Иван Краснобаев
7.0
//
 
Скоморохи — это яркие колоритные персонажи русской народной культуры, которые играли важную роль в народных праздниках и развлечениях. Они были своего рода народными артистами, сочетая в себе элементы актерского мастерства, музыки, танца и шутовства. Скоморохи выступали на ярмарках, свадьбах и других общественных мероприятиях, привнося в жизнь людей радость и веселье.
 
Внешний вид скоморохов был весьма выразительным: они носили яркие, разноцветные костюмы, украшенные вышивкой и лоскутами. Лица у артистов были раскрашены, что добавляло им комического вида. В их репертуаре были шутки, песни, танцы, а также различные сценки и импровизации, глядя на которые публика хохотала от души.
 
Скоморохи часто высмеивали недостатки общества и человеческие пороки, их искусство было не только развлекательным, но и социальным: артисты могли задавать острые вопросы о жизни и морали, обличая несправедливость и лицемерие.
 
В настоящее время слово «скоморох» стало именем нарицательным, так часто называют человека, над которым смеются из-за нелепых поступков или неуместных шуток. Наследие скоморохов продолжает жить в русской культуре, найдя отражение в театре, музыке и фольклоре.
 
Таким образом, скоморохи — это важные носители народной мудрости и традиций, которые помогали людям справляться с трудностями жизни через смех и искусство.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
//
 0 
 
 0 
Какие щетки вы используете в повседневной жизни? Зубная, обувная и обсчитайся… А лошади требуется целых четыре. Одна из них железная! Хотите подробнее?
 
Скребница — щетка для чистки лошадей (чаще всего железная, но бывает и пластмассовая). Это неотъемлемая часть процесса подготовки коня. Первым делом, берется скребница и ей очищаются вся грязь и мокрые места. Небольшое количество пыли тоже отправляется на стенки верной помощницы.
 
Автор статьи и картинки: Мария Артюх
//
 0 
 
Скудельник — устаревшее слово. Так на Руси называли гончара, горшечника.
Древние люди поняли, что глина — это удивительный природный материал, который легко мнется в руках, принимая любые формы, а главное, он становится твердым при застывании после обжига. Ее легко добыть, с ней просто работать. Так возникло гончарное дело — древнее декоративно-прикладное искусство, которое требовало аккуратности и ловкости, художественного вкуса и усидчивости. Так почему же горшечника называли «скудельником»?

Дело в том, что «Скуда» на старославянском означало «глина», то есть созданная из земли. А «скудельниками» называли людей, занимающихся гончарным ремеслом. Скудельники создавали из природного материала посуду и домашнюю утварь: горшки, тарелки, кувшины. Гончаров уважали и с почтением относились к их труду. Чаще всего секреты ремесла передавались от отца к сыну. Это было семейное занятие, где тайны нахождения разных сортов глины хранились и оберегались. Места, где скудельники набирали глину назывались «копанцами».
 
Кроме того, «скудельницами» назывались места погребения. Во время приготовления могилы из ямы выбиралась вся глина, а потом этот ров отдавали для захоронений иногородних, нищих или тех, кто умер во время эпидемий людей.
 
«Но, заблудившись в протоках Дымного болота, и уходя, видимо, все дальше и дальше от скудельницы, он все равно чуял за болотным криволесьем колокольный звон» — Алексей Иванов «Сердце пармы»
 
Автор текста и картиинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва
//
 0 
 
 
Хорс — один из славянских богов, который ассоциируется с солнечным светом, днем и жизненной энергией. В славянской мифологии Хорс часто упоминается как божество, которое олицетворяет солнечное сияние и тепло. Его культ был распространен среди восточных славян, и он мог быть связан с различными природными явлениями, такими как восход и заход солнца.

Солнечный бог: Хорс считается одним из божеств, связанных с солнцем. Он мог быть представлен как солнечный диск или как воин, который борется с темными силами. Символы: Хорс часто ассоциировался с огнем и светом. Его символами могли быть солнце, огненные круги и другие солнечные знаки. Связь с другими богами: В некоторых источниках Хорс упоминается в связке с другими славянскими божествами, такими как Перун (бог грома и молнии) и Даждьбог (бог солнца и плодородия).

Обряды, связанные с культом Хорса, могли включать: Праздники: Славяне отмечали праздники в честь солнца, которые могли совпадать с летним солнцестоянием и другими солнечными циклами. Эти праздники часто сопровождались ритуальными танцами, песнями и жертвоприношениями. Жертвоприношения: В качестве жертвоприношений могли использоваться хлеб, мед, зерно и другие продукты, символизирующие плодородие и жизненную силу. Обряды очищения: Проводились обряды очищения, связанные с огнем и водой, чтобы привлечь благословение Хорса на урожай и защиту от злых духов. Заветы и молитвы: Славяне обращались к Хорсу с молитвами о здоровье, удаче и защите от несчастий.
 
Культ Хорса отражает важность солнечного света для жизни и сельского хозяйства славянских народов. Хотя информация о конкретных обрядах может варьироваться в зависимости от региона и времени, Хорс остается важной фигурой в славянской мифологии и культуре.
 
 
Автор текста: Алексей Алексеев
Автор картинки: Камилла Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
Тэги:  Божества
20.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
— Какая смачная пицца у нас получается!
 
Сегодня мама и бабушка готовили пиццу. В ней и солёный огурец, и колбаса, и сыр. Вкуснятина! Как можно ещё сказать о том, что что-то получается вкусно? Можно сказать смачно. Смачно — слово, которое можно использовать, когда говоришь о вкусной еде. Смачный обед, смачные блинчики и ещё много всего смачного есть. Это слово я узнала от бабушки. Вот она знает толк в смачной еде, поэтому это слово она использует постоянно.

Автор текста и фото: Софья Коренистова
//
 
Смерть в русских народных сказках занимает особое место и часто представляется в различных формах и контекстах. Она может быть как физическим исчезновением персонажа, так и символом перехода, трансформации или испытания. Вот несколько аспектов, связанных со смертью в русских народных сказках:

В многих сказках смерть персонажа может служить испытанием для других героев. Например, герой может столкнуться с необходимостью преодолеть горе или найти способ вернуть умершего человека к жизни. Это часто связано с темой любви, преданности и жертвенности. Смерть в сказках нередко воспринимается как переход к новой жизни или возрождению. В некоторых историях персонажи могут возвращаться из мертвых или обретать новую силу и мудрость после смерти. Смерть может быть персонифицирована в виде персонажа, который приходит за душами. Например, это может быть образ Бабы Яги или других мифологических существ, которые выполняют роль проводника в мир мертвых. Смерть часто связана с различными обрядами и ритуалами, отражающими народные верования о загробной жизни и уважении к умершим. Эти элементы могут быть вплетены в сюжет сказки, подчеркивая важность памяти о предках.
 
Смерть в сказках также служит средством передачи моральных уроков. Она может напоминать о хрупкости жизни, необходимости ценить время с близкими, а также о последствиях плохих поступков. В некоторых сказках смерть может быть связана с темой судьбы и предопределенности. Персонажи могут сталкиваться с неизбежностью своей участи, что добавляет глубину и философский подтекст к сюжету. Таким образом, смерть в русских народных сказках является многогранным символом, который отражает не только страх и утрату, но и надежду, возрождение и глубокие философские размышления о жизни и смерти.
 
Автор текста-Алесеев Алексей.
Автор картинки-Дарья Иванова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Божества
19.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Смерть с косой в русской мифологии обычно ассоциируется с образом Смерти, который часто изображается как человек в черном плаще с косой. Этот образ стал популярным в культуре и фольклоре, но его корни уходят в более глубокие традиции.
 
В славянской мифологии существовали различные духи и божества, связанные со смертью и загробной жизнью. Например, Морок — это дух, который мог наводить страх и предвещать смерть. Также в фольклоре встречаются образы Водяного и Лешего, которые могли забирать души.
 
Коса как символ смерти может быть интерпретирована как орудие, которое «срезает» жизнь, и этот образ стал особенно ярким в литературе и искусстве. В христианской традиции Смерть часто изображается как ангел или демоническая сущность, что также повлияло на формирование образа Смерти в русской культуре.
 
Таким образом, смерть с косой в русской мифологии — это сложный и многогранный образ, который сочетает в себе элементы фольклора, религии и народных верований.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
17.0
20
//
 0 
 
 0 
Снегирь — это небольшая птица, известная своим ярким эффектным окрасом. Снегирь занимает особое место в русской народной культуре и фольклоре. Эта птица ассоциируется с зимой, холодом, Новым годом и Рождеством. «Не будь снегиря, разве зима настанет» — говорится в русской пословице.
 
Снегирь считается символом зимнего пейзажа. Его яркий окрас выделяется на фоне белого снега, что делает его заметным, привлекает всеобщее внимание. В народных сказках и песнях это существо нередко упоминается как символ радости и надежды. Снегирь также связан с различными народными приметами. Например, появление этой птички весной может предвещать хороший урожай или удачу в делах. Поэты и писатели часто используют образ снегиря как символ природы, любви, красоты. В русской народной песне «Снегири» рассказывается о красоте природы зимой, о грусти человека по неудавшейся любви, о веселом свисте снегирей.
 
Таким образом, снегирь не только является частью природы, но и важным культурным символом, который находит отражение в русских традициях.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Николай Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
//
 0 
 
 0 
Снегурочка — одна из самых известных и любимых персонажей русских народных сказок. Она олицетворяет зиму, холод и красоту снежного покрова. В сказаниях Снегурочка часто изображается как молодая девушка, созданная из снега и льда, которая обладает особой невинностью и чистотой.
 
Согласно одной из популярных версий, Снегурочка была создана Дед Морозом и его супругой, чтобы принести радость и счастье детям. Её образ наполнен добротой, она всегда готова помочь и поддержать, особенно в трудные времена.
 
Снегурочка также является символом зимних праздников, особенно Нового года. Её образ часто ассоциируется с волшебством и чудесами, которые происходят в это время. В сказках она может быть как помощницей Деда Мороза, раздающего подарки, так и самостоятельным персонажем, преодолевающим трудности и находящим своё счастье.
 
В сказке «Снегурочка» главная героиня сталкивается с конфликтом: ей хочется быть ближе к людям, но она может существовать только при низких температурах, в итоге девушка погибает, что вносит элемент драматизма в историю.
 
Таким образом, Снегурочка является многогранным персонажем русских народных сказок, олицетворяющим не только зимнюю красоту, но и важные человеческие ценности — доброту, сострадание и стремление к счастью.
 
Автор статьи — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Как-то раз я услышал от своего дедушки одобрительное «Снедомые грибочки!», когда он рассматривал в корзинке результат моей тихой охоты. Что за странное название? Он мне разъяснил, что снедомые (еще иногда говорят «снедные») означает съедобные, неядовитые, а слово «снедь» — это любая еда, все, что можно употреблять в пищу.
 
Посев в новолунье — червям снедь (Народная примета)
Без снеди в путь не ходи (Пословица)
 
Автор текста и фото Илья Федоров
//
 0 
 
Собака в русском народном фольклоре — это многогранный символ верности, дружбы и защиты. С древних времён этот четвероногий друг прочно вошёл в жизнь человека, охватывая его образ в сказках, пословицах и поговорках.
 
Собака олицетворяет преданность и часто выступает как защитник героя, готовый прийти на помощь. Примеры можно увидеть в историях о богатырях, где верная собака преодолевает опасности вместе со своим хозяином. Эти повествования учат важным жизненным урокам о дружбе и взаимопомощи.
 
Кроме того, собака символизирует связь с загробным миром. Некоторые легенды утверждают, что её дух может быть проводником между мирами, добавляя мистический элемент к её образу. Охотничья собака может присниться человеку в важный момент, напомнив о тех, кто ушёл.
 
Собаки также ассоциируются с добротой и заботой. Пословицы указывают на то, что собака — лучший друг человека. В традиционных семьях она была не только охранником, но и верным спутником, способным чувствовать настроение хозяев.
 
Таким образом, собака в русском фольклоре — это символ преданности и заботы, добавляющий элемент загадки. Образы верного спутника вдохновляют нас на важность взаимопомощи и дружбы в жизни.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
13.0
20
//
 0 
 
 0 
Собака в русских народных сказках занимает особое место. Это верный помощник и защитник человека, символ дружбы и преданности. Я хочу рассказать о том, как собака изображается в сказках и какую роль она играет в жизни героев.
 
Во-первых, собаки в народных сказках часто бывают очень умными и сообразительными. Например, в сказке «Собака и кошка» главные герои — это не просто животные, а настоящие персонажи с характерами. Собака, как правило, представляется доброй и преданной, готовой помочь своему хозяину в любой ситуации. Она всегда стоит на стороне добра и справедливости, что делает её образ особенно привлекательным для слушателей.
 
Во-вторых, собака нередко становится помощником главного героя. В таких случаях она помогает ему преодолеть трудности и находить выход из сложных ситуаций. В сказке «Каша из топора» собака помогает бойцу добыть пищу, показывая свою преданность и смекалку. Такие примеры учат нас, что дружба и взаимопомощь очень важны в жизни.
 
Напоследок, стоит отметить, что собака в русских народных сказках — это не только друг, но и символ верности. Она никогда не предает, остаётся с человеком даже в самые трудные времена. Это учит нас быть преданными своим друзьям и близким, ценить дружбу и поддержку.
 
Автор статьи: Иоанна Орфанова
Автор фото: Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
13.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Сова — это интересный и многогранный образ, встречающийся в мировой культуре и литературе. Она имеет множество символических значений, которые варьируются в зависимости от контекста. Рассмотрим основные аспекты образа Совы как лирического героя.
 
В качестве лирического героя сова может выступать как метафора внутреннего состояния поэта или персонажа. Она олицетворяет размышление, поиск смысла, тревогу перед неизвестностью и стремление к самопознанию. Сова может служить проводником между миром реальным и духовным, между днем и ночью, между внешним и внутренним.
Примеры использования образа совы в литературе разнообразны. В русской поэзии, например, Александр Блок в своем стихотворении «Сова» описывает её как загадочную ночную птицу, символизирующую тайну и неизбежность судьбы:
 
В час полночный, в лесе глухом,
Старый ворон каркал над нами —
И на нём висели пухом
Совы белые с глазами.
Здесь сова представлена как нечто мрачное и тревожное, связанное с потусторонним миром.
 

Заключение

Сова как лирический герой представляет собой многослойный образ, сочетающий в себе мудрость, ночь, одиночество и мистику. Её присутствие в тексте может подчеркнуть внутренние переживания автора, создать атмосферу таинственности и отразить глубокие философские размышления.
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картины: Камила Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
14.0
20
//
 0 
 
 0 
 
Когда мы с братьями и сестрами ездили к бабушке в гости, она всегда из окна дома кричала нам: «Что за садом стоит! А ну тише!»

Тогда мы оборачивались и не понимали, кто стоит, где? Нет ведь никого. И только когда это слово увидела в произведении Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети»:

Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…
 
Так что же содом?
Это крик, шум или сильный бардак.
 
Автор текста и картинки: Мария Бардина
//
 0 
 
«Сокачий» в переводе со старославянского означает «Повар» — человек, профессией которого является приготовление пищи.
Для того, чтобы прокормить себя и свою семью древние люди жарили на костре мясо и рыбу. Возможно, что именно это и положило основу одной из самых вкусных профессий.

Позже, поварское искусство стало постепенно развиваться и лишь в 11в. стало особой специальностью. Свои истоки это ремесло берет из Монастырей. В Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. (Из Лаврентьевской летописи, 1074г). Именно там, монахи готовили нехитрые блюда по особым рецептам. Например, они создали рецепт хлеба, который долго не черствеет.

Во времена Киевской Руси повара трудились в богатых домах, у князей. Иногда в доме было несколько поваров. Есть свидетельство, в котором описывается дом богатого человека, где говорится о большом количестве «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающесъ потьмъ».
 
 
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
 
//
 0 
 
Соловей-разбойник: легендарный персонаж, уходящий корнями в русскую культуру
 
Соловей-разбойник является одним из самых знаменитых и ярких героев древнерусских былин, эпических народных песен. Этот мифологический персонаж отражает многогранные аспекты народного воображения и сочетает в себе элементы мистики.
 
Изображение Соловья-разбойника в былинах наполнено скрытыми смыслами и загадками. Он представлен в виде невероятного существа, наполовину человека, наполовину птицы, обитающего в лесах и на дорогах. Иногда его описывают с характерными для птиц чертами: крыльями, внимательным взглядом и невероятно громким свистом, который напоминает пение соловья. Этот пронзительный свист разбойника используется им для вызывания ужаса у путешественников.
Соловей-разбойник славится своим разбойничеством: он останавливает путников, грабит их и изображается как страшное зло, которое необходимо победить. В русских былинах его чаще всего побеждает богатырь Илья Муромец, который, являясь символом силы, справедливости и защиты народа, проходит через множество испытаний.
 
Наиболее известный эпизод можно увидеть в «Былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике», где Илья Муромец, направляющийся в Киев, сталкивается с Соловьем-разбойником на дороге. Несмотря на все преграды и угрозы, богатырь одолевает злодея и доставляет его князю Владимиру. Этот сюжет символизирует победу добра над злом, порядка над хаосом, а также является аллегорией укрепления государства и общественного порядка.
 
Автор текста — Анисимов Роман
Автор картинки- Даша Иванова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
Сорока — интересный персонаж в фольклоре разных народов, который часто ассоциируется с хитростью, любопытством и жадностью. В русских народных сказках и пословицах она обычно изображается как птица, обладающая умом и ловкостью, но иногда ее действия могут быть и коварными.
 
Одной из характерных черт сороки является ее страсть к блестящим предметам. Эта особенность порождает множество сказок и басен, в которых она стремится заполучить что-то ценное, что может привести к забавным или поучительным ситуациям. Например, в басне И.А. Крылова «Сорока-воровка» рассказывается о том, как эта птица украла у других животных различные вещи, подчеркивая ее хитрость и жадность.
 
Данное существо также часто выступает в роли рассказчицы или информатора. Ее любопытство и способность собирать слухи делают ее важным персонажем в сказках, где она может передавать информацию или предупреждать о грядущих событиях. В некоторых народных сказках эта птица играет роль посредника между героями и высшими силами, помогая им найти выход из сложной ситуации.
 
Кроме того, в русской культуре существует множество пословиц и поговорок о сороке. Например, «Сорока на хвосте принесла» — это выражение, которое используется для обозначения слухов или сплетен. Данная птица символизирует не только хитрость, но и человеческие слабости, такие как зависть и жадность.
 
Таким образом, образ сороки в фольклоре многослоен и разнообразен. Она олицетворяет как положительные, так и отрицательные черты, делая ее интересным и поучительным персонажем в сказках и баснях. Эта птица продолжает оставаться актуальным символом в культуре, отражая человеческие качества и поведение.
 
Автор текста и иллюстрации: Александр Тихонов
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
20.0
20
//
1 ]
 0 
 
 0 
 
Соха- это орудие, которое использовали крестьяне во время вспашки земли. В отличие от плуга соха не переворачивала землю, а переваливала ее на бок. Делали его из дерева, эту часть называли рассохой, прикрепляя два железных сошника, а также соединяя лопаткой, которую называли палицей, она крепилась в верхней части с оглоблями. В них запрягали лошадь. Соха требовала от пахаря больших физических усилий и меньших- от лошади.
 
Глубина перекопки сохой составляла 12 см. Соха требовала от крестьянина большого мастерства, так как лошадь только тянула ее вперед, а пахарь должен быть внимательным в данное время: нужно было приподнять соху, которая могла наехать на камни или корни, наоборот, надавить на нее, чтобы задел глубины был одинаковый и сохранялся на всем протяжении пашенного участка. Она как бы черкала почву по поверхности, глубоко не опускаясь.
 
В русских письменах слово соха упоминается со второй половины 13 века, крестьяне раньше называли это орудие колом или палкой с развилкой. Благодаря универсальности и доступности, данный предмет прочно войдет в жизнь крестьян до начала 20 века. Соха- орудие индивидуальное, у каждого мастера были свои задумки относительно его качества, поскольку именно им бороздили пашню. Соха нужна для перепашки земли, прополки междурядий, ее используют также при посадке картофеля- основного продукта средней полосы России.
 
 
Автор статья -Ирина Милованова, автор фото- Диана Иерускул
13.0
//
 0 
 
 0 

Первая | < Предыдущая | Страница 8 из 10 | 9 | 10 | Следующая | Последняя

Всего статей 487

Сезон Статей Авторов
2024/25 200 25
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 487 98
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета