О бесстрашии робости, об отваге отчаяния, и о том, что в экстремальных ситуациях у человека открывается второе дыхание
История создания этой главы и пожелания к доработчикам
Как мы снимали видеоцитатник (лицей № 1310, Москва)
По заданию Малой Большой игры «29 генваря 2011» наша команда «Киношут» взялась сделать видеоиллюстрации к главе 29. А точнее, видеоцитатник. Этот жанр не требует монтажа. Главное, хорошо выучить текст, зарядить его своей эмоционально-ментальной энергией и выдать импульс перед объективом. Трудность — техника речи. Внятно и четко произнести текст, при этом не забывая об эмоциональной выразительности, для непрофессионала — задача нетривиальная. Не один дубль пришлось сделать Мише Рябцеву, прежде чем он проникновенно произнес слова от автора, которыми начинается эта глава: «Дети ничего не читают? А…что им читать? Школьники хотят читать о себе». И не только читать, но и иметь свою точку зрения. Даже если она неверная. Немало открытий было сделано во время осмысления главы. Особенно окрылила всех мысль о том, что уверенность в своей правоте в каком-то смысле является детской профессией. Уверенно справился со своей задачей Никита Кулик, сыгравший шалопая Мамочку. Когда Мамочка видит на доске дату жизни Пушкина, он недоуменно спрашивает: «А это чей мобильник?» Получилось реалистично. И конечно, всем было очень смешно. Однако эпизод, в котором снялась Люба Лукашенко, требовал уже серьезности и психологизма. Наматывайте на ус озвученную ею фразу: «Когда люди хотят уйти от разговора или просто не знают, что сказать, они говорят не просто „подумаю”, а „подумаю об этом”».
«Киношуты» надеются, что зрителей они не только повеселят, но и заставят серьезно задуматься. О чем? Смотрите видеоцитатник. А скоро снова прозвучит команда: «Тихо! Идет съемка. Начали работать».
Нам пришлось сделать неимоверное количество дублей, чтобы не только сохранить эмоциональную окраску, но и преодолеть наше природное косноязычие. Смех над собой помогал преодолевать актерские зажимы. Эти взрывы смеха мы и предлагаем вашему вниманию в небольшой нарезке «Процесс».
Иллюстрации к главе подготовлены командой издательства «Антирутин» из Ростова-на-Дону, #839. В роли Вободаева — Валера Анисимов (9 кл.).
Кто не слышал сетований взрослых о том, что современные дети ничего не читают? А кто-нибудь из сетующих задумывался над тем, что им читать? Ой, только вот не надо про великую и бессмертную классику. В конце концов, Толстой и Достоевский, не говоря уж о Пушкине и Лермонтове, создавали свои бессмертные творения не для школьников. Вам, кстати, не приходила в голову мысль, что сжег бы Николай Васильевич и первый том «Мертвых душ», если бы знал, с какими чувствами бедные дети учат наизусть его «Птицу-тройку» и вымучивают «галерею помещичьих типов»? Он бы в завещании написал: «Детям до шестнадцати…» Школьники хотят читать о себе!
Видеоцитаты к главе от команды «Киношут» (игра «29 генваря» 2011)
Но где, на каких полках, стоят пусть не бессмертные, а хотя бы актуальные книги о школе? Где брать захватывающие сюжеты? Да рядом! Послушайте, присмотритесь, оглянитесь. Мексиканские сериалы отдыхают от накала страстей и силы выражения чувств…[8]
Все началось с того, что заменяющая Дануту Станиславовну практикантка попросила написать экспромт. Левашов зачитал стих. — Конгениально! — процитировала великого комбинатора начитанная Верка. — Увы, смысл префикса «кон» совершенно другой, — поправила ее практикантка тоном «я на свете всех умнее». 9 «А» уже не раз ставил ее в тупик нелепыми вопросами и непредсказуемыми ответами. Теперь представилась возможность отыграться. Тем более, Дануты Станиславовны, потакающей этим кошмарным детишкам, сегодня на уроке не было. — А слово означает: сходный по образу мыслей, стилю или манере. Его, как правило, сопровождает существительное в дательном падеже, объясняющее, кому или чему конгениален субъект. — Нелогично, — ни с того ни с сего выпулила Ритка, занятая своим пазлом и пропустившая мимо ушей весь предыдущий разговор (сегодняшнее поведение Круглова и причуды кафе никак не вкладывались ни в одну из ее версий). — Не вижу ничего нелогичного, — ответила практикантка, даже не повернувшись в ее сторону. Этот уже ставший традиционным выброс в никуда и «для никого» сыграл ключевую роль в дальнейшей истории. — А я вижу! — огрызнулась Ритуля. И чего ей не молчалось?
Прозрачные ручейки весело струились по Водобаевскому лицу. На кончике носа они собирались в увесистые крупные капли
Класс прям обалдел. Врожденное добродушие Ритконосика куда-то испарилось, а спор, в который она непонятно откуда впрыгнула, не давал ей никаких шансов. — Логика тут есть, — ответила практикантка, как показалось Ритке, с презрительной усмешкой. — Это слово латинских корней: con — вместе, и genius — дух. Запомните, и закончим дебаты. — Детям не нужны заграничные слова, но им нужны дебаты! — выдала Ритуля очередную глупость. Она страшно разозлилась на распорядительные нотки в голосе практикантки. Данута, которая отдала их на съедение этой неудобоваримой девице с дурацкой заколкой в волосах, приучила их к дебатам, что называется, с младых ногтей, — и умела мастерски крутануть любую глупость, сказанную учеником. А практикантка — та так: — Я подумаю об этом, — и поставила точку. Когда люди хотят уйти от разговора или просто не знают, что сказать, или не придают веса теме, они говорят не просто «подумаю», а «подумаю об этом». Она никогда не будет об этом думать. Ей просто нужно, чтобы Ритка закрыла рот, да и все остальные — чтобы молчали и внимали истине (в ее исполнении). При этом не наблюдалось ни малейшего беспокойства: что у ребенка останется в голове — относительная ясность, сомнения или туман.
— Мои замечания прошу воспринимать не как оценочные, — снова вылезла Ритуля. — А как какие? — Как пожелательные. В классе назревало выжидательное шевеление. — Если ты, Носова, ищешь повод сорвать урок, — практикантка почувствовала, что класс не на Риткиной стороне, — выбери менее примитивный способ. Или я, в отличие от тебя, буду вынуждена прибегнуть к оценочному суждению и снизить тебе балл. — Интересно, за что? — За несуразные выкрики с места. — Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? — выдала в сердцах Ритуля, не ожидая от себя такого выпада. («Ты че, Носова, опухла? — раздалось шипение Канарейки. — Что за тёрки?»)
Да, повод был ничтожным. Его, можно даже сказать, и не было. Впервые в жизни Ритконосик вступала в конфликт с педагогом, если, конечно, эту девицу можно было воспринимать всерьез. За две недели «пробных уроков» Ритка шаг за шагом теряла доверие к горе-учительнице, способной лишь на постоянные одергивания, назидательный тон и пропаганду своего, по сути зачаточного, педагогического «опыта». В прошлый раз она наказала Ритку докладом про точки (а когда Ритка, оторвав себя от заслуженного отдыха и важного расследования, его сбацала, — о точках благополучно «забыли»).
Ритка уходила с урока, твердо решив: никогда больше она не вступит в разговор с этой фрекен Бок в молодости. Но сегодня ей пришлось вспомнить: «Никогда не говори „никогда”». Класс ждал. Ритка решила занять принципиальную позицию: не вертела головой, не противоречила, не задавала вопросов. И это сразу было замечено. — Есть что сказать, Носова? — Можно сбегать в редакцию за словарем? — неожиданно спросила Ритка. — Я бы на твоем месте… — на этом «месте» практикантка почему-то споткнулась и напряженно завертела в руках мел. — Ладно, Носова. Иди. Посмотри в словарь. Несмотря на молодость и хрупкость, она явно относилась к миру «отцов». Даже Бормашина на ее фоне выглядел как свой.
Дети имеют право отстаивать свою точку зрения, даже если она неверная, и не соглашаться с мнением других, даже если оно аргументированно!
Ритке страшно хотелось доказать этой надутой особе, что дети имеют право отстаивать свою точку зрения, даже если она неверная, и не соглашаться с мнением других, даже если оно аргументированно. Когда ребенок несет чушь (а дети несут ее очень часто; и уверенность в своей упрямой правоте в каком-то смысле является детской профессией), — все равно нужно общаться на равных, без хозяйских ноток в голосе. Учитель и так на возвышении, — стоит ли дополнительно подчеркивать эту разницу?
Уже подходя к редакции, Ритка поняла: она в весьма уязвимой позиции. Что ее дернуло затевать спор на пустом месте? Сидела бы и молчала в тряпочку. В крайнем случае просто «отзеркалила» эту аристократически-отстраненную, с безразличным выражением лица девицу и осталась при своем.
На скрип открываемой двери капитан даже не оглянулся, хотя занимался будничным делом: вносил правку. За одним ухом у него торчал розовый маркер, за вторым — желтый («лишние сущности» выделяет, — поняла Ритка). Ее неприятно кольнуло, что он засуетился, подбирая разлетевшиеся от легкого сквозняка драгоценные «напоминалки». Ей бы выдержать паузу, но она была не в том настроении: — Николай Николаевич. Я к вам с литературы. Можно взять «Словарь синонимов»? — Там Тришин, Александрова и Ефремова. Бери Александрову, — не поднимая головы, сронил Круглов. — Мне нужен словарь синонимов! — Я и говорю: Ефремову не бери! Ритка, обиженная невниманием, чуть не плача, вытянула из бурундучных отсеков светло-рыжий, в пролысинах, словарь под редакцией З. Александровой. — Но он старый! — Зато точный. Раскрыв словарь на первой попавшейся странице, она сразу споткнулась: на полях сплошь и рядом висели карандашные тучки, меж строк торчали какие-то непонятные значки, стрелки и зачем-то цифры. «Прямо периодическая система», — подумала Ритка.
— Моя мечта! — заметив, наконец, как Ритуля разглядывает приписки, воскликнул довольный Круглов и, подводя некую итоговую черту, проскрипел желтым маркером по листу. — Мечтаю собрать новейший словарь синонимов, и чтобы в нем были не только слова, но и синонимические метафоры, и интересные примеры словоупотребления. — Прям мечта? — с иронией отозвалась Ритка. — А как вы отличаете мечту от банального интереса? — Мечта — это нечто возвышенное, что не дает тебе покоя, о чем часто думаешь, что греет и холодит душу, а интерес — приходит быстро, держится недолго, уходит по-английски. Однако в моем случае не такая уж это всепоглощающая мечта. Перед тобой, Рита, моя настольная книга, в ней собрана куча полезного. Я много лет ей пользуюсь и никак не напользуюсь. — А есть там что-нибудь про конгениальность? — без энтузиазма спросила Ритка. — Сейчас глянем. Вот смотри: конгениальный, конгениальная, конгениальное. От латинской приставки con — вместе, и genius — дарование. Если перевести на язык наших осинок и березок — сродный, совпадающий, подходящий — по духу, уму, таланту. Пример — «Эта музыка конгениальна тексту, к которому написана». — Нелогично… — неуверенно подвела черту девочка. — Зато эффектно!
— Николай Николаевич, — грустно сказала Ритка. — Я уцепилась за ошибочное суждение и в этой ошибке стала упорствовать. — По незнанию? — Нет, из принципа. — Вот те на! Какой же принцип тебя, собственно говоря, заставил упорствовать в ошибке? Ритка путано рассказала про конфликт с практиканткой: — Мне очень хотелось высказать ей все, а что «все» — сама не знаю. Обидно: она обращается со мной, как с какой-то ничтожностью. А за словарем я шла — тоже не знаю зачем. Может, с вами поговорить. — Ну, только не хлюпать и не разводить сырость. Если ты огорчилась, значит, сама понимаешь, что сделала что-то не так, а если понимаешь, значит, все исправишь. — Извиниться? Она не поймет. Она зациклена на статусе педагога с большой буквы и всегда на своей назидательной волне. — Даже если и не поймет, — никакой беды. Ты что, извиняешься только под гарантии? Кстати, извиняться можно не только словами. — Ага… точно. Бывает, я поссорюсь с мамой, потом тихо-тихо подбредаю к ней и сажусь рядышком. Или включаю ее любимую песню про сурка. — Вот это конгениальность! — похвалил ее НикНик. Ветер за окном, погуливая по верхушкам деревьев, просачивался в редакцию и гонял вздрагивающие тени по стенке, где висели штурвалы всех мастей. Несколько минут Ритка (со словарем на коленках) и Круглов (с цветными маркерами за ушами) сидели молча. [9]
Время урока безжалостно дотикивало. Кошмарное и мерзкое настроение, с которым Ритка пришла в редакцию, незаметно отпустило ее, напряжение спало. — Спасибо, Николай Николаевич, я попробую! — пообещала Ритуля.
Уверенность в своей упрямой правоте в каком-то смысле является детской профессией
Не долетев до класса, Ритка произвела вынужденную остановку. Недалеко от кабинета, прислонившись лбом к окну, стоял источник ее возмущения — практикантка. Плечи ее вздрагивали, распущенные волосы, освобожденные от заколки, закрывали лицо. Ритконосик застыла. Неужто плачет? Практикантка переменила позу: одной рукой она оперлась о стекло, а другую, с заколкой, опустила вниз. Всхлипывания и шмыганья неровно разносились по коридору. Этот плачущий силуэт у окна невольно запустил в Ритку маленький снарядик сострадания — сердце дрогнуло от сочувствия. Что же могло случиться за то короткое время, пока ее не было в классе? Ой. А вдруг девушка расстроилась из-за ее выходки? Преодолевая неловкость, Ритконосик потянулась к зареванной девушке и тронула руку с заколкой. Спина вздрогнула и распрямилась, шмыганье умолкло. — Вободаев? — коротко спросила Ритка. Практикантка помедлила и кивнула. — Вы, знаете что, не ревите, — Ритка так разволновалась, что сама уже была готова всплакнуть за компанию. — Это не тот фрукт, из-за которого можно реветь. — Ты иди, Носова, — совсем по-детски всхлипнула практикантка. — Все будет хорошо. — А вы? — Я сейчас успокоюсь… и тоже приду-у-у, — по щекам у нее текли слезы, она растирала их рукой и от этого казалась совсем юной. Чуть старше своих подопечных. Ритке стало стыдно. Ей показалось, что она, несмотря на сочувствие и даже проснувшуюся в этот момент симпатию, недостаточно сопереживает плачущей девушке. Но обостренное чувство справедливости и желание помочь взяли верх. — Да кто он вам? Никто! — Не в нем даже дело, Носова. — А в чем? Скажите, и если я могу вам помочь, я обязательно… — У меня ничего не получается. Я не могу… — Ну что вы! — горячо завозражала Ритка. — Это все временные неприятности. Хотите, я доведу до ума доклад про точки? Хотите, я всего «Онегина» выучу наизусть, только не переживайте так, или знаете что, вы поплачьте, и пройдет. У меня тоже так бывает…
Конечно, такой гад, как Вободаев, мог довести до слез любого, но не так же рыдать! — У вас что-то еще случилось, да? — спросила Ритка. Практикантка кивнула в очередной раз и вытерла рукой глаза.
Ритка удивлялась произошедшим в себе переменам. Еще полчаса назад внутри все кипело от одной мысли об этой мымристой девице, а теперь она еле удерживала себя от рева в ее пользу
— Простите меня, я была неправа. Я не понимала… — сопнула носом Рита, чувствуя, как горло обволакивает колючий комок. — Все пройдет… зимой холодной… — еле слышно проговорила практикантка и положила заколку на подоконник. Ритка изо всех сил пыталась вспомнить, как ее зовут. Дарья Андреевна? Анастасия Павловна? Мария Сергеевна?.. За спиной щелкнули большие часы, знаменуя переход стрелок к четверти. Ритка машинально обернулась — 11.45. До конца урока 15 минут. — Все знают — у него проблемы с психикой, — не придумав, какие еще слова подобрать для успокоения, сказала Ритка. — Это у меня проблемы с психикой, — усмехнулась сквозь слезы Дарья-Анастасия-Мария. Ритка переминалась с ноги на ногу и удивлялась произошедшим в себе переменам. Еще полчаса назад внутри у нее все кипело от одной мысли об этой мымристой девице, а теперь она еле-еле удерживала себя от рева в ее пользу. И главное желание сейчас — пойти в класс и оторвать Вободаеву его носатый нос!
Практикантка повернула к ней припухшее лицо. — Слушай, у тебя случайно нет зеркала? У Ритки в портфеле всегда был наготове ее рабочий инструмент, любимый прибор для наблюдения — карманное зеркало с двумя створками и двойным отражательным функционалом — обычным и с увеличением. — Вы только не уходите. Я быстро. — Ритконосик молнией метнулась к классу. Самое главное, чтобы зеркало оказалось на месте. Почему-то это показалось очень важным.
У доски в позе степного орла, с раскинутыми в стороны крыльями-ручищами, сильно подавшись вперед, парил Вободаев
Сказать, что увиденное за порогом шокировало ее, — значит ничего не сказать. Конечно, их класс всегда отличался экстремизмом, но такой стоп-кадр она наблюдала впервые.
В кабинете сильно пахло паленой шерстью. У доски, прямо под записью «А.С. Пушкин. 1799-1837», босиком, вернее, в одних носках и в позе степного орла, с раскинутыми в стороны крыльями-ручищами, сильно подавшись вперед, парил Вободаев. Напротив, у распахнутого окна, так же раскинув руки, легкой ласточкой замерла новенькая. В вытянутой руке она держала ботинок. Было понятно, что при малейшем движении со стороны Вободаева штиблета спилотирует в безоблачное небо. В луже на полу валялись мелкие и крупные осколки разбитого кувшина для полива цветов. Осколки походили на маленькие шлюпки. Рядом, на желтом линолеуме, местами прошитом черными линиями и островками цементного пола, торчала вторая штиблета. Как брошенная шаланда у раскисшего пирса. «Парус» органично заменял сухой лист герани, по всей видимости, сметенный сквозняком с подоконника. Для полного сходства с покинутым судном недоставало только сломанной мачты и забытых неподалеку весел.
Прозрачные ручейки весело струились по Вободаевскому лицу. На кончике носа и подбородке они собирались в увесистые крупные капли и виноградными гроздьями свисали оттуда до тех пор, пока собственная тяжесть не заставляла их оторваться и лететь вниз. «Ну, прям пособие для лабораторки по физике! — чуть не брякнула Ритка, невольно вспомнив работу „Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды”. — Интересно, сколько у него сейчас Ньютонов на метр?» Но прикусила язык, увидев выражение разноцветных глаз Вободаева.
Бодя в мокрой майке, с мокрыми волосами (капли стекали по подбородку, время от времени он утирал их тылом кулака), тяжело дышал и так смотрел на новенькую, будто кроме них двоих в классе никого больше не было. На лице его отпечаталось изумление и (Ритка уловила) что-то вроде восхищения, смешанного с яростью. Ежу было понятно: стоит Вободаеву развернуться в ее сторону — и ботинок в один миг полетит «за борт». — Канарейка, вперед! — прорычал Вободаев. — Каранейка, назад! — остановила его Марина, нечаянно переставив слоги. Но Канарейка все-таки произвел слабо-атакующий жест с намерением взять девочку на абордаж и спасти Бодин лапоть.
Рядом, на желтом линолеуме, местами прошитом черными линиями и островками цементного пола, торчала вторая штиблета. Как брошенная шаланда у раскисшего пирса
Бодя в мокрой майке, с мокрыми волосами (капли стекали по подбородку), тяжело дышал и так смотрел на новенькую, будто кроме них двоих в классе никого больше не было
Тут новенькая, не отводя руку с ботинком от окна, второй легонько и, как показалось Ритке, очень вежливо (синяя ленточка на запястье озорно взметнулась) подтолкнула Канарейку в лоб. Тот с возгласом «Едрен паровоз» поскользнулся на мокром линолеуме и, словно по накатанной, пролетел до второй парты. Сидевшие за ней Кати, похожие на испуганных воробьев, подскочили и прижались к стене рядом с Риткой. — Ну, ты меня достала! — с этими словами Канарейка снова ринулся к окну, но опыт ничему не научил его: через секунду он опять маневрировал, как на ледовом катке, с грохотом рухнул и распластался под доской. Длинные ноги зацепили швабру, которая, падая, треснула Певцова по башке. Мальчишки обидно заржали, а сам нападающий просипел под взвизги девчонок: — Да я тебя сейчас на шурупы разберу! Марина великодушно не обратила на это внимания.
— Чего ты хочешь? — спросил Вободаев. — Подумай, — ответила девочка. — Бодя, она припадочная. Надо психбригаду вызывать. Из распахнутого окна подуло осенней свежестью, воздух стал таким насыщенным — от октябрьского холодка, от орлиной позы Вободаева и звонкой, как струна, напряженности в фигурке Марины. Картина выглядела почти литературно, однако весь пафос сбивали ноги Вободаева. Точнее — его носки не первой свежести, да к тому же дырявые. — Что, неужели зашить не в состоянии? — вдруг спросила новенькая, кивнув на выглядывающий из дырки палец. Многие сразу привстали, чтобы разглядеть, о чем речь. — Для тебя оставил! — А у самого — вся сила в мышцы ушла, мелкая моторика отдыхает? — Это на тебе, припадочная, природа отдохнула, — влепил Канарейка, но подгребать ближе не стал. — Ладно,- угрожающе протянул Вободаев. — Собрание перестает быть томным. Заплыв трусцой по пересеченной местности окончен. За медалями обращайтесь к Кенару, — и, со злостью отшвырнув керамическую розу, двинулся к окну. В тот же момент новенькая одним махом вскочила на стул, затем на учительский стол и ступила на подоконник. Рука с раскачивающимся на шнурке ботинком сместилась на улицу. Класс ахнул. Ритка даже забыла, зачем пришла. Вободаев, бледный, как рама на этом же окне, тоже плохо ориентировался.
— Мамочка родная, девица компотная, — пролепетала Катюха. — Слышь, экстремалка, быстро слазь, или пожалеешь, — выдавил Бодя через минуту. — Меня Мариной зовут, — спокойно ответила новенькая и переступила дальше, туда, где шелестели занесенные ветром листы липы. Нога в аккуратной туфельке с бантом уже на треть свисала наружу. Все оцепенели. Четвертый этаж… (Не зря говорят, в экстремальных ситуациях у человека открывается второе дыхание, силы возрастают во много раз.) — Хорошо, Марина. Сойди, Марина, с окна. — Нет, — коротко ответила новенькая. — Как человека прошу.
Ритка и представить не могла, как вести себя в такой ситуации. Выбежать из класса и позвать на помощь кого-то из взрослых? Но за это время может произойти непоправимое: подоконник скользкий и к тому же старый — может не выдержать. Просить Марину прекратить демарш? Но она очень хорошо понимала состояние, в котором находилась новенькая, — и вперед нельзя, и отступить — ни за что! Вободаев попытался сделать еще шаг — нога Марины начала съезжать с жестяного отлива. Первой завизжала Катя Первая, ее соло поддержали несколько слабонервных девчонок; кто-то из мальчишек дернулся в сторону двери, но его остановили. — Марина, прошу, слезай, — повторил Вободаев мягче. Ему не удалось «сохранить лицо»: оно выдавало, что он струхнул. — Извинись! — сообразила Ритка. — Быстро извинись!
Вободаев, как молодой телок, набычился и метнул на Ритку взгляд, от которого у нее внутри сразу заныла какая-то жилка, отвечающая за жизнь. Но вдруг: — Марина, извини… — выдавил Вободаев. Красная физиономия его, с носатым профилем и колючими глазами, по-прежнему не внушала доверия.
Ударил звонок. Никто не шелохнулся. — Канарейка, твоя очередь! — выкрикнула Ритка. — Пернатый, слышал, чего хочут дамы?- Бодя, не отводя от новенькой взгляда, щелкнул пальцами. — Прошу. — Прощения! — торопила Ритка. — Прощения… — повторил за ней Канарейка тонким голосом. — Марина, у тебя! — суфлерски подсказывала Ритка. — У тебя, Марина… — повторил Канарейка.
Именно в этот момент, разрушая шаткое равновесие «живой фотографии», Мамочка подошел к доске, уткнулся в надпись «А.С. Пушкин. 1799-1837» и на полном серьезе изрек: «А чей это мобильник, я не понял?» Раздался спасительный, с заикательными паузами, невероятный хохот, и все персонажи пришли в движение. Марина перешла на внутренний подоконник, пристроила на угол рамы вободаевский ботинок, как обычно вешают обувь для просушки, и спрыгнула на пол. Красивая и легкая. Одинокая и прекрасная в своей независимости. По классу прокатился вздох облегчения.
Вободаев, как молодой телок, набычился и метнул на Ритку взгляд, от которого у нее внутри сразу заныла какая-то жилка, отвечающая за жизнь
Никого не обходя, она прошла мимо Вободаева. На лицо его невозможно было смотреть: налитое краской, не злобное, не растерянное, а какое-то тугое, оно не выдавало ни одной мысли… Канарейка, засопев, взобрался на окно за вободаевской обувкой. Новенькая взяла сумку, собрала учебники. — Какой следующий урок? — как ни в чем не бывало спросила она Канарейку через плечо. Тот, дрыгая ногой и рукой одновременно, еле дотягиваясь до висящего ботинка, просипел: — Да пошла ты! — и спрыгнул вниз. И пожалел о сказанном. Подкатив со штиблетою к своему предводителю, вместо благодарности он получил от него в челюсть.
Марина подмигнула Канарейке и пошла себе к двери. «Может, у нее тик на нервной почве случился? — подумала Ритка, не веря своим глазам… — Вот так запросто взять — и подмигнуть! Конгениально!»
«Может, у нее тик на нервной почве случился? Вот так запросто взять — и подмигнуть! Конгениально!»
— Ты представь, — возбужденно тарахтела в туалете Катя, обычно разговаривающая тихо. — Только ты вышла, — Вободай, оказывается, новенькой в юбке проделал две дырки. — Как? — охнула Ритуля. — Как-как, сигаретой. В эти дырки продернул шнурки от своих ботинок и связал. — Зачем? — Откуда я знаю? Для прикола. Никто не видел. Запахло паленым. Эта, как ее, Дарья, что ли, Сергеевна, говорит: «Дети, вам не кажется, что пахнет паленым?» Все молчат, принюхиваются. Вободаев говорит: это во дворе, листья жгут. Потом Дарья начинает опрос, вызывает новенькую, та встает… И тут такой грохот, я вообще этот момент не видела, смотрю — новенькая уже стоит как столб, а эта Дарья как кинется на Вободаева: «Что за выходки!» Юбку с ботинками она, представляешь, даже не заметила, заметила только морду Вободаева — и по ней все поняла. Она ему: «Вон из класса!», а он ей — точно как Канарейка новенькой: «Пошла ты!»
«Встань, я тебе сказала, и выйди! Иначе выйду я!» — «Да на здоровье!» Эта Дарья вылетела из класса, как ужаленная, а новенькая как развернется, как залепит Вободаю по харе, как дернет ботинки из своей юбки, прям с мясом выдрала, представляешь, и даже юбку не пожалела. Как откроет окно… Вободаев с окна банку хвать, то есть не банку, а, как его, кувшин, а новенькая в окно, — Катя изобразила бросок, — один его лапоть — бац! и промазала, в раму попала, жалко. Вободай из кувшина воду лить собрался, новенькая — не знаю как, но кувшин этот развернула в его руке, и он прямо на него и вылился весь. Ужас. Я вообще не поняла, что произошло. Остальное ты видела. Они трое припадочные. Да, Канарейка раза три в лоб получил от новенькой. — А ботинки? Почему он босиком был, я не поняла, — спросила Лида Белоус, толстая девочка в очках. — Да говорю ж, он их снял, когда к юбке привязывал. — Привязывал? — Юбку к ботинкам. Ты что, не видела, как она встала, а ботинки за ней? — У них шутки такие идиотские. Теперь Вободаева точно из школы выпрут. Бормашина ему уже делал последнее китайское предупреждение. — В юбке дырки проделал сигаретой. Ну и шутки. — Привязал ботинки. И ждет. Когда ее, новенькую, вызвали и она встала, юбка чуть не сдернулась. Прикинь, если бы юбка слетела, вообще бы ужас был. — Ну а дальше? Говори скорее, скоро звонок. — Ботинки зацепились за стул, стул грохнулся, Дарья как на Вободая бросится! — Катя была возбуждена как никогда и показывала в лицах, как все происходило. — Ты не представляешь, как она ему в лобешник заехала! — подбавила басом Лида Белоус. — Кто, практикантка — Вободаеву? — Да Марина эта. Она как развернется, как заедет промеж глаз! Да, Маш? Ну, скажи!
Для полного сходства с покинутым судном недоставало только сломанной мачты и брошенных неподалеку весел
— Об одном жалею, что Едкий не видел этого цирка, — Маша на целую перемену даже забыла о зеркале и традиционном фейс-контроле. — Слушай, точно. А куда он делся, Данька? — спросила Ритка. — Куда-куда. За докладом побежал. Дома забыл. «Его счастье», — подумала Ритка. — Девчонки, а эта новенькая — она ничего, да? — Ну да. Вободая выбрила и носяру ему утерла.
— Слушайте, а Ритконосик наша тоже герой, она этим отморозкам приказала извиниться. — Что было бы, если бы не Ритка! — охнула Катюха, внезапно оценившая значение Носовой во всей истории. — Был бы труп! Три! Девочки толпой вышли в коридор. Там Катя Вторая уже вводила в курс дела пропустившего шоу Даника. Он внимательно слушал ее сбивчивый рассказ, и было видно, что уже не в первый круг расспрашивал о подробностях. — Что, прям кувшин разбила? — Вободай разбил. — Как это извинился? — Не знаю. Рита приказала, он извинился. — Кто испугался? — Все испугались! — Как встал? — Она приказала, он встал. — Она что, гипнотизер? На лестнице Даня догнал Риту. — Носова, ну почему как меня нет, так у вас там обязательно черт-те что происходит? — Жалеешь, что без тебя? — Да чего тут жалеть-то… — раздраженно бросил Даня. — Вот скажи, ты бы тоже как баран стоял и не вступился за нее? Она же наша, из «Полундры»! — И с чего это я должен бараном стоять? Ритка осеклась. В самом деле, чего она окрысилась на Даньку? Он же точно ни в чем не виноват. А подозревать человека в трусости — последнее дело. Вдруг ее осенило: она же так и не принесла зеркальце практикантке!
Резерв иллюстраций
Эх, Вободаев, Вободаев!
Нога в аккуратной туфельке с бантом уже на треть свисала наружу. Все оцепенели. Четвертый этаж…
в тексте:— Сейчас глянем. Вот, смотри: конгениальный, конгениальная, конгениальное. От латинской приставки con — вместе, и genius — дарование. Если перевести на язык наших осинок и березок — сродный, совпадающий, подходящий — по духу, уму, таланту. Вот пример — «Эта музыка конгениальна тексту, к которому написана».
пояснение: запятая в первом случае сомнительная
предлагаю:— Сейчас глянем. Вот смотри: конгениальный, конгениальная, конгениальное. От латинской приставки con — вместе, и genius — дарование. Если перевести на язык наших осинок и березок — сродный, совпадающий, подходящий — по духу, уму, таланту. Вот пример — «Эта музыка конгениальна тексту, к которому написана».
Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва
в тексте:— Если ты, Носова, ищешь повод сорвать урок, — практикантка почувствовала, что класс не на Риткиной стороне, — выбери менее примитивный. Или я, в отличие от тебя, буду вынуждена прибегнуть к оценочному суждению и снизить тебе балл.
пояснение: что менее примитивный? непонятно.
предлагаю:— Если ты, Носова, ищешь повод сорвать урок, — практикантка почувствовала, что класс не на Риткиной стороне, — выбери менее примитивный способ. Или я, в отличие от тебя, буду вынуждена прибегнуть к оценочному суждению и снизить тебе балл.
Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва
в тексте: На скрип открываемой двери Капитан даже не оглянулся,
вопрос: Капитан это официальное «погонялово» Круглова? (Все знают, что Круглов это капитан. Все, а не только Ритка) Если Капитан образное отношение к Круглову, а не официальное прозвище, то писать нужно со строчной
нужно: На скрип открываемой двери капитан даже не оглянулся,
Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва
в тексте:На скрип открываемой двери Капитан даже не оглянулся, хотя занимался будничным делом — вносил правку: за одним ухом у него торчал розовый маркер, за вторым — желтый («лишние сущности» выделяет, — поняла Ритка).
Здесь явное пояснение («а именно» вносил правку), поэтому нужно ставить не тире, а двоеточие. Нагромождение двоеточий в одном предложении клинически не оправдано.
Предлагаю: На скрип открываемой двери Капитан даже не оглянулся, хотя занимался будничным делом: вносил правку. За одним ухом у него торчал розовый маркер, за вторым — желтый («лишние сущности» выделяет, — поняла Ритка).
Наталья, выделяйте, пожалуйста, ярко места с правкой, чтобы быстро их увидеть.
Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва
В тексте: — Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? — выдала в сердцах Ритуля, снова не ожидая от себя такого выпада.
Выше нигде не было сказано, что Ритка сама себе удивлялась — ее поведение удивляло класс. А здесь «снова» звучит, как будто она сама себя не узнавала, но по тексту класс выражал недоумение. Предлагаю убрать «снова».
Нужно: — Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? — выдала в сердцах Ритуля, не ожидая от себя такого выпада.
Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва
— Нелогично, — ни с того ни с сего выпулила Ритка, занятая своим пазлом и пропустившая мимо ушей весь предыдущий разговор (сегодняшнее поведение Круглова и причуды кафе никак не вкладывались ни в одну из ее версий).
Получается нелогично. В этой главе ничего не говорится про версии Ритули, то есть «контекст» слишком далеко.
Данута, которая отдала их на съедение этой неудобоваримой девице с дурацкой заколкой в волосах, приучила их к дебатам, что называется, с младых ногтей — и умела мастерски крутануть любую глупость, сказанную учеником. А практикантка — та так: — Я подумаю об этом, — и поставила точку. Когда люди хотят уйти от разговора или просто не знают, что сказать, или не придают веса теме, они говорят не просто «подумаю», а «подумаю об этом». Она никогда не будет об этом думать. Ей просто нужно, чтобы Ритка закрыла рот, да и все остальные — чтобы молчали и внимали истине (в ее исполнении). При этом не наблюдалось ни малейшего беспокойства: что у ребенка останется в голове — относительная ясность, сомнения или туман.
Все эти знаки конгениальны. Перед первым тире нужна запятая, а что с остальными делать? Я подумаю.
нужно: дебатам, что называется, с младых ногтей, —и умела мастерски крутануть
Наталья Быкова, рук. #1512 Газета «Интешка»; Ломоносовская частная школа, Москва
В конце концов, Пушкин и Лермонтов, не говоря уж о Толстом и Достоевском, создавали свои бессмертные творения не для школьников.
Уменя вопрос: почему такой выбор классиков и в таком порядке и сочетании? Если заменить, то ничего не меняется… В чем тогда смысл? В конце концов, Толстой и Достоевский, не говоря уж о Пушкине и Лермонтове, создавали свои бессмертные творения не для школьников. Получается, что это просто фраза ради фразы…
Вера Горохова#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Замечательная глава, мне очень понравилась
2. Самое удачное место
Вся глава очень динамичная
3. Самое неудачное место
Нет, такого я не нашла
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Глава удачна во всем!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как же поведет себя Данька
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Интересная вещь
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Я бы хотела больше прочитать про кафе)
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
МБИ! !)
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Наталья Котельникова#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень понравилась глава, много интересного в ней
2. Самое удачное место
Самое удачное место это то, где Марина заставляет хулиганов извиниться
3. Самое неудачное место
в этой главе не нашла неудачного места
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
сам текст превосходные, единственное, что хотелось бы исправить это иллюстрации. Мне кажется, что надо сделать их более разнообразными, а то все однотипные какие-то
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Какие отношения будут у Марины с Даником?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
да, ознакомилась. «История создания» очень хорошая, насыщенная, побольше бы таких в повести
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
про Даньку с Мариной побольше узнать хотелось бы
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Арина Ошуркова#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава захватывает)
2. Самое удачное место
Извинение обидчика)
3. Самое неудачное место
Оформление(
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
рисунков(
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
очень хорошая)
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
О всех героях)
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Чтение КП
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава в целом хорошая, но не понравилось оформление, за это маленький минус.
2. Самое удачное место
«Уверенность в своей упрямой правоте в каком-то смысле является детской профессией». Очень хорошая фраза, мне понравилась.
3. Самое неудачное место
Ну снова иллюстрации, две главы подряд я была в восторге от вашей работы с картинками, ну а сейчас снова провал.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Ничего менять в написании повести я бы не стала, кроме иллюстраций.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему струсил Даня и что же в дальнейшем будет с Вободаевым, исключат ли его?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ну на конец то классная история, очень понравилась как ребята ее написали, сразу видно что приложили много сил для создания главы. Твердая 5!
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
О Вободаеве, что же с ним случиться дальше??
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
МБИ!!!
Ну и конечно же очень хочется прочитать про приключения героев.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Анастасия Голышева#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень захватывающие действия, читала, не отрываясь.
2. Самое удачное место
Мечта — это нечто возвышенное, что не дает тебе покоя, о чем часто думаешь, что греет и холодит душу, а интерес — приходит быстро, держится недолго, уходит по-английски.
3. Самое неудачное место
Когда люди хотят уйти от разговора или просто не знают, что сказать, или не придают веса теме, они говорят не просто «подумаю», а «подумаю об этом». Звучит красиво, но по-моему безосновательно
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Ничего лишнего не надо, глава и так насыщенна
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как проявит себя Вободаев в следующий раз?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да, ребята молодцы, и написано качественно, и снято и сыграно потрясающе. Жаль, что это не о создании главы
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про треугольник Марина-Даник-Бодя
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Все интереснее и интереснее становятся взаимоотношения между героями. Хочется узнать, как они будут развиваться
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, знает, чем дальше я читаю, тем больше мне хочется написать про каждую главу, что она самая лучшая. Эта не исключение)
2. Самое удачное место
Не знаю какое самое удачное, но удивило видео в начале. Отличная идея.
3. Самое неудачное место
Мне не понравилось то, как в начале написано про классику. Не согласна.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
А что будет с Вободаевым?
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про всех героев, и желательно побольше!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Просто до слез. Потрясающе. Она лучшая. Это суперски.
2. Самое удачное место
Видео-ролик в начале. Превосходно
3. Самое неудачное место
Нет, только не тут
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Все, как положено
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
А почему Даник струсил?!
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ознакомилась.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Так почему же Данька струсил?
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
ЧТЕНИЕ И ИГРА
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, получилась очень интересная глава, красочная и смешная.
2. Самое удачное место
Тут новенькая, не отводя руку с ботинком от окна, второй легонько и, как показалось Ритке, очень вежливо (синяя ленточка на запястье озорно взметнулась) подтолкнула Канарейку в лоб. Тот с возгласом «Едрен паровоз» поскользнулся на мокром линолеуме и, словно по накатанной, пролетел до второй парты. Сидевшие за ней Кати, похожие на испуганных воробьев, подскочили и прижались к стене рядом с Риткой.
3. Самое неудачное место
Нет.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Еще бы картинки вместо пустых квадратиков.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Нет вопроса, просто интересная повествовательная глава.
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Отличная, полная история создания, было интересно читать.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про кафе.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, интересное развитие событий, кульминация порадовала.
2. Самое удачное место
Марина заставляет обидчика извиниться.
3. Самое неудачное место
Не встречалось таких мест.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило. Не стала бы ничего исправлять, чтобы не испортить весь замысел.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему Даник струсил?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да. Хотелось бы узнать почему все-таки Даник струсил.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Даника и Марину.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
чтение кп
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Кристина Кононенко#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Просо гениально! Мне очень понравилась глава. Читала на одном дыхание. Красочно описанные диалоги и моменты ссоры не давали покоя узнать, что же будет дальше!
2. Самое удачное место
«Когда люди хотят уйти от разговора или просто не знают, что сказать, или не придают веса теме, они говорят не просто „подумаю”, а „подумаю об этом”.
Она никогда не будет об этом думать. Ей просто нужно, чтобы Ритка закрыла рот…» что правда то правда. К сожалению часто встречаешь таких людей в жизни
3. Самое неудачное место
Не нашла для себя таких. Все было прекрасно, правда!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В этой главе очень хорошо описывается каждый момент. С особой внимательностью читала эпизод, как дети в классе наблюдали за ссорой Марины и Вободаева. Драйв еще тот! Так что нечего исправлять:)
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же будет дальше с Вободаевым? Как будет общаться с классом и исключат ли его из школы?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да. Хорошая
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хочется узнать, как дальше будут общаться Даник и Марина.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
МБИ и Коллективная повесть
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Ксения Шовтута#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава динамичная, держит в напряжении.
2. Самое удачное место
Марина заставляет обидчика извиниться!
3. Самое неудачное место
Нет.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Все прекрасно в этот раз.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему Даня струсил?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да, такая насыщенная и полная.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Обо всех.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Все.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)