Глава 29. К вопросу о конгениальности {social} | |||
|
|
![]() |
Кто не слышал сетований взрослых о том, что современные дети ничего не читают? А кто-нибудь из сетующих задумывался над тем, что им читать? Ой, только вот не надо про великую и бессмертную классику. В конце концов, Толстой и Достоевский, не говоря уж о Пушкине и Лермонтове, создавали свои бессмертные творения не для школьников. Вам, кстати, не приходила в голову мысль, что сжег бы Николай Васильевич и первый том «Мертвых душ», если бы знал, с какими чувствами бедные дети учат наизусть его «Птицу-тройку» и вымучивают «галерею помещичьих типов»? Он бы в завещании написал: «Детям до шестнадцати…» http://youtube.com/embed/opK77PcO7_A Но где, на каких полках, стоят пусть не бессмертные, а хотя бы актуальные книги о школе? Где брать захватывающие сюжеты? |
{anketa} |
Все началось с того, что заменяющая Дануту Станиславовну практикантка попросила написать экспромт. Левашов зачитал стих. |
|
Класс прям обалдел. | |||
![]() |
— Мои замечания прошу воспринимать не как оценочные, — снова вылезла Ритуля. Да, повод был ничтожным. Его, можно даже сказать, и не было. |
|||
Ритка уходила с урока, твердо решив: никогда больше она не вступит в разговор с этой фрекен Бок в молодости. Но сегодня ей пришлось вспомнить: «Никогда не говори „никогда”». |
|
Ритке страшно хотелось доказать этой надутой особе, что дети имеют право отстаивать свою точку зрения, даже если она неверная, и не соглашаться с мнением других, даже если оно аргументированно. Уже подходя к редакции, Ритка поняла: она в весьма уязвимой позиции. Что ее дернуло затевать спор на пустом месте? Сидела бы и молчала в тряпочку. В крайнем случае просто «отзеркалила» эту аристократически-отстраненную, с безразличным выражением лица девицу и осталась при своем. |
|||
На скрип открываемой двери капитан даже не оглянулся, хотя занимался будничным делом: вносил правку. За одним ухом у него торчал розовый маркер, за вторым — желтый («лишние сущности» выделяет, — поняла Ритка). Ее неприятно кольнуло, что он засуетился, подбирая разлетевшиеся от легкого сквозняка драгоценные «напоминалки». Ей бы выдержать паузу, но она была не в том настроении: — Николай Николаевич. Я к вам с литературы. Можно взять «Словарь синонимов»? — Там Тришин, Александрова и Ефремова. Бери Александрову, — не поднимая головы, сронил Круглов. — Мне нужен словарь синонимов! — Я и говорю: Ефремову не бери! Ритка, обиженная невниманием, чуть не плача, вытянула из бурундучных отсеков светло-рыжий, в пролысинах, словарь под редакцией З. Александровой. — Но он старый! — Зато точный. Раскрыв словарь на первой попавшейся странице, она сразу споткнулась: на полях сплошь и рядом висели карандашные тучки, меж строк торчали какие-то непонятные значки, стрелки и зачем-то цифры. «Прямо периодическая система», — подумала Ритка. |
Не долетев до класса, Ритка произвела вынужденную остановку. Недалеко от кабинета, прислонившись лбом к окну, стоял источник ее возмущения — практикантка. Плечи ее вздрагивали, распущенные волосы, освобожденные от заколки, закрывали лицо. Конечно, такой гад, как Вободаев, мог довести до слез любого, но не так же рыдать! |
| |||
— Простите меня, я была неправа. Я не понимала… — сопнула носом Рита, чувствуя, как горло обволакивает колючий комок. Практикантка повернула к ней припухшее лицо. |
| |||
Сказать, что увиденное за порогом шокировало ее, — значит ничего не сказать. Конечно, их класс всегда отличался экстремизмом, но такой стоп-кадр она наблюдала впервые. В кабинете сильно пахло паленой шерстью. У доски, прямо под записью «А.С. Пушкин. 1799–1837», босиком, вернее, в одних носках и в позе степного орла, с раскинутыми в стороны крыльями-ручищами, сильно подавшись вперед, парил Вободаев. Напротив, у распахнутого окна, так же раскинув руки, легкой ласточкой замерла новенькая. В вытянутой руке она держала ботинок. Было понятно, что при малейшем движении со стороны Вободаева штиблета спилотирует в безоблачное небо. В луже на полу валялись мелкие и крупные осколки разбитого кувшина для полива цветов. Осколки походили на маленькие шлюпки. Рядом, на желтом линолеуме, местами прошитом черными линиями и островками цементного пола, торчала вторая штиблета. Как брошенная шаланда у раскисшего пирса. «Парус» органично заменял сухой лист герани, по всей видимости, сметенный сквозняком с подоконника. Для полного сходства с покинутым судном недоставало только сломанной мачты и забытых неподалеку весел. |
|
|||
Прозрачные ручейки весело струились по Вободаевскому лицу. На кончике носа и подбородке они собирались в увесистые крупные капли и виноградными гроздьями свисали оттуда до тех пор, пока собственная тяжесть не заставляла их оторваться и лететь вниз. «Ну, прям пособие для лабораторки по физике! — чуть не брякнула Ритка, невольно вспомнив работу „Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды”. — Интересно, сколько у него сейчас Ньютонов на метр?» Но прикусила язык, увидев выражение разноцветных глаз Вободаева. Бодя в мокрой майке, с мокрыми волосами (капли стекали по подбородку, время от времени он утирал их тылом кулака), тяжело дышал и так смотрел на новенькую, будто кроме них двоих в классе никого больше не было. На лице его отпечаталось изумление и (Ритка уловила) что-то вроде восхищения, смешанного с яростью. Ежу было понятно: стоит Вободаеву развернуться в ее сторону — и ботинок в один миг полетит «за борт». — Канарейка, вперед! — прорычал Вободаев. — Каранейка, назад! — остановила его Марина, нечаянно переставив слоги. Но Канарейка все-таки произвел слабо-атакующий жест с намерением взять девочку на абордаж и спасти Бодин лапоть. |
![]() Рядом, на желтом линолеуме, местами прошитом черными линиями и островками цементного пола, торчала вторая штиблета. Как брошенная шаланда у раскисшего пирса ККИ |
|
Тут новенькая, не отводя руку с ботинком от окна, второй легонько и, как показалось Ритке, очень вежливо (синяя ленточка на запястье озорно взметнулась) подтолкнула Канарейку в лоб. Тот с возгласом «Едрен паровоз» поскользнулся на мокром линолеуме и, словно по накатанной, пролетел до второй парты. Сидевшие за ней Кати, похожие на испуганных воробьев, подскочили и прижались к стене рядом с Риткой. |
||
— Мамочка родная, девица компотная, — пролепетала Катюха. Ритка и представить не могла, как вести себя в такой ситуации. Выбежать из класса и позвать на помощь кого-то из взрослых? Но за это время может произойти непоправимое: подоконник скользкий и к тому же старый — может не выдержать. Именно в этот момент, разрушая шаткое равновесие «живой фотографии», Мамочка подошел к доске, уткнулся в надпись |
|
![]() |
Никого не обходя, она прошла мимо Вободаева. На лицо его невозможно было смотреть: налитое краской, не злобное, не растерянное, а какое-то тугое, оно не выдавало ни одной мысли… |
| |
— Ты представь, — возбужденно тарахтела в туалете Катя, обычно разговаривающая тихо. — Только ты вышла, — Вободай, оказывается, новенькой в юбке проделал две дырки. — Как? — охнула Ритуля. — Как-как, сигаретой. В эти дырки продернул шнурки от своих ботинок и связал. — Зачем? — Откуда я знаю? Для прикола. Никто не видел. Запахло паленым. Эта, как ее, Дарья, что ли, Сергеевна, говорит: «Дети, вам не кажется, что пахнет паленым?» Все молчат, принюхиваются. Вободаев говорит: это во дворе, листья жгут. Потом Дарья начинает опрос, вызывает новенькую, та встает… И тут такой грохот, я вообще этот момент не видела, смотрю — новенькая уже стоит как столб, а эта Дарья как кинется на Вободаева: «Что за выходки!» Юбку с ботинками она, представляешь, даже не заметила, заметила только морду Вободаева — и по ней все поняла. Она ему: «Вон из класса!», а он ей — точно как Канарейка новенькой: «Пошла ты!» |
![]() |
«Встань, я тебе сказала, и выйди! Иначе выйду я!» — «Да на здоровье!» |
![]() Для полного сходства с покинутым судном недоставало только сломанной мачты и брошенных неподалеку весел |
![]() |
— Об одном жалею, что Едкий не видел этого цирка, — Маша на целую перемену даже забыла о зеркале и традиционном фейс-контроле. |
|||||
Резерв иллюстраций
| ||||||