О бесстрашии робости, об отваге отчаяния, и о том, что в экстремальных ситуациях у человека открывается второе дыхание
История создания этой главы и пожелания к доработчикам
Как мы снимали видеоцитатник (лицей № 1310, Москва)
По заданию Малой Большой игры «29 генваря 2011» наша команда «Киношут» взялась сделать видеоиллюстрации к главе 29. А точнее, видеоцитатник. Этот жанр не требует монтажа. Главное, хорошо выучить текст, зарядить его своей эмоционально-ментальной энергией и выдать импульс перед объективом. Трудность — техника речи. Внятно и четко произнести текст, при этом не забывая об эмоциональной выразительности, для непрофессионала — задача нетривиальная. Не один дубль пришлось сделать Мише Рябцеву, прежде чем он проникновенно произнес слова от автора, которыми начинается эта глава: «Дети ничего не читают? А…что им читать? Школьники хотят читать о себе». И не только читать, но и иметь свою точку зрения. Даже если она неверная. Немало открытий было сделано во время осмысления главы. Особенно окрылила всех мысль о том, что уверенность в своей правоте в каком-то смысле является детской профессией. Уверенно справился со своей задачей Никита Кулик, сыгравший шалопая Мамочку. Когда Мамочка видит на доске дату жизни Пушкина, он недоуменно спрашивает: «А это чей мобильник?» Получилось реалистично. И конечно, всем было очень смешно. Однако эпизод, в котором снялась Люба Лукашенко, требовал уже серьезности и психологизма. Наматывайте на ус озвученную ею фразу: «Когда люди хотят уйти от разговора или просто не знают, что сказать, они говорят не просто „подумаю”, а „подумаю об этом”».
«Киношуты» надеются, что зрителей они не только повеселят, но и заставят серьезно задуматься. О чем? Смотрите видеоцитатник. А скоро снова прозвучит команда: «Тихо! Идет съемка. Начали работать».
Нам пришлось сделать неимоверное количество дублей, чтобы не только сохранить эмоциональную окраску, но и преодолеть наше природное косноязычие. Смех над собой помогал преодолевать актерские зажимы. Эти взрывы смеха мы и предлагаем вашему вниманию в небольшой нарезке «Процесс».
Иллюстрации к главе подготовлены командой издательства «Антирутин» из Ростова-на-Дону, #839. В роли Вободаева — Валера Анисимов (9 кл.).
Кто не слышал сетований взрослых о том, что современные дети ничего не читают? А кто-нибудь из сетующих задумывался над тем, что им читать? Ой, только вот не надо про великую и бессмертную классику. В конце концов, Толстой и Достоевский, не говоря уж о Пушкине и Лермонтове, создавали свои бессмертные творения не для школьников. Вам, кстати, не приходила в голову мысль, что сжег бы Николай Васильевич и первый том «Мертвых душ», если бы знал, с какими чувствами бедные дети учат наизусть его «Птицу-тройку» и вымучивают «галерею помещичьих типов»? Он бы в завещании написал: «Детям до шестнадцати…» Школьники хотят читать о себе!
Видеоцитаты к главе от команды «Киношут» (игра «29 генваря» 2011)
Но где, на каких полках, стоят пусть не бессмертные, а хотя бы актуальные книги о школе? Где брать захватывающие сюжеты? Да рядом! Послушайте, присмотритесь, оглянитесь. Мексиканские сериалы отдыхают от накала страстей и силы выражения чувств…[8]
Все началось с того, что заменяющая Дануту Станиславовну практикантка попросила написать экспромт. Левашов зачитал стих. — Конгениально! — процитировала великого комбинатора начитанная Верка. — Увы, смысл префикса «кон» совершенно другой, — поправила ее практикантка тоном «я на свете всех умнее». 9 «А» уже не раз ставил ее в тупик нелепыми вопросами и непредсказуемыми ответами. Теперь представилась возможность отыграться. Тем более, Дануты Станиславовны, потакающей этим кошмарным детишкам, сегодня на уроке не было. — А слово означает: сходный по образу мыслей, стилю или манере. Его, как правило, сопровождает существительное в дательном падеже, объясняющее, кому или чему конгениален субъект. — Нелогично, — ни с того ни с сего выпулила Ритка, занятая своим пазлом и пропустившая мимо ушей весь предыдущий разговор (сегодняшнее поведение Круглова и причуды кафе никак не вкладывались ни в одну из ее версий). — Не вижу ничего нелогичного, — ответила практикантка, даже не повернувшись в ее сторону. Этот уже ставший традиционным выброс в никуда и «для никого» сыграл ключевую роль в дальнейшей истории. — А я вижу! — огрызнулась Ритуля. И чего ей не молчалось?
Прозрачные ручейки весело струились по Водобаевскому лицу. На кончике носа они собирались в увесистые крупные капли
Класс прям обалдел. Врожденное добродушие Ритконосика куда-то испарилось, а спор, в который она непонятно откуда впрыгнула, не давал ей никаких шансов. — Логика тут есть, — ответила практикантка, как показалось Ритке, с презрительной усмешкой. — Это слово латинских корней: con — вместе, и genius — дух. Запомните, и закончим дебаты. — Детям не нужны заграничные слова, но им нужны дебаты! — выдала Ритуля очередную глупость. Она страшно разозлилась на распорядительные нотки в голосе практикантки. Данута, которая отдала их на съедение этой неудобоваримой девице с дурацкой заколкой в волосах, приучила их к дебатам, что называется, с младых ногтей, — и умела мастерски крутануть любую глупость, сказанную учеником. А практикантка — та так: — Я подумаю об этом, — и поставила точку. Когда люди хотят уйти от разговора или просто не знают, что сказать, или не придают веса теме, они говорят не просто «подумаю», а «подумаю об этом». Она никогда не будет об этом думать. Ей просто нужно, чтобы Ритка закрыла рот, да и все остальные — чтобы молчали и внимали истине (в ее исполнении). При этом не наблюдалось ни малейшего беспокойства: что у ребенка останется в голове — относительная ясность, сомнения или туман.
— Мои замечания прошу воспринимать не как оценочные, — снова вылезла Ритуля. — А как какие? — Как пожелательные. В классе назревало выжидательное шевеление. — Если ты, Носова, ищешь повод сорвать урок, — практикантка почувствовала, что класс не на Риткиной стороне, — выбери менее примитивный способ. Или я, в отличие от тебя, буду вынуждена прибегнуть к оценочному суждению и снизить тебе балл. — Интересно, за что? — За несуразные выкрики с места. — Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? — выдала в сердцах Ритуля, не ожидая от себя такого выпада. («Ты че, Носова, опухла? — раздалось шипение Канарейки. — Что за тёрки?»)
Да, повод был ничтожным. Его, можно даже сказать, и не было. Впервые в жизни Ритконосик вступала в конфликт с педагогом, если, конечно, эту девицу можно было воспринимать всерьез. За две недели «пробных уроков» Ритка шаг за шагом теряла доверие к горе-учительнице, способной лишь на постоянные одергивания, назидательный тон и пропаганду своего, по сути зачаточного, педагогического «опыта». В прошлый раз она наказала Ритку докладом про точки (а когда Ритка, оторвав себя от заслуженного отдыха и важного расследования, его сбацала, — о точках благополучно «забыли»).
Ритка уходила с урока, твердо решив: никогда больше она не вступит в разговор с этой фрекен Бок в молодости. Но сегодня ей пришлось вспомнить: «Никогда не говори „никогда”». Класс ждал. Ритка решила занять принципиальную позицию: не вертела головой, не противоречила, не задавала вопросов. И это сразу было замечено. — Есть что сказать, Носова? — Можно сбегать в редакцию за словарем? — неожиданно спросила Ритка. — Я бы на твоем месте… — на этом «месте» практикантка почему-то споткнулась и напряженно завертела в руках мел. — Ладно, Носова. Иди. Посмотри в словарь. Несмотря на молодость и хрупкость, она явно относилась к миру «отцов». Даже Бормашина на ее фоне выглядел как свой.
Дети имеют право отстаивать свою точку зрения, даже если она неверная, и не соглашаться с мнением других, даже если оно аргументированно!
Ритке страшно хотелось доказать этой надутой особе, что дети имеют право отстаивать свою точку зрения, даже если она неверная, и не соглашаться с мнением других, даже если оно аргументированно. Когда ребенок несет чушь (а дети несут ее очень часто; и уверенность в своей упрямой правоте в каком-то смысле является детской профессией), — все равно нужно общаться на равных, без хозяйских ноток в голосе. Учитель и так на возвышении, — стоит ли дополнительно подчеркивать эту разницу?
Уже подходя к редакции, Ритка поняла: она в весьма уязвимой позиции. Что ее дернуло затевать спор на пустом месте? Сидела бы и молчала в тряпочку. В крайнем случае просто «отзеркалила» эту аристократически-отстраненную, с безразличным выражением лица девицу и осталась при своем.
На скрип открываемой двери капитан даже не оглянулся, хотя занимался будничным делом: вносил правку. За одним ухом у него торчал розовый маркер, за вторым — желтый («лишние сущности» выделяет, — поняла Ритка). Ее неприятно кольнуло, что он засуетился, подбирая разлетевшиеся от легкого сквозняка драгоценные «напоминалки». Ей бы выдержать паузу, но она была не в том настроении: — Николай Николаевич. Я к вам с литературы. Можно взять «Словарь синонимов»? — Там Тришин, Александрова и Ефремова. Бери Александрову, — не поднимая головы, сронил Круглов. — Мне нужен словарь синонимов! — Я и говорю: Ефремову не бери! Ритка, обиженная невниманием, чуть не плача, вытянула из бурундучных отсеков светло-рыжий, в пролысинах, словарь под редакцией З. Александровой. — Но он старый! — Зато точный. Раскрыв словарь на первой попавшейся странице, она сразу споткнулась: на полях сплошь и рядом висели карандашные тучки, меж строк торчали какие-то непонятные значки, стрелки и зачем-то цифры. «Прямо периодическая система», — подумала Ритка.
— Моя мечта! — заметив, наконец, как Ритуля разглядывает приписки, воскликнул довольный Круглов и, подводя некую итоговую черту, проскрипел желтым маркером по листу. — Мечтаю собрать новейший словарь синонимов, и чтобы в нем были не только слова, но и синонимические метафоры, и интересные примеры словоупотребления. — Прям мечта? — с иронией отозвалась Ритка. — А как вы отличаете мечту от банального интереса? — Мечта — это нечто возвышенное, что не дает тебе покоя, о чем часто думаешь, что греет и холодит душу, а интерес — приходит быстро, держится недолго, уходит по-английски. Однако в моем случае не такая уж это всепоглощающая мечта. Перед тобой, Рита, моя настольная книга, в ней собрана куча полезного. Я много лет ей пользуюсь и никак не напользуюсь. — А есть там что-нибудь про конгениальность? — без энтузиазма спросила Ритка. — Сейчас глянем. Вот смотри: конгениальный, конгениальная, конгениальное. От латинской приставки con — вместе, и genius — дарование. Если перевести на язык наших осинок и березок — сродный, совпадающий, подходящий — по духу, уму, таланту. Пример — «Эта музыка конгениальна тексту, к которому написана». — Нелогично… — неуверенно подвела черту девочка. — Зато эффектно!
— Николай Николаевич, — грустно сказала Ритка. — Я уцепилась за ошибочное суждение и в этой ошибке стала упорствовать. — По незнанию? — Нет, из принципа. — Вот те на! Какой же принцип тебя, собственно говоря, заставил упорствовать в ошибке? Ритка путано рассказала про конфликт с практиканткой: — Мне очень хотелось высказать ей все, а что «все» — сама не знаю. Обидно: она обращается со мной, как с какой-то ничтожностью. А за словарем я шла — тоже не знаю зачем. Может, с вами поговорить. — Ну, только не хлюпать и не разводить сырость. Если ты огорчилась, значит, сама понимаешь, что сделала что-то не так, а если понимаешь, значит, все исправишь. — Извиниться? Она не поймет. Она зациклена на статусе педагога с большой буквы и всегда на своей назидательной волне. — Даже если и не поймет, — никакой беды. Ты что, извиняешься только под гарантии? Кстати, извиняться можно не только словами. — Ага… точно. Бывает, я поссорюсь с мамой, потом тихо-тихо подбредаю к ней и сажусь рядышком. Или включаю ее любимую песню про сурка. — Вот это конгениальность! — похвалил ее НикНик. Ветер за окном, погуливая по верхушкам деревьев, просачивался в редакцию и гонял вздрагивающие тени по стенке, где висели штурвалы всех мастей. Несколько минут Ритка (со словарем на коленках) и Круглов (с цветными маркерами за ушами) сидели молча. [9]
Время урока безжалостно дотикивало. Кошмарное и мерзкое настроение, с которым Ритка пришла в редакцию, незаметно отпустило ее, напряжение спало. — Спасибо, Николай Николаевич, я попробую! — пообещала Ритуля.
Уверенность в своей упрямой правоте в каком-то смысле является детской профессией
Не долетев до класса, Ритка произвела вынужденную остановку. Недалеко от кабинета, прислонившись лбом к окну, стоял источник ее возмущения — практикантка. Плечи ее вздрагивали, распущенные волосы, освобожденные от заколки, закрывали лицо. Ритконосик застыла. Неужто плачет? Практикантка переменила позу: одной рукой она оперлась о стекло, а другую, с заколкой, опустила вниз. Всхлипывания и шмыганья неровно разносились по коридору. Этот плачущий силуэт у окна невольно запустил в Ритку маленький снарядик сострадания — сердце дрогнуло от сочувствия. Что же могло случиться за то короткое время, пока ее не было в классе? Ой. А вдруг девушка расстроилась из-за ее выходки? Преодолевая неловкость, Ритконосик потянулась к зареванной девушке и тронула руку с заколкой. Спина вздрогнула и распрямилась, шмыганье умолкло. — Вободаев? — коротко спросила Ритка. Практикантка помедлила и кивнула. — Вы, знаете что, не ревите, — Ритка так разволновалась, что сама уже была готова всплакнуть за компанию. — Это не тот фрукт, из-за которого можно реветь. — Ты иди, Носова, — совсем по-детски всхлипнула практикантка. — Все будет хорошо. — А вы? — Я сейчас успокоюсь… и тоже приду-у-у, — по щекам у нее текли слезы, она растирала их рукой и от этого казалась совсем юной. Чуть старше своих подопечных. Ритке стало стыдно. Ей показалось, что она, несмотря на сочувствие и даже проснувшуюся в этот момент симпатию, недостаточно сопереживает плачущей девушке. Но обостренное чувство справедливости и желание помочь взяли верх. — Да кто он вам? Никто! — Не в нем даже дело, Носова. — А в чем? Скажите, и если я могу вам помочь, я обязательно… — У меня ничего не получается. Я не могу… — Ну что вы! — горячо завозражала Ритка. — Это все временные неприятности. Хотите, я доведу до ума доклад про точки? Хотите, я всего «Онегина» выучу наизусть, только не переживайте так, или знаете что, вы поплачьте, и пройдет. У меня тоже так бывает…
Конечно, такой гад, как Вободаев, мог довести до слез любого, но не так же рыдать! — У вас что-то еще случилось, да? — спросила Ритка. Практикантка кивнула в очередной раз и вытерла рукой глаза.
Ритка удивлялась произошедшим в себе переменам. Еще полчаса назад внутри все кипело от одной мысли об этой мымристой девице, а теперь она еле удерживала себя от рева в ее пользу
— Простите меня, я была неправа. Я не понимала… — сопнула носом Рита, чувствуя, как горло обволакивает колючий комок. — Все пройдет… зимой холодной… — еле слышно проговорила практикантка и положила заколку на подоконник. Ритка изо всех сил пыталась вспомнить, как ее зовут. Дарья Андреевна? Анастасия Павловна? Мария Сергеевна?.. За спиной щелкнули большие часы, знаменуя переход стрелок к четверти. Ритка машинально обернулась — 11.45. До конца урока 15 минут. — Все знают — у него проблемы с психикой, — не придумав, какие еще слова подобрать для успокоения, сказала Ритка. — Это у меня проблемы с психикой, — усмехнулась сквозь слезы Дарья-Анастасия-Мария. Ритка переминалась с ноги на ногу и удивлялась произошедшим в себе переменам. Еще полчаса назад внутри у нее все кипело от одной мысли об этой мымристой девице, а теперь она еле-еле удерживала себя от рева в ее пользу. И главное желание сейчас — пойти в класс и оторвать Вободаеву его носатый нос!
Практикантка повернула к ней припухшее лицо. — Слушай, у тебя случайно нет зеркала? У Ритки в портфеле всегда был наготове ее рабочий инструмент, любимый прибор для наблюдения — карманное зеркало с двумя створками и двойным отражательным функционалом — обычным и с увеличением. — Вы только не уходите. Я быстро. — Ритконосик молнией метнулась к классу. Самое главное, чтобы зеркало оказалось на месте. Почему-то это показалось очень важным.
У доски в позе степного орла, с раскинутыми в стороны крыльями-ручищами, сильно подавшись вперед, парил Вободаев
Сказать, что увиденное за порогом шокировало ее, — значит ничего не сказать. Конечно, их класс всегда отличался экстремизмом, но такой стоп-кадр она наблюдала впервые.
В кабинете сильно пахло паленой шерстью. У доски, прямо под записью «А.С. Пушкин. 1799-1837», босиком, вернее, в одних носках и в позе степного орла, с раскинутыми в стороны крыльями-ручищами, сильно подавшись вперед, парил Вободаев. Напротив, у распахнутого окна, так же раскинув руки, легкой ласточкой замерла новенькая. В вытянутой руке она держала ботинок. Было понятно, что при малейшем движении со стороны Вободаева штиблета спилотирует в безоблачное небо. В луже на полу валялись мелкие и крупные осколки разбитого кувшина для полива цветов. Осколки походили на маленькие шлюпки. Рядом, на желтом линолеуме, местами прошитом черными линиями и островками цементного пола, торчала вторая штиблета. Как брошенная шаланда у раскисшего пирса. «Парус» органично заменял сухой лист герани, по всей видимости, сметенный сквозняком с подоконника. Для полного сходства с покинутым судном недоставало только сломанной мачты и забытых неподалеку весел.
Прозрачные ручейки весело струились по Вободаевскому лицу. На кончике носа и подбородке они собирались в увесистые крупные капли и виноградными гроздьями свисали оттуда до тех пор, пока собственная тяжесть не заставляла их оторваться и лететь вниз. «Ну, прям пособие для лабораторки по физике! — чуть не брякнула Ритка, невольно вспомнив работу „Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды”. — Интересно, сколько у него сейчас Ньютонов на метр?» Но прикусила язык, увидев выражение разноцветных глаз Вободаева.
Бодя в мокрой майке, с мокрыми волосами (капли стекали по подбородку, время от времени он утирал их тылом кулака), тяжело дышал и так смотрел на новенькую, будто кроме них двоих в классе никого больше не было. На лице его отпечаталось изумление и (Ритка уловила) что-то вроде восхищения, смешанного с яростью. Ежу было понятно: стоит Вободаеву развернуться в ее сторону — и ботинок в один миг полетит «за борт». — Канарейка, вперед! — прорычал Вободаев. — Каранейка, назад! — остановила его Марина, нечаянно переставив слоги. Но Канарейка все-таки произвел слабо-атакующий жест с намерением взять девочку на абордаж и спасти Бодин лапоть.
Рядом, на желтом линолеуме, местами прошитом черными линиями и островками цементного пола, торчала вторая штиблета. Как брошенная шаланда у раскисшего пирса
Бодя в мокрой майке, с мокрыми волосами (капли стекали по подбородку), тяжело дышал и так смотрел на новенькую, будто кроме них двоих в классе никого больше не было
Тут новенькая, не отводя руку с ботинком от окна, второй легонько и, как показалось Ритке, очень вежливо (синяя ленточка на запястье озорно взметнулась) подтолкнула Канарейку в лоб. Тот с возгласом «Едрен паровоз» поскользнулся на мокром линолеуме и, словно по накатанной, пролетел до второй парты. Сидевшие за ней Кати, похожие на испуганных воробьев, подскочили и прижались к стене рядом с Риткой. — Ну, ты меня достала! — с этими словами Канарейка снова ринулся к окну, но опыт ничему не научил его: через секунду он опять маневрировал, как на ледовом катке, с грохотом рухнул и распластался под доской. Длинные ноги зацепили швабру, которая, падая, треснула Певцова по башке. Мальчишки обидно заржали, а сам нападающий просипел под взвизги девчонок: — Да я тебя сейчас на шурупы разберу! Марина великодушно не обратила на это внимания.
— Чего ты хочешь? — спросил Вободаев. — Подумай, — ответила девочка. — Бодя, она припадочная. Надо психбригаду вызывать. Из распахнутого окна подуло осенней свежестью, воздух стал таким насыщенным — от октябрьского холодка, от орлиной позы Вободаева и звонкой, как струна, напряженности в фигурке Марины. Картина выглядела почти литературно, однако весь пафос сбивали ноги Вободаева. Точнее — его носки не первой свежести, да к тому же дырявые. — Что, неужели зашить не в состоянии? — вдруг спросила новенькая, кивнув на выглядывающий из дырки палец. Многие сразу привстали, чтобы разглядеть, о чем речь. — Для тебя оставил! — А у самого — вся сила в мышцы ушла, мелкая моторика отдыхает? — Это на тебе, припадочная, природа отдохнула, — влепил Канарейка, но подгребать ближе не стал. — Ладно,- угрожающе протянул Вободаев. — Собрание перестает быть томным. Заплыв трусцой по пересеченной местности окончен. За медалями обращайтесь к Кенару, — и, со злостью отшвырнув керамическую розу, двинулся к окну. В тот же момент новенькая одним махом вскочила на стул, затем на учительский стол и ступила на подоконник. Рука с раскачивающимся на шнурке ботинком сместилась на улицу. Класс ахнул. Ритка даже забыла, зачем пришла. Вободаев, бледный, как рама на этом же окне, тоже плохо ориентировался.
— Мамочка родная, девица компотная, — пролепетала Катюха. — Слышь, экстремалка, быстро слазь, или пожалеешь, — выдавил Бодя через минуту. — Меня Мариной зовут, — спокойно ответила новенькая и переступила дальше, туда, где шелестели занесенные ветром листы липы. Нога в аккуратной туфельке с бантом уже на треть свисала наружу. Все оцепенели. Четвертый этаж… (Не зря говорят, в экстремальных ситуациях у человека открывается второе дыхание, силы возрастают во много раз.) — Хорошо, Марина. Сойди, Марина, с окна. — Нет, — коротко ответила новенькая. — Как человека прошу.
Ритка и представить не могла, как вести себя в такой ситуации. Выбежать из класса и позвать на помощь кого-то из взрослых? Но за это время может произойти непоправимое: подоконник скользкий и к тому же старый — может не выдержать. Просить Марину прекратить демарш? Но она очень хорошо понимала состояние, в котором находилась новенькая, — и вперед нельзя, и отступить — ни за что! Вободаев попытался сделать еще шаг — нога Марины начала съезжать с жестяного отлива. Первой завизжала Катя Первая, ее соло поддержали несколько слабонервных девчонок; кто-то из мальчишек дернулся в сторону двери, но его остановили. — Марина, прошу, слезай, — повторил Вободаев мягче. Ему не удалось «сохранить лицо»: оно выдавало, что он струхнул. — Извинись! — сообразила Ритка. — Быстро извинись!
Вободаев, как молодой телок, набычился и метнул на Ритку взгляд, от которого у нее внутри сразу заныла какая-то жилка, отвечающая за жизнь. Но вдруг: — Марина, извини… — выдавил Вободаев. Красная физиономия его, с носатым профилем и колючими глазами, по-прежнему не внушала доверия.
Ударил звонок. Никто не шелохнулся. — Канарейка, твоя очередь! — выкрикнула Ритка. — Пернатый, слышал, чего хочут дамы?- Бодя, не отводя от новенькой взгляда, щелкнул пальцами. — Прошу. — Прощения! — торопила Ритка. — Прощения… — повторил за ней Канарейка тонким голосом. — Марина, у тебя! — суфлерски подсказывала Ритка. — У тебя, Марина… — повторил Канарейка.
Именно в этот момент, разрушая шаткое равновесие «живой фотографии», Мамочка подошел к доске, уткнулся в надпись «А.С. Пушкин. 1799-1837» и на полном серьезе изрек: «А чей это мобильник, я не понял?» Раздался спасительный, с заикательными паузами, невероятный хохот, и все персонажи пришли в движение. Марина перешла на внутренний подоконник, пристроила на угол рамы вободаевский ботинок, как обычно вешают обувь для просушки, и спрыгнула на пол. Красивая и легкая. Одинокая и прекрасная в своей независимости. По классу прокатился вздох облегчения.
Вободаев, как молодой телок, набычился и метнул на Ритку взгляд, от которого у нее внутри сразу заныла какая-то жилка, отвечающая за жизнь
Никого не обходя, она прошла мимо Вободаева. На лицо его невозможно было смотреть: налитое краской, не злобное, не растерянное, а какое-то тугое, оно не выдавало ни одной мысли… Канарейка, засопев, взобрался на окно за вободаевской обувкой. Новенькая взяла сумку, собрала учебники. — Какой следующий урок? — как ни в чем не бывало спросила она Канарейку через плечо. Тот, дрыгая ногой и рукой одновременно, еле дотягиваясь до висящего ботинка, просипел: — Да пошла ты! — и спрыгнул вниз. И пожалел о сказанном. Подкатив со штиблетою к своему предводителю, вместо благодарности он получил от него в челюсть.
Марина подмигнула Канарейке и пошла себе к двери. «Может, у нее тик на нервной почве случился? — подумала Ритка, не веря своим глазам… — Вот так запросто взять — и подмигнуть! Конгениально!»
«Может, у нее тик на нервной почве случился? Вот так запросто взять — и подмигнуть! Конгениально!»
— Ты представь, — возбужденно тарахтела в туалете Катя, обычно разговаривающая тихо. — Только ты вышла, — Вободай, оказывается, новенькой в юбке проделал две дырки. — Как? — охнула Ритуля. — Как-как, сигаретой. В эти дырки продернул шнурки от своих ботинок и связал. — Зачем? — Откуда я знаю? Для прикола. Никто не видел. Запахло паленым. Эта, как ее, Дарья, что ли, Сергеевна, говорит: «Дети, вам не кажется, что пахнет паленым?» Все молчат, принюхиваются. Вободаев говорит: это во дворе, листья жгут. Потом Дарья начинает опрос, вызывает новенькую, та встает… И тут такой грохот, я вообще этот момент не видела, смотрю — новенькая уже стоит как столб, а эта Дарья как кинется на Вободаева: «Что за выходки!» Юбку с ботинками она, представляешь, даже не заметила, заметила только морду Вободаева — и по ней все поняла. Она ему: «Вон из класса!», а он ей — точно как Канарейка новенькой: «Пошла ты!»
«Встань, я тебе сказала, и выйди! Иначе выйду я!» — «Да на здоровье!» Эта Дарья вылетела из класса, как ужаленная, а новенькая как развернется, как залепит Вободаю по харе, как дернет ботинки из своей юбки, прям с мясом выдрала, представляешь, и даже юбку не пожалела. Как откроет окно… Вободаев с окна банку хвать, то есть не банку, а, как его, кувшин, а новенькая в окно, — Катя изобразила бросок, — один его лапоть — бац! и промазала, в раму попала, жалко. Вободай из кувшина воду лить собрался, новенькая — не знаю как, но кувшин этот развернула в его руке, и он прямо на него и вылился весь. Ужас. Я вообще не поняла, что произошло. Остальное ты видела. Они трое припадочные. Да, Канарейка раза три в лоб получил от новенькой. — А ботинки? Почему он босиком был, я не поняла, — спросила Лида Белоус, толстая девочка в очках. — Да говорю ж, он их снял, когда к юбке привязывал. — Привязывал? — Юбку к ботинкам. Ты что, не видела, как она встала, а ботинки за ней? — У них шутки такие идиотские. Теперь Вободаева точно из школы выпрут. Бормашина ему уже делал последнее китайское предупреждение. — В юбке дырки проделал сигаретой. Ну и шутки. — Привязал ботинки. И ждет. Когда ее, новенькую, вызвали и она встала, юбка чуть не сдернулась. Прикинь, если бы юбка слетела, вообще бы ужас был. — Ну а дальше? Говори скорее, скоро звонок. — Ботинки зацепились за стул, стул грохнулся, Дарья как на Вободая бросится! — Катя была возбуждена как никогда и показывала в лицах, как все происходило. — Ты не представляешь, как она ему в лобешник заехала! — подбавила басом Лида Белоус. — Кто, практикантка — Вободаеву? — Да Марина эта. Она как развернется, как заедет промеж глаз! Да, Маш? Ну, скажи!
Для полного сходства с покинутым судном недоставало только сломанной мачты и брошенных неподалеку весел
— Об одном жалею, что Едкий не видел этого цирка, — Маша на целую перемену даже забыла о зеркале и традиционном фейс-контроле. — Слушай, точно. А куда он делся, Данька? — спросила Ритка. — Куда-куда. За докладом побежал. Дома забыл. «Его счастье», — подумала Ритка. — Девчонки, а эта новенькая — она ничего, да? — Ну да. Вободая выбрила и носяру ему утерла.
— Слушайте, а Ритконосик наша тоже герой, она этим отморозкам приказала извиниться. — Что было бы, если бы не Ритка! — охнула Катюха, внезапно оценившая значение Носовой во всей истории. — Был бы труп! Три! Девочки толпой вышли в коридор. Там Катя Вторая уже вводила в курс дела пропустившего шоу Даника. Он внимательно слушал ее сбивчивый рассказ, и было видно, что уже не в первый круг расспрашивал о подробностях. — Что, прям кувшин разбила? — Вободай разбил. — Как это извинился? — Не знаю. Рита приказала, он извинился. — Кто испугался? — Все испугались! — Как встал? — Она приказала, он встал. — Она что, гипнотизер? На лестнице Даня догнал Риту. — Носова, ну почему как меня нет, так у вас там обязательно черт-те что происходит? — Жалеешь, что без тебя? — Да чего тут жалеть-то… — раздраженно бросил Даня. — Вот скажи, ты бы тоже как баран стоял и не вступился за нее? Она же наша, из «Полундры»! — И с чего это я должен бараном стоять? Ритка осеклась. В самом деле, чего она окрысилась на Даньку? Он же точно ни в чем не виноват. А подозревать человека в трусости — последнее дело. Вдруг ее осенило: она же так и не принесла зеркальце практикантке!
Резерв иллюстраций
Эх, Вободаев, Вободаев!
Нога в аккуратной туфельке с бантом уже на треть свисала наружу. Все оцепенели. Четвертый этаж…
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Было очень интересно прочесть эту главу! А то моя любимая Маринка куда-то запропастилась… =)
2. Самое удачное место
Момент, когда Ритка утешает практикантку, и, конечно, вся сцена в классе с Вободаевым и Мариной!
3. Самое неудачное место
Нет
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
В этой главе получилось буквально все! И диалоги, и внутренние монологи, и сюжет, характеры, образы. А главное, все написанное вызывает эмоциональный отклик.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Неужели Вободаев влюбился в Марину?!
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Вободаев великолепен =)
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
Мало. На одном дыхании прочла
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Маргарита Амосова#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Глава состоялась. Очень занимательный сюжет с отличным развитием.
да, безумно понравилась!
2. Самое удачное место
Когда Марина стоит на подоконнике и одна нога уже практически соскальзнула с него. Это очень напяжённый момент.
3. Самое неудачное место
мне не понравилось момент, когда Ритка сидит у НикНика. Не интересный.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Описание действия, ход событий…
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Как же случилось, что практикантка плачет?
6. Ваш ответ на него
её довел этот класс.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Учится писать задорно, инртигующи и держать читателя в напряжении, заинтересовать его.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
удачно подобран Бодя.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
История не очень. Мне лично хотелосьбы прочитать проинтересные случаи при создании иллюстраций или придумывания сюжета.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
15-20 минут
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
меня увлекают отношения между учениками; способы ритки решения сложных задач или выхождения из "тупиковых" ситуаций.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
прошколу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху;
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Ксения Седых#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Эта одна из тех глав, которые понравились мне больше всего. Завязка, развитие, кульминация и развязка все есть! История школьной жизни, обычных ребят с обычными переживаниями, но с необычной ситуацией, "форс-мажорными" обстоятельствами.
2. Самое удачное место
Начало стоило прочитать лишь его, и сразу захотелось узнать, что же будет дальше! Душа вопила. что согласна с мнением авторов. И вправду, знали бы бедные классики, сколько современные чтецы над ними мучаются, никогда бы не выпустили таких огромных томов! Девушкам и юношам в нашем мире на данный момент нравится читать о себе, а не о людях, живших 300 лет назад.
3. Самое неудачное место
"…носатый нос!" поразило. То же самое что "масло масляное", хотя это только мое мнение. А все остальное на ура!
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Все получилось просто замечательно. И спор Риты с практиканткой, и разговор с НикНиком. . все!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Единственный вопрос. ответ на который жаждешь узнать так это "Чем же все кончится?"
6. Ваш ответ на него
Все в шоке от выходки Вободаева и от поступка Новенькой.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Иллюстрации хорошие, в тему, но у молодого человека довольно однообразное лицо на всех фотографиях.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Мне кажется, что в истории надо было бы написать о самом создании: как выбрали для фотографий именно этого мальчика, как она создавалась, какие были нюансы и переделки… Мне вот интересно.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
10 минут.
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
Конечно-же школьная жизнь одна из самых увлекательных тем. Школа не стоит на месте, как вода в пруду ее волны несут учеников все дальше и дальше, не желая опускать паруса.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
про школу и уроки.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Мне понравилась эта глва.
2. Самое удачное место
Все удачными получились.
3. Самое неудачное место
нет
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Как мне кажется характеры.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
6. Ваш ответ на него
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Иллюстрации потрясающие.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
нет.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
20 минут
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
Кровь и пламя.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Да, глава хорошая и интересная! Ритка и Марина показывают себя по полной, особенно Марина! о отлично!
2. Самое удачное место
Наверное тут их несколько, когда Ритка спорит с практиканткой, потом когда разговаривает с ней, и затем самая великолепная сцена с конфликтом!
3. Самое неудачное место
Мне, в принципе, понравилось всё…и как-то выделить что-то такое неудачное я не могу!
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Лучше всего получились события, раскрытие чувств героев, их характеры. В этой главе герои показывают себя, как я уже говорила, они здесь как открытая книга и это привлекает!
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Когда проявляется творческая сторона, оригинальность и индивидуальность Марины в этой главе?
6. Ваш ответ на него
Я думаю, не каждый бы смог в такой ситуации предпринимать какие-то действия, скорее бы девочка расплакалась или бы ударила парня, но нет, Маринка не расплакалась и на ударе не остановилась, она ещё умудрилась выпросить прощение, хоть и не без помощи Ритки, при это рискуя своей жизнью, но показывая свой творческий подход к этой ситуации! Она смела, яркая и потрясающая!
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Неожиданный поворот событий отличный способ заинтересовать читателей!
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Иллюстрации забавные, но немного однообразные, мне кажется можно было показать Ритулю, ситуацию с юбкой и т. д.По-моему, так они бы были разнообразнее!
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да, к сожалению она очень маленькая и скучная, это просто информация об иллюстрациях! Наверное, стоило бы рассказать о том как возникла идея таких поворотов этой истории, ведь вся глава не описывала один момент, а постоянно что-то резко менялось, что-то резко происходило! Советую авторам дописать!
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
около 40 минут…может меньше
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
Приключения в кафе и про Даню и Марину….)
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
Конечно же про Ритку! и про Даню и Марину! Они же такие потрясающие, такие интересные и необычные герои!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Рядом, на желтом линолеуме, местами прошитом черными линиями и островками цементного пола, торчала вторая штиблета. Как брошенная шаланда у раскисшего пирса.
Если честно, Нина Викторовна, я на этом голову сломала, прошерстив частотность того и другого варианта в поисковиках и словарях. Если наречие — то что? Признак действия (аргументироваННо что делали?). Если причастие от прилагательного, вернее наоборот, — то что? Два НН. А если причастие в краткой форме — то что? Одно Н.
Наконец остановилась на ответе Справки из святая святых Грамота. ру — «Во всех случаях верно только двойное НН». Но потом переиначила. Ибо некий Гарий Гликин (Проза. ру) развенчал этот ответ Справки в пух и прах (а за грамотностью Грамоты он следит постоянно!), за что его на данный момент отлучили от главного справочно-информационного портала русского языка РАН.
При этом вопрос и ответ «с аргументацией» справщики спешно удалили…
Прозрачные ручейки весело струились по Бодиному лицу. На кончике носа и подбородке они собирались в увесистые крупные капли и виноградными гроздьями свисали оттуда до тех пор, пока собственная тяжесть не заставляла их оторваться и лететь вниз. «Ну, прям, пособие для лабораторки по физике!» — чуть не брякнула Ритка, невольно вспомнив работу “Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды».- Интересно, сколько у него сейчас Ньютонов на метр?» Но прикусила язык, увидев выражение разноцветных глаз Вободаева.
А дальше по тексту главы: Вободаев в мокрой майке, с мокрыми волосами (время от времени он утирал капли тылом кулака), тяжело дышал…
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 29)
В новом синопсисе написано, что Данута Станиславовна учитель математики, а Елена Павловна учитель литературы. Подразумевается, что практикантка заменяла любого учителя, не обязательно по своему предмету? Или синопсис обманывает? Из учителей запомнилась только Титаник, поэтому, возможно, я путаюсь.
И Левашов наверно из 10 класса, так же как и Рита (он упоминается во втором параграфе), а не в 7 или 8.
Читательская анкета. Глава 29. К вопросу о конгениальности
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Никак не могла не состояться! Вот это новенькая! Морская взбаламутила школьное море. Сначала почему-то отбросило в прошлое, ведь в первых главах (или в первой десятке глав) был похожий фрагмент: Рита «складывает» пазл, эти точки в Пушкине, практикантка по литературе. На самом деле это новый день, четверг. Довольно провакационное начало — этот вопрос и правда волнует многих — учителей и учеников в первую очередь. Согласна с авторами: по словам моих родителей, некоторые произведения классики и правда не для детских умов, и их понимание приходит лишь с возрастом. А подобные сюжеты будут смешными и интересными и для нас (тех, которые по-младше) тоже.
2. Самое удачное место
«Учитель и так на возвышении, — стоит ли дополнительно подчеркивать эту разницу?» и все, что связано с Ритиными внутренними противоречиями и нестыковками. «… уверенность в своей упрямой правоте в каком-то смысле является детской профессией». Вся глава построена ни истине. Это и правда прослеживается в наши дни, и каждый ребенок и подросток таит в себе это качество. И я не исключение. Надеюсь, с возрастом это пройдет. Самое главное — уметь признавать свои ошибки. Что и сделала Ритка, а НикНик ей помог разобраться.
3. Самое неудачное место
Не приходит в голову.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Соединить полезное с приятно, доступно написанным, смешное и волнующее в сюжете, трепетное и сильное в героях.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Словарь НикНика. Он еще пригодится?
6. Ваш ответ на него
Наверняка.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Глава — как вывод, ответ на поставленный вопрос в начале. Приведен отменный пример сюжета. В этом и состоит урок для пишущего человека — ответив на вопрос, приведи хороший, наглядный пример, такой, чтобы он остался в памяти самым самым.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Нарисовать «кадры». Так, как было на самом деле: класс, много детей, Марина на подоконнике (обязательно!:)
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
В два дня. Прерывалась.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 29)
Предложение простое, но с двумя независимыми по смыслу частями, которые можно было бы дать через точку. Формально предложения с несколькими сказуемыми при одном подлежащем могут рассматриваться как сложные (как сообщения о нескольких ситуациях — одновременных или следующих друг за другом), и запятая здесь уместна.
Никита слушал внимательно, и в конце недели принес распечатанный «Сверстник» (Анна Викторовна Шеронова)
Тетрадей проверяю я много, и могу это делать в любой обстановке (Нина Викторовна Богданова)
Приведите Синопсис в чувства, и не думайте, что кто-то идет следом и исправляет ваши бяки (Татьяна Борисовна Михайлова)