Настоящая команда проявляет бдительность даже в отсутствие капитана
История создания этой главы и пожелания к доработчикам
Эта глава имеет долгую историю. Первоначально ею занималась команда газеты «Юность» (#798) из поселка Эдучанка Иркутской области. По их замыслу, сразу после заседания редакции Ритка должна была попасть в кафе и подслушать разговор Медиума с Бегущей строкой, сидя под столом в библиотеке. Уже все сроки кончились, а до раздела «Ритка в кафе» руки у авторов так и не дошли (жаль).
Когда создалась бригада «Вторая волна», все по очереди писали, писали, писали и никак не могли дописать, допридумать этот текст (можно сравнить с исходником). Это была такая мука! Но она, слава Богу, кончилась. Читайте, говорите, критикуйте.
Звонок с последнего урока еще не умолк, и пока вся школа, торопясь, складывала портфели и сумки, двигала стульями, стирала с доски, Вовка и Никита уже отправились за водой для чаепития, которое случалось в редакции всякий раз, когда там оказывалось больше одного человека. Мимо неровным строем повели на обед малышей из продленки. Вовка проводил их внимательным взглядом.
— Про «сталкеров» и гипотезёров, мы, конечно, мощно придумали, только вот им, которые сейчас в столовке тарелками гремят, показал он носом вниз, туда, где, по его расчетам, помещалась столовая, это как зайцу пропеллер.
— Так что ж нам теперь, на «мелочь» ориентироваться?
— Но со счетов их сбрасывать нельзя! неровная струйка лениво заполняла чайник. Вовка сделал вид, что сосредоточенно следит за ней. Он не хотел показать Малевичу, что почти обиделся. Повисла пауза.
— И что ты предлагаешь? прервал молчание Никита. Он знал Старостина как облупленного: Вован незлопамятный, но обидчивый. Хватит симулировать глухоту и недоразвитость! Говори, когда тебя спрашивают. Что замыслил?
— Ну, пояснения какие-нибудь, страничку малышовую. Или лучше детскую энциклопедию эпохи! тоном «так и быть» ответил Вова. Написанную простым детским языком, без заумностей.
— Не, энциклопедия это тухло. Сразу представляю что-то толстое и пыльное.
— Тогда словарь.
— Только не это!
— Ладно. Азбуку. С картинками. Устроит?
— А что? Азбука это идея! подтолкнул Никита приятеля и закрутил кран. Слов мало, картинок много. Меня устраивает.
Тем временем Даник, сидя в редакторском кресле, наблюдал за объектом своего волнения. Ему было ясно одно: новенькая являла собой беспрекословное (безусловное, абсолютное) совершенство, а он в ее представлении был низким клоуном, и даже вчерашний случай ничего не изменил. Сегодня она в упор его не замечала.
Едкий внимательно следил за перемещениями совершенства по редакции и пытался выдернуть из своей души занозу.
Образ Вободаева в майке никак не отступал. [2]
На последнем уроке новенькая получила какую-то записку, и Данику показалось, что она, повернувшись к Боде, сронила едва слышно: «Потом».
Что значит потом? Все произошедшее будет иметь продолжение?
«Стокгольмский синдром», кажется, так это называется. Когда жертва томится по своему палачу. Злость на самого себя ударила в голову.
Погрузившись в невеселые мысли, Даня не сразу увидел Вовку и Никиту, которые возвратились в редакцию. Маля что-то жарко доказывал другу, расплескивая воду из чайника и разве только не размахивая им над головой:
— Если тебе придется выбирать между правдой и другом, кого ты выберешь? кипятился Никита.
— Друга! Вовик и на самом деле так считал.
— А я тебе правду говорю, потому что ты мой друг! Нет, ты вот о чем подумай, Никита потихоньку оттеснял Володьку все ближе и ближе к редакторскому столу. Генерировать умные мысли Старостин умел. Но чтобы вот так объявить свою придумку и заставить работать на его соображения всю редакцию, тут он робел. Так и не дождавшись действий от «собрата по перу», Маля взял инициативу в свои руки.
Даник, взяв ручку, пригладил ею «усы». У реального Круглова сегодня среда был методический день.
Вездесущий Ритконосик тоже поспешила вставить словечко
— Николай Николаевич! Послушайте, что Вовка для Спецвыпуска изобрел, он развернулся к Кругловскому столу, надеясь увидеть на законном месте Капитана
Вон Марина весело поглядывает на него. Похоже, не такой уж он и низкий клоун
Тем более что отсюда, с «капитанского мостика», вся редакция как на ладони
— Николай Николаевич! Послушайте, что Вовка для Спецвыпуска изобрел, он развернулся к кругловскому столу, надеясь увидеть на законном месте Капитана.
— Сегодня я за него! Даник вальяжно откинулся в кресле, сложил руки на груди. Докладывайте. Я весь внимание.
Никита, приняв игру, ухватил Вову за локоть и вписал его, как заглавную букву, вперед, перед «начальством»…
— Вованина идея (он еле выговорил «вованинаидея») азбука Петровской эпохи! Он хочет, чтобы всем понятно было, о чем звук. Даже первоклашкам!
— Ты сам-то с какого класса историю изучаешь? все обернулись к дверям.
Там стоял Вадим. Он прошел к столу Главного Редактора и за руку (все-таки одиннадцатиклассник) поздоровался с Даником «в образе». Едкий, не обделенный артистическим талантом, очень похоже изображал НикНика, чем причинял всем полундрикам сугубое удовольствие.
— Мелкие тоже люди! Интересно им, думаешь, твои «умности» жевать, если они в Петре Первом как наш Белокопытов в иероглифах? держал оборону, защищая идею друга, Никита.
— Захотят узнать узнают! Мало, что ли, книг написано. Я в 1-м классе про Петра уже много знал, Вадиму нравилось поучать молодежь. Не потому что редкий старшеклассник упустит такую возможность, а потому что по сути своей, по склонности душевной и темпераменту Вадик относился к резонерам людям, любящим высказывать вслух свои суждения.
— Ну да, я забыл: тебе же вместо погремушек учебник истории подарили! рассердился Вовка и стал похож на взъерошенного воробья.
— Да не дуйся ты. Давай, выкладывай свои находки, хлопнул юнгу по плечу бывалый матрос «Полундры».
Даник, взяв ручку, пригладил ею «усы». У реального Круглова сегодня среда был методический день. Обычно он все равно приходил на работу, и Данька даже застал его на пороге. Тот, убегая, передал ему ключ и сказал: «Ты за главного, я по делам…»
Даня продолжал разыгрывать доверенную роль. Он с удовольствием отметил, что теперь Марина повеселела (от его шутки). И даже поглядывала в его сторону.
И в кресле, и в роли Капитана Едкий чувствовал себя вполне уверенно. Тем более что отсюда, с «капитанского мостика», вся редакция как на ладони. [3]
Вон Марина весело поглядывает на него. Похоже, не такой уж он и низкий клоун.
Притворившись, что глубоко озабочен персонажами разговора, он выжал паузу и, демонстрируя искусство управления мизансценой, дал пацанам отмашку:
— Повествуйте.
— Что случилось? вдруг услышал он сбоку Машкин шепот.
— Ничего, ответил спокойный голос Марины.
— Как «ничего»? Почему?
— Да ни почему.
— Расскажи!
— Нечего рассказывать.
Даник опять почувствовал занозу. С ней что-то происходит, а он не имеет к этому отношения. Его теперешняя ревность была не похожа на ту, которую он чувствовал к отцу. Это было нечто другое более острое и сильное, напоминающее выдергивание здорового зуба.
— Да поставь ты этот чайник! досадуя на себя и на свои новые ощущения, шикнул Данька на Малевича. Тот, увлекшись «продвижением азбуки в массы», не успел расстаться со своей ношей. Теперь чайник был водружен на законное место, и все в редакции как-то незаметно начали подтягиваться к нему, ворчащему эпицентру любого заседания. Ни одно, даже самое серьезное обсуждение, не обходилось в «Полундре» без громко прихлебывающих, аккуратно отпивающих и осторожно дующих на кипяток граждан. Вовка всегда громко грыз сахар, Маша, словно кустодиевская купчиха, потягивала чай из блюдца, позируя своему отражению на стальной поверхности, а Вадик, вечно не выспавшийся из-за многочисленных занятий и курсов, пил только кофе, распространяя волшебный аромат по всему этажу.
— По местам стоять! В смысле, все сели! Вещай, старик! ВрИО НикНика (временно исполняющий обязанности) дал отмашку Вовке.
Зазвонил Машкин телефон, и она кинулась в коридор.
Даник постучал ручкой по карандашнице.
— Значит, так, начал Вова, пригладив свой ежик. Я тут думал-думал и понял: энциклопедия, словарь это как-то тухло, а вот азбука эпохи очень даже…
— Вкусно, подкинул Никита.
— Яркие картинки, слов поменьше. В общем, как Вадя наш агитирует, без лишних сущностей. Это у нас будет фоторобот в кавычках.
— Главное: тексту мало, а страниц много, закончил мысль Никита.
— А может, зарифмовать? предложил забежавший «поздороваться» Севка...
«Сейчас Едкий изречет что-то вроде «Пусть поэтесса напишет», подумала Ритуля, но ошиблась. Он, хоть и взглянул на Марину, но промолчал.
Зато новенькая отозвалась сама:
— Если хотите, я могу попробовать!
И улыбнулась. Ему? Но улыбка была мимолетной, не похожей на вчерашнюю.
Он готов был на что угодно, лишь бы повторить момент, когда синяя ленточка взметнулась в воздухе и инопланетный голос Марины окликнул его: «Даня, спасибо». От этой мысли все внутри накрыло острой волной. Но Бодина записка все не шла у него из головы, и он принялся сочинять воображаемую историю этой переписки (хотя какой «переписки» новенькая не посылала никакого ответа. Да, она обронила «Потом», но неизвестно может, это было сказано вовсе не Боде: с какого такого перепугу, спрашивается, она ему будет что-то говорить, после его выходки?); Даника просто раздирало желание узнать, кому же было адресовано это «Потом» и было ли оно вообще.
И вдруг он почувствовал такую необъяснимую тоску, которая еще немного и разольется по всей редакции, поглотив его вместе со всей веселостью. С этим надо что-то делать. Если так будет продолжаться, то от Едкого Даника скоро останутся только его едкие рожки.
— А если книжку-малышку? Вкладыш такой! Складываешь, разрезаешь, сшиваешь, Вовка поколдовал над листочками с объяснительными, которые сдавали в редакцию учителя, и красота! Вот она, наглядность!
— Азбука, я так понимаю, по алфавиту должна быть? спросил «Николай Николаевич», выдергивая себя из истории с запиской.
— Ты совсем не в теме? Не спорил бы со старшими, а знал, что Петр I издал указ бороды брить, и налог ввел за их ношение, Вадим явно обрадовался возможности хоть немного отыграться за поражение перед мелкотой в «первом раунде».
Обычно он все равно приходил на работу, и Данька даже застал его на пороге. Тот, убегая, передал ему ключ и сказал: «Ты за главного, я по делам…»
— Ой, «Николай Николаевич», вы только представьте, сколько вам денег пришлось бы заплатить за ношение усов!
Маля сделал вид, что не заметил подковырки:
— Знаю. Нам в шестом классе рассказывали. И в седьмом.
— И еще расскажут, заверил его Даня и «причесал усы».
Катюшки застрекотали:
— Ой, «Николай Николаевич», вы только представьте, сколько вам денег пришлось бы заплатить за ношение усов!
— Ничего бы я не платил, изобразил закручивание уса Даник. Время от времени его взгляд пробегал к инопланетянке и тут же, будто его отбрасывало мощной пружиной, отлетал обратно. Откуда она вообще взялась на его голову?
— Усы были разрешены даже в армии, дал справку Вадик. Петр и сам был с усами. Это бороды запрещались. Правда, представителям духовного сословия было разрешено ношение бороды без пошлин. Сам Петр лично даровал привилегию «выращивать растительность» на лице бесплатно только двум людям в Российской империи: московскому губернатору Тихону Стрешневу по причине хорошего к нему отношения, и боярину Михаилу Черкасскому из уважения к его преклонным годам, то ли наслаждаясь, то ли возмущаясь полным отсутствием информации в головах молодняка, сообщил Вадик.
— Ставлю тебе звездочку! похвалил его Даня.
Девчонки захихикали.
— Как у вас все гладко получается, продолжил старпом свою рецензию. Вы думаете, на все 33 буквы алфавита найдутся реформы? Возьмем хотя бы букву «Ч», и что тут можно придумать?
Гордый похвалой, Вовчик снова «полюбил» старпома. А тот не преминул воспользоваться случаем и блеснуть эрудицией. Зря, что ли, он ходит к репетитору по истории?
— До Петра счет часов совпадал с природными ритмами. Даже циферблат делился не на 12 частей, а на 17.
— Почему это? Как это? почти хором спросили Кати-неразлучницы.
— Потому что светлое и темное время суток не имеет постоянной продолжительности: день длится от 7 часов зимой до 17 летом, а ночь
наоборот, и Вадим с удовольствием пустился в долгие разъяснения.
Даник обернулся. Она наклонила голову, и волосы упали ей на лицо: и вправду, стихи сочиняет! Он мотнул головой, будто вытряхивая из себя вопросы.
— А я, между прочим, не просто так тут сижу у меня тоже кое-какие идеи нарисовались, громким голосом объявила о себе Маня и постучала кулачком по своей заветной папке.
— Манюня, ты хоть поняла, что Вован замутил?
— Азбуку реформ.
— Правда, она у нас пока в проекте, но идея опупенная! развернулся к ней Никита, который справедливо полагал, что сегодня сделал для друга и его проекта все, что мог. Это будут 33 страницы на все буквы алфавита. И статьи мы напишем по-простому, детским языком. Главное, эти реформы найти. Я в них ни бум-бум. Поэтому надо делиться. Кто-то пусть про реформы нароет, а кто-то идеи будет выдвигать. Или задвигать.
— Азбуку? Ну, тогда я тут самая нужная. Потому что азбуки без картинок не бывает. Это каждому Буратино известно, Машка пересела на диван и скинула папку на столик. В отличие от вчерашнего дня, она была в приподнятом настроении и пропустила ненавистную «Манюню» мимо ушей. Еще бы! Сам Генка Каравельников только что звонил и пригласил ее в кино.
— Картинки тоже должны быть поприкольней, выдвинул очередную «идею» Никита.
— Мы с Катюхами помозговали вчера немного, я эскизы принесла. Вот, полюбуйтесь: тут вам и Петр, и бородатые бояре, и босые; на всякий случай еще Клио нарисовала, выкладывая рисунки из папки, поясняла Маша. — Может, к азбуке сгодятся.
— Как это босые бояре? встрепенулся Вовка. Петр их не только побрил, но еще и разул?
— Да нет же! Просто обритые по указу государя вельможи говорили, что лица у них стали босые, засмеялась Маша.
— Книжку-малышку нам сварганишь? Вовик нырнул под стол, куда свалился экспериментальный макет из объяснительных.
— Так, что ли? спросила Маша, быстро вырезав ножницами нужный формат листа на манер Вовкиного талмудика.
— Как у вас все гладко получается, продолжил старпом свою рецензию. Вы думаете, на все 33 буквы алфавита найдутся реформы?
Вездесущий Ритконосик тоже поспешила вставить словечко:
— Я порылась в Интернете и нашла кучу интересных фактов. Что-нибудь для азбуки вполне можно использовать. Например, на букву «С» у Петра были две любимые собаки: данцигский булленбейцзер Тиран и левретка Лизетта.
— Тиран и Лизетта должны быть на букву «Т» и «Л», а не «С», потянулся к пакету за очередной сушкой Вадик. И какое отношение к реформам имеют собаки? Мы, по-моему, делаем азбуку реформ, а не всего что попало.
Ритка пропустила замечание мимо ушей.
— Левретка даже человека спасла! Их чучела выставлены в Зоологическом музее в Петербурге вместе с чучелом любимого царского коня.
— Ха! В «Кунсткамере» скелет петровского гвардейца выставлен! Самого высокого! засидевшийся Данька вышел из роли и вытянул руки вверх, пытаясь достать до макушки воображаемого великана. На «С» скелет надо! он вылез из кресла и отправился за чашкой.
— Сам ты скелет! отмахнулась Ритка. И скелетом останешься.
— Гвардейца лучше на «Г» «Гвардия», примирительно вставила Катя Первая.
— И «Кунсткамеру» надо обязательно на «К», добавила Вторая.
Воспользовавшись тем, что место у капитанского компьютера освободилось, Вовка рухнул в редакторское кресло. Ему не терпелось заняться воплощением своей идеи. [3]
Часы
До Петра счет часов совпадал с природными ритмами. Даже циферблат делился не на 12 частей, а на 17. Потому что светлое и темное время суток не имеет постоянной продолжительности: день длится от 7 часов зимой до 17 летом, а ночь наоборот.
— К вам можно? бумаги на столе Круглова зашуршали, как волны по гальке. Приветливо улыбаясь, в редакцию вплыла Пароходова.
— Вижу-вижу, работа кипит! прогудела она зычным голосом.
Никита, который приближение завуча не просто чувствовал предвидел, мгновенно вскочил со своего места и встал за надежной спиной Вадика.
Вера Кирилловна недолюбливала Малю с тех самых пор, как в пятом классе он по недомыслию взорвал в туалете петарду. Кто же знал, что от этой ерунды будет столько дыма и грохота? Никита никогда до этого не слыл экстремистом, и история со взрывом нечаянный, как сказала мама, фильдипопель судьбы. Но именно из-за него отношения с Титаником испортились, и, наверное, навсегда.
Чем отличалась команда «Полундры» это хорошей реакцией. Малю надо было выручать. К тому же никто в «Полундре» не был уверен в том, что Пароходовой понравится их самодеятельность. Еще прицепится: «Почему вы здесь одни? Где ваш руководитель? Не пора ли вам домой?» Короче говоря, пребывание Веры Кирилловны в редакции надо было сделать максимально насыщенным. Чтобы про ненужные вопросы она и не вспомнила.
Вадим подмигнул Дане. Кати понимающе переглянулись. Маша, накручивая локон на палец, мысленно выбирала стратегию первого удара. Взгляд Ритули запрыгал по кабинету в поисках того, на что можно переключить внимание Веры Кирилловны.
Только Вовка, по уши погруженный в свою идею и потому мало что вокруг себя замечающий, продолжал сражаться с клавиатурой.
Никита, лишь бы не навеять воспоминания про свое «пиротехническое» прошлое, пробормотал: «Пойду, водичечки свеженькой налью» и ретировался из редакции, прихватив наполненный до краев только что закипевший чайник.
На заседании не было только Лехи
— Верочка Кирилловна, дипломатично вклеилась Маша, знаете, что мы тут делаем? Мы во Всероссийский проект записались. Делаем выпуск про 300-летие шрифта.
— Вот посмотрите, что уже придумали, перехватил внимание Пароходовой Вадим и подвел ее к Многоуважаемому стенду. Это с прошлого заседания идеи, наброски, рисунки девчонок, —
и широкими плечами загородил стол Круглова от очей завуча.
Вера Кирилловна неожиданно заинтересовалась и стала внимательно рассматривать записочки. Читала она долго, может, оттого что забыла в учительской очки.
— Знаете, я, когда в школе училась, тоже в редколлегии была, оглянулась она на ребят. У меня ведь каллиграфический почерк. Когда-то это очень ценилось. Мы все-все от руки делали: и заметки, и рисунки. А где…
Вадим опять выдвинулся на первый план.
— Сейчас время другое, он деликатно взял Титаника под руку и повел в другую сторону, к Вовику, который, войдя в раж, выдавал очередное «стакатто». Вы же понимаете, без техники никуда.
— Ну да, ну да, конечно, рассеянно кивала Пароходова. Она уже успела зацепить хозяйским глазом и приготовления к чаепитию, и разложенные на парте рисунки, и куртки, брошенные на стульях. И снова нацелилась на кругловское место. Теперь огонь на себя вызвал Даник. Он с грохотом подтащил стул к Бурундуку, с не меньшим шумом скинул ботинки («Опять без сменки», зарегистрировала Титаник), вскарабкался и стал шуровать на верхней полке, то и дело скидывая сверху забытые пакеты с физкультурной формой, потрепанные пеналы и тугие рулоны старых плакатов.
— Сейчас… сейчас… Где же они? копался он так долго, что Пароходовой надоела эта сцена, и она опять стала разворачиваться в нежелательную сторону. И опять попала в лапы Дубровского.
—По местам стоять! В смысле, все сели! Вещай, старик! ВрИО НикНика (временно исполняющий обязанности) дал отмашку Вовке
— Взгляните, Вера Кирилловна. Вот он макет «Полундры». Шапка, колонтитулы, стили. Только заполнить! Вовчик, изобрази! старпом так тряхнул креслом, что Володькины пальцы в момент выдали лихое «аллегро», а сам виртуоз чуть не втюхался носом в стол.
Он ловко менял стили текста, заполняя ровненькие колонки, уменьшал или увеличивал масштаб, двигал и переворачивал картинки. Биологичка ахала.
Верочка Кирилловна накануне записалась на курсы начинающих пользователей, и то, как Вовик управлялся с фигурами, привело ее в искренний восторг. Она почувствовала «конкурентное преимущество» человека, умеющего работать с техникой.
— А представляете, как раньше книги переписывали, да еще и заглавные буквы разукрашивали. Теперь каждый может раз! и все сам сделать, подтянулась к ним Ритка. Ее план был многоходовым. Даже способности не нужны, добавила она, невинно стрельнув глазами куда-то в стену. По выражению, которое тут же приобрело Машкино лицо, все поняли: «выстрел» достиг цели. «Ну, сейчас начнется!» подумал Вадим.
По Машке пошли пятна, по нему тоже.
— Значит, сильно сдерживая себя, даже не повернулась к обидчице Маша, по-твоему, вы и без меня справитесь?
— Не-ет! в один голос закричали полундровцы, зная, что произойдет, если она выпустит эмоции на свободу. Кроме того, все в команде и в самом деле считали, что творческого человека никакой компьютер не заменит. Тем более Маню. Ритка зашла за спину Титаника и постучала кулачком по голове. Мол, я для дела. Бывают случаи, когда конфликт лучший способ переключения внимания с главного объекта.
— Верочка Кирилловна, вздохнула Машка, послав Ритке убийственный взгляд, человек с каллиграфическим почерком такая редкость! (Тут непробиваемая Пароходова затеребила, как девчонка, свой красно-белый платочек). Такие люди объединяются в международный Союз каллиграфов. Я на выставке этого Союза недавно была супер! Вы не представляете, какую красоту можно сделать пером и тушью. Целые картины из букв! Маша победно оглядела ребят.
— Я когда-то для альманаха буквицы вырисовывала! похвасталась Вера Кирилловна. Всем нравилось!
— Может, вы и нам нарисуете?
— Здорово было бы! Для нашей азбуки просто находка! с облегчением поддержал их Вадик и сделал Данику знак «пора закругляться».
— Я предлагаю взять Веру Кирилловну в команду, Марья-краса подступила к Пароходовой как маленький уверенный буксир к огромному, турбулентному потоку, объединяем нашу энергию сторонников рисованных букв. Слушайте! Между прочим, весь выпуск можно от руки сделать!
— И верстать не надо, и правку не вносить. Ставлю тебе звездочку, похвалил идею Данька.
— Вера Кирилловна, соглашайтесь!
— Договорились! Вот сдам все отчеты и займусь!
— Хорошо. Мы вас отсканируем! подвел итог Вадим.
На слове «отчеты» Вера Кирилловна соединила ладони домиком.
Между тем, Маша с Вовиком уже кое-что приготовили.
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Хорошая глава! Очень понравилась!
2. Самое удачное место
— Что случилось? — вдруг услышал он сбоку Машкин шепот. — Ничего, — ответил спокойный голос Марины. — Как «ничего»? Почему? — Да ни почему. — Расскажи! — Нечего рассказывать. Даник опять почувствовал занозу. С ней что-то происходит, а он не имеет к этому отношения. Его теперешняя ревность была не похожа на ту, которую он чувствовал к отцу. Это было нечто другое — более острое и сильное, напоминающее выдергивание здорового зуба.
3. Самое неудачное место
Ой, тут таких не было!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстрации просто прекрасные, но их мало
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Получится ли у ребят азбука?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Нетс
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава замечательная, написана очень интересно, есть вставки исторических моментов.
2. Самое удачное место
Придумывание азбуки.
3. Самое неудачное место
Таких нет
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстраций, как всегда
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
У ребят все-таки получится сделать азбуку или нет?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да, написаны все трудности работы, автор большой молодец!
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Риту, она очень интересный персонаж
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
По идее история скучный предмет. но здесь все так живенько описано.
2. Самое удачное место
Вот где мне было бы интересно побывать, так это там, где они придумывали азбуку.
3. Самое неудачное место
Нет таких. Удачная глава.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстраций. То текст не очень, а иллюстрации просто вау, то наоборот. Эх…
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Получится ли у ребят азбука?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
ага.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про кафе давно не слышно.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Вдохновляюсь
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась. Интересно описано поведение героев.
2. Самое удачное место
Конец главы как ребята вышли из сложной ситуации
3. Самое неудачное место
нет такого
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
нет такого
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
как будут развиваться события дальше?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
да, история описана очень правдиво
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
развитие дальнейших событий
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
коллективная работа
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
люблю историю, и главы с историческими фрагментами
2. Самое удачное место
придумывание азбуки
3. Самое неудачное место
таких нет
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
сделают они азбуку или нет?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
не, я играл на гитаре и злил чертовых соседей
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
про живые волосы)
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
все
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Дарья Панченко#1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, люблю главы с историческими фрагментами.
2. Самое удачное место
Придумывание азбуки.
3. Самое неудачное место
Нет таких.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Красочных иллюстраций, желательно сделанных на тему Петровской эпохи.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Получится ли у ребят сделать азбуку?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хотелось бы снова перейти к истории с кафе.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Читаю, удивляюсь, вдохновляюсь.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Дарья Панченко#1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава замечательная. Очень интересная.
2. Самое удачное место
Когда Даник привлекает внимание Марины и переживает за нее.
3. Самое неудачное место
Нет.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что сделает Даник для привлечения внимания Марины?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да. Всё понятно.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про кафе, Марину, Даника и Ритулю.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Всё интересно.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Валерия Чебитько#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилаь. Читать про заседание редакции всегда интересно.
2. Самое удачное место
Иллюстрации шикарные: сделанные в одном стиле, и очень красивые.
3. Самое неудачное место
Некоторые не совсем понятные словосочетания пришлось забивать в гугле, слишком тут уж всё морское
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всё хорошо в коллективной повести и про всё хочется почитать.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Сделают ли они азбуку?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Опять же, слишком мелко написано название газеты.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Риту, конечно
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Всё, буквально всё!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да. Есть правда в связи учитель ученик
2. Самое удачное место
пребывание Веры Кирилловны в редакции надо было сделать максимально насыщенным. Чтобы про ненужные вопросы она и не вспомнила.
Вадим подмигнул Дане. Кати понимающе переглянулись. Маша, накручивая локон на палец, мысленно выбирала стратегию первого удара.
3. Самое неудачное место
Ни одно, даже самое серьезное обсуждение, не обходилось в «Полундре» без громко прихлебывающих, аккуратно отпивающих и осторожно дующих на кипяток граждан
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Незримого присутствия главреда Круглова
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Какую тайну будет содаржать Азбука от «Полундры? Что-то же они зашифруют?»
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
О Вере Кирилловне
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Кристина Кононенко#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да. Легко очень читалась. Интересные диалоги между ребятами.
2. Самое удачное место
Когда ребят осенила идея с Азбукой.
3. Самое неудачное место
Для себя не нашла таких.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Может быть, какого-то острого факта.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как дальше будет развиваться идея с азбукой?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Обычная история.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Очень уж хочется прочитать про Ритку и ее приключения
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
МБИ и Коллективная повесть
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, очень добрая и позитивная глава
2. Самое удачное место
Про то, как Параходову пригласили в редацию
3. Самое неудачное место
Нет
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что было в записке?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Нет
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Марину, ее историю, предположим
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Коллективный труд
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень понравилась! Прятки от Титаника чудесны, а еще более чудесно то, как ребята разыгрывают целый спектакль, прикрывая Малю. И про азбуку замечательная мысль.
2. Самое удачное место
Воплощение многошагового плана Риты. Подхватывание ее затеи командой. Игра Даника в ГГРа. Обсуждение азбуки.
3. Самое неудачное место
Не могу выделить. Понравилась вся глава, жду продолжения.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило: и про любовь, и про реформы, и про команду, и про конфликты…
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что у Титаника произойдет с детьми? Раскусит ли она укрывательство? Где же ГГР?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да. Честно описаны трудности работы. Комментарий это подтверждает. Удивляюсь Вике: как она все успевает?
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Титаник. Даня, Марина. Редакция в целом.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Интересно, что уже Мастер дал отбой, а дети пишут: нет, надо хотя бы еще несколько глав прочитать. Вот это самое важное, я считаю.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Светлана Дивейкина#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась! Описание работы редакции это то, что в повести мне нравилось всегда. Уж очень жизненно)
2. Самое удачное место
Эпизод с Верой Кирилловной. Не знаю почему, а даже сама за нее порадовалась)
3. Самое неудачное место
А что, здесь такие есть?
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило и ничего исправлять не хочется)
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же успели приготовить Маша и Вовик? Интересно…
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ознакомилась. Отличная история!
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хотелось бы прочитать про «изобретение» Маша и Вовы. Вы меня заинтриговали)
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Ксения Шовтута#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Наполовину.
2. Самое удачное место
Описания чувств Даника.
3. Самое неудачное место
Нет
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Драйва, действий, событий.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
В чем секрет записки?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Марина и Даник.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Все, конечно же.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась
2. Самое удачное место
Мне название очень понравилось
3. Самое неудачное место
Иллюстрации
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстрации. Вот немного не по теме, по-моему
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
А где разворот событий?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Нет
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про отношения между Даником и Маринкой
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Чтение
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава хорошая, понравилась мне
2. Самое удачное место
Обсуждения о том, как составить азбуку
3. Самое неудачное место
Не заметила такого
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне кажется, что всего достаточно в этой главе: и сюжета, и иллюстраций
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что же всё-таки написал Водобаев Марине?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
да, ознакомилась и оцениваю её на 10 из 10. Молодцы!
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про всех интересно узнать в продолжении
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, пожалуй, эта глава более удачная. Все не так понатыкано, нет солянки, которая так не понравилась в прошлой главе.
2. Самое удачное место
Диалог с Титаником.
3. Самое неудачное место
Спор про малышню. Не понравился почему-то.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Экшн. Мне его уже не хватает.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
КОгда же будут действия? Может, это затишье перед бурей?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Нет
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
О 29-ом генваря.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Нет, не внесла.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Александра Ровкина#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, были смешные моменты!
2. Самое удачное место
Оо, мне очень понравилось, когда «полундровцы» начали внимание Титаника обращать на себя. И как Даник описывал свои чувства
3. Самое неудачное место
В данной главе такого нет
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Ничего не хочется исправлять
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
На 5, молодцы ребята
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хочу прочитать про искру между Даником и Мариной
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Коллективная повесть
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Влада Жидкова#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава состоялась
2. Самое удачное место
Описание чувств Едкого
3. Самое неудачное место
Нет его
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
«детективный»вопрос не возникает
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Там очень мало и я не читаю, что там написана история
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про все
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
В целом, да. Но ведь это уже вторая глава подряд, где нет никаких захватывающих действий, заставляющих читателя читать и читать, чтобы наконец таки добраться до правды.
2. Самое удачное место
Где Даник изображал Круглова. И картинки замечательные, очень оригинальные.
3. Самое неудачное место
Даже если они и есть, я не заметила.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Побольше действий, новые загадки, раскрытие старых.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Все ли получится у ребят со Спецвыпуском?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да. Не очень познавательная, но тоже дает хоть какую то информацию.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Олеся Бушова#1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
понравилась, оформление шикарное
2. Самое удачное место
иллюстрации мне очень нравятся
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
получится ли Спецвыпуск?
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Об отношениях Марины и Даника
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)
Читательская анкета. Глава 21. Гвардеец на букву С
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава хорошая, интересная.
2. Самое удачное место
Оформление с фарфоровыми капитанами.
3. Самое неудачное место
Нет
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Больше историй и сюжетных линий
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Воплотят ли все идеи в жизнь корреспонденты «Полундры»?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да, история есть, но она сухая и неинтересная.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 21)