История создания этой главы и пожелания к доработчикам
Эту главу делала дружная творческая группа мастер-класса № 9 «Создание произведения». Если вы видите слова, выделенные таким цветом, то предложите им замену. Цель: перевести на художественный язык обиходные, не детализированные, блеклые словоформы.
В роли редакции «Полундры» снялись ребята из альманаха «Пьеро» (Москва). Фото: Александра Демкина, выпускница. МБИ2016
Задача для доработчиков: сделать «умные картинки». В этой главе иллюстрации играют важную роль. Они сами, по сути, являются текстом.
Ищем автора (редактора) «дальнобойщика», который проследит тему паззла до конца повести и будет ненавязчиво упоминать ее в других главах, чтобы она «не потерялась» и в то же время звучала «без перебора».
Даник, Никита и Вадик стояли напротив девчонок, усевшихся деморядком на диван. Перед ними на коврике метался с рупором Старостин. Старпом поднял черную метку, По традиции она извлекалась на свет вместе с голубым рупором и полосатым ковриком. Во время перепалок использовалась для экономии сил — вместо выкриков, причем работала с двух сторон: черной стороной сигналили о несогласии с выступантом, зеленой — наоборот; почему эту безобидную черно-зеленую карточку назвали «черной меткой»? А что бы вы хотели услышать в редакции, носящей гордое моряцкое имя «Полундра»? — Тихо! Слово предоставляется Старостину, он коротко и по существу выразит свои претензии к оппозиции в лице Мани. Вопли запрещены.
Вовик сделал паузу и набрал побольше воздуха: — А я скажу: хватит пилить якоря. Посмотрите правде в ее честные глаза! Именно сейчас, когда нам дается шанс проверить, такие ли мы хорошенькие, как возомнили о себе, все сразу и сдрейфили. Это проект. Да, он требует напряжения! И что? Конечно! Там у нас есть достойные конкуренты, они, можно сказать, пышут нам в спину! И теперь, когда у нас есть сильные соперники, — с пафосом продолжил уже мимо рупора Вова, — наша сверхзадача, которая не такая уж и «сверх», — обойти их! У нас появился шанс пройти проверку на… — Вшивость? — «дорастил» Никита. — На неленивость и нетупость! — постучал рупором по своей голове Вова, педалируя на «не». — Возражаю, — вытолкнула его с коврика Маша. — Все это было бы прекрасно, когда бы не было так скучно. Взять хотя бы тему. Она не имеет к нам никакого отношения! — Беру 30 секунд на раздумье, — Вова отскочил в сторону и натянул на лицо футболку так, что снаружи осталась только антенна. Через минуту Глашатай правды продолжал: — По существу возражения имею аргумент. Что мы обычно читаем? Легкоусвояемые и легкоглотаемые книги! Посидел, сделал умный вид, что всё прочел, все нудности — с описаниями всякими, — пролистал. — Вовик с чувством плюнул и под общий хохот изобразил яростный «листаж». — А скучную книжечку так не почитаешь! Она заставляет погрузить мозг в работу! — Вывод? — напомнил Вадим. — Классический. Сложная тема — больше пользы для мозжечка. — Аргумент принят, — Вадик повернул «черную метку» зеленой стороной. — Ваши «против», товарищ Маня? — Мозжечок отвечает за координацию движений, поэтому необходимо заменить этот аргумент на: «Сложная тема — больше пользы для серого вещества». <… > допишите интересно
Вообразим, что наша жизнь — большой пазл, и каждое событие пристыковывается к другому, чтобы образовать с ним единую картинку
Я вот что скажу: хватит пилить якоря! Посмотрите правде в ее честные глаза!
[2] Великий дизайнер даже не стала выходить на полосатый островок. — А нам, как вы не понимаете, некогда! — завелась она. — Сомневаюсь, что все присутствующие, включая этого провокатора (ткнула она в Вовку)так сказать, одухотворятся, поменяв нормальный образ жизни на навязанный вихрь. Когда говорю «нормальный», я уже делаю скидку на то, что нормально у нас никогда не бывает; Наше «нормально» — для других людей уже дурдом. — А я настаиваю, — закричал Старостин, — мы должны воспользоваться случаем, он не просто так нам дан, точно говорю! Та горячность, с которой Вовик выбросил последние слова, тряся своей антенной, только усилила общее веселье. — У меня не все! — не отступала Машка. — Лично я не спец в истории. Петр I, реформа шрифта, новая-старая азбука, ужас… Если уж браться… — А при чем тут история? — подквакнул из-за плеча приятеля Маленко. — При чем? Читай требования. Когда ее приняли-то, эту азбуку? — 29 января 1710 года, «генваря» по-старому, — сам того не ожидая, выпалил Круглов и прикрыл ладонью глаза, будто что-то вспомнил, очень важное. Одновременно Ритка тоже зажмурилась, хотя сидела к нему спиной и не видела этого жеста. 29 генваря? Совпадение?
— Скажешь, 1710 год — не история?! — возмутилась Маша. — Просю слова! — снова вскочил Вова. — Бери! — разрешил старпом. — Упадок сил у Мани никак не должен влиять на наши сансы (общий хохот, Вовка крутанул хохлом), шансы. Она все равно исподтишка все нарисует (общий хохот, Машин и Вовкин — громче всех). — Вован, коврик-то не разотри! — А я настаиваю, — кричал Старостин, — мы должны воспользоваться случаем! Ничего не бывает «просто так». Значит, нам идет сигнал! Мы заковырялись в своем «одном и том же»!
«А я ведь тоже заковырялась в своем одном и том же, — подумала Ритка. — Правильно Вовка орет: „Воспользоваться случаем”. Вообразим, что наша жизнь — большой пазл и каждое событие пристыковывается к другому, чтобы образовать с ним единую картинку. Если каждую часть рассматривать отдельно, она ничего особенного не даст, а если в совокупности с другими — можно получить некую новую информацию». Утром Главный Редактор извлек из ее рук конверт с надписью «29 генваря».
Весь день она думала только об этом. А сейчас «Полундру» тянет в проект с таким же названием.
Случайность? Если и так, то очень уж притягивающая Риткину фантазию.
— Я — «за»! — встала Ритка. — Я перехожу к пацанам. — Ритконосик! Ты супер! — поднял большой палец Даня. Еще бы парочку таких случайностей, и можно выводить закономерность. Ритка мысленно построила начало своего пазла: Петр I…
— Ладно, — устало махнула рукой Машка. — Мне тоже надоело сидеть в оппозиции. Стало даже интересно, чего новенького мы можем «выдать миру». Но предупреждаю: лично я ничего не понимаю и никогда это не нарисую! — она подошла к Едкому и сомкнула его палец с кулаком, которым он тут же потряс, изобразив «No pasaran!»
Вообразим, что наша жизнь — большой пазл, и каждое событие пристыковывается к другому
Маля вернул Бурундуку книгу и поплелся обратно. Он положил руки на «Геометрию», а голову на руки. Ужасно хотелось спать, но в то же время разбирало любопытство: чем закончится эпопея с «темой». — Ну, не томите, куда галку пендюрить? — барабанил по столу Вовик. — Надо выбрать рубрику. «Эпоха-символ». Может, сюда? — Что еще за символ? — стряхивая дрему, Маленко потер глаза и открыл тетрадку по геометрии. Оставалось прикончить еще три задачки и пример, сделать работу над ошибками и свериться с утверждением неоспоримого Пифагора, не знающего исключений, дополнительных условий и диалектных слов. — «Как в каждом отдельном человеке повторяется вся биологическая и интеллектуальная история вида, так прежние формы письменности продолжают служить нам…», — громко зачитал Вадим. — Круто! Слышь, Звонарь! А этот сабленосец в очках тебе никого не напоминает? — вдруг отклеился от клавиатуры Вовка и кивнул на картинку. Если бы Звонарев, подобно Ритконосику, составлял свой пазл, то это совпадение явно было бы первым звеном в общей цепочке повторяемостей. С экрана на Леху глядел… сам Леха. Впрочем, это действительно всего-навсего было совпадением, и, покряхтев, Звонарев отбился от шуточек и уступил место Едкому.
Рубрика II. Эпоха-символ
«Минувшие эпохи» никуда, на самом деле, не «минуют».
Как в каждом отдельном человеке повторяется вся биологическая и интеллектуальная история вида, так прежние формы письменности продолжают служить нам…
Отметьте ту эпоху, которую возьмете в разработку.
— Как в каждом отдельном человеке повторяется вся биологическая и интеллектуальная история вида, так прежние формы письменности продолжают служить нам… — громко зачитал Вадим.
— Фига се темка! «Вся биологическая и интеллектуальная история вида»… Надо выучить наизусть и поразить Титаника в самое сердце, — сострил Даник.
«Так, все ясно. Рибосома заходит за лизосому» — и Рита, которая сидела тут, по соседству, присвоила Едкому пятерку по своей шкале. — Я, по-моему, спросил: почему символ, — напомнил о себе Никита и, старательно сопнув, закруглил линию в тетрадке. — Так… Площадь круга, два пи эр… — Во-первых, не площадь, а длина. И не круга, а окружности, — не выдержала Ритка. — В-третьих… — Если ты такая умная, лучше скажи, почему символ, — перебил ее Никита, зачеркивая неправильную формулу жирными штрихами. Был у него особый талант застревать на «простых вопросах», на которые сразу и не ответишь.
Символ — это когда понятие отдельно от своего узкого значения гуляет!
Ладно, — устало махнула рукой Машка. — Мне тоже надоело сидеть в оппозиции.
— Понимаешь, Никита, есть в истории такие временные точки, настолько яркие, что их называют «эпохальными», — отозвался Николай Николаевич. Ритка вытянула шею вперед, как черепашка. — Потом историки придумывают этим точкам имена. Имена эти становятся нарицательными, как бы маркерами, сигнальными ключами, — Круглов надавил указательным пальцем на одну из неровностей стола, будто обозначая «временную точку». — А символ при чем? — Если про кого-то скажут: «Ну и Малюта!» — о чем ты подумаешь? — пришел на выручку НикНику Вадик. — Ну, что это обо мне говорят, — рассеянно проговорил Маленко, не поднимая голову от примера № 236. Вадик заразительно захохотал и заразил смехом обеих Кать, которым только и дай посмеяться; НикНик тоже заулыбался. Не слишком весело, как показалось Ритуле. — Вот хохма. Я ж не про тебя, тетеря, а про Малюту Скуратова. Символ — это когда понятие отдельно от своего узкого значения гуляет! — А Маля думает, что на нем свет клином сошелся, — не преминул вставить Даник.
Маленко потер глаза и открыл тетрадку по геометрии. Оставалось прикончить еще три задачки и пример
Никитос уставился на них неморгающим взглядом и качнул головой, мол, как хотите. Потом как-то сник и вернулся к своим делам. Вадик отошел в сторону, удивляясь полному непониманию игры, которое только что продемонстрировал Маленко, обычно не страдающий отсутствием юмора. Только Круглов, отлично разбирающийся в оттенках речи Никитоса, уловил в глазах мальчика грусть и усталость. Ребята давно привыкли, что Никитос спит на уроках, во время разговоров, по пути домой, в автобусе, на перемене.
Все были в курсе: Маля трудится с девяти лет. Сначала у тети на фирме курьером подрабатывал, а сейчас, в перерывах между учебой и написанием статей для «Полундры», расклеивает объявления. Круглов давно приметил этого мальчика, в личном деле которого стояла пометка «неблагополучная семья». Родители, когда-то инженеры на «почтовом ящике», а теперь — вольноторговцы на рынке, не от хорошей жизни попали в «хмельной омут», и дома делать уроки у Малевича не всегда получалось.
Натасканный на поиски загадочного, глаз сразу зацепил то, что другим казалось совершенно неважным
Постепенно вокруг компьютера скучковались почти все: хотелось собственными глазами увидеть то, во что, собственно, предстоит ввязаться. Подошла и Ритуля. Круглов что-то растолковывал Маленко по его задачкам и заслонил ей всю панораму. Однако не «галки» на вкладках и не выбор темы владели вниманием Ритконосика. Натасканный на поиски загадочного и непонятного, глаз сразу зацепил то, что другим казалось совершенно неважным: яркий оранжевый стикер, на котором знакомым почерком Капитана было написано «Кафе „29 генваря”. Улица Волшебкина, дом 15». Суета вокруг Спецвыпуска тут же перестала занимать юную сыщицу. Оранжевый квадратик — кроме него она ничего не замечала. Опять пазл! [1]
— Ладно, народ, внимание! Алле, на галерах! — прикрикнул Вадик на Машку с Мариной — те, словно птички на жердочках, сидели друг против друга на подлокотниках дивана и трещали о «шрифтовых типах». — Кто записывает? — Я!
Вовке сегодня определенно везло. Это был его день: все удается, он на виду, и «Полундра», похоже, будет делать Спецвыпуск с его, Володькиной, подачи! Вот вам и белки летучие с перепонками! — Читаю задание, — заново начал старпом. — 300 лет нового кириллического шрифта «разбиты» на эпохи. — Нового? А что, был старый? — Здрасьте-приехали, — остановился Вадик. — Во вы дремучие. Новый шрифт принят 300 лет назад Петром Алексеевичем Романовым, случилось это в начале XVIII века, и с тех пор, ессно, шрифт сильно изменил свою физиономию. Это и предлагают осветить организаторы Спецвыпуска. Дошло? — старпом пару раз стукнул книжкой по колену, призывая всех сосредоточиться, и продолжил: — Тут каждая команда выбирает одну «шрифтовую» эпоху из десяти предложенных. И представляет ее образ в двух частях. Первая часть — «Фоторобот» того времени. «Фоторобот» написан в кавычках, то есть это переносное значение. Всем, надеюсь, понятно? Слухайте дальше. Вторая часть — «Письмо потомкам», послание, значит, из того века. Это все. С пояснениями негусто. Похоже, организаторы проводят естественный отбор. Кто в танке — до финала не доедет. — Вадим оглядел притихших ребят. — Маля, а что ты там про какое-то условие говорил? — Это не я, это Вован, — отозвался Маленко. — Ну да, где-то написано: будет секретное условие, о нем дополнительно известят, — подтвердил Вова. Воцарилось недолгое молчание. Марина поднялась с дивана и принялась собирать чашки со стола.
— Ты хоть че-нить поняла? — тихо спросил Марину Леха. — В общих чертах, — ответила она. На самом деле Марина не понимала, к какой цели двигается редакция, а еще — не знала, что хочет от нее Даник, который весь день держит ее на мушке. И вообще, ей было не по себе. Маша, которая притащила ее на заседание, как-то забыла про нее, девочки на диване были при своих делах, остроносенькая Рита все время оглядывалась и смотрела куда-то поверх ее головы. Марине было неуютно, она чувствовала себя потерянной. На поверхность ее души вдруг всплыла тоска по прежней школе. Тут рядом оказалась остроносенькая. Марина хотела попросить ее помочь с чашками, но внутренний голос подсказал, что та чем-то озадачена, и вовсе не выбором темы, как другие ребята. Ее взгляд был устремлен на выводок стикеров, пристегнутых к планшету на столе Главреда. По лицу Ритки, бледному и озабоченному, струилось какое-то стороннее сосредоточение. Марина вздохнула и стала складывать чашки на поднос. — Машуля, вешай пунктики на стенд, или, как всегда, все всё забудут. Что же нужно сделать, чтобы никто ничего не забывал?! — А кто будет открывать шлюзы? — мелькнул в глубине кадра Даник. — В этот раз Никитосу доверим? — то ли спросил, то ли ответил старпом. «Открывать шлюзы, — смутно зарегистрировала Марина. — Что это означает?» Но спросить постеснялась, тем более этот языкастый Даник то и дело сверлил ее взглядом. — А меня вот что интересует: лично ты — что делать будешь? — возмутился Никита. Он как человек трудящийся всегда недолюбливал, когда решали за него. — Лично я буду осуществлять общее руководство. При необходимости — свирепое. — Руководство кем, например? — заложил руки в боки Маля. — Тобой, — подкинул Даник, неотрывно глядя на Марину, уже выставляющую вымытые чашки с подноса. — И тобой тоже, твое Едкое Высочество, — подошел к нему Вадим. — Ну-ка, помоги девушке, видишь, у нее чашки из рук сыплются, — легкий пинок старпома придал Даниилу ускорение, и тот оказался возле стола. Марина передала ему тряпку и подняла поднос: «Вытри лужу».
Николай Николаевич стоял у приоткрытого окна и глядел на накренившееся дерево с понурыми ветками. Краем уха слушал перебранки ребят. Тут неожиданно (даже для себя самой) Ритуля пересела на соседний стул и оказалась рядом с капитанским местом. Нехорошо подглядывать в чужие тетрадки, но взгляд сам опустился на клетчатый лист бумаги, исчерканный значками и рисуночками. «Ему угрожает опасность», — прочитала Рита. Она сделала усилие и отвернулась.
Ей казалось, что комната залита странным светом, в голове проносились смутные образы. Новая часть пазла прирастала к первым трем, но никак не вписывалась в общую систему с ритмично повторяющимся числом «29» (поэтому Ритка «перекрасила» ее в зеленый цвет»).
Она видела, как старпом снова подсаживается к Вовану, как новенькая Марина идет с чашками и сталкивается с Едким, как Круглов отходит от окна и достает часы.
В коридоре загремела ведром уборщица: — Писатели! Скоро закончите? — просунула она голову в дверь. — А то я пол вымою, и вы мне опять натопчёте! — ярая поборница чистоты еще ворчала, со стуком переставляя ведро с места на место, и глухо шлепала большой тряпкой о ступени. Но ее ворчанию никто не внял. — Слушайте! Об этих эпохах уже сто раз написано, нового не откроешь. — При сегодняшнем обилии информации практически все «неизвестные в этом уравнении известны». — При этом само уравнение остается нерешенным. — А давайте придумаем свое уравнение? Исторически доказанное, если копнуть глубже, вновь выдаст terra incognita. Как говорили греки, чем больше я знаю… Тут на полосатый коврик, забытый у дивана вместе с рупором, вышел Звонарев и почесал веснушчатый нос. В «Полундре» было такое правило: если кто стоит на коврике, должна восстановиться тишина. Дождавшись всеобщего внимания, Леха поковырял пальцем рупор и изрек: — Так в чем затык? Берем «что было» и воображаем, что его не было! Вот и все уравнение.
Ритка даже отвлеклась на долю секунды от мыслей о таинственной улице. — А может, наоборот, берем то, чего не было, и воображаем, как оно могло быть? «Солярис» читали? — спросила она. — Сочиненные ситуации всегда влияют на первореальность, и существует некая мистическая связь написанного с непроизошедшим. — А что, правильно! И каждый пусть пишет! — замурлыкала Катя Первая. — А не один Вовик! — домурлыкала Вторая. — Тоже мне, синхронистки. Надо купить им зажимы для носа, — буркнул Даник. Перспектива «пишут все» даже в теории доводила его до «трясучки». Когда толпа бежит на баррикады, Даньке комфортнее оставаться с наушниками в стороне и выдать залп в одиночку. Заседание катилось к концу, а «сухой остаток» никак не выводился.
Ритка прошла вглубь кабинета, к Никите, который давно смотрел на нее умоляющими глазами. Она молча взяла циркуль, линейку и быстро перечертила пример в Малиной тетрадке, стараясь сделать это покорявее, как всегда получалось у хозяина тетради. Тут из Бурундука с грохотом вывалился словарь, и Маленко понесся его спасать. «Боже, что за жизнь, — подумала Ритка. — Все рушится, все расклеивается…»
Резерв иллюстраций
Утром Главный Редактор извлек из ее рук конверт с надписью «29 генваря»
No pasaran!
Маля вернул Бурундуку книгу и поплелся обратно…
Марина хотела попросить ее помочь с чашками
Николай Николаевич стоял у приоткрытого окна и глядел на накренившееся дерево с понурыми ветками
Постепенно вокруг компьютера скучковались почти все
…ярая поборница чистоты еще ворчала, со стуком переставляя ведро с места на место
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да. В особенности то, как писатель раскрывает переживания разных персонажей. Мне кажется, я наконец-то втянулась в повесть.
2. Самое удачное место
«Когда говорю „нормальный”, я уже делаю скидку на то, что нормально у нас никогда не бывает; наше „нормально” — для других людей уже дурдом».
3. Самое неудачное место. Почему?
Ощущение, что в реплики вставляли сленг именно взрослые. Он как-то неправильно стоит в обычной речи и бьёт по ушам.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Я всё ещё не совсем понимаю, как выглядят герои и в чём они ходят. Пару слов про школьную форму (или про бунт против неё) не помешало бы.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как быстро Рита соберёт пазл?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации любопытные, но этот раз я особо не заостряла на них внимание.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Занимательно. Спасибо авторам, наконец-то пояснили, что значат блёкло-зелёные слова.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Добавила бы вот эти к афоризмам:
«Мне тоже надоело сидеть в оппозиции. Стало даже интересно, чего новенького мы можем „выдать миру”».
«Похоже, организаторы проводят естественный отбор. Кто в танке — до финала не доедет».
«Боже, что за жизнь, — подумала Ритка. — Все рушится, все расклеивается…»
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Насколько я помню, большинство ребят учатся в девятом классе, а это значит, что им предстоит сдавать ОГЭ. Думаю, об этом нужно написать непременно — кто что сдаёт и как готовится к экзамену — так вы позволите понять героев лучше и станете ближе аудитории.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Заварушка с письмом. В жтой главе хорошо показано, как от обыденной жизни отрывает загадочное событие, которое прогоняет скуку.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Анна Корнеева#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Не очень. Откровенно «проходная» глава.
Её можно легко убрать из повествования, и ничего не изменится. Разве что, понаблюдать за повседневной жизнью персонажей, но получилось как-то даже нехаризматично. Как-то даже обидно.
2. Самое удачное место
» -… У нас появился шанс пройти проверку на…
— Вшивость? — «дорастил» Никита.
— На неленивость и нетупость! — постучал рупором по своей голове Вова, педалируя на «не»».
Очаровательно, мило. Блашодаря таким моментам, действительно появляется атмосфера школьной жизни.
И ещё: » — По существу возражения имею аргумент. Что мы обычно читаем? Легкоусвояемые и легкоглотаемые книги! Посидел, сделал умный вид, что всё прочел, все нудности — с описаниями всякими, — пролистал. — Вовик с чувством плюнул и под общий хохот изобразил яростный «листаж». — А скучную книжечку так не почитаешь! Она заставляет погрузить мозг в работу! » Очень правильные слова
3. Самое неудачное место. Почему?
— Просю слова! — снова вскочил Вова.
— Бери! — разрешил старпом.
А вот это уже — неправдоподобно и глуповато.
Вообще такие выражения как «Ритконосик», «фига се» ну никак у меня не вяжутся с, в целом, словами, которые требуют широкого кругозора.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Как уже указано выше, хочется исправить многие слишком детские обороты речи.
К тому же, в главе оказалось слишком мало динамики. Да, в предыдущих главах я жаловалась на обратное, но последние две показались мне уж слишком скучными. Не смотря на то, что повернуть сюжет можно было бы интересно.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Когда нам раскроют причину такого названия улицы? (Волшебкина)
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Фотографии особо не зацепили, а вот рисунки — интересны. Особенно последний, загруженный на данный момент. Такой сюрреализм, мне такое очень по душе.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Честно говоря, не зацепили меня фотографии и я не особо заметила это «иллюстрации, по сути, сами являются текстом».
А так история создания необычна. Во всяком случае, для этого проекта.
Очень жалко, что мне не удалось «подружиться» с этой главой.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Афоризм «пышут вам в спину»
В остальном, ничего особо сложного, ничего сильно интересного.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про «29 генваря» было интересно почитать. Буду только рада, если подобные образовательные элементы будут появляться вновь.
Здорово, что вспомнили про Малюту Скуратова — внимание к деталям это как раз то, что делает историю целостной и захватывающей.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Продолжу гнуть свою линию и скажу: жду детективных историй!
А подобные повседневные моменты лучше для «корабликов» оставить
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава состоит почти из одних диалогов, которые было не очень интересно читать.
2. Самое удачное место
Я считаю что самое удачное место было высказывание Риты, где она жизнь сравнила с большими пазлами которые надо собирать воедино, так как только так можно увидеть всю картину а по отдельности ты нечего не поймешь.
3. Самое неудачное место. Почему?
Слишком много диалогов которые не вызывали особого интереса.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило какой то креативности, захватывающей сюжетной линии и ясности.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
А что же дальше.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
К иллюстрациям не каких претензий нет, они четко передают свое настроение.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да заинтересовала и очень понравилась.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Класс стало только лучше.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Риту конечно, так как она очень интересная также как и ее сравнение.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Хотелось бы дальше узнать о Рите и ее мыслях и расследованиях.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глав вышла скучненькая. Даже не совсем понятная. В тексте много разговорной речи и это немного напрягает.
2. Самое удачное место
«Наша жизнь — большой пазл и каждое событие пристыковывается к другому, чтобы образовать с ним единую картинку». Очень красивое выражение. Я согласна с данным высказыванием.
3. Самое неудачное место. Почему?
Много разговорной речи, например, » Здрасьте-приехали» или «Ты хоть че-нить поняла?»
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Я не уловила основную мысль, так как в тексте не было точности. Все было как-то размазано.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
А как же конверт?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации на высшем уровне.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. История создания очень необычная. Ставлю 4 из 5 балов.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Очень здорова, что зеленых слов стало меньше. Благодаря этому читать повесть стало намного легче.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Я хочу узнать про конверт из 3 главы.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
В данный момент хочется узнать о конверте, которому была выделена 3 глава повести.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Не очень, некоторые моменты не пришлись по вкусу.
2. Самое удачное место
— Скажешь, 1710 год — не история?! — возмутилась Маша.
— Афоризм Просю слова! — снова вскочил Вова.
— Бери! — разрешил старпом.
— Упадок сил у Мани никак не должен влиять на наши сансы (общий хохот, Вовка крутанул хохлом), шансы. Она все равно исподтишка все нарисует (общий хохот, Машин и Вовкин — громче всех).
— Вован, коврик-то не разотри!
— А я настаиваю, — кричал Старостин, — мы должны воспользоваться случаем! Ничего не бывает «просто так». Значит, нам идет сигнал! Мы заковырялись в своем «одном и том же»!
3. Самое неудачное место. Почему?
Нет таких моментов, которые были самыми неудачными, были, правда, некоторые недочеты.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Подробного описания в некоторых моментах.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как сложится пазл?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Неплохие иллюстрации.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. О создании глав.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
4. Нет, не мешают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы прочитать о Мане.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Работа большого коллектива.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Никита Фельдбуш#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, произошло раскрытие некоторых персонажей, что очень важно для развития повести.
2. Самое удачное место
Ритка прошла вглубь кабинета, к Никите, который давно смотрел на нее умоляющими глазами. Она молча взяла циркуль, линейку и быстро перечертила пример в Малиной тетрадке, стараясь сделать это покорявее, как всегда получалось у хозяина тетради. Тут из Бурундука с грохотом вывалился словарь, и Маленко понесся его спасать. «Боже, что за жизнь, — подумала Ритка. — Все рушится, все расклеивается…
«3. Самое неудачное место. Почему?
Не могу особо выделить.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило развития много болтовни, мало действия.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что такое «открывать шлюзы»?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Мне понравились фрагменты паззла.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, считаю, что творческая группа мастер-класса № 9 молодцы!
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Все хорошо.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Более подробное раскрытие «Титаника».
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Его продолжение. Сделать кораблик с предположениями, что такое «открывать шлюзы».
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Больше всего мне нравятся пазлы. Ведь если задуматься — то вся наша жизнь это большой пазл, состоящий из маленьких пазлов, ничего не значащих для эпохи, но определяют жизнь индивидуума
2. Самое удачное место
Это обращение к истории развития государства российского, Петровские преобразования, а что если не перешли
3. Самое неудачное место. Почему?
не художественные литературно выражения (бытовые)
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
хватает всего, нужна завязка и начало сюжета
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
кому была нужна реформа. кто от нее выиграл. Как могла бы развиваться Россия имея свои отличительные особенности в виде алфавитной письменности
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
иллюстрации хорошие и задают дух редакции
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
да идея пазла хорошая и если по пазлам сложить историю школы и редактирование программ. Введение интерактивности и не только
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
хватить пилить якоря — это здорово
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
развить тему к чему приводят реформы
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
читать и думать про себя — таланлив или не очень я. Что я смогу сделать в повести
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Анна Царёва#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, потому что мне нравится проводить аналогии между нашей редакцией и Полундрой. И определять, кто из героев повести похож на наших антирутинщиков
2. Самое удачное место
Их несколько Мне понравились рассуждения о том, что пора создать свое уравнение. А еще там, где жизнь сравнивается с пазлом. Красиво и точно.
3. Самое неудачное место. Почему?
нет таких
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне Николай Николаевич не нравится. Какой-то он… не такой. Я бы не хотела такого руководителя. Но понимаю, что ради меня мужчину на женщину не заменят
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как сложится пазл?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Мне очень нравятся эти. Кстати, автор — моя учительница рисования Татьяна Андреевна Хапричкова! А диплом за эту работу висмт на стене в нашем кабинете рисования. Вот так! А еще приятно, когда учитель может не только учить, а на деле демонстрирует свое умение в той области, в которой учит.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Мне было интересно узнать, что эту главу делала дружная творческая группа мастер-класса № 9 «Создание произведения». Оцениваю на 5. Интересно, откуда авторы берут идеи развития сюжета?
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Меня вполне устраивают существующие, я к ним уже привыкла
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Риту! Она вся такая-растакая из себя.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Идей нет, пока я просто читатель. Самое интересное — взаимоотношения героев
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Читательская анкета. Глава 5. Пазломания, или Берем то, чего не было
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Не могу однозначно сказать, понравилось или нет. Мне очень мешало количество второстепенных героев. Их имена постоянно рябили в глазах. Так, так, это Маша, которая привела Марину в первой главе, это сама Марина-Морская, а это Едкий, это Леша, две Кати, а еще Вадим… Исправили этот недочет только в 12 эпизоде: там просто шли реплики.
Но сам сюжет интересный.
2. Самое удачное место
Опять, нет, снова, начну с фраз: «Когда говорю „нормальный”, я уже делаю скидку на то, что нормально у нас никогда не бывает; наше „нормально” — для других людей уже дурдом» и «…шрифт сильно изменил свою физиономию…»
Интересно было наблюдать за логическими цепочками Риты и за диалогом Вадика, НикНикыча и Никиты о Малюте Скуратове:
» — Если про кого-то скажут: «Ну и Малюта!» — о чем ты подумаешь? — пришел на выручку НикНику Вадик.
— Ну, что это обо мне говорят, — рассеянно проговорил Маленко, не поднимая голову от примера № 236»
И, конечно, страсти между Мариной и Едким. Ммм, во что же это выльется?
3. Самое неудачное место. Почему?
Не зацепило начало. Всю мысль, изложенную в трех первых эпизодах, можно описать несколькими предложениями. Понимаю, что хотели создать атмосферу работы, собственно, как это и происходит в жизни. Но меня как-то не затронуло.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило действий. Было слишком много мыслей и разговоров. Надо как-нибудь оживить, возможно, деепричастиями и оборотами с ними.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
1) Как будет складываться паззл Ритконосика?
2) Как завяжутся отношения между Мариной и Даником?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Уже говорила, что использовать фотографии — это круто! Они очень оживляют повесть. Огромное спасибо за фотографию с Лехой Карибского моря.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Прочитала. К сожалению, ни на дальнобойщика, ни на иллюстратора не гожусь(В целом, не плохо, даже очень оригинально написано. Но хотелось бы узнать, как именно она создавалась: за сколько дней, в какой обстановке, узнать, что убрали из первоначального варианта.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
В этой главе было не так уж их и много. Нет, не мешали.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы узнать, как «Полундра» покажет себя на конкурсе, какой паззл получится сложить у Ритки, к чему приведет ее расследование? Что это за странное кафе? По-настоящему ли Даник влюбился в Марину?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чтение КП, выполнение ОЗ и заполнение ГМ.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 5)
Елизавета Смирнова#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново