История страны, города и биографии людей, словно в витиеватой паутине, тесно переплетены друг с другом. Люди своими делами, поступками и помыслами творят историю, которая бережно хранится в книгах, музеях нашего города
Новосибирский технический колледж имени Александра Ивановича Покрышкина всегда привлекал моё внимание. По дороге к бабушке в Новомарусино я из окна машины всегда любовался моделями самолетов-истребителей на его территории, а легендарная фамилия земляка манила. Прикоснуться к его биографии я смог благодаря моей маме, которая всегда восхищалась подвигами известного летчика-земляка и хотела поведать мне о них.

Музей колледжа меня впечатлил. Страницы истории сменяют одна другую. Документы, вещи, письма Александра Ивановича Покрышкина предстают моему вниманию. Ведь в далеком 1930 году, когда Александр переступил порог училища, выбрав профессию слесаря-лекальщика, никто и не предполагал, что его имя навсегда будет вписано в историю учреждения и всей страны.
Слесарь и летчик… Казалось бы, пропасть между профессиями. Но мечты сбываются, если идти к намеченной цели и твердо верить. Так и случилось с двенадцатилетним подростком Сашей, впервые увидевшим самолет с надписью на борту: «Сибревком». Самолет летал по городам Сибири с целью привлечения молодежи в авиацию. Аэродром, толпа народа, первое прикосновение к самолету. Его запах и особенно летчик-богатырь в кожаной куртке, роговых очках и крагах-перчатках впечатляют Покрышкина. Тогда и зарождается у него мечта о небе.

В 1932 году он получает специальность слесаря-лекальщика, аттестат об окончании училища и направляется в инструментальный цех № 59 Сибкомбайнстроя. Но мечта стать летчиком не оставляет его. И ему повезло. В этом же году в Новосибирск пришла разнарядка — три места для поступления в Пермское военно-авиационное училище, готовившее техников по обслуживанию самолетов. Многие знали, что Александр Покрышкин мечтает о небе, и ему предложили одну из путевок. Потом было Качинское летное училище и направление в двадцатую смешанную авиационную дивизию, штаб которой стоял в столице Молдавии Кишиневе. Там и встретил Александр Иванович Покрышкин первый день войны.

В одном из залов я останавливаюсь у фотографии Александра Ивановича в молодости. С нее на меня смотрит человек среднего роста с темными волосами и резкими чертами лица. Форма с красующимися на ней многочисленными орденами и знаками отличия приковывает внимание. Взгляд Покрышкина решителен, направлен вдаль, словно задумался летчик о чём-то глубоком, важном. В моей памяти сразу всплывают события 1941 года, когда Покрышкин одержал свою первую победу в бою, сбив во время разведки немецкий истребитель…
Голос экскурсовода возвращает к действительности. Я внимаю каждому слову и продолжаю знакомство. Александр Иванович был трудолюбивым и смышлёным человеком, всегда готовым учиться и совершенствоваться. Многие видели в нём лидера, доверяли ему сложную работу.

После нескольких боёв Покрышкин понял, что тактика боя, которой его учили, устарела, и начал писать свои замечания, основанные на личном опыте. В результате он выработал ценную формулу воздушного боя, ей поначалу делился с ближними, а после со своими учениками, которые благодаря ему добились огромных успехов. Главные слагаемые его тактики — инициатива и внезапность. Покрышкин всегда следовал этому правилу.
Александр Иванович был независимым человеком, поэтому не всегда находил понимание с высокопоставленными людьми. После войны он вызвал своим поведением раздражение Василия Сталина, тогда командовавшего ВВС Московского военного округа. В итоге полковник А.И. Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, получил её только после смерти Сталина.

Окружающие всегда отзывались об Александре Ивановиче, как об очень волевом, самостоятельном и инициативном человеке. Да и все знали, что Покрышкин никогда не мог бросить друга в беде. Если он видел, что на ведомого могут напасть, то немедленно прекращал свою атаку и защищал товарища.
Но главная черта характера Покрышкина — храбрость. Это то, что отличало его от других, то, что завораживало окружающих. Летом 1942 он вместе с другим пилотом прилетел в Ставрополь. Они обнаружили на пустом аэродроме истребитель МИГ-3. После этого пилоты узнали, что город захвачен немцами. Тогда Покрышкин решил угнать истребитель, исправно работающий. Прямо во время взлёта на аэродром прибыли немцы на танках. К счастью, товарищам удалось миновать опасность.
А в воздушном сражении на Кубани он сбил лично двадцать два самолёта врага. После этого о каждом его боевом вылете немцы оповещали своих летчиков: «Внимание! Покрышкин в воздухе!» И это навевало на врагов страх. Все его действия во благо защиты своей Родины заслуживают высоких наград. Именно поэтому он удостоен звания Трижды Героя Советского Союза.

Покидая стены колледжа, я поймал себя на мысли, что Александр Иванович Покрышкин — летчик-ас, маршал авиации, советский военачальник, мой земляк — в первую очередь, человек, чей внутренний свет, сила духа и воли настолько сильны, что «облучают» всех, кто находится рядом и прикасается к его жизни. Покрышкин — тот, кто был необходим нашей Родине, и его пример нужен молодежи.
Гордость за великого новосибирского лётчика, столь преданного своей земле, близким, Родине, переполняла меня, и мой интерес к истории и жизни известных людей нашей страны, земляков, не иссякнет, ведь многому можно у них поучиться.
