Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Птица счастья — это образ, который встречается в русской народной культуре, он означает надежду, радость и исполнение желаний. В многих сказаниях и легендах это мифическое существо символизирует мечты, которые могут стать реальностью, если к ним искренне стремиться.
В славянской традиции птица счастья часто ассоциируется с весной и возрождением. Считалось, что ее появление приносит удачу и благополучие. В некоторых сказаниях говорилось, что тот, кто поймает эту птицу, сможет исполнить свои самые заветные мечты. Однако, как правило, поймать ее невозможно — это следует интерпретировать как идею о том, что счастье нельзя захватить одномоментно, а можно лишь найти в процессе жизни.
В литературе образ птицы счастья стал особенно популярным благодаря пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица» (1908 г.), где два ребенка отправляются в волшебное путешествие в поисках этой загадочной птицы. Их приключения показывают, что истинное счастье часто оказывается ближе, чем мы думаем, и что оно может быть найдено в простых радостях жизни.
Таким образом, птица счастья в народной культуре служит символом надежды и стремления к лучшему. Она напоминает нам о том, что счастье — это не конечная цель, а путь, полный открытий и мгновений радости.
Как часто вы гуляете по лесу? Множество тропинок и разветвлений… А пуща — непроходимый лес. Где тропинки может быть и есть, но пройти невозможно…
Как писал Алексей Николаенко:
А дубы-колдуны что-то тихо поют. Косят зайцы траву, горек хлеб их насущный! Из поганых болот партизаны встают И идут по тебе, Беловежская Пуща.
(отрывок)
Пуща — нетронутый человеком и стихийными бедствиями лес. В таких местах сохраняется более высокое разнообразие видов флоры и фауны. Пуще характерны крупные деревья и повышенная затененность.
Пшённая каша — это каша, сделанная из пшённой крупы, а также молока и сливочного масла. Это очень популярный продукт питания. Кашу можно подавать с маслом, тыквой, различными орехами, грибами и даже мясом. Блюдо богато различными витаминами и антиоксидантами. Оно снижает уровень холестерина в крови, положительно влияет на сердечно — сосудистую систему и конечно же каша содержит клетчатку, которая регулирует состав нормальной микрофлоры организма.
Впервые такая каша была сварена где-то в 12 веке. Смесь была не только частью питания людей, но и с ней связано просто огромнейшее происхождение разных обрядов, традиций и легенд.
Несколько интереснейших фактов о пшённой каше:
Просо — один из самых древних злаков на земле, который упоминался ещё в Библии. Оболочку семян проса вполне можно использовать для того, чтобы заполнить подушки. При заключении мирного договора славянские князья всегда варили это блюдо и ели его на глазах у дружин и всего народа в доказательство дружбы и согласия. Без этого договор считался недействительным.
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
Раньше так называли бутоны на деревьях, цветочные почки, которые распускаются по весне. Иногда это слово употребляют в другом значении. Венок из первых после зимы цветов.
Заметила это на первый взгляд немного смешное слово, когда перечитывала произведение Льва Николаевича Толстого, Яблони:
«Кое-где уже лопнули распуколки и виднелись алые края цветовых листьев».
Отдыхая в деревне, по утрам слышу, как бабушка по-доброму ворчит на своё хозяйство. Главный герой — красавец петух. «Ишь ты, расхорохорился!» Это значит, что вновь хозяин курятника порядки наводит, невест выбирает, да с пернатыми соседями куриное шоу вокализов устроил.
Расхорохорился — разошелся, развыделывался.
А в юности, так и родители говорили мне в моменты, когда я пыталась «гнуть свою линию»: дискотеки и нарядное лицо, каблучки и пара дерзких слов. «Расхорохорилась-то куда так?»
Наш язык - это наша история, поэтому никогда не поздно узнать значение вышедших из обычного обихода слов. К устаревшей лексике сейчас относится рать. Итак, рать - это войско, военный отряд, ополчение, то есть обособленная боевая единица без точного обозначения количества воинов. Вспомним у А.С. Пушкина: Тесним мы шведов рать за ратью… Иногда ратью называли саму битву, например, есть такая пословица Не хвались, едучи на рать, а хвались, едучи с рати. Выражение ратный подвиг означает проявление героизма на войне, непосредственно в боевых условиях.
Интересные факты:
В летописях упоминается о железной рати - отрядах воинов в железных доспехах.
Войска, движущиеся по воде на судах, назывались плавная рать, и они считаются прародителем современной морской пехоты.
Конные полки имели название кованая рать, позже в русской армии они стали кавалерией.
Автор текста: Владимир Федоров
На фото бойцы современной России, совершившие ратные подвиги (фото из папиного военного альбома)
Вы часто замечали за собой, что лень берет вас? Что делаете когда очнулись от заполонившей разум праздности?
Резонер — человек, который сам ничего не делает, но любит критиковать и нравоучать других. Такие бездельники никогда небыли примером для окружающих, их скорее презирали и бранили при первой возможности. Отпор был ожидаем.
Этот человек безумно любит спорить, поучать и наставлять. Дельного совета можно и не ждать, только упреки не по делу!
Резьбой по дереву казаки занимались с давних времен. Помните, в известной песне Олега газманова: «А на окне наличники,
Гуляй да пой, станичники…» Элементами деревянного декора, выполненными прописной и рельефной резьбой, украшались казачьи курени. Сегодня широкое распространение получило выпиливание или резьба по дереву лобзиком. Овладев секретами этого ремесла можно выпиливать различные сувениры, даже целые картины.
Все мы хоть раз в жизни робили. В школе, дома с коллегами. Не поробишь, не поешь. Если подумать, то даже младенцы робят. Они же двигаются, для них это тоже огромный труд. Странный состав слова, причём тут бить? Возможно в древней Руси люди были жестоки и вместо того чтобы робить, били кого попало. На самом деле можно было с самого начала понять значение этого слова. Робить — работать. Основное слово для обозначения этого действия. Где робил? Куда робить? Ушёл робить. Любая работа имеет большое значение, но для чего посвящать работе два слова, для меня остаётся загадкой.
Национальный костюм в России отличался в зависимости от расположения губерний, он начал складываться к 12 веку. Крестьянки зимой отдыхали от трудовых летних и осенних денечков, много ткали и вышивали. И как писал художник Билибин: «Русский народный костюм- это красота покоя». Он состоит из нескольких элементов: например, рубахи. Это слово происходит от старославянского слова «рубь» — рубеж, край.
Полотно, сшитое с рубцами, поскольку раньше говаривали крестьяне не «подшить вещь, а подрубить». Рубаха, как главный элемент русского костюма, была длинной, до щиколоток. Шили ее из хлопка, льна, очень редко из шелка, а чаще всего она была простая, немного грубоватая, холщовая. Ворот рубахи мастерицы украшали вышивкой или тесьмой. Цвета в Российской империи различались от области в губернии, например, в Воронеже девушки предпочитали строгий черный цвет, в Тульской и Курских губерниях- красный, синий, черный и золотой цвета. Многие женщины часто на рубахах вышивали молитвенные обереги. Рукодельницу всегда можно было увидеть по ее особенному оберегу или вышивке.
Рубах было несколько, в зависимости от того, какую работу нужно выполнять: например, «покосные», «пожнивные», «праздничные».
Рубель — это инструмент для глажки белья. Это деревянная досточка
с зубцами, а на конце ручка. Белье наматывается на скалку (второй инструмент в наборе для глажки) и рубелем прокатывается несколько раз.
Также он использовался как музыкальный инструмент. Его держат
за ручку, а палкой водят по его зубцам, так издаются звуки.
Люди во все времена хотели выглядеть эстетически, поэтому применяли в быту рубель, или такое приспособление, которое при отбивании помогало распрямить, «разгладить» белье.
В качестве рубеля использовали дерево из твердых пород, на таком орудии делали с одной стороны ручку, оно представляло из себя поверхность с поперечными рубцами, противоположная сторона была гладкой. В разных губерниях рубели могли отличаться своеобразной резьбой, длиной и шириной. Ручки также были разными: их оставляли полыми или добавляли внутрь горошины, которые в работе «музыкалили».
Женщины на Руси бельё не гладили, а разминали и раскатывали, делая его мягким. Для этого использовали рубель. Название произошло от слова «рубить». И появился этот важный и нужный для каждой деревенской семьи предмет более семисот лет назад. Состоит рубель из деревянной доски прямоугольной формы с рукоятками на концах. На нижней стороне — скругленные зарубки-зазубрины, а верхнюю украшали резьбой или орнаментом. Принцип работы прост: накрученное на специальный валик — каталку — белье «прокатывали» с максимально сильным нажимом. Раскатанное рубелем бельё становилось мягким, приобретало опрятный вид». Не мытьём, так катаньем!» — процесс нашел отражение в народной поговорке.
Автор фото — Лариса Боброва
Автор Текста — Ксения Бугаенко.
Рукомойник это зафиксированный сосуд с водой, предназначенный для мытья рук и умывания лица.
Простейший вид рукомойника представляет собой деревянный, глиняный или металлический сосуд округлой формы с широкой горловиной для наливания воды, одним или двумя носиками для выливан. ия, и двумя ушками, за которые его подвешивают на цепочке или верёвке. Воду выливали, наклоняя рукомойник. Под рукомойником ставили тазик, в которую выливалась вода.
Русские народные сказки — одна из важнейших частей нашей культуры. Нередко, мы можем встретить в них уже давно позабытые слова. Так, в сказке «Кощей бессмертный» читатели могут обратить внимание на слово «рундук» и заинтересоваться его этимологией.
Значение его разнообразно, но к сожалению, в нынешнее время данное слово вышло из обихода.
Вышеуказанный термин имеет и другие значения, например: скамья, ларь, возвышение со ступеньками или прилавок с ящиками.
Однако, если мы вернемся во времена древней Руси, то это слово предстает в значении «крыльцо». Именно в этом толковании и используется слово «рундук» в сказке Афанасьева. А.
«Вышел царевич на рундук, поглядел на сине море».
Авторы иллюстрации: Егор Ушаков, Анна Грушина, Дарья Бездетнова
Слово «русалка», с точки зрения лингвистов, имеет два происхождения. Первое- от слова «русалий», смысл которого кроется в весеннем славянском празднике, посвященном розам, а второе- от слова «русло», связанное с понятием истока реки. В народе русалок называли водянихами, щекотихами. Русалки в фольклоре относятся к темным силам, поэтому часто упоминаются в сказках, быличках. А после праздника Троицы существовала неделя, которая называпась Русальной.
В разных сказках этот образ неоднозначен: в некоторых произведениях- это молодая девушка с распущенными волосами и белых одеждах (или без одежды), невероятно красивая, в других источниках- это безобразные старухи. Однако в народе верили, что русалками становятся всегда те девушки, которых прокляли до их свадьбы собственные матери.
Русалки могли также в качестве обитания выбрать поля, степи или березовые рощи. Говаривали, что любили они во время отдыха подходить к бабам и щекотать их до смерти, поэтому в Русальную неделю «противоядие» было одно — дать понюхать пучок полыни, от которого нечисть исчезала- славяне всю неделю на Руси, так было принято, носили при себе пучок полыни.
Во время Троицы и на Русальную неделю, да в другие моменты, когда особенно было тяжело, в народе появлялись песенные обереги:
Русалка царица, не загуби душки.
Мы тебе помолимся
А ты нас храни от всякого напастья
Не дай удавиться!
В некоторых деревнях существовала даже традиция: проводы русалок. Женщины шли в лес, срывали ветки березы, заплетали в венки, потом делалось чучело, подобное масленицы, одетое в женский костюм, который разрывали на части и сжигали.
Автор статьи-Ирина Милованова, автор фото- Камилла Нуриманова
Русалочка — это персонаж, который встречается в различных славянских мифах и сказках. В русской фольклорной традиции русалки изображаются как водные существа, обитающие в реках, озерах и прудах. Они имеют человеческую верхнюю часть тела и рыбий хвост, что делает их похожими на мифических морских дев.
Согласно легендам, русалки часто ассоциируются с водой и природой. Их образы могут варьироваться: одни русалки описываются как добрые и дружелюбные, способные помогать людям, другие же считаются опасными и коварными, заманивающими мужчин в водные глубины. В некоторых сказках русалки могут предсказывать будущее или служить хранительницами воды и богатства природы.
Особое внимание в русских сказках уделяется их связи с человеческими судьбами. Русалки могут влю*ься в людей, а иногда даже жертвовать собой ради любви. Однако такие отношения часто заканчиваются трагически, поскольку мир людей и мир водяных существ находятся в противоречии.
В фольклоре русалка также символизирует неразрешенные чувства, тоску и утрату. Она может быть образом души, не нашедшей покоя, что придает ее образу особую глубину и многозначность. Русалочка стала популярным персонажем не только в народных сказаниях, но и в литературе и искусстве, вдохновляя многих авторов на создание новых интерпретаций ее истории.
Русская печь — место в русской избе в котором можно готовить еду использовалась для отопления помещения. Печь строилась из глины или кирпичей. Её обычно топят берестой и дровами. До появления бань мылись в печке. На ней можно было спать. В русских народных сказка всегда была печь: Емеля ездил на печи, а Илья муромец лежал на печи 33 года 3 месяца и 3 дня. Я сам видел русскую печь и считаю, что это самое важное место в избе, ведь это тепло, еда и чистота.
Русско-народный сарафан — это традиционное женское платье без рукавов, которое имеет свои особенности и символику. Обычно он выполнен из легкой ткани, часто украшен вышивкой или узорами. Это символ русской культуры, истории и традиций.
Самое главное — русский народный сарафан сохраняет в себе дух и душу русского народа. Он напоминает о богатстве и красоте русской культуры, о ее традициях и обычаях.
Он соединяет прошлое и настоящее, делая каждую женщину частью великой и красивой русской культуры.
Рушник — это льняное, очень красивое полотенце с узором, вышитое чаще всего вручную. Самые популярные рушники те, которые готовились к свадьбе. Узоры на них были либо вышитые, либо тканые. Создать такой узор — непросто. Это очень кропотливый и трудоемкий процесс. Каждый узор имеет свое значение. Чаще всего на рушниках изображают цветы и птиц.
Еще очень важным был цвет вышитого рушника. Красным и черным цветом чаще всего вышивались рушники на свадьбу — это символизировало о связи поколений, о родственных отношениях, о любви.
Рушники синего цвета обычно украшали дома во время религиозных постов. А вот рушники, вышитые желтыми и оранжевыми нитками встречались нечасто. Но, вне зависимости от цвета изделия и узоров на нем, рушники являлись оберегом от любой злой энергии.
Самым лучшим считалось, если рушник вышивала сама невеста. Люди верили в силу таких изделий.
05-06e9e122f2873" style="text-size-adjust: auto; line-height: 1.38; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt" dir="ltr">
Рушник — это домотканое полотенце, С древних времен рушник сопровождал человека на всех этапах жизни — от рождения до смерти, от радости до горя. Он был неотъемлемой частью обрядов и праздников, свадеб и похорон, был символом чистоты и домашнего уюта.
Рушник украшал храмы и дома, он служил не только для утирания рук, но и для защиты от злых сил, для призыва благословения и защиты. Вышивка на рушнике передавала образы и символы, которые несли в себе глубокий смысл и мудрость предков.
Рушник является символом русского народа, его традиций и истории. Символ единства и целостности, который соединяет нас с нашим прошлым и напоминает о важности сохранения своих корней.
Автор текста: Алёна Сизых Автор фото Константин Разуванов
Славянский народ богат своими обычаями и традициями. Замечательна история слова «рушник». Данный предмет имеет место как в обрядовой практике, так и в повседневной. Что же обозначает данное слово?
Казалось бы оно состоит из корня «руш», что означает «рука», то есть этот предмет для вытирания рук? Однако на Руси были такие вещи, которыми пользовались с этой целью и назывались они рукотеркой, полотенцем или утиркой. Рушник же был иного свойства: он украшался вышивкой, лентами или кружевами, и его использовали для обрядов и ритуалов. Чаще всего это была ткань шириною 35–40 см, а в длину от трех до 5 метров. Рушник- это изделие не простое, оно имело символическое значение и олицетворяло некую связь с предками. Поскольку вышитые знаки- это особый язык зашифрованной истории предков, живущих на этой Земле. Поэтому рушников было разное множество, в зависимости от той информации, которую вложили туда вышивальщицы, хранительницы очага, праматери своих родов. Для обычной жизни рушники могли вышиваться незатейливо, в течение одного-двух световых дней, их защитная сила и состояла как раз — таки в этом. Другие же вышивались непременно в день какой-то проблемы: мора, пожара, голода, вышивать такие рушники заранее было нельзя. В качестве оберега использовались разные рушники: для похорон-»похоронные», на свадьбу-»праздничные», при рождении ребенка-свои рушники, которыми укутывали ребенка, а во время похорон данный рушник вешали на погребальный крест.
Основные цвета-это разные оттенки красных цветов: вишневый, бордовый, алый. Каждая девочка, начиная с пятилетнего возраста, до своего взросления должна наткать и вышить 42 рушника разных смыслов, по искусству которого и судили, мастерица или лентяйка перед ними, поскольку разводов на Руси не было, то к данному процессу подходили основательно и серьезно.
Рюма. Вот сразу и не догадаешься… Возможно — это огромная рюмка. Ну нет, оказывается-это человек, любящий поныть и похныкать, этакий энергетический вампир (Плакса, нытик, или как сейчас говорят — «душный».
Моя бабушка в молодости из деревни в город переехала и всю жизнь за прилавком стояла. Когда на пенсию вышла, не смогла расстаться со своей профессией, все покупала да перепродавала. Пойдет на рынок скажет: «Пойду — поряжусь». Я думал, что наряды свои выгуливать. А оказывается, что торговаться. С частным продавцом всё легче договориться, да цену сбить, копейку сэкономить. Всё на рынок ходила, да торговаться любила. Придёт с полными сумками продуктов, да приговаривает: «Хорошо порядилась!»
Это традиционное русское устройство для кипячения воды, которое используется для приготовления чая. Обычно самовар состоит из большого металлического сосуда, в который помещается вода, и топки, где горит топливо (чаще всего дрова), чтобы нагревать воду.
Верхняя часть самовара обычно служит для заваривания чая. Самовары часто украшены различными узорами и орнаментами, что делает их не только функциональными, но и красивыми предметами интерьера.
Самовар уже традиционно считают одним из символов русского народа, олицетворяя его хлебосольное гостеприимство. Однако чай появился на российских просторах примерно в первой половине XVII века, и только к концу этого столетия наладили его регулярные поставки из Китая в Москву.
Кроме того, самовар никак нельзя назвать русским изобретением. Устройства для подогрева или кипячения воды были известны с давних пор. Примерно два тысячелетия назад их уже применяли в Египте и других регионах мира. Русский самовар родился где-то в первой половине XVIII века, когда в Англии уже широко использовали «чайные вазы» или «чайные урны».
Самым древним в мире пока считается самовар, которому более трёх с половиной тысячелетий. Он найден в 1989 году при исследовании могильного кургана в Шекинском районе Азербайджана. Среди различных горшков, обнаруженных в захоронении, один имел цилиндрическую трубку посередине. Трубка оказалась покрытой сажей, как и внешние стенки горшка. В Суксуне делали самовары вплоть до 2007 года, но сейчас о былом производстве напоминает лишь огромный, высотой 3,2 метра, памятник самовару.
Самовар — это один из самых ярких символов русской культуры и народных традиций. Его название происходит от слова «самоварить», что означает «варить самому». Это устройство, предназначенное для кипячения воды.
История самовара стара. Первые изделия делались из меди. Позже появились образцы из стали и латуни. При этом млжно было, глядя на них, увидеть руку мастера, так как работы получались уникальными.
Славяне известны своим гостеприимством, поскольку за столом всегда собиралась большая семья попить чайку, то для этой цели и пригождался самовар как символ тепла и уюта.
Питие чая на Руси-это целая церемония или традиция. У нас не принято пить пустой чай: он должен быть особенном: например, с листом малины или смородины, а также с баранками или пирожками. Чай может быть с молоком или без, сладкий или нет, в течение дня человек выпивает ни одну чашку, подкрепляя себя.
Самовар старинные имели отверстие для розжига деревяшек, а потом углей, современные же самовары работают от электричества.
Много песен сложило население, которое радо попить чайку-кофейку, ведь чай — это уже практически еда, попив его, человек может протянуть целый день, с голода не умрет.
Автор статьи: Алиса Ермилова. Автор фото: Камилла Нуриманова.
Самовар — это традиционный русский прибор для кипячения воды, который стал неотъемлемой частью русской культуры и быта.
Изготавливаемый из различных материалов, включая медь, латунь и нержавеющую сталь, самовар обычно имеет характерную форму с трубкой для подачи пара и краном для наливания воды. Внешний вид самовара часто украшен художественной резьбой, росписью или эмалью, что делает его не только функциональным предметом, но и произведением искусства.
Самовар ассоциируется с теплом домашнего уюта и семейными традициями. Чайная церемония, проходящая вокруг самовара, становится важным ритуалом, где собираются семья и друзья, обсуждают новости и делятся радостями. Самовар символизирует гостеприимство русской культуры, ведь в каждом доме, где он стоит, всегда рады угостить гостей чаем с вареньем или сладостями.
С течением времени самовар претерпел изменения, но его значение в русской культуре осталось неизменным. Сегодня он не так часто используется в быту, как раньше, но продолжает оставаться популярным на праздниках и особых мероприятиях. Самовар стал символом русской идентичности и национального наследия, а его образ часто встречается в литературе, живописи и народных промыслах.
Самовар появился в России в XVII веке и стал неотъемлемой частью русской культуры и быта. Он часто ассоциируется с традицией чаепития, которая включает в себя не только сам процесс приготовления чая, но и общение за столом.
Самовар обычно имеет металлический корпус, в который помещается вода. Внутри самовара находится трубка (калорифер), через которую проходит горячий воздух от горящего топлива, что способствует нагреву воды.
Существуют разные виды самоваров — от традиционных медных и латунных до современных электрических моделей. Некоторые самовары имеют декоративные элементы, такие как резьба или эмаль, что делает их не только функциональными, но и красивыми.
Чтобы заварить чай, в самовар заливается вода, а в специальный чайник (чаник) помещается заварка. Чайник ставится на верхнюю часть самовара, где он подогревается горячим паром.
Самовар стал символом русского гостеприимства и дружеского общения. Чаепитие из самовара часто сопровождалось песнями, разговорами и угощениями.
Сапоги «Скороходы» — это не просто обувь, а волшебный артефакт, способный переносить своего владельца в мир удивительных приключений. Когда вы надеваете эти сапоги, они словно оживают, наполняясь магией и энергией. Каждый шаг, сделанный в них, звучит как музыка, а дороги и тропинки открываются сами собой, указывая путь к новым горизонтам.
Легенда гласит, что сапоги были созданы древними мастерами, которые владели секретами волшебства. Они способны не только ускорять шаги своего хозяина, но и даровать ему возможность преодолевать любые преграды. Сапоги «Скороходы» могут увести вас в далекие страны, где вы встретите мифических существ, узнаете тайны древних цивилизаций и откроете новые горизонты для своего сердца и ума.
Каждый раз, когда вы надеваете эти сапоги, вы становитесь частью волшебной истории. Их мягкая кожа обнимает ваши ноги, а внутреннее тепло согревает душу. Вы можете путешествовать по заснеженным лесам или по солнечным полям, и каждый шаг будет легким и уверенным.
Но помните: с великой силой приходит и великая ответственность. Сапоги «Скороходы» требуют от своих владельцев мудрости и доброты. Используйте их силу для хороших дел, помогайте тем, кто в этом нуждается, и тогда они откроют перед вами все свои тайны.
Так что, если вы когда-нибудь встретите сапоги «Скороходы», не упустите шанс надеть их. Возможно, именно вам суждено стать героем своей собственной сказки!
Впервые слово сарафан упоминается в 14 веке в Никоновской летописи, образовано оно от персидского языка и означает «через голову».На Руси этот элемент гардероба называли по-другому: кумачник, синяк, косоклинник. Сарафан на ту пору был элементом мужского гардероба, который надевался через голову и шился из дорогих таканей: парчи, замши или шелка. Мужское одеяние носили князья, оно было с длинными откидными рукавами, только спустя десятилетие духовенство позволило носить похожую одежду, а позже и женщины добавили в свой гардероб сарафаны. Крепились сарафаны на лямках или пуговицах и были разными: глухими, распашными.
На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула этот предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. История русского костюма (по воспоминаниям англичанин) называет такой факт:«Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».
Сарафаны- актуальный гардероб, который используют и сегодня современные модницы.
Сарафан- традиционная русская одежда, которая представляет собой длинное платье без рукавов. Обычно его шьют из яркой ткани с интересными узорами, что делает сарафан не только удобным, но и красивым. В прошлые времена сарафан был основным нарядом для женщин, особенно в крестьянской среде. Его носили на праздниках и торжествах, а также в будни.
Сарафан часто сочетается с блузками или рубашками, которые могут быть с длинными или короткими рукавами. Такой стиль позволяет легко менять образы и придавать наряду индивидуальность. В зависимости от региона, сарафаны могут отличаться и по фасону, и по отделке.
Сегодня народный сарафан вновь стал популярным, особенно на народных праздниках и фестивалях. Он символизирует русское наследие и культурную идентичность. Сарафан- это не только часть истории, но и элемент современного модного мира, который вдохновляет дизайнеров на создание уникальных коллекций.
Как-то раз я поделилась с мамой подробностями моего разговора с одноклассницей. В ответ услышала комментарий: «Это же Сарафанная молва». В голосе слышался упрек. Оказывается, так на Руси называли способ обмениваться новостями, а точнее передавать слухи и сплетни. Такую молву называли сарафанной, потому что разговоры передавались между простыми русскими женщинами (обладательницами сарафанов) из уст в уста.
Сахарная
косточка — это говяжья
кость, покрытая хрящами, с губчатым строением ткани и имеющая суставную
головку. Ею угощают собаку в качестве лакомства. Но большинство собаководов не дают ее своим питомцам, потому что в сырых костях присутствуют бактерии, от употребления стираются зубы.
А вот маленьким породам собак они вообще категорически запрещены! Если вы хотите
порадовать своего питомца, то можете сделать угощение сами или купить в зоомагазине.
У Людмилы Улицкой в рассказе «Перловый суп» читаем: «Он был жемчужно-серый, с розоватым, в сторону
моркови, переливом и дополнительным перламутровым мерцанием круглой сахарной
косточки, полузатопленной в кастрюле».
Давным-давно, когда в крестьянских избах и домах не было электричества, люди пользовались лучинами, для того, чтобы осветить дом.
Светец был своеобразным символом русской деревни, русского быта. Это слово довольно часто встречается в русской литературе:
«…Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…» Иван Суриков «Детство»
«Светец» — это специальная подставка под лучину. Делали его из железного прута с зажимом, чтобы лучина не выпала. Она была похожа на вилку, которая крепилась на подставке. Внизу светец дополняли тяжелым по весу металлическим обручем — для устойчивости. Часто в народе за сходство с рогами светец называли «козой» Ее подвешивали над рабочим местом, ставили на пол или втыкали в бревенчатую стену.
Произошло слово «светец» от глагола «светить» или «освещать». В бедных семьях светец делали из дерева (чаще из березы, осины, клена), а в состоятельных и зажиточных семьях они были коваными. Чтобы не случился пожар, под светец ставили ведро с водой или песком, когда лучина прогорала, угольки падали туда и гасли.
Сголуба, что же это такое. Моя бабушка постоянно употребляла эту фразу, когда доставала расписную посуду. » Смотри какая у меня сголуба посуда». Что же означает слово сголуба? Ответ на свой вопрос я нашла в сказах Бажова. На самом деле это слово говорит само за себя. Сголуба — это голубоватый цвет, оттенок. В древней Руси при росписи гжели.
«Сей урожай хорош», один из примеров употребления этого слова. Сей употребляется в мужском роде и означает этот, а сея — женский, соответственно обозначает эта. В произведении Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» наглядный пример использования слова сия:
«Ужели сия грозная мачиха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи?»
Семикаракорскую художественную керамику неслучайно называют жемчужиной Дона. Этот народный промысел несет в себе богатые традиции донского казачества.
Ещё в Vlll-IX веках нашей эры, простейшие керамические изделия изготавливались в поселении Хазарского каганата, который находился всего в 5 километрах от современного города Семикаракорска. А Семикаракорск в свою очередь принадлежит территории Ростовской области. Название этого города в переводе с тюркского языка звучит как «Большая чёрная крепость».
Технология изготовления Семикаракорской фаянсовой посуды на удивление проста. В специальные гипсовые формы заливали специальный жидкий раствор, который в дальнейшем затвердевал. Готовая посуда застывала естественным путём. Затем её дважды придавали обжигу в печах.
В 30-х годах XX века множество кустарных мастерских объединились в отдельную отрасль, образовав семикаракорский райпромкомбинат. В 1972 году приступили к изготовлению художественной керамики. В 1975 году завод стал выпускать изделия для дома и керамические статуэтки.
Семикарокорский завод — единственное предприятие на донской земле, которое занимается изготовлением керамической посуды. Эта посуда стала популярна во многих городах Советского Союза. Она и сегодня дарит радость многим ее обладателям. Кстати, у ростовчан никогда не болит голова, что подарить в качестве сувенира. Для этого у нас есть специализированный магазин ««Аксинья», где всегда можно приобрести семикаракорский фаянс.
Решетчатые», — рассказывает нам русская народная плясовая шуточная песня, А что же значит это давно забытое слово «сени»? В казачьих куренях, деревенских избах и старинных городских домах так называлось нежилое помещение, которое отделяло жилую часть от крыльца. Их делали в виде дощатой, бревенчатой или плетенной из прута трехстенной боковой пристройки. Сени, сенцы, сенница — они были неотъемлемой частью жилища. Само слово происходит от старославянского «сень» — навес, шатер, укрытие, дающие тень. Вошли в сени — оказались под защитой.
Я, городской житель, не сразу поняла, что имела в виду бабушка. Обратилась за помощью к маме, она выросла в деревне и должна понимать, что имеет в виду бабушка. Оказалось, что сенцы — это коридор, а точнее неотапливаемое помещение, находящееся между жилыми помещениями. Сенцы раньше служили хозяйственным помещением и не пропускали холодный воздух в избу. В прежние времена сени (или, иначе, сенцы, сенница) были неотъемлемой частью дома. А представляли они собой проходное помещение, отделяющее крыльцо от жилых комнат. Происходит слово от старославянского «сень», что означает навес, шатер, укрытие, в общем смысле — сооружение или объект, дающие тень. Образно говоря, человек, ступающий с крыльца в сени, символически попадает под покров, защиту и попечение хозяев жилища.
Серп — орудие для срезания злаков и трав. Он состоит из закруглённого лезвия и деревянной рукоятки. Этот инструмент очень древний — появился в эпоху неолита, как орудие для собирания растений.
Серп известен тем, что изображен на флаге Союза Советских Социалистических республик, потому что он являлся символом крестьянства.
У нас дома есть серп, который достался нам от прабабушки. Иногда им пользуются дедушка или мама. Я бы тоже хотела летом попробовать им поработать. Надеюсь у меня получится.
Сирин — это мифическое существо, которое часто встречается в славянской мифологии и фольклоре. В сказках и легендах Сирин обычно изображается как птица с человеческим лицом, обладающая прекрасным голосом. Она символизирует красоту, гармонию и утонченность, но также может ассоциироваться с печалью и тоской.
В русских народных сказках Сирин часто выступает как некий проводник между мирами — миром людей и миром духов. Ее песни могут быть как волшебными, так и предостерегающими. Например, в некоторых историях ее мелодии завораживают слушателей, заставляя их забыть о реальности и погрузиться в мир грез.
Сирин также может символизировать потерю или недостижимую мечту. Ее образ часто связан с идеей о том, что за красотой может скрываться горечь или утрата. В некоторых версиях сказок Сирин может быть связана с темой любви и разлуки, когда ее песни напоминают о потерянных чувствах или о тех, кто ушел.
Таким образом, Сирин в сказках является многогранным образом, который сочетает в себе как радость, так и печаль, вдохновляя на размышления о жизни, любви и человеческих переживаниях
Автор текста- Евангелина Нефедычева, автор рисунка- Камилла Нуриманова
Сито — это предмет, который служит для просеивания муки. Он как обязательная часть домашней утвари любой хозяйки, им пользовались как в стародавние, так и современные времена. При помощи просеивания происходит насыщения муки кислородом. Чаще всего сито бывает круглой формы, реже квадратной. Это ящик или коробка, закрытая с одной стороны мелкозернистой сеткой. Тесто, изготовленное при помощи просеивания муки, называется ситным.
Сито также бывает из крупнозернистой сетки и предназначается оно для процеживания, например, массы томатной, чтобы отделить кожуры и семечки от мякоти для получения томатной пасты или сока. В сите могли сушить семечки, развеивая шелуху и мусор. Ободки или короба делались из коры ивы или сосны.
Сито в русской культуре, а также славянских народов имеет символическое значение: оно обозначает сытный год, поэтому хозяйки всегда вешали на первый план, не пряча от чужих глаз, а первый, выпеченный хлеб нового года сопровождался под добрым взглядом хозяевов под сито.
В некоторых семьях этот предмет представлял собой возможность спрятать от детей чего-нибудь вкусное, например, конфеты, поскольку висело высоко и ребенку было не достать его. Во время свадебной церемонии подходили к молодым и приговаривали: » Чтобы тебя столько хвори в жизни напиться, сколько ты сейчас воды выпил сквозь сито!». Когда заболевала скотина, проливали воду сквозь сито и поили больное животное.
У славян была также традиция-для призвания дождя лили сквозь него воду, а если воды были слишком много, то сито переворачивали вверх дном. Также у славян есть гадания, когда в сито высыпали чечвицу и фасоль, перемешивая, говаривали: «Чудеса при нас, выбери и загадай, сито волшебное…!»
Считается, что муку лучше просеивать в кругом сите, которое напоминает солнце и делать надо это в добром расположении духа, что не гневить небесные силы.
Автор статьи- Ниткита Сухин, автор фото-Ирина Милованова.
Скалка — это кухонная утварь, предназначенная в первую очередь для раскатывания теста. Она бывает цилиндрической и веретенообразной формы.
Скалка может раскатывать как песочное, так и пресное или даже дрожжевое тесто.
Нельзя не отметить и то, что история возникновения скалки возникла не тысячу, не две, а целых 3000 лет назад. Целых 30 веков назад этруски пользовались каменными скалками, жили они на территории современной Италии и были предшественниками римской культуры и цивилизации. После этого скалками начали пользоваться и другие народы. Ну, а в других частях света для раскатывания теста использовали цилиндры из глины и дерева.
Скалки не отличаются особой формой или ценностью, но ни одна кухонная хозяйка не обходится без скалки. В конце XIX века американец Джон Рид изобрел стандартную современную скалку с цилиндром из дерева в центре и ручками с обеих сторон и запатентовал ее.
Также в прошлом хозяйки нередко вместо скалки использовали стеклянную бутылку. В середине XVIII века в Англии появились полые стеклянные скалки. С их помощью не только раскатывали тесто, но и хранили внутри специи, кофе и уксус. Такие изделия часто дарили на свадьбу. На Руси такая утварь не получила распространения.
Раньше ими не только раскатывали тесто, но и гладили одежду вместо утюга. В этом случае ткань наматывали на скалку и разглаживали тяжелой деревянной доской с желобками(рубелем). В советских стиральных машинах механизм отжима был следующим: бельё отжимали между двух скалок, которые крутились в противоположном направлении по отношению друг к другу.
Скоморохи — это яркие колоритные персонажи русской народной культуры, которые играли важную роль в народных праздниках и развлечениях. Они были своего рода народными артистами, сочетая в себе элементы актерского мастерства, музыки, танца и шутовства. Скоморохи выступали на ярмарках, свадьбах и других общественных мероприятиях, привнося в жизнь людей радость и веселье.
Внешний вид скоморохов был весьма выразительным: они носили яркие, разноцветные костюмы, украшенные вышивкой и лоскутами. Лица у артистов были раскрашены, что добавляло им комического вида. В их репертуаре были шутки, песни, танцы, а также различные сценки и импровизации, глядя на которые публика хохотала от души.
Скоморохи часто высмеивали недостатки общества и человеческие пороки, их искусство было не только развлекательным, но и социальным: артисты могли задавать острые вопросы о жизни и морали, обличая несправедливость и лицемерие.
В настоящее время слово «скоморох» стало именем нарицательным, так часто называют человека, над которым смеются из-за нелепых поступков или неуместных шуток. Наследие скоморохов продолжает жить в русской культуре, найдя отражение в театре, музыке и фольклоре.
Таким образом, скоморохи — это важные носители народной мудрости и традиций, которые помогали людям справляться с трудностями жизни через смех и искусство.