Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 447
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Отражены термины с августа 2024 года. Показать термины за все годы. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 1
 
Божества 2
 
Быт 14
 
Внешность
 
Верования 4
 
Вышивка 1
 
Дом_двор 1
 
Еда 6
 
Живопись
 
Животные 17
 
Занятия_Профессии 2
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 2
 
Лес 2
 
Музыка
 
Одежда_обувь 2
 
Оружие
 
Праздники 3
 
Поделки 2
 
Посуда 3
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 3
 
Сказки 25
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 2
 
Строения 2
 
Суеверия 2
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 1
 
Традиции 4
 
Фразеологизмы
 
Украшения 1
 
Утварь 4
 
Фольклор 15
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ

Страница 1 из 4 | 2 | 3 | 4 | Следующая | Последняя

Всего статей 160

Аленушка — один из самых известных персонажей русских народных сказок. Эта героиня всегда ассоциируется с добротой и сестринской люблвью. Ее образ таков: девушка с длинными светлыми волосами как образ чистоты, любви и невинности.
 
Данный персонаж встречается в различных версиях народных сказок, но наиболее известна в сказке «Аленушка и братец Иванушка», там она изображается как преданная сестра, готовая на всё ради своего младшего брата.
Сюжет сказки прост: рассказывается о том, как Аленушка заботится о своём Иванушке. Они живут в деревне, и их жизнь полна простых радостей и трудностей. Однажды, играя на лугу, братец решает попробовать молоко у козы, но в результате неосторожности превращается в козленка. Аленушка, не оставляя Иванушку в беде, берёт его под свою защиту и начинает искать способ вернуть его в человеческий облик.
 
На протяжении всей сказки героиня сталкивается с различными испытаниями: она встречает волшебных существ, проходит через леса и поля, преодолевает трудности и опасности. Однако её доброта и любовь к брату помогают ей находить решения и выходы из сложных ситуаций. В этом проявляется ее смелость, мудрость и решимость. Такие качества помогают преодолеть все преграды. В качестве подарка- воссоединение с семьей.
 
 
Автор статьи: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камилла Нуриманова
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Аленушка — это персонаж русских народных сказок, часто изображаемый как добрая и наивная девушка. Она обычно ассоциируется с образом идеальной русской женщины, символизирующей красоту, доброту и заботу. В сказках Аленушка часто попадает в различные приключения, сталкивается с трудностями, но всегда сохраняет свою доброту и веру в лучшее.
 
Один из самых известных сюжетов с Аленушкой связан с её братом Иванушкой-дурачком. В этой сказке Аленушка помогает своему брату преодолевать трудности, а также сталкивается с различными злодеями и волшебными существами.
 
Автор рисунка: София Волкова.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
15.0
20
 0 
 
 0 
Баба Яга — одна из самых известных персонажей русских народных сказок. Это представитель темной силы женского пола. Она изображается как старая женщина с магическими способностями. Героиня живет далеко от людей в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Удивительно, что человечество неоднозначно относится к этому персонажу, поэтому героиня может выступать в различных вариациях: как злое, так и доброе существо.
 
Современные исследователи считают, что слово «Яга» относится к праславянскому «Ega» — змея, гадюка, родственному литовскому слову «Angis» с тем же значением.
Баба Яга упоминается в следующих русских народных сказках: «Баба-Яга»; «Гуси-лебеди»; «Царевна-лягушка»; «Василиса Прекрасная»; «Марья Моревна»; «Избушка на курьих ножках»; «Пёрышко Финиста ясно сокола».
 
Если рассмотреть героиню поближе, то портрет ее почти одинаков: морщинистая женщина с крючкообразным орлиным носом, скрипучим голосом и костлявами руками. На вид Яге далеко за…90 иди 900, а может, она вообще без возраста. Она служитель темной силы и питается человечинкой: любит «покушать» маленьких детей, случайно затерявшихся в лесу.
 
А живет Яга в однокомнатной небольшой избушке на курях ножках, которая может поворачиваться «к лесу задом». Чтобы попасть внутрь, герою нужно произнести специальное заклинание. Баба Яга может быть как злой, так и доброй. Иногда она помогает героям, давая им советы или магические предметы, а иногда ставит перед ними трудные испытания.
 
Баба Яга- это олицетворение двух миров, живых и мертвых. В настоящее время выражение «Баба Яга» часто используется в повседневной жизни, так обычно называют неопрятного, плохо выглядящего человека, который не следит за собой.
 
Автор текста: Александр Тихонов.
Автор фото: Варвара Чугаева
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
2 ]
 0 
 
 0 
Баба Яга — яркая и загадочная фигура русских народных сказок, олицетворяющая двойственность. С одной стороны, она страшная ведьма с костяной ногой, а с другой — мудрая хранительница древних знаний. Её образы полны контрастов: она может быть злобной, но часто помогает героям, если те проявляют смекалку и доброту.
 
Избушка на курьих ножках символизирует переменчивость. Она может повернуться к путнику лицом или спиной, как и сама Баба Яга. Этот образ подчеркивает, что добро и зло часто идут рука об руку, а истинная сила заключается в умении понимать сложную природу жизни. Баба Яга остается символом загадки и противоречия, вдохновляя поколения на поиски смысла в мире сказок.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
 
 
13.0
20
 0 
 
 0 
Баба-Яга является одним из самых известных персонажей русского фольклора, и её образ многогранен. С одной стороны, она может показаться злодейкой, которая похищает детей и мешает героям. С другой стороны, она выполняет важную роль в сказках, выступая как хранительница знаний и проводник между мирами.

Исследователи фольклора отмечают, что Баба-Яга символизирует переходные состояния между жизнью и смертью. Даже в ее имени есть эта двойственность. Баба — символ чего-то живого, того, что порождает жизнь. И яга, что в переводе со старославянского — подземные гады.

Её образы часто отражают страхи и надежды людей, а также их представления о мире. Например, она может помочь герою в его путешествии, предоставляя ему необходимые советы или магические предметы, что подчеркивает её двойственную природу.
Таким образом, Баба-Яга не является однозначно отрицательным персонажем. Она представляет собой сложный символ, который может как угрожать, так и помогать, в зависимости от контекста сказки и намерений героя.
Так что боятся ее не стоит. Если вы не в сказке «Гуси-лебеди», конечно.

Автор текста: Елизавета Останкова.
Автор иллюстрации: Елизавета Останкова.
 
19.0
20
1 ] 
Баня — это одно из самых сокровенных мест, в которых происходит очищение души и тела. В старину это место использовалось не только для очищения тела, но и в сакральном его применении: именно в данной комнате происходили сокровенные вещи, девушки гадали на женихов, а молодую пару отправляли вместе, для сокрытия от сглаза в уединенное от всех место.
 
Перед нами ванная комната, по современному, или баня-парная царя Алексея Михайловича Романова. Комната достаточна просторная, много полок. Справа стоит печь, которая жарко натапливалась, а в центре была большая кадушка, в которую можно нырнуть и погреться, бочка большого размера.
Полки разноуровненые, сделаны из сосны. Славяне любили использовать в бане разные веники: березовые, дубовые и липовые. Во время приема очищения на угли печи лился навар разных трав: из ромашки, шалфея, липы, медянника, который добавлял замечательный аромат.
Царь использовал эту замечательную особенность-омовения души и тела — по своему: например, сочетая полезное с приятным, приглашал послов или других высокопоставленных лиц. Известно из истории посла из Великобритании, который очень удивлялся данному приему и всему процессу: царь сидит в жаре, да еще просит себя нахлестывать разными ветками и вениками.
Обычно после такого приема всем, кто был в купальне, предлагается теплый медовый напиток или клюквенный морс, компот.
 
Автор статьи и фото- Ирина Милованова
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
Тэги:  Традиции
20.0
20
1 ] 
Белка — один из ярких и симпатичных персонажей русских народных сказок. Она часто изображается как ловкая, умная и хитрая, что делает её важным элементом многих сюжетов. В сказках белка может выполнять различные роли, от помощника главного героя до символа трудолюбия и находчивости.
 
В большинстве случаев белка ассоциируется с лесом и природой, что подчеркивает её связь с окружающим миром. Её образ часто наполнен положительными чертами: белка умело собирает орехи, строит гнездо и заботится о своих детенышах. Эти качества делают её символом трудолюбия и заботы о семье.
 
Кроме того, белка может быть изображена как объект восхищения или даже соперничества. В сказках о животных её часто ставят в противостояние с другими лесными обитателями, такими как волк или лиса. Эти конфликты могут иллюстрировать борьбу между добром и злом, где белка олицетворяет доброту и находчивость, а её противники — хитрость и коварство.
 
Таким образом, образ белки в русских народных сказках является многогранным. Она символизирует трудолюбие, умение находить выход из сложных ситуаций и заботу о близких. Белка продолжает оставаться любимым персонажем фольклора, вдохновляя на создание новых историй и адаптаций.
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Белокаменный город в русской народной культуре — это символ идеального места, олицетворяющий красоту, благополучие и защищенность. Образ белокаменного города часто встречается в сказках, былинах и песнях, где он служит фоном для различных событий и приключений.
 
Каменное строительство на Руси стало развиваться с приходом Ярослава Мудрого (XI в.). Это был очень трудоемкий процесс, камни приходилось везти издалека, затем вручную поднимать их и обрабатывать. Часто здоровье рабочих подрывалось после таких работ. До наших дней сохранились многие произведения архитектуры из белого камня в таких городах как Суздаль, Владимир, Ярославль, Москва и т. д.
 
В народных сказках белокаменный город часто изображается как место, где живут цари, мудрые старцы или волшебные существа. Это город, полный чудес, где царит гармония и процветание. Он может быть окружен высокими стенами и крепостями, что символизирует защиту от внешних угроз и стабильность. Белокаменный город также ассоциируется с мечтой о лучшей жизни. Герои сказок часто стремятся попасть в этот город, преодолевая трудности и опасности на своем пути.
 
Таким образом, белокаменный город в русской народной культуре воплощает мечты о безопасности, счастье и гармонии, вдохновляя людей на поиски своего собственного «белокаменного» идеала в жизни.
 
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Наталья Тихонова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
В русских сказках беркут часто выступает в роли символа силы, мудрости и могущества. Это величественная птица, которая может быть как положительным, так и отрицательным персонажем в зависимости от контекста сказки.
 
Например, беркут может быть защитником героев, помогая им в трудных ситуациях, или же он может служить испытанием на пути к достижению цели. В некоторых сказках беркут может олицетворять силу природы или духа, который охраняет леса и горы.
 
Также стоит отметить, что беркут как образ может быть связан с темой свободы и стремления к высоте, что делает его популярным мотивом в русской фольклорной традиции. Если вас интересует конкретная сказка или сюжет с беркутом, дайте знать!
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
17.0
20
 0 
 
 0 
Блины — это традиционное русское блюдо. Они пекутся на сковороде из жидкого теста, подаются на стол горячими. Блин имеет форму круга, поэтому ещё древние славяне ассоциировали его с солнцем.
 
В устном народном творчестве блины занимают особое место. Например, русская народная песня «Блины» описывает процесс их приготовления и радость от полученного результата. Всем известно крылатое выражение «Первый блин комом», которое означает, что с первого раза мало у кого получается всё сделать хорошо, нужно потрудиться, приобрести опыт, а затем попробовать ещё раз. Пословицу «Где блины, там и мы; где с маслом каша, там и место наше» можно интерпретировать как мысль о том, что человеку всегда хорошо в уютной домашней обстановке.
 
Для меня блины — это радость, праздник, веселье, хорошее настроение! Блины готовят с разными начинками: творог, варенье, мёд, сметана, грибы, фрукты. Я предпочитаю блинчики с мясом, ведь это не только очень вкусно, но и сытно!
 
Автор фото и текста Александр Тихонов
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
16.5
20
1 ]
 0 
 
 0 
Блины — блюдо русской национальной кухни, которое МОЖНО СДЕЛАТЬ из любой муки: пшеничной, гречневой, овсяной, манной, кукурузной, овсяной или ржаной, а также с добавлением молока или кефира к воде с содой или дрожами. Что характерно, то все население страны делятся на 2 группы: те, которые любят блины тоненькие, с дырочками, и на тех, кто любит толстенькие, дрожжевые.
В любом случае, это очень вкусное лакомство, которое можно вкушать с мёдом, вареньем, сметанкой или сгущенкой.
 
По сей день остаётся загадкой, кто же создал блины. Первые отмечания о блюде относятся к 5 веку до нашей эры. По одной из многочисленных версий, легенда гласит, что блины появились после того, как люди смогли перерабатывать зёрна в муку. В другой версии отмечается, что в 1005 году один из поваров забыл в печи молочный кисель, который поджарился до хрустящей корочки. После того, как другие это опробовали, десерт пришёлся всем по вкусу и это лакомство стали готовить постоянно, оно стало очень популярным.
Итак, в конце хочется отметить, что на свете довольно мало людей, которым бы не понравились блины. Каждому они нравятся по-своему, но все их любят и едят с удовольствием.
 
 
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
 
6.0
20
1 ]
 0 
 
Бобыль — это холостой мужчина, без семьи и детей, ведет одинокую жизнь и часто становится объектом шуток и насмешек. В традиционном обществе человек, который не желает связывать свою жизнь с женщиной, считается странным.
 
Интересно, что на Руси в XV–XVIII вв. данный термин имел совсем другой смысл. Бобылями называли мужчин, которые не имели своего земельного надела и дома. Они работали за еду и кров на помещиков и не пользовались уважением в обществе. Не имея ничего за душой, трудно было создать семью, поэтому и были бобыли одинокими, никому не нужными.
 
В русских пословицах и поговорках можно встретить выражения, высмеивающие холостяков. Например: «У бабы на уме, у бабы на языке, а у бобыля — ни ума, ни языка». Это подчеркивает стереотип о том, что холостяки не способны на глубокие чувства и не понимают радостей семейной жизни. Пословица «Ни роду, ни племени. Бобыль бобылем. Круглый сирота и сверху и снизу» показывает то, что люди всегда относились к одиноким мужчинам как к не совсем полноценным, обделенным.
 
Несмотря на насмешки, бобыли иногда изображаются как мудрые и опытные люди, которые знают цену жизни и труда. Они могут быть хранителями народных традиций и обычаев, а их одиночество — это выбор, основанный на глубоком понимании жизни. В современном мире образ бобыля становится символом свободы и независимости, а также возможности выбора пути в жизни.
 
Таким образом, образ бобыля в русской народной культуре является многозначным и отражает различные аспекты человеческой жизни: от одиночества до мудрости и внутренней силы.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
 0 
 
 0 
Сварог — один из наиболее значимых богов в славянской мифологии и русской народной культуре. Он ассоциируется с небом, огнем, солнцем и ремеслом, особенно кузнечным делом. Сварог считается творцом, который наделил людей знаниями и умениями, необходимыми для жизни.
 
Сварог рассматривается в славянской мифологии как бог — творец, который создал мир и все живое. В некоторых источниках его образ связывают с солнечным светом и теплом, что делает его символом жизни и плодородия. Сварог также отвечает за порядок и гармонию в мире.
 
Как покровитель кузнецов, Сварог олицетворяет мастерство и труд. В народных поверьях кузнецы считались особым сословием, а их работа была связана с магией и тайнами. Сварог даровал людям знания о том, как обрабатывать металл и создавать инструменты, которые были необходимы для сельского хозяйства и быта.
 
Сварога часто связывают с солнечным светом. В некоторых мифах он изображается как солнце или как его покровитель. Огненная стихия, которую он представляет, символизирует тепло, жизнь и очищение. В народных праздниках и ритуалах огонь играл важную роль, и Сварог почитался как защитник домашнего очага.
 
Сварог занимает важное место в русской народной культуре как символ творчества, мастерства и жизненной силы. Его образ отражает уважение к труду и ремеслу, а также связь человека с природой и космосом.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
 0 
 
 0 
Богатырь — это сильный человек, герой, защитник родной земли.
 
Богатыри занимают особое место в русской народной культуре, символизируя силу, мужество и благородство. Эти героические персонажи способны противостоять любым врагам и преодолевать трудности.
 
Самые известные русские богатыри: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич» и «Алеша Попович». О них написаны былины, песни и сказания, в которых прославляется сила героев, а также их верность, честь, ум и смекалка. Богатыри часто сражаются со злодеями, защищая простых людей и государство от угроз.
 
Илья Муромец был реальным человеком, он родился в Муроме, согласно легенде 33 года богатырь лежал на печи, но затем, благодаря чуду, смог встать на ноги и совершил немало подвигов. В Муроме возведён памятник Илье Муромцу.
 
Современные русские люди являются потомками великих богатырей, думаю, именно поэтому так много героев сейчас живёт среди нас — это в первую очередь те, кто сражаются в рамках СВО на Украине. «Славна богатырями земля русская» — старая русская пословица, которая скорее всего никогда не потеряет свою актуальность, пока существует Россия и русский народ!
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
13.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Богатырь — это один из самых значимых и ярких персонажей славянского фольклора, особенно в русских народных сказках и былинах. Он олицетворяет идеалы мужества, силы, доблести и благородства. Вот несколько ключевых аспектов, связанных с образом богатыря:
 
Сила и мужество: Богатыри известны своей физической силой и способностью преодолевать любые преграды. Они часто сражаются с чудовищами, врагами и другими опасностями, защищая свою землю и народ.
Защитники народа: Богатыри выступают в роли защитников Родины, часто сражаясь с иноземными захватчиками или злыми силами. Их подвиги служат примером для подражания и вдохновляют других.
 
Моральные качества: Богатыри не только сильны, но и мудры. Они обладают высоким чувством справедливости, честности и благородства, что делает их образцами для подражания.
 
Легендарные имена: Среди наиболее известных богатырей можно выделить Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Каждый из них имеет свои уникальные черты и истории, но все они объединены общей темой героизма.
 
Сказания и былины: Богатыри часто становятся главными героями былин эпических поэм, которые рассказывают о их подвигах, сражениях и приключениях. Эти произведения передавались устно из поколения в поколение и имели важную роль в образовании национальной идентичности.
Символы силы и справедливости: В культуре богатырь стал символом силы, мужества и защиты справедливости.
 
Таким образом, богатырь в славянском фольклоре это не просто герой, а целый символ, олицетворяющий лучшие качества человека и служащий примером для будущих поколений
 
Автор рисунка: Дарья Пышкина
Автор текста: Виктория Зенцова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Фольклор
17.0
20
 0 
 
 0 
Богатырь — это герой русских народных сказок и былин, обладающий выдающимися физическими и моральными качествами. Обычно богатырь изображается как сильный, смелый и доблестный воин, защищающий свою землю и народ от врагов и зла. В русской культуре богатырь символизирует силу, мужество и благородство.
 
Вот примеры самых известных богатырей. Илья Муромец — известный своей силой и благородством. Он часто сражается с чудовищами и защищает Русь от врагов. Добрыня Никитич — славится своей мудростью и храбростью. Он часто изображается как защитник женщин и слабых. Александр Невский — историческая фигура, также ставшая богатырем в народной памяти, известен своими победами над врагами Руси.
 
Богатыри часто сражаются с различными злодеями, такими как змей Горыныч или другие чудовища, и их подвиги становятся основой для множества сказок и былин.

Автор рисунка: Кристина Сагидова.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
16.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Лада — одна из центральных фигур в славянской мифологии. Она олицетворяет любовь, красоту, семейное благополучие и плодородие. Лада часто ассоциируется с весной и возрождением природы, что делает её важной для земледельцев и тех, кто стремится к гармонии в семье.
 
Лада символизирует не только романтическую любовь, но и любовь как основу семейного счастья. Её культ был особенно важен для молодожёнов, которые просили её благословения на счастливую жизнь в браке. Богиня часто изображается как прекрасная женщина, олицетворяющая идеал женственности и материнства.
 
Лада также ассоциируется с плодородием и урожаем. Как богиня, дарующая жизнь, она заботится о земле и помогает растениям расти. Она также связана с весной и обновлением природы. Время её почитания совпадало с началом весенних работ, когда люди просили её о хорошей погоде и щедром урожае. Праздники, посвящённые Ладе, отмечались с песнями, танцами и ритуалами, направленными на привлечение её благословения.
 
Ладу почитали во время свадебных обрядов, когда молодые супруги обращались к ней с просьбой о счастье в семейной жизни. Также проводились ритуалы в честь этой богини во время весенних праздников, таких как Масленица или Купала, когда люди собирались вместе, чтобы отпраздновать приход тепла и света.
 
Богиня Лада занимает важное место в русской народной культуре как богиня любви, красоты и плодородия. Её образ отражает стремление людей к гармонии в семье и окружающем мире.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
15.0
20
 0 
 
 0 
Болотник — это чудовище, живущее на болоте. Болотная нечисть занимает особое место в русской народной культуре и фольклоре. Этот персонаж ассоциируется с водными просторами, где по народным поверьям обитают различные духи и волшебные создания.
 
Болотник способен вводить людей в заблуждение, заманивать их в болота и затягивать в свои сети. В русских сказках и легендах это существо может выступать как злой дух, который наказывает тех, кто не уважает природу или нарушает её законы. Он также может быть связан с темой потери и заблуждения: люди, заблудившиеся в лесах или на болотах, часто встречаются с болотником, который может оказаться как другом, так и врагом.
 
Существует множество примет и суеверий, связанных с болотниками. Например, считалось, что если человек слышит странные звуки или видит мерцание огней на болоте, это может быть знаком того, что его пытается завлечь эта нечисть. В народной культуре существует множество обрядов и ритуалов, направленных на защиту от болотных духов.
 
Таким образом, болотник в русской народной культуре олицетворяет опасность и страхи, связанные с природой, напоминает людям о необходимости уважения к окружающему миру, ведь в нем еще так много загадочного и неизведанного.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Бочка — символ традиций:
 
Бочка это не просто емкость, а настоящий символ хранения и выдержки, пропитанный многими веками традиций. Она часто ассоциируется с виноделием, пивоварением и бочковым хранением различных продуктов, даря нам богатство вкусов и ароматов. Строение и материал:
Бочки обычно изготавливаются из дуба, что придает им уникальные свойства. Древесина позволяет кислороду медленно проникать внутрь, гармонизируя вкусы и развивая сложные ароматы. Каждая бочка — это искусство, где мастер создает идеальные условия для созревания напитков.

Не только алкоголь, но и такие продукты, как мед, оливковое масло или уксус, могут храниться в бочках. Это придает им дополнительные оттенки вкуса, создавая неповторимые кулинарные шедевры. Бочки становятся неотъемлемой частью гастрономической культуры.
 
Бочка важный атрибут не только на кухне, но и в быту, ведь в ней хранится и вино для праздников, и ресурсы для повседневной жизни. Она олицетворяет комфорт, укрытие и традиции. Бочки, как и их содержимое, бережно передаются из поколения в поколение, объединяя людей и создавая уникальные образы для праздников и торжеств.
 
Бочка — это не просто предмет, а хранитель истории, культуры и радости на каждом столе!
 
Автор статьи Ринат Ягудин, автор фото Ирина Милованова
 
15.0
20
 0 
 
 0 
Слово купель- предмет бондарского происхождения. своими корнями уходит глубоко в древний Египет. Изначально там были из камня построены ванны, наполненные различными травами и снадобьями, в которые опускались до четырех раз в день привилегированные египтяне. Целебные свойства горячих ванн с добавлением эфирных масел было открыто людьми этой страны еще 4000 лет тому назад. Подобные ванночки вскоре появились в Риме и Японии, которые сопровождали отдыхающих массажем и упражнениями.
 
В России появили бочки-купели из твердой древесины, дубовые, которые не боятся воды и влаги, их использовали с целью окунуться после парной. Бани чаще всего строили на берегу озер или речек, чтобы можно было окунуться в них после парилки, люди выбегали на речку и принимали охдаждающие природные ванны.
Позже купель наполняли ледяной водой, в которую добавляли раскаленные угли. Перед нами образец купели царя Алексея Михайловича Романова (царский дворец в усадьбе Коломенское), которая стоит посредине его бани, в данной комнате он любил принимать гостей. Внутри купели стоял табурет, сзади небольшая лестница. Принимать купель можно сидя или стоя.
Для проведения этой церемонии всем участникам выдавались рубашки. За самочувствием принимавшим участие в купели строго следили, чтобы никому вдруг не стало плохо.
После посещения купели полагался охлаждающий напиток: чай с брусникой, медом или компот.
 
Автор статьи и фото-Ирина Милованова
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
11.0
20
1 ]
 0 
 
Братина — это традиционная посуда, изготовленная из дерева, предназначенная для хранения и подачи напитков. Братина имеет характерную форму: обычно она широкая и низкая, с толстыми стенками и иногда с ручками. Сосуд обычно имеет округлую или овальную форму, что позволяет удобно наливать напитки.
Бывают разных размеров, от небольших до довольно крупных, что делает их удобными для подачи напитков на стол.
 
Братина имеет глубокие корни в славянской культуре и часто ассоциируется с традиционными русскими застольями. Она использовалась в народных праздниках и обрядах, а также в повседневной жизни.
 
В современном мире братины могут использоваться как для практических целей, так и в качестве элемента декора. Они часто встречаются на народных праздниках, в ресторанах с национальной кухней или в качестве сувениров.
 
Автор рисунка Никита Байдерин
Автор текста Светлана Разуванова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
17.0
20
 0 
 
 0 
Ну, посмотрите, как аппетитно смотрятся наши булочки, мимо которых нельзя так, равнодушно пройти. Так и потянешь носом, чтобы весь аромат вобрать в себя. ПОСКОЛЬ НЕЛЬЗЯ ПОПРОБОВАТЬ ФОТО. то можно представить. А ВЕДЬ НА Руси каждая хозяйка имеет свой, любимый рецепт, которым она славится как мастерица, как настоящая хозйка. К такой идут за рецептом, славят ее, восклицая: » Золотые ручки, у тебя, милая!»
Да, и это все о наших замечательных булочках! Откуда же стал известен рецепт и кто первый начал выпекать такое блюдо? Мелить зерно в муку и выпекать на Руси булочки стали давно, точное время истории неизвестно. Россия славятся широким разнообразием похожих изделий.
Рецепт их, примерно, одинаков: всегда готовится дрожжевой тесто, а потом в раскатанные отрезанные или аккуратно оторванные кусочки теста добавляется начинка: варенье, джем, прокрученный фарш или жареная печень. Булочки могут быть пустыми, если внутрь вы добавили изюм или мак.
Чтобы тесто было мягким и славилось своим подъемом, хозяйки выбирают уже проверенную муку и хорошие дрожжи.
 
Булочки-это сердце хозяйки
 
Автор статьи- Архип Ордин. Автор фото- Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
7.0
20
1 ]
 0 
 
Валенки — традиционные сапоги, сделанные из войлока, коровьей, овчинной, козьей, верблюжьей или кроличьей шерсти. Обувь используется для хождения по снегу в холодное время года. Валенки появились в России ещё в 18 веке. Их начали изготовления крестьяне, чтобы создать теплую и практичную обувь.
Раньше валенки были очень популярны, но сейчас эта известность исчезла. Почему?
1) Сейчас с каждым годом всё больше развиваются технологии, а вместе с ними становится всё больше качественных и удобных материалов, которые обеспечивают прекрасную теплоизоляцию, но при этом легче и красивее.
2) Производство валенок требует огромнейшее количество шерсти, поэтому они стоят довольно дорого. И конечно этой обуви нужен особый уход: валенки нельзя стирать, потому что как только они намокают, они теряют свои свойства.
3) В последнее время всё больше людей задумываются об экологии, о влиянии своих различных покупок на окружающую среду. Из-за того, что валенки производятся из натуральной шерсти, у многих людей встают вопросы о защите бедных животных.
Но несмотря на утрату популярности валенок, есть люди, которые до сих пор пользуются этой обувью.
Когда я писала эту работу, нашла очень интересный факт про валенки: считается, что обувь помогает при лечении некоторых заболеваний, таких как артрит и ревматизм. Это очень полезно, ведь к сожалению у нас есть люди с такими болезнями.
В заключение нашей работы хочется сказать, что несмотря на все недостатки валенок, это не просто обувь, а часть культурного наследия нашей страны.
 
 
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
 
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
20
1 ]
 0 
 
Варежки — это уютный и теплый аксессуар, который не только защищает руки от холода, но и добавляет стиль в зимний гардероб.
 
Доподлинно неизвестно, откуда возникло слово «варежки». По одной из версий, оно происходит от древнерусского глагола «варити»защищать, оберегать, то есть, возможно, изначально этот аксессуар рассматривался как оберег. По другой версии варежки назвали так из-за особенностей процесса их изготовления: дело в том, что их обычно варили, чтобы материал был более плотный и тёплый.
 
Варежки-это предмет, без которого на Руси не обходится ни одна семья. Зимы у нас длинные и холодные. Любая хозяюшка-мастерица с малолетства училась прясть пряжу и вязать варежки. В каждой семье были особые «изюминки», рисунки, которые демонстрировали отличия одной продукции от другой. Варежки было принято заготавливать заранее, по многу пар, Так как зимой они непременно использовались. У ребят маленьких назывались рукавичками, постарше- варежками .
 
Таким образом, варежки — это не просто предмет одежды, а важный элемент народной культуры, который отражает традиции, искусство и ценности общества.
 
 
Автор текста: Александр Тихонов
Автор иллюстрации: Александр Чухланцев
20.0
20
 0 
 
 0 
Василиса Прекрасная — одна из самых известных героинь русских народных сказок.
Она является олицетворением красоты, доброты и мудрости. Имя «Василиса» означает «жена царя» в переводе с греческого, появилось в Древней Руси в начале XIII века. Поскольку с данным именем связаны этапы преодоления жизненных трудностей, то героиня в русских сказках будет посылать молодых людей на различные испытания. Самые достойные будут награждены. Она предлагает молодому избраннику отрубить палец или прыгнуть в котел с кипящей водой.
 
Василиса проявляет доброту и готовность помогать другим, что делает её привлекательной не только для мужчин, но и для всех окружающих. Несмотря на трудности, с которыми она сталкивается, Васила Прекрасная-это всегда молодая девушка, которая замечательна своей не только внешней красотой, но и внутренней. Это светлый образ, который любим у славянского населения.
 
Василиса всегда найдет выход из трудной ситуации, ведь ее сила и мудрость передалась от покойной матери, в этом ее оберег. Василиса-это свет, добро и тепло. В разных сказках Василиса сама может пройти испытания: коварство мачехи или Бабы-Яги ее не сломляет, наоборот, на помощь приходит память о матушке, ее слова, заклинания и наставления.
Василиса в юности-это принципиальная и гордая девушка, которую надо победить умом или мудростью. Она хорошая хозяюшка, рукодельница и большая труженица. Завоевать такую престницу очень трудно, но оно стоит того.
 
Василиса Прекрасная — это не просто сказочная героиня, но и символ русского фольклора, воплощающий в себе мудрость, доброту и чистоту.
 
Автор статьи- Алина Талюсова. Автор фото- Камилла Нуриманова
 
 
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
Тэги:  Сказки
19.5
20
2 ]
 0 
 
 0 
Ведьма — это женщина, которая обладает сверхъестественными способностями, злая колдунья. Это слово в русских народных сказках в основном носит негативный характер. Интересно, что происходит «ведьма» от древнеславянского слова «ведь», которое означает «знать», то есть изначально это понятие не было отрицательным, оно означало мудрую женщину, которая много знает. «Ведьма понимает голос ветра» — старая русская поговорка.
 
В русской народной культуре ведьма является символом как страха, так и уважения. В фольклоре ведьмы часто изображаются как женщины с особыми магическими способностями, которые могут как помогать, так и вредить людям. Ведьмы в народных сказках часто ассоциируются с природой и ее силами. Они могут управлять погодой, вызывать бурю или, наоборот, приносить дождь в засушливые времена. В некоторых случаях ведьмы выступают как защитницы, оберегающие деревню от злых духов или страшных болезней. Ведьмы могли быть обвинены в колдовстве и преследованы, особенно в периоды социальной нестабильности.
 
Таким образом, ведьма в русской народной культуре является неоднозначным символом, отражающим как страх перед неизвестным, так и надежду на помощь в трудные времена.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
ВЕРТЕП — это удивительное явление украинской культуры, которое представляет собой народный кукольный театр. Он стал особенно популярным в 17–19 веках. Обычно такие представления устраивались в Рождество, когда семьи собирались вместе, чтобы увидеть яркие и увлекательные истории, оживленные с помощью кукол.
 
Вертеп обычно состоит из двух ярусов. В верхнем ярусе разыгрывались сцены из Евангелия — настоящие рождественские драмы, которые погружали зрителей в библейские события. А в нижнем ярусе проходили веселые интермедии, которые добавляли в представления легкость и юмор, делая атмосферу еще более праздничной. Музыка, звучащая во время действия, дополняла картину — рождественские песнопения, создававшие ощущение настоящего торжества.
 
Интересно, что слово «вертеп» имеет еще одно значение: оно используется для обозначения мест, которые часто ассоциируются с бедностью, таких как трущобы или притоны.
 
Автор статьи и рисунка- Павел Аллилуев
 
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Водяной — это образ из славянского фольклора, который представляет темную силу. Люди боятся его и представляют обычно старого и злого старика, полного и неуклюжего. Тело напоминает чешую рыбы, которое покрыто водорослями. Глаза бесцветны, выпучены. Водяной имеет, как и русалка, хвост.
Поскольку слово «водяной» имеет корень «вод», то он является представитель водной стихии, поэтому любит обитать в реках, озерах. ..
 
Человек боится водяного еще и потому, что тот легко может превратиться, например, в любое животное, рыбу и даже человека, заманивает его в свое водяное логово. Известно людям также, что он любит играть с русалками, людьми, которые стали утопленниками. У водяного, на озерном или речном дне есть богатый дворец, в котором служат русалки, он нам перебирает свои драгоценности, а когда устанет это делать, то поднимается на соме на берег, чтобы поглядеть на луну и послушать, как
 
Есть поверие, что водяные-это ангелы, которых Господь изгнал из рая, когда они на суше, то у них могут появиться копыта, тем самым становится похож на дьявола.
 
У людей принято задаривать темные силы подарками, располагая их к себе. Рыболовы, как дань морским силам, дарят, оставляя на берегу какие-то подарочки, с целью хорошей рыбалки и счастливого окончания путешествия. Спасение от водяного одно: он не любят освещенной воды, православной молитвы и серебряного. креста.
 
 
Автор текста: Виктория Зенцова
Автор рисунка: Дарья Пышкина
 
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
19.0
20
2 ]
 0 
 
 0 
Все дети знают такого персонажа, как волк, это самый яркий представитель животного мира русского фольклора. Потому что он олицетворение коварного и хитрого, однако положительные стороны в некоторых сказках также есть. Например, в сказке «Иван-царевич и Серый волк» герой говорит человеческим языком и помогает благополучно пройти испытания. В этом произведении в его образ вложена мысль — быть вершителем справедливости, и Волка все получилось. Получается, что человечество относится к нему двояко, наверное потому, что принято с сильным противником у народа заигрывать, опасения предстоящих встреч человека и волка всегда реальны, и это не вымышленный, а реальный персонаж.
 
Поскольку считатается, что волк-это дикая собака, которая опасна для человека. В жизни древних людей принято было охотиться на этого зверя, желание обезвредить себя и свою семью от злого и коварного волка. Результатом охоты была шкура убитого волка, из которой делали подстилку. Охота на волка-целый ритуал в реальной жизни, которая имела ряд особенностей: умение выследить волка, загнать в тупик матерого и победить в схватке-лучший козырь-это привезти тело убиенного на глазах изумленной публики. В русском фольклоре волк выступает как оплот сильного, но не всегда мудрого существа, он проигрывает в схватке перед жизненными быталиями с лисой. Она его всегда обходит на 2 шага вперед.
 
Чтобы выжить, волк прибегает к хитрости, например, в сказке «Семеро козлят» точит себе голос, чтобы походить на маму семерых козлят. В этом проявляется его мудрость, хитрость и коварство.
Несмотря на такие качества, мы понимаем, что в реальном мире животным приходится туго,
Его образ часто ассоциируется с дикой природой и инстинктами.
Встреча с зайцами, козлятами всегда опасна для последних, но сильный и кровожадный волк проигрывает в этой схватке, что так отрадно для читателя.
 
Автор текста: Виктория Зенцова
Автор рисунка: Дарья Пышкина
 
 
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
2 ]
 0 
 
 0 
Зеркало в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одним из ключевых символов, раскрывающих тему человеческой природы, особенно таких качеств, как тщеславие, зависть и стремление к власти. Этот предмет, казалось бы, простой и обыденный, становится мощным инструментом для выражения внутренних переживаний персонажей.
 
Царица-мачеха постоянно обращается к своему волшебному зеркалу с вопросом: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Это обращение отражает её глубокую потребность в подтверждении своей красоты и превосходства над всеми остальными женщинами. Она жаждет услышать от зеркала похвалу, чтобы укрепить своё чувство значимости и уверенности в себе.
 
Однако, когда царица узнаёт от зеркала, что есть кто-то красивее неё — молодая царевна, её реакция оказывается крайне негативной. Зависть и гнев овладевают ею, и она решает избавиться от соперницы любой ценой.
 
Интересно отметить, что зеркало в этой сказке обладает собственным голосом и способностью говорить правду, даже если эта правда неприятна или болезненна. В этом смысле оно символизирует объективность и честность, которые часто оказываются неудобными для тех, кто привык жить в мире иллюзий и самообмана.
 
Таким образом, зеркало в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» выполняет несколько функций. Во-первых, оно показывает внутреннюю борьбу царицы-мачехи, её стремление к идеальному образу себя и страх перед утратой этого образа. Во-вторых, оно становится источником конфликта и движущей силой сюжета, приводя к драматическому развитию событий. И конечно оно подчёркивает важность истины и необходимости принятия реальности такой, какая она есть, несмотря на все трудности и разоча
рования.
 
 
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Катя Иванова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
20
 0 
 
 0 
Волшебное зеркало — это не просто отражающий предмет, а символ глубоких истин и внутреннего мира. В сказках и мифах оно часто используется как средство познания, позволяющее заглянуть в душу человека и увидеть его истинную суть.
 
Волшебное зеркало может выглядеть по-разному: от простого, украшенного резьбой, до величественного, обрамленного драгоценными камнями. Его поверхность может мерцать или переливаться, создавая ощущение магии.
 
Главное предназначение волшебного зеркала — показать не только внешность человека, но и его внутренние качества. При взгляде в такое зеркало можно увидеть свои страхи, желания, добродетели и недостатки. Оно может открывать скрытые тайны, показывая правду о себе и окружающих.
 
Зеркало символизирует истину, которая может быть неудобной или болезненной. Оно показывает, что иногда необходимо столкнуться с реальностью, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
 
В сказках волшебное зеркало часто связано с магией. Оно может быть охраняемым артефактом, обладающим особыми свойствами, и его поиск становится важной частью сюжета.
 
В литературе и кино волшебные зеркала встречаются довольно часто. Например, в сказке «Белоснежка» злой королеве принадлежит зеркало, которое говорит ей правду о ее красоте. Это зеркало становится катализатором её зависти и злобы.
 
Волшебное зеркало — это мощный символ, который помогает нам исследовать внутренние конфликты и стремления. Оно напоминает о том, что истинная красота и ценность заключаются не только во внешнем облике, но и в том, что мы носим внутри себя.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
 0 
 
 0 
Яблоко в сказках часто несет глубокий символический смысл, связанный с различными аспектами человеческого бытия.
 
Здоровье и молодость: В русских народных сказках, этот плод символизирует вечную молодость и здоровье. Герои отправляются в далекие земли, чтобы достать такие яблоки и вернуть молодость себе или другим персонажам.
 
Красота и очарование: В различных сказках яблоко используется как инструмент, чтобы погрузить главную героиню в смертельный сон. Здесь яблоко связано с красотой и привлекательностью.
 
Искусство и знание: В некоторых сказках яблоко может представлять собой источник мудрости и знаний.
 
Любовь и спасение: иногда яблоко становится символом спасения, когда поцелуй возвращает героиню к жизни. Это показывает, что любовь способна преодолеть любые преграды и спасти даже от самой страшной беды.
 
Жизненная сила и энергия: В некоторых традициях яблоко ассоциируется с жизненным циклом и возрождением. Его круглая форма напоминает солнце, а семена внутри плода символизируют новую жизнь.
 
Таким образом, яблоко в сказках является универсальным символом, который может означать многое — от здоровья и молодости до греха и искушения. Его использование в разных контекстах позволяет авторам передавать глубокие идеи и уроки, делая сказки еще более значимыми и запоминающимися.
 
Автор текста: Ирина Пахомова.
Автор фотографии: Ирина Милованова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
16.0
20
 0 
 
 0 
Волшебный клубочек — это один из самых ярких и символичных предметов в русских народных сказках. Он олицетворяет собой надежду, помощь и волшебство, которое приходит в нужный момент. Клубочек часто встречается в историях о героях, которые сталкиваются с трудностями и испытаниями на своем пути.
 
Согласно легендам, волшебный клубочек может вести своего владельца по верному пути, указывая направление к цели или помогая найти выход из запутанной ситуации. Он может быть подарен доброй феей, мудрой старушкой или даже случайно найденным предметом, который оказывается магическим. В некоторых сказках клубочек может развертываться и образовывать тропинку, по которой герой идет к своей мечте или к спасению.
 
Волшебный клубочек также символизирует связь между миром людей и миром чудес. Он напоминает о том, что даже в самые трудные времена всегда есть надежда и возможность найти решение. Герои, обладающие клубочком, часто проявляют смекалку и доброту, что помогает им преодолевать преграды и находить друзей на своем пути.
 
Таким образом, волшебный клубочек — это не просто магический артефакт, а глубокий символ надежды, помощи и веры в лучшее будущее.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Александр Чухланцев
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
Гжельский цветок — это символ, который олицетворяет традиционное русское народное искусство, особенно в области керамики и росписи. Гжель, расположенная недалеко от Москвы, известна своими уникальными изделиями, которые часто украшены характерными узорами, изображающими цветы, в том числе и гжельский цветок.

Гжельские изделия обычно имеют белый фон с яркой синей росписью. Синие оттенки варьируются от светлых до насыщенных, что создает контраст с белой основой. Гжельский цветок часто изображается в виде стилизованных цветочных мотивов. Эти узоры могут включать как реалистичные, так и абстрактные формы, и обычно они изящные и плавные.
 
Символизирует красоту, любовь и гармонию. Он также стал символом русского народного искусства и культуры. Мотив цветов могут быть найдены на различных керамических изделиях, таких как тарелки, чашки, вазы и другие предметы быта. Они также используются в декоративных элементах интерьера.
 
Гжельский цветок не только радует глаз, но и является частью богатого культурного наследия России, отражая традиции и мастерство гончаров, передаваемое из поколения в поколение.
 
Автор рисунка Кира Ч*ова
Автор текста Светлана Разуванова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Глиняные игрушки- это не просто детские забавы, а настоящая часть истории, уходящая корнями в глубокую древность. Они появились практически одновременно с керамикой, ведь люди использовали глину не только для изготовления посуды, но и для создания небольших фигурок, отражающих окружающий мир. Каждая такая игрушка лепилась вручную и зачастую передавала сцены из повседневной жизни, образы животных или людей.
 
В разных культурах у глиняных игрушек были свои роли. Они могли быть не только развлечением для детей, но и ритуальными предметами или даже своеобразными учебными пособиями. Например, в Древнем Египте и Месопотамии часто делали фигурки домашних животных- это символизировало важность сельского хозяйства. А в России, начиная с 12 века, мастера расписывали глиняные игрушки яркими узорами, превращая их в настоящие произведения народного искусства.
 
Сегодня интерес к глиняным игрушкам вновь растёт. Их ценят за экологичность, ручную работу и неповторимый дизайн, который сохраняет дух традиций и отражает культуру разных народов.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки — Никита Голубев
 
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Игрушки
11.0
20
 0 
 
 0 
Гобелен — это тонкий настенный ковер. Ткание гобеленов — это один из видов декоративного искусства. Появились гобелены очень давно, на них часто изображали какие-то маленькие сюжеты.

Приведу небольшой пример из мультфильма «Моана». Там люди рисовали именно на гобеленах. Рисовали горы, морские пути маршруты и карты. Иногда с помощью гобеленов могли общаться. Но это ситуация только в мультике.

На самом деле гобелены всегда были частью искусства, люди могли неделями вышивать крестиком интересные сюжетные гобелены.
Когда-то неизвестный Жилль Гоббелен приехал в Париж и основал там свою ковровую ткацкую. Его ковры начали набирать большую популярность у богатых людей и даже у короля. Так Жилль Гобелен стал первым человеком, который придумал гобелен.
Происхождения этого ковра очень интересна и очень далека. Еще в древнем Египте существовала техника вышивания гобеленов. А так же в древней Греции гобелены часто вещали на стены зданий. Но при этом всём родиной этой вещицы считается Франция. Именно тот город, в котором творил Жилль Гобелен.

В наше время сложно найти качественные гобелены, ведь сейчас очень много подделок. Если гобелены и есть, то они будут из полиэтилена, пластика или текстиля.
Но часы понятные гобелены, сделанные своими руками из ниток и любви!
Автор текста и фотографии: Ангелина Гензе
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
Слово «град» в русском языке имеет много значений и ассоциаций, унаследованных от древних времён. В первую очередь, «град» обозначает город или населённый пункт. Это слово берёт свои корни в славянском языке, когда люди от чего-то прятались, чаще всего от неприятеля. Теперь слово «град» как город-обозначает место где люди собираются, обмениваются новостями, работают.
 
С древних времён города были защитой от врагов, центрами торговли и культуры. Примером могут служить такие известные города, как Киев, Новгород и Москва.
В христианской традиции «град» имеет понятие — Небесный Иерусалим, где люди живут в радости.
 
Кроме того, «град» может означать метеорологическое явление — град, который падает с неба.
Вот такое богатое, на значение и толкование, слово!
Автор статьи и фото; Иоанна Орфанова
10.0
20
 0 
 
 0 
Громовержец — это мифологический персонаж, олицетворяющий силу и мощь природы, особенно грозы и молний. В различных культурах он может иметь разные имена и образы, но во многих традициях он выступает как божество или герой, обладающий властью над стихиями.
 
В славянской мифологии громовержцем часто считался Перун — бог грома и молний, защитник народа и воин. Он изображался с молотом или топором, которые служили ему орудием для борьбы с врагами и злом. Перун был символом справедливости и мужества, его молнии могли поразить как врагов, так и нечисть. В народных сказаниях он часто выступал в роли защитника, который приходит на помощь в трудные времена.
 
В греческой мифологии аналогом громовержца является Зевс — верховный бог Олимпа, владыка неба и молний. Зевс также использовал молнии как оружие, чтобы наказывать тех, кто нарушал законы богов или поступал неправедно. Его мощь и авторитет были непреложными, а его гнев мог обрушиться на людей в виде бурь и ураганов.
 
Громовержцы часто ассоциируются с природными явлениями: грозами, бурями и ураганами. Они символизируют не только разрушительную силу природы, но и её красоту. Громовые раскаты и могут вызывать страх, но одновременно они завораживают своей величественностью.
 
Таким образом, громовержец — это не просто мифологический персонаж, а символ силы природы и человеческого духа. Его образ напоминает нам о том, что даже в самые бурные времена можно найти путь к победе и справедливости.
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Катя Гусева
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Гуси-лебеди — это персонажи славянского фольклора, особенно популярные в русских народных сказках. Они представляют собой волшебных существ, которые часто играют роль antagonists или испытаний для главного героя. Вот несколько ключевых аспектов, связанных с образом гусей-лебедей:
Гуси-лебеди обычно изображаются как птицы, обладающие магическими способностями. В некоторых сказках они могут превращаться в людей или выполнять различные чудеса.
 
В большинстве сказок гуси-лебеди являются символом угрозы или испытания для главного героя, часто похищая детей или угрожая им. Их появление может предвещать трудности и приключения.
 
Гуси-лебеди могут быть представлены как злые или коварные существа, которые мешают героям, создавая препятствия на их пути. Они могут быть связаны с колдовством и магией.
В сказках с участием гусей-лебедей часто происходит борьба между добром и злом, где главный герой должен преодолеть трудности и победить этих волшебных существ, чтобы достичь своей цели.
 
Одна из самых известных сказок о гусей-лебедях рассказывает о том, как мальчик спас свою сестру от похищения этими птицами, преодолевая различные преграды и получая помощь от добрых сил.
 
Гуси-лебеди в фольклоре олицетворяют как опасности, так и возможности для героев, подчеркивая важность смелости, хитрости и доброты в борьбе с злом.
Автор статьи- Алина Талюсова, автор фото-Варвара Чугаева
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Даждьбог — один из ключевых богов в славянской мифологии, особенно в русской народной культуре. Он ассоциируется с солнцем, светом, плодородием и изобилием. Даждьбог занимает важное место в пантеоне славянских божеств и олицетворяет жизненные силы природы.
 
Даждьбог рассматривается как бог солнца, который приносит свет и тепло на землю. Солнечные лучи символизируют жизнь, рост и развитие, поэтому Даждьбог ассоциируется с плодородием и хорошим урожаем. В народных поверьях его считали дарителем жизни, который помогает растениям расти и приносить плоды.
 
Даждьбог также считается покровителем богатства и изобилия. Его культ был особенно важен для земледельцев и скотоводов, которые полагались на солнечный свет для успешного урожая и процветания своего хозяйства.
 
Даждьбога почитали во время различных праздников, связанных с природными циклами, особенно в период весны и лета. Люди проводили обряды, чтобы задобрить бога и попросить его о хорошей погоде и щедром урожае. Солнечные символы, такие как круги и спирали, часто использовались в народных искусствах и ритуалах, чтобы выразить почитание Даждьбога.
 
Даждьбог является важной фигурой в русской народной культуре, олицетворяющей свет, жизнь и изобилие. Его образ отражает глубокую связь славян с природой и их стремление к гармонии с окружающим миром.
 
Автор фото и иллюстрации — Александр Тихонов
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
15.0
20
 0 
 
 0 
Деревянные ложки — это не только практичные предметы, но и настоящие произведения искусства, особенно когда речь идет о росписях. В различных культурах деревянные ложки часто украшены яркими и разнообразными росписями, которые не только придают им эстетический вид, но и несут в себе глубокий смысл.
 
В русской культуре, например, ложки часто расписываются в технике «хохлома», которая характеризуется яркими золотистыми и красными цветами и изображениями растительных мотивов. Эти росписи могут символизировать плодородие и изобилие.
 
Росписи на деревянных ложках могут содержать символику, связанную с защитой от злых духов или пожеланиями здоровья и счастья. Каждая деталь может иметь свое значение, что делает каждую ложку уникальной.
 
Автор рисунка: Константин Разуванов.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 
Домашняя утварь — это набор предметов домашнего обихода, включающий кухонную и столовую посуду. Утварь традиционно считалась продуктом деятельности ремесленника, ранее чаще всего изготавливалась вручную, имела индивидульные размеры и оформление.
 
В наше время кухонная утварь в основном является продуктом фабричного производства, но есть и умельцы, которые создают настоящие произведения искусства, которые являются штучным товаром и очень ценятся.
 
«Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной» (Сенека)
 
Автор текста: Александр Тихонов
Автор фото: Александр Тихонов
5.0
20
 0 
 
 0 
Домовой — один из самых известных персонажей русского фольклора, олицетворяющий дух домашнего очага. Он считается хранителем дома, семьи и благополучия, а также символом тепла и уюта. Образ домового имеет глубокие корни в славянской мифологии и продолжает оставаться актуальным в народной культуре.
 
Основные черты образа домового:
Хранитель дома. Домовой считается защитником жилища. Он заботится о благополучии семьи, следит за порядком и защищает от злых духов и негативных влияний.
Внешний вид. Обычно домового изображают как маленького старичка с бородой, одетого в простую, иногда поношенную одежду. В некоторых версиях он может выглядеть как маленький человек или даже как животное (например, кот).
Поведение. Домовой может проявлять как добрые, так и капризные черты. Он помогает по хозяйству, но может и шалить, если его не уважать или игнорировать. Например, он может прятать вещи или шуметь ночью.
Ритуалы и обряды. Чтобы задобрить домового, в народе существовали различные обряды и ритуалы. Люди оставляли ему угощения (например, молоко или хлеб) и старались не забывать о его присутствии в доме.
Семейные отношения. Домовой часто ассоциируется с семьёй и домашним уютом. Он может быть особенно привязан к детям, и считается, что он защищает их от бед.
Мифологические корни. Образ домового имеет древние славянские корни и восходит к представлениям о духах предков и природных силах, которые обитают в доме и вокруг него.
Сказания и легенды. В русских сказках и легендах домовой часто играет важную роль, помогая героям или наказывая тех, кто не уважает домашний очаг. Его действия могут быть как позитивными, так и негативными, в зависимости от отношения людей к нему.
 
Примеры фольклорных сюжетов:
В некоторых сказках домовой помогает хозяину в трудные времена, даруя удачу или материальные блага.
В других историях он может наказывать ленивых или недобрых людей, проявляя свою силу через шалости или даже более серьёз ные неприятности.
 
Автор рисунка: Дарья Пышкина
Автор текста: Виктория Зенцова
См. Редактор-арбитр Татьяна Каренина
Тэги:  Фольклор
12.0
20
 0 
 
 0 
Домовой — это мифическое существо, которое в славянской мифологии считается защитником домашнего очага. Обычно его изображают в виде небольшого старичка с бородой, который живет в доме и заботится о его обитателях. Домовой охраняет семью от злых духов и приносит удачу, если к нему хорошо относиться. В народных поверьях существовали различные ритуалы, чтобы задобрить домового: например, оставляли для него угощение, такие как хлеб или молоко.
 
Согласно преданиям, домовой может проявлять как добрые, так и злые черты. Если его игнорировать или не уважать, он может начать шалить — прятать вещи, шуметь ночью или даже вызывать неприятности в доме. В то же время, если к нему обращаться с уважением, он может помочь в домашних делах и даже предостеречь от беды. Часто домового связывают с определенными местами в доме, например, с печью или углом, где он предпочитает обитать.
 
Интересно, что домовой является символом семейного уюта и благополучия. В разных регионах России и других славянских странах к нему относились по-разному, но везде его образ олицетворяет заботу о доме и семье. В современном обществе домовой продолжает оставаться частью фольклора и культурного наследия, вдохновляя художников, писателей и кинематографистов на создание новых произведений о жизни в гармонии с традициями и природой.
 
Автор статьи: Алексей Алексеев
автор фото: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Дрова — это деревянные отрезы различных размеров, используемые в качестве топлива.
 
Дрова изготавливают из древесины, чаще всего — из березы. Самыми дорогими и качественными на данный момент считаются дрова из дуба.
 
Слово «дрова» общеславянского происхождения, исторически родственно слову «дерево».
 
Ранее на Руси без дров не обходилось ни одно хозяйство, так как топили дома печью. Дрова для зимы изготавливали заранее, для этого ходили в лес, производили вырубку. Заготовка дров — тяжелая физическая работа, занимались ей в основном мужчины.
 
Несмотря на появление альтернативных видов топлива, дрова актуальны и в наше время.
 
Так как дрова стали неотъемлемой частью повседневной жизни, они часто встречаются в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках: «Без топора по дрова не ходят», «Дальше в лес — больше дров», «Муж по дрова, а жена со двора», «Где дрова рубят — там не без щепок».
Известная русская народная песня — «Хорошо дрова рубить», где парни и девушки шуточно обращаются друг к другу, используя присказку про дрова.
 
Автор текста и фото: Александр Тихонов

См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
 
16.5
20
 0 
 
 0 
Душегрея — это традиционная русская одежда, которая была особа популярна в 17 веке. Она представляет собой длинный, свободная женская одежда, наподобие кофты.
 
Обычно душегрея шилась из шерсти, сукна или другого теплого материала. Часто использовались яркие и насыщенные цвета.
Она имела свободный крой, что обеспечивало комфорт и свободу движений. Она могла быть как короткой, так и длинной, иногда доходила до щиколоток.
 
Часто душегрея украшалась вышивкой, аппликациями или другими декоративными элементами, что придавало ей праздничный вид.
Для пошива использовались различные ткани: от простых льняных до более дорогих шелковых и бархатных, особенно для праздничных моделей.
 
Душегрею носили как в повседневной жизни, так и на праздниках. Она служила не только для защиты от холода, но и как элемент народного костюма.
 
Душегрея является важной частью русской культурной традиции и фольклора, символизируя тепло и уют домашнего очага.
 
Автор рисунка: Ибрахим Кудратов.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
14.0
20
 
Дымковская игрушка — это традиционное русское народное искусство, представляющее собой керамические фигурки, которые изготавливаются в деревне Дымково. Эта игрушка имеет глубокие корни и является одним из ярких примеров народного художественного промысла.
 
Она начала формироваться в XVIII веке. Возникла как детская игрушка, но с течением времени стала также предметом декоративного искусства. Изготовление дымковских игрушек связано с многовековыми традициями русской культуры. В прошлом игрушки создавались преимущественно женщинами и детьми, что делало их частью семейного ремесла.
 
Игрушки изготавливаются из глины, которая обжигается и затем покрывается яркими глазурями. Основные цвета — красный, синий, зеленый, желтый и белый.
Часто изображают животных, людей, сказочных персонажей и сцены из повседневной жизни. Они отличаются простотой форм и яркостью расцветки.
 
Игрушки создаются вручную, что делает каждую фигурку уникальной. Мастера используют традиционные техники лепки и росписи.
Дымковская игрушка является важной частью русской культурной идентичности и традиционного искусства. Она отражает народные обычаи, верования и образ жизни.
 
В последние десятилетия дымковская игрушка привлекла внимание художников и дизайнеров, что способствовало ее возрождению и популяризации как элемента современного искусства. Она активно представляется на различных выставках, ярмарках и фестивалях, что помогает сохранить традиции и привлечь интерес к этому ремеслу.
 
Это не только красивый предмет искусства, но и важный элемент русской культуры, который продолжает жить и развиваться.
 
Автор рисунка: Виктория Шабельная.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 
Сегодня я бы хотела поговорить о знаменитом персонаже русской народной сказки — Емеле. Этот герой стал символом находчивости и удачи, хотя многие знают его прежде всего как ленивца, проводящего дни напролет на печи.
 
История Емели полна чудес и неожиданных поворотов судьбы. Однажды, когда его братья и родители были заняты делами, Емеля отправился за водой. Именно там, у реки, он поймал волшебную щуку, которая пообещала исполнить любое его желание, если он отпустит её на свободу.
 
С тех пор жизнь Емели кардинально изменилась. Ему достаточно было произнести заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению», и его желания исполнялись мгновенно. Ведра сами наполнялись водой, печь двигалась следом за ним, а вскоре он оказался в роскошном дворце, женившись на царевне.
 
Несмотря на своё новое положение, Емеля оставался верен себе: он продолжал лежать на печи, наслаждаясь жизнью и не утруждая себя заботами. Этот образ символизирует веру в удачу и лёгкость бытия, которую ценят многие люди.
 
Сказка о Емеле учит нас тому, что даже самые обычные вещи могут привести к великим переменам, если подходить к жизни с открытым сердцем и готовностью к новым возможностям. Она напоминает нам о важности доброты и доверия к судь
бе.
 
 
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Дарья Пышкина.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Жар-птица — это один из удивительных персонажей русского фольклора, который символизирует волшебное и удивительное. Жар-птица живет на высокой горе, в золотой клетке, пьет живую воду и питается молодильными яблоками. Выпавшее перо хранит тепло, а когда оно остынет, то превратится в золото. А когда птица поет, то из клюва сыплется жемчуг. Днем она спит, а ночью бодроствует. Человек мечтал обогатиться или выздороветь, для этого ему нужно было подойти к птице, которая может испепелить все вокруг.
 
Встретиться с жар-птицей сложно, и такая встреча не случайна-это благостный знак свыше дает сама судьба как знак милости и благости, и такого человека удача осыплет материальноми щедротами. Золотые перья, которые сбрасывает птица, волшебные, они могут исполнить любые желания. Жар-птица прекрасна не только своим ярким видом, но и пением, которое завораживает человека.
 
Согласно преданием, жар-птицу трудно увидеть, а тем более поймать. Для этого человеку даются испытания. Жар-птица, как считают славяне, связана с культом солнца и огня, поэтому и называется так. Герой, отправляясь в другой мир, за предел человеческого бытия, должен встретить эту птицу и принести в качестве подарка ее яйцо или перо. Обычно героя ждет много трудностей и приключений и достоин лучшего будет только тот, кто выдержит с успехом все, что ему положено, в награду он получает желаемое.
 
Люди в реальности никогда не встречались с вымышленным персонажем русского фольклора, но всегда надеялись на лучшее, на чудо, которое вознаградит их за терпение, труд и многочисленные и нескончаемые проблемы.
 
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картинки: Камила Нуриманова
 
 
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
3 ]
 0 
 
 0 
Жар-птица — это мифологическое существо, часто встречающееся в славянском фольклоре и русских народных сказках.
 
Жар-птица обычно изображается как крупная птица с ярким, огненным оперением, переливающимся всеми цветами радуги. Её перья могут светиться или искриться, создавая впечатление, что она окружена огненным светом.
 
Она символизирует счастье, удачу, красоту и волшебство. Часто ассоциируется с желанием, мечтами и поиском чего-то недостижимого.
 
В различных сказках она может быть как помощником, так и испытанием для героев. Поймать ее- значит обрести несметные богатства или выполнить сложную задачу. Однако её ловля часто приводит к непредсказуемым последствиям.
 
Одной из самых известных сказок с её участием является «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, где Жар-птица играет важную роль в судьбе главных героев.
 
Жар-птица — это не только красивый образ, но и глубокий символ, который продолжает вдохновлять художников, писателей и музыкантов по всему миру.
 
Автор рисунка: Светлана Разуванова.
автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
13.0
20
 

Страница 1 из 4 | 2 | 3 | 4 | Следующая | Последняя

Всего статей 160

Сезон Статей Авторов
2024/25 160 23
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 447 96
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета