Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 453
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Отражены термины с августа 2024 года. Показать термины за все годы. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 1
 
Божества 2
 
Быт 17
 
Внешность
 
Верования 4
 
Вышивка 1
 
Дом_двор 3
 
Еда 6
 
Живопись
 
Животные 20
 
Занятия_Профессии 2
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 3
 
Лес 3
 
Музыка
 
Одежда_обувь 2
 
Оружие
 
Праздники 3
 
Поделки 2
 
Посуда 3
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 3
 
Сказки 27
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 3
 
Строения 2
 
Суеверия 2
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 1
 
Традиции 6
 
Фразеологизмы
 
Украшения 1
 
Утварь 4
 
Фольклор 20
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ

< Предыдущая | Страница 2 из 4 | 3 | 4 | Следующая | Последняя

Всего статей 166

Жар-птица — это один из удивительных персонажей русского фольклора, который символизирует волшебное и удивительное. Жар-птица живет на высокой горе, в золотой клетке, пьет живую воду и питается молодильными яблоками. Выпавшее перо хранит тепло, а когда оно остынет, то превратится в золото. А когда птица поет, то из клюва сыплется жемчуг. Днем она спит, а ночью бодроствует. Человек мечтал обогатиться или выздороветь, для этого ему нужно было подойти к птице, которая может испепелить все вокруг.
 
Встретиться с жар-птицей сложно, и такая встреча не случайна-это благостный знак свыше дает сама судьба как знак милости и благости, и такого человека удача осыплет материальноми щедротами. Золотые перья, которые сбрасывает птица, волшебные, они могут исполнить любые желания. Жар-птица прекрасна не только своим ярким видом, но и пением, которое завораживает человека.
 
Согласно преданием, жар-птицу трудно увидеть, а тем более поймать. Для этого человеку даются испытания. Жар-птица, как считают славяне, связана с культом солнца и огня, поэтому и называется так. Герой, отправляясь в другой мир, за предел человеческого бытия, должен встретить эту птицу и принести в качестве подарка ее яйцо или перо. Обычно героя ждет много трудностей и приключений и достоин лучшего будет только тот, кто выдержит с успехом все, что ему положено, в награду он получает желаемое.
 
Люди в реальности никогда не встречались с вымышленным персонажем русского фольклора, но всегда надеялись на лучшее, на чудо, которое вознаградит их за терпение, труд и многочисленные и нескончаемые проблемы.
 
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картинки: Камила Нуриманова
 
 
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
3 ]
 0 
 
 0 
Жар-птица — это мифологическое существо, часто встречающееся в славянском фольклоре и русских народных сказках.
 
Жар-птица обычно изображается как крупная птица с ярким, огненным оперением, переливающимся всеми цветами радуги. Её перья могут светиться или искриться, создавая впечатление, что она окружена огненным светом.
 
Она символизирует счастье, удачу, красоту и волшебство. Часто ассоциируется с желанием, мечтами и поиском чего-то недостижимого.
 
В различных сказках она может быть как помощником, так и испытанием для героев. Поймать ее- значит обрести несметные богатства или выполнить сложную задачу. Однако её ловля часто приводит к непредсказуемым последствиям.
 
Одной из самых известных сказок с её участием является «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, где Жар-птица играет важную роль в судьбе главных героев.
 
Жар-птица — это не только красивый образ, но и глубокий символ, который продолжает вдохновлять художников, писателей и музыкантов по всему миру.
 
Автор рисунка: Светлана Разуванова.
автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
13.0
20
 
Сказка «Заюшкина избушка» — яркий пример русской народной мудрости, наполненный глубокими жизненными уроками. В центре сюжета — заяц, который строит уютный домик в лесу. Однако его мир нарушает лиса, сначала просящая о приюте, а затем прогоняющая зайца.
 
Основные темы сказки включают важность дома как места безопасности и уюта. Заяц создает избушку для комфорта, и это становится важной идеей в повествовании.
 
Другой важный момент — обращение за помощью в трудные времена. Заяц, вместо того чтобы замыкаться в себе, ищет поддержку у других животных, и его слезы подчеркивают необходимость общения и готовности открыть свои чувства.
 
Также значима тема взаимопомощи и дружбы. Заяц находит друзей, которые помогают ему противостоять лисе, показывая, что сотрудничество и поддержка важны для преодоления трудностей. Проблема не решается сразу, но в конце концов один из новых друзей оказывается способным запугать лису.
 
Кроме того, сказка подчеркивает уважение к чужой собственности, демонстрируя, что каждый имеет право на своё.
 
Таким образом, «Заюшкина избушка» учит важности дома, уважения к чужому имуществу и необходимости обращаться за поддержкой. Даже в сложных ситуациях можно найти что-то хорошее, если этого захотеть!
 
Автор статьи — Нуриманова Камилла
Автор рисунка — Валентина Билалова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Такой персонаж, как заяц-явление распространенное, его можно увидеть достаточно часто, например, в произведениях «Зайкина избушка», » Заяц-хвастун».
 
Образ зайца в славянской мифологии двоякий, чаще он таков: это добрый, стеснительный, бескорыстный. Давайте обратимся к тексту сказки «Заячья избушка»: Лиса построила дом из снега, а Заяц из деревя. Когда наступила весна, дом лисы растаял, а изба заяца стояла, как столб. Хитрая Лиса понимала, что ей негде жить, попросилась она погостить на денек-другой к зайцу, причитая, что у нее избушка леденая, а у зайца-лубяная.
 
По закону жанра, да и в реальности тоже, зайчик не может входить в противоборство с хитрым и коварным врагом, он, конечно, впускает героиню, а сам, позже остается без жилья.
 
У Зайчика в некоторых сказках есть и отрицательная роль. Когда он перебегает дорогу, люди считают, что это зло, так же, как и черная кошка, перед таким зверем уже не совершают дальнейший путь, надо сказать, что верования славян с древних времен не изменились, мы все боимся приметы, которая гласит, что нельзя перебегать никому дорогу.
 
Таким образом, заяц- это олицетворение доброты, беспомощности и несправедливости. Всегда в русском фольклоре найдется герой, который приложит немало усилий для спасения зайчика, а также отрицательный, когда он помогает перейти в мир мертвых, тогда заяц подобен лешим или другим нечистям.
 
Автор статьи: Фёдор Петряев:автор рисунка: Валентина Билалова
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
Fedor Petraev   7.02.2025   № 181352
1 ]
 0 
 
 0 
Зипун — это традиционный русский народный костюм, который играл важную роль в быту и культуре крестьянского населения. Он представляет собой верхнюю одежду, обычно сшитую из плотной ткани, такой как шерсть или холст, и часто украшенную вышивкой или другими декоративными элементами.
 
В русской народной культуре зипун был не только практичным предметом одежды, но и символом определённого социального статуса. У бедняков зипуны были попроще, из дешевой грубой ткани, с поясом, у зажиточных крестьян — яркие, из тафты или шелка, с пуговицами. В зависимости от региона, зипуны могли различаться по фасону, цвету и орнаменту. Например, в северных районах России зипуны часто имели более тёплый и плотный покрой, тогда как в южных областях они могли быть легче и ярче. Известная казачья пословица «Зипуны-то у нас серые, да умы-то бархатные» намекает на то, что не стоит судить о людях только по одежде, ведь и у бедного человека могут быть и ум, и талант, и богатый внутренний мир.
 
Зипун также использовался в различных обрядах и праздниках. На свадьбах, например, молодожены могли носить специальные зипуны, символизирующие их новый статус в обществе. В народных праздниках, таких как Масленица или Иван Купала, зипуны также играли важную роль, служа частью традиционного костюма.
 
В настоящее время зипун используются во время фольклорных праздников и тетрализованных представлений. Он остаётся важным символом русской культуры и наследия, отражая богатство традиций и обычаев русского народа.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
17.0
20
 0 
 
 0 
Змей Горыныч — один из самых известных персонажей славянских сказок и мифов. Он изображается как многоголовый дракон, обычно с тремя головами, хотя в некоторых версиях может быть и больше. Змей Горыныч ассоциируется с силой, могуществом и злом, часто выступая в роли антагониста, который похищает princess или угрожает мирному населению.
 
В сказках Змей Горыныч обычно обладает огнедышащими способностями и может летать. Его часто изображают как хранителя богатств или защитника недоступных мест. Главные герои, такие как богатырь или воин, должны сразиться с ним, чтобы спасти свою землю или любимую.
 
Сражение с Змеем Горынычем символизирует борьбу добра со злом, а победа над ним — это достижение героя и восстановление справедливости. Этот персонаж также часто используется для передачи моральных уроков о храбрости, мужестве и самопожертвовании.
 
Змей Горыныч стал не только героем народных сказок, но и популярным символом в культуре.
 
Автор рисунка: Дарья Пышкина
Автор текста: Виктория Зенцова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
 0 
 
 0 
Змей Горыныч — это мифологический персонаж русских народных сказок, обычно изображаемый как многоголовый дракон. Он часто имеет три головы (хотя в некоторых версиях их может быть больше), и каждая голова может дышать огнем. Змей Горыныч традиционно является антагонистом, который похищает принцесс или угрожает царству, и его образ олицетворяет зло и разрушение.
 
Сказки о Змее Горыныче часто включают в себя героя, который должен победить его, чтобы спасти принцессу или восстановить порядок в царстве. Обычно этот герой — богатырь, такой как Илья Муромец или Добрыня Никитич. В процессе борьбы с Змеем Горынычем герой проявляет храбрость, силу и смекалку.
 
Змей Горыныч стал символом борьбы добра со злом и часто появляется в различных произведениях искусства, литературе и даже играх.
 
Автор рисунка: Вера Рахманова.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
20
 
Золотая рыбка — один из самых известных персонажей русской народной культуры, символизирующий исполнение желаний и волшебство.
 
Этот образ стал особенно популярным благодаря сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», которая была написана в 1833 году и основана на устных народных преданиях. В сказке рассказывается о бедном рыбаке, который поймал золотую рыбку, способную исполнять желания. Рыбка просит отпустить её на свободу и обещает выполнить три желания. Сначала рыбак, скромный и добродушный, заказывает себе простые вещи: корыто и дом. Однако его жена, жадная и недовольная, заставляет его требовать всё больше и больше — от богатства до власти. В итоге, из-за жадности они теряют всё, включая саму рыбку. Эта сказка иллюстрирует важные темы, такие как жадность, последствия необдуманных желаний и ценность скромности.
 
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» — народная мудрость, которая подчеркивает идею о том, что для получения жизненных благ нужно много работать, на голову мешок денег сам не упадет, если только не случится чудо.
 
Золотая рыбка стала символом не только волшебства, но и предостережением о том, что чрезмерные амбиции могут привести к потере всего. В русской культуре образ золотой рыбки также встречается в народных песнях, пословицах и поговорках, подчеркивая её значимость как символа надежды и возможности изменить свою судьбу.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Золотой петушок — удивительный символ русского народного фольклора, олицетворяющий бдительность и надежду. Этот яркий персонаж часто связывается с защитой дома от злых духов и неблагоприятных сил. Утреннее пение петуха ассоциируется с началом нового дня, пробуждением и очищением, принося свет и радость.
 
В народных сказках золотой петушок выступает как помощник героев, наделённый необычными способностями. Его образ пропитан теплом и добротой, он является символом верности и мужества, готовым прийти на помощь в трудную минуту. В некоторых легендах этот петушок служит предвестником счастья и удачи, напоминая о важности мечт и надежд.
 
Золотой цвет символизирует не только богатство, но и священность. Образ петушка часто встречается на вышивках и народных коврах, что подчеркивает его значимость в культуре. Он призывает людей ценить простые радости и красоту окружающего мира.
 
Таким образом, золотой петушок остаётся символом любви и света, являясь постоянным напоминанием о вечных ценностях и духовной глубине в русском фольклоре. Этот персонаж продолжает жить в сердцах людей, мгновенно пробуждая надежду и чудо.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
13.0
20
 0 
 
 0 
Иван-дурак — один из самых ярких и запоминающихся персонажей русских народных сказок, который олицетворяет наивность, простоту и доброту. Этот образ стал символом того, что истинная мудрость может скрываться за внешней простотой.
 
Сюжеты о Иване-дураке обычно начинаются с того, что его старшие братья, обладая большей хитростью и умом, пытаются добиться успеха и богатства, но их планы часто терпят крах. В отличие от них, Иван не стремится к материальному благополучию или власти. Его жизненный путь полон испытаний, которые он проходит с легкостью и добротой.
 
Одним из характерных моментов в сказках является то, что Иван-дурак иногда получает помощь от волшебных существ или животных. Эти встречи подчеркивают важность доброты и честности. Например, Иван может спасти животное от гибели, и в ответ на это оно помогает ему в трудную минуту. Такой подход к жизни показывает, что добрые дела всегда вознаграждаются, а зло и хитрость в конечном итоге приводят к поражению.
 
Образ Ивана-дурака продолжает жить в культуре и искусстве. Он вдохновляет писателей, художников на создание новых интерпретаций и адаптаций. Сказки об Иване-дураке учат нас тому, что доброта и искренность могут преодолеть любые преграды и что даже самый наивный человек может стать настоящим героем благодаря своим поступкам.
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
2 ]
 0 
 
 0 
Народная культура игры занимает особое место в жизни каждого человека, независимо от возраста и социального статуса. Игры — это не просто развлечение, это важный элемент культурного наследия, который передается из поколения в поколение. Они отражают традиции, обычаи и мировоззрение народа, воспитывают уважение к прошлому и помогают сохранить связь с корнями.
 
Одной из особенностей народной культуры игры является ее коллективный характер. Многие традиционные игры предполагают участие большого количества людей, что способствует укреплению социальных связей и созданию атмосферы единства. Например, такие игры, как лапта, городки или хороводы, требуют взаимодействия и сотрудничества участников, учат работать в команде и поддерживать друг друга.
Кроме того, народные игры часто связаны с природными циклами и праздниками. Так, зимние забавы, такие как катание на санках или лыжах, символизируют преодоление холодов и ожидание весны. Летние игры, такие как прыжки через костер или плетение венков, ассоциируются с плодородием и радостью от теплого времени года.
 
Еще одной важной чертой народной культуры игры является ее доступность и простота. Для участия в большинстве традиционных игр не требуется специального оборудования или подготовки. Все, что нужно, — это желание играть и готовность следовать правилам. Это делает народные игры универсальными и подходящими для любого возраста и уровня физической подготовки.
Таким образом, народная культура игры играет важную роль в формировании культурной идентичности и сохранении традиций. Она помогает нам оставаться связанными с нашим прошлым, учит уважать природу и друг друга, а также дарит радость и удовольствие от совместного времяпрепровождения.
Автор статьи Артем Хрупов. Автор фотоИрина Милованова
 
 
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
2 ]
 0 
 
Изба в русских народных сказках — это не просто жилище, а волшебное пространство, наполненное тайнами и чудесами. Чаще всего она изображается как небольшое, но уютное строение, стоящее в глухом лесу или на опушке. Одной из самых известных изб является избушка на курьих ножках, которая может двигаться и поворачиваться, чтобы встретить путника.
 
В сказках избушка часто служит местом встречи героев с волшебными существами, такими как баба Яга. Эта загадочная старушка может быть как доброй, так и злой, и её избушка становится отражением её характера. Внутри избы всегда полно удивительных вещей: магических предметов, заклинаний и секретов. Это место, где происходят важные события, испытания и превращения.
 
Изба символизирует связь человека с природой и миром магии. Она является не только физическим пространством, но и метафорой внутреннего мира героев. В ней могут происходить как радостные, так и страшные события, что делает её важным элементом сказочного повествования. Изба в сказках — это не просто фон, а активный участник сюжета, который влияет на судьбы героев и помогает раскрывать основные темы: борьбу добра со злом, поиск себя и преодоление трудностей.
 
Таким образом, изба в русских сказках — это многогранный символ, который объединяет элементы волшебства, мудрости и человеческой судьбы.
 
Автор статьи-Евангелина Нефедычева
Автор картинки- Дмитрий Жданкин
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Избушка на курьих ножках — это яркий и запоминающийся элемент русских народных сказок, символизирующий волшебство и загадочность. Эта избушка, как правило, изображается как небольшое деревянное строение, которое стоит на куриных ногах и может передвигаться, что придаёт ей особую магическую природу.
 
В сказках избушка часто ассоциируется с бабой Ягой — одной из самых известных и загадочных персонажей славянского фольклора. Баба Яга может быть как злой, так и доброй, и её избушка служит домом для различных чудес и испытаний. Избушка обычно поворачивается к посетителям дверью только тогда, когда они произносят определённые слова или заклинания, что подчеркивает её волшебные свойства.
 
Избушка на курьих ножках также символизирует переход в другой мир — мир магии и чудес, где действуют иные законы. Она может быть местом испытаний для героев сказок, которые приходят за помощью или знаниями. В некоторых историях избушка становится защитницей, а в других — ловушкой, что делает её многозначным символом.
 
Элемент куриных ножек добавляет комичности и необычности, что характерно для народного творчества. Это сочетание простоты и волшебства делает избушку на курьих ножках одним из самых запоминающихся образов в русских сказках, отражая богатство и разнообразие славянского фольклора.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Избушка на курьих ножках- загадочное жилище, знакомое каждому, кто хоть раз слышал русские народные сказки. Представьте себе маленький деревянный домик, стоящий на высоких куриных ножках, которые могут двигаться, разворачиваться и даже менять местоположение! Эта необычная постройка словно живая: если сказать нужные слова, она повернётся к вам лицом, открывая дверь, а если нет- останется недоступной, охраняя свои тайны.
 
Чаще всего избушка связана с бабой Ягой- таинственной и могущественной старушкой, которая живёт в глухом лесу. Она может быть как доброй помощницей, так и грозной испытательницей, в зависимости от того, с какими намерениями к ней пришли. В сказках избушка на курьих ножках- не просто необычное жилище, а хранительница волшебства и древней мудрости.
 
Этот сказочный домик- часть русской культуры, символ неизвестного, магического мира, где любое чудо может стать реальностью. Он напоминает нам, что в каждом из нас живёт вера в сказку, стоит лишь позволить себе заглянуть за поворот тропинки, ведущей в волшебный лес.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки- Ольга Шелихова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
12.0
20
 0 
 
Кто сегодня не любит носить носки, да это такая вещь нашего гардероба, без которой невозможно обойтись.
Когда же появились первые носки и кто их изобрел? Наши бабушки и тетушки до сих пор вяжут носки и дарят их своим внукам.
История носков уходит корнями в древние времена. Первые носки появились около 500 года до нашей эры. Древние греки и римляне использовали тканевые полоски, чтобы обматывать ноги для защиты и тепла. В средние века носки стали более популярными, и в Европе начали использовать шерсть и другие материалы для их изготовления. К 16 веку носки стали модным аксессуаром. В это время появились первые вязаные носки, которые обеспечивали лучшую посадку и комфорт. В 19 веке носки стали частью повседневной одежды, и появились различные стили и цвета.
В советское время принято было носить портянки, например, в армии, во время Великой Отечественной войны. Но теперь и в армии носят носки.
В 20 веке носки стали делать из разных тканей и на любой вкус. Сегодня носки бывают самых разных форм, цветов и стилей, от спортивных до модных, и остаются важным элементом гардероба.
Автор статьи Алексей Алесеев. Автор фото-Ирина Милованова
 
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
18.0
20
1 ]
 0 
 
Каша занимает важное место в русских народных сказках и фольклоре. Она символизирует простую, но сытную пищу, ассоциируется с домашним уютом и благополучием. В сказках каша часто выступает как волшебное блюдо, способное решать проблемы или приносить удачу.
 
Символ достатка: Каша часто упоминается как основное блюдо, которое обеспечивает семью. Она олицетворяет простоту и трудолюбие крестьянского быт. Волшебные свойства: В некоторых сказках каша может обладать магическими свойствами. Например, она может нарастать в кастрюле, когда кто-то говорит заклинания, или же превращаться в что-то другое. Сказочные сюжеты: В некоторых историях каша играет ключевую роль в разрешении конфликта или испытания. Например, герой может найти волшебную кашу, которая поможет ему победить врагов или справиться с трудностями.

Образ мудрости и доброты: Каша может символизировать заботу, тепло и любовь, которые передаются через приготовление пищи. Часто в сказках добрые персонажи делятся кашей с бедными или нуждающимися. Каша как испытание: В некоторых случаях каша становится испытанием для героев. Например, им нужно приготовить идеальную кашу или угостить ею важного гостя. Таким образом, каша в русских народных сказках — это не просто еда, а многозначный символ, который отражает культуру, традиции и мировосприятие русского народа.
 
Автор текста и иллюстрации: Алексей Алексеев
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Быт
20.0
20
 0 
 
Каша занимает особое место в русских народных сказках, символизируя не только простоту и изобилие, но и важные жизненные ценности, такие как труд, забота о близких и взаимопомощь. В сказках каша часто становится центральным элементом сюжета, вокруг которого разворачиваются события и взаимодействия персонажей.
 
Каша в русских народных сказках символизирует достаток и благополучие. Она ассоциируется с домашним уютом и теплом, а также с материнской заботой. Часто герои сказок, сталкиваясь с трудностями, находят решение в том, что могут приготовить кашу. Этот процесс становится не только физическим актом, но и символом единства и сплоченности семьи.
 
Таким образом, каша в русских народных сказках — это не просто еда, а глубокий символ жизни, труда и заботы о близких. Она объединяет людей и служит напоминанием о том, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти выход, если работать вместе и делиться тем, что у нас есть. Эти уроки остаются актуальными и по сей день, передаваясь из поколения в поколение через сказки и народные традиции.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Каша из топора — это известная русская народная сказка, которая иллюстрирует идею о том, как из ничего можно создать что-то ценное и полезное. В сказке рассказывается о бедном путнике или солдате, который, приходя в деревню, сталкивается с недоверием местных жителей. Чтобы доказать, что он может приготовить вкусную кашу, он использует свой топор в качестве основного ингредиента.
 
Сюжет обычно развивается следующим образом: герой варит воду и кладет в нее топор, утверждая, что каша получится очень вкусной. Сначала люди скептически относятся к его словам, но затем, увидев его уверенность, начинают интересоваться. Путник предлагает им добавить различные ингредиенты — крупу, масло, соль и другие продукты, которые жители деревни приносят ему. В итоге получается вкусная каша, и все становятся довольны.
 
Эта сказка учит важным жизненным урокам: о том, как важно делиться и сотрудничать, о силе изобретательности и о том, что даже самые простые вещи могут привести к большому результату, если к ним подойти с умом и креативностью. Она также подчеркивает ценность общения и взаимопомощи в обществе.
 
Автор статьи-Алексей Алексеев. Автор фото- Федор Петряев
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Быт
19.0
20
 0 
 
 0 
Кикимора — загадочный дух славянской мифологии
 
В славянском фольклоре существует множество разнообразных духов. Одним из самых известных персонажей является кикимора — существо, которое часто ассоциируется с домашними неприятностями и бедами.
 
Слово «кикимора» происходит от древнерусского корня «кыкать», что означает «шипеть» или «визжать». Это отражает одну из основных черт данного существа — её способность производить странные звуки, которые могут пугать людей. Согласно легендам, кикимора обитает в домах и хозяйственных постройках, предпочитая темные углы и укромные места.
Существует несколько версий происхождения кикиморы. Одна из них гласит, что она появляется в доме, когда родители нарушают какие-то табу или совершают грехи. Например, если мать проклинает своего ребенка при рождении или совершает другие тяжкие проступки, то может появиться кикимора, которая будет мстить за эти прегрешения.
 
Внешность кикиморы варьируется в зависимости от региона и местных поверий. Обычно её изображают как маленькую женщину с длинными руками и ногами, иногда с крыльями или хвостом. Она может быть уродливой, но всегда обладает способностьюю менять цвет глаз, но при этом остается невидимой.
Поведение кикиморы также разнообразно. Она может шуметь ночью, ломать вещи, мешать спать хозяевам дома или даже похищать детей.
 
Однако есть и добрые кикиморы, они могут быть помощниками по хозяйству, а если их правильно задобрить, то она не причинит вам вреда.
Кикимора занимает важное место в народной культуре славян. Её образ использовался для объяснения различных бытовых проблем и несчастных случаев.
 
Кикимора- образ, который до сих пор живет в памяти народа, хотя многие современные люди уже не верят в существование таких духов.
 
Автор текста: Артём Хрупов. Автор фото: Дмитрий Жданкин
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Ковер-самолет — это один из самых известных волшебных предметов в русских и восточных сказках. Он обладает способностью летать и переносить своих владельцев в любое место. Этот элемент фольклора символизирует свободу и возможность путешествий, а также чудеса, которые могут произойти в сказочном мире.
 
В русских сказках ковер-самолет часто используется героями для выполнения различных заданий или спасения. Например, он может помочь главному герою добраться до далекого царства или избежать опасностей. Ковер-самолет также может быть связан с темой богатства и удачи, так как он часто принадлежит богатым и могущественным персонажам.
 
Этот волшебный предмет имеет аналогии в других культурах, например, в арабских сказках, где он также используется для путешествий и приключений. Ковер-самолет стал символом русской сказочной традиции и продолжает вдохновлять современные произведения искусства и литературы.

Автор фото: Варвара Довгополая
Автор статьи: Алексей Алексеев
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Коза-дереза- персонаж из народных сказок, известная своим остроумием и хитростью. Как правило, она изображается как веселая и находчивая, а иногда и немного капризная, что делает ее необычной фигурой в сказочном мире. Коза-дереза часто становится центральной фигурой, вокруг которой разворачиваются приключения и неожиданные повороты сюжета.
 
В сказках коза обычно сталкивается с различными препятствиями и врагами, однако благодаря своему уму и смекалке, она всегда находит выход из сложных ситуаций. Ее приключения учат детей ценности настойчивости, находчивости и силы духа, что делает ее ярким примером для подражания.
 
Кроме того, коза-дереза олицетворяет традиционные народные идеи о доброте и справедливости, призывая бороться за свои права и не сдаваться перед лицом трудностей. Таким образом, она занимает важное место в культуре и фольклоре, оставаясь любимой героиней для многих поколений.
 
Коза-дереза остается важным персонажем детских сказок и напоминает об истории и культуре нашей страны.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки- Степан Оганисян
Тэги:  Животные
18.0
20
 
Кокошник — это такая традиционная русская шапка для девушек и женщин, которая выглядит очень стильно и необычно. Он обычно имеет форму полумесяца или треугольника и украшен разными вышивками, бисером или даже драгоценностями.
 
Кокошник — это как будто модный аксессуар из старинного времени, который подчеркивает красоту и женственность. Кокошники носили на праздниках и свадьбах, и они действительно добавляют особый шарм любому наряду. В общем, это не просто шапка, а целая часть русской культуры и истории, которая выглядит очень круто и привлекает внимание!
 
Автор статьи Карина Виноградова, автор фото Ирина Милованова
 
4.0
20
 0 
 
 0 
Слово «колобок» в русских народных сказках означает круглый шар или лепешка, испеченная в печи. Синонимы этого слова «колобуха, колобан». Для приготовления этого шара, который размякал вследствие процесса приготовления хозяйки обычно соскр*и «по сусекам» всю муку, которая была в их хлебных коробах: гречишная, ячменная, ржанная, ячменная. Наверное, при сочетании такого многообразия различных круп, а также маслица или сметаны, получался воздушный большой, вкусно пахнущий колобок.
 
В сказке колобок-существо веселое, радостное, которое умеет говорить «человеческим голосом и не желающим просто лежать на подоконнике и ждать, когда его съедят. Герой отправляется путешествовать по миру, напевая веселую песенку, что он «от бабушки ушел, от дедушки ушел». Колобок радуется, что ему удалось сбежать от первой опасности быть съеденным, А вот зачем он бежит и куда? На этот вопрос он не ответит. Его недолгая жизнь сопряжена с трудностями сказочного мира: встречи с разными героями не спасают его от хорошего психолога-лисы, которая при помощи хитрости и мудрости останавливает героя и съедает.
 
Первоначально герой был создан именно для этого процесса, который, к сожалению, неизбеден, поэтому жизнь героя трагична.
 
Итак, колобок-это символ веселого и бесшабашного, хвастливого мужчины, который бесцельно шатается по свету, драматичный по сути.
 
 
Автор статьи- Ирина Милованова
Автор фото- Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Колобок в русских народных сказках- довольно-таки всем известный добрый персонаж.
Давайте представим себе этот предмет Он жёлтый, румяный, такой аппетитный шарик из теста., который так и просит, чтоб его оживили. А какой вкусный на вид. А в сказке его даже оживили, и говорит он «человеческим голосом».

Вспомним сюжет сказки про главного героя. Жили были дед, да баба. Замесила бабка теста. Слепила колобка. Оставила остывать, а он сбежал. На улице ведь так много всего неизведанного, интересного. Такие мысли, я думаю, посещали колобка.
Отправившись в неизвестность, наш герой встречает зайца, волка, медведя. На свою удачу, он смог их провести. Осмелел и совсем забыл о страхе. Это его и погубило. Лиса его съела. Он не смог спастись.
Только появившись на свет, колобок ничего не знает об окружающем его мире. И видя светлую травку, он даже не думает, что там есть что-то опасное. Он ещё не знает, что такое опасность. В таком состоянии он очень уязвим.

Мораль сей сказки такова: не стоит соваться в неизвестную яму. Надо быть готовым к обману лисы или иного незнакомца. Перед тем как уходить из гнезда, надо взвесить все за и против.

Автор текста: Иван Краснобаев.
Автор картинки: Камила Нуриманова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Сказки
16.0
20
 0 
 
 0 
Колобок — это один из самых ярких и запоминающихся персонажей русских народных сказок. Он представляет собой хлебный кругляш, который оживает и отправляется в увлекательное путешествие. Этот персонаж стал символом не только детской беззаботности, но и народной мудрости. Давайте подробнее рассмотрим его характеристики, особенности и значение в сказке.
 
Колобок изображается как круглый, румяный, с золотистой корочкой хлебец. Его форма и цвет символизируют свежесть и тепло домашнего очага. Несмотря на свою простоту, он наделён особым шармом и харизмой. Это делает его привлекательным для детей, которые легко могут идентифицировать себя с ним. Колобок не просто хлеб — он живое существо, способное говорить, петь и мыслить.
 
Колобок обладает рядом характерных черт, которые делают его уникальным:
Самоуверенность: Он верит в свои силы и способности, что позволяет ему убегать от различных животных. Эта самоуверенность становится как его сильной стороной, так и причиной его беды.
Хитрость: Колобок умеет находить выход из сложных ситуаций, используя свою смекалку. Он обманывает зайца, волка и медведя, рассказывая им о том, как он сбежал от старика и старушки.
Наивность: Несмотря на свою хитрость, колобок оказывается наивным, когда встречает лисицу. Его доверие к ней становится роковым.
Любознательность: Колобок стремится исследовать мир вокруг себя. Его желание приключений и свободы толкает его покинуть дом, что в конечном итоге приводит к его путешествию.
 
Колобок — это не просто персонаж сказки; он стал частью русской культуры и фольклора. Его история полна приключений и уроков, которые остаются актуальными для детей и взрослых. Колобок олицетворяет стремление к свободе, но также напоминает о необходимости осторожности и мудрости в отношениях с окружающими. Эта сказка продолжает жить в сердцах людей и вдохновлять новые поколения на изучение богатства русской народной традиции.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
17.5
20
1 ]
 0 
 
 0 
На Руси колодец- глубокая яма, наполненная водой, находящая в рамках колец или сруба- считается местом, где не только утоляют воду
 
Славяне верили, да многие и по сей день считают, что это место перехода в параллельный мир. Издревле на Руси в древних поселениях искали 2 места, для этого тогда и сейчас испрльзуется ветка лозы, она как точная направляющая, указывала место-точку копки. Один колодей рыли в центре деревенского поселения, вода из данного колодца предназначалась для всех жителей. А второй колодец рыли на окраине, куда крестьяне не ходили, поскольку считается, что та вода «мертвая», поскольку предназначена для темной силы…
 
Вспомним сказку «Иван-царевич и серый волк», в которой как раз используются заживляющие свойства мертвой воды, а потом для воскрешения-живой. Во время свадебной церемонии, по славянской традиции, набирали воду из колодца, омывали руки и лицо для долгой и счастливой жизни. В различных сказках героини прыгали в колодец, чтобы добыть клубочек с пряжей, как в сказке «Морозко», или встретиться с Кащеем, как в других сказках, Силу они получали как раз в параллельном мире, будучи трудолюбивым или добрым персонажем, их они наделяли по заслугам лучшими свойствами или качествами, также после возвращали их домой, на Землю.
 
В современное время колодей-это источник утоления жажды, к которому нужно относиться гуманно и заботливо.
 
Автор статьи и картинки-Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
20
 0 
 
 0 
Конек-горбунок- это персонаж русской народной сказки, который символизирует доброту, ум и силу дружелюбия. Он выглядит маленьким, но на деле- очень мудрый конёк, с характерной горбиной на спине. Главный герой сказки часто сталкивается с трудностями и злодеями, но с помощью конька он преодолевает все преграды.
 
История начинается с того, что обычный человек попадает в непростую ситацию. Он встречает конька и, узнав о его волшебных способностях, заключает с ним неразрывную дружбу. Конек-горбунок помогает своему другу выполнить трудные задания, обманывать хитрых врагов и находить счастье.
 
Этот персонаж олицетворяет верность и силу дружбы и показывает, что даже самые маленькие создания могут иметь огромную силу. Сказка учит нас тому, что доброта и помощь друг другу важнее физической силы и богатства. Конек-горбунок- не просто герой, а символ надежды и взаимопомощи в трудные времена.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Ксения Волчкова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Животные
18.0
20
 
 
Первые корзины плелились из лозы ивы. Их некоторое время держали в соленом растворе, что придавало лозе более гибкости. Корзина-это первая необходимая вещь, которая использовалась для многого.
Первые плетёные корзины появились 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведённые археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее.
В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетёных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша, а для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце.
В корзинах из лозы люди хранили самые разные вещи: собранный урожай и семена, пойманную рыбу и дичь, одежду и провизию. Плетёные корзины устанавливались в усыпальницах для хранения вещей, принадлежавших умершему и способных «пригодиться» ему в загробной жизни.
В настоящее время плетёные корзины получили широкое распространение. Подарочные плетёные корзины являются одним из самых популярных вариантов упаковки, способным в выгодном свете представить практически любой товар, в том числе цветочные композиции и парфюмерные наборы. Они также станут отличным самостоятельным подарком или использоваться для украшения интерьера загородного дома, придавая ему изысканный и изящный.
 
Автор статья Архип Ордин. Автор фото Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
10.0
20
 0 
 
Коромысло — бытовой инструмент, помогающий носить воду в вёдрах. Использовался на Руси преимущественно женщинами.

Коромысло состоит из основных элементов:
1. Деревянная или металлическая балка: Основная часть, которая обеспечивает устойчивость.
2. Ручки (упоры): Оба конца балки имеют ручки для удобного захвата.
3. Верёвки или цепи: С одной стороны коромысла прикрепляются верёвки, на которые подвешиваются ведра или другие контейнеры для грузов.
Впервые коромыслом предположительно пользовались в XVI веке.

Коромысло представляет собой неотъемлемую часть традиционного сельского быта и по-прежнему остаётся полезным инструментом для многих дачников и владельцев частных домов.
 
Автор текста и картинки — Никита Пьянков, 6 класс.
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Коромысло — это деревянная палка или дуга, приспособленная для ношения ведер с водой. Это изобретение занимает особое место в русской народной культуре и является символом труда, простоты и связи с природой.
 
В традиционном русском деревенском быту коромысло использовалось для переноски воды из колодцев и рек. Оно было незаменимым помощником для женщин, которые ежедневно ходили за водой. Коромысло также стало предметом народного творчества. В фольклоре и песнях часто встречаются упоминания о нем, где оно символизирует женский труд, заботу о семье и домашнем очаге.
 
Знаменитое крылатое выражение «дым коромыслом» используется тогда, когда происходит какая-то активная деятельность, связанная с шумом и суетой. Истоки же этого афоризма уходят в далекое прошлое, когда дома отапливались дровами, а дым часто выходил через дверь, приобретая очертания дуги. В некоторых народных сказках коромысло может выступать как магический предмет, который помогает героям в их приключениях. Кроме того, коромысло имеет свои образы в декоративно-прикладном искусстве. Его изображают на полотнах, в резьбе по дереву и вышивке.
 
Таким образом, коромысло — это не только орудие труда, но и важный культурный символ, который отражает дух русского народа, его традиции и образ жизни. Оно напоминает нам о ценности труда, взаимопомощи и связи с природой, что делает его значимым элементом русской народной культуры.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Наталья Тихонова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Кот в русских народных сказках занимает особое место, часто выступая как символ хитрости, сообразительности и даже волшебства. В сказках коты могут быть как обычными животными, так и наделенными магическими способностями.
 
Одним из самых известных примеров является сказка «Кот, который умел говорить». В этой истории кот становится верным помощником главного героя, помогает ему преодолевать трудности и побеждать врагов. Кот часто изображается как мудрый и хитрый персонаж, который знает, как извлечь выгоду из сложной ситуации.
 
В других сказках коты могут быть связаны с темой богатства и удачи. Например, в сказке «Кот учёный» кот приобретает знания и умения, которые помогают ему решать проблемы и защищать своих хозяев. Здесь кот символизирует не только ум, но и силу дружбы и верности.
 
Также коты часто встречаются в сказках о богатырях и героях, где они могут быть помощниками или даже защитниками. Их ловкость и хитрость позволяют им выходить из самых сложных ситуаций и помогать своим хозяевам.
 
Таким образом, кот в русских народных сказках — это многогранный персонаж, который олицетворяет ум, хитрость и верность, а также служит важным связующим звеном между людьми и миром волшебства.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
17.0
20
 0 
 
 0 
Давным-давно, в самом сердце великого леса, жила древняя магическая сущность — Кот Баюн. Он был великаном среди кошек, с густой зеленовато-синей шерстью, сверкающей, как самоцветы, и глазами, горящими золотом, словно два маленьких солнца. Его когти были острее мечей, а крылья, покрытые перьями, позволяли ему парить над вершинами деревьев, словно грозовая туча.
 
Кот Баюн обладал уникальной способностью — он знал тысячи сказок и легенд, каждая из которых могла погружать слушателей в глубокий сон, полный ярких сновидений. Эти сны могли исцелять души и тела, открывать тайны прошлого и будущего, а иногда даже переносить людей в иные миры.
 
Но не всякий мог услышать эти сказки. Только самые смелые и чистые сердцем смельчаки решались отправиться вглубь леса, чтобы встретиться с этим могущественным созданием. Ведь дорога к нему была полна испытаний и опасностей. Нужно было пройти через густые заросли, преодолеть бурлящие реки и избежать встречи с коварными духами леса.
 
И до сих пор в глубине лесов живет Кот Баюн, охраняя свои тайны и помогая тем, кто действительно этого заслуживает.
 
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картинки: Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Кот Баюн- это персонаж славянской мифологии, загадочный и волшебный кот, который обладает способностью говорить и завораживать слушателей. Его образ ассоциируется с защитой и мудростью. Кот Баюн нередко выступает в роли сказочного наставника, который помогает героям преодолевать трудности и искать истину.
 
В народных сказаниях он может быть как добрым, так и злым, часто играя противоречивую роль: с одной стороны, он способен раскрыть секреты и предостеречь от опасностей, с другой- может ввести в заблуждение. Его имя стало символом обмана и хитрости, так как он умеет запутывать и манипулировать.
 
Кот Баюн- это не просто кот, а олицетворение мудрости, магии и самого фольклора, который продолжает жить в сердцах людей, напоминая о важности знаний и умений различать добро и зло.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор фото — Дарья Григораш
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
15.0
20
 
 
Кошка в русском фольклоре часто символизирует хитрость, ловкость и независимость. Она выступает как охотник на мышей, что подчеркивает её роль в защите жизни и домашнего уюта. В народных сказках кошка может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
 
В сказках, таких как «Кошкин дом», кошка изображается как хозяйка, которая создает уют для себя и близких, особенно в конце, где котята вместе с ней и ее мужем котом построили новый дом после пожара. Она часто находит общий язык с другими животными, показывая дружелюбие и взаимопомощь. С другой стороны, иногда кошка может проявлять хитрость и эгоизм, как, например, в сказках, где она обманывает других животных ради своей выгоды.
 
Кроме того, кошка в русском фольклоре ассоциируется с волшебством и тайной. Её ночная активность и способность видеть в темноте порождают множество мифов и поверий, связанных с магией. Люди считали, что кошки могут участвовать в колдовских ритуалах и охранять дом от злых духов, что добавляет к их образу мистическую составляющую.
 
Таким образом, кошка занимает важное место в русском фольклоре, олицетворяя как положительные, так и отрицательные качества, которые близки и понятны людям.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
20
 0 
 
 0 
Кошки в славянской культуре, как и у других народов, считались достаточно опасными существами, которые способны принести человеку вред, поскольку считались проводниками в потусторонний мир. Однако, люди полагали, что вывести из него также могут кошки, таким образом, эти животные расценивались двояко.
 
Считается, что слово кошка произошло от слова «кошель» — сохранять, или кошма- «давать тепло» и даже Кощей- «злое существо».
Однако народ создал такой образ, как кот-Баюн, который сидит на дереве и сладко «бает», рассказывает, призывая своими сказками к бездействию и сну, победить Баюна можно только железной рукавицей, и тот, кто справится с котом, будет наделен великой силой и сможет победить разные болезни.
 
Есть коты также у таких сказочных персонажей, как Баба-Яга, костяная нога. Он был ее вечным спутникам, помогал в колдовстве и знахарстве. Люди боялись особенно черных котов, которые до сих пор, по мнению населения, представляют большую опасность. Есть даже строчки из песен: «Если черный кот дорогу перейдет…«В эти приметы верят все, многие ждут, когда кто-нибудь перейдет дорогу, которую перед ним перешла черная кошка.
Есть поверие, что кошки или коты своими немигающими и умными глазами видят представителей темных сил и разных нечистей, шипят на них.
 
В современном мире некоторые понятия сохранились, но я была свидетелем, как одна кошка, мы называли ее Леночкой, пыталась защитить свою хозяйку, также с зелеными глазами, которую обижали. Надо сказать, что это была шутка, можно сказать эксперимент над кошкой, но она бросилась на обидчика, мы поняли, что наша Лена- очень умное животное. Также вспоминаю, когда Леночка уже вместе с котятами была с нами в степи, где мы выращивали свеклу, лук и бахчевые. Я скомандовала: «Лена, на машину!». Как будто она понимала человеческий язык. Но она поняла его и, не дожидаясь второго приглашения, перетаскала своих четырех котят на верх кузова, груженного арбузами. Они сидели там на задних лапках, поглядывая на нас, дескать, ну что, мы готовы, когда поедем?
 
Автор статьи- Ирина Милованова. Автор фото- Нуриманова Камилла
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
16.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Кощей Бессмертный — один из самых известных персонажей славянской мифологии. Он олицетворяет зло, темные силы и бессмертие.
 
Кощей обычно изображается как старик с длинными волосами и бородой, часто с худым телом и острыми чертами лица. Его имя происходит от слова «кощей», что может означать «костяной» или «сухой», подчеркивая его истощённый, мертвенно-бледный вид. В мифах он бессмертен, но оно связано с тем, что его душа или жизнь скрыты в неком предмете, который необходимо найти и уничтожить, чтобы окончательно победить его.
 
Кощей Бессмертный символизирует не только зло и разрушение, но и страх перед смертью и неизбежностью. Его образ может также отражать борьбу человека с внутренними демонами и искушениями. В настоящее время выражение «Кощей Бессмертный» стало своего рода афоризмом. Так называют очень худого, жадного или злого человека. Когда хотят упрекнуть в скупости, обычно говорят: «Что ты, как Кощей над златом чахнешь!», а к очень худому человеку обращаются — «Кощей Бессмертный».
 
Кощей Бессмертный упоминается во многих русских народных сказках, например: «Иван Царевич и Серый волк», «Елена Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная».
 
Автор текста — Александр Тихонов.
Автор фото — Камила Нуриманова
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Крестьянская изба — это традиционное жилище, характерное для крестьянского быта в России и других славянских странах. Такие избы имеют свои уникальные особенности, отражающие местные климатические условия, обычаи и образ жизни.
 
Избы обычно строились из дерева, реже — из кирпича или камня. Деревянные избы часто возводились из бревен, которые скреплялись между собой с помощью специальных соединений.
 
Интерьер крестьянской избы был простым, но функциональным. Стены могли быть украшены вышивкой, а на полках стояли глиняные горшки, деревянные изделия и другие предметы быта. Мебель также была простой: стол, скамьи, кровати.
 
Крестьянская изба — это не просто жилище; она является символом крестьянского труда и жизни. В ней проходили важные события: свадьбы, праздники и даже похороны. Изба служила местом общения и передачи традиций от поколения к поколению.
 
Автор статьи: Карина Виноградова
Автор рисунка: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
 0 
 
 0 
Крошечка- Хаврошечка- это символ плодородия и достатка в доме, данный образ настолько закрепился и в современном мире, что означает «образ маленького, не защищенного в семье человека, которого нещадно наказывают и лишают внимания и заботы».
 
В русской сказке о Хаврошечке говорится, как тяжело выживать в семье, когда в ней живут жестокие и равнодушные люди. Мать героине заменила корова, которая внимательно слушала все беды юной Крошечки. Оставшись без жены, которая недавно умерла, отец девочки приводит в дом мачеху с дочерьми. И как случается не только в сказках, проблемы только усугубляются. Отец Хаврошечки, как принято в таких случаях, существо подневольное и подчиняемое, выполняет все указания своей новой жены: он соглашается зарезать корову.
 
В волшебных сказках всегда есть предметы, которые помогают героям преодолеть трудности или совершить подвиг. Так образ коровы наделен такими свойствами. Недаром и в реальной жизни он практически однозначен. Это кормилица семьи, остаться в Древней Руси без коровы, все равно, что лишиться кормильца: она дает молоко, значит, несмотря на неурожаи, семья выживет в трудные годины.
 
Мачехе не нравится союз Коровы и Хаврошечки, она приказывает ее убить. Хаврошечка выполняет все указания коровы, и в итоге судьба к ней благосклонна. На месте, где она закопала косточки коровы, вырастает красивое дерево, яблоня, чьи плоды понравились молодому красивому барину.
 
В итоге, героиня благополучно выходит замуж, она вознаграждена по справедливости: смерть коровы не напрасна, она ей помогла сделать правильный выбор и покинуть злых и расчетливых людей.
 
Автор статьи- Ирина Милованова. Автор фото- Любовь Догонова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Кувшины с носиком для удобного слива жидкости и ручкой с противоположной стороны появились в древние времена. Иногда их дополняли крышками. Эти сосуды играли значительную роль в повседневной жизни и ритуалах, особенно в погр*ьных обрядах.
 
Древние греки использовали специальные кувшины для вина, известные как ойнохои, которые позволяли наливать в три чаши одновременно. В Среднем Поднепровье были найдены высокие керамические кувшины с узким горлышком и ручкой, относящиеся к зарубинецкой культуре. Также в могильниках другой древней культуры обнаруживались чернолощёные кувшины с узким горлом и X-образными ручками.
 
В России кувшины из глины использовались для переноса воды вплоть до XVIII века. Они были меньше ведра и носились на плече. Археологи находили такие сосуды, украшенные орнаментами и надписями. Например, на одном из найденных кувшинов было указано имя владельца — Григория Афанасьева, торговца из Москвы.
 
Даже в XIX–XX веках кувшины продолжали пользоваться популярностью для транспортировки воды в странах Ближнего Востока и Средиземноморья. Кроме глиняных, существовали также металлические кувшины, которые использовались для подачи напитков на стол. В XVII веке популярная чернолощеная посуда начала уступать место более дорогим глазурованным кувшинам, особенно востребованным для праздничной сервировки.
В Германии кувшин (Kanne) служил мерой объёма. Например, баварский кувшин имел объём 1,07 литра. До конца XIX века термин «Kanne» даже использовался как официальное название литра.
 
Основная функция кувшина заключается в хранении и подаче жидкостей. Его форма зависела от назначения: широкие кувшины были предназначены для воды и вина, а узкие с крышкой — для пива. В России такие сосуды называли «питейной посудой», и слово «кувшин» вошло в обиход с XV века.
 
Автор статьи Иван Краснобаев
Автор фото Ирина Милованова
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
Тэги:  Посуда
13.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Жил-был в одном далёком селе добрый молодец по имени Илья. Был он мастером на все руки, но больше всего любил работать молотом и клещами. Днём и ночью стоял он у раскалённого горна, выковывая мечи, топоры и подковы для коней. Слава о его мастерстве разнеслась далеко за пределы родного села, и вскоре стали стекаться к нему люди со всех уголков земли русской.
 
Однажды вечером, когда солнце уже спряталось за горизонт, а Илья заканчивал очередную работу, раздался стук в дверь. Открыв её, кузнец увидел перед собой старика с длинной седой бородой и глубокими морщинами на лице. Старик попросил Илью выковать ему меч, такой, какого ещё никто никогда не видел.
 
После этого старик исчез, словно растворившись в воздухе. А Илья понял, что перед ним был сам Дед Мороз, пришедший за оружием для борьбы с тёмными силами.
С тех пор Илья стал известен как самый великий кузнец на Руси. Люди приходили к нему за помощью, зная, что он всегда готов защитить их от беды. И где бы ни звучало имя Ильи, везде говорили о нём с уважением и благодарностью
 
В русских сказках кузнец — это сильный и мудрый человек, обладающий магическим мастерством. Он умеет ковать не только обычные предметы, но и волшебные орудия, такие как меч-кладенец или волшебные ключи

Автор текста: Артём Хрупов
Автор картины: Камила Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Кузнецы занимают важное место в русских народных сказках, представляя собой символ мастерства и силы. Они часто изображаются как мудрые и опытные мастера, обладающие уникальными знаниями о металлах и ремеслах. Эти персонажи не только создают оружие и инструменты, но и обладают волшебными способностями, что придаёт их образу особую значимость. Кузнецы могут быть как добрыми, так и злыми, но в большинстве случаев они выступают на стороне добра, помогая главным героям преодолевать трудности и сражаться со злом.
 
В сказках кузнецы часто становятся хранителями древних тайн и знаний, которые позволяют им создавать предметы с необычными свойствами. Например, они могут ковать мечи, способные разрубить любую преграду, или доспехи, защищающие от любых бед. Эти волшебные артефакты не только помогают героям в их приключениях, но и служат символом силы духа и мужества. Кузнецы также могут выступать в роли наставников, передавая свои умения и знания молодым героям, что подчеркивает важность традиций и ремесленного мастерства в культуре.
 
Кроме того, кузнецы в народных сказках часто ассоциируются с темой справедливости. Их трудолюбие и преданность делу делают их образцами для подражания. Они могут выступать как судьи в конфликтах между персонажами, решая споры и восстанавливая порядок. Таким образом, кузнецы становятся не только создателями, но и защитниками справедливости, что делает их важными фигурами в русской мифологии и фольклоре. Их образы продолжают вдохновлять современные интерпретации, сохраняя связь с традициями и культурным наследием.
 
Автор текста: Алексей Алексеев
Автор картинки: Ирина Милованова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Кузница — это место, где занимаются обработкой металла: изготавливают предметы домашнего обихода, подковывают лошадей. Кузница занимает важное место в русской народной культуре, являясь символом труда, мастерства и силы. Это не просто место, где создаются инструменты и предметы быта, но и пространство, наполненное магией и традициями.
 
В русских народных сказках кузнец часто изображается как умный и сильный человек, обладающий особыми знаниями и умениями. Он не только кует железо, но и творит чудеса, создавая мечи и доспехи для богатырей или магические предметы. Кузнецы считались хранителями древних знаний, их умения передавались из поколения в поколение.
 
Кузница на Руси была местом общения и сбора людей, здесь встречались соседи, обсуждали новости, делились опытом. В некоторых деревнях кузнецы даже выполняли роль судей и миротворцев, помогая разрешать споры между крестьянами. Это подчеркивало важность кузницы как центра общественной жизни. Кузница в русской культуре символизирует не только мастерство и трудолюбие, но и связь человека с природой и стихиями. Она олицетворяет гармонию между человеком и окружающим миром, где труд становится искусством, а создание вещей — актом творчества.
 
Таким образом, кузница является важным элементом культурного наследия России, отражая дух народа и его традиции.
 
Автор текста — Тихонов Александр
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Лапти — это традиционная обувь, которая использовалась в России и некоторых других славянских странах. Они изготавливаются из тонкой древесной коры, обычно из березы или осины, и представляют собой плетеные туфли, которые были популярны до начала XX века.
 
Лапти имеют долгую историю и являются символом русской народной культуры. Их начали носить еще в древности, и с тех пор они стали неотъемлемой частью крестьянского быта. Лапти были легкими, удобными и хорошо пропускали воздух, что делало их идеальной обувью для работы на земле и в полевых условиях.
 
Лапти использовались как в повседневной жизни, так и в праздничных нарядах. В них ходили на работу в поле, на ярмарки и даже на праздники. С появлением фабричной обуви и изменений в моде лапти постепенно вышли из обихода, но до сих пор остаются символом русского народного творчества.
 
Сегодня лапти можно встретить в музеях, на народных праздниках и фестивалях. Они стали предметом интереса для коллекционеров и любителей народного искусства. Некоторые ремесленники продолжают традиции их изготовления, сохраняя старинные технологии и методы.
 
Лапти — это не просто обувь, а часть культурного наследия, отражающая образ жизни и традиции русского народа.
 
Автор текста и иллюстрации: Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
13.0
20
 0 
 
 0 
Лапти — это традиционная русская обувь, изготовленная из лыка или других растительных материалов. Они представляют собой плетеные сандалии, которые были популярны в России и некоторых других странах Восточной Европы до начала XX века. Лапти были легкими, удобными и позволяли ногам «дышать», что делало их особенно подходящими для работы на земле и в сельском хозяйстве.
 
Изготавливались лапти вручную, и процесс плетения требовал определенных навыков. В прошлом лапти носили как мужчины, так и женщины, особенно в деревнях. С течением времени, с развитием промышленности и появлением фабричной обуви, лапти стали менее популярными, но они остаются важным символом русской народной культуры.
 
Автор рисунка: Константин Разуванов.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
2 ]
 0 
 
 0 
Леший — это существо славянской мифологии, которое обитает в лесах. Он считается духом леса, охраняющим природу от людей, особенно тех, кто нарушает правила поведения в лесу. Лешие часто изображаются как существа, обладающие способностью менять свой облик, превращаться в животных или даже в людей. Они могут обманывать путников, заводить их в чащу или сбивать с пути, но также иногда помогают тем, кто уважительно относится к природе и соблюдает её законы.
 
В разных легендах внешность леших может варьироваться:
иногда он представляется как высокий человек с длинными волосами и бородой, одетый в звериную шкуру. В других рассказах леший имеет черты животного, например, козлиные копыта или рога. Также встречаются описания, где леший выглядит как маленький старичок с хитрыми глазами.
 
Леший обладает многими необычными способностями… Может мгновенно перемещаться между деревьями и скрываться среди них.
Обладает голосом, который способен имитировать звуки природы, чтобы запутать путника. Знает все тайны леса и может предсказывать будущее.
 
Леший выполняет несколько важных функций в народных верованиях, например, охраняет лес, следит за порядком в своём владении, наказывает нарушителей и помогает добрым людям.
В разных скахках леший может помогать охотникам, которые находятся на охоте, помогает людям в данном процессе, указывая им путь поиска.
Люди боятся лешего, так как считается, что леший может забрать душу заблудшего человека, если тот слишком долго находится в лесу без разрешения духа.
 
 
Таким образом, леший является- это образ, который символизирует мудрость и силу природы, заявляет о себе как о персонаже, требущего почитания и уважения.
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картинки: Камила Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Леший — один из наиболее ярких персонажей славянской мифологии, олицетворяющий дух леса. Он выступает в роли покровителя лесных угодий и всех их обитателей, включая животных и растения. Его рисуют как худого и худощавого старика, который имеет рожки. Внешний вид легко меняется героя, в зависимости от настроения.
 
Леший обычно изображается в виде существа с зелёными или коричневыми волосами, он дух леса, поэтому одет в одежду из листьев, коры и мха.
 
Маскируясь под фон леса, леший- стражник и защитник этого пространства. Его цель охранять лес от людей и других существ, ведь они могут нанести ему вред. При этом он способен наказать тех, кто нарушает его правила, кто загрязняет природу. В народе говорят, когда человек сбивается со своей дороги или пути, что леший путает. Например, он может заставить заблудиться тех, кто заходит в лес, перемещая деревья.
 
Однако леший поступает по-справедливости, например, может быть добрым и отзывчивым к тем, кто уважает природу. В некоторых сказках он помогает героям, если они ведут себя правильно.
 
Леший часто упоминается в контексте других мифических персонажей славянской мифологии, таких как русалки, домовые и Баба Яга.
Леший- это символ уважительного отношения к природе, стражник всего сущего на определенной территори, который милует и карает «по законам» природы.
 
Автор статьи- Алина Талюсова, автор фото — Любовь Догонова.
 
 
 
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Лиса — один из самых известных и ярких персонажей русских народных сказок. Она часто изображается как хитрая, умная и изворотливая. Её хитрость позволяет ей выходить из сложных ситуаций, а также обманывать других животных и людей. Данный образ двойственен: в некоторых произведениях она проявляет доброту, что бывает редко.
 
Лиса — ловкое животное с яркой рыжей шерстью, острыми ушами и длинным хвостом. Её внешний вид подчеркивает её ловкость и смекалку.
 
Она антагонист доброму, невинному ипростому. В некоторых сказках она обманывает других животных, чтобы добиться своих целей. Например, в сказке «Лиса и журавль» лиса пригласила журавля на ужин, но сама подала еду в плоской тарелке, из которой журавлю было трудно есть. В ответ журавль пригласил лису к себе и подал еду в узком сосуде, что заставило лису почувствовать себя неудобно.
 
Лиса- это сама хитрость и смекалка. На ее примерах читатель учится, как можно выйти из трудной ситуации.
Сказки о лисе учат тому, что зло рано или поздно будет наказано, а доброта и честность всегда вознаграждаются.
 
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Русская народная сказка «Лиса и Волк» — это история, полная хитрости, юмора и народной мудрости. Её главная тема — умение обманывать и выходить из сложных ситуаций. Один из самых известных эпизодов этой сказки — когда лиса обманывает волка, чтобы тот поймал рыбу в проруби во льду: «Лови большую рыбу и маленькую рыбку!». Эта хитрая плутовка пользуется невинностью волка, а люди на примере этой сказки показывают, как важны находчивость и острый ум.
 
Волка часто изображают простаком, который слепо верит на слово лисе и из-за этого попадает в беду. В этой истории он преследует легкую добычу и теряет не только рыбу, но и свободу, когда его хвост, который он опустил в ледяную воду, замерзает. Этот образ — прекрасная иллюстрация к поговорке «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
 
Сказка о Лисе и Волке ценна своей многослойностью. Она подходит как для детского восприятия, так и для взрослых, которые могут лучше понять аллегорию и скрытые уроки. Лиса в этой истории олицетворяет хитрость, а также находчивость и способность выжить в любой ситуации, в то время как Волк символизирует доверчивость и беспечность.
 
Интересно, что мотив обманутого Волка встречается не только в русском фольклоре, но и в народных сказках других славянских народов. Однако именно в России эта история приобрела особую популярность и стала неотъемлемой частью культурного наследия.
 
Автор текста: Иван Краснобаев.
Автор картинки: Камила Нуриманова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Сказки
17.0
20
 0 
 
 0 
«Лохань» — это традиционная русская емкость, обычно имеющая круглую или овальную форму и чаще всего сделанная из дерева. В историческом контексте лохани использовались для различных бытовых нужд, таких как стирка, замачивание, а также для хранения продуктов и воды.
 
В деревенском быту лохани часто были неотъемлемой частью хозяйства. Их использовали для стирки одежды, приготовления пищи, а также в ритуалах и обрядах. Например, в некоторых регионах лохани применялись для замачивания льна или других материалов перед обработкой.
 
Лохань также может быть украшена резьбой или росписью, что придаёт ей эстетическую ценность. В современном контексте такие емкости могут использоваться в декоративных целях или как элементы интерьера в русском народном стиле.
 
Автор рисунка: Константин Разуванов.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
20
 0 
 
 0 
МАСТЕРОМ на Руси всегда считали человека, который является профессионалом своего дела.
Слово «Мастер» происходит от французского «Meistre», от латинского «Majister» — «мастер, начальник, хозяин, учитель».
 
Мастерские: столярные, оружейные, гончарные, ювелирные, обувные, и т. д. — встречались повсеместно. Своим трудом мастер зарабатывал себе на жизнь, содержал семью. Таких людей всегда ценили и уважали. Навыки и умения чаще всего передавались по наследству: сын продолжал дело отца.
Из известных мастеров прошлого можно назвать: иконописца и реставратора В.П. Гурьянова; ювелира И. Губкина, который создавал традиционные русские узоры на золоте и серебре; специалиста по дымковской игрушке Е.А. Кошкину, много сделавшую для развития промысла; основателя школы хохломской росписи Г. П. Матвеева.
 
Пословицы и поговорки про мастеров: «Дело мастера боится», «Каков мастер — такова работа», «Мастерство везде у нас в почёте», «Работнику полтина — мастеру рубль», «Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство по искусству».
 
Автор текста: Александр Тихонов
Автор картинки: Дима Жданкин
 
 
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
 
16.0
20
3 ]
 0 
 
 0 

< Предыдущая | Страница 2 из 4 | 3 | 4 | Следующая | Последняя

Всего статей 166

Сезон Статей Авторов
2024/25 166 24
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 453 97
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета