Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 453
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Отражены термины с августа 2024 года. Показать термины за все годы. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 1
 
Божества 2
 
Быт 17
 
Внешность
 
Верования 4
 
Вышивка 1
 
Дом_двор 3
 
Еда 6
 
Живопись
 
Животные 20
 
Занятия_Профессии 2
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 3
 
Лес 3
 
Музыка
 
Одежда_обувь 2
 
Оружие
 
Праздники 3
 
Поделки 2
 
Посуда 3
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 3
 
Сказки 27
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 3
 
Строения 2
 
Суеверия 2
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 1
 
Традиции 6
 
Фразеологизмы
 
Украшения 1
 
Утварь 4
 
Фольклор 20
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ

Первая | < Предыдущая | Страница 3 из 4 | 4 | Следующая

Всего статей 166

Матрешка, или русская матрешка,- это традиционная русская деревянная игрушка, представляющая собой набор фигурок, каждая из которых помещается внутрь другой, меньшей по размеру. Она стала символом русской народной культуры и искусства.
 
Появлась в России в конце XIX века. Первые известные экземпляры были созданы в 1890-х годах в Сергиевом Посаде. Однако ее корни могут уходить в японскую традицию, где существовали подобные фигурки. Название «матрешка» происходит от русского имени «Матрона», что ассоциируется с материнством и домашним уютом.
 
Игрушка обычно изготавливаются из дерева, чаще всего из липы или березы. Дерево тщательно обрабатывается и покрывается лаком.
Внешняя матрешка часто изображает женщину в традиционном русском костюме, украшенном яркими узорами и цветами.
 
Набор может состоять из разного количества фигурок- от 2 до 30 и более. Самая большая матрешка содержит самую маленькую внутри.
Матрешка стала символом России и русской культуры, часто используется как сувенир для туристов.
 
Она олицетворяет идею семьи и материнства, так как каждая фигурка представляет собой «матрешку», которая содержит в себе других.
Современные художники продолжают экспериментировать с их дизайном, создавая необычные формы и стили, что делает их актуальными и востребованными.
 
Матрешка- это не только игрушка, но и произведение искусства, которое отражает богатую культуру и традиции России.
 
Автор рисунка: Матей Фирсов.
Автор текста: Светлана Разуванова.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
20
 0 
 
 0 
Медведь — яркий и символичный персонаж русских народных сказок. Он олицетворяет силу, мудрость и доброту, часто выступая как защитник леса и его обитателей. В некоторых сказках медведь помогает бедным крестьянам, наказывая злых и корыстных, а в других — дружит с зайцем, демонстрируя неприязнь между природой и жадностью.
 
Этот образ не только развлекает, но и учит важным жизненным урокам. Медведь показывает, что истинная сила заключается в доброте и готовности помочь другим. Он остается важной частью русской культуры, вдохновляя детей и взрослых ценить природу и взаимопомощь. Медведь — не только зверь, но и мудрый учитель, призывающий к справедливости и доброте в нашем мире.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
«Медведь с балалайкой» — не просто весёлый персонаж, но и настоящий символ русской культуры и народных традиций. Его образ часто встречается на праздниках и гуляньях, где он олицетворяет силу и мужество, становясь настоящей звездой. А балалайка (это уникальный музыкальный инструмент) давно завоевала популярность своими яркими звуками, которые не только запоминаются, но и всегда вызывают улыбку.
 
В народных сказках и песнях медведь с балалайкой всегда предстает как добродушный и весёлый герой, который радует людей своей музыкой. Его образ- символ простоты, радости и умения наслаждаться жизнью, несмотря на все сложности. Такие персонажи напоминают нам, как важны общение, веселье и те моменты праздников, которые объединяют всех вокруг.
 
В конце концов, «Медведь с балалайкой» — это не просто элемент фольклора, а напоминание о том, как ценны наши традиции и культура, которые связывают поколения и дарят каждому радость.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки- Михаил Диков
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
14.5
20
 0 
 
 0 
Медведь-барабашка- загадочное существо из славянского фольклора, которое представляет собой духа природы. Он напоминает медведя, но наделён уникальными свойствами, которые отличают его от обычных животных. Этот персонаж является охранителем лесов и мстительным духом. У него часто появляются вышитые пелены из растительности, что символизирует его связь с природой.
 
Барабашка, как правило, живёт в лесах, в глубоких чащах или у водоёмов. Его трудно увидеть, но ночами и в сумерках он часто слышен- звучат его таинственные мелодии или стук, напоминающий барабан. Многие считали его защитником, который может приносить удачу или же наказывать тех, кто плохо обращается с природой.
 
Люди обычно старались не вмешиваться в мир барабашки, чтобы не вызвать его гнев. Он обладает магической силой и может заколдовать человека, если тот проявит неуважение. В некоторых легендах рассказывается о его добрых делах, когда он помогал потерянным путникам.
 
Несмотря на страх перед этим духом, медведь-барабашка также вызывает интерес и восхищение. Его образ стал важной частью народного творчества- песен, сказок и легенд. Он олицетворяет силу природы и мудрость.
 
Медведь-барабашка- это не просто персонаж сказок, а целая символика связи с природой, уважения к ней и понимания её тайных законов.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Даниил Гавриленков
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
11.0
20
 
Мельница — это сооружение, с помощью которого перерабатывается зерно в муку, а также выполняются другие задачи, связанные с использованием энергии воды или ветра. Мельницы всегда играли большую роль в жизни человека, ведь именно с их помощью крестьяне превращали зерно в муку, что позволяло в дальнейшем выпекать хлеб, а значит жить сыто, быть уверенным в завтрашнем дне.
 
Современные мельницы часто оснащены высокотехнологичным оборудованием, однако даже в наши дни сохраняется интерес к традиционным мельницам, которые являются не только функциональными объектами, но и историческими памятниками.
 
Мельницы вне всяких сомнений имеют культурное значение. Они часто становятся символами сельской жизни и вдохновляют художников, писателей и музыкантов. Многие народные сказания и легенды связаны с этими сооружениями, что делает их важной частью культурного наследия различных народов.
«Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет» — известная русская пословица, которая намекает на то, что человеку не стоит заниматься пустой болтовнёй, сплетничать, а лучше молча делать своё дело, которое приносит пользу. Часто употребляемая в наши дни поговорка: «Мели Емеля — твоя неделя» — означает насмешливое отношение к людям, которые говорят неправду или сочиняют небылицы.
 
В заключение, мельницы — это не просто механизмы для переработки зерна — они олицетворяют связь человека с природой, его труд и творчество, а также служат напоминанием о том, как технологии эволюционировали на протяжении веков.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации-Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Метелица в русских народных сказках — это волшебный персонаж, олицетворяющий зиму и мороз. Она часто изображается как красивая, но строгая женщина, обладающая магическими способностями. В сказке «Метелица» она выступает как защитница главной героини, помогая ей преодолевать трудности и справляться с испытаниями.
 
 
Метелица обычно изображается в белом или серебристом одеянии, которое символизирует снег. Её волосы могут быть белыми или светлыми, как снег, а глаза — яркими и проницательными.
 
Она обладает сильным и независимым характером. Метелица может быть как доброй и заботливой, так и строгой и требовательной, что делает её сложным и многогранным персонажем. Её действия часто зависят от поведения людей: она помогает тем, кто добр и трудолюбив, и наказывает тех, кто злоупотребляет её щедростью.
 
Метелица может вызывать метели, снегопады и морозы. Она управляет зимней стихией и обладает силой изменять погоду. Благодаря своим магическим способностям, она может помогать или вредить людям, в зависимости от их поступков.
 
В сказке «Метелица» она становится опорой для главной героини, показывая, что доброта и искренность могут быть вознаграждены. Метелица помогает девушке справиться с трудностями, но также ставит перед ней моральные испытания, заставляя её выбирать между собственными желаниями и долгом.
 
Метелица символизирует не только зиму и холод, но и перемены в жизни. Она может быть метафорой очищения и нового начала, показывая, что даже в самые суровые времена можно найти поддержку и надежду.
 
Таким образом, Метелица — это не просто волшебное существо, а важный персонаж, который олицетворяет основные темы сказки: борьбу добра со злом, силу любви и важность выбора.
 
 
Автор статьи- Евангелина Нефедычева. Автор картинки-Екатерина Гусева
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
 
 
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Меч-кладенец — это волшебное оружие, которое обычно используется главным героем в русских народных сказках для борьбы со злом. Он обладает необычными свойствами и способен решать сложные задачи. Волшебные мечи очень часто находили в кладах, среди сокровищ. Как знать, может поэтому такое оружие и получило название — меч-кладенец.
 
В сказках меч-кладенец обычно ассоциируется с силой, справедливостью и защитой. Он может принадлежать герою, который с его помощью побеждает злых врагов, защищает родину или освобождает пленников. Меч часто наделён магическими качествами: он может сам находить врагов, разрубать любые преграды или даже исполнять желания своего владельца. Чтобы овладеть этим оружием, персонажу почти всегда необходимо пройти испытания, проявить доблесть и мудрость. Достается меч-кладенец только самым достойным. Это подчеркивает важность не только физической силы, но и моральной устойчивости.
 
Таким образом, меч-кладенец в народных сказках — это не просто оружие, а глубокий символ, отражающий идею о том, что только мужественный, справедливый и морально сильный человек сможет преодолеть любые препятствия и выйти победителем из схватки со злом.
 
Автор иллюстрации и текста — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
16.0
20
 0 
 
 0 
Мороз — это один из самых важных персонажей в русских народных сказках.
Основные черты образа Мороза в русских сказках:
Мороз как олицетворение зимы: он часто предстаёт нам как владыка зимы, приносящий холод, снег и морозные ветры. Поэтому такой персонаж может быть как добрым, так и злым, в зависимости от сюжета сказки.
 
В некоторых сказках Мороз становится символом испытаний, которые герои должны преодолеть. Например, он может ставить перед персонажами задачи, требующие сообразительности и силы духа.
 
Мороз иногда выступает как судья, который вознаграждает добрых и трудолюбивых персонажей, а наказывает ленивых или злых. Это подчёркивает моральные уроки, которые часто встречаются в народных сказках.
 
В некоторых историях Мороз обладает магическими силами, способными превращать предметы или людей, создавать снежные пейзажи или вызывать метели. Это добавляет элемент волшебства и чудесности в сказки.
 
В русских сказках данный герой часто противопоставляется теплу домашнего очага, что усиливает атмосферу уюта и защищённости в сказках.
Данные персонажи могут также символизировать циклы природы — зиму как время покоя, когда природа отдыхает, и весну как время возрождения. В этом контексте он представляет собой важный аспект жизненного цикла.
 
Примеры таких сказок включают «Морозко», где главный герой сталкивается с испытаниями, связанными с Морозом, и в конце концов получает награду за свою доброту и трудолюбие.
 
Образ Мороза в русских сказках служит не только для создания волшебной атмосферы, но и помогает читателю освоить уроки добра и зла, а потом помогает совершить свой собственный путь.
 
Автор рисунка: Дарья Пышкина
Автор текста: Виктория Зенцова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
2 ]
 0 
 
 0 
 
Мухомор- это гриб, который растет везде и повсеместно на территории России, кроме Антарктиды. В простонародье этот гриб назван как «смерть мухам» из-за его определенных ядовитых свойств, латинское происхожение определяет как «любящий мух», Пришвин считает этот гриб как «не приносящий добра».
 
В русской литературе есть случаи употребления крестьянскими ребятишками этого ядовитого гриба, например, у И. Бунина, которые смеялись и говорили, что они чистая курятина. Официально-задокументированные факты подтверждают употребление мухоморов, возможно, они связаны с отравлениями, только в середине XIII века.
Мухомор-ядовитый гриб, имеющий волнующе-красную шляпку в белом в горошек вкраплением, часто попадается грибникам в лесу, поскольку он своим видом кричит: «Вот он я, сорвите меня!» Несмотря на его ядовите свойства, человечество его использует в народной медицине: делает из него настойки от ушибов, от мух.
 
В сказках в качестве персонажа Мухомора появляется дедушка, который оказывает добрую услугу-подает совет или волшебный клубочек-тем самым помогает герою справиться с предложенным испытанием.
Возможно, боязнь отравиться от этих грибов, которые могут попасть в лукошко незатейливым грибникам, население Руси придумывают сказания, сказки, в которых этот ядовитый гриб является символом добра, однако он реально понимает, насколько опасны такие заигрывания.
 
Например, у В. Иванова в стихотворении звучит уверенная мысль в опасности этого предмета:
 
Дед Тарас сказал сердито
Ты, поганка, ядовита
Значит, ты и мухомор
Не грибы, а просто сор.
Вас ни в суп, ни в маринад
Вам в лесу никто не рад.
 
 
Автор статьи-Ирина Милованова, автор фото-Ксения Зенцова.
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Чтобы вырасти социально-адаптированным в этом мире, человечество изобрело игрушку. Игрушки бывают для мальчиков и девочек, для грудничков, подросткового возраста и взрослых.
Для того чтобы новорожденный не плакал, мамочки давали детям погремушки, они же и отпугивали ребятишек от злых духов. Чем больше шума и звона, тем сильнее защита. Маленькие беригини, которые дарились девочкам и мальчикам в год их рождения сопровождали их до взросления, а потом оставлялись на память как символ семьи, света и добра.
Куклы изготавливались из подручного материала: полена, бутылки, обернутой в материю, картона и ткани, соломы и ткани.
Куклы сопровождали людей всю их сознательную жизнь: помогали преодолеть страх темноты или одиночества, выбрать себе жениха или подвенечное платье, также принимали участие в обрядовой культуре.
Взрослые тоже любят играть! В деревне Мамонтово на большой праздник, посвященный 100 летию районного центра Мамонтово были привезены Иван да Марья, которые являются символами-оберегами любой русской семьи, подобно куклам Барби, они стоят в сельском клубе или любой семье, украшая лучшие комнаты.
Чаще всего куклы шьются своими руками, такая радость приносит больше радости и счастья, потому что сделана как индивидуальный проект. Ее не стыдно подарить или принести на сцену, разыграв небольшой спектакль.
«Пока мы удивляемся и играем, мы живем!-так говорят долгожители, которые открыли для себя эту житейскую мудрость и пронесли ее через века!
 
 
Автор статьи Архип Ордин. Автор фото-Ирина Милованова
 
 
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
Невеста в русском народном фольклоре — это фигура, окутанная романтикой, надеждой и традициями. Центральный персонаж многих сказок, она олицетворяет мечты о любви и счастье. Её образ сочетает в себе нежность и силу духа.
 
Сказочные невесты часто предстают идеалом красоты и доброты, преодолевающими испытания на пути к своему счастью. Эти персонажи разнообразны — от пассивных жертв до смелых героинь, готовых сражаться за свою любовь.
 
Невеста также символизирует связь с природой и циклом жизни. Ее выход замуж ассоциируется с весной — временем возрождения. Удачная свадьба является залогом не только её счастья, но и благополучия всей семьи и даже целого села.
 
В многих сказках невеста становится источником мудрости и умиротворения, помогая разрешить конфликты и споры. Даже столкнувшись с трудностями, её внутренний свет и доброта преодолевают все преграды.
 
Ритуалы, связанные со свадьбой, также подчеркивают значимость невесты. В день свадьбы она облачается в красивое платье, украшенное символами счастья.
 
Таким образом, невеста в фольклоре — это многослойный образ надежды и стремления к любви, вдохновляющий нас на поиски счастья и преданности.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Огненная лошадь — это мифологический образ, который часто встречается в фольклоре различных народов. Она символизирует силу, скорость и магическую природу. В сказках и легендах такая лошадь может обладать уникальными способностями, например, способностью летать или производить огненные вспышки. Эти качества делают её не только мощным помощником для главного героя, но и объектом желания, ведь обладание такой лошадью может означать власть и удачу.
 
В русских народных сказках огненная лошадь часто выступает в роли волшебного существа, которое помогает героям преодолевать трудности и достигать своих целей. Например, она может появиться в критический момент, когда герою требуется поддержка или дополнительная сила для борьбы с врагами. Лошадь может быть как другом, так и испытанием для персонажа, проверяя его смелость и доброту. Взаимоотношения между человеком и огненной лошадью часто отражают темы дружбы, доверия и взаимопомощи.
 
Кроме того, огненная лошадь может символизировать внутреннюю силу человека и его стремление к свободе. Она олицетворяет не только физическую мощь, но и духовные качества, такие как решимость и стремление к справедливости. В различных интерпретациях этот образ вдохновляет на подвиги и наполняет сказания глубоким смыслом, показывая, что настоящая сила заключается не только в мощи, но и в мудрости, смелости и благородстве.
 
Автор статьи: Алексей Алексеев
автор картинки: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Падчерица в русских народных сказках: символ надежды и преодоления
 
Образ падчерицы в русских народных сказках олицетворяет надежду, стойкость и силу духа. Чаще всего она сталкивается с жестокостью мачехи, что делает её страдания особенно трогательными. Несмотря на унижения, падчерица сохраняет веру в лучшее, и её доброта привлекает помощь добрых сил.
 
Падчерица — не просто жертва, а активная участница событий, преодолевающая трудности с помощью находчивости и мудрости. Её трансформация символизирует внутреннюю силу женщины, способной справиться с любыми вызовами.
 
В конце сказок падчерица находит любовь и признание, что подтверждает истину о том, что истинная красота и доброта всегда будут вознаграждены. Образ падчерицы вдохновляет нас верить в себя и не терять надежды, передавая важные жизненные уроки о любви и стойкости.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Катя Гусева
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
Тэги:  Сказки
10.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Пашня — это поле, которое каждый год обрабатывается и засеивается полезными культурами. Это понятие занимает центральное место в русской культуре, символизируя не только труд и заботу о земле, но и связь человека с природой и его корнями.
 
В традиционном крестьянском быту пашня была основным источником жизни, обеспечивая семью всем необходимым: хлебом, овощами и другими продуктами. Сельское население всегда относилось к земле с уважением и почтением, считая её живым существом, которое требует заботы и внимания. Пашня также часто упоминается в русских народных сказках и песнях. Она служит фоном для множества сюжетов, где трудолюбивые герои получают вознаграждение за свои усилия. Например, в сказках можно встретить мотивы о том, как герой, заботясь о своей пашне, получает помощь от добрых сил или даже волшебных существ. Это подчеркивает идею о том, что честный труд всегда вознаграждается. Кроме того, пашня в народной культуре символизирует цикличность жизни: весной начинается посев, летом — уход за растениями, осенью — сбор урожая, а зимой — отдых и подготовка к следующему году. Этот круговорот отражает не только сельскохозяйственные циклы, но и жизненные циклы человека.
 
Таким образом, пашня является важным элементом русской народной культуры, олицетворяя труд, надежду и гармонию с природой. Она напоминает о том, что человек — часть природы и его благополучие зависит от его отношения к земле и окружающему миру.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Перловая каша — блюдо из перловой крупы, очень популярно в русской кухне. Многие готовят этот продукт на молоке и на воде. Отличается от других каш длительным приготовлением: обычные рецепты предусматривают вымачивание в течение 10–12 часов. Перловая каша содержит белки, витамины различных групп, железо и фосфор, это очень полезно для организма.
Точный год создания перловой каши неизвестен, но есть мнение, что предки начали варить эту кашу ещё около 10 тысяч лет назад.
Интересные факты про блюдо:
1) Название «перловка» происходит от слова «перл» — «жемчуг». Её так называют, потому что они похожи с жемчугом.
2) Ранее, в старые времена, перловая каша считалась царским блюдом, так как готовить её было непросто.
3) Исследования показали, что люди, каждый день употребляющие блюда из перловки, на 30% снижают риск сердечных заболеваний.
4) Перловка содержит большое количество клетчатки, которая выводит из организма токсичные и вредные для человека вещества.
Перловую кашу можно подавать с абсолютно разными продуктами, подойдут и зразы, и грибы, и овощи и даже различные шоколадные конфеты и батончики.
В заключение нашей работы хочется сказать, что перловая каша — безумно вкусное блюдо, которое любит почти каждый человек.
 
 
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
 
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
13.0
20
 0 
 
Петушок- золотой гребешок- это персонаж из русских народных сказок, символизирующий смелость, ловкость и мудрость. Он представляет собой яркого, нарядного петуха с золотым гребешком, который поражает своей красотой и обладает особыми способностями. В сказках петушок часто становится героем, помогающим другим животным или людям в беде.
 
Его храбрость и находчивость помогают преодолевать препятствия, а уверенность в себе вдохновляет тех, кто рядом. Петушок может предупреждать об опасности, извещая всех своим громким криком, и обычно дружит с другими персонажами — лисой, зайцем или волком, показывая, что даже маленькие и, казалось бы, слабые создания могут достигать больших успехов.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Александра Харитонова
Тэги:  Животные
19.0
20
 
Сегодня я обращу ваше внимание на один из самых колоритных и знаковых элементов русской культуры — печку. Печка занимает особое место в русских сказках, являясь не просто предметом интерьера, но и важным символом домашнего очага, тепла и уюта.
 
Печка в русских сказках часто выступает как самостоятельный персонаж, наделенный волшебными свойствами. Вспомним, например, знаменитого Емелю из сказки «По щучьему велению». Лежащий на печи Емеля управлял ею с помощью волшебных слов, заставляя печь передвигаться самостоятельно и помогать ему в делах.
 
Также печка была местом обитания Бабы-Яги, известной злой ведьмы из русских сказаний. Её избушка стояла на курьих ножках и имела печку внутри, которая служила Бабе-Яге средством передвижения через леса и поля.
 
Однако печка не всегда была связана с негативными персонажами. В сказке «Колобок» печка упоминается как место, откуда начинает свое путешествие главный герой — круглый хлебец Колобок. Здесь печка выступает как начало пути, стартовая точка приключений.
 
В целом, печка в русских сказках олицетворяет тепло, уют и защиту. Она символизирует домашний очаг, вокруг которого собирается семья, обсуждаются важные вопросы и принимаются решения. Печка также ассоциируется с традициями и культурой, передаваемыми из поколения в поколение.
 
 
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Дарья Пышкина.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Печь — это сердце дома, обычно изготовлена из кирпича, она обогревает, она кормит, без нее нельзя.
 
До конца XIX века на Руси топили дровами, ни один дом не обходился без печи. Данное сооружение всегда ассоциировалось с домашним уютом, теплом, сытой жизнью. На печи обычно любили лежать и ребята, и котята. Без преувеличения можно сказать, что печь являлась местом притяжения для всех членов семьи.
 
Печь занимает особое место в русских народных сказках и фольклоре. В сказке «Гуси-лебеди» печка помогает главной героине, она защищает ее от зла, поддерживает добрым словом. Данное сооружение занимает центральное место и в сказке «По щучьему велению»: главный герой Емеля настолько любил свою «кормилицу», что никогда с нее не слазил, даже к царю ездил верхом на печи (не без помощи волшебства конечно же).
 
Народная мудрость отражена в пословицах и поговорках о печи: «У холодной печи не согреешься», «Иного хлебом не корми, только с печи не гони», «Лежебока хочет есть, да не хочет с печи слезть». Все эти крылатые выражения таят в себе глубокий смысл, говорят о том, что как бы хорошо не было на печи, не нужно лениться, а следует находить время и для работы, и для отдыха.
 
Таким образом, печь в русском народном творчестве является неотъемлемой частью повествования, отражая традиционные ценности и представления о доме, семье и защите.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Пищаль — это общее название, которое относится к ранним образцам огнестрельного оружия, которое использовала Россия. Оно предназначено для точной стрельбы. Пищаль имела несколько прозвищ, Инрог» и Соловей.
 
Самая первая пищаль была отлита в 1485 году. В музее Санкт-Петербурга хранится первый образей ртиллерийского оружия. Слово «пищаль» впервые упоминается в XI веке, оно обозначает — «пищать», указывая на трубчатую форму этого оружия. Интересно, что международный термин «пистолет» произошёл от чешского слова «píšť ala», что демонстрирует, как языки и культуры переплетаются через историю оружия.
 
Пищаль оказала значительное влияние на развитие военного дела и охоты, что, безусловно, было важным аспектом жизни того времени. Конструкция пищали постепенно улучшалась, что позволяло увеличивать дальность и точность стрельбы, и это действительно важно для понимания эволюции огнестрельного оружия.
 
С эпохи Ренессанса пищали начали использовать не только в армии, но и для охоты, что, в свою очередь, способствовало распространению огнестрельного оружия и изменению тактики боевых действий. Пищаль стала символом перехода от холодного оружия к огнестрельному, что является значительным моментом в истории военного дела. В целом, это оружие не только меняло тактику, но и оказывало влияние на общество в целом, формируя новые подходы к ведению войны и охоте.
 
 
 
Автор текста и фото — Павел Аллилуев
 
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
19.5
20
5 ]
 0 
 
 0 
Плуг представляет собой инструмент, предназначенный для обработки почвы, и его история восходит к появлению металлических моделей в конце XVIII века, а в России этот процесс начался в 1802 году.
 
Современные плуги классифицируются по нескольким критериям: типу тяги (конные и тракторные), методу агрегирования (навесные и прицепные), количеству корпусов (однокорпусные, двухкорпусные или многокорпусные) и конфигурации (лемешные и дисковые).
 
Лемешные плуги преимущественно используются для глубокого вспахивания и могут быть укомплектованы различными рабочими элементами в зависимости от состояния почвы. Плуг стал символом различных ритуалов и праздников, олицетворяя начало посевного сезона и надежды на будущий урожай.
 
С индустриальной революцией появились механические модели, которые упростили труд и повысили продуктивность. Инновационные технологии сделали плуг более доступным для сельскохозяйственных производителей, что способствовало прогрессу в аграрном секторе. В настоящее время плуг продолжает выполнять свои функции и вдохновляет новые поколения фермеров, поддерживая традиции устойчивого земледелия и охраны природных ресурсов.

Автор фото: Ирина Милованова.
Автор текста: Иван Краснобаев.
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
7.5
20
1 ]
 0 
 
 0 
Народная культура посуды — это удивительное явление, которое отражает русские традиции нашего народа. Посуда всегда была неотъемлемой частью быта русских людей. Народная посуда имеет свою историю, является отражением души народа.
она служила для хранения и употребления пищи. Например, глиняный горшок был символом домашнего очага, а деревянная ложка считалась оберегом от злых сил.
 
Одним из самых распространённых видов народной посуды являются деревянные изделия. Ложки, миски, чашки — все они изготавливались вручную, с использованием резьбы и росписи. Дерево считалось живым материалом, .Каждый мастер старался вложить душу в своё изделие.
Глиняная посуда тоже занимала важное место в быту русского народа. Глины были доступны повсеместно, поэтому гончарство стало одним из самых популярных ремёсел. Гончары создавали не только практичные, но и красивые предметы: горшки, крынки, кружки.
 
Металлическая посуда, хотя и менее распространённая, чем деревянная и глиняная, также играла важную роль в жизни народа. Медные и бронзовые котлы использовались для приготовления пищи, а серебряные ложки и кубки были признаком богатства и высокого статуса их владельцев.
Таким образом, народная культура посуды — это уникальное наследие, которое хранит в себе память о прошлом и традициях нашего народа.
 
Автор статьи- Артем Хрупов. Автор фото-Ирина Милованова
 
 
 
 
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
10.0
20
 0 
 
 
Гамаюн — мифическая птица в славянской культуре, которая символизирует знание, мудрость и пророчество. Она изображается как красивая птица с женским лицом и крыльями, украшенными драгоценностями. Согласно легендам, Гамаюн прилетает из-за моря-океана и рассказывает людям о будущем, предсказывает судьбы и даёт советы.
 
Однажды, когда Гамаюн летела высоко в небе, она заметила внизу тёмную тень, окутывающую землю. Это была не просто туча — это был злой дух, который пытался проникнуть в мир людей, чтобы сеять разрушение и хаос. Птица поняла, что ей предстоит сражаться с этим древним злом.
Она опустилась вниз, прямо к источнику тьмы, и начала своё волшебное пение. Голос Гамаюн разносился далеко вокруг, проникая в самое сердце зла. Люди, услышавшие пение птицы, почувствовали надежду и силу, которая пробудила их ото сна.
 
Злой дух начал атаковать Гамаюн. Она продолжала петь, пока зло окончательно не исчезло.
 
Когда битва закончилась, люди вышли из своих домов, чтобы поблагодарить Гамаюн. С тех пор птица Гамаюн стала символом надежды и защиты для всех жителей этого края.
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картины: Камила Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
19.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Птица счастья — это образ, который встречается в русской народной культуре, он означает надежду, радость и исполнение желаний. В многих сказаниях и легендах это мифическое существо символизирует мечты, которые могут стать реальностью, если к ним искренне стремиться.
 
В славянской традиции птица счастья часто ассоциируется с весной и возрождением. Считалось, что ее появление приносит удачу и благополучие. В некоторых сказаниях говорилось, что тот, кто поймает эту птицу, сможет исполнить свои самые заветные мечты. Однако, как правило, поймать ее невозможно — это следует интерпретировать как идею о том, что счастье нельзя захватить одномоментно, а можно лишь найти в процессе жизни.
 
В литературе образ птицы счастья стал особенно популярным благодаря пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица» (1908 г.), где два ребенка отправляются в волшебное путешествие в поисках этой загадочной птицы. Их приключения показывают, что истинное счастье часто оказывается ближе, чем мы думаем, и что оно может быть найдено в простых радостях жизни.
 
Таким образом, птица счастья в народной культуре служит символом надежды и стремления к лучшему. Она напоминает нам о том, что счастье — это не конечная цель, а путь, полный открытий и мгновений радости.
 
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Наталья Тихонова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
15.0
20
 0 
 
 0 
Пшённая каша — это каша, сделанная из пшённой крупы, а также молока и сливочного масла. Это очень популярный продукт питания. Кашу можно подавать с маслом, тыквой, различными орехами, грибами и даже мясом. Блюдо богато различными витаминами и антиоксидантами. Оно снижает уровень холестерина в крови, положительно влияет на сердечно — сосудистую систему и конечно же каша содержит клетчатку, которая регулирует состав нормальной микрофлоры организма.

Впервые такая каша была сварена где-то в 12 веке. Смесь была не только частью питания людей, но и с ней связано просто огромнейшее происхождение разных обрядов, традиций и легенд.

Несколько интереснейших фактов о пшённой каше:
Просо — один из самых древних злаков на земле, который упоминался ещё в Библии.
Оболочку семян проса вполне можно использовать для того, чтобы заполнить подушки.
При заключении мирного договора славянские князья всегда варили это блюдо и ели его на глазах у дружин и всего народа в доказательство дружбы и согласия. Без этого договор считался недействительным.
 
 
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
 
10.0
20
1 ]
 0 
 
Слово «русалка», с точки зрения лингвистов, имеет два происхождения. Первое- от слова «русалий», смысл которого кроется в весеннем славянском празднике, посвященном розам, а второе- от слова «русло», связанное с понятием истока реки. В народе русалок называли водянихами, щекотихами. Русалки в фольклоре относятся к темным силам, поэтому часто упоминаются в сказках, быличках. А после праздника Троицы существовала неделя, которая называпась Русальной.
 
В разных сказках этот образ неоднозначен: в некоторых произведениях- это молодая девушка с распущенными волосами и белых одеждах (или без одежды), невероятно красивая, в других источниках- это безобразные старухи. Однако в народе верили, что русалками становятся всегда те девушки, которых прокляли до их свадьбы собственные матери.
 
Русалки могли также в качестве обитания выбрать поля, степи или березовые рощи. Говаривали, что любили они во время отдыха подходить к бабам и щекотать их до смерти, поэтому в Русальную неделю «противоядие» было одно — дать понюхать пучок полыни, от которого нечисть исчезала- славяне всю неделю на Руси, так было принято, носили при себе пучок полыни.
 
Во время Троицы и на Русальную неделю, да в другие моменты, когда особенно было тяжело, в народе появлялись песенные обереги:
 
Русалка царица, не загуби душки.
Мы тебе помолимся
А ты нас храни от всякого напастья
Не дай удавиться!
 
В некоторых деревнях существовала даже традиция: проводы русалок. Женщины шли в лес, срывали ветки березы, заплетали в венки, потом делалось чучело, подобное масленицы, одетое в женский костюм, который разрывали на части и сжигали.
 
 
Автор статьи-Ирина Милованова, автор фото- Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Русалочка — это персонаж, который встречается в различных славянских мифах и сказках. В русской фольклорной традиции русалки изображаются как водные существа, обитающие в реках, озерах и прудах. Они имеют человеческую верхнюю часть тела и рыбий хвост, что делает их похожими на мифических морских дев.
 
Согласно легендам, русалки часто ассоциируются с водой и природой. Их образы могут варьироваться: одни русалки описываются как добрые и дружелюбные, способные помогать людям, другие же считаются опасными и коварными, заманивающими мужчин в водные глубины. В некоторых сказках русалки могут предсказывать будущее или служить хранительницами воды и богатства природы.
 
Особое внимание в русских сказках уделяется их связи с человеческими судьбами. Русалки могут влю*ься в людей, а иногда даже жертвовать собой ради любви. Однако такие отношения часто заканчиваются трагически, поскольку мир людей и мир водяных существ находятся в противоречии.
 
В фольклоре русалка также символизирует неразрешенные чувства, тоску и утрату. Она может быть образом души, не нашедшей покоя, что придает ее образу особую глубину и многозначность. Русалочка стала популярным персонажем не только в народных сказаниях, но и в литературе и искусстве, вдохновляя многих авторов на создание новых интерпретаций ее истории.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
 
 
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Самовар — это один из самых ярких символов русской культуры и народных традиций. Его название происходит от слова «самоварить», что означает «варить самому». Это устройство, предназначенное для кипячения воды.
 
История самовара стара. Первые изделия делались из меди. Позже появились образцы из стали и латуни. При этом млжно было, глядя на них, увидеть руку мастера, так как работы получались уникальными.
 
Славяне известны своим гостеприимством, поскольку за столом всегда собиралась большая семья попить чайку, то для этой цели и пригождался самовар как символ тепла и уюта.
 
Питие чая на Руси-это целая церемония или традиция. У нас не принято пить пустой чай: он должен быть особенном: например, с листом малины или смородины, а также с баранками или пирожками. Чай может быть с молоком или без, сладкий или нет, в течение дня человек выпивает ни одну чашку, подкрепляя себя.
 
Самовар старинные имели отверстие для розжига деревяшек, а потом углей, современные же самовары работают от электричества.
 
Много песен сложило население, которое радо попить чайку-кофейку, ведь чай — это уже практически еда, попив его, человек может протянуть целый день, с голода не умрет.
 
Автор статьи: Алиса Ермилова. Автор фото: Камилла Нуриманова.
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
Тэги:  Посуда
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Самовар — это традиционный русский прибор для кипячения воды, который стал неотъемлемой частью русской культуры и быта.
 
Изготавливаемый из различных материалов, включая медь, латунь и нержавеющую сталь, самовар обычно имеет характерную форму с трубкой для подачи пара и краном для наливания воды. Внешний вид самовара часто украшен художественной резьбой, росписью или эмалью, что делает его не только функциональным предметом, но и произведением искусства.
 
Самовар ассоциируется с теплом домашнего уюта и семейными традициями. Чайная церемония, проходящая вокруг самовара, становится важным ритуалом, где собираются семья и друзья, обсуждают новости и делятся радостями. Самовар символизирует гостеприимство русской культуры, ведь в каждом доме, где он стоит, всегда рады угостить гостей чаем с вареньем или сладостями.
 
С течением времени самовар претерпел изменения, но его значение в русской культуре осталось неизменным. Сегодня он не так часто используется в быту, как раньше, но продолжает оставаться популярным на праздниках и особых мероприятиях. Самовар стал символом русской идентичности и национального наследия, а его образ часто встречается в литературе, живописи и народных промыслах.
 
Автор статьи: Алексей Алеквеев
Автор фото: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Быт
17.0
20
 0 
 
 0 
Самовар появился в России в XVII веке и стал неотъемлемой частью русской культуры и быта. Он часто ассоциируется с традицией чаепития, которая включает в себя не только сам процесс приготовления чая, но и общение за столом.
 
Самовар обычно имеет металлический корпус, в который помещается вода. Внутри самовара находится трубка (калорифер), через которую проходит горячий воздух от горящего топлива, что способствует нагреву воды.
 
Существуют разные виды самоваров — от традиционных медных и латунных до современных электрических моделей. Некоторые самовары имеют декоративные элементы, такие как резьба или эмаль, что делает их не только функциональными, но и красивыми.
 
Чтобы заварить чай, в самовар заливается вода, а в специальный чайник (чаник) помещается заварка. Чайник ставится на верхнюю часть самовара, где он подогревается горячим паром.
 
Самовар стал символом русского гостеприимства и дружеского общения. Чаепитие из самовара часто сопровождалось песнями, разговорами и угощениями.
 
Автор рисунка: Ника Морозова.
Автор текста: Светлана Разуванова.
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
19.0
20
1 ]
 0 
 
Сапоги «Скороходы» — это не просто обувь, а волшебный артефакт, способный переносить своего владельца в мир удивительных приключений. Когда вы надеваете эти сапоги, они словно оживают, наполняясь магией и энергией. Каждый шаг, сделанный в них, звучит как музыка, а дороги и тропинки открываются сами собой, указывая путь к новым горизонтам.
 
 
Легенда гласит, что сапоги были созданы древними мастерами, которые владели секретами волшебства. Они способны не только ускорять шаги своего хозяина, но и даровать ему возможность преодолевать любые преграды. Сапоги «Скороходы» могут увести вас в далекие страны, где вы встретите мифических существ, узнаете тайны древних цивилизаций и откроете новые горизонты для своего сердца и ума.
 
Каждый раз, когда вы надеваете эти сапоги, вы становитесь частью волшебной истории. Их мягкая кожа обнимает ваши ноги, а внутреннее тепло согревает душу. Вы можете путешествовать по заснеженным лесам или по солнечным полям, и каждый шаг будет легким и уверенным.
 
Но помните: с великой силой приходит и великая ответственность. Сапоги «Скороходы» требуют от своих владельцев мудрости и доброты. Используйте их силу для хороших дел, помогайте тем, кто в этом нуждается, и тогда они откроют перед вами все свои тайны.
 
Так что, если вы когда-нибудь встретите сапоги «Скороходы», не упустите шанс надеть их. Возможно, именно вам суждено стать героем своей собственной сказки!
 
Автор фото и текста Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Сарафан- традиционная русская одежда, которая представляет собой длинное платье без рукавов. Обычно его шьют из яркой ткани с интересными узорами, что делает сарафан не только удобным, но и красивым. В прошлые времена сарафан был основным нарядом для женщин, особенно в крестьянской среде. Его носили на праздниках и торжествах, а также в будни.
 
Сарафан часто сочетается с блузками или рубашками, которые могут быть с длинными или короткими рукавами. Такой стиль позволяет легко менять образы и придавать наряду индивидуальность. В зависимости от региона, сарафаны могут отличаться и по фасону, и по отделке.
 
Сегодня народный сарафан вновь стал популярным, особенно на народных праздниках и фестивалях. Он символизирует русское наследие и культурную идентичность. Сарафан- это не только часть истории, но и элемент современного модного мира, который вдохновляет дизайнеров на создание уникальных коллекций.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки- Ева Зайцева
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
16.0
20
 0 
 
 0 
Сирин — это мифическое существо, которое часто встречается в славянской мифологии и фольклоре. В сказках и легендах Сирин обычно изображается как птица с человеческим лицом, обладающая прекрасным голосом. Она символизирует красоту, гармонию и утонченность, но также может ассоциироваться с печалью и тоской.
 
В русских народных сказках Сирин часто выступает как некий проводник между мирами — миром людей и миром духов. Ее песни могут быть как волшебными, так и предостерегающими. Например, в некоторых историях ее мелодии завораживают слушателей, заставляя их забыть о реальности и погрузиться в мир грез.
 
Сирин также может символизировать потерю или недостижимую мечту. Ее образ часто связан с идеей о том, что за красотой может скрываться горечь или утрата. В некоторых версиях сказок Сирин может быть связана с темой любви и разлуки, когда ее песни напоминают о потерянных чувствах или о тех, кто ушел.
 
Таким образом, Сирин в сказках является многогранным образом, который сочетает в себе как радость, так и печаль, вдохновляя на размышления о жизни, любви и человеческих переживаниях
 
Автор текста- Евангелина Нефедычева, автор рисунка- Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Сито это предмет, который служит для просеивания муки. Он как обязательная часть домашней утвари любой хозяйки, им пользовались как в стародавние, так и современные времена. При помощи просеивания происходит насыщения муки кислородом. Чаще всего сито бывает круглой формы, реже квадратной. Это ящик или коробка, закрытая с одной стороны мелкозернистой сеткой. Тесто, изготовленное при помощи просеивания муки, называется ситным.
 
Сито также бывает из крупнозернистой сетки и предназначается оно для процеживания, например, массы томатной, чтобы отделить кожуры и семечки от мякоти для получения томатной пасты или сока. В сите могли сушить семечки, развеивая шелуху и мусор. Ободки или короба делались из коры ивы или сосны.
 
Сито в русской культуре, а также славянских народов имеет символическое значение: оно обозначает сытный год, поэтому хозяйки всегда вешали на первый план, не пряча от чужих глаз, а первый, выпеченный хлеб нового года сопровождался под добрым взглядом хозяевов под сито.
 
В некоторых семьях этот предмет представлял собой возможность спрятать от детей чего-нибудь вкусное, например, конфеты, поскольку висело высоко и ребенку было не достать его. Во время свадебной церемонии подходили к молодым и приговаривали: » Чтобы тебя столько хвори в жизни напиться, сколько ты сейчас воды выпил сквозь сито!». Когда заболевала скотина, проливали воду сквозь сито и поили больное животное.
У славян была также традиция-для призвания дождя лили сквозь него воду, а если воды были слишком много, то сито переворачивали вверх дном. Также у славян есть гадания, когда в сито высыпали чечвицу и фасоль, перемешивая, говаривали: «Чудеса при нас, выбери и загадай, сито волшебное…!»
 
Считается, что муку лучше просеивать в кругом сите, которое напоминает солнце и делать надо это в добром расположении духа, что не гневить небесные силы.
 
Автор статьи- Ниткита Сухин, автор фото-Ирина Милованова.
 
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
20.0
20
1 ]
 0 
 
Скоморохи — это яркие колоритные персонажи русской народной культуры, которые играли важную роль в народных праздниках и развлечениях. Они были своего рода народными артистами, сочетая в себе элементы актерского мастерства, музыки, танца и шутовства. Скоморохи выступали на ярмарках, свадьбах и других общественных мероприятиях, привнося в жизнь людей радость и веселье.
 
Внешний вид скоморохов был весьма выразительным: они носили яркие, разноцветные костюмы, украшенные вышивкой и лоскутами. Лица у артистов были раскрашены, что добавляло им комического вида. В их репертуаре были шутки, песни, танцы, а также различные сценки и импровизации, глядя на которые публика хохотала от души.
 
Скоморохи часто высмеивали недостатки общества и человеческие пороки, их искусство было не только развлекательным, но и социальным: артисты могли задавать острые вопросы о жизни и морали, обличая несправедливость и лицемерие.
 
В настоящее время слово «скоморох» стало именем нарицательным, так часто называют человека, над которым смеются из-за нелепых поступков или неуместных шуток. Наследие скоморохов продолжает жить в русской культуре, найдя отражение в театре, музыке и фольклоре.
 
Таким образом, скоморохи — это важные носители народной мудрости и традиций, которые помогали людям справляться с трудностями жизни через смех и искусство.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
 
Хорс — один из славянских богов, который ассоциируется с солнечным светом, днем и жизненной энергией. В славянской мифологии Хорс часто упоминается как божество, которое олицетворяет солнечное сияние и тепло. Его культ был распространен среди восточных славян, и он мог быть связан с различными природными явлениями, такими как восход и заход солнца.

Солнечный бог: Хорс считается одним из божеств, связанных с солнцем. Он мог быть представлен как солнечный диск или как воин, который борется с темными силами. Символы: Хорс часто ассоциировался с огнем и светом. Его символами могли быть солнце, огненные круги и другие солнечные знаки. Связь с другими богами: В некоторых источниках Хорс упоминается в связке с другими славянскими божествами, такими как Перун (бог грома и молнии) и Даждьбог (бог солнца и плодородия).

Обряды, связанные с культом Хорса, могли включать: Праздники: Славяне отмечали праздники в честь солнца, которые могли совпадать с летним солнцестоянием и другими солнечными циклами. Эти праздники часто сопровождались ритуальными танцами, песнями и жертвоприношениями. Жертвоприношения: В качестве жертвоприношений могли использоваться хлеб, мед, зерно и другие продукты, символизирующие плодородие и жизненную силу. Обряды очищения: Проводились обряды очищения, связанные с огнем и водой, чтобы привлечь благословение Хорса на урожай и защиту от злых духов. Заветы и молитвы: Славяне обращались к Хорсу с молитвами о здоровье, удаче и защите от несчастий.
 
Культ Хорса отражает важность солнечного света для жизни и сельского хозяйства славянских народов. Хотя информация о конкретных обрядах может варьироваться в зависимости от региона и времени, Хорс остается важной фигурой в славянской мифологии и культуре.
 
 
Автор текста: Алексей Алексеев
Автор картинки: Камилла Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
Тэги:  Божества
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Смерть в русских народных сказках занимает особое место и часто представляется в различных формах и контекстах. Она может быть как физическим исчезновением персонажа, так и символом перехода, трансформации или испытания. Вот несколько аспектов, связанных со смертью в русских народных сказках:

В многих сказках смерть персонажа может служить испытанием для других героев. Например, герой может столкнуться с необходимостью преодолеть горе или найти способ вернуть умершего человека к жизни. Это часто связано с темой любви, преданности и жертвенности. Смерть в сказках нередко воспринимается как переход к новой жизни или возрождению. В некоторых историях персонажи могут возвращаться из мертвых или обретать новую силу и мудрость после смерти. Смерть может быть персонифицирована в виде персонажа, который приходит за душами. Например, это может быть образ Бабы Яги или других мифологических существ, которые выполняют роль проводника в мир мертвых. Смерть часто связана с различными обрядами и ритуалами, отражающими народные верования о загробной жизни и уважении к умершим. Эти элементы могут быть вплетены в сюжет сказки, подчеркивая важность памяти о предках.
 
Смерть в сказках также служит средством передачи моральных уроков. Она может напоминать о хрупкости жизни, необходимости ценить время с близкими, а также о последствиях плохих поступков. В некоторых сказках смерть может быть связана с темой судьбы и предопределенности. Персонажи могут сталкиваться с неизбежностью своей участи, что добавляет глубину и философский подтекст к сюжету. Таким образом, смерть в русских народных сказках является многогранным символом, который отражает не только страх и утрату, но и надежду, возрождение и глубокие философские размышления о жизни и смерти.
 
Автор текста-Алесеев Алексей.
Автор картинки-Дарья Иванова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Божества
19.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Смерть с косой в русской мифологии обычно ассоциируется с образом Смерти, который часто изображается как человек в черном плаще с косой. Этот образ стал популярным в культуре и фольклоре, но его корни уходят в более глубокие традиции.
 
В славянской мифологии существовали различные духи и божества, связанные со смертью и загробной жизнью. Например, Морок — это дух, который мог наводить страх и предвещать смерть. Также в фольклоре встречаются образы Водяного и Лешего, которые могли забирать души.
 
Коса как символ смерти может быть интерпретирована как орудие, которое «срезает» жизнь, и этот образ стал особенно ярким в литературе и искусстве. В христианской традиции Смерть часто изображается как ангел или демоническая сущность, что также повлияло на формирование образа Смерти в русской культуре.
 
Таким образом, смерть с косой в русской мифологии — это сложный и многогранный образ, который сочетает в себе элементы фольклора, религии и народных верований.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
17.0
20
 0 
 
 0 
Снегирь — это небольшая птица, известная своим ярким эффектным окрасом. Снегирь занимает особое место в русской народной культуре и фольклоре. Эта птица ассоциируется с зимой, холодом, Новым годом и Рождеством. «Не будь снегиря, разве зима настанет» — говорится в русской пословице.
 
Снегирь считается символом зимнего пейзажа. Его яркий окрас выделяется на фоне белого снега, что делает его заметным, привлекает всеобщее внимание. В народных сказках и песнях это существо нередко упоминается как символ радости и надежды. Снегирь также связан с различными народными приметами. Например, появление этой птички весной может предвещать хороший урожай или удачу в делах. Поэты и писатели часто используют образ снегиря как символ природы, любви, красоты. В русской народной песне «Снегири» рассказывается о красоте природы зимой, о грусти человека по неудавшейся любви, о веселом свисте снегирей.
 
Таким образом, снегирь не только является частью природы, но и важным культурным символом, который находит отражение в русских традициях.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Николай Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
 0 
 
 0 
Собака в русских народных сказках занимает особое место. Это верный помощник и защитник человека, символ дружбы и преданности. Я хочу рассказать о том, как собака изображается в сказках и какую роль она играет в жизни героев.
 
Во-первых, собаки в народных сказках часто бывают очень умными и сообразительными. Например, в сказке «Собака и кошка» главные герои — это не просто животные, а настоящие персонажи с характерами. Собака, как правило, представляется доброй и преданной, готовой помочь своему хозяину в любой ситуации. Она всегда стоит на стороне добра и справедливости, что делает её образ особенно привлекательным для слушателей.
 
Во-вторых, собака нередко становится помощником главного героя. В таких случаях она помогает ему преодолеть трудности и находить выход из сложных ситуаций. В сказке «Каша из топора» собака помогает бойцу добыть пищу, показывая свою преданность и смекалку. Такие примеры учат нас, что дружба и взаимопомощь очень важны в жизни.
 
Напоследок, стоит отметить, что собака в русских народных сказках — это не только друг, но и символ верности. Она никогда не предает, остаётся с человеком даже в самые трудные времена. Это учит нас быть преданными своим друзьям и близким, ценить дружбу и поддержку.
 
Автор статьи: Иоанна Орфанова
Автор фото: Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Собака в русском народном фольклоре — это многогранный символ верности, дружбы и защиты. С древних времён этот четвероногий друг прочно вошёл в жизнь человека, охватывая его образ в сказках, пословицах и поговорках.
 
Собака олицетворяет преданность и часто выступает как защитник героя, готовый прийти на помощь. Примеры можно увидеть в историях о богатырях, где верная собака преодолевает опасности вместе со своим хозяином. Эти повествования учат важным жизненным урокам о дружбе и взаимопомощи.
 
Кроме того, собака символизирует связь с загробным миром. Некоторые легенды утверждают, что её дух может быть проводником между мирами, добавляя мистический элемент к её образу. Охотничья собака может присниться человеку в важный момент, напомнив о тех, кто ушёл.
 
Собаки также ассоциируются с добротой и заботой. Пословицы указывают на то, что собака — лучший друг человека. В традиционных семьях она была не только охранником, но и верным спутником, способным чувствовать настроение хозяев.
 
Таким образом, собака в русском фольклоре — это символ преданности и заботы, добавляющий элемент загадки. Образы верного спутника вдохновляют нас на важность взаимопомощи и дружбы в жизни.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
13.0
20
 0 
 
 0 
Соловей-разбойник: легендарный персонаж, уходящий корнями в русскую культуру
 
Соловей-разбойник является одним из самых знаменитых и ярких героев древнерусских былин, эпических народных песен. Этот мифологический персонаж отражает многогранные аспекты народного воображения и сочетает в себе элементы мистики.
 
Изображение Соловья-разбойника в былинах наполнено скрытыми смыслами и загадками. Он представлен в виде невероятного существа, наполовину человека, наполовину птицы, обитающего в лесах и на дорогах. Иногда его описывают с характерными для птиц чертами: крыльями, внимательным взглядом и невероятно громким свистом, который напоминает пение соловья. Этот пронзительный свист разбойника используется им для вызывания ужаса у путешественников.
Соловей-разбойник славится своим разбойничеством: он останавливает путников, грабит их и изображается как страшное зло, которое необходимо победить. В русских былинах его чаще всего побеждает богатырь Илья Муромец, который, являясь символом силы, справедливости и защиты народа, проходит через множество испытаний.
 
Наиболее известный эпизод можно увидеть в «Былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике», где Илья Муромец, направляющийся в Киев, сталкивается с Соловьем-разбойником на дороге. Несмотря на все преграды и угрозы, богатырь одолевает злодея и доставляет его князю Владимиру. Этот сюжет символизирует победу добра над злом, порядка над хаосом, а также является аллегорией укрепления государства и общественного порядка.
 
Автор текста — Анисимов Роман
Автор картинки- Даша Иванова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Сорока — интересный персонаж в фольклоре разных народов, который часто ассоциируется с хитростью, любопытством и жадностью. В русских народных сказках и пословицах она обычно изображается как птица, обладающая умом и ловкостью, но иногда ее действия могут быть и коварными.
 
Одной из характерных черт сороки является ее страсть к блестящим предметам. Эта особенность порождает множество сказок и басен, в которых она стремится заполучить что-то ценное, что может привести к забавным или поучительным ситуациям. Например, в басне И.А. Крылова «Сорока-воровка» рассказывается о том, как эта птица украла у других животных различные вещи, подчеркивая ее хитрость и жадность.
 
Данное существо также часто выступает в роли рассказчицы или информатора. Ее любопытство и способность собирать слухи делают ее важным персонажем в сказках, где она может передавать информацию или предупреждать о грядущих событиях. В некоторых народных сказках эта птица играет роль посредника между героями и высшими силами, помогая им найти выход из сложной ситуации.
 
Кроме того, в русской культуре существует множество пословиц и поговорок о сороке. Например, «Сорока на хвосте принесла» — это выражение, которое используется для обозначения слухов или сплетен. Данная птица символизирует не только хитрость, но и человеческие слабости, такие как зависть и жадность.
 
Таким образом, образ сороки в фольклоре многослоен и разнообразен. Она олицетворяет как положительные, так и отрицательные черты, делая ее интересным и поучительным персонажем в сказках и баснях. Эта птица продолжает оставаться актуальным символом в культуре, отражая человеческие качества и поведение.
 
Автор текста и иллюстрации: Александр Тихонов
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
 
В русском народном фольклоре строитель занимает важное место, символизируя труд и созидание. Его образ олицетворяет не только физическую силу, но и мудрость, ведь именно строители возводят дома, крепости и храмы, обеспечивая надежное жилье и защиту.
 
Сказания о строителе полны эмоций и приключений. Он не просто вбивает гвозди и возводит стены; его жизнь насыщена борьбой с природой и врагами. Строитель стал героем, умеющим справляться с трудностями, демонстрируя смекалку и изобретательность. Встречая злых духов, он защищает народ.
 
Эмоциональная связь строителя с землей и материалами, с которыми он работает, ярко выражена в фольклоре. Он уважает традиции и понимает, что каждый камень и доска несут душу природы. Строитель создает не только физическое пространство, но и закладывает в его стены надежды и мечты людей.
 
Темы дружбы и сообщества звучат в историях о строительстве. Он объединяет людей, вдохновляет их на совместные усилия, так как великое дело невозможно осуществить в одиночку. Строитель — это не только работник, но и символ единства, силы духа и творческого подхода, способный преодолевать преграды ради общего блага.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
19.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Ткацкий станок это инструмент, используемый для прядения волокна в нить, в качестве первых волокон использовались различные травы, лианы, полоски кожи. Ручное ткачество- древнее ремесло не только на Руси. По качеству определялось и качество жизни. Поскольку в каждой семье были предметы, сделанные при помощи ткацкого станка: полотенца, покрывала, рубашки, юбки. ковры, половики, даже обереги, то человечество создало ручные станки, дата изготовпения, примерно, 5–6 000 лет до н. зры.
 
Станок состоит из деревянных перекладин, продольных и попереречных, назвается такое ткачество-»на бедрышках, нити располагаются во время процесса крест-накрест, а внутрь зева прокладывается плотная основа, которая подбивается специальным инструментом-утяжелителем.
 
Самое обидное прозвище для девушек на Руси было «НЕ ТКАЧИХА». Ведь любая из них должна, прежде всего, наткать себе приданое: покрывала, простыни, юбки, скатерти. А во время праздников умелые мастерицы развешивали свои творения в качестве штор, занавесок на окна, и каждый из гостей мог оценить данное качество. Не у каждой рукодельницы мог быть данный предмет. Что характерно, что станки бывают разными, в зависимости от возраста: большие и маленькие, ручные, механические. Моя прабабушка, будучи пятилетним ребенком, села за ткацкий станок на свое пятилетие! С ним она не расставалась долгие годы, ведь для женщины станок- это ее хлеб!
 
Весь трудовой, особенно зимний день, состоял из количества пряжи, из которых она потом сошьет одежду или наткет ковров. Денег раньше не было, магазинов тоже. На деревне всегда были именитые мастера, которые умели качественно сделать станки. К ним стояла большая очередь, ведь от такого инструмента зависело благогосостояние семьи: изделие можно снести на ярмарку, выменять его или продать в обмен на нужный товар: соль, сахар, посуду.
 
Данный инструмент, несколько модернизированный, и поныне используется для бытовых нужд на территории России.
 
Автор статьи и фото — Камилла Нуриманова.
 
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
Тэги:  Промысел
20.0
20
2 ]
 0 
 
 0 
Травка в хохломской росписи обычно изображается в виде длинных изогнутых линий, которые напоминают стебли и листья. Эти элементы могут быть как простыми, так и более сложными, с добавлением различных деталей и узоров. Чаще всего изображается в зеленых оттенках, но может также включать желтые и золотистые тона. Контрастные цвета делают рисунок ярким и выразительным.

Травка символизирует жизнь, природу и плодородие. В хохломской росписи она часто сочетается с другими природными мотивами, такими как цветы, ягоды и птицы, создавая гармоничный и насыщенный композиционный эффект. Она является одним из основных элементов хохломской росписи и используется на различных предметах, включая деревянные ложки, тарелки, кубки и другие утварные изделия. Эти изделия часто служат не только для практического использования, но и как элементы декора.

Роспись выполняется вручную с использованием специальных кистей и красок на основе натуральных пигментов. После нанесения рисунка изделия покрываются лаком, что придает им блеск и защищает от повреждений.
 
Автор рисунка Карина Симонян
Автор текста Светлана Разуванова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.0
20
 0 
 
 0 
Улитка — это обычный моллюск с раковиной, но в то же время это существо занимает интересное место в русской народной культуре. Она ассоциируется с медлительностью, терпением и мудростью.
 
С этим интересным существом связаны некоторые народные приметы и суеверия: ее считают символом удачи или предвестником дождя. Улитка часто становится персонажем детских сказок и стихотворений, где она изображается как добрый и мудрый герой, который учит детей важным жизненным урокам.
 
«Когда советуешься, будь улиткой, в деле будь птицей» — интересная пословица, которая намекает на то, что, прежде, чем начать какое-либо дело — нужно подумать и все хорошо взвесить, но, если же решение уже принято — следует дейстовать без промеделения.
 
В современном обществе слово «улитка» стало нарицательным, так обычно называют очень медлительного человека, который своей неторопливостью многих раздражает и становится объектом для насмешек.
 
Таким образом, улитка является многогранным символом в народной культуре, олицетворяя терпение, мудрость и связь с природой, а ее образ находит отражение в фольклоре и традициях русского народа.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Николай Тихонов
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
 0 
 
 0 
Урожай — это результат работы человека, который трудится на земле. Овощи, фрукты, зерновые, бобовые, зелень — все это является урожаем.
 
Слово «урожай» образовано от славянского корня urodjajъ, восходящего к rodъ (растет, множится). В русском языке имеет значение «количество выросших злаков, плодов, овощей и т. д».
 
В России всегда было развито сельское хозяйство, долгое время крестьяне составляли большую часть населения, они зарабатывали себе на жизнь именно за счет урожая.
 
Для того, чтобы добиться хорошего урожая, нужно много трудиться: вспахать землю, посеять семена, вовремя использовать удобрения, удалять сорняки и т. д. Не зря народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь», «Урожай не от божьей милости, а от дружной работы», «День прозевал — урожай потерял».
 
Автор фото и текста: Александр Тихонов
 
11.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Утка — это небольшая водоплавающая птица, при этом она является одним из самых популярных персонажей в русской народной культуре. Она часто появляется в сказках, пословицах и поговорках, символизируя разные качества и черты.
 
В сказках утка может выступать как мудрая и хитрая птица, помогающая героям в трудных ситуациях, в некоторых сюжетах это существо может дать совет или указать путь, что подчеркивает её ум и сообразительность. В других случаях она может быть объектом охоты или желания, что отражает человеческие отношения к природе и животным. Утка также ассоциируется с темами семейности и заботы о потомстве: в народных сказках часто можно встретить сцены, где утка выводит утят, что символизирует материнскую любовь и защиту.
 
Кроме того, утка имеет свое место в пословицах и поговорках. Например, пословица «Как ворона не крякай — не станет ни уткой, ни цесаркой» намекает на то, что человеку нужно трезво оценивать свои возможности, так как прыгуть выше головы не получится. Поговорку «Разводи кур и уток — в доме будет масло и соль» можно интерпретировать как идею о том, что для того, чтобы жить в достатке, нужно приложить усилия, а потом уже пользоваться результатами своего труда.
 
В целом, утка в русской народной культуре является символом, отражающим как мудрость и хитрость, так и заботу о семье. Её образы продолжают жить в сказках и фольклоре, передавая важные жизненные уроки и традиции.
 
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Феникс- удивительная мифическая птица, символ вечного возрождения и бессмертия. В древнегреческой мифологии его связывали с солнцем и круговоротом жизни: когда он сгорал в огне, на его месте рождалась новая жизнь. Представляют его обычно с ослепительно ярким оперением в красных и золотых оттенках- цвет переливается, словно языки пламени.
 
Согласно легенде, Феникс живёт сотни лет, а когда приходит его время- он отправляется в последний полёт. Перед этим он строит гнездо из ароматных трав, зажигает его и сгорает сам. Но из пепла неизменно рождается новое существо- молодой, полный сил Феникс, готовый начать всё заново. Эта история- о надежде, обновлении и способности преодолевать трудности. Феникс стал мощным символом стойкости, возрождения и внутренней силы, напоминающим, что даже после самых тяжёлых испытаний всегда есть шанс начать новую главу.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки- Павел Виноградов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
20
1 ] 
«Фигурное дело» стекольного завода села Измайлова

Стекольный завод в селе Измайлова — это не просто предприятие, это настоящая живая история, начавшаяся в 1669 году по приказу царя Алексея Михайловича. Он зародился в сердце России и на протяжении веков стал символом не только местной культуры, но и известен за пределами страны. С каждым годом завод все больше укреплял свои корни в традициях и идентичности жителей этого региона.
 
Особое внимание стоит уделить удивительному «фигурному делу» — древнегреческому мастерству стеклодувов, которое, несмотря на свою долгую историю, активно развивается и по сей день. С момента появления стеклодувов в начале XX века, фигурное стекло стало основным символом завода, представляя собой идеальное сочетание мастерства и творческой энергии его мастеров. Это искусство вызывает интерес как у профессионалов, так и у любителей, ведь каждое изделие — это результат тщательной работы и преданности делу.
 
На заводе в Измайлове фигурное дело превращается в настоящую магию. Мастера создают не просто стекло, а эмоциональные произведения искусства, которые отражают богатую историю и культурное наследие региона. Их творения варьируются от изысканных ваз до сложных фигурок и декоративных элементов. Каждый этап — от выдувания до ручной обработки — пропитан духом творчества. Использование цветного стекла добавляет изделиям особый шарм, превращая каждое творение в уникальное произведение искусства.
 
Уникальные стеклянные изделия, созданные мастерами, не просто восхищают — они вдохновляют! Они сохраняют живую память о традициях и мастерстве стекольного дела. Завод в Измайлове по-прежнему занимает важное место в культурном ландшафте, и его вклад в искусство фигурного стекла не просто значим, а поистине несравнен!
 
Автор текста и картинки: Павел Аллилуев
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 

Первая | < Предыдущая | Страница 3 из 4 | 4 | Следующая

Всего статей 166

Сезон Статей Авторов
2024/25 166 24
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 453 97
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета