Даже «ПараТайп» и Копперфильд бессильны перед временем
История создания этой главы и пожелания к доработчикам
…
Продолжение. Начало — в главе 9 «Ничего нельзя брать на веру». По «ходу пьесы» выяснилась куча нестыковок в предыдущих вариантах глав. Авторы «Ока ящерицы» (2глава в прошлой версии) использовали эту страницу (см. ниже слева, можно увеличить). Но это не оригинал (о чем свидетельствуют арабские цифры, которых в 1703 году еще не было). И что за подпись стоит внизу страницы? На этот вопрос мне не ответил ни один специалист. Я пришла к выводу, что Александр Ковко (автор «Ока ящерицы») использовал интернетовский скан с какого-то библиотечного экземпляра, и подпись внизу — библиотекаря (например). В Ленинке мы нашли «правильный» экземпляр (на всех страницах — «буквенные», а не арабские цифры).
Тогда почему же «ковковский» экземпляр с цифрами-цифрами, а из Ленинки — с цифрами-буквами? Ответ очевиден: было переиздание. На распутку этих фактов ушло некоторое время, а результатом было одно: лист «Ведомостей» от авторов «Ока» никак нельзя использовать в повести — он уже, скорее всего, послереволюционный. Как жаль! Ведь подпись внизу страницы — отличная беллетристическая приманка.
Дальше обнаружились еще нестыковки. Круглов принимает от племянника брошюрку (обратите внимание: 4 листа, 2 разворота — 11×16 — практически книжка-малышка, меньше А5). И в голове у него начинают бродить впечатления. Сначала он делает первое предположение: Леха притащил из кафе первую печатную газету 1703 года. Это не копия, не распечатка, не ксерокс, а оригинал. Причем оригинал только что отпечатанный. Но как доказать это в главе? Именно доказать, а не сообщить.
Вот детали, которые могут подтвердить «оригинальность» газетки:
Пахнущая типографией бумага.
Бумага не «наша», не современная (это тоже надо было доказать, а для этого выяснить «внешность» петровской бумаги — пока я знала только о крупинках, которые просматривались на листе, о непривычной фактуре).
Способ печати не современный (буквы «продавленные» — подобно циферкам на театральных билетах).
Естественно, первое, что пришло в голову (не мою, а ГГР), — это то, что в его руках мастерски сделанная подделка. Но зачем? Сделать такую имитацию — дорогое и труднозатратное удовольствие. Нерационально. Вывод: подделка, но неизвестна цель. Все это проносится в голове ГГР в считанные минуты — перед ним стоит его племянник, из которого сыпятся слова, потоки слов. Здесь я остановилась и задалась вопросом. О 1713 годе.
Для понимания: наши «Ведомости» были напечатаны в 1703 году, 2 генваря. Леха же попадает в печатню 1713 года (в послереформенную Россию) и приносит оттуда свеженапечатанный экземпляр 1703 года. (Спасибо товарищу Ковко.) Как это возможно? Ни читатель, ни ГГР, ни Леха об этом пока не думают. А нам, авторам, надо определить, когда, в какой момент повести сообщить, что Леха был именно в 1713-м? Дальше. Как сам ГГР поймет, что Леха был в 1713 году, он же принес «Ведомости» 1703-го? И главное — как вообще объяснить такой кульбит? Зачем приносить из 1713 года издание 1703-го, если можно принести то, что печаталось в 1713-м? Например, «Марсово поле».
1713 год — дата для Круглова знаменательная. К этому времени относится то завещание, та гипотеза. В результате долгих блужданий по источникам я пришла к выводу: ГГР определит «подмену» по бумаге. В 1703 году русские газеты печатались на дорогой голландской бумаге (нужно было узнать ее описание). А в 1713 году уже появилась недорогая отечественная, соломенная (нужно было узнать и ее описание). Таким образом, ГГР получает от Лехи газетку и понимает: она напечатана на соломенной бумаге = значит, сделана в 1713 году. Но текст совпадает с 1703 годом. Значит, было переиздание. Уф…
Противоречие, которое я так и не смогла разрешить. Как в 1713 году возможно напечатать газету кириллицей? Уже и литер старых наверняка не было.
Прошу заинтересованных читателей дать поправки к неясным местам. Или хотя бы указать на них.
P.S. Если кто-то может взять на себя труд составить хорошую, ясную хронологию жизни Петра и его реформ — присылайте. Еще нужен перечень адъютантов Петра до 1715 года. И портрет Куленбаха, если кто найдет.
Тут раздался короткий вопль, и одновременно что-то треснуло в соседней комнате. — Е-еесть! — заголосил Леха, который уже начал бояться, что его только что начавшееся приключение прямо сейчас и накроется. — Есть прямые доказательства! «Ведомости»! — И что они доказывают? — тоном медсестры спросил Женя. Он с глубоким сочувствием взирал на участников собрания и не мог придумать, каким способом вразумить их. — Они тоже могут быть подделкой… — Да нет, они как раз — не подделка, — слова Главного Редактора прозвучали негромко, но очень отчетливо. Сказано это было настолько твердо и убедительно, что ребята тут же закончили препирательства и развернулись к НикНику. — Пожалуй, на сей момент «Ведомости» — это наша единственная настоящая удача. Пока не могу сказать точно, в чем она, но чувствую: здесь ниточка, за которую надо потянуть.
— «Ведомости» — не подделка? — не сдавался Женька, но было видно, что его критическая уверенность идет на убыль.
Все разом придвинулись и устремили взгляды к листку
— Если и подделка, — продолжил Главный Редактор, чувствуя, как жадно слушают его все трое, — то она должна быть выполнена в те же годы, когда печаталась сама газета. Посмотрите-ка сюда, — все разом придвинулись и устремили взгляды к листку. — В те времена наборные шрифты изготовлялись из дерева или свинца, на них наносилась краска. Эти ручные шрифты быстро изнашивались, стачивались, поэтому первый и последний экземпляры в одном тираже могли разниться — буквы и краски в последнем выходили неровными. Кстати, фальсификаторы обычно стараются в первую очередь подделать именно эту неровность оттиска на странице, а потом уже все остальное. Так что перед нами, друзья мои, наверняка какой-то из последних экземпляров. Об этом говорят нечеткость отпечатка, один шрифт более стертый, чем другой, — последние слова НикНик произнес, обращаясь лично к Игорю. — Но это еще не все. Дай-ка мне свою лупу, сын. Игорь тут же вытянул из кармана миниатюрную лупу и, на всякий случай, фонарик. Все склонились над листом, который Круглов бережно разгладил ладонью.
Игорь тут же вытянул из кармана миниатюрную лупу и, на всякий случай, фонарик
— Что-то еще… Погодите, поймаю мысль… Вдруг Главный Редактор, не выпуская листка из рук, бросился к компьютеру, рывком выдернул мышь из нижней части стола. Никто не шелохнулся, не произнес ни звука. Несколько минут прошло в полном молчании. Наконец Игорь тихонько позвал: — Папа… — Погодите. Дайте покумекать. Так-так-так, — бормотал Круглов, водя лупой по тексту. Он быстро перевернул листок. Бумага, казалось, вот-вот задымится под его взглядом. И снова перевернул листок. Парни затаили дыхание.
Он придвинул «Ведомости» поближе, перевел взгляд с них на монитор, потом обратно, на листок.
Наконец поднялся и, держа «Ведомости», застыл. На лице его было написано крайнее волнение. Игорю даже показалось, что отец побледнел. — Дядя. Вот! — Леха робко протянул расчесочку, которая выпала из кармана Главного Редактора. — Ребята, — не сразу включился Николай Николаевич. — Не возьмусь даже предположить, что здесь зашифровано и кому предназначалось, — заговорил он приглушенно, машинально расчесывая усы, — но, по-моему, мы должны быть готовы к важным открытиям. Позвольте пока больше ничего не говорить, я должен обдумать. Слишком уж все… невероятно. Просто невероятно! Тут всех разом как прорвало: — Дядь Коль! — Пап! — Николай Николаевич! — Ну, пожалуйста, ну хоть что-нибудь… — Здесь что, шифровка? — Вот это я, пожалуй, могу объяснить — при условии, что сейчас мы не станем углубляться в детали. «Ага, так я и поверил», — съехидничал про себя Леха.
— Начну с того, что еще вчера и даже сегодня я думал, что это… — Николай Николаевич положил ладонь на «Ведомости» — …имитация. — Кому же понадобилось это имитировать? — поинтересовался Женька. — Если только школьники, любители, так сказать, отечественной истории, забавлялись. — Отличный вопрос! — похвалил его Николай Николаевич. — Но поспешный ответ. Я сначала тоже так подумал: кому. Но теперь отказываюсь от этой мысли. — Почему, дядя Коля? — спросил Леха, вглядываясь в газетку. — Какая-то она мелкая и невыразительная. — Да это точно подделка. Иного не дано! — заключил Женя и уселся обратно в качалку.
— Хоть она и мелкая, и невыразительная (а для своего времени эта мелкая невыразительность — целый прорыв), если она и подделка, то сработанная по всем канонам печатного искусства XVIII века. Ведь это не факсимиле. Ну-ка, пощупай бумагу! Женька вздохнул, встал, обтер руки о штаны и легонько повозил пальцем по строчке с заголовком. — Шершавенькая. — Так, теплее. — Прожилки, рельефики. Но все это типографские прибамбасы, — тут Женька вспомнил про Полинку, отец которой работал в типографии, и сердце его тихонько заныло. — Как его… Шелкография, что ли. — Да нет. Шелкография наносится поверх бумаги, а тут наоборот. Буквы-то вдавлены. — И что сие означает? — Особое воздействие на страницу, характерное для начала XVIII века. — А я-то был в 1713-м! — громким шепотом вставил Леха. — Откуда ты знаешь? — так же шепотом спросил его Игорь. — Табличку видел. — Что ж не сказал? — Забыл. — Правильно говорят, что с годами память слабеет. Шучу, — похлопал брата по плечу «большой».
— Шучу, — похлопал брата по плечу «большой».
— Давайте восстановим возможную картину изготовления данного экземпляра, — Круглов с воодушевлением пригладил усы
Женька, изображая могучую работу мысли, взял раритет, зачем-то понюхал и, послюнявив палец, потер им краешек. Круглов с беспокойством следил за этими манипуляциями, еле сдерживаясь, чтобы не вмешаться. — Бумага не наша. В смысле, не современная, — подвел итоги исследованиям Женя и положил газетку на место. — Тепло, почти горячо! — похвалил его Николай Николаевич, откладывая «Ведомости» подальше. — Бумагу, кстати, подделать труднее всего. И тут, ребята, вылезает интереснейшая закавыка. На «закавыке» Леха встрепенулся. Не может же он вечно оставаться профаном и остолопом. Благодаря реальным приключениям в нереальном кафе, где на каждом шагу встречались одни «закавыки», жизнь его окрасилась невероятной событийностью, замерцала загадочными сюжетами. Леха даже хотел добрести до библиотеки и взять что-нибудь в тему, да времени не хватило. Но он еще… [4]
— Итак, про закавыку. Перед нами, друзья мои, экземпляр того самого первого выпуска и того самого, к слову сказать, известного номера «Ведомостей», датированного, как мы можем видеть на последней странице, 2-м генваря 1703 года, — невозмутимо продолжал Круглов. — В 1703 году газеты печатались на дорогой бумаге голландского происхождения. Но наша красавица (на «красавицу» Женька и Леха переглянулись) сделана на соломенной (!), которая появилась значительно позже. — И что? — с тоской переспросил Женька. — Денег вашему Петру не хватило, что ли, на нормальную голландскую бумагу? <…> Соединить со следующим текстом, придумать маленькую драчку, с юмором
— А то, что наш следопыт не ошибся. Он действительно вернулся к нам из 1713 года. …Внезапно образовалась зона молчания. — Николай Николаевич! Вот этого я от вас никак не ожидал, — сокрушенно воскликнул Женя. — Вы же взрослый и серьезный человек. Какой 1713 год? Может, вы в машины времени верите? Газета ж как новенькая. — Вот за что я люблю тебя, Женя, это за парадоксальное мышление! — улыбнулся Круглов. — Именно так! — Не догоняю. Может, вы имеете в виду искусственные эффекты старения? Когда пользуются специальными химическими реактивами? — Нет-нет, какого старения, она… — кивнул на газетку Круглов, — свежеиспеченная. Женька помолчал, потеребил свитер и нахмурился. — То есть, все же подделка? И про 1713 год — это, слава Создателю, шутка?
Печатник заменил оригинальные буквы и вместо них залил новые. Перед нами, друзья, не что иное, как газета-близнец!
Женька помолчал, потеребил свитер и нахмурился. — То есть, все же подделка? И про 1713 год — это, слава Создателю, шутка?
— Давайте восстановим возможную картину изготовления данного экземпляра, — Круглов с воодушевлением пригладил усы, выпрямился и тоном учителя у доски начал объяснение «нового материала». — Чтобы с такой достоверностью следовать традициям мастеров высокой печати и не допустить ни одной промашки (а как специалист по теме, я утверждаю, что это так), чтобы выпустить эту маленькую газетульку из четырех листков в свет, сначала нужно набрать образцы букв… Женька, как на уроке, поднял руку: — Николай Николаевич, при нынешнем развитии техники это не проблема. Отсканировали, и все. С помощью современных технологий скоро уже человека будут ксерокопировать, не то что ваши «Ведомости»! — Обратите внимание, мой юный техник, — шрифт дореформенный, со значками и старыми символами. Так просто его не отсканируешь. — Делов-то. Есть фирма «ПараТайп». Гарантия миллион процентов, что у них имеется лицензированный образчик такого шрифта, — не сдавался «ученик». — Допустим, хотя маловероятно, — уступил Круглов. — Но если так, то со скана все равно сначала нужно снять копии (весь алфавит!), а потом отлить буквы, по одной, из свинца. — Зачем? — Затем, мой друг, что напечатана она на прессе, а не на принтере. Ты сам сказал — прощупывается рельеф, шероховатости. Экспертиза подтвердила бы наличие свинцовой пыли. — Ладно, допустим. Отлили буквы из свинца. — Это почти невозможно. Тогда второй вариант. Надо садиться и вырезать их лезвием. — Из чего? — спросил Леха. — Из ластиков? — Из дерева, из кожи, — ответил НикНик. — Ёпрст, а у них в ящике буковки лежали! Нарезанные! Я вспомнил! — Дальше — больше, — кивнул Лехе, даже не скривившись на неформатный возглас, Круглов. — Нужно сделать оттиск, а с него — печатную форму, имитирующую этот лист, — кивнул он на «Ведомости», — причем воспроизвести все дефекты, все детали, все мелочи, все недочеты, ибо мелочи, детали и «недочеты» в этом деле — самое важное.
Под каждой буквой-подделкой стояла микроскопическая подпись
— Почему? — Потому что при печати на прессе с формы прямую строку выдержать практически невозможно. Отсюда — строчки прыгают, расстояния между словами — тоже. Очень трудно подделать такие «ошибки». — Ладно. Что потом? — Потом главное. Найти соломенную бумагу (сейчас ее не производят), пресс и повторить все действия наборщика XVIII века. Да, краска. Я забыл про краску. Она делается по особому рецепту. Реально для «сегодня»? — Я все понял. В этом кафе подпольный цех по изготовлению подделок! — выдал Леха. — Ура! — Вот заладил — «подделка, подделка»! — одернул его Игорь. — Дослушай! Интересно же. — Ладно, а что с текстом? Он, надеюсь, подлинный? — упорствовал Женька, оттягивая свитер до колен. — Молодец! Ай да Женя. Что ни вопрос, то в яблочко! — похвалил неутомимого оппонента Круглов.
Николай Николаевич подошел к компьютеру, открыл снимок с «Ведомостями», который можно найти в каждом учебнике по истории, и тут же поймал распечатку с принтера. — Вы сравнивали Лехин экземпляр с подлинником? — догадался Женька. — Мне и сравнивать нечего. Я их наизусть знаю. Сравните сами. Вот здесь, на «лехиной» странице, над некоторыми стоит какая-то аббревиатура. «Къ», видите?
Перед ребятами лежали два абсолютно одинаковых листа, только на одном не было инициалов. — «Человек»… «ныне»… «диалектику»… Так-так-так, «Приемлют»… «Нефть»… «Чают»… Вот, нашел! Здесь — школа, там — очи…
— Так что, это фильсафикация?.. — зашептал Леха. — Давай дослушаем, сафикатор ты наш, — дернул его за рукав Игорь. — Суть вот в чем. В этих «Ведомостях» есть слова, явно впечатанные отдельно, будто в форму уже гораздо позже внесли изменения. Будто текст предназначался кому-то, кто сумеет его прочитать, то есть эти впечатанные слова — сигнал, шифр.
Женька был обескуражен, даже потрясен. — Шифровка? Чья? Кому? Зачем? — Кому она адресована, мы, видимо, не узнаем, пока не поймем, кто зашифровал. Предположить можно: это сделал, во-первых, профессионал-печатник, во-вторых, человек очень отважный, в-третьих… Стоп. Дальше помолчу. Пока. — Доказательства? — гнул свою линию Женька. — Сейчас будут. Посмотрите сами, — показал на газетку Круглов, — на четырех из двадцати девяти строк присутствуют слова, которых нет в оригинале. Здесь (он придвинул к ребятам распечатку) — школа, а там — уже очи. Вместо шемахи— на «лехиной» газете стоит закроются… А рядом, пониже — микроскопически воспроизводится тот же инициал.
Женька был обескуражен, даже потрясен. — Шифровка? Чья? Кому? Зачем?
— Ну и? Что? — Читай. — «Ныне очи человека закроются…» — медленно разобрал Женька, скользя пальцем по странице и останавливая его около слов, где был обозначен загадочный инициал «Къ».
— Совершенно верно. Печатник заменил оригинальные буквы и вместо них залил новые. Перед нами, друзья, не что иное, как газета-близнец! Все разом замолчали, будто боясь спугнуть мысль, которую надо поймать.
Перед ребятами лежали два одинаковых листа. Только на одном не было инициалов, и размашистые подписи явно различались. — Перед нами, друзья, не что иное, как газета-близнец!
— Ни финты себе раскладец! — выпало из Звонарева. Он был искренне обескуражен дядиным известием и уже страшно жалел, что сам не догадался провести такое очевидное сравнение. А ведь первое, что бы сделал тот же Пусякин, его верный закадычный друг, — сравнил бы находку с подлинником. Леха ежедневно наматывал на катушку алгоритмы изысканий Степыча, а вот отработать их на практике не получалось: видимо, какой-то контакт в Лехиной сообразиловке недопаяли.
Повисла такая тишина, какая бывает на рассвете. В следующее мгновение все возбужденно задвигались, обживая новое состояние.
«Ныне очи человека закроются…» — медленно разобрал Женька, скользя пальцем по странице и останавливая его около слов, где был обозначен загадочный инициал «Къ»
— Ни финты себе раскладец! — выпало из Звонарева.
Женька еле заметно покачивал головой и вопросительно поглядывал на Игоря. Леха ликовал: приключения продолжаются! Да еще как! Клоны, близнецы, двойники — это вам не белки летучие с перепонками вместо пропеллера! — Все-таки я настаиваю: кто-то, используя бумагу той эпохи, а также хорошую печатную технику, проявил адское терпение и нашлепал все это. — Доказательства? — спародировал его Звонарев и снял с пуза неутомимого скептика два катышка. — Да запросто, — отмахнул его руку Женька. — Значит, первое: Леха притащил из кафе оригинал. Может такое быть? Может. Но вряд ли. Второе: перед нами подделка, фальсификация, текст напечатан на бумаге того времени. Чисто теоретически это возможно, но тоже вряд ли. Затраты, хлопоты, время-деньги и тэ дэ. Тогда третий вариант: подделку выполнили давно. Было переиздание, замаскированное под первое издание, — он и сам не понял, что сказал, но вылетевший неворобей уже сел на плетень разговора. — С какой целью? — спросил Игорь. — Именно, — подхватил Женька. — Надо искать мотив. Но что сбивает с толку — краска-то пачкается. Значит…
Не исключаю, что какой-нибудь местный Копперфильд наставил там зеркала, насоздавал в этой забегаловке спецэффектов
Бывает просто улыбка, а бывает улыбка-комментарий — именно такая светилась сейчас на лице Николая Николаевича. — Слушайте! У меня уже голова вспухла. Я скоро окуклюсь! Давайте проголосуем, что все это было в 1713 году. Тем более, я свидетель! Живой! Я видел, как они печатали эти кракозяблики. Своими родными глазами! И я жалею об одном: когда эти махинаторы хотели меня за станок поставить, я заломался, — застонал Леха. — Не верю! — завыл Женька, — не может такого быть! Просто не бывает!.. [8] — Какой бы совершенной ни была современная техника, товарищ Станиславский, она никогда не воспроизведет те приемы воздействия на страницу, которые применялись в 1713 году, — пришел на выручку отцу Игорь. — Уж столько раз все объяснили, даже Лехин понял. — С какого такого перепугу кому-то нужно воздействовать на эти самые страницы? — разозлился Женька. — Кстати, не исключаю, версия четыре, что какой-нибудь местный Копперфильд наставил там зеркала, насоздавал в этой забегаловке спецэффектов, в том числе про печать этой фиговины. — Вот зануда! — В таком случае, я, как и ваша драгоценная Статуя, отчаливаю в астрал. Там я больше пригожусь. И, нервно схватив карандаш, Женька стал что-то чертить на обороте кем-то использованного листа. Все, наконец, успокоились и разошлись по углам.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 27)
…Внезапно оборвалась зона молчания.
Странно: все говорили, говорили, а тут вдруг зона молчания обрывается. Откуда она? Надо вставить предложение о том, как она появилась, типа: «Внезапно повисла тишина» или «На этой фразе Кругловва все подвисли, даже сам НикНик».
Сбирский_приказ#1065 Газета «Наша газета»; Школа, Сургут, Ханты-Мансийский AO – Югра
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
да, состоялась. глава-детектив, пастоящая
2. Самое удачное место
"— Совершенно верно. Печатник заменил оригинальные буквы и вместо них залил новые. Перед нами, друзья, не что иное, как газета-близнец!
Все разом замолчали, будто боясь спугнуть мысль, которую надо поймать."
Заинтриговало!
3. Самое неудачное место
Финал главы не очень хорош.
"— В таком случае, я, как и ваша драгоценная Статуя, отчаливаю в астрал. Там я больше пригожусь.
И, нервно схватив карандаш, Женька стал что-то чертить на обороте кем-то использованного листа. Все, наконец, успокоились и разошлись по углам."
Непонятно, как можно было уйти после такого?!
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
понравился образ Лехи в этой главе. настоящий такой мальчик, вспоминает все по мере разговора
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
кто сделал газету-близнеца? главное: зачем?
6. Ваш ответ на него
цитаем дольше будем знать
8. Оцените иллюстрации к главе. Предложите «иллюстративную идею»
иллюстраций мало. подходят к главе, но не хватает людей (лиц), если честно
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
ОООчень подробная история, она даже информативнее самой главы. понравилась)
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
20 минут
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
Дарья Панченко#1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Незнаю. Как-то не очень. Смотрела на название и ожидала чего-то более интересного.
2. Самое удачное место
Название.
3. Самое неудачное место
Тут много мелких минусов.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Диалоги.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Никаких.
8. Оцените иллюстрации к главе. Предложите «иллюстративную идею»
Надо побольше иллюстраций. С эпизодами из главы.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да. История на удивление хорошая)
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
20 мин.
11. Как назвать всю повесть? Предложите несколько вариантов
Сложно сказать.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь, про что и про кого?
Про Ритулю.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Аааауууууу………
Нема сюжета. Но глава красиво вышла, не чета предыдущей.
2. Самое удачное место
Да вся глава… Потому что много истерики, патетики, чувства, немножко циничного юмора. Женька отпаден.
3. Самое неудачное место
Шифровка. Она не имеет смысла, даже отдалённого, потому что, с одной стороны, шифровка есть шифровка, а с другой зачем загадочный "Къ" шифровалсЯ, если не хоетл, чтоб его поняли? Послание-то человекам, а не "Носовские Энигмы".
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Характеры! Диалоги! "в счастливой истерике" Перепалка, которую ждали все, вышла восхитяйной.
Динамичная психология, вот что такое.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Что имел в веду "Къ"? И "Къ"то он такой?
6. Ваш ответ на него
Узнаем по ходу, идей никаких.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
В главах-"обсуждениях" побольше юмора, даже если обсуждают призрак эльфа и гном подшофе. Потому что живые люди говорят, не грустные хлестаковчики.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
Много! почти сорок минут.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Ну да…Но как-то 50\50.
2. Самое удачное место
Начало.
3. Самое неудачное место
Середина.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Характеры героев.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
6. Ваш ответ на него
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
8. Оцените иллюстрации к главе. Предложите «иллюстративную идею»
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
14 минут.
11. Как назвать всю повесть? Предложите несколько вариантов
Нет идей.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь, про что и про кого?
Про Риту.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Глава интересна хотя бы тем, что она развивает основные линии сюжета. Нашлось и место маленьким деталькам для исследовательско детективного спора.
2. Самое удачное место
воспоминание о Пусякине под соусом самооценки Лёхи.
3. Самое неудачное место
Использование слова фальсификация и его новообразований: с остальной лексикой не вяжется.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Пытливый характер Женьки и узнаваемый, пусть и немного подзастывший характер Лёхи.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Настоящая ли газета в руках у следопытов?
6. Ваш ответ на него
Она в любом случае настоящая: мы видели это много раньше и помним, как она досталась спецкору.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Надо быть аккуратнее со сложными словами.
8. Оцените иллюстрации к главе. Предложите «иллюстративную идею»
Детали ведомостей выглядят интересней, чем их развороты. Иллюстрации заставляют себя рассматривать. нам было интересно.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Нам кажется, что история закрутилась не в 9, а в 6-7 главах. здорово, что история так проклёвывается сквозь пространство повести.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
20 минут
11. Как назвать всю повесть? Предложите несколько вариантов
Загадка печатника. Неведомый знак. Лёха в переполохе (можно и в чертополохе). Немашина времени: тайный знак.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь, про что и про кого?
Нам интереснее всего история Лёхи.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
Leon459#1065 Газета «Наша газета»; Школа, Сургут, Ханты-Мансийский AO – Югра
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
глава состоялась, очень захватывающий сюжет, интересно)
2. Самое удачное место
больше всего понравилась часть 03)
3. Самое неудачное место
таких я не нашла)
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
показать эмоции героев)
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
эмоции.
8. Оцените иллюстрации к главе. Предложите «иллюстративную идею»
иллюстрации с старославянским алфавитом очень интересны, мне кажется, что черно-белые картинки были бы более подходящими.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
история довольн интересна и захватывающая.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
10 минут примерно.
11. Как назвать всю повесть? Предложите несколько вариантов
пересечение историй…
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь, про что и про кого?
я бы выбрала про Рутку, а также про Даника и Марину, ну, может еще про НикНыкича.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
очень интересная, захватывающая глава.
2. Самое удачное место
завершение главы и…название
3. Самое неудачное место
нет такого
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
ход событий
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
употреблять много странных и мало известных слов.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
не ознакомилась.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
минут15
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
увлекательно почти всё.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
про Марину иДаника
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
Ольга Горбунова#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Не совсем. Могло быть лучше. Но в целом неплохо.
2. Самое удачное место
Там где сопоставление газет.
3. Самое неудачное место
Такового не увидела.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Объяснение автора
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Какие слова и кто зашифровал в газете подделка?
6. Ваш ответ на него
Пока что не знаю
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
В этой главе очень яркие синонимы.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Иллюстраций к сожалению пока что нет.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да. Там очень полный ответ.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
15 минут.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
Алёна Бурина#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Не очень, но интересная.
2. Самое удачное место
Вся глава.
3. Самое неудачное место
Нет.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Ход событий.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Газета. Подделка, нет?
6. Ваш ответ на него
Наверное, обе ценные.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ознакомилась.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
15мин
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
Про Ритку, про Даника и Марину, про школу и уроки, про очередное приключение героев в кафе.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Да, очень интересная…
2. Самое удачное место
Сравнение газет.
3. Самое неудачное место
Нет.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Рассуждения.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Жалко, что их нет.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Нет.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
10 минут.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
Анна Швагер#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Глава очень интересная. Сюжет развивается
2. Самое удачное место
Вся глава просто супер
3. Самое неудачное место
нет такого
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Ход событий и диалоги
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
неплохие иллюстрации
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
История замечательная
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
5 минут
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
Ксения Седых#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Глава мне очень понравилась, интересна, ясное развитие сюжета.
2. Самое удачное место
Все места удались на славу, сюжет плавно развивается, приходя к кульминации и постепенному успокоению.
3. Самое неудачное место
Таких не было, все очень понравилось.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Диалоги героев, построенные ими логические цепочки.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Что же эта за газеты? Подделка или оригинал?
6. Ваш ответ на него
Газета близнец! все связано с названием, оба экземпляра были ценны.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Историческая тема и фантастика интересная смесь!
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Иллюстрации как раз в тему. Сравнивание двух газет и показ отдельных слов.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Очень интересная.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
5 минут.
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
Расследования ребят, их мысли, логика. И примеры из жизни.
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
историческую главу и про Статую.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 27)
Нина Богданова, рук. #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
— Какой бы совершенной ни была современная техника, товарищ
Станиславский, она никогда не воспроизведет те приемы воздействия
на страницу, которые применялись в 1713 году, — пришел на выручку отцу Лехе
Игорь. — Уж столько раз все объяснили, даже Лехин понял.
«— Слушайте! У меня уже голова вспухла. Я скоро окуклюсь! Давайте
проголосуем, что все это было в 1713 году. Тем более, я свидетель!
Живой! Я видел, как они печатали эти кракозяблики. Своими родными
глазами! И я жалею об одном: когда эти махинаторы хотели меня за станок
поставить, я заломался, — застонал Леха».