|
Спецпроект: «Азбука петровской эпохи»
Всего статей – 448
|
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации.Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
|
Азбука 4
Академия 3
Архитектура 3
Бунты 2
Военное дело 9
Впервые
Деньги 4
Династия 1
Дипломатия
Игры
Газетное_дело 2
Градостроительство
Достопримечательности 10
Деньги 4
Еда 7
Законы_акты
Занятия_профессии
Запреты
Живопись 2
Книгопечатание
Крестьянство 2
Лес 1
Манифесты
Медицина 4
Мода 3
Наказания
Налоги 4
Наука 1
Образование 4
Оружие 4
Персоналии 47
Петербург 5
ПетрПервый 13
Поощрения
Праздники 4
Продукты 1
Промыслы
Церковь 2
Развлечения 6
Ремесла 1
Реформы 9
Сельское_хозяйство 1
Сооружения 2
Семья 3
Строительство 1
Театр 1
Транспорт 2
Указы 1
Учреждения 10
Финансы_налоги
Фильмография 6
Флот 24
Чины_Звания 21
Юриспруденция
Эксклюзив Кафтан — это традиционная одежда, которая имеет глубокие исторические корни и встречается в разных культурах. Он представляет собой длинную, свободную верхнюю одежду, обычно с рукавами, и может быть выполнен из различных тканей. Кафтан часто носили как мужчины, так и женщины.
Обычно кафтан длинный, доходящий до щиколоток. Изготавливается из различных тканей — от шерсти и льна до шелка и бархата.
Часто украшен вышивкой, аппликациями или другими декоративными элементами. Может иметь разные фасоны и крои в зависимости от региона и времени.
Кафтан имеет свои корни в Центральной Азии и Ближнем Востоке, но стал популярным в разных странах, включая Россию, Турцию, Иран и страны Восточной Европы. В России кафтан был особенно распространен в XVII–XVIII веках и считался символом статуса.
Кафтан Петра I — это исторический предмет, который принадлежал российскому императору Петру I. Он стал символом реформ и модернизации, которые Петр проводил в России в начале XVIII века. Кафтан часто ассоциируется с попытками Петра I приблизить Россию к европейским стандартам, включая моду и стиль одежды.
Кафтан был изготовлен из дорогих тканей и украшен богатой вышивкой, что подчеркивало статус его владельца. В настоящее время такие предметы часто экспонируются в музеях и служат важным свидетельством моды и культуры того времени.
Автор рисунка Азизджон Ахмедов
Автор текста Светлана Разуванова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
9 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
| | Квартирмейстер — в армии: должностное лицо в органах управления войсками. На флоте: должность, исторически — старшина рулевых, в современном — штурман или штурманский помощник.
Должность появилась в 17 веке в армиях многих государств: Франции, Пруссии, Германии, России. Впервые название квартирмейстер встречается у ландскнехтов, имевших в штабах полков полковых квартирмейстеров, а в составе рот — ротных. Квартирмейстеры занимались расположением войск лагерем или по квартирам.
В русской армии название должности квартирмейстер было установлено в 17 веке Петром I, до этого использовались названия путники, окольничие, сторожеставцы, станоставцы. На флоте звание квартермейстер продержалась до начала 20 века. | [ 1 ] | |
| |
Александр Васильевич Кикин (1670–17 (28) марта 1718, Санкт-Петербург) — деятель петровского времени, дворянин.
В 1693 году Кикин был бомбардиром потешного полка. Участвовал в Азовском походе в звании денщика Петра I. В 1697 году Кикин отправился в Голландию в составе Великого посольства, где обучался кораблестроению. В 1703 и 1704 году Кикин работал мачт–макером на Воронежской и Олонецкой верфях, в 1706 году командовал небольшим отрядом. В начале 1707 года в ведение Кикина отошло Петербургское адмиралтейство (кроме специальных адмиралтейских дел). Он наблюдал за постройкой дворца, посадкой дубовой рощи, делал рисунки морских сигналов и исполнял различные поручения Петра I. В 1708 году Кикин был отправлен с дипломатической миссией в Батурин к Мазепе. В дальнейшем Кикин занимался почти исключительно корабельными делами и стал одним из самых близких к Петру людей.
В 1714 году в Петербурге началось строительство дома Кикина — Кикиных палат, которое закончилось уже после того, как Кикин был репрессирован. В 1715 году Кикин был арестован за взятки, но за большой выкуп был отправлен в ссылку в Москву; впрочем, вскоре Пётр I разрешил ему вернуться в Петербург.
На фото Кикины палаты
| | 1938 год. «Петр Первый». Легендарный фильм по роману Алексея Толстого. В роли царя — Николай Симонов, получивший за эту работу все мыслимые советские награды.
1972 год. «Табачный капитан». Первая комедия с участием Петра. Его сыграл Владлен Давыдов.
1976 год. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Алексей Петренко изобразил даже свойственный Петру нервный тик.
1980 год. «Юность Петра». Первая часть эпической трилогии. В главной роли — Дмитрий Золотухин.
1983 год. «Демидовы». Александр Лазарев сыграл царя дважды — первый раз в картине «Дмитрий Кантемир» (1974 год).
1997 год. «Царевич Алексей». Царя сыграл Виктор Степанов, ставший знаменитым после роли Михайло Ломоносова.
2000 год. «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора». Николай Караченцов.
Источник: http://www.kp.ru/
| |
В 1710 г. Петр 1 утвердил гражданскую азбуку и шрифт в России. Русская Православная Церковь продолжала пользоваться церковнославянским алфавитом.
Целью проведения реформы являются государственные потребности: большое количество образованных людей, для доведения официальной информации до населения.
Достичь цели мешало слабое развитие книгопечатания, к тому же форма букв была неудобна для набора текстов из-за наличия надстрочных знаков.
В ходе реформы изменился как состав алфавита, так и форма букв.
| | Коллегии — в 18 — начале 19 века центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Придуманы Петром I в 1717–21 вместо приказов. Убраны с образованием министерств. Первые коллегии: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Вотчинная коллегия, Главный магистрат. Позднее образованы коллегии экономии, Малороссийская коллегия, Юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финляндских дел, Медицинская коллегия. | |
В начале XVIII века в результате реформы государственного управления, проведенной Петром I, руководство внешними сношениями перешло от Посольского приказа (существовал с 1549г.) к Посольской канцелярии, а в 1720 году Посольский приказ был заменён Коллегией иностранных дел. 13 (24) февраля1720 года Петр I подписал «Определение о Коллегии иностранных дел», в котором утверждался личный состав и структура Коллегии, определялись функции должностных лиц. Коллегия имела руководящий и исполнительный органы. Руководящий орган — Присутствие — это собрание членов Коллегии. Во главе Коллегии стоял президент, имевший звание канцлера, его заместителем был вице-президент. Все дела обсуждались с участием членов Коллегии и асессоров. В особых случаях приглашались для совещания все (или некоторые) действительные тайные советники, а иногда присутствовал и сам государь. Исполнительный орган Коллегии — Канцелярия, которая делилась на два департамента. Первый департамент по внешним связям включал четыре экспедиции: по странам-союзникам в Северной войне, странам-противникам, нейтральным и другим странам, а также по вопросам технического обеспечения, деловой переписке, переводчикам, личному составу. Второй департамент занимался административными, финансовыми и хозяйственными делами. Коллегия иностранных дел относилась к числу государственных коллегий и подчинялась непосредственно императору, минуя Сенат. Ей были подчинены посольства, миссии и другие представительства Российской империи за рубежом. Первым президентом Коллегии иностранных дел был граф Гавриил (Гаврила) Иванович Головкин.
| |
Петра I можно по праву считать первым российским коллекционером. Кунцкамера — крупный музей, коллекция которого, была собрана усилиями царя. Интерес к собирательству возник у царя во время первого заграничного вояжа. Город Амстердам был первый, который положил ее основание. Он путешествовал, интересовался всем новым, знакомился с разными уважаемыми людьми, познавал разные виды исследований. Тратил все свое время на изучение неизведанного, бывало жертвовал сном. У него было много интересов.
На первом месте находились книги. Особенно царя интересовала литература по медицине, анатомии, географии, математике, кораблестроению и военному делу. Затем шли разнообразные приборы и инструменты, как для демонстрации опытов, так и для практической работы и измерений. Следующую крупную группу покупок составляли природные редкости и изготовленные на их основе экспонаты. Покупал царь и другие предметы и экспонаты, которые его чем-то заинтересовали. Первоначально коллекция царя, которая постоянно пополнялась, хранилась в Москве в царской аптеке. К пополнению коллекции Петр активно привлекал своих заграничных знакомых, постоянно получая от них посылки с редкостями и отправляя им российские раритеты. Свою коллекцию Петр с удовольствием демонстрировал иностранцам. Вскоре коллекция Петра послужила основой для общедоступной Кунсткамеры.
| |
Театральному искусству уделял большое внимание царь Алексей Михайлович. Он организовал придворный театр, в котором ставились спектакли для небольшого количества зрителей. Петр I хотел сделать это искусство массовым. И впервые в России в 1702 году построил в Москве театр, который просуществовал недолго (несколько лет) и назывался «Комедийная хоромина». Играла в театре немецкая странствующая труппа Иоганна Кунста. Но это были спектакли на немецком языке, поэтому по приказу Петра I была набрана группа будущих русских актеров, которых обучал И. Кунст. Это была первая русская драматическая школа, усилиями которой был поставлен первый официальный всенародный театр. В 1703 году Кунст умер, театром стал руководить Отто Фюрст. Вскоре, в 1707 году, после того, как двор переехал в Петербург, театр закрылся.
| |
Коммерц-коллегия — государственное учреждение, созданное Петром I в ходе реформирования системы государственного управления, основной задачей которого было содействие развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Первоначально коллегия действовала на основе утверждённой 3 марта 1719 года инструкции, а в 1724 году были утверждены новый Регламент Коммерц-коллегии, Морской торговый регламент и устав, которые конкретизировали задачи Коммерц-коллегии.
Коммерц-коллегия ведала вопросами торговли, морским судоходством, в том числе снижала пошлины с купеческих кораблей, ведущих торговлю с иностранными государствами, выносила решения по всем морским купеческим судным и спорным делам, выдавала кораблям паспорта и др. Данное государственное учреждение руководило таможенными конторами, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, решала спорные пошлинные дела, в его ведении было составление торговых трактатов и договоров с иностранными государствами. Коммерц-коллегия вела разработку и исправление торговых уставов, при ее участии разработаны Вексельный устав (1729 г.) и Морской пошлинный устав (1731 г.). В Коммерц-коллегии должны были судиться иностранные купцы. В обязанности Коммерц-коллегии также входил сбор сведений о ценах, пошлинах, трактатах и регламентах по торговле и мореходству иностранных государств. В дальнейшем ее структура и функции претерпевали значительные изменения.
| [ 2 ] | |
| | Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну и возрождена.
Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.
. В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту «Либурника». Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом — при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь» и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села. | | Константиновский дворец — это не просто какой-нибудь замок, это целый мир, взрослый Диснейленд восемнадцатого века. Это дворец, утопающий в зелени, мягких цветах, причудливых линиях фонтанов, строгих и прекрасных линиях зданий. Дворец был построен, точнее начал строиться в 1720 году. Автором этого рая был Микетти, итальянский архитектор, а основателем дворца был сам царь. Название дворцу было дано вчесть сына Петра — Константина Павловича — которому Петр и подарил эти сады.
Иллюстрация взята с сайта «Википедия» | |
Констапель — в русской морской артиллерии с конца 17 веке унтер-офицер, с 1720 младшее офицерское звание, начальник артиллерии на кораблях 3–4 ранга; в 1830 чин констапеля заменен чином прапорщика.
Имеет двух помощников — подконстапелей на кораблях 3 ранга и одного подконстапеля на корабле 4 ранга. Ему запрещается вмешиваться в действия офицеров корабля, занимается только артиллерией. И только в случае выхода из строя всех офицеров, штюрмана и шхипера, вступает в командование кораблем. На кораблях 1 ранга все эти обязанности исполняет артилерный лейтенант, имеющий в помощниках 3 подконстапелей. На кораблях 2 ранга эти обязанности исполняет артилерный ундер лейтенант, имеющий в помощниках 2 подконстапелей.
При Преображенском и Семеновском полках были созданы школы
для подготовки унтер-офицеров, а при бомбардирской роте организовали
учебную артиллерийскую команду.
| [ 1 ] | |
| | Коньки — это спортивный или прогулочный инвентарь, который представляет собой совокупность специализированных ботинок и прикрепляемой к ним системе подвижных или неподвижных лезвий. В технологии изготовления коньков в XIII веке в Голландии и Исландии на смену костям животных пришли деревянные бруски, в которые вставляли металлические заточенные полоски, что можно считать прообразом современных коньков. С начала XVIII века деревянные бруски стали заменять на стальные трубки. Одной из проблем было крепление конька к обуви. В исторических хрониках рассказывается о царе Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек». | | Корволант — первый корпус в вооружённых силах России, был создан Пётром I, в 1701 году, как войсковое соединение из конницы, пехоты и лёгкой артиллерии, и предназначался для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, его преследования и уничтожения, способный самостоятельно решать стратегические задачи в отрыве от основных сил.
Наиболее успешно действовал, под личным командованием Петра I, в бою у деревни Лесной 28 сентября 1708 года, и имел в своём составе 7 000 человек конницы и 5 000 пехоты, в этом бою был разбит шведский корпус Левенгаупта, шедший на соединение с армией Карла XII из Лифляндии. | |
Традиционно крестьяне в России для уборки зерновых культур и резки трав использовали серп (на древне-русском языке «сьрпъ»). Петр I подсмотрел в Европе конструкцию косы-литовки, которая была больше, удобнее, предполагала, что положение тела при косьбе остается с прямой спиной.
11 мая 1721 года Пётр I издал специальный указ, в котором приказал начать производство этих инструментов в Шацком и Касимовском уездах. Для распространения этого нового инструмента по губерниям было разосланы образцы этих кос-литовок. В губернии часто приезжали и инструкторы из немецких и латышских крестьян. Так как коса давала очень большую экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срок получило широкое распространение.
| | Кофе появился в России благодаря Петру I. Но во время его правления он не нашел широкого применения. Распространился он во время Отечественной войны 1812 года во время многочисленных военных походов русской армии за границу. Подражание всему иностранному привело к тому, что кофе, ставший излюбленным напитком за рубежом, пришелся по вкусу и в России.
С XVIII века импорт кофе неуклонно рос, но для широких слоев населения он вплоть до распада СССР оставался дефицитным продуктом. Во время существования СССР кофе в небольших количествах закупали в Индии, Индонезии, Кубе, Бразилии, Эфиопии. После перестройки наш рынок наводнили товары в ярких, красочных упаковках. Теперь в России представлено более 200 марок кофе.
За последние пять лет на российском кофейном рынке произошли положительные сдвиги — повысилось качество обжаренного кофе, усиливается ориентация российского потребителя на более дорогой кофе, появилось множество компаний, специализирующихся только на кофе, вымерли фирмы-авантюристы.
| |
В 1655 году придворный доктор прописал Алексею Михайловичу, отцу Петра Первого, следующий рецепт: «Вареное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Но только при Петре Первом кофе из лекарства от насморка превратился в напиток. Царь пристрастился к кофе в Голландии и «привез его напитком» в Россию. Кофе особенно «пришелся по вкусу» в великосветской среде. О новом напитке и способах его приготовления стали писать в журналах. Хотя поначалу бояре с недоверием относились к «сиропу из сажи». Но Петр I призвал их «не возводить напраслины на достойное кушанье». И действительно, кофе считалось не напитком, «а кушаньем», так как был питательным, сытным. Особенно любили «откушать кофию» прекрасные петербурженки. Отсюда слово «кофейничать» и «кофешенк» — смотритель за кофеем, чаем, шоколадом. Ну что, дерябнем кофейка с Петром?
Источник: конспект урока истории в моей тетрадке
| |
Обратимся к краткой оценке, данной Петру и его реформам американским историком, бывшим нашим соотечественником С.Г. Пушкаревым.
«…необходимо отметить как великую заслугу Петра его непрерывное и самоотверженное служение государству и народу российскому, которому он действительно посвящал все свои силы в течение всей своей жизни…»
«Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от народа, но велики были и его достижения».
«Но есть и немало пятен на солнце Петра Великого. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер…»
Исмточник иллюстрации: гугл картинки
| | Крестовоздвиженская надвратная церковь-колокольня, которая находится в городе Путивле, известна в истории как темница царевны Софьи, сестры Петра I. После второго стрелецкого бунта Петр I сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Царевну поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот. По приказу Петра I она пребывала «под крепким караулом», но этого царю показалось мало, и по монаршему заказу в Голландии были изготовлены куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту. Их установили под окнами кельи царевны Софьи, чтобы она ни на минуту не забывала о «любезном братце». Однако вскоре Петр понял, что держать Софью в Путивле небезопасно. Ведь именно Путивль в предшествующие века нередко был центром народных восстаний, да и Софья могла стать своеобразным «знаменем» для путивльских стрелецких полков. Поэтому царевну из Путивля увезли, а часы-куранты после многих перипетий попали в XIX веке в Молчанский монастырь. По свидетельству современников они своим ежеминутным боем нервировали и хозяев, и гостей, пока в конце концов их разбили. | | При Петре крестьяне стали разделяться на крепостных, монастырских и государственных. Каждые типы очень сильно отличались друг от друга. Допустим, к концу XVII века масса владельческих крестьян, находились в полной зависимости от землевладельцев. Именно таких крестьян и стали называть крепостными. Совершенно другая ситуация была с государственными крестьянами. Их рассматривали как «свободных сельских обывателей». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, считались юридическими лицами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования. Также Петр издал указ о сгоне крестьян на строительство новой столицы. Счет погибших достигает десятков тысяч человек, именно оттуда пошло выражения «Петербург стоит на костях». .В заключение хочется сказать, что Петр очень сильно реформировал устройства общества, но при этом жизнь людей никак не улучшилась. | | Кронштадт — это место, которое получило красивозвучищий статус «город-порт». По преданию, в 1702 г. после взятия Ниеншанца Петр I, осматривая устье Невы, заметил на острове Ретузари отряд шведов и приказал Меншикову выгнать их оттуда. Шведы бросились к рыбачьим лодкам, а русским в качестве трофея оставили котел, в котором варили себе пищу. Отсюда остров и получил название Котлин, а в гербе его был изображен котел.
После основания Петербурга встал вопрос о его защите с моря.
Крепость Кроншадта была заложена Петром в 1703 году на острове Котлин, а 7 мая 1704 г. над Кронштадтом (тогда Кроншлотом) был поднят крепостной флаг — этот день считается днем основания Кронштадта. Самое интерессно заключается в том, что до Кронштадта можно добраться только по воде. История города интерессна тем, что за все время существования города здесь не побывало ни одно вражеское судно, несмотря на высокий статус города. Этот город не потерял ни своего значения, ни своей известности. И про этот город сам Гагрин когда-то сказал: «Теперь я знаю, где находится Пуп земли!»
Фотография взята с сайта «Википедия» | |
Мода на западноевропейские костюмы, введенная Петром I в России в начале XVIII века, способствовала развитию искусства плетения кружева. Привозимые морем традиционные заморские кружева стоили очень дорого. Вот и появился новый вид рукоделия — плетение узора из нитей на коклюшках. Петр I, как гласит предание, выписал из брабантских монастырей 250 кружевниц. Поселившись в Новодевичьем монастыре, они обучали плетению кружев детей-сирот. С тех пор в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (брабантскую) нитку». Распространяясь по России, кружево приобретало в каждой местности свои отличительные черты. Всему миру известны вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева. В историю мировой культуры кружево, созданное руками наших мастериц и вошло под названием русского.
На фото старинное кружево с крылышками бабочек
| |
Походы русских войск против Крымского ханства. В 16771681 годах Крымское ханство как верный вассал турецкого султана приняло участие в русско-турецкой войне (16761681 гг.), которая закончилась Бахчисарайским миром (1681 г.) сроком на 20 лет, по которому Турция была вынуждена признать воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева, русского подданства запорожских казаков. Подолия и юг Правобережной Украины остались под властью султана и гетмана.
Продолжением борьбы с Турцией и ее вассалом Крымским ханством явились Крымские походы. В мае 1687 года 50-тысячная русская армия под руководством князя В.В. Голицина подошла к р. Конские Воды. Вскоре к ней присоединилась 50-тысячная армия гетмана И. Самойловича. В походе приняли участие и донские казаки.
Турки не могли оказать помощь Крымскому ханству, так как воевали с Австрией, Польшей и Венецией. Но войска В.В. Голицина попали в очень затруднительное положение: стояло жаркое лето, не хватало воды, продовольствия, корма для коней. Крымцы к тому же выжгли степь от Конских Вод до Перекопа. Войско несло значительные потери и было вынуждено отступить без сражения.
Второй поход начался в феврале 1689 года. 112-тысячная русско-украинская армия В.В. Голицина снова двинулась степями к Перекопу. Хан выставил 250-тысячное войско. В середине мая начались ожесточенные сражения, разбитые татары отступали, но опять началась жара, отсутствие воды и корма, болезни. После неудачных переговоров с ханом Голицын начал отвод войск.
Оба Крымских похода не принесли России видимого военного успеха, но значение их в том, что впервые за 200 лет (после свержения ордынского ига) Россия предприняла военные походы в Крым, на своего извечного врага Крымское ханство. В Москве царевна Софья старалась изобразить оба похода как великие победы, каковыми они не были. Продолжением борьбы стали более поздние Первый и Второй азовские походы (1695) Петра I. | |
Куленбах (Kuhlenbach) — военный инженер, чертёжник и рисовальщик, работавший при штабе русской армии под командованием Меншикова. Именно он, как известно из сохранившихся писем Петра I, сделал в январе 1707 года первые рисунки новых русских букв трёх размеров: тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных (А, Д, Е, Т). Предположительно, по эскизам, выполненным царем лично. Так как шла война со шведами, госудрь сам передал их рисовальщику в штабе армии. Случилось это в Жолкве недалеко от Львова. Несмотря на разнохарактерные источники гражданского шрифта (антиква, гражданское письмо, полуустав), его автор проявил незаурядное творческое начало и изобретательность, конструируя знаки, характерные для кириллицы, и добился известного графического единства.
Автором эскизов не мог быть никто из известных нам художников-гравёров петровской эпохи, хотя форма некоторых букв гражданского шрифта напоминает надписи на гравюрах Адриана Схонебека (Adriaan Schoonebeeck), Питера Пикарта (Pieter Piquart), Алексея Зубова и других. Они, конечно же, должны были знать конструкцию букв антиквы и изображать засечки в необходимых местах. А вот рисунки самого царя, никто, разумеется, не решился бы править. И Куленбах повторил их буквально. В этом случае, большее сходство букв гражданского шрифта в мелких кеглях с голландской антиквой можно объяснить тем, что разницу в формах мелких литер труднее заметить, вот Куленбах и нарисовал их более привычными.
Полный комплект шрифтовых знаков в трёх размерах по рисункам Куленбаха был заказан в Амстердаме в типографии белорусского мастера Ильи Копиевича; одновременно шрифты по этим рисункам были заказаны в Москве, на Печатном дворе.
Редактор-арбитр Наталья Быкова
| | Петр стал первым в России коллекционером: авторы эрмитажной выставки самой ее концепцией подчеркивают — образ царя-плотника неразрывно связан с образом царя-собирателя. Благодаря императору в нашей стране произошла «эстетическая революция» — из Рима Петр привез Венеру Таврическую, приложив для этого немалые дипломатические усилия. Она и сегодня остается одним из главных сокровищ Эрмитажа. «Художественное приобретение стало одним из ярчайших символов европеизирующей революции, которую произвел Петр. У нас появилась трехмерная скульптура, к тому же еще и обнаженная, и откровенно чувственная. Это был культурный шок. Срезание бород — ничто по сравнению с внедрением античного искусства в сферу обыденного», — говорит Михаил Пиотровский. На выставке экспонируется и первый русский Рембрандт: привезенное Петром «Прощание Давида и Ионафана». .
Один из музеев, расположенных в Санкт-Петербурге, которые притягивают туристов в любое время года — это Кунсткамера и́ мени Петра́ Вели́ кого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге.
Кунсткамера в России появилась благодаря чрезвычайному любопытству Петра 1 и интересу всего народа ко всему необычному. Из всех своих поездок заграницу царь привозил какие-нибудь редкие коллекции и предметы. А особый указ обязывал обладателей редкостных и древних вещиц непременно отправлять их в Санкт -Петербург для сохранения и изучения.
В последнемй зале экспозиции — именно этот зал более всего близок идее петровской кунсткамеры, как собрание чудес природы. Тут представлены экзотические животные и растения — все, что поражает воображение и расширяет горизонты познания — и это как раз то, к чему Петр 1 стремился и о чем мечтал.
| | С 1704 по 1718 гг. Петр I издает указы «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». А в 1714 году Кунсткамера распахнула свои двери для посетителей. Именно здесь Петр планировал собирать всякие диковинные штуки, созданные либо руками человека, либо самой природой. Во времена Петра желающие посещали музей абсолютно бесплатно. Мало того, их поили кофе, угощали закусками и вином. Так царь Петр приобщал людей к науке и культуре. Экспонаты собирались из разных мест, привозились из Европы, Индии. В первые годы в музее находились даже живые экспонаты: карлики, великаны, уродцы. С 1903 г. Кунсткамера называется «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого». | [ 1 ] | |
| |
Вообще история создания Кунсткамеры Петра I начинается с 1704 года, когда Петр подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России начали свозить всевозможные находки. Диковины, выкупленные за солидное вознаграждение, изначально хранились в Москве. Все предметы аккуратно переправили и расположили в Летнем дворце. Коллекция, которой обладала Кунсткамера Петра I, оказалось такой обширной, что пришлось отвести для нее специальное помещение. За сохранность коллекции отвечал лейб-медик Р. Арескин, являющийся главой Аптекарского ведомства. Впоследствии он получил должность «надсмотрщика за редкостями».
Кунсткамера Петра I обустраивалась тщательно, также как и все начинания государя. Этому дело было поистине государственного масштаба. В 1717 году государь велел губернатору Воронежа вылавливать диких зверьков и птиц. В 1718 году он подписал указ, в котором говорилось то, что если кто-либо найдет какие-то старые вещи (камни, кости, посуду, оружие), то их надо было обязательно принести царю. Несли находки со всех уголков России: из Выборга прислали овцу с четырьмя глазами и двумя языками, из Тобольска — барашков, одного — с тремя глазами, другого — восьмью глазами. Все путешественники обязаны были покупать различные диковинные предметы, как у отечественных, так и у иноземных торговцев. Приобретая предметы минералогические, зоологические, анатомические и прочие раритетные вещи, созданные искусством и натуральные, Петр I хотел с помощью их составить систематические исторические понятия, а также хотел, чтобы служили они средствами для продвижения науки и художества.
Во дворце государя коллекциям не хватало места. Такие ценные предметы нельзя было показывать широкой публике. В итоге было принято решение о перемещении экспонатов. В 1718 году Кунсткамера Петра I была перенесена во владения одного опального вельможи. Именно с того времени все предметы, хранившиеся в своеобразном музее, стали доступны для всех. Тогдашний музей совсем не похож на современную Кунсткамеру. В комнатах располагались препараты в стеклянных сосудах, которые когда-то составляли коллекцию голландца Фредерика Рюйша, профессора анатомии и ботаники. Он создал уникальную коллекцию по эмбриологии и анатомии. В тысяча семьсот семнадцатом году неравнодушный к удивительным вещам русский государь купил девятьсот тридцать семь экспонатов собрания. Рюйш, формировавший коллекцию около пятидесяти лет, продать ее согласился только русскому царю. Он верил в то, что этот человек сумеет сохранить для потомков это необычайнейшее Он был прав, ведь и по нынешнее время Кунсткамера Петра I существует и показывает людям действительно удивительные вещи. Количество предметов коллекций с каждым годом все росло и росло.
В 1719 Кунсткамера открылась для публики. Чтобы увеличить посещаемость музея, Петр отверг предложение о входной плате, наоборот, каждому при посещении выдавалось угощение — чашка кофе или рюмка водки, на что ежегодно ассигновалось по 400 рублей.
| |
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время бурное экономическое развитие России требовало значительного расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 г. Петра I сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…»
В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.
На начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Григория Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Петр лично проинспектировал строительство, после чего приказал арестовать Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев и провести над ними судебное разбирательство. После этого строительство канала взяло на себя государство. И уже летом 1725 года строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек).
Строительство этого канала было второй крупной гидротехнической стройкой во времена Петра.
На картинке схема пути Ладожского канала (красно-коричневой полосой).
| | В России в 1713–19 гг. советник от дворян уезда. Должность введена Петром I. для управления губернией. Образовывалась губернская коллегия в составе 8–12 ландратов (в зависимости от числа уездов в губернии). В 1719 ландраты были заменены воеводами, назначавшимися правительством. | |
Лапти низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки.
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и, как уже говорилось, костяной или железный крючок кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия. Но царь «умелец во многих премудрых ремеслах», так и не смог освоить до конца нехитрую, на первый взгляд, технику плетения лапоточков, а потому, будучи по натуре человеком темпераментным, в сердцах воскликнул: «нет ремесла мудренее лапотного…»
На картинке: лапти.
| |
Для создания флота требовалось огромное количество высококачественной древесины. Например, на строительство одного фрегата уходило более трех тысяч отборных стволов. Леса в России всегда было много. Но крупные и здоровые деревья нужных пород даже тогда встречались нечасто. Петр знал, что корабельные дубы и мачтовые сосны поспевают столетиями и при свободной рубке могут быть истреблены очень быстро. Тогда царь устанавливает строгий государственный контроль за их использованием. 19 ноября 1703 года был издан Указ об описи лесов во всех городах и уездах в пределах 50 верст от больших рек и 20 верст от малых. С этого и началось лесное хозяйство в России.
Указ «О нерублении добраго лесу на дрова» предписывал использовать на дрова ель, осину, ольху, а «также и валежник брать». Нарушителей царских повелений ждало чрезвычайно суровое наказание. «А буде кто сему указу станет чинить противно — на них за всякое срубленное дерево, кроме дуба, доправлено будет пени по 10 рублев, за дуб, буде кто хоть одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку учинена будет смертная казнь…»
К счастью, угроза казни так и осталась угрозой — никаких конкретных документов о вынесении смертных приговоров за нарушение Указа в архивах не обнаружено. | | Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710–1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.
Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там летом до самой смерти (1725). Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины. После смерти Петра вплоть до середины XIX века дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных. В частности, в Летнем саду предпочитала проживать правительница Анна Леопольдовна, поселившая неподалёку своего любовника Линара.
В 1934 году в здании дворца был открыт историко-бытовой музей. Во время Великой отечественной войны здание пострадало: были вырваны рамы, осыпалась штукатурка на потолках комнат и на фасаде, крыша была повреждена осколками снарядов. Реставрация дворца началась в 1946 году. В 1947 году музей был снова открыт для посещений. В 1950–1960-х годах была проведена полномасштабная реставрация с целью восстановить изначальный облик дворца, в том числе были заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка, рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью. | |
Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января.
Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми буквами славянской азбуки и ввел вместо них современные арабские цифры. Буквы стали проще, а следовательно и читать их стало легче, поэтому литературный спрос вырос.
| | Лефорт Франц Яковлевич (1656–1699) — Русский военный деятель, адмирал (1695). Выходец из Швейцарии, из купеческой семьи. Начал службу во французской и нидерландской армиях. В 1675 г. приехал в Россию и в 1678 г. поступил на военную службу в чине капитана. Участвовал в русско-турецкой войне 1676–1681 гг. и Крымских походах 1687 и 1689 гг. В 1689 сблизился с Петром I, что способствовало быстрой карьере Лефорта. В 1690 г. произведен в генерал-майоры, в 1691 — в генерал-лейтенанты. Во время Азовских походов 1695–1696 гг. командовал русским флотом. Вместе с Ф.А. Головиным и П.Б. Возницыным возглавлял Великое посольство — русскую дипломатическую миссию в Западную Европу. | | Лизетта — лошадь Петра Первого. В июне 1698 года Пётр Первый возвращался из Великого посольства, в ходе которого он уладил многие геополитические вопросы, достиг договорённости с рядом европейских государств, а также усовершенствовал личное мастерство кораблестроителя. Великое посольство 1696—1698 годов стало первым существенным шагом, направленным на устранение международной изоляции России; с его помощью Пётр Первый намеревался вывести Россию из периферии европейской культурно-политической арены. Пётр Первый возвращался по старой московской дороге (территория современной улицы Бривибас в Риге). На территории современного рижского микрорайона Тейка (в будущем — окрестности Риги за пределами Рагульских (Раунских) ворот) Пётр Первый встретил купцов-барышников, которые вели на продажу молодую лошадь карабахской породы бурого окраса. Пётр с первого взгляда «влюбился» в лошадь, которая отличалась необыкновенной красотой, поэтому он остановил барышников и сразу без торгов предложил им обменять своего коня за их лошадь, при этом посулил вдобавок к бартеру 100 голландских червонцев[1]. Предложение о сделке было как нельзя более выгодным и соблазнительным для рижских барышников. Купцы согласились незамедлительно, акт купли-продажи-обмена был оформлен на месте. Пётр Первый решил «не отходя от кассы» перековать новоприобретённую лошадь, которой он дал имя Лизетта (существует несколько версий происхождения имени; одна из них гласит о том, что имя было дано в честь одной из заморских «фавориток» Петра в период пребывания в Саксонии при дворе будущего союзника России во второй Северной войне польского короля Августа II Сильного). Ближайшая кузня располагалась приблизительно на расстоянии 1,5 километра от места приобретения. В кузнице Пётр отдал лошадь на перековку, после того как кузнец, выковав первую подкову, со знанием дела принялся за вторую, царь решил провести нехитрое испытание приготовленного продукта. Он взял в руку горячую ещё подкову и шутя разогнул её. Обескураженный кузнец решил не ударить в грязь лицом окончательно и подобрал «субпродукт» из более крепкого металла и изготовил подкову заново. Во второй раз российскому самодержцу уже не удалось так браво расправиться с изделием. За проделанный труд кузнец был-таки вознаграждён одним серебряным рублём. Кузнец также оказался парнем не промах и немедленно согнул его серебряный рубль, попросив вместо «порченого» качественный. Довольный царь оценил шутку и отдал кузнецу весь кошелёк, доверху набитый серебряными монетами. Так началась карьера известной лошади будущего первого императора России. До нас дошли сведения о том, что Лизетта не слушала никого, кроме венценосного хозяина и была сущим мучением для конюхов царя. Она даже на первых порах отказывалась принимать пищу от кого-либо другого, кроме владельца. Позже, если Пётр находился в длительном отсутствии, лошадь в знак солидарности опять-таки объявляла голодовку, которую прерывала тотчас после возвращения любимого царя. Известно, что в сражении под Полтавой лошадь Лизетта спасла царя от смерти. В ходе битвы Пётр оказался фактически в одиночестве перед шведскими армейскими подразделениями, которые открыли прицельный огонь по всаднику. Лошадь рванула в сторону, тем самым избавив царя от опасности; только одна пуля раздробила луку седла. Вскоре после Полтавской битвы Лизетта получила почётную отставку по возрасту. После её смерти Пётр велел сделать чучело любимой лошади. Именно это чучело стало прототипической моделью для изображений лошадей на батальных полотнах, запечатлеваемых живописцами в поздний период. Лизетта служила Петру на протяжении всего первого десятилетия XVIII века, достойно выдержав все тяготы и испытания Северной войны. Парадоксально, но именно на ней Пётр подъехал к отвоёванному Коброншанцу в начале ноября 1709 года, (когда в городе, не ожидавшем каких-либо военных перипетий в ближайшем будущем, отмечался праздник сбора урожая, совмещённый с Умуркумурсом), с которого собственноручно произвёл три пушечных выстрела по ненавистной ему к тому моменту (подробнее о причинах такой нелюбви см. в статье Дальберг, Эрик) шведской неприступной крепости, каковой тогда являлась Рига. Абсолютно на всех полотнах, на которых изображён Пётр-всадник, красуется Лизетта. Практически все конные статуи, которые запечатлевают образ Петра Великого, также «имеют в своей основе», без преувеличения, легендарную Лизетту (известнейший Медный всадник также не является исключением из общего правила).К 1910 году был проведён широкомасштабный конкурс на создание конной статуи для губернской столицы, которая должна была быть поставлена в начале Александровского бульвара в честь двухсотлетия с момента присоединения Лифляндии к Российской империи. Гран-при конкурса, повлекшее за собой разрешение на ваяние памятника, завоевал немецкий скульптор Шмидт-Кассель, однако его памятник отличается некоторым пикантным несоответствием исторической действительности: вместо лошади был выполнен конь, на что указывает определённая деталь, наличествующая у памятника. Для того, чтобы исправить оплошность, времени практически не оставалось, тем более что на открытие памятника отправился на императорской яхте «Штандарт» император Николай II, и откладывать процедуру инаугурации юбилейной статуи не представлялось возможным. Ещё один парадокс: в современной Риге вот уже более 10 лет конный памятник Петру Первому (и Лизетте) стоит на частной автостоянке при агентстве недвижимости «Teikas nami», принадлежащему предпринимателю и меценату Евгению Гомбергу — в той же местности, где летом 1698 года Пётр встретил Лизетту. | |
Линейный корабль (линкор) — в парусном флоте конца XVII — середины XIX веков самый большой трехмачтовый отечественный, военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами, вел бой, находясь в линии огня. Водоизмещение до 5 тысяч тон, вооружение до 130 пушек. Позднее в паровом флоте — крупный военный корабль с мощной артиллерией и броней для уничтожения кораблей всех классов в морском бою и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам.
Перед великим государем цель стояла ясная и огромная — создать русский флот, способный противостоять врагам. От этого зависел исход Великой Северной войны со Швецией, продолжавшейся более двадцати лет (1700–1721). И Русское государство во главе с Петром I достигло поразительных успехов в создании могущественного военно-морского флота. Русские научились уже строить линейные корабли и фрегаты не хуже голландцев и англичан, обходясь без помощи иностранцев.
Свидетельством этих успехов стал «Ингерманланд», 64-пушечный линейный корабль.
Над его чертежами работал сам Петр I. Адмирал только что созданного русского флота хотел иметь корабль, в котором бы высокие боевые свойства сочетались с отличной мореходностью. Не случайно поэтому для «Ингерманланда» был выбран III ранг — самых быстроходных, маневренных и в то же время мощных кораблей.
| |
По приказу Петра Первого на реке Липовка, было начато строительство железоделательных заводов. Поэтому 1703 год принято считать годом основания Липецка. В 1779 году Липецк получил статус города. Сейчас в Липецке проживает 510 тыс человек.
Фото взято из интернета: Яндекс-картинки
| |
Лопухина Евдокия
Федоровна (30.6.1670–27.8.1731), последняя русская царица (с 1689), первая
жена Петра I. Урожденная Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого
головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже — стольник и
окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте
поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали
по Федоровскому образу Божией Матери — святыни дома Романовых). Лопухины
были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину
в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в
стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и
Домостроя, была умна и хороша собой. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось
27.1.1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. В феврале 1690 у
Лопухиной родился первый сын — царевич Алексей Петрович, в октябре 1691 —
второй сын, царевич Александр Петрович, вскоре умерший. Охлаждение между
супругами началось с 1692, когда Петр I познакомился в московской Немецкой
слободе с дочерью торговца Анной Монс. Окончательно Петр I оставил жену
после смерти в 1694 своей матери. Лопухину еще называли царицей, она жила с
сыном во дворце в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные
государственные посты, попали в опалу. После возвращения Петра I из-за
границы в 1698 Лопухина была сослана Петром I в Суздальский Покровский
монастырь и насильно пострижена в монахини под именем Елена (в Манифесте,
изданном в связи с «делом царевича Алексея» (3.2.1718), Петр I сформулировал
обвинения против бывшей царицы: «…за некоторые ее противности и
подозрения»). Лопухиной не было назначено содержание от казны; все
необходимое она получала от родственников. В 1718 Лопухину допрашивали «с
пристрастием» по «делу царевича Алексея», вынуждали давать показания и
признания в тайной связи с генералом С. Глебовым, который после жестоких
пыток был казнен. Саму же старицу Елену сослали под надзор в Староладожский
Успенский монастырь, где она провела 7 лет. В 1725, после смерти Петра I,
Лопухину перевели в Шлиссельбургскую крепость. После вступления на престол
ее внука, императора Петра II, Лопухина жила в Московском Кремле; ей было
назначено годовое содержание в 60 тыс. руб. Никакой роли при дворе Петра II
Лопухина не играла. Кандидатура Лопухиной рассматривалась Верховным тайным
советом в качестве возможной претендентки на престол в связи с кончиной
Петра II и пресечением прямой линии Романовых (Лопухина от короны
отказалась). Последние годы жизни провела в Новодевичьем монастыре.
Иллюстрация:
Парсуна с изображением Евдокии Фёдоровны Лопухиной (1669–1731)
| |
24 февраля День рождения лотереи. Само слово «лотерея» в переводе означает «судьба». В России лотерея появилась благодаря Петру I. Тогда лотерея являлась светским развлечением. В 1914 году эту игру играло все больше и больше людей. В качестве призов выступала сельскохозяйственная техника.
1970–1990 годы — новый бум лотерей. Эта была уже как обязанность каждого советского гражданина-пойти после работы и купить хоть один лотерейный билетик. Самый шикарный приз на то время — автомобиль.
На сегодняшний день существует масса лотерей. Призы тоже усовершенствовались. Квартиры и шикарные машины стали более реальным выигрышем.
| |
Вообще царь Петр обожал кровяные колбаски, которые очень вкусно готовила Анхен. С пылу и жару, когда они лопались, и обливали камзол Петруши горячим и ароматным соком, Анхен смущенно подавала ему салфетку.
Не могу сказать точно, готовила ли ему Анхен или кто другой, колбаски из пиявок, но Петр I их просто обожал. Выбирали самых крупных пиявок, которых сажали на гусей, подвешенных в специальных холстяных мешках. Это делали для того, чтобы гусь не мог снять пиявку. После того как пиявка насасывалась крови, она отпадала, превращаясь в небольшую, но толстенькую кровяную колбаску. Оставалось, только посолить, поперчить и бросить на сковородку.
Кстати у Вас есть возможность попробовать данное блюдо, купив в аптеке медицинских пиявок, а на рынке живого гуся.
| |
Магистрат — сословный орган городского управления.
России с 1720–1721 гг. М. назывались сословные органы городского самоуправления, введенные Петром I по образцу западноевропейских; до судебной реформы 1864 г. также сословные судебные органы. По регламенту Главного магистрата М. избирался гражданами в составе президента, 2–4-х бурмистров, 2–8 ратманов (в зависимости от значения города). Решали судебные, полицейские, хозяйственные и финансовые вопросы. С 1727 г. М. переименованы в ратуши и подчинены губернаторам и воеводам. Восстановлены с 1743 г. В ведении остались судебные вопросы и распределение казенных сборов.
На картинке: сообщение из городового магистрата
| | Макаров Алексей Васильевич (1674–1750) — Выходец из посадской среды. Жизнь его не отличалась динамичностью. Он не купался в лучах славы, не давал сражений, не вел дипломатических переговоров, не сооружал кораблей и не командовал ими. Но А.В. Макаров внес немалый вклад и в победы русского оружия на полях сражений Северной войны, и в успешные действия русской дипломатии, и в строительство регулярной армии и флота, и в новшества культурной жизни страны. Трудно переоценить лепту, внесенную им в создание отечественной промышленности. Таким образом, он участвовал во всех преобразовательных начинаниях царя. К этому его обязывала занимаемая должность: он являлся кабинет-секретарем Петра I и, следовательно, был причастен к составлению указов, к переписке с агентами и послами царя за границей, к составлению реляций и отправке царских повелений на театр военных действий, к проверке, как выполнялась воля царя. Макаров имел влияние на Петра I, особенно в вопросах внутренней политики. В 1725 г. поддержал воцарение Екатерины I; при Петре II в связи с ликвидацией кабинета (личной канцелярии царя) стал президентом камер-коллегии. | |
Выражение «малиновый звон», которым обозначают мелодичное пение колоколов, не имеет отношения ни к птице малиновке, ни к ягоде малине, а происходит от названия бельгийского города Мехелен. Именно этот город считается европейским центром колокольного литья и музыки. Мехеленскому стандарту соответствовал первый российский карильон, заказанный Петром I во Фландрии.
| |
Эта буква исторической кириллицы выглядит, как Ѧ и занимает 36-ю позицию. Числового значения она не имеет, в ранней кириллице использовалась как знак числа 900. Из древности пришло только слово «юс», но что оно значит — неясно (ус? узы, вязь?). В гражданском шрифте Петра I малый юс присутствовал только в первом экспериментальном варианте (1707 или 1708 года), но почти сразу (в 1708 году) был заменён формой нынешней буквы Я, происходящей от скорописной формы малого юса XVII веке. Юс — название церковнославянских письменных знаков для носовых гласных ǫ и ę: юс большой (ѫ) и юс малый (ѧ). Его произношение эволюционировало в русский, так как уже в Х веке ǫ дало У, а из ę образовалось А. Соболевский (РФВ 71, 436 и сл.) пытается связать название буквы с ус, церковнославянским ѫ съ, ссылаясь при этом н а русско-церковнославянский. юсѣ ница «гусеница». (Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М.Р. Фасмер. 1964—1973.) | |
Каждый третий фрукт, собираемый в мире — цитрусовый. Но как тропический мандарин и апельсин попал в Европу, да еще и стал символом новогодних праздников? В Европу их привез еще Александр Македонский в 325 году до нашей эры, португальцы позднее привезли апельсины из Индокитая. В переводе этот фрукт так и называют «китайское яблоко».
Великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру Великому, который был восхищен привычкой европейцев встречать новый год с шумными фейерверками и подарками.
| |
Гетман Мазепа переехал к Шведскому Королю И понеже Нам, яко Государю и Оборонителю Малороссийского края, надлежит отеческое попечение о вас имети, дабы в то порабощение и разорение Малой России, також и церквей Божиих во осквернение не отдать: того ради повелеваем всей Генеральной Старшине, Полковником и протчим вышеобъяавленным чинам войска Запорожского: дабы на прелесть и измену сего изменника, бывшего Гетмана, не смотрели, но при обороне Наших Великороссийских войск против тех неприятелей стояли; и для лучшего упреждения взякого зла и возмущения в Малороссийском народе от него бывшего Гетмана, вся Старшина Генеральная и полковая пребывающея при войске, съезжалась немедлинно в город Глухов, для обрания по правам и вольностям своим вольными голосами нового Гетмана, в чем крайняя нужда и спасение всея Малыя России состоит. При сем-же объявляем: что известно Нам, Великому Государю, учинилось, что бывший Гетман хитростию своею, без Нашего Указу, аренды и многие иные поборы наложил на Малороссийский народ, будто на плату войску, а в самом деле ради обогащения своего, и те тягости повелеем мы ныне с Малороссийского народа оставить. Дан сей Наш Царского Величества Указ в обозе, при Десне, за приписанием власныя Нашея руки и припечатанием печати, Октября в 28 день, 1708 года.
К сожалению, своими словами это передать я не смогла, уж больно красивым языком написан текст. Да и изменив его потеряеться смысл манифеста.
| |
Мануфактура — это предприятие, где использовался ручной труд и те же орудия труда, что и в ремесленном производстве, но здесь уже имелось разделение труда. Рабочие выполняли лишь отдельные операции, и это способствовало значительному повышению производительности труда. Самые первые мануфактуры в России появились в 17 веке, но полноценно и высокими темпами они стали развиваться благодаря реформам Петра I. До Петра I в России было, по разным данным, 30-60 мануфактур. После Петра Россия имела более 200 мануфактур и заводов. Например, на Урале, где было много промыслов и кузниц в XVII в., при Петре появились мануфактуры и заводы, которые начали производить металл очень высокого, для того времени, качества. Всего за петровский период было построено на Урале 30 металлургических предприятий. К 1712 г. русская армия была одета полностью в в сукно отечественного производства. Был налажен выпуск качественной парусины на московских и ярославских мануфактурах. Благодаря политике Петра появились 9 полотняных, 7 шелковых, 4 писчебумажные и множество иных мануфактур.
| |
Маргарита Петровна родилась 3 сентября 1714 — умерла 27 июля 1715. Дочь Петра I от Екатерины Алексеевны, умершая во младенчестве.
Получила нетипичное для Романовых имя «Маргарита» (никогда не использовалось). Это имя в иночестве носила сестра Петра Марфа Алексеевна.
| | Благодаря своей блистательной внешности, легкому нраву и бойкому характеру Мария легко стала фрейлиной Екатерины I. Близость к царским особам грели тщеславие и кружили голову юной красотке. Неудивительно, что интересные истории о любви, явно или тайно происходившие при дворе, нашли отклик в авантюрном сердце фрейлины. Мария Гамильтон возжелала стать фавориткой самого царя. Мария Даниловна Гамильтон, на русский манер — Гамонтова, была необычайно красивой девушкой. Возможно, в этом сыграли не последнюю роль шотландские корни ее предков. Благодаря своей блистательной внешности, легкому нраву и бойкому характеру Мария легко стала фрейлиной Екатерины I. Близость к царским особам грели тщеславие и кружили голову юной красотке. Неудивительно, что интересные истории о любви, явно или тайно происходившие при дворе, нашли отклик в авантюрном сердце фрейлины. Мария Гамильтон возжелала стать фавориткой самого царя. Кем был Петр для Марии: ценным призом в дворцовых интригах среди фрейлин, или девушка действительно стала жертвой обаяния царя? Вполне правдивым выглядит второе предположение. Решительный характер в сочетании с необузданным нравом и эксцентричным поведением не могли не привлечь Марию. Петр, как огонь ночную бабочку, привлекал к себе фрейлину. Марии не составило большого труда привлечь внимание царя. Легкая и смешливая красотка играючи очаровывала мужчин. Будучи падким на женские прелести Петр не мог не поддаться очарованию прекрасной фрейлины. Любовное безумие к новой фаворитке продлилось недолго. Безусловно, Мария в эти дни была счастлива, и неминуемое охлаждение ветреного царя стало для нее ударом. Бывшая фаворитка пыталась вернуть интерес любовника, но безуспешно. Хоть царь иногда и посещал постель Марии, но былой влюбленности не осталось. В отчаянии Мария бросалась из объятий одного любовника к новому. Череду легкомысленных романов прервала долговременная связь с царским денщиком Иваном Михайловичем Орловым. Тайная любовь принесла много горя Марии. Грубый и недалёкий Орлов избивал любовницу, изменял и не скрывал своего потребительского отношения. Мария же пыталась дорогими подарками сменить гнев любовника на милость. Ради Орлова Мария крала вещи царицы и расплачивалась с долгами жестокого денщика. В 1717 году из-за нечаянного подозрения в краже важных бумаг Орлов в панике сознался в тайной связи с Марией Гамильтон, заодно рассказав о том, как избавлялась от беременностей любовница. Марию немедленно взяли под стражу. Петр сам провел допрос с пытками и выяснил о кражах и о рожденном осенью того же года младенце, которого собственноручно убила Мария. После полугодичного заключения в застенках Петропавловской крепости Петр приказал казнить бывшую фаворитку и детоубийцу.14 марта 1719 года на Троицкой площади Мария Гамильтон была обезглавлена. Петр сам присутствовал на казни, поднял отрубленную голову бывшей фаворитки и поцеловал в губы. | |
Сезон |
Статей |
Авторов |
2024/25 |
3 |
2 |
2023/24 |
3 |
3 |
2022/23 |
1 |
1 |
2017/18 |
7 |
2 |
2015/16 |
1 |
1 |
2013/14 |
201 |
11 |
2012/13 |
46 |
9 |
2010/11 |
186 |
24 |
Итого |
448 |
47 |
|
|