Поистине: самые глубокие раны наносят нам люди, к которым мы неравнодушны…
История создания этой главы и пожелания к дорабочикам
Эту главу делала творческая группа «Вторая волна», а историю Даньки придумала Карина Литвинова (#315, Калининград).
«Уже был придуман „Морской бой”, и нужно было написать эпизод, в котором Данька поймет, что Марина разбирается в морских словах. Эпизод мне делать не хотелось: казалось, что с морской лексикой у нас в повести и так перебор. Придумали, что „полундрята” и сами не слишком большие знатоки. Но тогда почему Даник-то разбирается в корабельной терминологии?.. Вспомнилось, как мы с сыном когда-то клеили модели парусников. Можно было на этом и остановиться, но как-то слишком легко получалось… И почему никто в „Полундре” не знал о Данькином увлечении? Так от вопроса к вопросу и родилась личная история нашего Даника».
Фото с веб-камеры: Карина Литвинова говорит по скайпу во время работы над повестью. Идет очередная правка…
Друзик все так же невозможно лилел на законном месте, и в лабиринте его ящиков и ящичков терпеливо дожидались своего часа новые фишки и приколы, пожелания и мнения. Суета в редакции вокруг новенькой между тем улеглась: «красильщики» снова взялись за карандаши, Никита лепил бессмертные мысли в «Книгу афоризмов», Вовка азартно «гуглил» в Интернете, а Маша… Машка вдруг спохватилась: а что это на подоконнике залежалась ее пухлая папка с рисунками? Вчера вечером на нее вдруг снизошло вдохновение («может, правильнее сказать: «Муза посетила»? — зардевшись, подумала Машуля и тут же хмыкнула про себя: «И как это она меня дома застала!») Впрочем, как бы ни называлось ее вчерашнее состояние, когда наша художница несколько часов подряд не выпускала из рук карандаш-ластик, делая зарисовки и лихорадочно разбрасывая по комнате скомканные листы (она даже дверь закрыла, чтобы мама не отвлекала), результат был налицо — внушительная стопка эскизов и вполне даже законченных рисунков. Сейчас, когда смех и гомон поутихли, настало самое время явить ее миру.
Маша жаждала признания. А то ведь так незаметно окончишь школу и останешься в памяти народной «той девочкой, которая классно рисовала унитазы» (см. главу «Вынос мозга»). Только при этом не показаться бы Марине воображалой и задавакой: «Не угодно ли взглянуть — у меня тут завалялся десяток гениальных работ…» Как бы этак поненавязчивей обратить внимание команды на плоды вчерашних усилий? Особенные надежды Маня возлагала на Старостина, человека без комплексов и стереотипов, который запросто может на всю редакцию заверещать: «Глядите здесь!» и «Ой, надо же, оказывается наша Маня, как всегда, на высоте!» Но Вовка выдохся на Друзике, временно выпал в осадок и, как назло, шарил по Сети, воткнувшись в монитор: вылавливал автора афоризма о воспитании юных умов.
Глава проиллюстрирована работами Ирины Давыдовой, педагога-психолога школы № 199, Москва
И это все было по-настоящему!
Тогда Машка оглянулась на старпома — и снова прокол: Вадик уже присоседился к своим подопечным красильщицам и «опекал» двойняшек: сегодня ему удалось рекрутировать на работы ударный девичий батальон. На Едкого и рассчитывать нечего — ему бы только язык почесать. Кати — карандашами да газетами обложились, Ритконосик, похоже, сачканула, Звонарь тоже в «отгулах». Ну что ж… Маня еще немного постояла в обнимку с планшетом посреди редакции: — А я тут для Спецвыпуска кое-что изобразила, — с видом скромницы промолвила она и тут же поймала на себе Малин взгляд. Как она про него забыла! Маля, добрейшая душа, — вот кто сейчас сделает ей достойный пиар. — И че молчишь? Давай, показывай! — Никита шустро подскочил, выдернул папку из Машкиных рук, плюхнул ее на стол и потянул за тесемки. — О, народ, да тут картинки. Вован, зацени — твоя ж идея! — «достойный пиар» не заставил себя ждать. Ребята тесным кольцом обступили автора и его, точнее, ее творения. — Маня, ты рискуешь! — старпом, протолкнувшись к столу, чуть не придавил Вовика. — Скромность — кратчайший путь к неизвестности!
Данька пристроился за плечом Марины. Синяя ленточка уже перекочевала с кармана на непослушный девчачий локон и послушно вплелась в густоту черных Маринкиных волос. Легкий поворот головы — и ленточка коснулась его носа. Едкий с трудом сдержался, чтобы не чихнуть, и фыркнул прямо как котенок, утонувший мордочкой в блюдце с молоком. Девочка обернулась на странный звук, но Даник с заинтересованным прищуром как ни в чем не бывало разглядывал Машкины рисунки.
— Картинки — это наше все! — Вовка вытянул из-под рук Вадима несколько листов с буквами. Снова в редакции поднялся гомон, все нахваливали Машкины работы, а она, довольная и раскрасневшаяся, с удовольствием давала пояснения. На всех эскизах был изображен Петр, а на заднем плане — то, что символизировало монаршие преобразования: азбука с собственноручно зачеркнутыми буквами (Ритка стояла в стороне, а зря — тема «Царь-корректор» нашла бы свое продолжение), бояре в европейской одежде, поглаживающие выбритые подбородки, школьный класс с деревянными партами, корабль.
— Здорово! — Марина держала рисунок, где за спиной у царя гордо раздувал паруса трехмачтовый фрегат. Она уже собралась передать картинку дальше… — Ой, погоди-ка… — Чего годить? Что-то не так? — немного раздраженно отреагировала Маша. — Ты знаешь, этот корабль лучше чуток переделать, — мягко, чтобы не обидеть Машенцию, обронила новенькая. — Почему?
… как гордились они, отправляя на полку очередную раскрашенную специальными красками модель, над которой трудились несколько месяцев
— На корме написано «Орел»… — Конечно, это первый русский военный парусник, я в книжке прочитала. — Ты права, но только построен он был еще в годы правления Алексея Михайловича. И с помощью европейцев. А вот первым российским кораблем, созданным без участия иностранцев, стала «Гото Предестинация». Петр сам и в проектировании участвовал, и в строительстве, и в спуске на воду. Это — его детище. Ты просто название переделай, бойниц для пушек добавь и окраску смени. — Так… что-нибудь еще? — в тоне Маши сквозил вызов, но уже с респектом.
— Мне кажется, стеньгу на грот-мачте ты слишком длинную нарисовала, на такую и марсель, и брамсель поместятся, а у «Орла» ни брамселя, ни бом-брамселя не было, только марсель, — Марина виновато погладила подругу по плечу, как бы извиняясь за излишнюю осведомленность. Но если рассудить, она имела полное право на такую терминологическую атаку — после испытания-то Лиловым друзиком! — А еще ни у «Орла», ни у «Предестинации» не было кливеров, на бушприте стояли только прямые паруса. — А эти что — кривые? — Эти — треугольные. — И какая разница? Сегодня одни подняли, завтра другие! — не сдавалась Машка. — Треугольные красивее. — Ну что ты, там же вооружение совсем другое! — Какое еще вооружение? Я оружие рисовать вообще не собиралась. Марина молчала. Немая сцена грозила затянуться. И Машка сама не выдержала: — Все? Давай уж, добивай! — Еще флаг. — Андреевский флаг! Какой же еще? — У тебя современный Андреевский флаг, а такой появился гораздо позже. На «Орле» его быть не могло. — Так что же, все неправильно? — остро отточенный карандашик уже вознесся над эскизом: перфекционистка Машка не терпела «абы чего» и «кое-как». — Ну почему «все»? Петр у тебя классно получился. Хочешь, я тебе книжку принесу, ты посмотришь и еще лучше сделаешь. (Художники — они как дети, похвалишь — горы свернут! — и Маша не надулась, а задумалась.)
Потом детали аккуратно собирались в коробку; газета, измазанная клеем, отправлялась в мусорку; Данька и папа мыли перед ужином руки. Но до конца они так и не отмывались
А вот «полундровцы» вдруг попритихли и даже слегка обалдели. Полчаса назад уверенный в себе старпом, не без участия Мани, блистал «в свете прожекторов» перед новенькой, демонстрируя свой морской языковой арсенал. Ожидалось, что та впадет в терминологический ступор, а тут… Вышло, что она не только отличает корму от стропил, но еще и в курсе, когда следует прибавлять «бом» к парусу, снастям и такелажу. Ну и дела! Такого у них за всю историю существования «Полундры» еще не было.
Все с интересом слушали диалог, и никто не обратил внимания, что Едкий непривычно молчалив. Он еще немного постоял, потом незаметно отодвинулся от диванной публики, взял рюкзак и, стараясь не хлопнуть дверью, все так же молча вышел в коридор. Сердце Даньки сжалось в комок, покрылось холодной коркой; все слова его, шутки, остроты примерзли и испуганно осели в уголках души, а вместо них вылезли, внезапно повыпрыгивали — злобными чертиками — воспоминания. Когда-то он загнал их туда и не выпускал уже три года, но эта новенькая невзначай открыла им двери; и теперь они, как безобразные тролли, плясали, корчили рожи и кололи острыми пиками сердце, причиняя невыносимую боль. А он, словно сказочный мальчишка из книжки Андерсена, должен был сложить из этих льдинок какое-то очень важное слово. Только вот какое?
Полчаса назад уверенный в себе старпом, не без участия Мани, блистал «в свете прожекторов» перед новенькой. Ожидалось, что та впадет в терминологический ступор, а тут…
Когда-то у Даньки был отец. Он и сейчас есть. Но в воспоминаниях это звучит именно так: «когда-то» и «был». Так вот, когда-то у Даньки был отец. И вечерами они расстилали на столе старую газету, доставали тюбик с клеем, ножички, иголочки, выпрошенные у мамы нитки № 10, открывали коробку с очередной моделью парусника. И начиналось самое прекрасное время — они собирали модель. Сначала отец поручал ему склеивать только крупные детали, но их не так-то много в коробке. А потом, видя, как ловко и аккуратно работает сын, стал доверять вставлять пинцетом в крошечные отверстия миниатюрные юферсы, нагели, натягивать нитки-леера, плести ванты на специальной пластмассовой гребенке и приклеивать к ним выбленки. Больше всего Даньке нравилось ввертывать пушечки. И хотя в склеенном макете сами пушки были не видны (только стволы торчали из бойниц), но Данька-то знал: они там есть — крошечные, но совсем как настоящие.
Больше всего Даньке нравилось ввертывать пушечки.
А еще они разговаривали. На серьезные мужские темы. И все проблемы решались как-то сами собой. А на кухне то лилась вода, то свистел чайник. Неслись дивные ароматы. И тихо напевала мама. Она всегда пела, когда готовила. Потом детали аккуратно собирались в коробку; газета, измазанная клеем, отправлялась в мусорку; Данька и папа мыли перед ужином руки. Но до конца они так и не отмывались. Клей еще долго приходилось отдирать от пальцев: Данька орудовал зубами, а папа ножом. Клей тянулся и не хотел отлипать. Зато как гордились они, отправляя на полку очередную раскрашенную специальными красками модель, над которой трудились несколько месяцев. И это все было по-настоящему!
Сердце Даньки сжалось в комок, покрылось холодной коркой; все слова его, шутки, остроты примерзли и испуганно осели в уголках души
Однажды Данька прибежал из школы и увидел отца, курившего на кухне (чего, вообще-то, мама делать не разрешала). В блюдце было полно окурков. В коридоре стоял большой чемодан. Отец, долго вымучивая слова, пытался сказать, что они с мамой решили разойтись, но его, Даньку, он любить не перестанет, и у них все будет по-прежнему: по воскресеньям они будут встречаться и клеить корабли. Эти «простые» слова почему-то даже ранили сильнее: они, родные и привычные, складывались в предложения с таким страшным смыслом. Данька слушал, и ему казалось, что отцовский голос достигает его словно через толщу воды — искаженным. Оттого смысл сказанного ускользал…
Но вот отец встал, поцеловал его в макушку, прижал к себе и вышел. И тогда Даня все понял. Оборвалась какая-то самая важная связь в его жизни, и больше к ней нет возврата. Нет возврата…
…Отец не обманул. Они действительно встречались по воскресеньям и однажды даже пытались взяться за очередную модель. Но что-то сломалось и, сломавшись, уже не склеивалось.
И хотя в склеенном макете сами пушки были не видны (только стволы торчали из бойниц), но Данька-то знал: они там есть — крошечные, но совсем как настоящие.
Сначала отец поручал ему склеивать только крупные детали, но их не так-то много в коробке.
Может, потому что не слышалось маминого пения из кухни? А потом началось лето, и они стали ездить на рыбалку или катались на лодках в городском парке. Иногда папа брал с собой Антошку — семилетнего беззубого сына его новой жены. Данька воспринимал Антона спокойно: для мальчишки папа был «дядя Миша», а для него — папка, батя. Однажды во время прогулки их застал дождь. Мокрых смеющихся пацанов отец привел в новый дом. Растер Даньку полотенцем, нарядил в свою рубашку, закатав длиннющие рукава, притащил на кухню, где те же процедуры проделывала с Антошкой его мама. Даню невольно кольнуло, что отец невзначай глянул на нее своим особенным, долгим взглядом. Переодетых мальчишек отправили в детскую. Данька огляделся. На письменном столе на старой газете стоял парусник. — Это мы с папой… с дядь Мишей клеим, — виновато поправился Антошка, почувствовав что-то колюче-враждебное во взгляде сводного брата.
Потом мальчишек позвали обедать; Данька пил чай, ел пирожки, но не ощущал их вкуса. Тетя Таня потрогала его лоб, озабоченно что-то сказала отцу, тот закутал сына в одеяло, отвез на такси домой. Данька, лежа в постели, слышал, как отец прощается в коридоре с мамой.
Выздоравливал Данька долго… И первое, что он сделал, когда ему разрешили вставать, — достал огромный мусорный пакет, оставшийся от ремонта, смахнул с полки все модели, предварительно пообломав им мачты, и выбросил в мусоропровод. Мама, конечно, заметила, что полки опустели. Вечером, думая, что сын спит, звонила отцу, что-то тревожно говорила в трубку, прикрывая ее рукой. Тогда-то и появилась на сердце ледяная корка. От такого панциря была польза: пропали слезы, раньше подступавшие к глазам при мыслях об отце. Отец как бы продолжал приходить по воскресеньям, они бы по-прежнему ходили в парк и в кино. Но что-то еще раз сломалось. С этого момента и укоренились слова прошедшего времени: «когда-то» и «был». Теперь все свои проблемы Данька решал сам.
Про паруса он не то чтобы позабыл — запретил себе вспоминать. И никто в «Полундре» не знал, что Даня разбирается в них не хуже бывалого моряка. Морские словечки-выкрутасы, гуляющие по редакции, его не задевали — в «Полундре» их употребляли как-то «понарошку»: «Даст мама леером по корме», «Иди ты левым галсом».
А у него с отцом все было по-настоящему. И новенькая теперь напомнила об этом. Тем больнее, что она ему нравилась, эта поэтесса. Поистине: самые глубокие раны наносят нам люди, к которым мы неравнодушны… Данька шел домой, а ледышка в сердце, казалось, наморозила ему и руки, и ноги. Он свернул в рощицу, чтобы побыть в одиночестве, добрел до дальней скамейки, сел и и задумался. На щеках начали выступать предательские слезинки, как вдруг на мальчика накатило осознание: отец «был», «когда-то». Вместо боли установилась пустота. Как шок после сильного удара. Всё это «было», «когда-то». А сейчас этого уже не вернуть. И плакать ему больше не хотелось.
Оборвалась какая-то самая важная связь в его жизни, и больше к ней нет возврата. Нет возврата…
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Состоялась
2. Самое удачное место
Понравилось начало
3. Самое неудачное место
нет
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
ход событий
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
никаких
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Очень понравились
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
неплохая история
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
Быстро прочитала
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Елена Матэс#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Глава состоялась, хоть развитие сюжета небольшое
2. Самое удачное место
"той девочкой, которая классно рисовала унитазы»эта фраза упрятала меня под стол аж на 4 минуты
3. Самое неудачное место
не нашёл таковых
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Язык, ход событий
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Написано немного грустно, особенно в конце, но красиво.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Иллюстрации нормальные.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ознакомился, понравилась.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
10 минут
11. Если вы знакомы с другими главами, то какие сюжетные линии вас увлекают, а какие не очень?
про Ритку,29"генваря"
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
про Ритку, кафе
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Алёна Бурина#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
очень понравилась.
2. Самое удачное место
Воспоминания Даньки.
3. Самое неудачное место
О них даже и речи быть не может:)
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
Передать ощущения Даньки. Мне аж взгрустнулось…
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Займёт ли Маринка в сердце Даника то место, которое занимают воспоминания Даника?
6. Ваш ответ на него
Думаю, да.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Ой, а мне понравились:)
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ознакомилась.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
15мин
12. Если вы знакомы с другими главами и вам предложили бы прочитать новые, то какие бы вы выбрали в первую очередь: про Ритку; про Даника и Марину; про школу и уроки; про очередное приключение героев в кафе; про Леху; про Игоря и Женю; про Статую; историческую главу; про Медиума Петра; про завещание печатника Карары; другое (что?)
Про Ритку, про Даника и Марину, про школу и уроки, про очередное приключение героев в кафе.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Татьяна Вяльцева#1560 Газета «Блокнот»; Школа 1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова, Москва
Сердце Даньки сжалось в комок, покрылось холодной коркой; все слова его,
шутки, остроты примерзли и испуганно осели в уголках души, а вместо
них вылезли, внезапно повыпрыгивали — злобными чертиками — воспоминания.
Старостин, человек без комплексов и стереотипов, запросто может
на всю редакцию заверещать: «Глядите здесь!» и «Ой, надо же,
оказывается наша Маня, как всегда, на высоте!».
Дарья Злобина#55 Газета «Новая перспектива»; Гимназия «Перспектива», Самара
1. Состоялась ли эта глава (есть ли развитие сюжета)? Понравилась ли она вам?
Состоялась. Удалась тем, что читается на одном дыхании. Тронула история.
2. Самое удачное место
Сердце Даньки сжалось в комок, покрылось холодной коркой; все слова его, шутки, остроты примерзли и испуганно осели в уголках души, а вместо них вылезли, внезапно повыпрыгивали — злобными чертиками — воспоминания. Когда-то он загнал их туда и не выпускал уже три года, но эта новенькая невзначай открыла им двери; и теперь они, как безобразные тролли, плясали, корчили рожи и кололи острыми пиками сердце, причиняя невыносимую боль. А он, словно сказочный мальчишка из книжки Андерсена, должен был сложить из этих льдинок какое-то очень важное слово. Только вот какое?
Описание чувств прекрасно получилось. Оно абстрактно, но понятно. Оно «вселяет» читателя в душу героя в прямом смысле.
И описание кораблей с пятого параграфа отлично составлено. Так детально, впечатлило.
3. Самое неудачное место
Если даже и были, то забылись. На фоне всего хорошего и слаженного они не чувствуются. А может плохих мест вообще нет.
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)
История конечно же. Эпицентр этой главы.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя
Как чувства Даньки повлияют на дальнейшее общение с новенькой? Ведь она напоминает ему о самом больном, что было в его жизни, что поменяло его.
6. Ваш ответ на него
Их отношения будут драматичны именно из-за этого. Авторы хотели объяснить, откуда Данька знает морские слова, а получилось, что они внесли новый, красивый (и правда красивый) штрих в влюбленность Даньки.
7. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как пишущий человек, прочитав эту работу коллег
Чтобы читателя зацепило какой-то трогательной историей, она не должна быть банальной. Иначе зацепить не получится. Чувства должны быть описаны, ситуация продумана, новая, не из штампов о красивых и несчастных.
8. Оцените иллюстрации к главе. Если их нет — предложите «иллюстративную идею»
Рассказывается история. Вписались бы черно-белые рисунки с небольшими цветными вкраплениями (так как изображение Полундровцев за рассмотрение рисунков должен быть цветным). Смотрелись бы не «постановочные» рисунки, когда все изображено до мелочи. А какие-то объекты: чемодан, модели кораблей и т. д.
9. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Эта история самая яркая, живая. Есть живое фото, прописаны цели, причины написанного. Интересно.
10. Сколько времени заняло у вас чтение этой главы?
20 минут
11. Какое название этой главы предложили бы вы? Как назвать всю повесть, в целом
Плаванье к недрам души
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)