Поистине: самые глубокие раны наносят нам люди, к которым мы неравнодушны…
История создания этой главы и пожелания к дорабочикам
Эту главу делала творческая группа «Вторая волна», а историю Даньки придумала Карина Литвинова (#315, Калининград).
«Уже был придуман „Морской бой”, и нужно было написать эпизод, в котором Данька поймет, что Марина разбирается в морских словах. Эпизод мне делать не хотелось: казалось, что с морской лексикой у нас в повести и так перебор. Придумали, что „полундрята” и сами не слишком большие знатоки. Но тогда почему Даник-то разбирается в корабельной терминологии?.. Вспомнилось, как мы с сыном когда-то клеили модели парусников. Можно было на этом и остановиться, но как-то слишком легко получалось… И почему никто в „Полундре” не знал о Данькином увлечении? Так от вопроса к вопросу и родилась личная история нашего Даника».
Фото с веб-камеры: Карина Литвинова говорит по скайпу во время работы над повестью. Идет очередная правка…
Друзик все так же невозможно лилел на законном месте, и в лабиринте его ящиков и ящичков терпеливо дожидались своего часа новые фишки и приколы, пожелания и мнения. Суета в редакции вокруг новенькой между тем улеглась: «красильщики» снова взялись за карандаши, Никита лепил бессмертные мысли в «Книгу афоризмов», Вовка азартно «гуглил» в Интернете, а Маша… Машка вдруг спохватилась: а что это на подоконнике залежалась ее пухлая папка с рисунками? Вчера вечером на нее вдруг снизошло вдохновение («может, правильнее сказать: «Муза посетила»? — зардевшись, подумала Машуля и тут же хмыкнула про себя: «И как это она меня дома застала!») Впрочем, как бы ни называлось ее вчерашнее состояние, когда наша художница несколько часов подряд не выпускала из рук карандаш-ластик, делая зарисовки и лихорадочно разбрасывая по комнате скомканные листы (она даже дверь закрыла, чтобы мама не отвлекала), результат был налицо — внушительная стопка эскизов и вполне даже законченных рисунков. Сейчас, когда смех и гомон поутихли, настало самое время явить ее миру.
Маша жаждала признания. А то ведь так незаметно окончишь школу и останешься в памяти народной «той девочкой, которая классно рисовала унитазы» (см. главу «Вынос мозга»). Только при этом не показаться бы Марине воображалой и задавакой: «Не угодно ли взглянуть — у меня тут завалялся десяток гениальных работ…» Как бы этак поненавязчивей обратить внимание команды на плоды вчерашних усилий? Особенные надежды Маня возлагала на Старостина, человека без комплексов и стереотипов, который запросто может на всю редакцию заверещать: «Глядите здесь!» и «Ой, надо же, оказывается наша Маня, как всегда, на высоте!» Но Вовка выдохся на Друзике, временно выпал в осадок и, как назло, шарил по Сети, воткнувшись в монитор: вылавливал автора афоризма о воспитании юных умов.
Глава проиллюстрирована работами Ирины Давыдовой, педагога-психолога школы № 199, Москва
Тогда Машка оглянулась на старпома — и снова прокол: Вадик уже присоседился к своим подопечным красильщицам и «опекал» двойняшек: сегодня ему удалось рекрутировать на работы ударный девичий батальон. На Едкого и рассчитывать нечего — ему бы только язык почесать. Кати — карандашами да газетами обложились, Ритконосик, похоже, сачканула, Звонарь тоже в «отгулах». Ну что ж… Маня еще немного постояла в обнимку с планшетом посреди редакции: — А я тут для Спецвыпуска кое-что изобразила, — с видом скромницы промолвила она и тут же поймала на себе Малин взгляд. Как она про него забыла! Маля, добрейшая душа, — вот кто сейчас сделает ей достойный пиар. — И че молчишь? Давай, показывай! — Никита шустро подскочил, выдернул папку из Машкиных рук, плюхнул ее на стол и потянул за тесемки. — О, народ, да тут картинки. Вован, зацени — твоя ж идея! — «достойный пиар» не заставил себя ждать. Ребята тесным кольцом обступили автора и его, точнее, ее творения. — Маня, ты рискуешь! — старпом, протолкнувшись к столу, чуть не придавил Вовика. — Скромность — кратчайший путь к неизвестности!
Данька пристроился за плечом Марины. Синяя ленточка уже перекочевала с кармана на непослушный девчачий локон и послушно вплелась в густоту черных Маринкиных волос. Легкий поворот головы — и ленточка коснулась его носа. Едкий с трудом сдержался, чтобы не чихнуть, и фыркнул прямо как котенок, утонувший мордочкой в блюдце с молоком. Девочка обернулась на странный звук, но Даник с заинтересованным прищуром как ни в чем не бывало разглядывал Машкины рисунки.
— Картинки — это наше все! — Вовка вытянул из-под рук Вадима несколько листов с буквами. Снова в редакции поднялся гомон, все нахваливали Машкины работы, а она, довольная и раскрасневшаяся, с удовольствием давала пояснения. На всех эскизах был изображен Петр, а на заднем плане — то, что символизировало монаршие преобразования: азбука с собственноручно зачеркнутыми буквами (Ритка стояла в стороне, а зря — тема «Царь-корректор» нашла бы свое продолжение), бояре в европейской одежде, поглаживающие выбритые подбородки, школьный класс с деревянными партами, корабль.
— Здорово! — Марина держала рисунок, где за спиной у царя гордо раздувал паруса трехмачтовый фрегат. Она уже собралась передать картинку дальше… — Ой, погоди-ка… — Чего годить? Что-то не так? — немного раздраженно отреагировала Маша. — Ты знаешь, этот корабль лучше чуток переделать, — мягко, чтобы не обидеть Машенцию, обронила новенькая. — Почему?
… как гордились они, отправляя на полку очередную раскрашенную специальными красками модель, над которой трудились несколько месяцев
— На корме написано «Орел»… — Конечно, это первый русский военный парусник, я в книжке прочитала. — Ты права, но только построен он был еще в годы правления Алексея Михайловича. И с помощью европейцев. А вот первым российским кораблем, созданным без участия иностранцев, стала «Гото Предестинация». Петр сам и в проектировании участвовал, и в строительстве, и в спуске на воду. Это — его детище. Ты просто название переделай, бойниц для пушек добавь и окраску смени. — Так… что-нибудь еще? — в тоне Маши сквозил вызов, но уже с респектом.
— Мне кажется, стеньгу на грот-мачте ты слишком длинную нарисовала, на такую и марсель, и брамсель поместятся, а у «Орла» ни брамселя, ни бом-брамселя не было, только марсель, — Марина виновато погладила подругу по плечу, как бы извиняясь за излишнюю осведомленность. Но если рассудить, она имела полное право на такую терминологическую атаку — после испытания-то Лиловым друзиком! — А еще ни у «Орла», ни у «Предестинации» не было кливеров, на бушприте стояли только прямые паруса. — А эти что — кривые? — Эти — треугольные. — И какая разница? Сегодня одни подняли, завтра другие! — не сдавалась Машка. — Треугольные красивее. — Ну что ты, там же вооружение совсем другое! — Какое еще вооружение? Я оружие рисовать вообще не собиралась. Марина молчала. Немая сцена грозила затянуться. И Машка сама не выдержала: — Все? Давай уж, добивай! — Еще флаг. — Андреевский флаг! Какой же еще? — У тебя современный Андреевский флаг, а такой появился гораздо позже. На «Орле» его быть не могло. — Так что же, все неправильно? — остро отточенный карандашик уже вознесся над эскизом: перфекционистка Машка не терпела «абы чего» и «кое-как». — Ну почему «все»? Петр у тебя классно получился. Хочешь, я тебе книжку принесу, ты посмотришь и еще лучше сделаешь. (Художники — они как дети, похвалишь — горы свернут! — и Маша не надулась, а задумалась.)
Потом детали аккуратно собирались в коробку; газета, измазанная клеем, отправлялась в мусорку; Данька и папа мыли перед ужином руки. Но до конца они так и не отмывались
А вот «полундровцы» вдруг попритихли и даже слегка обалдели. Полчаса назад уверенный в себе старпом, не без участия Мани, блистал «в свете прожекторов» перед новенькой, демонстрируя свой морской языковой арсенал. Ожидалось, что та впадет в терминологический ступор, а тут… Вышло, что она не только отличает корму от стропил, но еще и в курсе, когда следует прибавлять «бом» к парусу, снастям и такелажу. Ну и дела! Такого у них за всю историю существования «Полундры» еще не было.
Все с интересом слушали диалог, и никто не обратил внимания, что Едкий непривычно молчалив. Он еще немного постоял, потом незаметно отодвинулся от диванной публики, взял рюкзак и, стараясь не хлопнуть дверью, все так же молча вышел в коридор. Сердце Даньки сжалось в комок, покрылось холодной коркой; все слова его, шутки, остроты примерзли и испуганно осели в уголках души, а вместо них вылезли, внезапно повыпрыгивали — злобными чертиками — воспоминания. Когда-то он загнал их туда и не выпускал уже три года, но эта новенькая невзначай открыла им двери; и теперь они, как безобразные тролли, плясали, корчили рожи и кололи острыми пиками сердце, причиняя невыносимую боль. А он, словно сказочный мальчишка из книжки Андерсена, должен был сложить из этих льдинок какое-то очень важное слово. Только вот какое?
Полчаса назад уверенный в себе старпом, не без участия Мани, блистал «в свете прожекторов» перед новенькой. Ожидалось, что та впадет в терминологический ступор, а тут…
Когда-то у Даньки был отец. Он и сейчас есть. Но в воспоминаниях это звучит именно так: «когда-то» и «был». Так вот, когда-то у Даньки был отец. И вечерами они расстилали на столе старую газету, доставали тюбик с клеем, ножички, иголочки, выпрошенные у мамы нитки № 10, открывали коробку с очередной моделью парусника. И начиналось самое прекрасное время — они собирали модель. Сначала отец поручал ему склеивать только крупные детали, но их не так-то много в коробке. А потом, видя, как ловко и аккуратно работает сын, стал доверять вставлять пинцетом в крошечные отверстия миниатюрные юферсы, нагели, натягивать нитки-леера, плести ванты на специальной пластмассовой гребенке и приклеивать к ним выбленки. Больше всего Даньке нравилось ввертывать пушечки. И хотя в склеенном макете сами пушки были не видны (только стволы торчали из бойниц), но Данька-то знал: они там есть — крошечные, но совсем как настоящие.
А еще они разговаривали. На серьезные мужские темы. И все проблемы решались как-то сами собой. А на кухне то лилась вода, то свистел чайник. Неслись дивные ароматы. И тихо напевала мама. Она всегда пела, когда готовила. Потом детали аккуратно собирались в коробку; газета, измазанная клеем, отправлялась в мусорку; Данька и папа мыли перед ужином руки. Но до конца они так и не отмывались. Клей еще долго приходилось отдирать от пальцев: Данька орудовал зубами, а папа ножом. Клей тянулся и не хотел отлипать. Зато как гордились они, отправляя на полку очередную раскрашенную специальными красками модель, над которой трудились несколько месяцев. И это все было по-настоящему!
Сердце Даньки сжалось в комок, покрылось холодной коркой; все слова его, шутки, остроты примерзли и испуганно осели в уголках души
Однажды Данька прибежал из школы и увидел отца, курившего на кухне (чего, вообще-то, мама делать не разрешала). В блюдце было полно окурков. В коридоре стоял большой чемодан. Отец, долго вымучивая слова, пытался сказать, что они с мамой решили разойтись, но его, Даньку, он любить не перестанет, и у них все будет по-прежнему: по воскресеньям они будут встречаться и клеить корабли. Эти «простые» слова почему-то даже ранили сильнее: они, родные и привычные, складывались в предложения с таким страшным смыслом. Данька слушал, и ему казалось, что отцовский голос достигает его словно через толщу воды — искаженным. Оттого смысл сказанного ускользал…
Но вот отец встал, поцеловал его в макушку, прижал к себе и вышел. И тогда Даня все понял. Оборвалась какая-то самая важная связь в его жизни, и больше к ней нет возврата. Нет возврата…
…Отец не обманул. Они действительно встречались по воскресеньям и однажды даже пытались взяться за очередную модель. Но что-то сломалось и, сломавшись, уже не склеивалось.
И хотя в склеенном макете сами пушки были не видны (только стволы торчали из бойниц), но Данька-то знал: они там есть — крошечные, но совсем как настоящие.
Сначала отец поручал ему склеивать только крупные детали, но их не так-то много в коробке.
Может, потому что не слышалось маминого пения из кухни? А потом началось лето, и они стали ездить на рыбалку или катались на лодках в городском парке. Иногда папа брал с собой Антошку — семилетнего беззубого сына его новой жены. Данька воспринимал Антона спокойно: для мальчишки папа был «дядя Миша», а для него — папка, батя. Однажды во время прогулки их застал дождь. Мокрых смеющихся пацанов отец привел в новый дом. Растер Даньку полотенцем, нарядил в свою рубашку, закатав длиннющие рукава, притащил на кухню, где те же процедуры проделывала с Антошкой его мама. Даню невольно кольнуло, что отец невзначай глянул на нее своим особенным, долгим взглядом. Переодетых мальчишек отправили в детскую. Данька огляделся. На письменном столе на старой газете стоял парусник. — Это мы с папой… с дядь Мишей клеим, — виновато поправился Антошка, почувствовав что-то колюче-враждебное во взгляде сводного брата.
Потом мальчишек позвали обедать; Данька пил чай, ел пирожки, но не ощущал их вкуса. Тетя Таня потрогала его лоб, озабоченно что-то сказала отцу, тот закутал сына в одеяло, отвез на такси домой. Данька, лежа в постели, слышал, как отец прощается в коридоре с мамой.
Выздоравливал Данька долго… И первое, что он сделал, когда ему разрешили вставать, — достал огромный мусорный пакет, оставшийся от ремонта, смахнул с полки все модели, предварительно пообломав им мачты, и выбросил в мусоропровод. Мама, конечно, заметила, что полки опустели. Вечером, думая, что сын спит, звонила отцу, что-то тревожно говорила в трубку, прикрывая ее рукой. Тогда-то и появилась на сердце ледяная корка. От такого панциря была польза: пропали слезы, раньше подступавшие к глазам при мыслях об отце. Отец как бы продолжал приходить по воскресеньям, они бы по-прежнему ходили в парк и в кино. Но что-то еще раз сломалось. С этого момента и укоренились слова прошедшего времени: «когда-то» и «был». Теперь все свои проблемы Данька решал сам.
Про паруса он не то чтобы позабыл — запретил себе вспоминать. И никто в «Полундре» не знал, что Даня разбирается в них не хуже бывалого моряка. Морские словечки-выкрутасы, гуляющие по редакции, его не задевали — в «Полундре» их употребляли как-то «понарошку»: «Даст мама леером по корме», «Иди ты левым галсом».
А у него с отцом все было по-настоящему. И новенькая теперь напомнила об этом. Тем больнее, что она ему нравилась, эта поэтесса. Поистине: самые глубокие раны наносят нам люди, к которым мы неравнодушны… Данька шел домой, а ледышка в сердце, казалось, наморозила ему и руки, и ноги. Он свернул в рощицу, чтобы побыть в одиночестве, добрел до дальней скамейки, сел и и задумался. На щеках начали выступать предательские слезинки, как вдруг на мальчика накатило осознание: отец «был», «когда-то». Вместо боли установилась пустота. Как шок после сильного удара. Всё это «было», «когда-то». А сейчас этого уже не вернуть. И плакать ему больше не хотелось.
Оборвалась какая-то самая важная связь в его жизни, и больше к ней нет возврата. Нет возврата…
Резерв иллюстраций
Самые глубокие раны наносят нам люди, к которым мы неравнодушны
Глава написана хорошо, вот только она немного грустная.
2. Самое удачное место
Мне понравился эпизод, в котором Марина объясняла Маши, как правильно нарисовать корабль. А также было здорова, когда все ребята встали в ступор, после Маринкиных замечаний.
3. Самое неудачное место. Почему?
Даника жалко(((
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватало эмоциональной разгрузки.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как Даник будет относится к Марине после этого случая?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
иллюстрации замечательные.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Как всегда удивили.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Интерактив очень помог в данной главе, так как у нас в школе не так много людей, которые сильны в кораблестроение.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
мне очень интересно, как Даник будет вести себя в других главах.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Хочется узнать много нового.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Сергей Мокеев#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Глава сама по себе очень хорошая, но немного грустная.
2. Самое удачное место
Легкий поворот головы — и ленточка коснулась его носа.
Едкий с трудом сдержался, чтобы не чихнуть, и фыркнул прямо как котенок, утонувший мордочкой в блюдце с молоком.
3. Самое неудачное место. Почему?
С такими местами не сталкивался. Все было замечательно.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Все было хорошо и сбалансировано.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как дальше будут складываться отношения у Марины с Даником.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Рисунки красивые сделаны на славу видно что кто то очень сильно постарался.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
К сожалению нет.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Все как всегда хорошо, помогают не зацикливаться на тексте.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Маринку и ее отношения с даником.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Сам проект и то что он делает.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Вполне неплохо, но мне почему-то от ее прочтения стало немного грустно
2. Самое удачное место
Сердце Даньки сжалось в комок, покрылось холодной коркой; все слова его, шутки, остроты примерзли и испуганно осели в уголках души, а вместо них вылезли, внезапно повыпрыгивали — злобными чертиками — воспоминания. Когда-то он загнал их туда и не выпускал уже три года, но эта новенькая невзначай открыла им двери; и теперь они, как безобразные тролли, плясали, корчили рожи и кололи острыми пиками сердце, причиняя невыносимую боль. А он, словно сказочный мальчишка из книжки Андерсена, должен был сложить из этих льдинок какое-то очень важное слово. Только вот какое?
3. Самое неудачное место. Почему?
Нет, не в этот раз
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Здесь все хорошо, не к чему придраться
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Растопит ли Марина сердце Даньки?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Очень понравились рисунки, восхищаюсь художественным талантом создателя
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Не ознакомилась
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают, а разнообразят чернобуквенный текст
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Даньку и Марину
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Как появятся идеи, сообщу
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Про паруса он не то чтобы позабыл — запретил себе вспоминать. И никто в «Полундре» не знал, что Даня разбирается в них не хуже бывалого моряка. Морские словечки-выкрутасы, гуляющие по редакции, его не задевали — в «Полундре» их употребляли как-то «понарошку»: « Даст мама леером по корме», «Иди ты левым галсом».
3. Самое неудачное место. Почему?
Кажется, нет таких.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило, возможно, чувств Едкого.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как долго Даня еще будет в образе Кая из сказки Андерсена?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Нет разнообразия. Конечно оригинально, что решили выложить фото модели кораблика, но хотелось бы увидеть фото ребят.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, прекрасная история создания.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Нет, не мешают абсолютно.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Едкого и его отца.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Коллективная работа.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Бесспорно, да! Глава очень сентиментальная, трогательная, и грустная в большей части. Но это заставляет читателя чувствовать связь с персонажем. На мой взгляд, одна из лучших глав в Повести.
2. Самое удачное место
Эпизод 13. Теперь, все стало ясно, и поведение Даника можно обосновать его отношениями с папой.
3. Самое неудачное место. Почему?
Эпизод 6. Он очень неоднозначный. Марина должна была сделать замечание Маше помягче, и не оскорблять ее чувства.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Почему нет ни одной иллюстрации Даника, когда о нем идет речь? Странно, нужно решить этот вопрос.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему папа Даника ушел от своей прежней семьи к новой? Как дальше станут развиваться отношения Даника к Марине?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации как всегда, чудесные, но Даника на них явно не хватает.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Наконец-то появилась полноценная история создания главы. Я очень рад, что не стали делать эпизод про лексику, а вместо этого рассказали о Данике.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Афоризмы и зеленые слова, как обычно, помогают разобраться с определенными понятиями. Но в то же время, разобраны элементарные понятия, вместо более сложных.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Теперь, хотелось бы еще почитать о Данике и его прошлом. Очень сильно тронуло.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Интересно, как придумывают образы героям. Интересно, как так, интересно раскрыли Даника, и показали нам его с другой стороны
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
София Воронова#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Самая-самая-самая лучшая глава, за все время напсания повести. Тяжелая по теме, она одновременно легко читается. У авторов наконец-то получилось ввести нас в курс жизни Даника, раскрыть его секрет и его душу. И знаете, шя просто влююилась в этого персонажа. Потому что он настолько… Настолько живой, ему настолько хочется сочввствовать, что я даже сейчас сдерживаю эмоции. Волшебная глава.
2. Самое удачное место
«Вместо боли установилась пустота. Как шок после сильного удара. Всё это „было”, „когда-то”. А сейчас этого уже не вернуть. И плакать ему больше не хотелось». Автор сумел поставить точку, закончить размышления Даника, тау, чтобы линия повествования не разрывалась и была логическая концовка.
3. Самое неудачное место. Почему?
В этой главе нельзя выделить «неудачных» мест. Мне все понравилось, серьезно. Потому что и Даник, и Марина, и Маша были вхарактерными, что ты просто зачитываешься главой.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило. И размышлений ребят, и диалогов, и афоризмов с зелеными словами. Все в меру и хорошо прописано.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как будут развиваться отношения Даника и Марины
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации красивые, но их мало. Хотелось бы побольше, чтобы более ярче представлять себе события с Даником.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Очень интересно читать, как была написана история Даника. Теперь я знаю, кто придумал его историю, и как она писалась.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
И афоризмы, как всегда, в тему. Дополняют атмосферу «Полундры»!
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Коненчо же, про Даника и Марину. Но еще хотелось бы прочитать про кафе и НикНикыча, их не хватает.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Развитие и становление характеров главных героев. Вот это действительно интересно. Ребята растут, развиваются, а мы больше о них узнаем.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Ангелина Пастухова#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Я очень трепетно отношусь к этой главе, поскольку приложила руку к ее иллюстрированию. Одна из любимых глав. Трогательная, глубокая и, к сожалению, очень жизненная. Очень нравится то, что объясняется как Едкость Даника (психологи говорят, что счастливый человек не нападает на других; а словесная задиристость это тоже вид агрессии), так и тайна влияния на него Марины.
2. Самое удачное место
Слово «по-настоящему», соединившее прошлые отношения с отцом и первую влюбленность. Какая-то невыразимая искренность. Глава грустная, но ощущения безнадежности нет. Есть глубина.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не могу выделить. И диалог в редакции хорош, и Маля, ставший спасателем Машки (наконец-то он получил минутку внимания, а то все за уроками и заданиями), а история Даника одно из моих любимых мест в повести.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило. И живых детских диалогов, и лиризма второй части главы, и остроты момента, когда Даня ломает корабли (практически, «сжечь корабли» получилось)
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что будет дальше с Даником и Мариной? Вырастет ли это новое «по-настоящему»? Но это не детективные, а скорее мелодраматические вопросы.
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Не буду ничего писать, потому что я их автор.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Познакомилась, она мне очень нравится и по стилю и по тому, как писательские предпочтения открываются в ней. Очень нравится открытость «кухни» КП. Я всегда радуюсь, когда хистори подробная и интересная.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Его немного, поэтому не раздражает и не отвлекает.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Даника, Марину, кафе… Честно говоря, не знаю, хочу ли я, чтобы Даник попадал в кафе. Да и Марина тоже. Пусть в реальности остаются лучше.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Видеть что то, что ты делаешь дает какой-то вклад в общий продукт. Пусть этот вклад маленький, но приятно ощущать, что он есть.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Да, очень.
Глава получилась доброй и душевной, приятно читать. Хотя из-за грустных воспоминаний на душе становится довольно тоскливо, впечатление от главы не меняется.
2. Самое удачное место
Наверное, самый конец.
Он заставляет задуматься, помыслить, погрустить.
Повторюсь, очень чувственная глава.
3. Самое неудачное место. Почему?
Таковых нет.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Все отлично. Глава очень интересная, поучающая.
Мне безумно нравятся герои, их истории. Все замечательно.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что будет дальше? Нравится ли Данику Марина?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Красивые, выдержанные. Но немного скучноватые.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, как всегда, множество интересной информации.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Нет, не мешают. Наоборот, частенько помогают. :)
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Марина и Даник. Безусловно, они стали моими любимыми героями. Ну и Ритконосик.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Глава понравилась. Это мой самый обычный ответ.
Правда выдалась интересной, но только не много грустной. Этот Даник и его воспоминания… Жалко его.
2. Самое удачное место
Вчера вечером на нее вдруг снизошло вдохновение («может, правильнее сказать: «Муза посетила»? — зардевшись, подумала Машуля и тут же хмыкнула про себя: «И как это она меня дома застала!») Впрочем, как бы ни называлось ее вчерашнее состояние, когда наша художница несколько часов подряд не выпускала из рук карандаш-ластик, делая зарисовки и лихорадочно разбрасывая по комнате скомканные листы…
3. Самое неудачное место. Почему?
Таковых нет.
Если бы были, то наверняка орали бы мне оттуда, из текста, размахивая своими руками-палочками-закорючками надеясь на то, что хоть раз в своей жизни я на них обращу внимание. Они ошибаются. Искать их не собираюсь.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Столько раз приходилось одинаково отвечать на этот вопрос, что прям-таки и прет сказать «да, мне много чего не хватило» или «исправить кое-что надо», но нет, такого говорить не буду.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Даник хоть когда-нибудь надумает опять заняться собиранием моделей?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Очень интересню, на одну тему, что придает главе характерный окрас. Этот макет корабля отлично подходит к концовке. Cool.
Идей пока нету.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Вот это я понимаю. Вот это оценю на 5. No coments.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Впервые всерьез я задумалась про этого перссонажа. Про Даника. Не смотря на то, что все-таки Едкий, он расскрылся совсем с другой стороны. Может это его воспоминания помогли мне лучше узнать и понять его. В синопсисе я прочитала про то, что Даник под конец повести круто изменится.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Все мне интерено. Что не говори.
Осталось ждать не долго, ведь скоро МБИ.
Но в основном люблю я повесть почитать.
Что же будет дальше мне хочется узнать.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Кира Наумова#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Глава зацепила личное, что хранится в глубине каждого, не исключая меня. Мне очень знакома ситуация Дани, из-за чего я даже пустила слезу. В общем, авторы постарались, настроение передано.
2. Самое удачное место
Понравился милый момент, когда Данька пристроился за плечом Марины. Ну очень милый!
3. Самое неудачное место. Почему?
Так как я прочла главу перед сном, то, наверное, начало 6 эпизода, слишком много информации на ночь))
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило, было интересно узнать больше о Даньке, я даже подозревать не могла о таком раскладе событий…
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Придет ли Марина на помощь Даниным страданиям?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Красивые, благородные, однако скучноватые. Глава и так веет грустью, хотелось бы чего-то более яркого.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Даа, где-где, а тут не то, чтобы мешают, а заполняют пустое место в моей голове! Очень морская глава!
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Странно, что Рита не заметила внимание Даника в сторону Марины, а может, это и к лучшему? В общем, продолжайте в том же духе.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Владимир Иванов#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Доброго времени суток.
Как грустно, но трогательно, зацепило до глубины Души.
2. Самое удачное место
А у него с отцом все было по-настоящему. И новенькая теперь напомнила об этом. Тем больнее, что она ему нравилась, эта поэтесса. Поистине: самые глубокие раны наносят нам люди, к которым мы неравнодушны…
Как шок после сильного удара. Всё это «было», «когда-то». А сейчас этого уже не вернуть. И плакать ему больше не хотелось.
3. Самое неудачное место. Почему?
Нет, нет и еще раз нет. Даже искать не буду, да и толку, все равно не найду.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило, все понравилось.
Нет желания что-либо исправлять.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как будут развиваться отношения Марины и Даника?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Какие красивые иллюстрации, Браво! Возможно им свойственно разнообразие, но все равно прекрасно.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Спасибо за такую историю срздания, все то, что нужно, я узнал.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зеленки в самый раз, читать не мешали.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Все персонажи интересные, поэтому просто хочу прочитать продолжение.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Грустная и пробирающая до глубины души глава. На миг представила, что читаю даже не КП, а какое-то лирическое произведение с волнующим сюжетов. 5 из 5!
2. Самое удачное место
Самое удачное для меня и самое грустное место-это концовка. Она по-сути может и должна быть такой. Но эти слова затронули, я думаю, каждого, кто прочитал эту главу: «Поистине: самые глубокие раны наносят нам люди, к которым мы неравнодушны…». Жизненно. Так и есть, к сожалению.
3. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Держу кулачки за отношения Даника и Марины. Как все девочки, люблю любовные истории. Поэтому сейчас они нужны. Они такие хорошие, да что говорить-с них можно будет в дальнейшем фильмы снимать, а не только писать о них. То чувство, когда переживаешь за их отношения, больше чем за свои.
4. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
А где вы нашли тут детективные моменты? :)
5. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Однообразные. Но это не помешало восхищаться данной главой. Больше в чтение уходишь и не разглядываешь иллюстрации.
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Просто спасибо! Спасибо Карине Николаевне за душевную историю Даника.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
То, чего мне не хватило. (вопрос 3. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?). Жду этого исполнения.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Это очень хорошая глава. История, придуманная Кариной Литвиновой, очень очеловечивает всё повествование.
2. Самое удачное место
«Маша жаждала признания. А то ведь вот так незаметно окончишь школу и останешься в памяти народной «той девочкой, которая классно рисовала унитазы» (!!!)
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Светлана Дорош, рук. #2128 Детско-юношеская медиастудия «ЕЩЁ!»; ЦРТДиЮ им. Г. И. Замаратского, Железногорск-Илимский, Иркутская обл.
Глава на полметра глубже всех предыдущих. До сих пор было весело, увлекательно загадочно, но по-детски. А тут во весь рост встали глубокие душевные переживания героев. У Маши сначала ожидание признания, а потом переход от удовольствия к растерянности, а у Данила — от симпатии к Марине до горечи воспоминаний об отце.
2. Самое удачное место
Очень «цепляет» образность в описании воспоминаний Дани: «…а вместо них вылезли, внезапно повыпрыгивали — злобными чертиками — воспоминания. Когда-то он загнал их туда и не выпускал уже три года, но эта новенькая невзначай открыла им двери; и теперь они, как безобразные тролли, плясали, корчили рожи и кололи острыми пиками сердце, причиняя невыносимую боль» Становится понятной «едкость» мальчика. Она — та самая маска, что защищает его чуткую, легко ранимую душу.
3. Самое неудачное место. Почему?
Большой прочерк.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Почему-то очень хочется, чтобы Марина заметила уход Данила.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
А что же знаменитый нос Ритки? Неужели он не почуял перемен в поведении Едкого?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
В очередной раз было не до иллюстраций. Это как в фильме: музыка не замечется, если она органично вписывается в сюжет. Её можно расслышать либо в плохом фильме, либо при вторичном просмотре.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
С историей ознакомилась. Было понятно, что в основу сюжета с Даником лёг чей-то жизненный опыт. Так оно и оказалось.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Как-то совсем в этой главе не было Господина Главного Редактора…
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Продолжить чтение.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Анна Димитренко#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Эта глава вызвала даде пару слезинок. Как четко описали чувства человека, его страдания и боль. Это глава, которая оказалась пробирающей до самого сердца.
2. Самое удачное место
Это конец. Он и произвел огромное впнчатление.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хватило всего, все эпизоды были насыщенными.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что испытал отец Даньки, когда ушел из сердца мальчика? И знал ли он, что уйдет?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Не могу сказать, что иллюстрации были какими-то особенными. Онп здесь, как я считаю, толком-то и не понадобились.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Больше бы узнать о прошлом Едкого.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Интересно, что будет дальше.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 16)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Алексей Быков#1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.