Обработка результатов анкетирования. Регион — Санкт-Петербург
Общее количество респондентов — 62 человека.
Пол женский — 34, мужской — 28 человек.
10 класс — 29, 11 класс — 33 человека.
Опрос проводился в одной из школ Василеостровского района Санкт-Петербурга.
В опросе участвовало 62 старшеклассника, что составляет 58,5% от числа всех учащихся 10–11 классов обследуемой школы, из них 29 учащихся 10-х классов, 33 ученика 11 класса, то есть респонденты практически пропорционально распределились по возрастным группам. Также в опросе приняло участие почти одинаковое количество мужчин и женщин — 28 и 34 соответственно.
Согласно социальному портрету школы, в 10–11 классах учатся социально адаптированные дети, не состоящие на специализированном учете в правоохранительных и иных специальных органах, не состоящие на внутришкольном контроле.
Все школьники охвачены досуговой деятельностью, склонных к зависимому поведению среди них не выявлено.
С учетом того, что респонденты участвовали в опросе анонимно, никто из опрашиваемых не отказывался от участия в опросе. Однако в ходе изучения поступивших опросных листов выявлен 1 лист, в котором, кроме пола и класса (11 класс, женщина), никакая информация указана не была, из чего можно сделать вывод о том, что ученица не захотела участвовать в опросе, но побоялась отказаться в присутствии представителя руководства школы.
13 анкет были заполнены некорректно (респонденты одновременно выбрали несколько ключевых вариантов в вопросе № 1 (В1, В2 и В3), что исключило возможность дальнейшей интерпретации полученных результатов, в связи с чем данные анкеты были признаны недействительными и в анализе статистических сведений не учитывались.
Таким образом, из 62 анкет учеников, принявших участие в опросе:
48 анкет (77.4%) учтены при анализе статистических данных,
14 анкет (22,6%) признаны недействительными.
Возможной причиной выявленных ошибок могла стать невнимательность учеников, прослушавших или неправильно понявших условия проведения анкетирования, так как многие вопросы предполагали возможность выбора нескольких вариантов ответов одновременно. Можно предположить, что анкеты были испорчены ненамеренно, потому что респонденты ответили на все поставленные вопросы (кроме одной анкеты).
Опрошенные в равных долях распределились по двум группам
В1 и В3, с перевесом в 1 голос в пользу группы В3,
19 человек (39,6%) и
20 человек (41,7%) соответственно, с противоположными взглядами на будущее.
Группа В2 оказалась в два раза меньше остальных (9 человек, 18,7%).
Если среди учеников 10 классов мужчин во всех трех группах оказалось приблизительно равное количество человек, а женщины в подавляющем большинстве выбрали вариант В1 (9 человек), то ученики 11 классов распределились по группам следующим образом: большинство мужчин выразило желание учиться и работать в России (вариант В3, 9 человек), а женщины почти поровну распределились по группам с противоположными интересами: 6 человек выразили желание учиться и работать за границей и 6 человек — учиться и работать в России, за обучение за рубежом с последующим возвращением в Россию высказался 1 человек.
Основной причиной желания
учиться и работать за границей (вариант В1) стала привлекательность зарубежной жизни —
14 человек (73,7% от количества учеников, выбравших ответ В1).
Ученики, высказавшие желание учиться и работать в России (вариант В3), в качестве двух основных причин указали возможность получения в России образования,
не уступающего по уровню зарубежному —
8 человек (40% от количества учеников, выбравших ответ В3), и нежелание никуда уезжать также
8 человек (40% от количества учеников, выбравших ответ В3).
Возможной причиной подобного распределения ответов можно назвать ошибочное восприятие жизни за рубежом как более легкой, счастливой, успешной и богатой. Подобное впечатление могло сложиться у учащихся в период отдыха за границей и туристических поездок, во время которых ученики наслаждались историческими памятниками, улучшенным сервисом, предоставляемым отелями, хорошей погодой, возможностью отдохнуть от учебы и работы, во время которых получить достоверные данные об уровне и условиях жизни, условиях работы местного населения у них не было возможности. Кроме того, подобному восприятию могло способствовать большое количество негативной информации об уровне образования и низкой заработной плате в России, поступающей из средств массовой информации.
Отвечая на вопрос, кто помог респонденту принять такое решение, подавляющее большинство указало, что
решение принято самостоятельно (вариант В) — 37 учеников (77%)
решение им помогли принять родители — 10 человек (21%)
на его выбор повлияли друзья — 1 человек (2%).
Нужно отметить, что респонденты ни в одном вопросе не выбирали вариант «другое», позволяющий самостоятельно сформулировать ответ в комментарии. Причиной этого могла стать привычка выбирать предложенный, заранее сформулированный вариант ответа, развитию которой способствует ежегодное участие в аттестации по всем предметам, проводимой в форме тестов преимущественно «закрытого» типа.
Исключение составили 2 анкеты, в которых респонденты самостоятельно сформулировали свои ответы на вопросы 1 и 3. Так, причиной желания уехать за границу учиться, а потом вернуться одна девушка указала возможность выучить язык и узнать новое, а один юноша на вопрос о том, как восприняли его планы в ближайшем окружении ответил: «Всем все равно».
Что касается предполагаемых сфер получения образования и работы, то явными лидерами являются^
дизайн и информационные технологии (по 20 человек за каждый ответ, 41,7%), культура и искусство (15 человек, 31,3%),
инженерия (12 человек, 25%),
педагогика, СМИ, журналистика (по 11 человек за каждый ответ, 22,9%).
В то же время, полученные результаты свидетельствуют о несовпадении предполагаемых сфер получения образования и дальнейшей работы. Родители объяснили нам, что обучение некоторым специальностям дает определенные привилегии в исчислении стажа работы и пенсии, возможности освобождения от исполнения некоторых обязанностей. Так, например, обучение в военном вузе считается военной службой, полностью засчитывается в стаж военной службы и в общий трудовой стаж, полностью учитывается при исчислении пенсии, в то время как срок обучения в обычном ВУЗе засчитывается не в полном объеме (только половина). Мы полагаем, что это является важным критерием при выборе сферы деятельности, но об этом вряд ли знают старшеклассники, поэтому причиной их выбора, скорее всего, является общественное мнение, а также условия труда и уровень дохода.
Анализ критериев выбора профессии и сферы работы свидетельствует о том, что наиболее значимыми условиями выбора являются
желание получить интересную профессию — 32 человека (66,7%)
полезную профессию дл общества — 10 человек (20,8%)
самореализоваться — 19 человек (39,6%)
много зарабатывать — 26 человек (54,2%)
иметь комфортные условия труда -19 человек (39,6%)
быть востребованным — 17 человек (35,4%).
Отвечая на вопрос о том, что повлияло на их выбор, респонденты отмечали, в основном,
советы родителей — 27 человек (56,3%)
опыт успешных людей и самостоятельность своего выбора — по 20 человек на каждый ответ (41,7%)
Итог
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о существовании среди молодежи противоположных мнений насчет жизни в России и за границей, возможностей получения качественного образования и реализации полученных знаний.
Желание респондентов подчеркнуть самостоятельность своего решения о дальнейших планах и отсутствии влияния на данное решение чьих-либо советов свидетельствует, скорее, не об отсутствии уважения к мнению родителей и близких людей (родственников, друзей), а о возрастном максимализме, опасении подвергнуться насмешкам сверстников в связи с зависимостью от мнения старших членов семьи, неумении и неготовности отстаивать свое мнение.
Выбор респондентами предполагаемых сфер обучения и работы свидетельствует о том, что многие старшеклассники еще не определились с тем, кем бы они хотели стать. Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о несовпадении предполагаемых сфер получения образования и дальнейшей работы. А это, в свою очередь, позволяет предположить, что респонденты, выбирая направление образования, руководствуются не желанием получить знания в определенной сфере, а возможностью поступить в ВУЗ. Такому положению дел способствует отсутствие профессиональной ориентации в школьном образовании.
Анализ выбранных сфер деятельности подтверждает, что наиболее доходными и интересными остаются популярные в последнее время профессии в сфере информационных технологий, дизайна, культуры и искусства, ассоциирующиеся у многих с возможностью быстро получить высокий доход.
Специальности, требующие физических усилий, связанные с государственной службой, а также не предполагающие высокой оплаты труда значительно менее популярны среди старшеклассников. Это, по нашему мнению, опять-таки связано с информацией, распространяемой СМИ, и устоявшимся общественным мнением о низком доходе и чрезмерных ограничениях.
Дополнительный анализ критериев выбора сферы деятельности
свидетельствует о борьбе желания получить
интересную — 32 человека (66,7%)
полезную для общества профессию — 10 человек (20,8%)
самореализоваться — 19 человек (39,6%)
самореализоваться с желанием много зарабатывать — 26 человек (54,2%)
иметь комфортные условия труда — 19 человек (39,6%)
быть востребованным — 17 человек (35,4%).
То есть участники опроса осознают, что реализация духовных потребностей напрямую зависит от удовлетворения материальных, и им с этим придется считаться.
Отсутствие вариантов ответов «Другое» свидетельствует о привычке старшеклассников выбирать наиболее подходящий вариант из предложенных, неумении и нежелании прилагать дополнительные усилия для самостоятельного формулирования нестандартных, более точно отражающих потребности и желания респондентов ответов. Этому способствует действующая система образования, предлагающая тестовую систему проверки полученных знаний.
От рабочей группы
Опрос проводился в учебное время 25 декабря 2019 года, в самом конце четверти, когда, в основном, итоги работы за четверть уже были подведены и проводился ряд праздничных общественных мероприятий, в которых частично были задействованы старшеклассники, что обусловило значительное количество учеников (38%), не принимавших участия в анкетировании.
В организации анкетирования нам оказала помощь заместитель директора по учебно-воспитательной работе, что значительно облегчило нам процесс его проведения, позволив сократить общее время работы (непосредственного проведения опроса) до 45 минут. Кроме того, старшеклассники достаточно доброжелательно отнеслись к нашему предложению скорее благодаря очевидной поддержке руководства школы, а не вследствие собственной доброжелательности и возникшего интереса. Тем не менее, независимо от причин участия в опросе, достоверность результатов исследования не вызывает сомнения, ввиду отсутствия принуждения к участию, анонимности анкетирования, позволившей участникам опроса достаточно откровенно ответить на вопросы, не опасаясь осуждения и насмешек со стороны руководства школы и своих товарищей.
Что касается процесса обработки и анализа полученных результатов, то он оказался наиболее сложным и длительным. Обработка анкет вручную — достаточно сложный и трудоемкий процесс. Нам пришлось самостоятельно разработать форму для внесения полученных статистических данных, так как типовая форма не была предложена. Мы постарались учесть наиболее важные критерии оценки и максимально полно их проанализировать с учетом возрастных и гендерных характеристик респондентов. Сложным оказалось и определение возможных причин выбора того или иного ответа.
Достаточно высокий процент анкет, признанных недействительными (22,6%), свидетельствует о том, что при проведении подобных опросов целесообразно осуществлять контроль правильности заполнения анкет респондентами при их приеме. Однако, с учетом того, что мы впервые проводили анкетирование, мы заранее не продумали этот момент. Кроме того, опрос проводился в учебное время, и мы старались минимизировать время его проведения, чтобы не мешать учителям.
Помимо этого, в процессе обработки анкет нами был выявлен ученик, предположительно находящийся в негативной психологической ситуации. Нас насторожил ответ: «Всем все равно». Посоветовавшись с родителями о возможности распространения полученной информации, мы сообщили об этом руководству школы. Оказалось, у них были основания предположить, кто из учеников мог так ответить. С данным учеником была организована соответствующая профилактическая психологическая работа школьным психологом и классным руководителем, наши действия признали правильными. Несмотря на то, что мы сначала сомневались, стоит ли обратить на эту информацию внимание, мы считаем, что поступили правильно и, возможно, помогли этому ученику.