К нам в школу пришел Василий Давыдович Ирзабеков, филолог-языковед, писатель, директор Православного центра во имя святого Луки (Войно-Ясенецкого), литературный редактор журнала «Шестое чувство». И очень интересный человек, я вам скажу!
Как призналась Ирина Владимировна, она заранее не договаривалась, о чем будет с нами говорить Василий Давыдович. Привожу краткое описание нашей встречи (простите, я не успела многое застенографировать, потому что с увлечением слушала, о чем рассказывает гость и забывала конспектировать разговор). Но даже то, что я успела записать, представляет собой довольно интересный материал. Все, больше ни каких слов. Приятного вам чтения!
— Добрый день, дорогие старшеклассники! Я рад сегодняшней встрече. Мне бы хотелось поговорить с вами о русском языке. Кто знает, сколько в нем слов?
— 20 тысяч, — озвучивает цифру девочка с последней парты.
— Нет. Как сказал Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны». Говоря на русском языке, немногие могут сказать, сколько слов в нем. Самое ценное, что мы имеем — это язык, но так мало знаем о нашей ценности. Так вот запомните: Пушкин имел словарный запас 313000. Кстати, сколько он прожил?
— 38, — вспомнила я.
— О, какая милая девушка, накинула целый год! Будь моя воля, я ему еще больше бы добавил. Нет, тридцать семь лет прожил Пушкин. А Лермонтов?
— 26,- теперь правильно ответила я.
— Верно. Несмотря на то, что он оказался младше на целых десять лет, он уже знал 326 000. Лермонтов — первый поэт, посмотревший на Землю с космоса. В своем стихотворении «Демон» он поднимается над ней. Как Данте, только наоборот. Лермонтов — великий пророк. Помните стихотворение «Спит Земля в сиянье голубом»? Так вот, когда первый космонавт поднялся над планетой?
— 12 апреля 1961 года, — почти синхронно раздался голос класса.
— Верно. Когда Гагарин поднялся над Землей, он увидел, что ее окружает синяя оболочка. Вот скажите, откуда мог это знать Лермонтов за столетие до полета? Помните, у него есть еще такие строки «России черный год»? О чем он, кто знает? Молчите? Я вам скажу, Лермонтов имел в виду год революции, когда свергли монархов. Разве тот период не считается одним из черных полос нашей истории? Возможно, вы помните такие строки Михаила Юрьевича: «Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит». Ученые доказали, что кремний является главным элементом состава Земли. Все это я к чему. Величайшие писатели России знали около трех сот тысяч слов русского языка. Запомните, я сказал: величайшие. И спрошу вас снова: сколько в нашем языке слов?
В аудитории молчали.
— Повторю слова Пушкина: «Как мы все-таки нелюбопытны и ленивы». Язык является величайшим сокровищем народа. Ведь говорят, если хочешь уничтожить народ, то уничтожь его язык. А мы, имея такое богатство, его не ценим. Может, кто-нибудь вспомнил, сколько в русском могучем языке слов? Молчите? Тогда я вам скажу. Хотя точную цифру ученые не могут назвать, они сходятся во мнении: «Около миллиона слов». Представляете? Один миллион слов! Какой еще язык может похвастаться таким количеством? А мы не ценим наш язык…
Василий Давыдович продолжил:
— Дай Бог, скоро я полечу в Сургут. Кстати, однажды, когда я выступал перед аудиторией в этом городе, попросил поднять руки тех людей, кто родом с Кавказа. Их оказалось около 70 %. Так вот. В Сургуте проживает народ ханты и манси. Знаете ли вы, сколько слов в их языке? 600. Всего 600! Тогда как еще Даль в своем словаре собрал 200 000 простонаречных русских слов.
Вы знаете, что русский язык свят? Я как богослов и филолог вам скажу: не все языки святы. Скажите: что такое образование? Что такое ум? Ведь говорят: «Он такой умный, но такой дурак».
— Это — сила процессора, — выкрикнул один из парней.
— Нет, я не об этом. Что такое ум у человека?
— Сумма знаний.
— Вы так считаете? Хорошо я запомню. Еще вопросы: «Что такое грамотность и образование? Это одно и то же?»
— Да, нет, — посыпались ответы из аудитории.
— Корень слова «образование»?
— Образ, — ответила девочка с соседнего ряда.
— Верно. А чей образ?
— Божий, — вновь ответила она.
— Молодец. Образ Божий или икона. Я проверял слово «образование» на многих языках, но нигде кроме русского это слово не связано с Богом. Давайте проверим. Скажите мне, как по-английски будет образование?
— Education.
— Связано ли это как-нибудь с Богом?
— Нет, — ответили некоторые ребята.
— В моем родном языке «образование» имеет два слова: мариф — арабского происхождения и тасиф — персидского. Ни одно из них не связано с Богом. А в русском языке такая связь есть. Грамотность же означает умение читать, писать и тому подобное. Но это не самое главное в жизни. Важно — нарисовать у себя в душе образ Бога и следовать ему всегда. На втором плане — все остальное. Ведь совесть — это присутствие Бога в человеке. А что такое мудрость? Скажу вам по секрету: самый мой любимый ответ на этот вопрос дала девочка из четвертого класса в Сургуте. Может, есть среди нас дети, знающие ответ подобно ей? Нет? Хорошо, тогда я процитирую ее ответ: «Мудрость — это ум, освещенный совестью». Вот какой ответ дала маленькая четвероклассница из далекого города. Но вы не переживайте, ведь та девочка учится в школе, где науку преподают вместе с религией. А вы лучше ответьте мне: «Вы умнее детей, которые жили 700–800 лет назад?»
— Конечно, мы умнее, — ответил парень, сидящий около двери.
— Хорошо, тогда я вам задам одну загадку, найденную на рукоятке кузовка. Слушайте и запоминайте: «Есть город между небом и землей. К небу едет посол, он немой. Едет без пути. Везет грамоту, но она не написана. О чем это?
— Может, об Иерусалиме?
— Нет. Если честно, я прочитал эту загадку вместе с ответом в диссертации одного ученого. Сам я никогда не догадался бы. Эту загадку я задаю 12 лет, и то, если мне нравится аудитория. За все время я получил ответ только четыре раза. Даже видные ученые не смогли мне ответить на нее. Давайте поразмыслите, — в который раз за встречу Василий Ирзабеков заставлял нас задуматься. — Я прямо слышу, как в ваших головах заскрежетали шестеренки. Вы знаете, в каком случае я скажу, что наша встреча прошла не зря? Если хотя бы один из вас уйдет отсюда немного другим. Если хотя бы некоторые из вас призадумаются о моих словах и сделают для себя выводы.
— Готовы слышать ответ? Он довольно простой. Это Ноев ковчег. Ведь где он находился во время потопа? Над Землей, но не на небе.
— А кто такой посол?
— Голубь. Вы помните, кого первым выпустили узнать, есть ли Земля?
— Ворона.
— Да, но он не вернулся. Затем выпустили голубя, который принес веточку оливы, в знак того, что земля суха. Она и есть грамота. А теперь ответьте мне на вопрос, который я задал прежде: «Вы или дети того времени умнее?»
— Наверное, они, — неуверенно сказала девочка.
— Я открою вам тайну, почему те дети знали ответы на подобные загадки. Дело в том, что они не мыслили себя вне Бога. Всех их разговоры были о Боге. Не то, что теперь. Как много людей сейчас отдаляется от нашего Создателя! Вы ведь знаете: все мы созданы по образу и подобию Бога. Так назовите два качества, которые есть у каждого из нас и у Господа. Я дам вам минуту на размышление.
Все шепотом обсуждали вопрос Валерия Давыдовича.
— Недавно я прочитал, откуда берутся блондинки. В статье говорилось, будто у народов, в рационе которых преобладает рыба, больше всего светловолосых девушек. Их много в Прибалтике, но я в эту теорию не верю. Ведь в Японии люди в основном питаются рыбой, но я еще не видел ни одной японки-блондинки. Все это так, к слову, заполнить паузу. А теперь я жду от вас ответов на мой вопрос.
— Творчество, — ответила Ирина Владимировна с задней парты.
— Да. А еще одно?
— Честность?
— Нет. Свобода. Все люди свободны. Мы свободны в своем выборе.
Знаете ли вы, какое значение имело слово «язык» в древнерусском языке?
— Народ, — ответила я.
— Правильно. Язык — это народ. Язычники — все другие народы, не знающие истинной религии. Самое главное, что есть у нас — это наш язык. Мы должны о нем знать все. Увы, за последние два с половиной десятилетия испортилась наша система образования. Я учился и жил в такой стране как Советский Союз. Я знаю, о чем говорю. Сейчас в образовании главное — сумма знаний. Ты можешь быть негодяем и отличником одновременно.
Три года назад я переехал в Кисловодск. Примерно в то же время в Москве один ученик совершил страшное преступление. Он расстрелял охранника и некоторых своих учителей. Я не пропускал ни одного выпуска новостей по этой теме. И вот что я вам скажу: каждый человек, которой был с ним знаком, говорил примерно одно и то же. Все они твердили, одно, словно выучив наизусть: «Ах, как мы поражены! Он всегда был отличником, как такое возможно, в голове не укладывается. Он ведь так хорошо учился…» Как вы видите: сейчас отметки главнее, чем, какой ты человек.
Наша встреча подошла к концу. Я был очень рад с вами поговорить. Как вы смотрите на то, чтобы увидеться вновь? Хотели бы?
— Да, — хором проговорил класс.
— Отлично. В следующий раз я бы хотел с вами поговорить о русских народных сказках. Я вам расскажу, какой на самом деле смысл в них вкладывал народ. До скорой встречи.
Ох, как не хочется расходиться. Сейчас нас ждут будничные предметы. Липиды, алканы, моносахариды… Как все это скучно! Эх, жаль, в школе нет такого предмета как «разговор с умными людьми», он бы был самым посещаемым уроком. Подведя итоги встречи, хочу сказать одно: она прошла не зря. Как минимум один человек в аудитории посмотрел на некоторые вещи по-другому. Мы этот разговор еще всю перемену обсуждали, и с учителями на некоторые темы подискутировали.