Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народной культуры
big


< Предыдущая | Страница 2 из 33 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая | Последняя

Всего записей 487

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:47 16.02.2025 | № 181771
 
 0 
 
 0 
Летучая мышь
Летучая мышь в русской народной культуре занимает особое место и часто ассоциируется с различными мифами и легендами. Эта загадочная и ночная сущность вызывает интерес и страх, что делает её символом перехода между мирами — миром живых и миром мёртвых.
 
Летучая мышь — ночное животное, что делает её таинственной и опасной. В фольклоре она часто ассоциируется с темными силами и потусторонними мирами. В народных поверьях эта сущность могла служить предзнаменованием. Например, её появление в доме считалось знаком беды или несчастья. Люди верили, что если летучая мышь залетела в дом, это могло предвещать болезни или даже смерть кого-то из жильцов.
 
Летучие мыши часто появляются в русских сказках как персонажи, обладающие магическими способностями. Они могут быть как добрыми, так и злыми, в зависимости от контекста. Летучая мышь также находит отражение в народном искусстве — в песнях, танцах и ритуалах. Она может быть изображена на народных узорах или использоваться в качестве элемента декораций на праздниках, связанных с осенью или зимой.
 
Таким образом, летучая мышь в русской народной культуре является неоднозначным символом, который объединяет в себе страх и восхищение, тайну и знание. Она напоминает о том, что даже самые загадочные существа могут иметь своё место в мире человеческих представлений о жизни и смерти.
 
 
Автор текста: Александр Тихонов
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
20
 Комментариев 2 
•   
Илона Денисова (Оргкомитет)21:09 16.02.2025 | № 181776
 
 0 
 
 0 
Re: Летучая мышь в русском народном фольклоре
Уважаемый Автор, текст, как всегда, прекрасен, но иллюстрацию лучше, конечно, заменить живым рисунком, как бы мы ни уважали графику.
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:47 16.02.2025 | № 181780
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Летучая мышь в русском народном фольклоре
Уважаемый эксперт, рисунок заменила, просьба оценить работу. Рисунки все индивидуальны, рисуем сами.

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва12:21 16.02.2025 | № 181742
 
 0 
 
 0 
Купить кота в мешке
«Купить кота в мешке» — это выражение, которое в русском языке стало символом неоправданного риска и покупки чего-то неизвестного, что может оказаться не таким, как ожидалось.
 
Происхождение фразеологизма «купить кота в мешке» связано с практикой торговли. В старину животных, как правило, прибретали на рынке, передавали же их покупателю в завязанном мешке. Мошенники могли поместить в мешок кота вместо кролика, петуха или поросенка. Покупатель, который не проверил тщательно свою покупку, рисковал получить не то, что ожидал. Эта ситуация стала метафорой для обозначения любых сделок или решений, которые принимаются наугад, без должной проверки.
 
Сегодня выражение «купить кота в мешке» продолжает использоваться в повседневной жизни. Оно актуально не только в контексте торговли, но и в различных сферах — от личных отношений до финансовых вложений. Люди часто говорят о необходимости тщательной проверки перед принятием решений, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
 
Таким образом, афоризм «купить кота в мешке» стал не просто фразой, а символом жизненного опыта и предостережением о рисках, связанных с неоправданными ожиданиями. Русская народная культура через сказания, пословицы и крылатые выражения передает мудрость поколений, напоминающую о важности осмотрительности и разумного подхода к жизни.
 
 
Автор текста: Александр Тихонов
Автор иллюстрации: Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
20

Fedor Petraev #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:45 15.02.2025 | № 181722
 
 0 
 
Ворона в павлиньих крыльях
В русском языке много фразеологизмов, одним из них является выражение «Ворона с павлиньими крыльями».
Смысл этого словосочетания следующий: человек хочет казаться важным и ярким, потому что вдруг изменил прическу или макияж. И делает это он с целью — выделиться в обществе.
 
Ситуация, в которой можно применить это выражение, например, одноклассник покрасил волосы в зеленый цвет или получил пятерку. Он после этого стал зазнаваться, потому что считает, что он самый лучший в классе, хотя это не так: . «А выше вас, а вы ниже меня на ступень».
 
Я думаю, что так бывает, когда подростки бунтуют против авторитетов учителей или родителей. Ходить с павлиньими перьями в жизни очень трудно, потому что ворона, как бы она не красовалась, всегда останется вороной, а не павлином.
Итог: старайтесь демонстрировать свое превосходство по-другому, например, выигрывайте олимпиады, хорошо учитесь, тогда и не нужно будет надевать «павлиньи перья».
 
Автор статьи: Петряев Федор Автор рисунка: Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
13.0
20
 Комментариев 7 
•   
Илона Денисова (Оргкомитет)21:05 16.02.2025 | № 181775
 
 0 
 
 0 
Re: Ворона в павлиньих крыльях
Уважаемый автор! Пока что за текст 7 баллов, так как нельзя быть уверенным, что он был написан лично Вами. Если был использован ИИ или это были не Вы, то перепишите, поставлю 10 баллов. Если я ошибаюсь, прошу написать об этом в комментариях.
Похожее изображение есть в открытом доступе, срисовывать тоже не рекомендуется — советую заменить иллюстрацию!
 
Удачи!
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:50 16.02.2025 | № 181781
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Ворона в павлиньих крыльях
Илона, там ворона другая, рисунки проверьте на антиплагиат, они нарисованы мною…
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:56 16.02.2025 | № 181782
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Ворона в павлиньих крыльях
Уважаемая Илона, вы написали, что текст был использован с ИИ, проверьте -100 процентов, это несправедливо. Если вы так говорите, то вы точно должны указать процент оригинальности. Насчет рисунка, я рисую сама, проверьте и рисунок на антиплагиат. Просьба оценить работу. Работа была уже переписана.
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:57 16.02.2025 | № 181783
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Ворона в павлиньих крыльях
Покажите мне рисунок в открытом доступе, я вам не верю
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва22:18 16.02.2025 | № 181785
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Ворона в павлиньих крыльях
Илона, а как можно нарисовать, не срисовывая. .Художники для этого модели используют, я тоже срисовываю, это нормально, это не плагиат. .
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва22:54 16.02.2025 | № 181789
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Ворона в павлиньих крыльях
Посмотрите, пожалуйста, работа полностью заменена, и рисунок, и статья. Но мне непонятно, почему при 100 оригинальности и того, и другого, возникают проблемы. Кстати, другие работы также заменены, но вы их не оценили, спасибо.
•   •   •   
Илона Денисова (Оргкомитет)23:38 16.02.2025 | № 181797
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Re: Ворона в павлиньих крыльях
Уважаемая Ирина, я и не говорю, что текст сворован, просто иногда возникает несоответствие уровня лексики текста и класса обучения ребенка. Часто мы ловим так ребят с использованием ИИ, это не первый раз, поэтому и пишу, что, конечно, не могу знать прямо точно, своровано или нет, поэтому полностью доверяю Вам. Если Вы говорите, что всё хорошо, то это максимальный балл.
К антиплагиату претензий, конечно же, нет, а картинку просто рекомендуется рисовать самим, я указала на это. Балл уже подняла, так как вы его заменили.
Не переживайте и не паникуйте, все работы будут оценены, и Вы можете быть уверены в объективности моей проверки и важности тех указаний, которые я даю полностью для того, чтобы набрать максимальный балл.
Также я смотрю на все работы целиком и примерно понимаю, на что способен тот или иной ученик или группа в медиаобъединении. Я обязательно учитываю и те комментарии, которые даете мне Вы, в том числе и под этой работой. За это огромное спасибо Вам.

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:21 15.02.2025 | № 181692
 
 0 
 
 0 
Дуб
Дуб занимает особое место в русской народной культуре и фольклоре, символизируя силу, стойкость и долговечность. Это могучее дерево не только является частью природы, но и играет значительную роль в мифологии, народных поверьях и традициях.
 
В русской культуре дуб ассоциируется с мужской силой и мужеством. Его мощные корни и высокая крона олицетворяют крепость духа и стойкость. «Крепок, как дуб» — так обычно говорят о физически сильном человеке. Дуб часто рассматривается как защитник, который может укрыть от непогоды и стать опорой для других деревьев и растений. В славянской мифологии данное растение считалось священным деревом. Его связывали с Перуном, богом грома и молнии, который часто изображался с дубом в руках или рядом с ним.
 
В народных сказках дуб часто появляется как место встречи героев или как символ испытаний. Например, в некоторых сказках герой может найти под дубом мудрость или помощь от духов природы. Народом придумано множество пословиц и поговорок, в которых встречается слово «дуб»: «Старый дуб не скоро сломится», «Замахнулся на дуб, а сломил былинку», «Даже дуб в одиночестве засыхает» и т. д. Все эти крылатые выражения подчеркивают силу и мощь данного дерева.
 
Таким образом, дуб в русской народной культуре олицетворяет не только физическую силу природы, но и духовные ценности. Он продолжает вдохновлять художников, поэтов и простых людей, оставаясь важной частью культурного наследия России.
 
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Наталья Тихонова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.5
20

Иоанна Орфанова #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва14:21 15.02.2025 | № 181659
 
 0 
 
 0 
Кокос на Руси
В древней Руси кокосы не были известны, так как эти плоды росли в тропиках. Однако можно представить, как это событие могло бы произойти.
 
Когда-то, в далекие времена, к восточным берегам Руси доплыли мореплаватели с дальних земель. Они принесли с собой экзотические товары, среди которых оказался кокос. Местные жители, увидев круглую, шуршащую оболочку с мохнатыми волосками, были удивлены и заинтригованы.
 
Первый раз, когда они разрезали кокос, в воздухе разнесся сладкий и необычный аромат. Они нашли внутри белоснежную мякоть и сочную жидкость. Некоторые смелые люди попробовали на вкус, и их глаза загорелись от удовольствия. Сладкий и освежающий кокос стал настоящим деликатесом!
 
Скоро слухи о новом фрукте разошлись по всей округе, и люди начали собираться, чтобы попробовать его. Кто-то даже придумал специальные праздники, посвященные кокосу, где его использовали в угощениях и напитках. Так кокос обрел свою популярность на землях Руси, став символом экзотики и радости.
 
Эта история стала бы частью богатого фольклора, где кокос олицетворял бы далекие страны и приключения, вдохновляя новых исследователей открывать мир вокруг себя.
 
Автор статьи: Иоанна Орфанова
Автор рисунка Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
11.0
20
 Комментариев 2 
•   
Илона Денисова (Оргкомитет)18:53 15.02.2025 | № 181689
 
 0 
 
 0 
Re: Кокос на Руси
Дорогой Автор, в тексте есть несколько ошибок, выделила, прошу исправить.
Бытовое фото в качестве иллюстрации не подойдет, рекомендую сделать рисунок на бумаге и отсканировать его.
В авторстве сначала имя, затем — фамилия.
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:57 17.02.2025 | № 181817
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Кокос на Руси
Рисунок был заменен, просьба оценить статью.

Иоанна Орфанова #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва14:18 15.02.2025 | № 181658
 
 0 
 
 0 
По щучьему веленью
В славянском фольклоре присутствет такой волшебный персонаж, как щука, который может исполнить три ваших желания. Хочу рассказать вам о сказке «По щучьему велению».
 
Сюжет начинается с того, что бедный крестьянин поймал щуку в реке. Он, конечно, не ожидал, что рыба может говорить! Она, как настоящая волшебница, попросила отпустить её, обещая выполнить любое его желание. Это было так необычно и волнительно! Крестьянин сначала не верил, думал, что это всего лишь сон, но любопытство его взяло верх, и он решил попробовать.
 
Он попросил у щуки, чтобы у него появилось много денег, и к его удивлению, его желание сбылось мгновенно! Но тут выясняется, что не всегда желания исполняются так, как мы хотим. Вместо того чтобы радоваться новому богатству, у него начались проблемы из-за жадности и непонимания. Он всё время знал, что ему нужно больше, и это превращало его жизнь в настоящую суету.
 
В конце концов, он понимает, что важнее всего — это счастье и спокойствие, а не богатство и материальные блага. Именно это является настоящей ценностью в жизни. Сказка учит нас тому, что нужно быть внимательными к своим желаниям и ценить то, что у нас уже есть, а не гнаться за иллюзиями.
 
Автор статьи: Иоанна Орфанова
Автор фото: Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
16.0
20
 Комментариев 2 
•   
Илона Денисова (Оргкомитет)18:49 15.02.2025 | № 181687
 
 0 
 
 0 
Re: По щучьему веленью
Уважаемый Автор, раскрашивать картинку из интернета или использовать иной шаблон правилами проекта запрещается. Создайте собственный рисунок на тему сказки «По щучьему велению».
В авторстве сначала пишем имя, затем — фамилию.
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:35 17.02.2025 | № 181816
 
 0 
 
 0 
Re: Re: По щучьему веленью
Картинка заменена, просьба оценить статью.

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва12:16 15.02.2025 | № 181650
 
 0 
 
 0 
Доспехи
Доспехи — это приспособления, предназначенные для защиты тела воина от ударов, стрел и других видов оружия. Они имеют долгую историю, начиная с древних цивилизаций и заканчивая современными военными технологиями.
 
В IX–X веках, когда формировалось российское государство, воины использовали простые формы защиты. Это могли быть кожаные или тканевые доспехи иногда усиленные металлическими пластинами. Основным элементом защиты были щиты из дерева, обтянутые кожей. Доспехи на Руси украшали народными орнаментами, изображениями с ликами святых, узоры чеканили на металле или наносили на кожу. Со временем изготовление доспехов совершенствовалось, появилась кольчуга, которая состояла из множества металлических колец, шлем, а затем и латные доспехи с более высокой степенью защиты.
 
Сегодня доспехи используются в армии и полиции. Современные бронежилеты изготавливаются из кевлара и других синтетических материалов, обеспечивая защиту от пуль и осколков.
 
Доспехи русских войнов представляют собой уникальное наследие, которое отражает не только военные традиции, но и культурное влияние разных эпох. Они эволюционировали вместе с изменениями в тактике ведения боя, оставаясь важным элементом военной истории России.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва17:52 14.02.2025 | № 181614
 
 0 
 
 0 
Бросаться в глаза
Крылатое выражение «бросаться в глаза» означает привлекать внимание, выделяться на фоне чего-либо или быть заметным.
 
Доподлинно неизвестна история возникновения данного афоризма, но фраза встречается в народном фольклоре, а также в произведениях знаменитых русских писателей, таких как: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.И. Куприн и т. д. Пословица «Аленький цветочек бросается в глазок» замечательно описывает значение этого крылатого выражения, подразумевая, что красота и яркая внешность всегда привлекают всеобщее внимание.
 
Данный фразеологизм может использоваться как в прямом, так и в переносном смысле. Например, цветная одежда может «бросаться в глаза», выделяясь на фоне серого пейзажа, или необычная идея может «бросаться в глаза» в обсуждении.
 
Таким образом, выражение «бросаться в глаза» акцентирует внимание на чем-то ярком и заметном, оно обогащает словарный состав русского языка, делая речь более выразительной, и является частью культурного наследия России.
 
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
20
 Комментариев 2 
•   
Алия Афлятунова (Оргкомитет)21:20 14.02.2025 | № 181624
 
 0 
 
 0 
Re: Бросаться в глаза
Александр, подработайте последнее предложение, написано немного коряво! Если это сделаете, будет 10 баллов!
•   •   
Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва22:18 14.02.2025 | № 181626
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Бросаться в глаза
Уважаемая Алия! Замечания учтены, последнеее предложение изменил

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва17:18 14.02.2025 | № 181611
 
 0 
 
 0 
Писать как курица лапой
Выражение «писать как курица лапой» обычно используется для описания неразборчивого, неаккуратного или неумелого почерка. Оно подразумевает, что текст оформлен так, что его трудно понять или прочитать, как будто его написала курица, которая не умеет держать ручку.
 
Впервые данный фразеологизм встречается в письменных работах римского комедиографа Плавта (220–184 гг. до н. э.), на латинском выражение звучало как «galina scripsit» («курица написала»). На Руси же эта фраза ранее выглядела так: «как куры набродили».
 
Народ в России всегда был наблюдательный, люди изучали природу, животных, окружающий мир, и на основе этих наблюдений часто рождались различные крылатые выражения, пословицы и поговорки. Курицы — это довольно суетливые и неловкие птицы, они обычно ходят из стороны в сторону, семенят своими лапками, оставляя на земле неразборчивые следы. Глядя на эти «куриные особенности», люди и придумали афоризм «писать как курица лапой».
 
Данное выражение очень актуально и в наше время, так как многие действительно пишут неаккуратно и неразборчиво. Обычно к таким людям обращаются, используя этот афоризм, в шутливом и ироничном контексте, когда хотят подчеркнуть плохое качество почерка или неумение грамотно излагать свои мысли на бумаге.
 
Таким образом, фразеологизм «писать как курица лапой» существует уже очень давно, тесно связан с русской народной культурой и не теряет своей актуальности со свременем.
 
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
12.0
20

Fedor Petraev #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва16:55 14.02.2025 | № 181610
 
 0 
 
 0 
Мачеха
Образ мачехи очень распространённая тема в русских народных сказках, этого героя можно увидеть во многих сюжетах такие-как: «Метелица», «12 месяцев», и многих других.
 
Обычно мачеха — это женщина 40–50 лет у которой 2 дочери. Первая дочь-любимая, вторая-это падчерица, которая выполняет всю работу в доме. Пример тому сказка » Метелица «, в которой мачеха отправляет дочь на мороз в поиске подарков на новый год, но как мы уже знаем это обернется для матери бумерангом.
 
Характер у персонажа всегда злой, обиженный, и ненавистный, но все это проявляется к падчерице, а любимой дочке мать, наоборот, относится с добротой, любовью, и часто балует еë подарками.
 
Мачеха — это один из примеров, как не должна себя вести н мать, но как говорится «в семье не без урода», ведь в каждой ячейке общества должно быть добро, которое побеждает зло.
 
Автор статьи: Петряев Фёдор Автор рисунка: Ирина Милованова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
11.5
20
 Комментариев 3 
•   
Алия Афлятунова (Оргкомитет)21:11 14.02.2025 | № 181623
 
 0 
 
 0 
Re: Образ мачехи в русских сказках
Федор, данная картинка уже была использована
•   •   
Fedor Petraev #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:27 15.02.2025 | № 181693
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Образ мачехи в русских сказках
Хорошо, прошлую статью с такой картинкой удалил, просьба принят статью
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва20:51 15.02.2025 | № 181708
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Образ мачехи в русских сказках
Картинку заменили, просьба принять статью.

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва22:48 12.02.2025 | № 181564
 
 0 
 
 0 
Зарубить себе на носу
Крылатое выражение «Заруби себе на носу» имеет глубокие корни и относится к русской народной культуре. В настоящее время данный фразеологизм подразумевает, что человеку нужно во что бы то ни стало запомнить очень важную информацию, желательно записать ее, чтобы не забыть. Эту фразу часто используют, чтоб акцентировать внимание человека на каком-либо предмете или событии.
 
Данное выражение впервые стало использоваться с тех времен, когда береста еще часто заменяла бумагу. Дело в том, что на Руси люди носили с собой деревянные планки, на которых отмечали с помощью ножа важные для себя события, например: день недели, число, месяц, а также необходимое количество покупок, долги и т. д. На дерево наносили насечки острием ножа. Простые крестьяне имели при себе обычно одну планку, а те, кто побогаче, могли пользоваться гораздо большим количеством деревянных помощников.
 
«При чем же здесь нос?» — подумаете вы. Ответ на этот вопрос очень простой — деревянные планки, на которых «нарубали» различные пометки, назывались носами (потому что их везде носили с собой). Отсюда и пошло выражение «Заруби себе на носу».
 
Таким образом, выражение «Заруби себе на носу» имеет интересную историю возникновения и неотъемлемо связано с эволюционным развитием России и ее культурой.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
20

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:19 12.02.2025 | № 181562
 
 0 
 
 0 
Нечистая сила
Нечистая сила в русской народной культуре занимает особое место, олицетворяя страхи и предрассудки, связанные с миром сверхъестественного. Как правило, к нечистой силе относят разнообразные загадочные существа, такие как: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, черт, домовой, русалка, водяной, кикимора, упырь и т. д. Обитают обычно эти сущности в грязных болотах или дремучих лесах, а появляются только с наступлением темноты.
 
Нечистая сила активно присутствует в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Истории о темных сущностях передавались из поколения в поколение и служили не только развлечением, но и способом объяснения природных явлений, а также напоминанием о том, что человек не всесилен. В русских сказках чаще всего нечистая сила олицетворяется со злом, которому противостоит какой-либо положительный герой, выступающий на светлой стороне. В конечном итоге добро всегда побеждает зло. Такой сценарий подчеркивает характер русского человека, его истинную приверженность добру и справедливости.
 
«С нечистым поведешься, со свету сживешься» — мудрая пословица, которая намекает на то, что нужно быть внимательными в выборе друзей и знакомых, потому что окружение сильно влияет на личность человека. Выражение — «Где тебя носила нечистая сила» — уже давно стало нарицательным, так обычно обращаются к человеку, который долго где-то пропадал.
 
Таким образом, нечистая сила в русской народной культуре — это явление, отражающее мировосприятие людей, их страхи и надежды. Она является важной частью культурного наследия России, продолжая вдохновлять современных авторов и исследователей.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
20

Софья Матящева #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва8:06 12.02.2025 | № 181541
 
 0 
 
 0 
Елена Премудрая
Образ Елены Премудрой в славянских сказках всегда одинаков, вы его, наверняка, знаете…
 
Ее персонаж всегда связан с волшебными предметами: троном, книгой, дающей ответ на вопрос и колесницей, которая умчит героиню в любое пространство. Многие ее предметы дорогие, так как покрыты золотом, что говорит об обилии денег. Она одета в одежду с мотивами иного мира, Кощея, колдовства. Елена-ведьма, колдунья и глава шабаша. Это подтверждают змеи в колеснице, в подручных — большой палач, носивший с собой топор.
 
В деревнях и селах любят сочинять разные эпизоды с Еленой Премудрой, но сам её образ не особо менялся. У этой героини были волшебные способности иного мира, а именно: перевоплощение в птиц, передвижение по воздуху и речь на птичьем языке.
 
Как же родился образ Елены Премудрой? Есть версия, что вид её произошёл от Елены Стефановны Волошанки (то есть молдаванки). Считается, что Елена Премудрая схожа красотой и умом с Еленой
Волошанкой.
 
Автор статьи Софья Матящева, автор рисунка Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 Комментариев 3 
•   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва15:14 12.02.2025 | № 181549
 
 0 
 
 0 
Re: Образ Елены Премудрой.
Текст пропустили через ТИПОГРАФ, просьба- оценить статью. Спасибо
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва22:37 13.02.2025 | № 181584
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Образ Елены Премудрой.
Добрый вечер, уважаемые эксперты, просьба-оценить работу, через типограф мы лично прогнали. А подскажите, что с допбаллами, они исчезли или это сбой? Спасибо…
•   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва18:34 16.02.2025 | № 181760
 
 0 
 
 0 
Re: Образ Елены Премудрой.
Уважаемый эксперт, обращаемся к вам не раз, текст через типограф был пропущен и не раз, просьба принять статью, Соня этого очень ждет, спасибо.

Александр Тихонов #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:16 10.02.2025 | № 181461
 
 0 
 
 0 
Кадушка
Кадушка — это традиционный предмет русской народной культуры. Она представляет собой небольшую бочку или ёмкость, обычно сделанную из дерева, которая используется для различных бытовых нужд, таких как хранение продуктов, стирка или купание.
 
В русской деревне кадушка была неотъемлемой частью повседневной жизни. В ней часто хранили квашеную капусту, соленья, молоко и другие продукты. Кадушки использовали также для стирки одежды, особенно в сочетании с корытом. Во многих регионах России этот предмет ассоциировался с баней, где в ней могли подготавливать воду для мытья.
 
Символически кадушка олицетворяет домашний уют, заботу о семье и традиции. Она часто упоминается в народных песнях, сказках и пословицах. «В худого коня корм тратить, что в худую кадушку воду лить» — известная русская пословица, которая означает, что не стоит заниматься бесполезными делами, которые не принесут результата
 
Кадушка также имеет место в народных праздниках и обрядах. Например, на Масленицу кадушками могли украшать помещение или использовать их в играх и забавах.
 
Таким образом, кадушка в русской народной культуре является не только полезным бытовым предметом, но и важным символом домашнего тепла, семейных традиций и связи с природой. Её образ продолжает жить в фольклоре и народных промыслах, напоминая о богатстве русской культуры и её традициях.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Валентина Билалова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
16.0
20

Виктория Зенцова #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:11 10.02.2025 | № 181458
 
 0 
 
 0 
Ведьма
Ведьма — один из самых многогранных персонажей фольклора, который встречается в различных культурах. Он часто ассоциируется с магией, колдовством.
Данныая героиня наделена особыми способностями, позволяющими ей управлять природными силами, лечить болезни. Известно, что нечисть может предсказывать будущее.
 
Население не только Руси воспринимают этот образ как зло, от которого надо избавиться любой ценой, поскольку он несет только зло: губит посевы, вызывает засуху, морит людей голодом и приносит болезни. У славян люди, занимающиеся колдовством, преследовались по закону и наказывались, простое же население часто устраивало самосуд после появления несчастных случаев или гибели поселян.
 
Однако у славян всегда было желание узнать свое будущее, поэтому нередки случаи, когда к ворожеям и гадалкам бегали тайно, чтобы погадать.
 
В славянских сказках данный образ не однозначен, ведьмы могут быть как злыми, так и добрыми.
Всем известно, что ведьмы живут в деревянных домах, а Баба-Яга, например, в избушке на курьях ножках. Она имеет волшебные предметы: ступу, метлу самоходную и служит самому Кощею. Чаще всего этот образ ассоцииируется с возрастной женщиной, у которой скрипучий голос, причем она не брезгует полакомиться- в некоторых сказках-человечинкой.
 
В других же сказках Яга помогает главному герою, кормит, поит его, истопляет баню и помогает найти верный путь.
 
Иногда данное выражение «ведьма» носит иное значение- в простонародье-злая и ворчливая женщина, с подтекстом «властная и самобытная».
 
Таким образом, население Руси остается верным своей традиции видеть в этом персонаже двойственный образ как зла, так и добра.
 
 
Автор рисунка: Ирина Милованова
Автор текста: Виктория Зенцова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
15.0
20
 Комментариев 2 
•   
Илона Денисова (Оргкомитет)21:53 10.02.2025 | № 181476
 
 0 
 
 0 
Re: Ведьма
Уважаемый Автор, есть подозрения на использование ИИ при написании текста. Если я права, то перепишите его своими словами.
Рисунок лучше отсканировать!
•   •   
Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва20:38 17.02.2025 | № 181818
 
 0 
 
 0 
Re: Re: Ведьма
Текст переписан, отредактирован, картинка заменена, просьба принять статью, спасибо.

< Предыдущая | Страница 2 из 33 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая | Последняя

Всего записей 487

Все в обратном порядке
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета