Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 453
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Отражены термины за все годы. Показать только термины с августа 2024 года. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 1
 
Божества 2
 
Быт 17
 
Внешность
 
Верования 4
 
Вышивка 1
 
Дом_двор 3
 
Еда 6
 
Живопись
 
Животные 20
 
Занятия_Профессии 2
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 3
 
Лес 3
 
Музыка
 
Одежда_обувь 2
 
Оружие
 
Праздники 3
 
Поделки 2
 
Посуда 3
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 3
 
Сказки 27
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 3
 
Строения 2
 
Суеверия 2
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 1
 
Традиции 6
 
Фразеологизмы
 
Украшения 1
 
Утварь 4
 
Фольклор 20
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ

Первая | < Предыдущая | Страница 4 из 10 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Следующая | Последняя

Всего статей 453

«Качками», а также «корячками» называют домашних уток. Такое прозвище зверьки получили за свою походку — покачиваясь и переваливаясь из стороны в сторону, прямо как вода в море. Раньше качкой уменьшительно-ласкательно называли женщин. «Моя ты качечка!».
 
Автор текста — Инна Ерошкина,
Автор картинки — Алина Жукова, 6 класс
 0 
 
Каша занимает важное место в русских народных сказках и фольклоре. Она символизирует простую, но сытную пищу, ассоциируется с домашним уютом и благополучием. В сказках каша часто выступает как волшебное блюдо, способное решать проблемы или приносить удачу.
 
Символ достатка: Каша часто упоминается как основное блюдо, которое обеспечивает семью. Она олицетворяет простоту и трудолюбие крестьянского быт. Волшебные свойства: В некоторых сказках каша может обладать магическими свойствами. Например, она может нарастать в кастрюле, когда кто-то говорит заклинания, или же превращаться в что-то другое. Сказочные сюжеты: В некоторых историях каша играет ключевую роль в разрешении конфликта или испытания. Например, герой может найти волшебную кашу, которая поможет ему победить врагов или справиться с трудностями.

Образ мудрости и доброты: Каша может символизировать заботу, тепло и любовь, которые передаются через приготовление пищи. Часто в сказках добрые персонажи делятся кашей с бедными или нуждающимися. Каша как испытание: В некоторых случаях каша становится испытанием для героев. Например, им нужно приготовить идеальную кашу или угостить ею важного гостя. Таким образом, каша в русских народных сказках — это не просто еда, а многозначный символ, который отражает культуру, традиции и мировосприятие русского народа.
 
Автор текста и иллюстрации: Алексей Алексеев
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Быт
20.0
20
 0 
 
Каша занимает особое место в русских народных сказках, символизируя не только простоту и изобилие, но и важные жизненные ценности, такие как труд, забота о близких и взаимопомощь. В сказках каша часто становится центральным элементом сюжета, вокруг которого разворачиваются события и взаимодействия персонажей.
 
Каша в русских народных сказках символизирует достаток и благополучие. Она ассоциируется с домашним уютом и теплом, а также с материнской заботой. Часто герои сказок, сталкиваясь с трудностями, находят решение в том, что могут приготовить кашу. Этот процесс становится не только физическим актом, но и символом единства и сплоченности семьи.
 
Таким образом, каша в русских народных сказках — это не просто еда, а глубокий символ жизни, труда и заботы о близких. Она объединяет людей и служит напоминанием о том, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти выход, если работать вместе и делиться тем, что у нас есть. Эти уроки остаются актуальными и по сей день, передаваясь из поколения в поколение через сказки и народные традиции.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Каша из топора — это известная русская народная сказка, которая иллюстрирует идею о том, как из ничего можно создать что-то ценное и полезное. В сказке рассказывается о бедном путнике или солдате, который, приходя в деревню, сталкивается с недоверием местных жителей. Чтобы доказать, что он может приготовить вкусную кашу, он использует свой топор в качестве основного ингредиента.
 
Сюжет обычно развивается следующим образом: герой варит воду и кладет в нее топор, утверждая, что каша получится очень вкусной. Сначала люди скептически относятся к его словам, но затем, увидев его уверенность, начинают интересоваться. Путник предлагает им добавить различные ингредиенты — крупу, масло, соль и другие продукты, которые жители деревни приносят ему. В итоге получается вкусная каша, и все становятся довольны.
 
Эта сказка учит важным жизненным урокам: о том, как важно делиться и сотрудничать, о силе изобретательности и о том, что даже самые простые вещи могут привести к большому результату, если к ним подойти с умом и креативностью. Она также подчеркивает ценность общения и взаимопомощи в обществе.
 
Автор статьи-Алексей Алексеев. Автор фото- Федор Петряев
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Быт
19.0
20
 0 
 
 0 
У «квашни» много значений.
Первое, это глиняная или деревянная кадушка для замешивания теста. У хозяюшек эта посудина была в почёте, ведь как мы все помним «хлеб всему голова». Именно в квашне замешивалась опара из которой получались разные вкусности от булок до пирогов.
В современное время можно услышать: «пойду квашню поставлю», уже подразумевая саму опару, то есть закваску. Обычно опару заводили из воды, закваски и муки. Замешивали рукой и оставляли побродить на пару часов либо на ночь.
А ещё так говорят на вялого человека, который не может внутренне собраться и выполнить дело — «квашня-квашнёй».
 
Автор картинки: Анастасия Бережнова, 5 класс
Автор текста: Дина Буторина
 
 
 
 
 
Промыслы русской художественной керамики как народное декоративно-прикладное искусства — это результат творчества многих поколений. Это искусство возникло в среде охотников, скотоводов и земледельцев. Производство керамики было доступным из-за доступности материала. Само слово керамика происходит от греческого «керамос», что означает глина. К этому определению относят и гончарное искусство.

Керамику изготовляют, воздействуя на глиняное изделие высокой температурой. Собственно керамика означает глину, прошедшую обжиг. Сырьем для изготовления керамики используют не только природное, но и синтетические материалы. Иногда их так и называют корундовая или титановая керамика.

Из глины, которая прошла термическую обработку изготавливают различные предметы быта, кухонную посуду, декоративные приспособления. Глина в виде месторождений встречается повсюду.
Керамика бывает тонкая или грубая. Мелкозернистая или крупнозернистая. К ней относят фарфор, фаянс, каменную керамику.

В России гончарное искусство встречается на раскопках древних городищ 10–11 веков. Применяется гончарные изделия и сейчас
Атор текста: Даниил Новиков
Автор фото: Михаил Шинко
 
 0 
 
 0 
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спирально виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, просушивали на воздухе и обжигали. На некоторых горшках обнаружены отпечатки пальцев. По величине отпечатков можно предположить, что эту посуду делали женщины. Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров.
Пища, приготовленная в керамической посуде не только вкусна, она лучше усваивается организмом.

Автор статьи — Архип Ордин
Автор фото — Н. Ордин
 
10.0
 0 
 
 0 
Это достаточно новый вид искусства появился он в 1972 году. Изделия пользуются огромной популярностью у кольлекционеров. Они имеют уникальный дизаин и никогда не потеряют актуальность. Материалы из которых выполнена посуда устойчивы к высоким температурам и механическим повреждениям. Приобретая семикаракорскую посуду, вы не только следуете модным новинкам, но и отдаёте дань истории и традициям.
 
Автор фото и текста: Кирилл Бойко
 0 
 
Это древнейший головной убор. В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Носили кику и в будни, и в праздники. Для славян рога были символом плодородия, поэтому кику рогатую могла носить только замужняя женщина, да и то после того, как у нее родится первый ребенок. В изготовлении кики применялась береста. Она служила каркасом для рогов. Рога поднимались вверх на высоту 20–30 сантиметров и держали форму. Носить такой головной убор было нелегко, приходилось поднимать голову. Отсюда и пошло слово «кичиться».

Кики выглядели очень богато. Они украшались вышивкой, бисером, жемчугом.
В церковь в таком головном уборе ходить было запрещено. Кика оставалась в женском гардеробе до начала девятнадцатого века

Автор текста и рисунка:
Арина Гилязетдинова
 0 
 
Кикимора — загадочный дух славянской мифологии
 
В славянском фольклоре существует множество разнообразных духов. Одним из самых известных персонажей является кикимора — существо, которое часто ассоциируется с домашними неприятностями и бедами.
 
Слово «кикимора» происходит от древнерусского корня «кыкать», что означает «шипеть» или «визжать». Это отражает одну из основных черт данного существа — её способность производить странные звуки, которые могут пугать людей. Согласно легендам, кикимора обитает в домах и хозяйственных постройках, предпочитая темные углы и укромные места.
Существует несколько версий происхождения кикиморы. Одна из них гласит, что она появляется в доме, когда родители нарушают какие-то табу или совершают грехи. Например, если мать проклинает своего ребенка при рождении или совершает другие тяжкие проступки, то может появиться кикимора, которая будет мстить за эти прегрешения.
 
Внешность кикиморы варьируется в зависимости от региона и местных поверий. Обычно её изображают как маленькую женщину с длинными руками и ногами, иногда с крыльями или хвостом. Она может быть уродливой, но всегда обладает способностьюю менять цвет глаз, но при этом остается невидимой.
Поведение кикиморы также разнообразно. Она может шуметь ночью, ломать вещи, мешать спать хозяевам дома или даже похищать детей.
 
Однако есть и добрые кикиморы, они могут быть помощниками по хозяйству, а если их правильно задобрить, то она не причинит вам вреда.
Кикимора занимает важное место в народной культуре славян. Её образ использовался для объяснения различных бытовых проблем и несчастных случаев.
 
Кикимора- образ, который до сих пор живет в памяти народа, хотя многие современные люди уже не верят в существование таких духов.
 
Автор текста: Артём Хрупов. Автор фото: Дмитрий Жданкин
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 


И колодезь причерпывается
Владимир Даль

Человеку для нормального поддержания жизнедеятельности, а также различных бытовых нужд требуется от 50 до 100 литров чистой воды, крупные животные также нуждаются в питье, им необходимо до 30 литров воды в день. Поэтому с древнейших времен люди селились в таких местах, где близко была питьевая вода или ее можно было легко достать, здоровье жителей напрямую зависело от качества питьевой воды.
 

Водоносный слой земли, который был защищен от обвалов деревянным срубом, называли колодцом. Вода находилась в глубокой яме, или шахте, которую можно было достать при помощи деревянного шеста, или журавля, а также на веревке. Чаще всего для подъема воды использовали цепь, или ворот. На конце цепи прикрепляли ведро, закрепляли небольшое грузило, чтобы ведро не скользило по поверхности и быстро набиралось.
Там, где грунтовые воды находились неглубоко, близко у поверхности, поднимали воду при помощи журавля. Это толстая жердь, палка, имеющая раздвоенный конец, с бадьей на одном конце и грузом на другом. А из глубоких колодцев вода поднималась при помощи ведра или ворота с веревкой. Деревянные ведра, это обычно 10–12 литров воды, служили сосудами для черпания вплоть до XX века.
 

Вода- это основная и необходимая жидкость для поддержания жизнедеятельности человека, поэтому в России более 15 населенных пунктов носят названия Колодезь, Колодезное, Колодезный.
Например, есть деревня в Калужской области, которая называется Колодези, она расположена в верховьях водного потока ручья Сушка и реки Лужа.
 
Колодец в мифологии большинства народов мира является не только местом, где можно утолить жажду, но и гранью, разделяющей параллельные миры. При этом, как ни странно, мистические свойства колодцев обладают глубокими корнями в фольклоре как жителей России, так и Европы.
 
В славянской мифологии рассказывали, что, оказывается, на Руси существовало одно строгое правило: в деревнях рыли, как минимум, два колодца. Один в центре селения для потребления воды жителями, а другой — на опушке леса, подальше от населения, который предназначался для духов и леших. Как правило, в очень редких ситуациях селяне пользовались данной водой. Нельзя было также смотреть в воду лесного колодца, вспомним русские народные сказки, потому что можно было провалиться в иной мир. Но некоторые смельчаки утверждали, что он, как зеркало, предсказывал будущее. А чтобы черт или леший тебя не утянул в глубину колодца, необходимо бросить в него какую-нибудь свою вещь.
Также по традиции славян, уходя на войну, солдату необходимо омыть оружие колодезною водой, родная земля, родная вода служит в данном случае оберегом.

Автор статьи и фото — Ирина Милованова.


 
 0 
 
 0 
Это маленький круглый пирожок из дрожжевого теста с начинкой. Он похож на обычную ватрушку. Начинки для кныша хозяйки придумывали сами: чаще всего использовали творог, варенье или шкварки.

Это блюдо относится к белорусской и украинской кухне. В 19в кныш подавали в среднезажиточных домах к мясным блюдам. Его запекали с луком и салом внутри.
 
Обычно такое блюдо готовили в постные дни, на праздники. Ими угощали и давали в подарок, в знак особого уважения и почтения.
 
Процесс приготовления занимал довольно много времени. На Украине, у людей даже сложилась поговорка об этом кушанье — «Покуда у бабы поспеют кныши, у деда не будет души».

«Он засунул кныш в козлы, под сиденье, где хранились уздечки, цепной тормоз для спуска с крутого косогора и запасный шкворень; влез на сиденье и, глухо чертыхаясь, вытянул гнедых по бокам кнутовищем» — Александр Козачинский, Зеленый фургон.
 
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
 
 
 0 
 
КовалЁк- от слова Ковал (глагол), окончание Ёк указывает на уменьшение. Это внук Сварога — небесного Бога-Кузнеца у славян.

Автор текста: Светлана Геннадьевна Максимова
Автор рисунка: Лилия Максимова
 0 
 
Ковер-самолет — это один из самых известных волшебных предметов в русских и восточных сказках. Он обладает способностью летать и переносить своих владельцев в любое место. Этот элемент фольклора символизирует свободу и возможность путешествий, а также чудеса, которые могут произойти в сказочном мире.
 
В русских сказках ковер-самолет часто используется героями для выполнения различных заданий или спасения. Например, он может помочь главному герою добраться до далекого царства или избежать опасностей. Ковер-самолет также может быть связан с темой богатства и удачи, так как он часто принадлежит богатым и могущественным персонажам.
 
Этот волшебный предмет имеет аналогии в других культурах, например, в арабских сказках, где он также используется для путешествий и приключений. Ковер-самолет стал символом русской сказочной традиции и продолжает вдохновлять современные произведения искусства и литературы.

Автор фото: Варвара Довгополая
Автор статьи: Алексей Алексеев
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Коза-дереза- персонаж из народных сказок, известная своим остроумием и хитростью. Как правило, она изображается как веселая и находчивая, а иногда и немного капризная, что делает ее необычной фигурой в сказочном мире. Коза-дереза часто становится центральной фигурой, вокруг которой разворачиваются приключения и неожиданные повороты сюжета.
 
В сказках коза обычно сталкивается с различными препятствиями и врагами, однако благодаря своему уму и смекалке, она всегда находит выход из сложных ситуаций. Ее приключения учат детей ценности настойчивости, находчивости и силы духа, что делает ее ярким примером для подражания.
 
Кроме того, коза-дереза олицетворяет традиционные народные идеи о доброте и справедливости, призывая бороться за свои права и не сдаваться перед лицом трудностей. Таким образом, она занимает важное место в культуре и фольклоре, оставаясь любимой героиней для многих поколений.
 
Коза-дереза остается важным персонажем детских сказок и напоминает об истории и культуре нашей страны.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки- Степан Оганисян
Тэги:  Животные
18.0
20
 
 
Кокошник — один из символов нашего русского национального костюма. Название этого старинного головного убора происходит от древнерусского слова «кокошь», что значит… «курица», «наседка». Потому что главное в кокошнике — гребень. В разных областях он имел разную форму: напоминал и наконечник стрелы, и полумесяц, и веер. Делали кокошники на заказ профессиональные мастерицы-кокошницы, украшали бархатом, парчой, бисером, жемчугом, золотым и серебряным шитьем., бусинами и даже драгоценными камнями. Неслучайно это произведение искусства в семье передавалось по наследству.
 
Носили кокошники только замужние женщины, так как на Руси, выйдя замуж, нужно было покрывать голову и прятать волосы. Прада, точно неизвестно, когда появились первые кокошники, но головные уборы древнерусских женщин уже в X веке их напоминают. А само слово встречается в документах XVII века. Если честно, немного жаль, что русские красавицы сегодня не носят кокошники, они ведь так напоминают корону!
 
Автор: Мария Щекотина
 0 
 
Кокошник — в древней Руси так называли головной убор который носили женщины. Произошло от слова «кокошь», что означает «курица» или «наседка».

Кокошник бывает разных форм например в виде опахала, полумесяца или округлого щита вокруг головы. Он является частью традиционного русского костюма. Раньше его носили в повседневной жизни, а сейчас он используется во время выступлений или в танцах, как аксессуар.

Автор текста и фото: Александра Семёнова
7.0
 0 
 
Кокошник — это традиционный русский женский головной убор. Обычно он представляет собой высокий орнаментальный ободок, украшенный различными узорами, вышивкой, бисером или другими декоративными элементами. Кокошники носились женщинами в России с древних времен и были популярны в различных регионах страны. В настоящее время они ассоциируются с русскими народными костюмами.
 
Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
10.0
 
Старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. Изначально кокошник считался праздничным женским головным убором у знати, надевали его на свадьбу, а в повседневности носили его упрощённое подобие. Обычно богато расшивался золотыми и серебряными нитками, драгоценными камнями и жемчугом. Каждый узор на кокошнике имел свой символ, например шишки символизировали плодородие и богатсво.

Автор текста и картинки: Мария Новикова
 0 
 
 0 
Кокошник — это такая традиционная русская шапка для девушек и женщин, которая выглядит очень стильно и необычно. Он обычно имеет форму полумесяца или треугольника и украшен разными вышивками, бисером или даже драгоценностями.
 
Кокошник — это как будто модный аксессуар из старинного времени, который подчеркивает красоту и женственность. Кокошники носили на праздниках и свадьбах, и они действительно добавляют особый шарм любому наряду. В общем, это не просто шапка, а целая часть русской культуры и истории, которая выглядит очень круто и привлекает внимание!
 
Автор статьи Карина Виноградова, автор фото Ирина Милованова
 
4.0
20
 0 
 
 0 
Кокурочка. Представляется маленькая птичка, цыпленок-дитя курочки). А это небольшая лепешка из любой муки, которая есть в наличии. Вот откроет начинающий предприниматель пекарню и назовет ее «Кокурочка». Не сразу и поймут что там пекут.

Автор текста: Ирина Рюмина
Автор рисунка: Инесса Касьянова
 0 
 
Слово «колобок» в русских народных сказках означает круглый шар или лепешка, испеченная в печи. Синонимы этого слова «колобуха, колобан». Для приготовления этого шара, который размякал вследствие процесса приготовления хозяйки обычно соскр*и «по сусекам» всю муку, которая была в их хлебных коробах: гречишная, ячменная, ржанная, ячменная. Наверное, при сочетании такого многообразия различных круп, а также маслица или сметаны, получался воздушный большой, вкусно пахнущий колобок.
 
В сказке колобок-существо веселое, радостное, которое умеет говорить «человеческим голосом и не желающим просто лежать на подоконнике и ждать, когда его съедят. Герой отправляется путешествовать по миру, напевая веселую песенку, что он «от бабушки ушел, от дедушки ушел». Колобок радуется, что ему удалось сбежать от первой опасности быть съеденным, А вот зачем он бежит и куда? На этот вопрос он не ответит. Его недолгая жизнь сопряжена с трудностями сказочного мира: встречи с разными героями не спасают его от хорошего психолога-лисы, которая при помощи хитрости и мудрости останавливает героя и съедает.
 
Первоначально герой был создан именно для этого процесса, который, к сожалению, неизбеден, поэтому жизнь героя трагична.
 
Итак, колобок-это символ веселого и бесшабашного, хвастливого мужчины, который бесцельно шатается по свету, драматичный по сути.
 
 
Автор статьи- Ирина Милованова
Автор фото- Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
Колобок в русских народных сказках- довольно-таки всем известный добрый персонаж.
Давайте представим себе этот предмет Он жёлтый, румяный, такой аппетитный шарик из теста., который так и просит, чтоб его оживили. А какой вкусный на вид. А в сказке его даже оживили, и говорит он «человеческим голосом».

Вспомним сюжет сказки про главного героя. Жили были дед, да баба. Замесила бабка теста. Слепила колобка. Оставила остывать, а он сбежал. На улице ведь так много всего неизведанного, интересного. Такие мысли, я думаю, посещали колобка.
Отправившись в неизвестность, наш герой встречает зайца, волка, медведя. На свою удачу, он смог их провести. Осмелел и совсем забыл о страхе. Это его и погубило. Лиса его съела. Он не смог спастись.
Только появившись на свет, колобок ничего не знает об окружающем его мире. И видя светлую травку, он даже не думает, что там есть что-то опасное. Он ещё не знает, что такое опасность. В таком состоянии он очень уязвим.

Мораль сей сказки такова: не стоит соваться в неизвестную яму. Надо быть готовым к обману лисы или иного незнакомца. Перед тем как уходить из гнезда, надо взвесить все за и против.

Автор текста: Иван Краснобаев.
Автор картинки: Камила Нуриманова.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Сказки
16.0
20
 0 
 
 0 
Колобок — это один из самых ярких и запоминающихся персонажей русских народных сказок. Он представляет собой хлебный кругляш, который оживает и отправляется в увлекательное путешествие. Этот персонаж стал символом не только детской беззаботности, но и народной мудрости. Давайте подробнее рассмотрим его характеристики, особенности и значение в сказке.
 
Колобок изображается как круглый, румяный, с золотистой корочкой хлебец. Его форма и цвет символизируют свежесть и тепло домашнего очага. Несмотря на свою простоту, он наделён особым шармом и харизмой. Это делает его привлекательным для детей, которые легко могут идентифицировать себя с ним. Колобок не просто хлеб — он живое существо, способное говорить, петь и мыслить.
 
Колобок обладает рядом характерных черт, которые делают его уникальным:
Самоуверенность: Он верит в свои силы и способности, что позволяет ему убегать от различных животных. Эта самоуверенность становится как его сильной стороной, так и причиной его беды.
Хитрость: Колобок умеет находить выход из сложных ситуаций, используя свою смекалку. Он обманывает зайца, волка и медведя, рассказывая им о том, как он сбежал от старика и старушки.
Наивность: Несмотря на свою хитрость, колобок оказывается наивным, когда встречает лисицу. Его доверие к ней становится роковым.
Любознательность: Колобок стремится исследовать мир вокруг себя. Его желание приключений и свободы толкает его покинуть дом, что в конечном итоге приводит к его путешествию.
 
Колобок — это не просто персонаж сказки; он стал частью русской культуры и фольклора. Его история полна приключений и уроков, которые остаются актуальными для детей и взрослых. Колобок олицетворяет стремление к свободе, но также напоминает о необходимости осторожности и мудрости в отношениях с окружающими. Эта сказка продолжает жить в сердцах людей и вдохновлять новые поколения на изучение богатства русской народной традиции.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
17.5
20
1 ]
 0 
 
 0 
Не плюй в колодезь, пригодится воды напиться… странная пословица, но что же она означает? На самом деле, все очень просто, не надо делать гадости или говорить плохо о людях, с которыми тебе учиться, работать, дружить. А что же такое колодезь? Оно созвучно со словом колодец и это правильно, колодезь — это вырытая яма в земле, чтобы добывать воду. Она бывает узкая и глубокая, защищенная от обвалов.
«Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь всё глубже и глубже в охватившем его мраке и, наконец, на трехсаженной глубине осветил дно». (Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»)

Автор картинки и текста: София Кичай
 
На Руси колодец- глубокая яма, наполненная водой, находящая в рамках колец или сруба- считается местом, где не только утоляют воду
 
Славяне верили, да многие и по сей день считают, что это место перехода в параллельный мир. Издревле на Руси в древних поселениях искали 2 места, для этого тогда и сейчас испрльзуется ветка лозы, она как точная направляющая, указывала место-точку копки. Один колодей рыли в центре деревенского поселения, вода из данного колодца предназначалась для всех жителей. А второй колодец рыли на окраине, куда крестьяне не ходили, поскольку считается, что та вода «мертвая», поскольку предназначена для темной силы…
 
Вспомним сказку «Иван-царевич и серый волк», в которой как раз используются заживляющие свойства мертвой воды, а потом для воскрешения-живой. Во время свадебной церемонии, по славянской традиции, набирали воду из колодца, омывали руки и лицо для долгой и счастливой жизни. В различных сказках героини прыгали в колодец, чтобы добыть клубочек с пряжей, как в сказке «Морозко», или встретиться с Кащеем, как в других сказках, Силу они получали как раз в параллельном мире, будучи трудолюбивым или добрым персонажем, их они наделяли по заслугам лучшими свойствами или качествами, также после возвращали их домой, на Землю.
 
В современное время колодей-это источник утоления жажды, к которому нужно относиться гуманно и заботливо.
 
Автор статьи и картинки-Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
20
 0 
 
 0 
В деревне, во дворе моего домика, стоит старая бордовая «четверка». Давно без колёс, с проржавевшим дном и замутневшими зеркалами. Уже как 5 лет машина не на ходу. Дедушка называет её колымагой. Мол, «сходи во двор, туда где колымага стоит», то есть старая разбитая повозка. Это слово в 21 веке несёт пренебрежительную окраску, хотя в 17 веке колымагой обладали только дворянские семьи. Колымага — карета, коляска, всякая барская повозка. Богатые люди украшали их золотом и серебром, а для уюта и тепла салон обивали дорогими мехами.
 
Автор рисунка: Костя Кисилев, 7 класс
Автор текста: Дина Буторина
 
 
Колядки — рождественские песни. Люди наряжались в разные образы. В основном в животных, в страшных существ и нечистую силу. Нужно было выглядеть странно и необычно для того, чтобы отпугнуть все плохое, а также раскрепоститься.
Чтобы спеть у кого-то во дворе, нужно разрешение хозяина. Танцы, нахваливающие слова, — за всё это гостей благодарили угощениями.
Думаю, и сейчас можно встретить колядующих, только в современной форме исполнения!
Самая популярная колядка, наверное, эта:
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.
 
Автор картинки и текста: Ксения Кутявина
 
 
 
Колядка… какое необычное в наше время слово. Звучит очень по-старинному. Никто его не употребляет и более половины детей и взрослых уж и не знает, что оно означает.
 

У меня слово «колядка» или «колядки» ассоциируется с произведением Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», мы его проходили в школе. Наверное, именно там я встретила впервые это слово. Николай Васильевич сделал примечание в тексте, объясняющие его значение: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому». Лучше Николая Васильевича и не растолковать.

Колядки или песни, которые поются накануне Рождества, наверное потому и забываются, что и традиции эти в наши дни не поддерживаются. Уж не слышала я в свои двенадцать лет ни на улице, ни дома колядок. А, пожалуй, весело бы было.

Автор текста и картинки: София Обыграйкина
 0 
 
Конек-горбунок- это персонаж русской народной сказки, который символизирует доброту, ум и силу дружелюбия. Он выглядит маленьким, но на деле- очень мудрый конёк, с характерной горбиной на спине. Главный герой сказки часто сталкивается с трудностями и злодеями, но с помощью конька он преодолевает все преграды.
 
История начинается с того, что обычный человек попадает в непростую ситацию. Он встречает конька и, узнав о его волшебных способностях, заключает с ним неразрывную дружбу. Конек-горбунок помогает своему другу выполнить трудные задания, обманывать хитрых врагов и находить счастье.
 
Этот персонаж олицетворяет верность и силу дружбы и показывает, что даже самые маленькие создания могут иметь огромную силу. Сказка учит нас тому, что доброта и помощь друг другу важнее физической силы и богатства. Конек-горбунок- не просто герой, а символ надежды и взаимопомощи в трудные времена.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Ксения Волчкова
 
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Животные
18.0
20
 
Копуша — слово, знакомое скорее всего многим детям. Так в итоге-кОпать или кАпать (на мозги). Медленно собираться или что-то делать можно и как копать. Но своим копанием можно одновременно капать на мозг — тому, кто заставил, либо самому себе в процессе действия. «Ну что ты как Копуша!». Данную фразу может услышать любой-любимая жена, стоя перед зеркалом, муж, ищущий одинаковые носки, сотрудник офиса, заваленный бумагами. Вот такое многозначное определение тормоза.
 
Автор текста: Ирина Рюмина
Автор фото: Анастасия Гукова
 
 
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва             
 0 
 
 
Первые корзины плелились из лозы ивы. Их некоторое время держали в соленом растворе, что придавало лозе более гибкости. Корзина-это первая необходимая вещь, которая использовалась для многого.
Первые плетёные корзины появились 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведённые археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее.
В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетёных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша, а для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце.
В корзинах из лозы люди хранили самые разные вещи: собранный урожай и семена, пойманную рыбу и дичь, одежду и провизию. Плетёные корзины устанавливались в усыпальницах для хранения вещей, принадлежавших умершему и способных «пригодиться» ему в загробной жизни.
В настоящее время плетёные корзины получили широкое распространение. Подарочные плетёные корзины являются одним из самых популярных вариантов упаковки, способным в выгодном свете представить практически любой товар, в том числе цветочные композиции и парфюмерные наборы. Они также станут отличным самостоятельным подарком или использоваться для украшения интерьера загородного дома, придавая ему изысканный и изящный.
 
Автор статья Архип Ордин. Автор фото Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Александр Ковко
10.0
20
 0 
 
Коромысло — бытовой инструмент, помогающий носить воду в вёдрах. Использовался на Руси преимущественно женщинами.

Коромысло состоит из основных элементов:
1. Деревянная или металлическая балка: Основная часть, которая обеспечивает устойчивость.
2. Ручки (упоры): Оба конца балки имеют ручки для удобного захвата.
3. Верёвки или цепи: С одной стороны коромысла прикрепляются верёвки, на которые подвешиваются ведра или другие контейнеры для грузов.
Впервые коромыслом предположительно пользовались в XVI веке.

Коромысло представляет собой неотъемлемую часть традиционного сельского быта и по-прежнему остаётся полезным инструментом для многих дачников и владельцев частных домов.
 
Автор текста и картинки — Никита Пьянков, 6 класс.
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Коромысло — это деревянная палка или дуга, приспособленная для ношения ведер с водой. Это изобретение занимает особое место в русской народной культуре и является символом труда, простоты и связи с природой.
 
В традиционном русском деревенском быту коромысло использовалось для переноски воды из колодцев и рек. Оно было незаменимым помощником для женщин, которые ежедневно ходили за водой. Коромысло также стало предметом народного творчества. В фольклоре и песнях часто встречаются упоминания о нем, где оно символизирует женский труд, заботу о семье и домашнем очаге.
 
Знаменитое крылатое выражение «дым коромыслом» используется тогда, когда происходит какая-то активная деятельность, связанная с шумом и суетой. Истоки же этого афоризма уходят в далекое прошлое, когда дома отапливались дровами, а дым часто выходил через дверь, приобретая очертания дуги. В некоторых народных сказках коромысло может выступать как магический предмет, который помогает героям в их приключениях. Кроме того, коромысло имеет свои образы в декоративно-прикладном искусстве. Его изображают на полотнах, в резьбе по дереву и вышивке.
 
Таким образом, коромысло — это не только орудие труда, но и важный культурный символ, который отражает дух русского народа, его традиции и образ жизни. Оно напоминает нам о ценности труда, взаимопомощи и связи с природой, что делает его значимым элементом русской народной культуры.
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Наталья Тихонова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Наши предки не особо задумывались над тем, какое название дать предмету, которым пользовались часто. Вот и это слово — корыто- означало лишь то, что сделано из коры, значит, изделие из дерева. Чаще всего хозяин делал корыта сам из цельного куска дерева. Вещь была необходимая в хозяйстве: для стирки, купания детей, для рубки капусты, мяса.

На фотографии корыто, которе имеется лично у меня дома. Куплено было давно, на базарчике. Использовалось для того, чтобы иссечь капусту для пирога. С появлением кухонных миксеров, комбайнов необходимость в этой домашней утвари отпала. Но вот храню!
Детские воспоминания связаны с этим предметом. Любимое семейное времяпровождение — лепить пельмени. Отец рубит мясо в корыте сечкой, затем разводит фарш молоком и толкушкой доводит до нужного состояния. Бабушка в это время колдует над тестом, оно должно быть очень крутое. Мнет, складывает пополам, снова мнет. Мы, дети, раскатываем сочни, кладем фарш на пластинку из теста, защипываем края — пельмень отправляется на сочененку. А затем либо замораживаться в сенки, либо в чугунок с кипятком.

В этой любимой семейной традиции без корыта было никак не обойтись. Было оно старое, но удобное и красивое.

Автор статьи и фото Елена Вяткина
 
 
КосИцы — на Руси прическа девочек и мальчиков. Раньше в древности волосы детям не стригли, а заплетали в косички.
Космы — волосы у славян, связаны с Космосом. Они являются проводниками космической энергии через волосяные нити.
 
Автор текста: Светлана Геннадьевна Максимова
Автор рисунка: Лилия Максимова
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва             
 0 
 
Косоворотка — это традиционная русская мужская рубашка с отложным воротником, который застегивается на пуговицы или завязки. Обычно свободного кроя. Она может быть изготовлена из льна, хлопка или других натуральных тканей.
 
Косоворотка является одним из символов русской народной одежды и широко использовалась в повседневной жизни на Руси. Этот элемент одежды был популярен среди крестьян, казаков, ремесленников и других слоев населения. Она носилась как самостоятельная одежда или под кофтаном.
 
Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
10.0
 0 
 
 0 
Кот в русских народных сказках занимает особое место, часто выступая как символ хитрости, сообразительности и даже волшебства. В сказках коты могут быть как обычными животными, так и наделенными магическими способностями.
 
Одним из самых известных примеров является сказка «Кот, который умел говорить». В этой истории кот становится верным помощником главного героя, помогает ему преодолевать трудности и побеждать врагов. Кот часто изображается как мудрый и хитрый персонаж, который знает, как извлечь выгоду из сложной ситуации.
 
В других сказках коты могут быть связаны с темой богатства и удачи. Например, в сказке «Кот учёный» кот приобретает знания и умения, которые помогают ему решать проблемы и защищать своих хозяев. Здесь кот символизирует не только ум, но и силу дружбы и верности.
 
Также коты часто встречаются в сказках о богатырях и героях, где они могут быть помощниками или даже защитниками. Их ловкость и хитрость позволяют им выходить из самых сложных ситуаций и помогать своим хозяевам.
 
Таким образом, кот в русских народных сказках — это многогранный персонаж, который олицетворяет ум, хитрость и верность, а также служит важным связующим звеном между людьми и миром волшебства.
 
Автор текста и иллюстрации — Александр Тихонов
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
17.0
20
 0 
 
 0 
Давным-давно, в самом сердце великого леса, жила древняя магическая сущность — Кот Баюн. Он был великаном среди кошек, с густой зеленовато-синей шерстью, сверкающей, как самоцветы, и глазами, горящими золотом, словно два маленьких солнца. Его когти были острее мечей, а крылья, покрытые перьями, позволяли ему парить над вершинами деревьев, словно грозовая туча.
 
Кот Баюн обладал уникальной способностью — он знал тысячи сказок и легенд, каждая из которых могла погружать слушателей в глубокий сон, полный ярких сновидений. Эти сны могли исцелять души и тела, открывать тайны прошлого и будущего, а иногда даже переносить людей в иные миры.
 
Но не всякий мог услышать эти сказки. Только самые смелые и чистые сердцем смельчаки решались отправиться вглубь леса, чтобы встретиться с этим могущественным созданием. Ведь дорога к нему была полна испытаний и опасностей. Нужно было пройти через густые заросли, преодолеть бурлящие реки и избежать встречи с коварными духами леса.
 
И до сих пор в глубине лесов живет Кот Баюн, охраняя свои тайны и помогая тем, кто действительно этого заслуживает.
 
 
Автор текста: Артём Хрупов
Автор картинки: Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Кот Баюн- это персонаж славянской мифологии, загадочный и волшебный кот, который обладает способностью говорить и завораживать слушателей. Его образ ассоциируется с защитой и мудростью. Кот Баюн нередко выступает в роли сказочного наставника, который помогает героям преодолевать трудности и искать истину.
 
В народных сказаниях он может быть как добрым, так и злым, часто играя противоречивую роль: с одной стороны, он способен раскрыть секреты и предостеречь от опасностей, с другой- может ввести в заблуждение. Его имя стало символом обмана и хитрости, так как он умеет запутывать и манипулировать.
 
Кот Баюн- это не просто кот, а олицетворение мудрости, магии и самого фольклора, который продолжает жить в сердцах людей, напоминая о важности знаний и умений различать добро и зло.
 
Автор текста — Илья Леваков
Автор фото — Дарья Григораш
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
15.0
20
 
В нашей бане живёт кочерга.
Она нужна для того, чтоб в топке можно было перемешивать угли. В первый раз я увидела кочергу в бане: папа перемешивал дрова в печке. Спросив у родителей, что это такое, узнала, что это железный прут длиной 50 сантиметров, шириной 1,5 сантиметра. Один край у кочерги загнут сантиметров на 10, другой край закруглённый, чтобы было удобно держать в руке.

Впервые кочерга появилась на Руси где-то в 19 веке. Произошла от украинского слова (коцюба). Кочергу, ожег вместе с ухватами (рогачами) почитали, всегда ставили «после работы на отдых» в угол у печки.

Еще у этого предмета домашнего обихода есть символическое значение. Иногда, в грозу или сильный град, кочергу выбрасывали за порог дома, чтобы прекратить стихию. Старые люди так делали и кочергу всегда уважали.

Автор текста и фотографии Катя Степанова
 
Как ни странно, назначений у этого слова несколько — самое распространенное — уменьшительно- ласкательное название петушка (кочет), именно кочетком называли петухов в деревне.
 
А еще так называют небольшой металлический флюгер, с изображением на нем петуха. Если кто-то не знает: флюгер — это такой специальный прибор, по которому можно определить направление ветра.
 

В русской литературе довольно часто используется это слово:
«А он вдруг задом ко мне верть и запел молодым кочетком: кука-реку-ку-ку!» Лесков Н.С.

Кроме того, слово «кочеток» означает небольшую деревянную палочку, которая крепится к лодке, и на нее, при помощи кольца из веревки, надеваются весла.
 
Автор текста и фотографии: Анастасия Молчанова
 0 
 
 
Кошка в русском фольклоре часто символизирует хитрость, ловкость и независимость. Она выступает как охотник на мышей, что подчеркивает её роль в защите жизни и домашнего уюта. В народных сказках кошка может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
 
В сказках, таких как «Кошкин дом», кошка изображается как хозяйка, которая создает уют для себя и близких, особенно в конце, где котята вместе с ней и ее мужем котом построили новый дом после пожара. Она часто находит общий язык с другими животными, показывая дружелюбие и взаимопомощь. С другой стороны, иногда кошка может проявлять хитрость и эгоизм, как, например, в сказках, где она обманывает других животных ради своей выгоды.
 
Кроме того, кошка в русском фольклоре ассоциируется с волшебством и тайной. Её ночная активность и способность видеть в темноте порождают множество мифов и поверий, связанных с магией. Люди считали, что кошки могут участвовать в колдовских ритуалах и охранять дом от злых духов, что добавляет к их образу мистическую составляющую.
 
Таким образом, кошка занимает важное место в русском фольклоре, олицетворяя как положительные, так и отрицательные качества, которые близки и понятны людям.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
20
 0 
 
 0 
Кошки в славянской культуре, как и у других народов, считались достаточно опасными существами, которые способны принести человеку вред, поскольку считались проводниками в потусторонний мир. Однако, люди полагали, что вывести из него также могут кошки, таким образом, эти животные расценивались двояко.
 
Считается, что слово кошка произошло от слова «кошель» — сохранять, или кошма- «давать тепло» и даже Кощей- «злое существо».
Однако народ создал такой образ, как кот-Баюн, который сидит на дереве и сладко «бает», рассказывает, призывая своими сказками к бездействию и сну, победить Баюна можно только железной рукавицей, и тот, кто справится с котом, будет наделен великой силой и сможет победить разные болезни.
 
Есть коты также у таких сказочных персонажей, как Баба-Яга, костяная нога. Он был ее вечным спутникам, помогал в колдовстве и знахарстве. Люди боялись особенно черных котов, которые до сих пор, по мнению населения, представляют большую опасность. Есть даже строчки из песен: «Если черный кот дорогу перейдет…«В эти приметы верят все, многие ждут, когда кто-нибудь перейдет дорогу, которую перед ним перешла черная кошка.
Есть поверие, что кошки или коты своими немигающими и умными глазами видят представителей темных сил и разных нечистей, шипят на них.
 
В современном мире некоторые понятия сохранились, но я была свидетелем, как одна кошка, мы называли ее Леночкой, пыталась защитить свою хозяйку, также с зелеными глазами, которую обижали. Надо сказать, что это была шутка, можно сказать эксперимент над кошкой, но она бросилась на обидчика, мы поняли, что наша Лена- очень умное животное. Также вспоминаю, когда Леночка уже вместе с котятами была с нами в степи, где мы выращивали свеклу, лук и бахчевые. Я скомандовала: «Лена, на машину!». Как будто она понимала человеческий язык. Но она поняла его и, не дожидаясь второго приглашения, перетаскала своих четырех котят на верх кузова, груженного арбузами. Они сидели там на задних лапках, поглядывая на нас, дескать, ну что, мы готовы, когда поедем?
 
Автор статьи- Ирина Милованова. Автор фото- Нуриманова Камилла
 
См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
16.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Кошуля — длинные сорочки с вышивкой у воротника и у рукавов.
 
Нашли в дневниках Льва Николаевича Толстого (1979г): «Кошуля — шуба легкая».

Автор текста и картинки: Дарья Титова
 0 
 
Кощей Бессмертный — один из самых известных персонажей славянской мифологии. Он олицетворяет зло, темные силы и бессмертие.
 
Кощей обычно изображается как старик с длинными волосами и бородой, часто с худым телом и острыми чертами лица. Его имя происходит от слова «кощей», что может означать «костяной» или «сухой», подчеркивая его истощённый, мертвенно-бледный вид. В мифах он бессмертен, но оно связано с тем, что его душа или жизнь скрыты в неком предмете, который необходимо найти и уничтожить, чтобы окончательно победить его.
 
Кощей Бессмертный символизирует не только зло и разрушение, но и страх перед смертью и неизбежностью. Его образ может также отражать борьбу человека с внутренними демонами и искушениями. В настоящее время выражение «Кощей Бессмертный» стало своего рода афоризмом. Так называют очень худого, жадного или злого человека. Когда хотят упрекнуть в скупости, обычно говорят: «Что ты, как Кощей над златом чахнешь!», а к очень худому человеку обращаются — «Кощей Бессмертный».
 
Кощей Бессмертный упоминается во многих русских народных сказках, например: «Иван Царевич и Серый волк», «Елена Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная».
 
Автор текста — Александр Тихонов.
Автор фото — Камила Нуриманова
 
 
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Сегодня мы поговорим о самом красивом и значимом месте в русской избе — это красном углу.
Поскольку строились деревянные дома небольшими при больших семьях, то выбирали самое парадное место, угол, вверху которого подвешивали икону, покрытую полотенчиками, божницами. Хозяйка дома их, по преданию, должна была сама выткать и вышить крестом. Такой угол назывался красным. Красный угол — это место молитвы, общения с Богом и святыми. Любые гости, которые бывали в этом доме, по славянской традиции должны были поклониться иконе, пожелать здоровья и всяческого благополучия хозяевам, а потом поздороваться и с самими хозяевами.

Поскольку угол был самым важным, значимым и святым местом, то в народе его прозвали «красным», т. е. красивым. В Сибири и на Урале располагался он в дальнем углу с восточной стороны, между стеной в сени (верандой) и боковой стеной. Предполагалась, что входящие сразу должны были его увидеть, а потом держать путь дальше.

Автор статьи и фото — Ирина Милованова
 0 
 
Я думаю что все хотя бы раз слышали про огниво — приспособление для получения открытого огня. Оно состоит из кремня(твёрдый камень), трута(что-то, что должно загореться) и кресала. Именно о кресале сегодня и пойдёт речь.

Что такое кресало, и с чем его едят?
Представляет собой кусочек металла или сплава. При ударе о кремень из кресала вырезаются мелкие стружки, и, так как при резании металл значительно разогревается, разогретые стружки воспламеняются, взаимодействуя с кислородом, содержащимся в воздухе. Изначально в качестве металла использовали железо. Однако железо — довольно твёрдый материал, из-за чего добиться искр руками было тяжело. В начале 20 века кромсала стали изготавливать из мишметаллов, самым распространённым из которых сейчас является ферроцерий.

От чего образовано слово?
Кресало образовано от глагола «кресать» = «высекать огонь» = «тесать камень». Его также часто называли кромсалом (от глагола «кромсать» = «резать»).

Немного истории:
Первые кресала появились в 3–2 веке д. н. э. , а наибольшее распространение оно, кромсало, получило в средние века. Кресало использовалось вплоть до изобретения в 19 веке спичек, а в некоторых районах Европы сохранялось в крестьянском быту до начала 20 века.

Автор текста и рисунка: Павел Аллилуев
 
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
 
 
 0 
 
 0 
Крестьянская изба — это традиционное жилище, характерное для крестьянского быта в России и других славянских странах. Такие избы имеют свои уникальные особенности, отражающие местные климатические условия, обычаи и образ жизни.
 
Избы обычно строились из дерева, реже — из кирпича или камня. Деревянные избы часто возводились из бревен, которые скреплялись между собой с помощью специальных соединений.
 
Интерьер крестьянской избы был простым, но функциональным. Стены могли быть украшены вышивкой, а на полках стояли глиняные горшки, деревянные изделия и другие предметы быта. Мебель также была простой: стол, скамьи, кровати.
 
Крестьянская изба — это не просто жилище; она является символом крестьянского труда и жизни. В ней проходили важные события: свадьбы, праздники и даже похороны. Изба служила местом общения и передачи традиций от поколения к поколению.
 
Автор статьи: Карина Виноградова
Автор рисунка: Варвара Довгополая
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
20.0
20
 0 
 
 0 
Кросно — ткацкий станок, на котором ткали ткань, рушники, половики.
 
 
Текст и фото: Анна Фёдоровна Фомичёва
 0 
 

Первая | < Предыдущая | Страница 4 из 10 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Следующая | Последняя

Всего статей 453

Сезон Статей Авторов
2024/25 166 24
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 453 97
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета